СодержаниеВведение 3
Глава 1. Теоретические основы организации и управления
приключенческим туризмом 5
1.1. Организация сбытовой деятельности 5
1.2. Продажа приключенческого турпродукта
Глава 2. Приключенческий туризм и сафари в современных условиях 10
2.1. Разновидности туров 102.2. Национальные парки и резервации как предмет приключенческого туризма 20
Глава 3. ООО «Туркомпания «Спорт и отдых» 35
3.1. Характеристика туркомпании 35
3.2. Основные цели и задачи туркомпании и виды деятельности 36Заключение 39Списокиспользованной литературы 41
Введение
Организация и управление сбытовой деятельностью предприятия один изосновных функций для туристскогопредприятия. Если менеджер предприятия хорошо поработал над организаций сбыта, как выявления потребительскихнужд, разработка подходящих турпродукта и установление на них соответствующейцены, налаживание системы их распределения и эффективного стимулирования, тотурпродукт наверняка пойдут легко.
Главная цель, которая ставиться передтуристской организацией, — способствовать увеличению прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определениеноменклатуры, установление цен и прочие вопросы имеют своей целью нахождениеоптимальных (с точки зрения получения максимальной прибыли) условий реализациипродукции.
Тот факт, что прибыль в конечном итогереализуется в сфере сбыта, объясняет пристальное внимание, которое уделяетсякаждой фирмой организации и совершенствованию своих сбытовых операций.
Критериями эффективности в данном случае являются: скоростьтовародвижения, уровень издержек обращения и объемы реализации продукции.Считается, что эффективность избираемых турфирмой форм и методов распределенияи сбыта тем выше, чем короче период времени, затрачиваемого на доведениетоваров от места производства до места реализации и на их продажу конечномупотребителю; меньше расходы на их организацию; больше объемы реализации иполученная при этом чистая прибыль. Главная цель состоит в сокращении суммарнойвеличины сбытовых издержек, которая во многом, если не в основном, зависит отуровня коммерческой работы и службы сбыта. Если учесть, что у многихпредприятий затраты на реализацию и сбыт продукции достигают примерно 40%общего уровня издержек производства, то становится очевидным значение этогонаправления маркетинговых исследований.
Анализ сбыта приключенческоготурпродукта является неотъемлемой частью организации сбыта, особенносбыта приключенского турпродукта. Эта тема, актуальная длясовременных рыночных условий, является темой данного курсового проекта “ “.
Цели и задачи курсовой это раскрытие организации сбытовой деятельности приключенческого турпродукта натуристском предприятии.
Глава1.Теоретические основы организации и управления сбытовой деятельностью приключенческого турпродукта
1.1.Организация сбытовой деятельности
Организация сбытовойдеятельности предприятия и управление этой деятельностью является одной изглавных задача предприятия туристской отрасли.
Дело в том, чтосовременный стиль управления страдает фрагментарностью, отсутствиемкомплексного подхода и увязки различных сторон деятельности предприятия, как впространственно-функциональном, так и во временном аспекте. Доминированиекраткосрочных интересов в ущерб долгосрочным, разлад всего экономическогохозяйства страны, обилие так называемой «текучки» приводит к локализациивнимания руководителей на отдельных сторонах деятельности фирмы в ущербфундаментальным проблемам комплексного анализа и стратегии предприятия.
К главным факторам,определяющим положение предприятия на рынке товаров, относятся:
1 — знание фирмой своегопроизводственно-технологического и туристского потенциала (возможностейпредложения товаров и производства услуг), определяющего зону хозяйствованияна туристском рынке;
2 — объем потребности впродукции, предлагаемой туристским предприятием;
3 — финансовое состояниепотенциальных потребителей и объем платежеспособного спроса в возможных зонаххозяйствования;
4 — возможность полученияинформации о спросе на продукцию фирмы;
5 — возможность победы вконкурентной борьбе за потребителя,
6 — контрактнаядисциплина поставщиков и потребителей продукции;
7 — тщательная проработкаи реализация маркетинговой стратегии фирмы.
