Министерство образования Российской Федерации
Архангельский ГосударственныйТехнический УниверситетМеханический факультетКафедра безопасноститехнологическихпроцессов и производств
Расчётно-графическаяработа по дисциплине:
«БЕЗОПАСНОСТЬЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Организация рабочегоместа водителя
Выполнилстудент: Горяшин Р.Г.
МФ-V-2А
Руководитель:Алексеева Л.В.
Архангельск
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Требования кмикроклимату и воздуху рабочей зоны
2. Допустимые уровнишума, инфразвука и вибрации
3. Требования косвещению на рабочем месте4. Требования к режиму труда и отдыха5. Общие требования безопасности водителя6. Требования безопасности перед началом работ7. Требования безопасности во время работы8. Требованиябезопасности по окончании работ9. Требованияк выполнению ремонтных работ
10. Требования безопасности в аварийных ситуациях11.Требования ккомплектации автомобиля средствами пожаротушения и средствами для оказанияпервой помощи
12. Порядок оказания первой помощи при ДТПЛитература
1ТРЕБОВАНИЯ К МИКРОКЛИМАТУ И ВОЗДУХУ РАБОЧЕЙ ЗОНЫ
1.1 Санитарно-технические средства (вентиляция,отопление, теплоизоляция, кондиционирование) должны обеспечивать поддержание вкабине автомобиля оптимальных (таблица 1) или допустимых параметровмикроклимата не позднее, чем через 30 минут после начала непрерывного движенияавтомобиля с прогретым двигателем.
Таблица 1 Оптимальные нормы температуры, относительнойвлажности и скорости движения воздуха в кабинах автомобилейСезон года Типы автомобилей Температура воздуха, °С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с, не более Холодный и переходный периоды года Грузовые 60-40 60-40 0,2 Теплый период года Грузовые 60-40 60-40 0,3
1.2 Перепад температуры воздуха по высоте кабины недолжен превышать 3°С.
1.3 Температура внутренних поверхностей кабины недолжна отличаться от температуры воздуха в кабине более чем на 3°С.
1.4 Кабины должны быть оборудованы средствамитеплозащиты от солнечной радиации (защитные козырьки, специальное остекление,жалюзи и т.п.), а также от работающего двигателя, обеспечивающими остаточнуютепловую облученность водителя от стен кабины и двигателя — не более 35 Вт/м2,а от окон — не более 100 Вт/м2.
1.5 Системы вентиляции, отопления икондиционирования должны устранять запотевание (обмерзание) стекол кабины.
1.6 Не допускается эксплуатация автомобиля, кабинакоторого не имеет предусмотренных технической документацией автомобиляуплотнителей или ковриков.
1.7 Контроль воздушной среды в кабине автомобилядолжен осуществляться с учетом вида используемого топлива:
а) бензины А-72, А-76, А-93 и т.д. — определяютсяконцентрации углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С1ПДК -300 мг/м3), окиси углерода (ПДК — 20 мг/м3), окислов азота (в пересчете наNO2, ПДК — 5 мг/м3); при применении этилированного бензина дополнительноопределяются концентрации свинца (среднесменная ПДК — 0,01-0,007 мг/м3);
б) метилированный бензин и чистый метанол —углеводородов алифатических предельных С1-С10 (в пересчете на С), окисиуглерода, окислов азота (в пересчете на NO2), метанола (ПДК — 5 мг/м3),формальдегида (ПДК — 0,5 мг/м3);
в) дизельное топливо — углеводородов алифатическихпредельных С1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (впересчете на NO2), акролеина (ПДК — 0,2 мг/м3);
г) газовое топливо — углеводородов алифатическихпредельных С1-С10 (в пересчете на С), окиси углерода, окислов азота (впересчете на NO2), меркаптанов.
Контроль воздушной среды в кабине автомобиля долженвключать в себя оценку запыленности.
2ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА, ИНФРАЗВУКА И ВИБРАЦИИ
2.1 Уровни звука в кабине грузовых автомобилей недолжны превышать 70 дБА (ПС 65).
2.2 Уровни инфразвука в кабине автомобиля не должныпревышать 110 длин в соответствии с «Гигиеническими нормами инфразвука нарабочих местах» № 2274-80 от 12.12.80 г. Министерства здравоохранения СССР.
3ТРЕБОВАНИЯ К ОСВЕЩЕНИЮ КАБИНЫ АВТОМОБИЛЯ
3.1 Освещенность кабины, создаваемая светильникамиобщего освещения, должна составлять не менее 10 лк на уровне щитка приборов.
3.2 Освещенность шкалы приборов должна быть не менее1,2 лк.
4 ТРЕБОВАНИЯ К РЕЖИМУ ТРУДА И ОТДЫХА
Рабочее время
4.1.1 В течение рабочеговремени водитель должен выполнять свои трудовые обязанности в соответствии сусловиями трудового договора (контракта), трудовым распорядком или графикомработы.
4.1.2 Нормальнаяпродолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов внеделю.
Для водителей, работающихна пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительностьежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих нашестидневной рабочей неделе с одним выходным днем -7 часов.
4.1.3 В тех случаях,когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленнаяежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям можетустанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц). Наперевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на другихперевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период можетустанавливаться продолжительностью до 6 месяцев. Продолжительность рабочеговремени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Решение об установлениисуммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованиюс соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченнымработниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию сработником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении кнему.
