Раздел 2.
Пригородное пассажирское движение.
2.1. особенности пригородных перевозок.
Особенностями пригородных перевозок, оказывающими влияние на
организацию движения пригородных поездов, являются:
> Концентрация пригородных перевозок в крупных центрах страны; > Массовость перевозок с большим числом поездок на одного пассажира в год; > Перевозки осуществляются на короткие расстояния; > Резкое падение пассажиропотока на участке по мере удаления от головной станции; > Неравномерность перевозок по сезонам года и дням недели и по часам суток; > Постоянный состав пассажиров; > Наличие между зонной корреспонденции пассажиропотоков;
Эти особенности предъявляют следующие требования к организации
пригородного
движения:
> Установление достаточных размеров движения как в целом за сутки, так и по часам суток; > Удобное для пассажиров распределение пригородных поездов во времени; > Необходимость устройства зонных станций оборота пригородных составов; > Организация посадки-высадки пассажиров как на станциях, так и на остановочных пассажирских платформах;
Плановые пригородные пассажирские потоки предоставлены в виде диаграммы на
рис.3.
2.2. Определение плановых пассажиропотоков.
Исходными данными для определения размеров движения пригородных
поездов являются прогнозируемые пассажиропотоки за расчетные сутки А,
вместимость состава а и тип графика.
Вместимость состава при известной его величине и принятом типе
вагонов:
[pic]
где: а – число мест для сидения;
[pic] – коэффициент допустимой перенаселенности состава.
[pic]мест
Общий пассажирооборот на участке:
[pic]
Плановые поездо-километры: [pic]
Где: [pic] – общий пассажирооборот на участке; m – число вагонов в пригородном составе. (m = 10 ваг.)
[pic] – заданная населенность на вагон, ([pic] = 132 чел/ваг.)
[pic] поездо-км
2.3. Расчет размеров пригородного движения.
Выбор типа графика.
Для параллельного графика:
[pic] пары поездов
где: А – наибольшая густота пассажиропотока.
Период интенсивного движения, для которого производится выбор типа
графика, устанавливается по данным таблицы почасового распределения
пассажиропотоков в процентах.
Минимальный процент пассажиропотока приходящийся на 1 час, при котором
целесообразно использование непараллельного графика, составит, %.
[pic]
Где: [pic] – экономия времени на проезд пассажирами дальней зоны при
параллельном графике;
[pic] – общее число поездов при параллельном графике.
[pic]мин. (для ст. О) [pic]мин. (для ст. С)
[pic] % (для ст. О) [pic] % (для ст. С)
Таблица 3.
|Варианты размещения |[pic], |[pic],|? |Тип графика |
|зонных станций |мин |% | | |
|А – О – Ф |3 |20 |- |Параллельный |
|А – С – Ф |11,5 |11,3 |- |Параллельный |
На основе данных таблицы процентного распределения пассажиропотока по
часам суток из задания, можно сделать вывод, что так, как максимальный
процент пассажиропотока в часы пик (в период с 6 00 до 9 00) составляет –
10 %, то назначение непараллельного графика представляется
нецелесообразным.
2.4. Определение зонных станций и числа зон.
Необходимость деления пригородных участков на зоны вызывается
значительным спадом пассажиропотока по мере удаления от головной станции.
При выделении зонных станций сокращается число поездов дальних зон и тем
самым увеличивается время ожидания поездки для пассажиров, следующих на
станции удалённые от головной.
Деление участка на зоны позволяет не только улучшить обслуживание
пригородных пассажиров, но и повысит эффективность использования подвижного
состава и снизить себестоимость перевозок.
Для деления участка на зоны намечаются варианты:
Ст. А ст. М
ст. О ст. С ст. Ф
Рис. 4
В качестве зонных станций, выделяются станции с наибольшим спадом
пассажиропотока.
Для вариантов расположения зонных станций определим размеры движения
в парах поездов за расчетные сутки:
I вариант для зонной станции О:
[pic] пара поездов
[pic] пары поездов
II вариант, для зонных станций О и С:
[pic] пар поездов [pic] пар поездов
[pic] пара поездов
III вариант для зонной станции С:
[pic] пар поездов
[pic] пар поездов
Размеры движения, рассчитанные для параллельного графика по трем
вариантам с одной и двумя зонными станциями, сводятся в таблицу 4.
Для выбора оптимального варианта деления участка на зоны необходимо
подсчитать затрату поездо-километров на участке ?Nl в таблице 4.
Для учета возможных засылок будем считать общие поездо-километры с
увеличением на 5 %.
Таблица 4.
|Вариан|Зонная |Размеры |Расстоя|Поездо-километры ?Nl |Примеч|
|т |станция|движения |ние l, | |ание |
| | |по зонам |км | | |
| | |N | | | |
| | | | |По |В целом по|Общие | |
| | | | |зонам |участку |с учетом| |
| | | | | | |засылок | |
|I |О |2 |23 |46 |1348 |1415 |Min |
| |Ф |21 |62 |1302 | | | |
|II |С |10 |50 |500 |1306 |1371 | |
| |Ф |13 |62 |806 | | | |
|III |О |1 |23 |23 |1279 |1343 | |
| |С |9 |50 |450 | | | |
| |Ф |13 |62 |806 | | | |
Наибольшую сходимость заданных ?Nl (1415 поездо-км) и расчетных ?Nl
(1405 поездо-км) обеспечивает I вариант с одной зонной станцией О.