Оценки ситуации с точкизрения перечисленных факторов распределяются следующим образом:
Знание фирмой своегопроизводственно-технологического и туристского потенциала,определяющего зону хозяйствования на туристском рынке.
Фирмы находятся в процессе поиска оптимальных длясебя секторов товарного рынка, меняя номенклатуру продукции, как в сторонурасширения, так и в сторону сужения. Для улучшения состояния данного факторанеобходимо, во-первых, более полная текущая и прогнозная информация о рынке,во-вторых, детальная проработка вопросов анализа потенциала туристского предприятиякак одного из этапов стратегического планирования.
Объем потребности впродукции, предлагаемой туристским предприятием. Несмотря на значительныйобщеэкономический спад есть основания считать, что натуральная потребность вбольшинстве турпродукта сохранилась, втом числе в экзотическом турпродукте. Оценка потенциала потребности находится междусредней и значительной, приближаясь к последней.Объем платежеспособного спроса на экзотический турпродукт.
Финансовое положениебольшинства потребителей не позволяет расплачиваться за приобретениенеобходимого для нормального функционирования объема и номенклатуры продукции.Потенциал платежеспособного спроса следует оценить как низкий.
Возможность полученияинформации о спросе на продукцию фирмы.
Несмотря на активнуюполитику многих туристских фирм в области маркетинга, сбор и проверкадостоверности информации представляет серьезную проблему.
Возможность победы вконкурентной борьбе за потребителяразворачивается в основном в ценовой сфере.
Возможности снижения ценыи вообще конкурентной борьбы в ценовой сфере ограничены. Вместе с темопределенные резервы снижения затрат кроются в возможности изменениясуществующей системы хозяйственных связей. Повышение информированностипредприятий относительно спроса, создание соответствующих товарных запасовпозволило бы снизить издержки производства.
Наличие у туристскихфирм маркетинговой стратегии и ее реализация.
В отличие от ресурснойстратегии различные аспекты конкурентной стратегии, ценообразования,продвижения услуг часто являются предметами обсуждения на уровне руководства.Вместе с тем увязка этих вопросов с другими аспектами функционированиятуристского предприятия в единый стратегический комплекс не проводится.
1.2. Сбыт приключенческого турпродукта
Комплексный подход к сбыту приключенческого турпродуктапредполагает разработку четырех разделов этого процесса: самого товара, егоцены, методов его распространения и методов стимулирования.
Под методамираспространения понимается различная деятельность предприятия, направленная наобеспечение целевых потребителей услугами.
Методы стимулированиявключают деятельность предприятия по распространению сведений о достоинствахсвоего товара и убеждению целевых потребителей покупать его.
Основой разработки ориентиров по сбыту турпродукта должны стать маркетинговые исследования потребностей,спроса, емкости рынка, анализ рыночной ситуации, определение доли данноготуристского предприятия на рынке. В качестве информационной базы необходимоиспользовать систему маркетинговой информации, а для расчетов применятьсовременные методы анализа, использовать современную вычислительную технику,что обеспечит многовариантность показателей, учет последних, обусловленных планируемымимаркетинговыми мероприятиями.
Средиосновных решений предприятия посбыту важным является решение о широтепредлагаемых услуг. Желательнымявляется предложение широкого ассортимента. Однако в условиях рынка предприятиена основании маркетинговых исследований должны определить, каким количествомассортимента заниматься, и отобрать из них наиболее выгодные для себя.
В рамках управлениясбытовой деятельностью туристские организации должны разработать программустимулирования сбыта приключенческого турпродукта, рассматривая при этом сбыткак коллективные усилия по обеспечению продажи потенциальным туристам, укреплению отношений с ними и удовлетворению ихпотребностей и услугах.
Решив прибегнуть кстимулированию сбыта экзотических турпродуктов, туристские предприятия должныопределить его задачи, отобрать необходимые средства стимулирования,разработать соответствующую программу, организовать ее предварительноеопробование и претворение в жизнь, обеспечить контроль за ее ходом и провести оценку достигнутых результатов.
