Организация процесса кредитования физических лиц

Содержание
Введение
1.Общие положения по кредитованию физических лиц
1.1Порядок предоставления кредита
1.2Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита. Оценка платежеспособностизаемщика
2.Бухгалтерский учет операцию по кредитованию физических лиц
3.Управление кредитными рисками и методы их оценки при кредитовании
3.1Управление кредитными рисками
3.2Методы оценки риска при кредитовании физических лиц
4.Перспективы кредитной системы РФ
4.1Совершенствование нормативно-правового регулирования кредитных отношений
4.2Страхование кредитных рисков
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
кредитование физическое лицо
Темпы развития российской экономики зависят от объемафинансирования реального сектора экономики. Одним из источников такогофинансирования являются заемные средства, поскольку в нынешних условияхкругооборот производственных фондов не может обеспечиваться достаточным объемомсобственных средств организаций для продолжения воспроизводственного процесса.
Кредит – движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала,предоставляемого в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процента.Необходимость кредита обусловлена тем, что сроки поступления денежных средствот реализации продукции и сроки расходования этих средств предприятиями несовпадают. В связи с этим на счетах одних предприятий и организаций образуютсявременно свободные денежные средства, в то время как у других предприятий иорганизаций возникает временная потребность в дополнительных денежныхсредствах.
В настоящее время кредитныеорганизации продолжают уверенно наращивать объемы ссудных и депозитныхопераций, обеспечивая тем самым постепенное насыщение российского рынкабанковских услуг. Ключевыми факторами роста на данный момент остаютсяпозитивная макроэкономическая динамика, сохранение на высоком уровне рублевойликвидности в финансовой системе, изменение сберегательных предпочтенийнаселения, а также снижение ограничений по внешним заимствованиям дляроссийских банков.
Анализ современной практикикредитования показывает, что в кредитном портфеле коммерческих банков восновном преобладают краткосрочные ссуды сроком до 1 года, а среди них ссудысроком до 3-6 месяцев. Это обусловлено не столько потребностями хозяйстваименно в таких кредитах, сколько отсутствием у отечественных банков вдостаточном объеме ресурсов долгосрочного характера для авансирования капитальныхзатрат в расширенное воспроизводство.
1. Общие положения по кредитованию физических лиц1.1 Порядок предоставления кредита
Дляполучения кредита заемщик предоставляет банку следующие документы:
· заявление(приложение № 1);
· паспортили заменяющий его документ (предъявляются);
· справкис места работы заемщика и поручителей о доходах и размере производимых удержаний(для пенсионеров — справку из органов социальной защиты населения);
· декларациюо полученных доходах, заверенную налоговой инспекцией, для граждан,занимающихся предпринимательской деятельностью;
· анкеты(приложение № 2);
· паспорта(заменяющие их документы) поручителей и залогодателей;
· страховоймедицинский полис и свидетельство пенсионного страхования (документынеобязательные, но необходимые для более быстрого принятия банком решения овозможности предоставления кредита);
· другиедокументы при необходимости.
Прииспользовании в качестве обеспечения возврата кредита залога имущества заемщикдолжен предоставить:
а)при залоге недвижимости
– документы,подтверждающие право собственности на объект недвижимости: свидетельство оправе собственности на квартиру, дом, договор приватизации, договоркупли-продажи, мены и т.д., в том числе свидетельство о праве собственности наземельный участок, государственный акт о праве собственности на землю,нотариально удостоверенную купчую, зарегистрированную местным комитетом поземельным ресурсам и землеустройству;
– страховойполис, по которому выгодоприобретателем выступает банк, с обязательным ежегодным (или сдругой периодичностью в зависимости от срока страхования) переоформлением наполную стоимость объекта недвижимости или на сумму, обеспечиваемую залогом. Объектнедвижимости должен быть застрахован от полного пакета рисков;
– документо территориальных границах земельного участка (копия чертежа границ участка),выданный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;
– поэтажныйплан дома (для жилых домов, дач);
– постановление(акт) о принятии в эксплуатацию жилого дома;
– разрешениегосударственных органов на строительство, согласованную в установленном порядкепроектно-сметную документацию;
– справкуиз БТИ или иного органа, ведущего регистрацию и техническую инвентаризациюобъекта недвижимости;
– копиюфинансово-лицевого счета (для квартиры);
– выпискуиз домовой книги (для квартиры);
– документы,подтверждающие отсутствие задолженности по обязательным платежам (справку оботсутствии задолженности по оплате коммунальных услуг, расчетные книжки поуплате услуг (предъявляются), квитанции или справки об уплате налогов);
– характеристикужилого помещения;
– справкуо прописке;
– нотариальноудостоверенное согласие всех собственников квартиры на передачу ее в залог, апри наличии в семье несовершеннолетних — соответствующее разрешение органовопеки и попечительства.
Призалоге приобретаемого объекта недвижимости соответствующие документыпредоставляются в течение двух месяцев после получения кредита;
б)при залоге транспортных средств:
– техническийпаспорт;
– страховойполис, по которому выгодоприобретателем выступает банк, с обязательнымежегодным переоформлением на полную стоимость транспортного средства или насумму, обеспечиваемую залогом. Транспортное средство должно быть застрахованоот риска угона и ущерба.