4.1.4 При суммированномучете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителямможет устанавливаться не более 10 часов.
В случае, когда приосуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможностьдоехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы(смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителяв автомобиле предусматривается продолжительностью
более 12 часов, в рейснаправляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудованспальным местом для отдыха водителя.
4.1.5 Водителям,осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организацийкоммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, продолжительностьежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, еслипродолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы(смены) не превышает 9 часов.
4.1.6 Водителямавтобусов, работающим на городских, пригородных и междугородных, регулярныхпассажирских линиях, с их согласия, может устанавливаться рабочий день сразделением смены на две части при условии, что водители будут возвращаться кместу дислокации до начала разрыва смены не позже, чем через 4 часа посленачала работы. При этом продолжительность перерыва должна быть не менее двухчасов без учета времени для отдыха и питания. Время кратковременного отдыхапредоставляется в месте дислокации. Время перерыва между двумя частями смены врабочее время не включается.
4.1.7 Водителям легковыхавтомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедицийизыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических иизыскательских работах в полевых условиях, может устанавливатьсяненормированный рабочий день.
Решение об установленииненормированного рабочего дня принимается работодателем по согласованию ссоответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченнымработниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию сработником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении кнему.
Количество ипродолжительность рабочих смен по графикам сменности при ненормированномрабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочейнедели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
4.1.8 В состав рабочеговремени водителя включается:
а) время управленияавтомобилем;
б) время остановок длякратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
в)подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом налинию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках- для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) передначалом и после окончания смены;
г) время проведениямедицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения слинии;
д) время стоянки впунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, вместах использования специальных автомобилей;
е) время простоев не повине водителя;
ж) время проведения работпо устранению возникших в течение работы
на линии эксплуатационныхнеисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях приотсутствии технической помощи;
з) время охраны груза иавтомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах приосуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанностипредусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
и) время присутствия нарабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении врейс двух водителей;
к) время в другихслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.1.9 Ежедневнаяпродолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы(смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозкепассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метров и при перевозкетяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8часов.
При суммированном учетерабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующимвыборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работникамипредставительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двухраз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может бытьувеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управленияавтомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов.
4.1.10 После первых трехчасов непрерывного управления автомобилем предусматривается остановка длякратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, вдальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чемчерез каждые 2 часа;
Частота перерывов вуправлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и ихпродолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля.
При предоставленииводителю перерыва для отдыха и питания указанные остановки для отдыха непредусматриваются.
4.1.11 Состав ипродолжительность подготовительно-заключительных работ, включаемых вподготовительно-заключительное время, и время проведения медицинского осмотраводителя устанавливаются работодателем по согласованию с соответствующимвыборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работникамипредставительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником,закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
4.1.12 Время охраны грузаи автомобиля засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3.Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемоговодителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию ссоответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченнымработниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию сработником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении кнему.
Если перевозка на одномавтомобиле осуществляется двумя водителями, время на охрану груза и автомобиляучитывается в рабочее время только одному водителю. Соглашением междуработодателем и водителем может быть установлен иной порядок учета временистоянки с одновременной охраной груза и автомобиля.
4.1.13 Время присутствияна рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении врейс двух водителей, засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем местеводителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двухводителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем посогласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или инымуполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — посогласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) илиприложении к нему.
Время отдыха
4.2.1 Водители всоответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:
а) перерывы в течениерабочей смены для отдыха и питания;
б) ежедневный отдых;
в) еженедельный отдых;
г) отдых в праздничныедни;
д) ежегодный оплачиваемыйотпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации, коллективным договором (соглашением);
е). отдых в другихслучаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
4.2.2 Водителямпредоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двухчасов позднее чем через 4 часа после начала работы.
При установленнойграфиком продолжительности ежедневного рабочего времени более 8 часов водителюпредоставляется два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью неболее 2 часов.
Конкретнаяпродолжительность перерыва для отдыха и питания (общая продолжительностьперерывов) устанавливается работодателем по согласованию с соответствующимвыборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительныморганом, а при их отсутствии, по согласованию с работником, закрепляемому втрудовом договоре (контракте) или приложении к нему.
4.2.3. Продолжительностьежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха ипитания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы впредшествующий отдыху рабочий день (смену).
На междугородныхперевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительностьежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточныхпунктах может быть установлена не менее продолжительности временипредшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — неменее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыханепосредственно после возвращения к месту постоянной работы.
4.2.4 Еженедельныйнепрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственноследовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времениотдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий деньдолжна составлять не менее 42 часов.
4.2.5 При суммированномучете рабочего времени еженедельные дни отдыха устанавливаются в различные днинедели согласно графикам сменности, при этом число дней еженедельного отдыха втекущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца.
4.2.6 В случаеустановления водителям при суммированном учете рабочего времени рабочих сменпродолжительностью свыше 10 часов продолжительность еженедельного отдыха можетбыть сокращена, но не менее чем до 29 часов. В среднем за учетный периодпродолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть, но менее 42часов.
4.2.7 В праздничные дни допускается работа водителей, еслиэти дни предусмотрены графиками сменности как рабочие, в случаях, когдаприостановка работы невозможна по производственно-техническим условиям(непрерывно действующие организации), на работах, связанных с необходимостьюобслуживания населения, и при выполнении неотложных ремонтных ипогрузочно-разгрузочных работ.