Задачи стимулированиясбыта приключенческого турпродукта вытекают из задач реализациитуристических путевок определенной категории туристов. Решение задач стимулирования сбытадостигается с помощью множества разнообразных средств. При этом разработчикплана реализации учитывает и тип рынка, и конкретные задачи в сферестимулирования сбыта, и существующую конъюнктуру, и рентабельность каждого изиспользуемых средств. К основным средствам стимулирования сбыта можно отнести:предложение приключенческого тура бесплатно (что, конечно нереально) или на пробу; профессиональныевстречи и специализированные выставки; туристские конкурсы для побужденияработников туристского предприятия кэффективной сбытовой деятельности.
Таким образом,организация и управление сбытовой деятельностью является одним из основныхкоммерческих функций промышленного предприятия. Все остальные по отношению кней имеют подчиненное значение и как бы обслуживают ее.
Исходя из изложенногосодержание работы по сбыту экзотических туров можно свести к выполнениюследующих основных операций:
• нахождение покупателейпродукции (установление рынка сбыта);
• выбор форми методов сбыта товаров;
• организация оказанияуслуг клиентам;
• рекламно-информационнаядеятельность туристского предприятия.
Глава 2.Приключенческие туры в современных условиях
2.1. Разновидноституров
К экзотическому виду турпродукта для современногороссийского туриста можно отнести любой познавательный тур в любую часть света. То, что необычно и отличается от обычного отдыха илечения можно отнести к экзотическому туризму.
Пользуются интересом у туристов турычерез регион или даже всю страну через различные климатические зоны, наразличных видах транспорта и др. crossingtour; — сельский (деревенский) туризм farmtourorruraltour — отдых в каникулы или выходные дни holidaytourили иной период отдыха holidayperiod. Выходные дни — святое дело испоконвеку. Суббота — «библейский шаббат», день недели,когда следует отдыхать. Эта традиция соблюдается многие тысячелетия иприсутствует и в других религиях и культах. Христиане до IVвека н.э. имели два выходных дня. В Vвеке было решено оставить толькоодин выходной — воскресенье. Два выходных снова были установлены трудящимсялишь в конце XXвека. Это обеспечило туристские фирмы еженедельной работой, посколькутуры выходного дня наиболее распространены и охватывают огромный контингенттуристов и экскурсантов;
— поездка в красивые горные массивы,прогулка по горам majesticmountainstour, услаждение взгляда замечательнымикрасивыми ландшафтами, закатами и восходами солнца и др. Поражают взглядтуриста фантастические ландшафты уникальных местностей— Гранд Каньон (США),Долина каменных пальцев (Перс, Австралия), гигантские водопады (Ниагарский, Игуасу,Виктория). Для туристов устраиваются специальные смотровые площадки для обзораокрестностей, устанавливаются подзорные трубы и др.;
— сафари safarytour, тур в целях охоты, рыбной ловли (hunting, fishing, underwaterfishing), поездки на природу в заповедникидля наблюдения за животными, фотоохота, тур в национальный парк в Кении илиЮАР, в целях увидеть уникальных животных на природе в естественных условиях.