Переченьстраховых компаний, в которых может быть застраховано имущество, передаваемое взалог (кроме ценных бумаг), устанавливается Сбербанком России;
в)при залоге ценных бумаг:
— ценные бумаги;
— выписку из реестра акционеров Сбербанка России.
Акционерныйкоммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Приволжское ОСБ6670 может принять в залог ценные бумаги, не входящие в перечень, установленныйСбербанком России, в качестве дополнительного обеспечения.
Заемщикувыдается расписка в приеме ценных бумаг на предварительное рассмотрение.1.2 Рассмотрение вопроса о предоставлении кредита. Оценкаплатежеспособности заемщика
Приобращении клиента в Акционерный коммерческий Сберегательный банк РоссийскойФедерации (ОАО) Приволжское ОСБ 6670 за получением кредита уполномоченныйсотрудник кредитующего подразделения выясняет у клиента цель, на которуюиспрашивается кредит, разъясняет ему условия и порядок предоставления кредита,знакомит с перечнем документов, необходимых для получения кредита.
Срокрассмотрения вопроса о предоставлении кредита зависит от вида кредита и егосуммы, но не превышает от момента предоставления полного пакета документов допринятия решения 15 календарных дней — по кредитам на неотложные нужды и 1месяца — по кредитам на приобретение недвижимости.
Заявлениеклиента регистрируется кредитным инспектором в журнале учета заявлений; назаявлении проставляются дата регистрации и регистрационный номер.
Спаспорта (удостоверения личности) и других документов, подлежащих возвратуклиенту, снимаются ксерокопии. На копиях, сделанных кредитным инспектором илисверенных им с подлинными документами, делается отметка «копия верна»за подписью инспектора.
Наоборотной стороне заявления или отдельном листе кредитный инспектор составляетперечень принятых документов и копий.
Далеекредитный инспектор производит проверку предоставленных клиентом документов исведений, указанных в документах и анкете; определяет платежеспособностьклиента и максимально возможный размер кредита.
Припроверке сведений кредитный инспектор выясняет с помощью единой базы данныхкредитную историю заемщика и размер задолженности по ранее полученным кредитам;направляет запросы в учреждения Сбербанка России, предоставлявшие ему кредиты;при необходимости направляет запросы в другие организации.
Акционерныйкоммерческий Сберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Приволжское ОСБ6670 направляет пакет документов юридической службе и службе безопасностибанка.
Юридическаяслужба анализирует представленные документы с точки зрения правильностиоформления и соответствия действующему законодательству.
Службабезопасности проводит проверку паспортных данных (данных удостоверенияличности), места жительства, места работы заемщика и сведений, указанных ванкете.
Порезультатам проверки и анализа документов юридическая служба и службабезопасности составляют письменные заключения, которые передаются в кредитующееподразделение.
Вслучае принятия в залог объектов недвижимости, транспортных средств и другогоимущества кредитующее подразделение привлекает к работе по установлениюоценочной стоимости этого имущества специалиста банка по вопросам недвижимостиили дочернее предприятие. По результатам оценки специалист (экспертпредприятия) составляет экспертное заключение, которое передается в кредитующееподразделение.
Оценкаи возможность приема в обеспечение по кредитному договору ценных бумагопределяется отделом ценных бумаг банка. По результатам оценки составляетсяэкспертное заключение, которое отдел ценных бумаг передает кредитующемуподразделению.
Кредитныйинспектор определяет платежеспособность заемщика на основании справки с местаработы о доходах и размере удержаний, а также данных анкеты.
Справкадолжна содержать следующую информацию:
– полноенаименование организации, выдавшей справку, ее почтовый адрес, телефон ибанковские реквизиты;
– продолжительностьпостоянной работы заемщика в данной организации;
– настоящаядолжность заемщика (кем работает);
– среднемесячныйдоход за последние шесть месяцев;
– среднемесячныеудержания за последние шесть месяцев с расшифровкой по видам.
Справкапредоставляется за подписями руководителя и главного бухгалтера организации,скрепленными печатью.

2. Бухгалтерский учет операцию по кредитованиюфизических лиц
Потребительскийкредит – кредит с рассрочкой платежа для приобретения потребительских товаров.
Потребительскиекредиты различаются по срокам и бывают краткосрочными, среднесрочными,долгосрочными.
Особенностьсреднесрочного потребительского кредита в том, что ссуда выдается в размерестоимости приобретаемого имущества. Ссудозаемщик обязан застраховатьприобретаемое или собственное имущество в пользу кредитной организации. Приневыполнении требования кредитное учреждение имеет право заменить условиядоговора и взыскать кредит. Срок выдачи среднесрочного кредита – от 1 года до 3лет. Погашение ссуды производится по истечении месяца с момента полученияравными долями.
Дляполучения такого кредита заемщик представляет заявку. В заявке указываются видкредита, сумма кредита, срок и обеспечение.
