Организация приключенческого туризма

СодержаниеВведение                                                                                                    3
Глава 1. Теоретические  основы организации и управления 
приключенческим  туризмом                                                                  5
1.1. Организация  сбытовой деятельности                                                        5
1.2.        Продажа  приключенческого турпродукта                                            
Глава 2. Приключенческий  туризм и сафари  в современных условиях       10
2.1. Разновидности туров                                                                         102.2. Национальные парки и резервации как предмет приключенческого  туризма                                                                                                      20
Глава 3. ООО «Туркомпания «Спорт и отдых»                                               35
3.1. Характеристика туркомпании                                                           35
3.2. Основные цели и задачи туркомпании и виды  деятельности                   36Заключение                                                                                                         39Списокиспользованной литературы                                                       41
Введение
Организация и управление  сбытовой деятельностью предприятия один изосновных  функций для туристскогопредприятия. Если менеджер предприятия хорошо поработал над организаций сбыта, как выявления потребительскихнужд, разработка подходящих турпродукта и установление на них соответствующейцены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, тотурпродукт  наверняка пойдут легко.
Главная цель, которая ставиться передтуристской  организацией, — способствовать увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определениеноменклатуры, установление цен и прочие вопросы имеют своей целью нахождениеоптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализациипродукции.
Тот факт, что прибыль в конечном итогереализуется в сфере сбыта, объясняет пристальное внимание, которое уделяетсякаждой фирмой организации и совершенствованию своих сбытовых операций.
Критериями эффективности  в данном случае являются: скоростьтовародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продукции.Считается, что эффективность избираемых турфирмой форм и методов распределенияи сбыта тем выше, чем короче период времени, затрачиваемого на доведениетоваров от места производства до места реализации и на их продажу конечномупотребителю; меньше расходы на их организацию; больше объемы реализации иполученная при этом чистая прибыль. Главная цель состоит в сокращении суммарнойвеличины сбытовых издержек, которая во многом, если не в основном, зависит отуровня коммерческой работы и службы сбыта. Если учесть, что у многихпредприятий затраты на реализацию и сбыт продукции достигают примерно 40%общего уровня издержек производства, то становится очевидным значение этогонаправления маркетинговых исследований.
Анализ сбыта приключенческоготурпродукта является неотъемлемой частью организации сбыта, особенносбыта  приключенского   турпродукта. Эта тема, актуальная длясовременных рыночных условий, является темой данного курсового проекта “  “.
Цели и задачи курсовой  это раскрытие организации сбытовой деятельности приключенческого турпродукта натуристском предприятии.

Глава1.Теоретические  основы  организации и управления  сбытовой деятельностью приключенческого   турпродукта
1.1.Организация  сбытовой деятельности
Организация  сбытовойдеятельности предприятия и управление этой деятельностью является одной изглавных задача предприятия туристской отрасли.
Дело в том, чтосовременный стиль управления страдает фрагментарно­стью, отсутствиемкомплексного подхода и увязки различных сторон деятель­ности предприятия, как впространственно-функциональном, так и во времен­ном аспекте. Доминированиекраткосрочных интересов в ущерб долгосрочным, разлад всего экономическогохозяйства страны, обилие так называемой «те­кучки» приводит к локализациивнимания руководителей на отдельных сторо­нах деятельности фирмы в ущербфундаментальным проблемам комплексного анализа и стратегии предприятия.
К главным факторам,определяющим положение предприятия на рынке товаров, относятся:
1 — знание фирмой своегопроизводственно-технологического и туристского потенциала (возможностейпредложения товаров и производства услуг), опре­деляющего зону хозяйствованияна туристском рынке;
2 — объем потребности впродукции, предлагаемой туристским предприятием;
3 — финансовое состояниепотенциальных потребителей и объем платеже­способного спроса в возможных зонаххозяйствования;
4 — возможность полученияинформации о спросе на продукцию фирмы;
5 — возможность победы вконкурентной борьбе за потребителя,
6 — контрактнаядисциплина поставщиков и потребителей продукции;
7 — тщательная проработкаи реализация маркетинговой стратегии фирмы.