При суммированном учетерабочего времени работа в праздничные дни, по графику включается в нормурабочего времени учетного периода.
5 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИВОДИТЕЛЯ
водитель безопасностьпервая помощь
5.1 К управлениюавтомобилем допускаются лица, имеющие соответствующее водительскоеудостоверение, прошедшие вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочемместе по охране труда.
5.2 Водитель, непрошедший своевременно повторный инструктаж по охране труда (не реже 1 раза в 3месяца) и ежегодную проверку знаний по безопасности труда, не должен приступатьк работе.
5.3 Водитель долженсоблюдать правила внутреннего трудового распорядка, принятые на предприятии.
5.4 Продолжительностьрабочего времени водителя не должна превышать 40 ч. в неделю.
Продолжительностьежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего трудовогораспорядка или графиками сменности, утверждаемыми работодателем по согласованиюс профсоюзным комитетом.
5.5 Водитель должензнать, что наиболее опасными факторами, которые могут действовать на него впроцессе выполнения работ, являются: вывешенный автомобиль или его агрегаты;горячая вода и пар; легковоспламеняющиеся вещества; газы и другие токсичныевещества; этилированный бензин; оборудование, инструмент, приспособления;
падение водителя врезультате его неосторожных действий при выходе из кабины и передвижении потерритории.
5.5.1 Автомобиль,вывешенный только подъемным механизмом, представляет собой большую опасность,так как может упасть и придавить водителя.
5.5.2 Горячая охлаждающаяжидкость, вода и пар при попадании на кожный покров вызывают ожоги.
5.5.3 Легковоспламеняющиесявещества (пары, газы), в процессе обращения с которыми нарушаются правилабезопасности, могут стать причиной пожара и взрыва.
5.5.4 Газы и другие токсичныевещества (бутан, оксиды азота, оксид углерода, этилмеркаптан и другие), попадаячерез органы дыхания в организм человека, приводят к тяжелым отравлениям.
5.5.5 Этилированныйбензин действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении имтела, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.
5.5.6 Оборудование,инструмент и приспособления при неправильном использовании или их неисправностиприводят к травмам.
5.6 Запрещаетсяпользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению скоторыми водитель не обучен и не проинструктирован.
5.7 В соответствии стиповыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальнойодежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты выдаются:
5.7.1 Водителям грузовыхавтомобилей, специальных автомобилей, автокранов и тягачей: комбинезонхлопчатобумажный; рукавицы комбинированные двупалые.
Зимой, в особом и IV поясах дополнительно: курткахлопчатобумажная на утепляющей прокладке; брюки хлопчатобумажные на утепляющейпрокладке; валенки.
5.7.2 Водителям автобусови легковых автомобилей: перчатки хлопчатобумажные.
5.7.3 Водителям всехавтомобилей, работающих на этилированном бензине, при работе на линиидополнительно:
фартук резиновый снагрудником; перчатки резиновые; нарукавники хлорвиниловые.
5.7.4 Зимой в районах,отнесенных ко II, III, IV иособому климатическим поясам, водителям, занятым на наружных работах, к теплойспецодежде дополнительно выдается обогревающий комплект типа «Пингвин».
5.8 Водитель должен соблюдатьправила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специальноотведенных местах.
5.9 Замеченные при работена линии неисправности автомобиля, а также нарушения в упаковке или креплениигруза, водитель должен попытаться исправить собственными силами, а приневозможности — сообщить на предприятие и вызвать техпомощь.
5.10 При направлении длясовместной работы двух и более человек водитель должен выполнять распоряжения иуказания старшего, назначенного работодателем ответственным за соблюдение требованийбезопасности.
5.11 Газобаллонные(газодизельные) автомобили могут въезжать на посты технического обслуживания иремонта только после перевода двигателя на работу на бензин (дизельноетопливо).
Перед въездом необходимопроверить на специальном посту газовую систему питания на герметичность.Въезжать в помещения с негерметичной газовой системой питания запрещается.
При переводе двигателя нажидкое топливо необходимо перекрыть расходные вентили и полностью выработатьгаз из системы питания (до полной остановки карбюраторного двигателя) послечего перекрыть магистральный вентиль, включить подачу жидкого топлива иосуществить пуск двигателя.
5.12 Водитель долженсоблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением вымыть руки смылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего наэтилированном бензине, предварительно обмыть руки керосином.
5.13 За невыполнениетребований инструкции водитель несет ответственность, согласно действующемузаконодательству.
6 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕДНАЧАЛОМ РАБОТ
6.1 Перед выездом налинию водитель должен:
6.1.1 Пройти предрейсовыймедосмотр.
6.1.2 Получить удиспетчера путевой лист и инструктаж об условиях работы на линии и особенностяхперевозимого груза.
6.1.3 Совместно смехаником КПП проверить техническую исправность и укомплектованность автомобиляи получить соответствующую отметку в путевом листе. При осмотре особое вниманиеобратить на:
исправностьаккумуляторной батареи, стартера, тормозов, рулевого управления, освещения,сигнализации, дверей кабины, салона, отопительного устройства, запоров бортов,глушителя и плотность его соединений и т.д.; отсутствие утечки топлива, масла,охлаждающей жидкости; давление воздуха в шинах и их исправность; надлежащуюукомплектованность автомобиля необходимыми инструментами, приспособлениями,инвентарем и их исправность.