Наосновании расчетов доходов и расходов клиента оценивается возможностькредитования. Если при расчетах расходы превышают доходы, то кредитная организациятребует гарантию или поручительство третьего лица.
Вкачестве залога клиент представляет ценные бумаги, при этом нужно оценить ихкачество и курсовую стоимость. Возврат принятых ценных бумаг от заемщикапроизводится после погашения ссудной задолженности. Частичная выдача ценныхбумаг не производится.
Дляучета среднесрочных потребительских ссуд используется счет 455 «Кредиты,предоставленные физическим лицам». Счет активный.
Подебету счета отражаются суммы предоставленных кредитов в корреспонденции сосчетом кассы.
Покредиту счета отражаются суммы погашенной задолженности в корреспонденции сосчетом кассы.
Аналитическийучет осуществляется в разрезе заемщиков по каждому кредитному договору.
Дляоткрытия лицевого ссудного счета необходимо распоряжение кредитного отдела овыдаче ссуды с указанием суммы, процентной ставки и срока погашения.
Кредитныйдоговор, договор залога или договор-поручительство учитываются на внебалансовыхсчетах:
91311«Ценные бумаги, принятые в обеспечение по размещенным средствам»;
91414«Полученные гарантии и поручительства»;
91312«Имущество, принятое в обеспечение по размещенным средствам».
Предоставлениепотребительского кредита в бухгалтерском учете отражается:
1)при выдаче наличными средствами:
Дт455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам»;
Кт20202 «Касса кредитной организации»;
2)при выдаче безналичными средствами во вклад «до востребования»
Дт455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам»;
Кт42301 «Депозиты физических лиц – до востребования».
Припогашении кредита физическим лицом в установленный срок делается бухгалтерскаязапись:
Дт20202 «Касса кредитной организации», 42301 «Депозиты физических лиц – довостребования», 60305 «Расчеты с работниками по оплате труда»
Кт455 (02-09) «Кредиты, предоставленные физическим лицам».
Долгосрочныйкредит предоставляется на индивидуальное строительство и приобретение дома вчастную собственность в зависимости от стоимости объекта при наличии источникапогашения. Срок выдачи такого кредита – от 3 до 10 лет.
Дляоформления долгосрочного кредита в кредитную организацию представляютсяследующие документы:
— информация частного характера о заемщике;
— заявление о выдаче ссуды;
— справка о предоставлении земельного участка под жилищное строительство;
— нотариально заверенный документ, подтверждающий стоимость объектовкредитования;
— удостоверение личности.
Особенностьтакого кредита является то, что он погашается ежемесячно равными долями,начиная со второго года после выдачи кредита, если иное не указано в кредитномдоговоре.
Оформлениедолгосрочной ссуды индивидуальным заемщикам отражается в бухгалтерском учетеследующим образом:
Дт45507 «Кредиты, предоставленные физическим лицам на срок свыше 3 лет»
Кт20202 «Касса кредитной организации».
Припогашении ссудной задолженности физическим лицом в бухгалтерском учете делаетсязапись:
Дт20202 «Касса кредитной организации»
Кт45507 «Кредиты, предоставленные физическим лицам на срок свыше 3 лет»
3. Управление кредитными рисками и методы их оценки при кредитовании3.1 Управление кредитными рисками
Банкидолжны постоянно совершенствовать управление рисками для предотвращенияухудшения качества активов. В настоящее время требуется значительно расширитьобъем навыков управления кредитами, кредитным риском в частности, тщательноразработать оптимальные методики управления рисками и процедуры ихосуществления. Банки зачастую не располагают надежно разработанным процессомуправления кредитным риском. Среди наиболее часто встречающихся недостатковможно отметить следующие:
– отсутствиедокументально зафиксированного изложения банковской политики;
– отсутствиеограничений в отношении концентрации портфеля;
– излишняяцентрализация или децентрализация кредитного руководства;
– некачественныйанализ кредитуемой отрасли;
– поверхностныйфинансовый анализ заемщиков;
– завышеннаястоимость залога;
– недостаточночастые контакты с клиентом;
– недостаточныепроверки и отсутствие сбалансированности в процессе кредитования;
– отсутствиеконтроля над займами;
– неспособностьк увеличению стоимости залога по мере ухудшения качества кредитов;
– некачественныйконтроль за документированием займов;
– неполнаякредитная документация;
– неумениеэффективно контролировать и аудировать кредитный процесс.
Этинедостатки выливаются в слабость кредитного портфеля, включая чрезмернуюконцентрацию кредитов, предоставляемых в одной отрасли, большие портфелинеработающих кредитов, убытки по кредитам, неплатежеспособность инеликвидность.
Невызывает сомнения, что на многих рынках банкам приходится действовать в такихэкономических условиях, которые характеризуются наличием объективных трудностейдля качественного управления кредитами, что лишний раз свидетельствует оважности усиления такого управления.