Практикуется поездка па природу илипутешествие в заповедник к местным или турпримечательностямна внедорожных автомобилях (джипах) Jecp-Sufwy. Организуется колонна автомашин, вкоторой, кроме собственно джипов с туристами и проводниками, следует транспортсопровождения с палатками, продовольствием, топливом, питанием и др. Впрограмму тура входит не только посещение достопримечательностей местнойприроды, но обучение вождению машины в горных условиях, преодолениюпрепятствий, устройству лагерной жизни, изучение техники выживания вэкстремальных условиях;
— экотуризмecotour, ecotourism— новая отрасль туризма, котораяполучила второе название: NatureTourismwithaSoftTouch— дословно: «природный туризм смягким прикосновением к природе», то есть туризм, обеспечивающий минимальноевлияние человека на окружающую природу. Программы экотуровпредусматривают обычно посещение экологически чистых мест, природныхрезерваций и заповедников (например, организован ряд специальных маршрутов наостров Барбадос, Галапогосские острова). В процессеподобных туров проводятся семинары по экологии, встречи с общественностью идругие мероприятия. Иногда экотуризмом именуется softtourism. К экотуризмуотносится и путешествие по болотам swampsafari. Популярностью пользуется тур познаменитым болотам Флориды (США). В силу труднодоступности эти болота редкопосещаются людьми, природа сохранилась в первозданном виде, в силуклиматических условий богатая флора и фауна. Для туристов организуется посещениеболот на специальных мелкосидящих катамаранах с приводом воздушным винтом —программа FlorudaSeminoleTrip, которая предусматривает два дня путешествия поболотам, фотографирование редких животных и птиц, посещение труднодоступногопоселения индейцев, постоянно живущих в глубине болот вдалеке от цивилизации;
— военный тур на места боев иисторических сражений для ветеранов и родственников погибших воинов, посещениевоенных объектов и полигонов, боевых морских кораблей, подводных лодок, катаниена военной технике, танках, сверхзвуковых истребителях, стрельба из поенногооружия на полигонах и в тирах, участие в военных учениях и маневрах, запускекосмических кораблей на космодромах в качестве зрителей — militarytour, к таким же можно отнести и туры напосещение концлагерей и тюрем, хотя такое мероприятие является лишь составнойчастью тура;
— ностальгический (этнический) тур наместа исторического проживания nostaligietour. Туризм на места историческогопроживания населения, для встречи с родственниками или изучения (ознакомления)с особенностями культуры и быта определенной этнической группы.
Переселенцев весьма условно можноразделить на вынужденных, покидающих место исторического проживания насильственнов силу изгнании но религиозным, военным или политическим причинам, и надобровольных, покинувших родину в поисках лучшей доли в иных краях и землях(экономических переселенцев). Вынужденные переселенцы — довольно большаякатегория населения планеты. Миграция населения обусловлена экономическими,политическими и религиозными факторами. Более тысячи лет назад норвежцы иирландцы мигрировали в Исландию и Гренландию. Вошли в историю пилигримы изАнглии, бежавшие из страны по религиозным убеждениям на новые земли американскогоконтинента. Мировые войны принесли неисчислимые бедствия и генерировали новыеволны переселенцев, интернированных и военнопленных, которые из опасения (и небез основания) преследования не вернулись на родину.
К последним уместно отнести немцевПоволжья, которых пригласили для обживания этого краярусские цари, затем через двести лет коммунисты выселили их, как врагов народа,в Казахстан, а затем вновь исторические события перестройки и утраты единстваСоюза сделали их жизнь сложной и невыносимой и уже через триста лет они вновьтысячами возвращаются на историческую родину — в Германию.
Ярким примером ностальгическоготуризма является массовый туризм финнов на Карельский перешеек Ленинградскойобласти и в другие местности вокруг Ладожского озера. Финны, ориентировочно500 тыс. человек, вынужденно покинули эти места в период военных действий1939—1945 гг. и компактно колониями поселились в различных районах Финляндии иШвеции. В 1989-90 г. с введением режима перестройки в СССР финнам было разрешенопосещение в порядке туризма этих местностей. Туризм приобрел массовый характер— посещение родственников, заброшенных фундаментов хуторов, кладбищ и др.Программы таких туров очень специфичны — их участники в основном пожилые люди,которые ранее проживали в данной местности. Основная часть программ и цельприезда — индивидуальное (или мелкими семьями) посещение на легковых машинахместных жителей различных деревень и селений, оставшихся родственников. Дляконкретных групп населения это туризм для определенного поколения, в памяти,которою сохраняется ореол родины, со временем у последующих поколений ностальгическиечувства притупляются или пропадают новее, а потомки вынужденных переселенцев,эмигрантов ассимилируются с местным населением и поэтому проблем и потребностив ностальгическом туризме не возникает. Большой вклад в реализацию программтуров для финнов-переселенцев внес «Совет по туризму и экскурсиямСанкт-Петербурга», который переоборудовал турбазу в поселке Лосеве в гостиницумеждународного класса «Лосевская» и организовал прием финских туристскихгрупп. В Финляндии были созданы специализированные туристские фирмы, например MatkaMaailmaOY, FinnSovtoursи другие, которые специализировалисьна ностальгическом туризме.