2.5. Распределение пригородных поездов по часам суток.
Для построения графика движения пригородных поездов общие размеры
движения должны быть распределены по часам суток. Основой для этого
является процентное соотношение прибытия и отправления на головную станцию
«А» пригородного пассажиропотока по часам суток.
Размеры движения по зонам за каждый час определяются по формуле:
[pic]
где: [pic] – процент прибытия или отправления пригородного пассажиропотока, приходящегося на данный час суток, пот головной станции;
[pic][pic] – общее число поездов i – й зоны.
Распределение пригородных поездов по часам суток приведено в таблице 5.
Таблица 5.
|Часы |Прибытие на головную станцию |Отправление с головной станции|
|суток | | |
| |Пассажи|Кол-во поездов по |Пассажи|Кол-во поездов по |
| |ро |зонам |ро |зонам |
| |поток к| |поток к| |
| |суточно| |суточно| |
| |му, % | |му, % | |
| | |Расчетное |Принятое | |Расчетное |Принятое |
| |Между |Между | |
| |остановочны|станция| |
| |ми. |ми | |
| |пунктами | | |
| | | |Расчетные |Принятые |
| | | | | |
| | | | | |
| |6 |10 |7,5 |8 |
| |2 | | | |
| |2 | | | |
| |6 |13 |9,75 |10 |
| |7 | | | |
| |9 |27 |20,25 |20 |
| |15 | | | |
| |3 | | | |
| |5 |12 |9 |9 |
| |3 | | | |
| |4 | | | |
| | | | | |
|Итого |62 |62 |46,5 |47 |
2.8. Определение времени оборота пригородных составов
[pic]Определим время оборота пригородных составов по зонным станциям О и
Ф:
[pic]
[pic] = Ттуда + Тобр + tз + tг ,
[pic]где:
[pic] tз – время нахождения на зонной станции, 8 минут;
[pic] tг – время нахождения на головной станции, 8 минут;
Ттуда(обр) – время хода по участку, мин.
[pic]Время хода по участку определится по формуле:
[pic]
Ттуда(обр) =[pic];
[pic]
[pic]где: [pic]–перегонное время хода, tход = [pic] мин, vход=80 км/ч
[pic] – время на разгон, tр = 0,5 мин;
[pic] – время на замедление, tз = 0,5 мин;
[pic]– время стоянки на остановочных пунктах, 0,5 мин;
[pic]– время стоянки на станциях, 1 минута.
TСт. О = 18+5?0,5+5?0,5+3?0,5+1?1 = 25,5 ? 26 мин.
TСт. Ф = 47+11?0,5+11?0,5+7?0,5+3?1 = 64,5 ? 65 мин.
[pic]= 25,5+25,5+8+8 = 67 мин = 1,12 часа (А>О>А)
[pic]= 64,5+64,5+8+8 = 145 мин = 2,42 часа (А>О>Ф>О>А)
Для построения графика необходимо аналитически определить число
составов, которое должно быть выделено для обслуживания намеченных размеров
движения.
Количество составов, потребное для обслуживания зоны равно
максимальному числу поездов, которое требуется отправить (или принять) за
время их оборота в наиболее интенсивный период движения по данной зоне.
Общее число составов определится как суммарная их потребность по
зонам:
[pic]
Где: [pic], [pic] – общее число поездов зон I и II.
[pic], [pic] – средний интервал между поездами I и II зоне.
[pic], [pic] – максимальный процент пассажиропотока, приходящийся на время оборота состава соответствующей зоны в час
пик.
Потребный парк составов:
[pic]составов.
[pic], [pic]
2.9. Показатели пригородного движения.
Качественные показатели.
1. пассажирооборот пригородных пассажиров:
[pic]
Где: [pic], [pic]… – количество пассажиров, следующих на расстояние [pic],
[pic]…., км.
[pic] пассажиро-км.
2. количество перевезенных (отправленных) пассажиров:
[pic]
Где: [pic] – количество отправленных пассажиров с начальной станции.
[pic] – то же с попутных станций и пассажирских платформ
пригородного участка.
[pic] пассажиров
3. Средняя дальность поездки пассажиров.
[pic] км.
4. работа подвижного состава: поездо-километры
[pic]
Где: [pic], [pic] – число пар поездов I, II и III зон.
[pic], [pic] – расстояние от головной до зонных станций и до
конечной станции пригородного участка.
[pic] поездо-км.
Вагоно-киломтры:
[pic]
Где: m – число вагонов в составе поезда.
[pic] вагоно-км.
5. Средняя густота пригородных пассажиропотоков.
[pic] пасс/км.
6. Пассажиро-место-километры:
[pic]пассажиро-мест-км.
7. Средний состав поезда в вагонах:
[pic]вагонов
Качественные показатели:
1. Средняя населенность поезда:
на состав: [pic][pic]пасс.
на вагон: [pic] пасс.
2. Процент использования предложенных мест:
[pic] %
3. Среднесуточный пробег составов:
[pic] км/сут
———————–
Ст. А
пл. К
пл. Л
Ст. М
пл. Н
Ст. О
пл. П
пл. Р
Ст. С
пл. Т
пл. У
Ст. Ф
Вариант 1
А – О – Ф
Вариант 2
А – О – С – Ф
Вариант 2
А – С – Ф
Зона 1
Зона 2
Зона 3
Зона 2
Зона 1
Зона 1
Зона 2