Кредитнаяполитика создает основу всего процесса управления кредитами, она определяетобъективные стандарты и параметры, которыми должны руководствоваться банковскиеработники, отвечающие за предоставление и оформление займов, и управление ими.Когда кредитная политика сформулирована правильно, четко проводится сверху ихорошо понимается на всех уровнях банка, она позволяет руководству банкаподдерживать правильные стандарты в области кредитов, избегать излишнего рискаи верно оценивать возможности развития бизнеса. Лица, осуществляющие контрольза работой банков, считают, что разумная задокументированная кредитная политикабанка является основополагающей для правильного управления кредитным риском.
Банкдолжен определить, какие кредиты он будет предоставлять, а какие нет, сколькокредитов каждого типа он будет предоставлять, кому он будет предоставлятькредиты и при каких обстоятельствах эти кредиты будут предоставляться.Существует очень мало других отраслей бизнеса, в которых можно с такойлегкостью и быстротой оказаться в тяжелой ситуации. И этот риск нельзяигнорировать. Все эти важные решения требуют, чтобы целью политики банка былоподдержание оптимальных отношений между кредитами, депозитами и другимиобязательствами и собственным капиталом. Здравая кредитная политикаспособствует повышению качества кредитов.
Целикредитной политики должны охватывать определенные элементы правовогорегулирования, доступность средств, степень допустимого риска, баланскредитного портфеля и структуру обязательств по срокам.
Наиболееважным является то, что разработка кредитной политики вызывает необходимость усовета директоров или со стороны руководителей высшего звена комитета покредитам банка определить уровень приемлемости риска в свете прибыльности иэффективности работы банка, учитывая при этом потребности рынка, на которомдействует банк. Кредитная политика как бы создает единый кредитный язык банка вцелом, и этот язык очень важен для поддержания преемственности по мере ростабанка, диверсификации его деятельности и делегирования кредитных полномочий иобязанностей в банке. Управление кредитным риском — это процесс, который можнопредставить в виде сложной системы.3.2 Методы оценки риска при кредитовании физических лиц
Центральноеместо в Акционерном коммерческом Сберегательном банке Российской Федерации(ОАО) Приволжское ОСБ 6670 в управлении кредитным риском принадлежитопределению методов оценки кредитного риска по каждой отдельной ссуде/заемщикуи на уровне банка (кредитного портфеля) в целом. Под оценкой кредитного рисказаемщика обычно понимают изучение и оценку качественных и количественныхпоказателей экономического положения заемщика. Работа по оценке кредитногориска в банке проводиться в три этапа:
1)оценка качественных показателей деятельности заемщика;
2)оценка количественных показателей деятельности заемщика;
3)получение сводной оценки — прогноза и формирование окончательногоаналитического вывода.
Оценкакредитоспособности клиента осуществляется на основе анализа, который направленна выявление объективных результатов и тенденций в его финансовом состоянии.
Основнымиисточниками информации для оценки кредитного риска заемщика являются: сведения,предоставленные заемщиком, опыт работы других лиц с данным клиентом, схема кредитуемойсделки с техноэкономическим обоснованием получения ссуды, данные инспекции наместе. Качественный анализ реализуется также поэтапно:
1)изучение репутации заемщика;
2)определение цели кредита;
3)определение источников погашения основного долга и причитающихся процентов;
4)оценка рисков заемщика, принимаемых банком на себя.
Репутациязаемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является анализкредитной истории клиента, то есть прошлого опыта работы с ссуднойзадолженностью клиента. Внимательно изучаются сведения, характеризующие деловыеи личностные качества индивидуального заемщика. Устанавливаются также факты илиотсутствие фактов неплатежей по ссудам и т.д. Определение кредитоспособностизаемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможностивыдачи ссуды.
Поданализом кредитоспособности заемщика понимается оценка банком заемщика с точкизрения возможности и целесообразности предоставления ему ссуд, определениявероятности их своевременного возврата в соответствии с кредитным договором. Сэтой целью используют:
— финансовые коэффициенты;
— анализ денежного потока;
— оценку делового риска.
Воснове анализа кредитоспособности клиента лежит сбор необходимой информации,наиболее полно характеризующей клиента, основными целями анализа которойявляются:
— определение сильных сторон ситуации заявителя;
— выявление слабых сторон потенциального заемщика;
— определение, какие специфические факторы являются наиболее важными дляпродолжения успешной деятельности заемщика;
— возможные риски при кредитовании.
Вбанковской практике различают прямые и косвенные методики анализакредитоспособности клиентов.
Прямыеметодики используются достаточно редко. Они предполагают, что сумма набранныхклиентом баллов фактически приравнивается к той сумме ссуды, на которую онимеет право.
Косвенныеметодики широко распространены (эта методика используется и в Акционерномкоммерческом Сберегательном банке Российской Федерации (ОАО) Приволжское ОСБ6670). Их суть заключается в придании определенных весов (баллов) различнымоценочным показателям, а результатом оценки служит выведение классакредитоспособности клиента.