6.1.4 Автомобили,работающие на газовом топливе, должны ежедневно подвергаться осмотру с цельюпроверки герметичности и исправности газовой аппаратуры. Герметичность всехсоединений проверяется с помощью специальных приборов (течеискателей), на слухили мыльной эмульсией. Неисправности газовой аппаратуры (негерметичность)устраняются только на постах по ремонту и регулировке газовой аппаратуры или вспециализированной мастерской.
6.2 Перед пускомдвигателя водитель должен: отключить и отсоединить элементы подогрева;затормозить автомобиль стояночным тормозом; поставить рычаг переключенияпередач (контроллера) в нейтральное положение; проверить герметичность системыпитания; проветрить подкапотное пространство (на автомобилях, работающих нагазовом топливе).
6.3 Водитель можетиспользовать пусковую рукоятку только в случае временной неисправности стартераили при пуске двигателя после ремонта.
6.4 При пуске двигателяпусковой рукояткой водитель должен соблюдать следующие требования безопасности:не брать рукоятку в обхват; пусковую рукоятку поворачивать снизу вверх; приручной регулировке опережения зажигания устанавливать позднее зажигание; неприменять никаких рычагов, действующих на пусковую рукоятку.
6.5 Водителю запрещается:производить пуск двигателя путем буксировки;
подогревать двигатель,коробку передач, картеры ведущих мостов открытым огнем; выпускать сжатыйприродный газ или сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе иливключенном зажигании; оставлять в промежуточном состоянии расходные вентили — они должны быть полностью открыты или закрыты; применять дополнительные рычагидля закрытия или открытия расходных, магистрального и наполнительного вентилей;ударять по газовой аппаратуре и арматуре, находящейся под давлением;останавливать газобаллонный автомобиль ближе 5 м от мест работы с открытымогнем, а также пользоваться открытым огнем ближе 5 м от автомобиля; проверятьгерметичность соединений газопроводов, газовой аппаратуры и арматуры огнем;эксплуатировать автомобили со снятым воздушным фильтром.
7 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯРАБОТЫ
7.1 При работе на линииводитель должен:
7.1.1 Начинать движениеавтомобиля, только убедившись в отсутствии помех на пути движения. Наавтомобиле-самосвале, дополнительно, только при опущенном кузове.
7.1.2 Перед выходом изкабины выключить зажигание или перекрыть подачу топлива, затормозить автомобильстояночным тормозом, убедиться в отсутствии опасности, связанной с движениемтранспортных средств, как в попутном, так и во встречном направлении. Непрыгать из кабины, кузова автомобиля.
7.1.3 После выхода изкабины, в случае, если автомобиль остановлен на участке дороги, имеющем уклон(даже незначительный), подложить под колеса противооткатные упоры (башмаки).
7.1.4 Своевременноочищать грязь, снег и лед с подножек. Не допускать попадания на них масла итоплива.
7.1.5 Отдыхать в кабинеавтомобиля только при неработающем двигателе, так как в противном случае этоможет привести к отравлению оксидом углерода, содержащимся в отработавших газахавтомобиля.
7.1.6 Перед подачейавтомобиля назад убедиться, что этот маневр не создаст опасности и чтопоблизости нет людей.
7.1.7 Перед началомдвижения задним ходом в условиях недостаточного обзора сзади (из-за груза вкузове, при выезде из ворот и т.п.) требовать выделения человека дляорганизации движения автомобиля.
7.1.8 При движенииавтомобиля-цистерны, емкость которой залита менее чем на 3/4, для обеспеченияустойчивости автомобиля на поворотах снизить скорость движения.
7.1.9 Открывать пробкурадиатора на горячем двигателе в рукавице или накрыв ее тряпкой (ветошью).Пробку открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторонуоткрывающего.
7.1.10 Заправкуавтомобиля топливом производить в соответствии с правилами безопасности,установленными для заправочных пунктов.
7.1.11 Для переливабензина пользоваться специальным устройством. Засасывать бензин ртом черезшланг запрещается.
7.1.12 В зимнее время дляпредупреждения случаев обморожения при устранении неисправности в пути работатьтолько в рукавицах. Запрещается прикасаться к металлическим предметам, деталями инструментам руками без рукавиц.
7.1.13 При заправкеавтомобиля топливом в зимнее время заправочные
пистолеты брать только врукавицах, не допускать обливания и попадания топлива на кожу рук и тела.
7.1.14 Для открытия изакрытия бортов грузового автомобиля прибегать к помощи другого лица.
7.1.15 Получитьдополнительный инструктаж от работодателя при направлении на работу в отрыве отосновной базы, на ледовых дорогах, переправах через водоемы и в условияхбездорожья в соответствии с действующими «Правилами по охране труда наавтомобильном транспорте».
7.1.16 Перед направлениемна работу в карьер получить дополнительный инструктаж в соответствии с Единымиправилами безопасности при разработке месторождений полезных ископаемыхоткрытым способом с записью в журнале регистрации инструктажа.
7.1.17 При прекращениидвижения газобаллонного (газодизельного) автомобиля для стоянки более 10 минутперекрыть магистральный вентиль, а менее 10 минут разрешается магистральныйвентиль оставлять открытым.
7.1.18 Перед заправкойавтомобиля газовым топливом остановить двигатель и закрыть расходные вентили.