Оценки ситуации с точкизрения перечисленных факторов распределяют­ся следующим образом:
Знание фирмой своегопроизводственно-технологического и туристского потенциала,определяющего зону хозяйствования на туристском рынке.
Фирмы находятся в процессе поиска оптимальных длясебя секторов то­варного рынка, меняя номенклатуру продукции, как в сторонурасширения, так и в сторону сужения. Для улучшения состояния данного факторанеобходимо, во-первых, более полная текущая и прогнозная информация о рынке,во-вторых, детальная проработка вопросов анализа потенциала туристского пред­приятиякак одного из этапов стратегического планирования.
Объем потребности впродукции, предлагаемой туристским предприятием. Несмотря на значительныйобщеэкономический спад есть основания счи­тать, что натуральная потребность вбольшинстве турпродукта сохранилась,  втом числе  в экзотическом турпродукте. Оценка потенциала потребности находится междусредней и значительной, приближаясь к последней.Объем платежеспособного спроса на экзотический   турпродукт.
Финансовое положениебольшинства потребителей не позволяет распла­чиваться за приобретениенеобходимого для нормального функционирования объема и номенклатуры продукции.Потенциал платежеспособного спроса сле­дует оценить как низкий.
Возможность полученияинформации о спросе на продукцию фирмы.
Несмотря на активнуюполитику многих туристских фирм в области маркетинга, сбор и проверкадостоверности информации представляет серьез­ную проблему.
Возможность победы вконкурентной борьбе за потребителяразворачи­вается в основном в ценовой сфере.
Возможности снижения ценыи вообще конкурентной борьбы в ценовой сфере ограничены. Вместе с темопределенные резервы снижения затрат кро­ются в возможности изменениясуществующей системы хозяйственных связей. Повышение информированностипредприятий относительно спроса, создание соответствующих товарных запасовпозволило бы снизить издержки произ­водства.
Наличие у туристскихфирм маркетинговой стратегии и ее реализа­ция.
В отличие от ресурснойстратегии различные аспекты конкурентной стратегии, ценообразования,продвижения услуг часто являются предметами обсуждения на уровне руководства.Вместе с тем увязка этих во­просов с другими аспектами функционированиятуристского предприятия в еди­ный стратегический комплекс не проводится.
1.2.        Сбыт приключенческого турпродукта
Комплексный  подход к сбыту приключенческого турпродуктапредполагает разработку четырех разделов этого процесса: самого това­ра, егоцены, методов его распространения и методов сти­мулирования.
Под методамираспространения понимается различная деятельность предприятия, направленная наобеспечение целе­вых потребителей услугами.
Методы стимулированиявключают деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствахсвоего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Основой разработки  ориентиров по сбыту турпродукта должны стать маркетинговые исследования потребностей,спроса, емкости рынка, анализ рыночной ситуации, определение доли данноготуристского предприятия на рынке. В качестве информационной базы необходимоиспользовать систему маркетинговой информации, а для расчетов применятьсовременные методы анализа, использовать современную вычислительную технику,что обеспечит многовариантность показателей, учет последних, обусловленных планируемымимаркетинговыми мероприятиями.
Средиосновных  решений предприятия посбыту  важным является решение о широтепредлагаемых   услуг. Желательнымявляется предложение широкого ассортимента. Однако в условиях рынка предприятиена основании маркетинговых исследований должны определить, каким количествомассортимента заниматься, и отобрать из них наиболее выгодные для себя.
В рамках управлениясбытовой деятельностью туристские организации должны разра­ботать программустимулирования сбыта приключенческого турпродукта, рассматри­вая при этом сбыткак коллективные усилия по обеспечению продажи потенциальным туристам, укреплению отношений с ними и удовлетворению ихпотребностей и услугах.
Решив прибегнуть кстимулированию сбыта экзотических турпродуктов, туристские предприятия должныопределить его задачи, отобрать не­обходимые средства стимулирования,разработать соответствующую программу, организовать ее предварительноеопробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.