Исходяиз полученных данных определяют группу кредитоспособности потенциальногоклиента: отличный заемщик; хороший; средний; плохой; некредитоспособный. Однакомало выяснить класс кредитоспособности заемщика. Важно также определить размери срок ссуды, на которую он имеет право. Для этого применяют таблицу допустимыхсумм выдачи потребительских ссуд в процентах от годового дохода клиента.
Впроцессе анализа индивидуальной кредитоспособности частных лиц важно оченьосторожно использовать метод кредитного скоринга, так как особенно при выдачедолгосрочных ссуд ситуация в процессе исполнения кредитного договора сильноменяется и возможна серьезная опасность непогашения ссуды. Если общая суммабаллов превышает сумму, указанную в модели, то Акционерный коммерческийСберегательный банк Российской Федерации (ОАО) Приволжское ОСБ 6670 предоставляетзаемщику кредит, если же она ниже названной суммы, то в кредите отказывают.Обычно существует определенный разрыв между минимальной и максимальнойвеличиной баллов, и когда фактическое число баллов попадает в этот промежуток,то банк принимает решение о кредитовании, исходя из общеэкономических и юридическихфакторов.
Очевидно,что использование балльных систем оценки кредитоспособности клиентов — этоболее объективный и экономически обоснованный процесс принятия решений, нежелииспользование экспертных оценок. Единственная сложность заключается в том, чтобалльные системы оценки кредитоспособности клиента должны быть статистическитщательно выверены, и они требуют постоянного обновления информации, что можетбыть невыгодно для банков. По результатам анализа кредитоспособности, чембольше баллов набрал клиент, тем выше уровень его кредитоспособности.
Припроведении анализа кредитоспособности банки особое внимание уделяют оценкеличных качеств заемщика. Они могут запросить необходимые справки, в том числе сместа работы заемщика, и проверить точность сведений, представленных в анкетеклиента. Если банкир выявил неточности в ответах клиента и пришел к выводу, чтопотенциальный заемщик умышленно ввел в заблуждение банк, то клиентавтоматически получает отказ в предоставлении ему кредита.
Оценкакапитала относится к определению благосостояния клиента. Она тесно связана соценкой финансовых возможностей клиента с точки зрения его способности погашатьссуду наряду с обычными повседневными расходами и другими долговымиобязательствами. Практически для всех потребительских ссуд доход клиентаявляется основным источником их погашения. Поэтому банк оценивает достаточностьсобственных средств клиента для своевременного возмещения ссуды послеудовлетворения других претензий и затем сравнивает эту сумму с размером периодическихплатежей в погашение ссуды и процентов по ней.
Методкоэффициентов является более детальным анализом экономического состояниязаемщика. Поэтому особое внимание банкиры во всем мире придают анализуфинансовых коэффициентов, например, показателей ликвидности, оборачиваемостисредств, обеспеченности собственными средствами, прибыльности или на основеденежного потока, в результате чего определяется класс кредитоспособностизаемщика и его рейтинг.

4. Перспективы кредитной системы РФ
4.1 Совершенствование нормативно-правовогорегулирования кредитных отношений
Внастоящее время в России расширяются масштабы получения гражданами кредитныхплатежных карт, ипотечных и потребительских кредитов. Однако процесс этот идетнедостаточно активно. Возможности получения кредитов сдерживаются высокимирисками, основанными на сложности и высоких затратах сбора информации опотенциальном заемщике.
В 2010 году массовым потребительскимкредитам исполнилось четыре года. Но до сих пор нет единого форматапредставления потребителю информации о кредитах. Ввязываясь в кредитную кабалу,заемщик часто вместе с долгами приобретает «кота в мешке» в видедополнительных платежей и обязательств. Спрос на кредиты превышает предложения,и клиент идет практически на все условия. Когда в полную силу заработаюткредитные бюро, возрастет конкуренция за добросовестных заемщиков с хорошейкредитной историей, банки будут вынуждены сражаться за заемщиков и играть по ихправилам. Ставки начнут снижаться, и кредиты, как дешевые потребительские, таки серьезные ипотечные, станут доступнее.
Отсутствие системы накопления, хранения и раскрытия кредитныхисторий при сохранении достигнутого к настоящему времени уровня кредитованиянеизбежно ведет к накоплению в кредитной системе Российской Федерациибезнадежных долгов. В этой ситуации кредиторы идут по пути увеличения какрезервов под выданные кредиты, так и стоимости кредита. В результате стоимостьденежных средств для заемщиков, в том числе добросовестных, увеличивается. Приэтом в настоящее время осуществляется ограниченный и потому недостаточноэффективный обмен информацией между отдельными коммерческими банками, в томчисле через создание различных противозаконных «черных списков».
Отсутствиеу кредитора информации о кредитной истории заемщика сдерживает масштабыкредитования банками граждан, затормаживая тем самым развитие целых секторовэкономики, нацеленных на обслуживание граждан, включая и создаваемый ими секторэкономики в виде малых предприятий.
30декабря 2004 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 218-ФЗ «Окредитных историях». Закон должен облегчить гражданам и организациямпроцесс получения кредитов, а банкам помочь избежать излишних рисков. Основнаяцель создания бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного объемаинформации, характеризующей платежную дисциплину потенциального заемщика поисполнению кредитных договоров и в совокупности составляющей так называемые«кредитные истории» юридических и физических лиц.