7.1.19 После наполнениябаллонов газом сначала закрыть вентиль на заправочной колонке, а затемнаполнительный вентиль на автомобиле и отсоединить газонаполнительный шланг. Есливо время заправки газонаполнительный шланг случайно разгерметизируется,немедленно закрыть выходной вентиль на газонаполнительной колонке, а затем — наполнительный вентиль на автомобиле.
7.1.20 Если при пуске назаправочной колонке двигатель работает с хлопками, то водитель обязаннемедленно заглушить двигатель и отбуксировать автомобиль для устранениянеисправностей в безопасное место.
7.1.21 Выполнятьтребования, указанные в п.п.7.2-7.4.
7.1.22 Проинструктироватьпассажиров перед их посадкой на грузовой автомобиль, предназначенный дляперевозки людей, о порядке посадки и высадки, предупредив их о том, что стоятьв кузове и сидеть на бортах движущегося автомобиля запрещается.
7.1.23 Не допускать лиц,сопровождающих груз, для поездки в кузове грузового автомобиля, если в нем непредусмотрены места для сидения, расположенные ниже уровня борта не менее, чемна 15 см.
7.1.24 Проверятьсоответствие укладки и надежность крепления грузов и тентов на подвижномсоставе требованиям безопасности и обеспечения сохранности грузов, а в случаеобнаружения нарушений в укладке и креплении груза и тентов -потребовать отлица, ответственного за погрузочные работы, устранить их.
7.1.25 Перевозитьстеклянную тару с жидкостями только в специальной упаковке, причем она должнаустанавливаться вертикально (пробкой вверх).
7.1.26 При загрузкекузова автомобиля навалочным грузом следить, чтобы он не возвышался над бортамикузова (стандартными или наращенными) и располагался равномерно по всей площадикузова.
7.1.27 Следить, чтобыштучные грузы, возвышающиеся над бортами кузова, увязывались крепким исправнымтакелажем (канатами, веревками). Запрещается пользоваться металлическим канатоми проволокой.
7.1.28 Следить, чтобыящичный, катно-бочковой и другой штучный груз был уложен плотно, безпромежутков, укреплен или увязан так, чтобы при движении (резком торможении,трогании с места и крутых поворотах) он не мог перемещаться по полу кузова. Приналичии промежутков между местами груза следует вставлять деревянные прокладкии распорки.
7.1.29 Следить, чтобыбочки с жидким грузом были установлены пробкой вверх. Каждый ряд уложенныхбочек на бок должен подклиниваться на крайних рядах. Запрещается применятьвместо деревянных клиньев другие предметы.
7.1.30 Перевозить пылящиегрузы в подвижном составе (открытых кузовах), оборудованном пологами иуплотнителями. Запрещается перевозить горячие грузы в деревянных кузовах.
7.1.31 Перевозить грузы,превышающие габариты кузова по длине, ширине и высоте, в соответствии стребованиями Правил дорожного движения.
7.1.32 Грузы, превышающиегабариты подвижного состава по длине на 2 м и более (длинномерные грузы),перевозить на автомобилях с прицепами-роспусками, к которым грузы должнынадежно крепиться.
При одновременнойперевозке длинномерных грузов различной длины следить, чтобы более короткиегрузы располагались сверху.
7.1.33 Следить, чтобы припогрузке длинномерных грузов (труб, рельсов, бревен и т.п.) на автомобиль сприцепом-роспуском оставлялся зазор между щитом, установленным за кабинойавтомобиля, и торцами груза для того, чтобы на поворотах и разворотах груз нецеплялся за щит. Для предупреждения перемещения груза вперед при торможении идвижении под уклон груз должен быть надежно закреплен.
7.1.34 Принимать иперевозить опасные грузы и пустую тару из-под них в соответствии с Правилами пообеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.
7.1.35 Следить, чтобы навсех грузовых местах, содержащих опасные вещества, были ярлыки, обозначающиевид опасности груза, верх упаковки, наличие хрупких сосудов в упаковке.
7.1.36 Налив и сливавтоцистерн производить самотеком или с применением насосов через исправныешланги или трубы.
7.1.37 При автоматическойсистеме налива легковоспламеняющихся жидкостей находиться у пульта аварийнойостановки налива, а при наливе аммиачной воды в цистерны находиться снаветренной стороны.
7.1.38 Перед погрузкойопасных грузов на автомобиль и выгрузкой их из автомобиля выключить двигатель(за исключением налива нефтепродуктов в автоцистерну, а также налива,производимого с помощью насоса, установленного на автомобиле и приводимого вдействие двигателем автомобиля, водитель, в таком случае должен находиться упульта управления насосом).
7.1.39 Очистить кузовавтомобиля перед подачей к месту погрузки от посторонних предметов, а также отснега, льда, мусора и т.п.
7.1.40 Осмотретьпогруженные контейнеры с целью определения правильности погрузки и надежностикрепления контейнеров на специализированных полуприцепах или универсальныхавтомобилях (автопоездах).
7.1.41 Не допускатьпроезда людей в кузове автомобиля, где установлены контейнеры, и в самихконтейнерах.
7.1.42 При перевозкеконтейнеров соблюдать меры предосторожности: не тормозить резко; снижатьскорость на поворотах, закруглениях и неровностях дороги; обращать внимание надостаточную для проезда высоту ворот, путепроводов, контактных сетей, деревьеви т.п.
7.1.43 При отсутствииколесоотбойного бруса в местах разгрузки требовать от грузополучателя указанийо минимальном расстоянии от откоса или обрыва, на которое он может подъезжатьдля разгрузки.