— для посещения родственников илидрузей relative& visitorstour;
— религиозное паломничество religiousorpilgrimtour, путешествие или тур с религиознымицелями.
Путешествие с религиозными целями — древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов,несомненно, были средневековые паломники. В силу религиозных убеждений илилюбопытства относительно своей или чужой веры, люди во всем мире путешествуют,чтобы посетить Святую Землю, Ватикан, Мекку, монастыри и другие святые места.Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничествасовершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья,искупить грех. Духовники нередко налагали епитимью, требуя совершитьпаломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.Марко Поло (тринадцатый век) упоминает о пилигримах, встреченных им натерритории нынешней Шри-Ланки. Паломники из Англии в XIV—XVвеках совершали свои путешествия восновном в Рим, Иерусалим. Зачастую их путешествия были сопряжены с серьезнымитрудностями. Начиная с 1388 года английские пилигримы, по приказу короля РичардаII, обязаны былиполучить и иметь при себе специальные разрешения, прообраз сегодняшнегопаспорта. Одиннадцатью годами позднее Ричард ограничил количество портов,откуда английским паломникам позволено было отправляться в дальние страны,всего двумя — Дувром и Плимутом. Для отплытия из другого порта требовалось специальноеразрешение самого короля.
Одни паломники путешествовали посоображениям веры, многие другие отправлялись н пун. просто из любви к путешествиямили движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками,развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеетместо и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню.Приверженцы ислама едут в хадж hajjв Мекку. В России православные стремятся посетитьВалаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальныеуправления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируютвопросы паломничества.
Участие в религиозных церемониях вкачестве зрителей также привлекаеттуристов. Атеистически настроенное население России с любопытством и интересомучаствует в религиозных праздниках. На туристском рынке предлагается множествотуров на Рождество и красочные праздники рождественской недели в Финляндии, вдругих скандинавских странах и странах Западной Европы, где рождественскиепраздники всегда красочны и представительны. Так, популярными у туристовмногих стран становятся туры в финское местечко Рованиеми на Полярном круге вгости к легендарному Санта Клаусу. Шоу для детей и взрослых с Санта Клаусомвесьма поучительно. В этой, когда-тоглухой, деревушке в далекой Лапландии оборудован суперсовременный аэродром, ивысокопоставленные гости прибывают даже на сверхзвуковом самолете «Конкорд»,Для гостей организовано красочное представление с Санта Клаусом и мифическимигномами, построена деревня Санта Клауса — заполярный супермаркет, пещера сдетскими аттракционами. Город Санта Клауса принимает ежегодно до 300 тыс.туристов со всех концов света. Протяженность Полярного круга по территорииРоссии превышает 10 тыс. км, и на всем этом пространстве не нашлось ни одногожилища Деда Мороза, надо ехать в гости к финскому Сайта Клаусу, поскольку свойне образовался;
— туры на места катастроф, напотухшие вулканы, на затонувшие суда. Так, летом 1998 г.научно-исследовательское судно «Академик Келдыш», оснащенное глубоководнымиподводными аппаратами, доставило группу энтузиастов в Атлантику и организовалоспуски на дно на место гибели легендарного Титаника;
— туры с целью кладоискательства.Различаются на профессиональные экспедиции в поисках сокровищ и кладов и любительские— приключенческие развлекательного характера, с предоставлением возможностипомыть золотой песок в отходах золоторудного производства, поиска драгоценныхкамней, на островах Индийского океана предлагают туристам лопату и карту сзакопанным сказочным сундуком — такой вид занятий входит в перечень островныхразвлечений туристов;
— секс-тур sex-tour, главной целью которого являетсяучастие в развлечениях сексуального характера: (а) тур для мужчин вспециальных целях для развлечений с местными женщинами, посещения публичныхдомов, такой тур особенно популярен в Японии, также практикуется для военнослужащихи вахтовых рабочих, редко объявляется открыто; (б) тур, чаще заказной,организуемый для молодых женщин, которые направляются на неделю или болеедлительный срок за рубеж с целью подработать древней профессией, иногдасовмещая с работой в казино, ресторанах, отелях, развлекательных шоу и стриптизахи других.