ЭтотЗакон нацелен на создание условий для накопления, хранения и использованиякредитных историй, что позволит значительно расширить возможности кредитныхорганизаций по кредитованию экономики в целом и, в первую очередь, придастимпульс развитию потребительского, ипотечного кредитования, а такжекредитованию малого бизнеса.
Созданиебюро кредитных историй, с одной стороны, и появление специализированныхагентств по сбору просроченных долгов с заемщиков, с другой, должны существеннооблегчить и обезопасить работу банков на рынке потребительского кредитования.
Реформы и преобразования в отечественной экономике создалиогромную брешь в соотношении потребностей граждан и уровнях доходов последних.В качестве своеобразного «инструмента» компенсации столь плачевныхнедостатков был предложен кредит. Последний настолько вошел в нашу жизнь, чтодальнейшее удовлетворение своих материальных потребностей без него непредставляется возможным. Он решает проблемы, стоящие перед всей экономическойсистемой.
Так, при помощи кредита можно преодолеть трудности, связанныес тем, что на одном участке высвобождаются временно невостребованные денежныесуммы, а на других возникает потребность в них. Кредит сосредотачиваетвысвободившийся капитал, тем самым, обеспечивает увеличение его совокупногообъема, что обеспечивает нормальный воспроизводственный процесс. Также кредитускоряет процесс денежного обращения, обеспечивает выполнение целого рядаотношений: страховых, инвестиционных. Так же кредит играет большую роль врегулировании рыночных отношений.
Результатом бурного развития кредитно-денежной политикигосударства стал повсеместный охват кредитными отношениями практически всегорынка товаров и услуг. На сегодняшний день в кредит можно приобрестипрактически все, начиная от покупки жилья, завершая проведением отпуска накурорте.
В современных экономических условиях кредит играет далеко непоследнюю роль в развитии страны. Кредит является своеобразным барометром,показателем становления и развития рыночной экономики, не случайно ему отведенароль одного из регуляторов в процессе формирования рынка и перестройки денежнойсистемы и денежного обращения. Создание финансового рынка означаетпринципиальное изменение роли кредитных институтов в управлении народнымхозяйством и повышение роли кредита в современном обществе.
Однаков целях решения всех этих задач, придания кредитным отношениям некоегоупорядоченного состояния, необходимо разработать отлаженный государственныймеханизм защиты интересов собственников капитала. Роль последнего должен взятьна себя институт кредитной истории. Отсутствие единой информации о кредитныхисториях было серьезным препятствием развития кредитного рынка в России.Введение новой системы преследует цели обеспечение более стабильного ростабанковского сектора экономики и снижения угрозы новых банковских кризисов.
О необходимости реформирования кредитно-информационныхотношений, развития единого информационного банка данных о заемщиках, пользе иэффективности бюро кредитных историй, позволяют говорить следующие обстоятельства:
— наличие кредитных историй позволяет банкам снизить затратыпо оценке кредитоспособности заемщиков, повысить качество управления рисками,уменьшить долю проблемных кредитов и, как следствие, сократить расходы посозданию резервов;
— наличие надежной и полной информации позволит банкамвыдавать надежным заемщикам кредиты с более высоким показателем соотношенияразмера кредита и стоимости предмета залога и более низкими требованиями кразмеру обеспечения и гарантий;
— наличие кредитной отчетности будет стимулировать заемщиковк погашению кредитов, поскольку в противном случае они рискуют в будущем неполучить кредит в другой кредитной организации.
В совокупности все вышеуказанные факторы будут способствоватьросту объемов кредитования экономики и доступности кредитов для широких слоевзаемщиков.
Побудить кредитные организации активно работать с клиентами,имеющими кредитные истории, можно простым способом — отнести все ссуды,выданные заемщикам без кредитных историй, в группу необеспеченных. Это оченьжестко, но на переходный период (до 5 лет) — правильно, ибо банки поймут своювыгоду от работы с клиентами, имеющими кредитные истории, только черезопределенное время и только в условиях массовости функционирования данногоинститута.

4.2 Страхование кредитных рисков
Ростспроса на кредитование в России, как в промышленной, так и в потребительскойсфере вызвал повышенный спрос на услуги страхования кредитов. Страховымкомпаниям важно провести точную оценку кредитных и финансовых рисков дляправильного финансового обоснования стоимости страховой услуги. Данный видстраховых услуг находит все больший спрос.
Ростобъемов кредитования, как банковского, так и коммерческого, ведет к сложной, аиногда запутанной системе взаимоотношений контрагентов по сделке купли-продажи.Поэтому неплатежеспособность одного покупателя может привести к неплатежам повсей цепочке движения товара, что в итоге может перерасти в кризис отрасли.Одним из инструментов, позволяющих управлять такого рода рисками, являетсястрахование кредитных рисков.