7.1.44 Следить за тем,чтобы перед началом производства погрузочно-разгрузочных работ под рамуприцепа-панелевоза был установлен козелок во избежание его опрокидывания (припогрузке — со стороны погрузки, при выгрузке -с противоположной стороны).
7.1.45 Ставить свойавтомобиль не ближе 1 м от впереди стоящего автомобиля и не менее 1,5 м отавтомобиля, стоящего сбоку под погрузкой или разгрузкой.
При постановке автомобилядля погрузки или разгрузки соблюдать интервал не менее 0,5 м между зданием иавтомобилем и не менее 1 м между штабелем груза и автомобилем.
При погрузке или разгрузкегруза с применением эстакад, платформ, рамп высотой, равной уровню пола кузова,подавать автомобиль вплотную к ним.
7.1.46 Следить за тем,чтобы загрузка полуприцепа велась с его передней части, а разгрузка — с задней.
7.1.47 В случаеобнаружения при работе на объекте грузоотправителя или грузополучателянарушений правил и норм охраны труда, которые могут привести к несчастномуслучаю или ДТП, потребовать их устранения от грузоотправителя илигрузополучателя.
7.1.48 При остановке истоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в условияхнедостаточной видимости включать габаритные или стояночные огни автомобиля.
7.1.49 При вынужденнойостановке автомобиля на обочине или проезжей части дороги для проведенияремонта выставить позади автомобиля знак аварийной остановки или мигающийкрасный фонарь.
7.1.50 При работе подавтомобилем располагаться таким образом, чтобы ноги не находились на проезжейчасти дороги.
7.1.51 В случаенеобходимости выполнения работ под поднятым кузовом автомобиля самосвалаустанавливать инвентарные приспособления фиксации кузова (упоры, фиксаторы,штанги).
7.1.52 При накачиванииили подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях в отверстия дискаколеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности илиположить колесо замочным кольцом вниз.
7.1.53 Перед началомработы автокран, автомобиль с монтажным подъемником и т.п. устанавливать нагоризонтальной площадке с обязательной установкой выдвинутых опор. Под башмакиопор должны подкладываться специальные деревянные подкладки.
Запрещается:
устанавливать автокраны,монтажные подъемники и т.п. у края рва, кювета, обрыва и т.п., где возможнооползание грунта; работать при не выдвинутых и незапертых опорах; использоватьв качестве подкладок случайные предметы; передвигать автомобиль с поднятыми влюльке людьми или поднятым грузом; сидеть на бортах поднятой люльки;устанавливать автокраны, автомобили-самосвалы, автомобили с монтажнымиподъемниками и т.п. вблизи линии электропередач без специального разрешения;производить работы в темное время суток без достаточного освещения.
Водителю запрещается:
выполнять какие-либоработы по обслуживанию и ремонту автомобиля на расстоянии ближе 5 м от зоныдействия погрузочно-разгрузочных механизмов; на заправочном пункте пользоватьсяоткрытым огнем и курить, проводить ремонтные и регулировочные работы,заправлять топливо при работающем двигателе, допускать перелив топлива,разрешать пассажирам находиться в кабине, салоне или кузове;
допускать работудвигателя на смеси двух топлив — бензина и газа (за исключениемгазодизельного); использовать грузоподъемный борт автомобиля для подъема илиопускания людей; курить в кабине газобаллонного (газодизельного) автомобиля;
курить и использоватьоткрытый огонь при погрузке, выгрузке и перевозке
взрывоопасных грузов;перевозить грузы с концами, выступающими за боковые габариты автомобиля;загораживать грузом двери кабины; грузить длинномерные грузы выше стоеккоников; во время погрузки контейнеров на автомобиль (выгрузки) находиться вкабине, кузове, а также на расстоянии менее 5 м от зоны действиягрузоподъемного механизма (за исключением водителя автомобиля-самопогрузчика);перевозить пассажиров в кузове необорудованного грузового автомобиля;перевозить детей в кузове грузового автомобиля даже оборудованного дляперевозки людей; перевозить людей на безбортовых платформах, на грузе,размещенном на уровне или выше борта кузова, на длинномерном грузе и рядом сним, на цистернах, прицепах и полуприцепах всех типов, в кузове автомобиля-самосвалаи специализированного грузового автомобиля (рефрижератора и др.), в кузовеавтомобиля с контейнерами;
перевозить в кабине,кузове и салоне количество людей, больше чем это указано
в паспортезавода-изготовителя; перевозить людей на подножках, крыльях, бамперах и бортах,стоящих в кузове оборудованного грузового автомобиля, а также при незакрытыхдверях подвижного состава; перевозить в холодное время года пассажиров,грузчиков и сопровождающих грузы лиц в открытом кузове; совместно перевозитьопасные вещества и пищевые продукты или фуражные грузы; подавать автомобиль напогрузочно-разгрузочную эстакаду, если на ней нет ограждения; ставитьавтомобиль-самосвал для разгрузки под ЛЭП без разрешения владельца ЛЭП;
при заправке газовымтопливом стоять около газонаполнительного шланга и баллонов;
подтягивать гайкисоединений газовой системы, находящейся под давлением и стучать по нимметаллическими предметами; работать без рукавиц при заправке газовым топливом;заправлять баллоны в случае обнаружения разгерметизации системы питания;заправлять газом баллоны, срок освидетельствования которых истек; допускать кремонту автомобиля посторонних лиц, включая пассажиров и грузчиков.