Задачи стимулированиясбыта приключенческого турпродукта вытекают из задач реализациитуристических  путевок  определенной категории  туристов. Решение задач стимулирования сбытадостигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчикплана реализации учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сферестимулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабельность каждого изиспользуемых средств. К основным средствам стимулирования сбыта можно отнести:предложение приключенческого тура бесплатно (что, конечно нереально) или на пробу; профессио­нальныевстречи и специализированные выставки; туристские конкурсы для побужденияработников туристского предприятия  кэффективной сбытовой  деятельности.
Таким образом,организация и управление сбытовой деятельностью является одним из основныхкоммерческих функций промышленного предприятия. Все остальные по отношению кней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают ее.
Исходя из изложенногосодержание работы по сбыту экзотических туров можно свести к выполнениюследующих основных операций:
• нахождение покупателейпродукции (установление рынка сбыта);
• выбор форми методов сбыта товаров;
• организация оказанияуслуг  клиентам;
• рекламно-информационнаядеятельность туристского предприятия.

Глава 2.Приключенческие  туры  в современных условиях
2.1. Разновидноституров
К экзотическому  виду турпродукта  для современногороссийского туриста  можно  отнести  любой познавательный  тур  в любую часть света. То, что необычно и отличается от  обычного отдыха илечения можно отнести к экзотическому туризму. 
Пользуются интересом у ту­ристов турычерез регион или даже всю страну через раз­личные климатические зоны, наразличных видах транспор­та и др. crossingtour; — сельский (деревенский) туризм farmtourorruraltour — отдых в каникулы или выходные дни holidaytourили иной период отдыха holidayperiod. Выходные дни — святое дело испоконвеку. Суббота — «библейский шаббат», день недели,когда следует отдыхать. Эта традиция соблюдается многие тысячелетия иприсутствует и в других религиях и культах. Христиане до IVвека н.э. имели два выходных дня. В Vвеке было решено оставить толькоодин выходной — воскресенье. Два выходных снова были установлены трудя­щимсялишь в конце XXвека. Это обеспечило туристские фирмы еженедельной работой, посколькутуры выходного дня наиболее распространены и охватывают огромный кон­тингенттуристов и экскурсантов;
— поездка в красивые горные массивы,прогулка по горам majesticmountainstour, услаждение взгляда замечательнымикрасивыми ландшафтами, закатами и восходами солнца и др. Поражают взглядтуриста фантастические ландшафты уни­кальных местностей— Гранд Каньон (США),Долина ка­менных пальцев (Перс, Австралия), гигантские водопады  (Ниагарский, Игуасу,Виктория). Для туристов устраивают­ся специальные смотровые площадки для обзораокрестно­стей, устанавливаются подзорные трубы и др.;
— сафари safarytour, тур в целях охоты, рыбной ловли (hunt­ing, fishing, underwaterfishing), поездки на природу в заповед­никидля наблюдения за животными, фотоохота, тур в на­циональный парк в Кении илиЮАР, в целях увидеть уни­кальных животных на природе  в естественных условиях.