Кредитныйриск появляется там, где имеют место кредитные отношения. По мере развитияэкономики все большую роль приобретает функция денег как средства платежа.Другими словами, участники рынка вынуждены вступать в кредитные отношения, длятого чтобы получить возможность рассрочки между получением какого-либоэкономического блага и его оплатой.
Вобщем случае кредиты можно разделить на следующие виды:
— коммерческие (торговые) и экспортные кредиты;
— потребительские кредиты;
— финансовые (банковские) кредиты.
Сферойнаиболее эффективного применения методов страхования кредитных рисков являетсястрахование коммерческих (торговых) и экспортных кредитов. В соответствии с ГКРФ (ч. 2, ст. 823) коммерческий кредит — это кредит «в виде аванса,предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ илиуслуг». Другими словами, коммерческий (или, как его еще называют,торговый) кредит — это поставка товаров, оказание услуг или производство работна условиях отсрочки или рассрочки платежа. Если же отсрочка по оплатепредусмотрена в экспортном контракте, то речь идет об экспортном кредите.
Использованиетаких условий оплаты ведет к появлению у продавца кредитного риска, то естьриска неплатежа покупателя по поставленным товарам или оказанным услугам. Подтермином «кредитный риск» понимается не только долгосрочная иликраткосрочная (на несколько месяцев) рассрочка платежа, а любой платеж, повремени происходящий после отгрузки товаров, в том числе платеж «касса противдокументов» или «платеж наличными».
Главнойцелью страхования коммерческих кредитов является восполнение в определенныйсрок большей части действующего капитала, совершенно потерянного продавцом илибезнадежно связанного, если клиент, которому доставлены товары илипредоставлены услуги в кредит, не в состоянии оплатить их из-за своейнеплатежеспособности.
Страхованиекоммерческих кредитов — это страховой продукт развитого, цивилизованного истабильного рынка и один из инструментов конкурентной борьбы. При переполнениирынка товарами и услугами поле конкурентной борьбы перемещается с качестватоваров на условия оплаты. При прочих равных условиях возможность предоставлятьрассрочку платежа покупателю является существенным преимуществом для продавца.
Страхованиекоммерческих кредитов имеет свои альтернативы: безотзывный аккредитив илипрямая банковская гарантия платежа, а также факторинг (переуступка долговыхобязательств) и аванс. Чем меньше развит и стабилен рынок, тем болеераспространены авансовые платежи. В то же время аккредитив — крайне неудобноеусловие платежа для покупателя, особенно для мелких и средних фирм, так какзамораживает их активы и нарушает ликвидность. Факторинг же обеспечиваетфинансирование дебиторской задолженности, но не предоставляет защиту от рисканеплатежа. Поэтому возможно комбинированное использование факторинга истрахования коммерческих кредитов (что служит альтернативой безрегрессномуфакторингу который значительно дороже).
Пристраховании коммерческих кредитов страховое покрытие предоставляется только дляопераций, связанных с поставками товаров и т.п., то есть не чисто финансовыхопераций. Страхователем же может выступать только кредитор.
Страховоевозмещение выплачивается чаще всего только при окончательной потере кредита всвязи с банкротством должника, прекращением его деятельности или официальнымустановлением невозможности оплаты им долга.
Значительнойчасти убытков можно избежать благодаря текущему контролю над предоставленнымикредитами. При этом страховщики имеют обширные банки данных окредитоспособности заемщиков, анализ которых позволяет решить вопрос овозможности предоставления страховой защиты и степени такой защиты.
Актуальнойпроблемой, которая не так давно активно обсуждалась в прессе, являетсявозможность страхования кредитных рисков банка, возникающих у него припотребительском кредитовании. С одной стороны, в кредитном портфеле банкапотребительские кредиты являются единственным необеспеченным кредитнымпродуктом, и в связи с этим вполне естественно желание банка получить защиту отрисков неплатежа по выданным кредитам. С другой стороны, несмотря на довольночетко определившуюся потребность, страховщики не спешат выпускать на рынокпрограммы по страхованию потребительских кредитов.
Стремительныйрост объемов потребительского кредитования все больше усиливает конкуренцию нарынке. Если раньше риски по кредитам для населения могли взять на себя толькокрупные банки, то теперь в игру вступают и более мелкие. В 2008году доля кредитов гражданам в совокупном кредитном портфеле банковской системысоставляла 4,6%, а к началу 2010года она выросла до 14,6%. По данным на 1 августа 2010года общая сумма кредитов частным лицам составила 853,5 миллиарда рублей,увеличившись с начала года на 74,9%.
Такойажиотажный спрос на рынке потребительского кредитования не мог не сказаться накачестве оценки потенциальных заемщиков банками. Все это приводит к тому, что,по оценкам экспертов, в портфеле банка проблемные кредиты (то есть кредиты, покоторым существуют просрочки) составляют 30%, а доля невозвратов достигла, понекоторым оценкам, 3-5%. Все это обуславливает необходимость развития страховыхпродуктов, которые покрывали бы кредитные риски банка по потребительскимкредитам.