На сохранение памятников и объектов всемирного значениявыделяются также средства ООН. Так, например, на цели сохранения объектов ихрамов Абу Симбел, попадавших в зону затопления пристроительстве Асуанской плотины в Египте, было выделено 40 млн. долларов США.Часть наиболее ценных объектов была разобрана, перевезена на более высокоеместо и смонтирована вновь. К сожалению, часть уникальных историческихпостроек и сооружений осталась под водой, и теперь туристы могут обозревать ихс парохода на дне водохранилища.
В зависимости от целей путешествиямогут рассматриваться самые различные природные ресурсы. Так, в местечке Монт Сант-Мишель на севереФранции естественный и неиссякаемый природный туристский ресурс — прилив и отливморя, отличающийся необычайной высотой уровня воды в фазах протекания явленияи яркой особенностью убытия и прибытия воды в силу очень пологого дна залива. ВКитае на одной из крупных рек в ее дельте при приливе два раза в день возникаетмощная волна, идущая против течения реки с моря. Это уникальное явлениеназывается «Речной Бор», происходит ежедневно на реке Чэнг-ху-фа,высота волны 7 м, скорость 27 км в час. Аналогичные природные явлениянаблюдаются в устье реки Меконг (высота волны до 14 м) и в устье Амазонки вместечке Канал де Норт.
Основным природным ресурсом наострове Бали в Индонезии, который служит верной приманкой для туристов, является«неповторимый закат солнца». Можно утверждать, что такой же закат есть и надругих соседних островах, островах в другой части этого и других океанов,находящихся на этой широте. Но состоятельные туристы твердо веруют, что на Бали— закаты самые лучшие и едут за тридевять земель полюбоваться на это явлениеиз пятизведных бунгало. На деле, в продвижение этого туристского продукта вложеныневиданные средства, а на месте организован супер изысканный сервис итуристское обслуживание. Все в целом обеспечивает немалый туристский потоквесьма состоятельных клиентов, а бронирование туров производится за 60 дней.
Отметим, что туристы с удовольствиемпосещают не только уникальные храмы, пирамиды, прочие рукотворные древности,но и достижения современности, как-то: сборочные конвейеры автомобильныхзаводов, дегустационные залы, которые воспринимаются туристами неизменно с восторгоми энтузиазмом (так, в Южной Африке в Кейптауне, который славится своимитрадициями виноделия, предлагается экскурсия «Винный путь» — по местным виннымзаводам) и колбасные заводы, пивоварни и шахты, гидротехнические сооружения идаже госпитали.
Туристская территория или акватория —вид комплексного туристского ресурса географически определенное местоконцентрации наиболее ценных туристских ресурсов, а также объект туристскогоинтереса, выделяемое в составе туристского региона и реестрах и кадастрах.Территория на суше, на поверхности земли не требует дополнительного посещения.Под землей — соответственно, для любителей спелеологического туризма шахт игорных выработок, например, все туристы, посещают алмазные копи и шахтызолотых приисков в Йоханнесбурге (ЮАР). Некоторые шахты используются не столько для экскурсионных целей,сколько для целей лечения в особом микроклимате, созданном природой в подземныхштольнях. Таковое предлагается, например, в Альпах в местечке Бад Гастайн (радоновая ингаляцияпри повышенной температуре и высокой влажности) в старых штольнях золоторуднойшахты.
Посещение пещер — один израспространенных видов туризма и экскурсий, только в Греции более 3500 пещер,которые могут посетить туристы, и еще более не посещаемых. Огромные пещеры есть в Мексике, США, ЮжнойАфрике и в России, а также и в других странах. Протяженность пещер в ихисследованной части достигает 150 км и более, но значительная часть пещерзакрыта для массового посещения в целяхбезопасности. Обычно туристы ограничиваются кратковременным посещениемлегкодоступных горизонтов и залов, а часть, из спортивных соображений,проникают достаточно глубоко и далеко, но для этого требуется надлежащаяподготовка, снаряжение и сопровождение туристских групп.