Практикуется поездка па природу илипутешествие в за­поведник к местным или турпримечательностямна внедорож­ных автомобилях (джипах) Jecp-Sufwy. Организуется колон­на автомашин, вкоторой, кроме собственно джипов с тури­стами и проводниками, следует транспортсопровождения с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др. Впрограмму тура входит не только посещение достопри­мечательностей местнойприроды, но обучение вождению машины в горных условиях, преодолениюпрепятствий, уст­ройству лагерной жизни, изучение техники выживания вэкстремальных условиях;
— экотуризмecotour, ecotourism— новая отрасль туризма, котораяполучила второе название: NatureTourismwithaSoftTouch— дословно: «природный туризм смягким прикосно­вением к природе», то есть туризм, обеспечивающий мини­мальноевлияние человека на окружающую природу. Про­граммы экотуровпредусматривают обычно посещение эко­логически чистых мест, природныхрезерваций и заповедни­ков (например, организован ряд специальных маршрутов наостров Барбадос, Галапогосские острова). В процессеподоб­ных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью идругие мероприятия. Иногда экотуризмом именуется softtourism. К экотуризмуотносится и путешест­вие по болотам swampsafari. Популярностью пользуется тур познаменитым болотам Флориды (США). В силу труднодоступности эти болота редкопосещаются людьми, природа сохранилась в первозданном виде, в силуклиматических ус­ловий богатая флора и фауна. Для туристов организуется по­сещениеболот на специальных мелкосидящих катамаранах с приводом воздушным винтом —программа FlorudaSeminoleTrip, которая предусматривает два дня путешествия поболотам, фотографирование редких животных и птиц, по­сещение труднодоступногопоселения индейцев, постоянно живущих в глубине болот вдалеке от цивилизации;
— военный тур на места боев иисторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещениевоенных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катаниена военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из поенногооружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и манев­рах, запускекосмических кораблей на космодромах в качес­тве зрителей — militarytour, к таким же можно отнести и ту­ры напосещение концлагерей и тюрем, хотя такое меро­приятие является лишь составнойчастью тура;
— ностальгический (этнический) тур наместа историческо­го проживания nostaligietour. Туризм на места историческо­гопроживания населения, для встречи с родственниками или изучения (ознакомления)с особенностями культуры и быта определенной этнической группы.
Переселенцев весьма условно можноразделить на вынуж­денных, покидающих место исторического проживания на­сильственнов силу изгнании но религиозным, военным или политическим причинам, и надобровольных, покинувших родину в поисках лучшей доли в иных краях и землях(эко­номических переселенцев). Вынужденные переселенцы — довольно большаякатегория населения планеты. Миграция населения обусловлена экономическими,политическими и религиозными факторами. Более тысячи лет назад норвеж­цы иирландцы мигрировали в Исландию и Гренландию. Во­шли в историю пилигримы изАнглии, бежавшие из страны по религиозным убеждениям на новые земли американско­гоконтинента. Мировые войны принесли неисчислимые бедствия и генерировали новыеволны переселенцев, интер­нированных и военнопленных, которые из опасения (и небез основания) преследования не вернулись на родину.
К последним уместно отнести немцевПоволжья, которых пригласили для обживания этого краярусские цари, затем через двести лет коммунисты выселили их, как врагов наро­да,в Казахстан, а затем вновь исторические события пере­стройки и утраты единстваСоюза сделали их жизнь слож­ной и невыносимой и уже через триста лет они вновьтысячами возвращаются на историческую родину — в Гер­манию.
Ярким примером ностальгическоготуризма является мас­совый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинград­скойобласти и в другие местности вокруг Ладожского озе­ра. Финны, ориентировочно500 тыс. человек, вынужденно покинули эти места в период военных действий1939—1945 гг. и компактно колониями поселились в раз­личных районах Финляндии иШвеции. В 1989-90 г. с вве­дением режима перестройки в СССР финнам было разреше­нопосещение в порядке туризма этих местностей. Туризм приобрел массовый характер— посещение родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др.Программы таких туров очень специфичны — их участники в основ­ном пожилые люди,которые ранее проживали в данной ме­стности. Основная часть программ и цельприезда — инди­видуальное (или мелкими семьями) посещение на легковых машинахместных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Дляконкретных групп населе­ния это туризм для определенного поколения, в памяти,ко­торою сохраняется ореол родины, со временем у последую­щих поколений ностальгическиечувства притупляются или пропадают новее, а потомки вынужденных переселен­цев,эмигрантов ассимилируются с местным населением и поэтому проблем и потребностив ностальгическом туризме не возникает. Большой вклад в реализацию программтуров для финнов-переселенцев внес «Совет по туризму и экскур­сиямСанкт-Петербурга», который переоборудовал турбазу в поселке Лосеве в гостиницумеждународного класса «Лосев­ская» и организовал прием финских туристскихгрупп. В Финляндии были созданы специализированные туристские фирмы, например MatkaMaailmaOY, FinnSovtoursи другие, которые специализировалисьна ностальгическом туризме.