8 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПООКОНЧАНИИ РАБОТ
8.1 По окончании работыводитель обязан:
8.1.1 Выполнятьтребования безопасности, изложенные в п. п. 8.1.2, 8.1.3.
8.1.2 После постановкиавтомобиля на ночную или длительную стоянку закрыть расходные вентили (длясжатого газа) или магистральный вентиль (для сжиженного газа), выработать газиз системы питания, после чего выключить зажигание и отключить «массу».
8.1.3 Перед постановкойавтомобиля на место стоянки с подогревом убедиться в отсутствии утечки топлива.
8.1.4 Вымыть руки смылом, а после работы с узлами и деталями автомобиля, работающего наэтилированном бензине, необходимо предварительно мыть руки керосином.
8.1.5 Обо всехнедостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственногоруководителя.
9ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РЕМОНТНЫХ РАБОТ
9.1 При привлечении водителей к выполнению ремонтныхработ на них должны быть распространены действующие отраслевыенормативно-технические документы, регламентирующие организацию и проведениеуказанных работ и гигиенические требования к этим работам.
При выполнении водителями ремонтных работ в АТП идругих организациях, имеющих транспорт, вне осмотровой канавы, эстакады илиподъемника запрещается работа без лежаков на полу (земле).
9.2 Выполнение в помещениях работ по проверке,ремонту или наладке работающего двигателя разрешается только при наличииместного отсоса, эффективно удаляющего отработавшие газы.
9.3 Водители, выполняющие техническое обслуживание иремонт автомобилей, должны обеспечиваться спецодеждой, средствамииндивидуальной защиты, личной гигиены и защитными приспособлениями всоответствии с действующими отраслевыми типовыми нормами.
9.4 Для переливания топлива автомобили должны бытьукомплектованы шлангом с сифоном-насосом. Засасывать топливо ртом в шланг дляпереливания запрещено.
9.5 Администрацияпредприятия обязана обеспечить регулярную химчистку, стирку, дезинфекцию,ремонт и проверку исправности средств индивидуальной защиты (в соответствии сдействующими типовыми нормами
10 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВАВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
10.1 Водитель должен:
10.1.1 Немедленносообщить работодателю о происшедшем с ним или по его вине несчастном случае, атакже о любом несчастном случае с участием других работников предприятия,свидетелем которого он был.
10.1.2 Оказатьпострадавшему при несчастном случае первую доврачебную помощь, помочь доставитьего в здравпункт или ближайшее медицинское учреждение или, при необходимости,вызвать медицинских работников на место происшествия.
10.1.3 В случаенеисправности газовой системы питания немедленно закрыть расходные имагистральные вентили, а затем проветрить подкапотное пространство и другиеотсеки, где проходит газопровод.
10.1.4 При обнаруженииутечки газа из арматуры баллона, выпустить или слить газ с соблюдением мербезопасности. Выпуск сжатого или слив сжиженного газа в условиях автотранспортногопредприятия должен производиться только на специально оборудованных постах.
10.1.5 Магистральный ирасходные газовые вентили открывать медленно во избежание гидравлическогоудара.
10.1.6 При выпускесжатого природного газа или сливе сжиженного нефтяного газа не курить и непользоваться открытым огнем, не вести работы, не имеющие отношения к выпускуили сливу газа.
10.1.7 При обнаружении налинии утечки газа из системы питания, за исключением арматуры баллона,немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системыдо остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и, если этовозможно, принять меры к устранению неисправности или сообщить на предприятие.
10.1.8 При утечке газа изарматуры баллона отогнать автомобиль в безопасное для окружающих место ивыпустить или слить газ из баллона.
10.2 Запрещаетсявыпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающемдвигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от местстоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.
11 ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЛЕКТАЦИИАВТОМОБИЛЯ СРЕДСТВАМИ ПОЖАРОТУШЕНИЯ И СРЕДСТВАМИ
ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
Все автомобили должныбыть обеспечены набором исправных инструментов, медицинской аптечкой,огнетушителем, знаком аварийной остановки (мигающим красным фонарём). Грузовые автомобилис полной массой 3,5 т и автобусы с полной массой свыше 5 т обеспечивают также противооткатнымиупорами. Автобусы и специально оборудованные грузовые автомобили для перевозкилюдей укомплектовывают двумя огнетушителями. Один из огнетушителей долженнаходиться в кабине водителя, а другой — в пассажирском салоне автобуса иликузове грузового автомобиля.
Автомобили – цистерны дляперевозки легковоспламеняющихся и горючих жидкостей должны иметь не менее двухогнетушителей, войлочную кошму, лопату, заземляющее устройство (металлическуюцепочку, приваренную одним концом к корпусу цистерны).
На автомобиляхрекомендуется устанавливать огнетушители порошковые ОП-2, ОПУ-2, ОП-5, ОП-5ПД и хладоновыеОХ-3. Для тушения загораний на легковых автомобилях могут быть такжерекомендованы аэрозольные хладоновые огнетушители ОАХ.
Для оказания первойпомощи автомобили обеспечиваются медицинской аптечкой, в которой находится:
— бинт медицинскийстерильный марлевый;
— бинт эластичный;
— бактерицидные салфетки;
— кровоостанавливающийжгут;
— лейкопластырь;
— раствор йода(бриллиантовой зелени);
— болеутоляющие средства(анальгетик);
— сердечные капли итаблетки (« Корвалол », « Валидол »).