Акватории являются важным туристскимресурсом. Вода чужда человеку как среда обитания и поэтому интересна впознавательном или приключенческом смысле. В мире более 50 млн. любителейподводного туризма, которые плавают с маской на небольшой глубине и с аквалангомдо 70 метров. Большой Барьерный риф является национальным достоянием Австралиии объявлен аквапарком мирового значения. Второй (малый) Барьерный рифрасположен у берегов Белиза и также является истинным раем для любителейподводных приключений и созерцания подводного мира. Красное море представляетнеограниченные возможности для подводного плавания и составляет неотъемлемыйэлемент развлечений курортников.
Поиск и осмотр известных подводныхсокровищ и древностей, погибших кораблей составляет важный вид туризма. Греция, Кипр, Италия. Турция и другие страныСредиземноморья активно используют свои подводные сокровища. Принято многоособых национальных законодательных актов, регулирующих деятельность под водойв районах скопления древностей. В пределах действия национальной юрисдикцииразрешается лишь осмотр, но не перемещение или подъем подводных сокровищ ипредметов. Для осмотра водного живого мира и коралловых рифов широкоиспользуются туристские подводные лодки, а также суда с прозрачным дном,которые есть практически во всех приморских туристских центрах.Специализированные туристские подводные лодки есть на Бермудах, Канарах, в Красном море, на Болеарскихостровах и испанском курортном побережье Коста Браво.В целом, по оценкам специалистов, количество таких подводных лодок превышает30.
Осмотр затонувших кораблей — популярный вид приключений. В Финском заливе обнаружено до 5000 подводныхобъектов различных эпох, начиная со времен викингов и шведско-русских войн довремен. Второй мировой войны. Особым интересом пользуется район около мысаКрестовый под Выборгом, где найдено более 150 шведских военных судовтрехсотлетней давности, одновременно погибших в сражении на этом месте.Благодаря холодной воде суда хорошо сохранились. По архивным данным в водахФинского залива лежат мощи святого Генриха, первого финского святого,вывезенные в 1720 г. по приказу Петра Iиз Турку и благополучно утопленныев шторм вместе с другими реквизированными сокровищами храма. Такие же объекты,имеющие историческую ценность, обнаружены и в водах Ладожского озера. Созданыспециальные туристские фирмы, организующие спуски энтузиастов дайвинга под воду. Количество туристов достигает 3000 засезон, что при высокой стоимости этого вида развлечений представляет выгодныйвид туризма. Неизменным спросом у туристов пользуются гигантские водопады —Ниагарский, освоенный настолько, что его включают на потребу туристам по часам,Игаусу (самый большой о мире) и Виктория. Двапоследних сегодня доступны, но менее посещаемы в силу слабой инфраструктурытуризма. В Финляндии и местечке Иматра есть красивыйводопад, также открытый для туристов разв неделю.
Туристскими ресурсами являются уникальные им, пирамиды,мавзолеи, скульптуры, ансамбли и парки,музейные коллекции и современные сооружения — небоскребы, плотины и иныемасштабные гидротехнические сооружения и другие объекты. Как ни странно,притягательной силой, в смысле туризма,обладали во все века и обладают и ныне кладбища, отметим, что пирамиды,тысячами построенные в Египте — усыпальницы фараонов, жрецов и придворнойзнати. Мавзолеи являются наиболее посещаемыми объектами, а некоторые из них посвоим архитектурным особенностям и гигантским размерам отнесены к ЧудесамСвета.
Для туризма первостепенное значениеимеют туристско-рекреационные ресурсы. Именно они являются фундаментомуспешного процесса развития туристского бизнеса. Туристско-рекреационныересурсы определяются как совокупность природных и искусственно созданныхчеловеком объектов, готовых для создания туристского продукта. Туристскиересурсы определяют специфику развития туризма в регионе, являются исходнымбазисом для производства туристского продукта при планировании приоритетныхнаправлений инвестиционной политики в регионе.
2.2. Национальные парки и резервации как предмет приключенч