Существуетряд факторов, которые сдерживают появление таких программ страхования.Во-первых, на сегодняшний день не существует отработанных процедур совместногоскоринга (рейтингования) потенциальных заемщиков у банков и страховщиков.Во-вторых, важным фактором является отсутствие инфраструктуры для данногорынка: нет сформированных банков данных по потенциальным заемщикам(кредит-бюро), не развита отрасль взыскания долгов и др.
Важноотметить, что страхование потребительских кредитов возможно только присоблюдении принципов, на которых строится и страхование коммерческих кредитов.Несоблюдение данных принципов неизбежно приведет к несбалансированностистрахового портфеля и к высокой убыточности (как показал недавний опыт одной изведущих страховых компаний, предложившей программу по страхованию потребительскихкредитов).
Вцелом же, по мнению автора, данное направление страхования кредитных рисковявляется весьма перспективным. По мере развития рынка потребительскогокредитования потребность в страховом покрытии со стороны банков будетувеличиваться.

Заключение
Взаключении можно сделать следующие выводы. Кредит играет важную роль вповышении эффективности работы предприятия. Использование кредита направлено наувеличение оборотных средств в соответствии с потребностями товарооборота, чтоспособствует успешному выполнению хозяйственных и финансовых планов.
Появлениезакона «О кредитных историях» позволит банкам выдавать надежным заемщикамкредиты с более высоким показателем соотношения размера кредита и стоимостипредмета залога и более низкими требованиями к размеру обеспечения и гарантий.
Этотзакон нацелен на создание условий для накопления, хранения и использованиякредитных историй, что позволит значительно расширить возможности кредитныхорганизаций по кредитованию экономики в целом и, в первую очередь, придастимпульс развитию потребительского, ипотечного кредитования, а такжекредитованию малого бизнеса. Наличие кредитной отчетности будет стимулироватьзаемщиков к погашению кредитов, поскольку в противном случае они рискуют в будущемне получить кредит в другой кредитной организации.
Институткредитных историй в России делает только первые шаги. Качественный сдвиг вразвитии бюро кредитных историй произойдет тогда, когда банки и заемщики увидятреальную выгоду от их создания. Роль законодателя и регулирующих органов здесьбудет более значимой, если они дадут возможность банкам классифицироватькредиты, предоставленные заемщикам с положительной кредитной историей, в болеевысокую категорию качества. Соответственно, для банка понизятся нормырезервирования, а для ссудополучателя – ставка по кредиту. Именно в этом случаеи у банка, и у его клиента появится заинтересованность в наличии кредитнойистории.

Список использованной литературы
1. Федеральныйзакон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» (с изм.и доп. от 8 июля 1999 г.).
2. Положениео правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенныхна территории Российской Федерации от 26 марта 2007 г. № 302-П.
3. Методикаподготовки учетной политики кредитной организации в целях составленияфинансовой отчетности в соответствии с МСФО / Под ред. Адитяровой Н.Р.,Зонтовой А.Б., Тинкельман С.Б. — Изд-во: «Бухгалтерский учет в кредитныхорганизациях», 2004. – 160 с.
4. БелоцерковскийВ.И., Федорова Е.А. Бухгалтерский учет и аудит в коммерческом банке: учеб. длястудентов, обучающихся по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализи аудит». – М.: Экономика, 2005. – 294 с.
5. БогомоловаС.Ю. Бухгалтерский учет и налогообложение процентов за пользование денежнымисредствами // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2010.- № 23. – С. 8 – 11.
6. БогомоловаС.Ю. Бухгалтерский учет и налогообложение процентов за пользование денежнымисредствами // Новое в бухгалтерском учете и отчетности. – 2008.- № 24. – С. 13 – 15.
7. БуроваМ.Е. Особенности учетной политики коммерческого банка // Аудиторские ведомости.– 2009. — № 4. – С. 12 – 16.
8. ПрименениеМСФО в кредитных организациях/ Под ред. Т.В. Гвелесиани. — Изд-во: «БДЦПресс», 2004. – 392 с.
9. ГузновА.Г. Кредитные организации становятся более прозрачными // Законодательство. –2002. — № 1. – С. 12 – 15.
10. ЛарионоваИ.В. Управление активами и пассивами в коммерческом банке. — М.: Консалтбанкир,2003. – 268 с.
11. ПарфеновК. Банковский учет — пример ответственности // Расчет. – 2009.- № 5. – С. 12 – 16.
12. РассказовЕ.А. Управление свободными ресурсами банка. – М. Финансы и статистика, 2009.– 256с.
13. РомановаМ., Суворов С. Методы снижения риска банковских операций // Финансовая газета.– 2010. — № 41. – С. 4 – 6.
14. СмирновИ.Е. Кредитование бизнеса в России: проблемы и пути их решения // Управление вкредитной организации.- 2008.- № 6. – С. 4 – 6.
15. СмирноваЛ.Р. Бухгалтерский учет в коммерческих банках: учеб. пособие для студентов,обучающихся по спец. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / Под ред. М.И.Баканова. – М.: Финансы и статистика, 2009.– 688 с.