Кроме этого, желательноиметь кусок плотной материи, из которого можно было бы сделать косынку,используемую при переломах, а также в аптечке находится медицинская вата инашатырный спирт.
12 ПОРЯДОК ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ ПРИДТП
Правильное применениераствора йода или бриллиантовой зелени.
Они применяются какдезинфицирующие средства. Раствор йода (бриллиантовой зелени) вызываетхимическое повреждение ткани раны. Наружный слой кожи не повреждается присмазывании этим раствором, но эффективно дезинфицируется, что необходимо передналожением марлевой повязки.
Правильное применениебактерицидных салфеток.
Бактерицидные салфетки –это новое поколение перевязочных средств, они обладают эффективным,антимикробным и противовоспалительным действием и не требуют предварительнойобработки раневой поверхности. Эти салфетки предназначены для первичного закрытиятравмированных тканей (ран, ушибов, ожогов), и фиксируются на ранелейкопластырем или бинтом.
Чтобы иметь возможностьснять одежду с повреждённой конечности, не подвергая её вынужденным движениям,нужно сначала аккуратно снять её с неповреждённой конечности, подвижностькоторой существенно не ограничена.
Первая помощьпострадавшему при травматическом шоке.
Травматический шок –глубокое угнетение жизненно важных функций, состояние, требующееквалифицированной медицинской помощи. В порядке первой доврачебной медицинскойпомощи необходимо создать наиболее щадящие условия для пострадавшего, а именно:предоставить полный покой, укрыть, применить имеющиеся болеутоляющие средства.
Оказание первоймедицинской помощи пострадавшему при переломах.
-При переломе ключицы:
С целью предотвратитьсмещение отломков ключицы, которое может привести к повреждению целостностикровеносных сосудов (подключичной артерии) и нервов, следует подвесить согнутуюв локтевом суставе руку на косынке и прибинтовать её к туловищу.
-При переломе плеча:
Нужно обеспечитьнеподвижность костных отломков, чтобы не допустить их смещения и дляправильного сращивания. Нужно наложить две шины с внутренней и наружной стороныплеча, подложить валик из мягкой ткани в подмышечную область и зафиксироватьруку в согнутом состоянии косыночной повязкой.
-При переломе костейголени:
Нужно обеспечитьнеподвижность костных отломков одного относительно другого, чтобы не допуститьих смещения и для правильного сращивания. Нужно зафиксировать голень путёмналожения двух шин с внешней и внутренней стороны ноги от конца стопы досередины бедра и ограничить движения в коленном суставе.
-При переломе рёбер игрудины:
Нужно обеспечитьнеподвижность костных отломков одного относительно другого, чтобы не допуститьих смещения и для правильного сращивания. Для этого нужно наложить тугуюповязку на грудную клетку. После этой процедуры дыхание обеспечивается толькоза счёт движений диафрагмы, которые свободны в положении сидя. Транспортироватьпострадавшего также необходимо сидя или в полусидячем положении.
-При повреждениипозвоночника:
При повреждениипозвоночника важно не допустить смещения позвонков относительно друг друга,чтобы избежать травмирование спинного мозга. Необходимо обеспечить минимальнуюподвижность позвоночника. С этой целью пострадавшего следует расположить наспину, на твёрдую ровную поверхность и максимально ограничить его перемещения.
Если пострадавшему приДТП требуется наложить жгут, то в тёплое время он накладывается на срок неболее 1,5 часа, а в холодное время не более чем на 0,5 часа. Наложение жгутасвязано с прекращением кровообращения во всех нижележащих тканях. Болеедлительное прекращение кровообращения приводит к необратимым гибельнымизменениям в конечности ниже жгута по ходу кровеносных сосудов.
Если у пострадавшего врезультате дорожно-транспортной травмы не обнаруживается наружных повреждений,но он находится в бессознательном состоянии, следует предполагать наличиетяжёлых повреждений внутренних органов и внутреннего кровотечения. В любоймомент возможна остановка дыхания и сердечной деятельности. Нужно повернутьголову набок, укрыть, контролировать наличие дыхания и сердечной деятельности,чтобы вовремя начать искусственную вентиляцию лёгких и наружный массаж сердца.«Скорую медицинскую помощь» нужно вызвать немедленно.
Если у пострадавшегопрекратились дыхание и сердечная деятельность. В этом случае необходимаискусственная вентиляция лёгких и наружный массаж сердца. Для того, чтобыискусственная вентиляция лёгких была эффективна, необходимо обеспечитьсвободное прохождение воздуха по дыхательным путям. Нужно убедиться, чтополость рта свободна от слизи, крови, рвотных масс и каких-либо инородныхпредметов. Обеспечив приток кислорода в лёгкие, необходимо сразу приступать квосстановлению сердечной деятельности, тем самым, обеспечивая движением кровидоставку кислорода тканям.
ЛИТЕРАТУРА
1 Санитарные правила по гигиене труда водителей автомобилей
2 Правила по охранетруда на автомобильном транспорте
3 Типоваяинструкция для водителей4 Положение о рабочем времени и времени отдыха водителейавтомобилей5 Кузнецов Ю.М. Охрана труда на автотранспортныхпредприятиях: Учеб. для учащихся автотранспортных техникумов. – М.: Транспорт,1990.– 288 с.: ил.6 Комментарии к экзаменационным (тематическим) задачам дляподготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортнымисредствами всех категорий / Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин идругие – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2001. – 80 с.