— для посещения родственников илидрузей relative& visi­torstour;
— религиозное паломничество religiousorpilgrimtour, путе­шествие или тур с религиознымицелями.
Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов,несомненно, были средневековые палом­ники. В силу религиозных убеждений илилюбопытства от­носительно своей или чужой веры, люди во всем мире пу­тешествуют,чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мек­ку, монастыри и другие святые места.Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничес­твасовершались и совершаются, чтобы избавиться от болез­ни, избежать несчастья,искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершитьпаломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной ру­башке.Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилиг­римах, встреченных им натерритории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV—XVвеках совершали свои путешествия восновном в Рим, Иерусалим. Зачастую их пу­тешествия были сопряжены с серьезнымитрудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу ко­роля РичардаII, обязаны былиполучить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнегопаспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количест­во портов,откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны,всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось спе­циальноеразрешение самого короля.
Одни паломники путешествовали посоображениям веры, многие другие отправлялись н пун. просто из любви к путе­шествиямили движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками,развлечения в при­дорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеетместо и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню.Приверженцы ислама едут в хадж hajjв Мекку. В России православные стремятся посе­титьВалаам, монастырь на острове Коненец. Многие епар­хиальныеуправления ввели в структуру внешнеэкономичес­кие отделы, которые регулируютвопросы паломничества.
Участие в религиозных церемониях вкачестве   зрителей также привлекаеттуристов. Атеистически настроенное насе­ление России с любопытством и интересомучаствует в ре­лигиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множествотуров на Рождество и красочные праздники ро­ждественской недели в Финляндии, вдругих скандинавских странах и странах Западной Европы,  где рождественскиепраздники всегда красочны и представительны. Так, попу­лярными у туристовмногих стран становятся туры в фин­ское местечко Рованиеми на Полярном круге вгости к ле­гендарному Санта Клаусу. Шоу для детей и взрослых с Сан­та Клаусомвесьма поучительно.  В этой, когда-тоглухой, деревушке в далекой Лапландии оборудован суперсовремен­ный аэродром, ивысокопоставленные гости прибывают даже на сверхзвуковом самолете «Конкорд»,Для гостей организо­вано красочное представление с Санта Клаусом и мифичес­кимигномами, построена деревня Санта Клауса — заполяр­ный супермаркет, пещера сдетскими аттракционами. Город Санта Клауса принимает ежегодно до 300 тыс.туристов со всех концов света. Протяженность Полярного круга по тер­риторииРоссии превышает 10 тыс. км, и на всем этом про­странстве не нашлось ни одногожилища Деда Мороза, на­до ехать в гости к финскому Сайта Клаусу, поскольку свойне образовался;
— туры на места катастроф, напотухшие вулканы, на за­тонувшие суда. Так, летом 1998 г.научно-исследовательское судно «Академик Келдыш», оснащенное глубоководнымиподводными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Ат­лантику и организовалоспуски на дно на место гибели ле­гендарного Титаника;
— туры с целью кладоискательства.Различаются на профес­сиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и лю­бительские— приключенческие развлекательного характера, с предоставлением возможностипомыть золотой песок в от­ходах золоторудного производства, поиска драгоценныхкам­ней, на островах Индийского океана предлагают туристам лопату и карту сзакопанным сказочным сундуком — такой вид занятий входит в перечень островныхразвлечений тури­стов;
— секс-тур sex-tour, главной целью которого являетсяучас­тие в развлечениях сексуального характера: (а) тур для мужчин вспециальных целях для развлечений с местными женщинами, посещения публичныхдомов, такой тур осо­бенно популярен в Японии, также практикуется для воен­нослужащихи вахтовых рабочих, редко объявляется откры­то; (б) тур, чаще заказной,организуемый для молодых жен­щин, которые направляются на неделю или болеедлитель­ный срок за рубеж с целью подработать древней професси­ей, иногдасовмещая с работой в казино, ресторанах, оте­лях, развлекательных шоу и стриптизахи других.
На сохранение  памятников и объектов всемирного значениявыделяются также средства ООН. Так, например, на цели сохранения объектов ихрамов Абу Симбел, попадавших в зону затопления пристроительстве Асуанской плотины в Египте, было выделено 40 млн. долларов США.Часть наиболее ценных объектов была разобрана, перевезена на более высокоеместо и смон­тирована вновь. К сожалению, часть уникальных историчес­кихпостроек и сооружений осталась под водой, и теперь ту­ристы могут обозревать ихс парохода на дне водохранилища.
В зависимости от целей путешествиямогут рассматривать­ся самые различные природные ресурсы. Так, в местечке Монт Сант-Мишель на севереФранции естественный и не­иссякаемый природный туристский ресурс — прилив и от­ливморя, отличающийся необычайной высотой уровня во­ды в фазах протекания явленияи яркой особенностью убытия и прибытия воды в силу очень пологого дна залива. ВКитае на одной из крупных рек в ее дельте при приливе два раза в день возникаетмощная волна, идущая против течения реки с моря. Это уникальное явлениеназывается «Речной Бор», происходит ежедневно на реке Чэнг-ху-фа,высота волны 7 м, скорость 27 км в час. Аналогичные природные явлениянаблюдаются в устье реки Меконг (высота волны до 14 м) и в устье Амазонки вместечке Канал де Норт.
Основным природным ресурсом наострове Бали в Индо­незии, который служит верной приманкой для туристов, яв­ляется«неповторимый закат солнца». Можно утверждать, что такой же закат есть и надругих соседних островах, ост­ровах в другой части этого и других океанов,находящихся на этой широте. Но состоятельные туристы твердо веруют, что на Бали— закаты самые лучшие и едут за тридевять зе­мель полюбоваться на это явлениеиз пятизведных бунгало. На деле, в продвижение этого туристского продукта вложе­ныневиданные средства, а на месте организован супер изысканный сервис итуристское обслуживание. Все в целом обеспечивает немалый туристский потоквесьма состоятель­ных клиентов, а бронирование туров производится за 60 дней.
Отметим, что туристы с удовольствиемпосещают не толь­ко уникальные храмы, пирамиды, прочие рукотворные древ­ности,но и достижения современности, как-то: сборочные конвейеры автомобильныхзаводов, дегустационные залы, которые воспринимаются туристами неизменно с восторгоми энтузиазмом (так, в Южной Африке в Кейптауне, кото­рый славится своимитрадициями виноделия, предлагается экскурсия «Винный путь» — по местным виннымзаводам) и колбасные заводы, пивоварни и шахты, гидротехнические сооружения идаже госпитали.
Туристская территория или акватория —вид комплексного туристского ресурса географически определенное местоконцентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а так­же объект туристскогоинтереса, выделяемое в составе ту­ристского региона и реестрах и кадастрах.Территория на суше, на поверхности земли не требует дополнительного посещения.Под землей — соответственно, для любителей спелеологического туризма шахт игорных выработок, напри­мер, все туристы, посещают алмазные копи и шахтызолотых приисков в Йоханнесбурге (ЮАР). Некоторые шахты ис­пользуются не столько для экскурсионных целей,сколько для целей лечения в особом микроклимате, созданном природой в подземныхштольнях. Таковое предлагается, напри­мер, в Альпах в местечке Бад Гастайн (радоновая ингаляцияпри повышенной температуре и высокой влажности) в ста­рых штольнях золоторуднойшахты.
Посещение пещер — один израспространенных видов туризма и экскурсий, только в Греции более 3500 пещер,которые могут посетить туристы, и еще более не посещае­мых.   Огромные пещеры есть в Мексике, США, ЮжнойАфрике и в России, а также и в других странах. Протяжен­ность пещер в ихисследованной части достигает 150 км и более, но значительная часть пещерзакрыта для массового посещения  в целяхбезопасности.   Обычно туристы  огра­ничиваются кратковременным посещениемлегкодоступных горизонтов и залов, а часть, из спортивных соображений,проникают достаточно глубоко и далеко, но для этого тре­буется надлежащаяподготовка, снаряжение и сопровожде­ние туристских групп.
Акватории являются важным туристскимресурсом. Вода чужда человеку как среда обитания и поэтому интересна впознавательном или приключенческом смысле. В мире бо­лее 50 млн. любителейподводного туризма, которые плавают с маской на небольшой глубине и с аквалангомдо 70 метров. Большой Барьерный риф является национальным дос­тоянием Австралиии объявлен аквапарком мирового значения. Второй (малый) Барьерный рифрасположен у бе­регов Белиза и также является истинным раем для любите­лейподводных приключений и созерцания подводного ми­ра. Красное море представляетнеограниченные возможно­сти для подводного плавания и составляет неотъемлемыйэлемент развлечений курортников.
Поиск и осмотр известных подводныхсокровищ и древ­ностей, погибших кораблей составляет важный вид туризма.  Греция, Кипр, Италия. Турция и другие страныСредизем­номорья активно используют свои подводные сокровища. Принято многоособых национальных законодательных ак­тов, регулирующих деятельность под водойв районах скоп­ления древностей. В пределах действия национальной юрис­дикцииразрешается лишь осмотр, но не перемещение или подъем подводных сокровищ ипредметов. Для осмотра вод­ного живого мира и коралловых рифов широкоиспользуются туристские подводные лодки, а также суда с прозрачным дном,которые есть практически во всех приморских тури­стских центрах.Специализированные туристские подводные лодки есть на Бермудах, Канарах, в Красном море, на Болеарскихостровах и испанском курортном побережье Коста Браво.В целом, по оценкам специалистов, количество та­ких подводных лодок превышает30.
Осмотр  затонувших кораблей  —  популярный вид при­ключений. В Финском заливе обнаружено до 5000 подвод­ныхобъектов различных эпох, начиная со времен викингов и шведско-русских войн довремен. Второй мировой войны. Особым интересом пользуется район около мысаКрестовый под Выборгом, где найдено более 150 шведских военных су­довтрехсотлетней давности, одновременно погибших в сра­жении на этом месте.Благодаря холодной воде суда хорошо сохранились. По архивным данным в водахФинского зали­ва лежат мощи святого Генриха, первого финского святого,вывезенные в 1720 г. по приказу Петра Iиз Турку и благо­получно утопленныев шторм вместе с другими реквизиро­ванными сокровищами храма. Такие же объекты,имеющие историческую ценность, обнаружены и в водах Ладожского озера. Созданыспециальные туристские фирмы, организую­щие спуски энтузиастов дайвинга под воду. Количество ту­ристов достигает 3000 засезон, что при высокой стоимости этого вида развлечений представляет выгодныйвид туризма. Неизменным спросом у туристов пользуются гигантские водопады —Ниагарский, освоенный настолько, что его включают на потребу туристам по часам,Игаусу (самый большой о мире) и Виктория. Двапоследних сегодня дос­тупны, но менее посещаемы в силу слабой инфраструктурытуризма. В Финляндии и местечке Иматра есть красивыйводопад, также открытый  для туристов разв неделю.
Туристскими  ресурсами являются уникальные им, пирамиды,мавзолеи, скульптуры,  ансамбли и парки,музейные коллекции и современные сооружения — небоскребы, плотины и иныемасштабные гидротехнические сооружения и другие объекты. Как ни странно,притягательной силой, в  смысле туризма,обладали во все века и обладают и ныне кладбища, отметим, что пирамиды,тысячами построенные в Египте — усыпальницы фараонов, жрецов и придворнойзнати. Мавзолеи являются наиболее посещаемыми объектами, а некоторые из них посвоим архитектурным особенностям и гигантским размерам отнесены к ЧудесамСвета.
Для туризма первостепенное значениеимеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундамен­томуспешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационныересурсы определяются как совокуп­ность природных и искусственно созданныхчеловеком объ­ектов, готовых для создания туристского продукта. Турист­скиересурсы определяют специфику развития туризма в ре­гионе, являются исходнымбазисом для производства тури­стского продукта при планировании приоритетныхнаправ­лений инвестиционной политики в регионе.
2.2.        Национальные парки и резервации как предмет приключенч