Введение
Процесссоциальной адаптации личности – это сложнейшее общественное явление, котороевключает в себя различные стороны жизнедеятельности человека. Выделяется двакласса адаптивных процессов. Первый связан с событиями, вызвавшими изменениесоциального статуса человека. Здесь требуется овладение новой социальной ролью,а также включение человека в новую для него социальную среду. Второй классадаптивных процессов определяется событиями, обусловленными изменениямисоциальной среды, динамикой общественного развития. Для инвалида адаптивные процессысвязаны, в первую очередь, с новой для него социальной ролью индивида инахождением нового места в обществе в соответствии со своим статусом. Причем,следует учитывать, что социальная среда, как правило, враждебна инвалиду позрению и условия для своевременной и успешной адаптации отсутствуют. Задержки исрывы в этом процессе ведут к снижению устойчивости семей лиц потерявшимзрение, росту заболеваемости, психологическому феномену, определяемому какформирование статуса инвалида. Социальная реабилитация – самый надежный путь иусловие к успешной социальной адаптации инвалида.
Здоровыйчеловек приспосабливается к окружающей среде. Для людей потерявших зрение жеособенность этих сфер жизнедеятельности состоит в том, что их надоприспосабливать к нуждам инвалидов. Чтобы инвалид смог адаптироваться в среде,нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е.приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равныхсо здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах.
Всероссийскоеобщество слепых помогает человеку адаптироваться к новым для него условиям.Проводит комплекс мер по реабилитации и социальной интеграции человекапотерявшего зрение.
1. Характеристика организации
Общероссийскаяобщественная организация инвалидов «Всероссийское ордена Трудового КрасногоЗнамени общество слепых» – организация, основанная на членстве граждан РФ – инвалидовпо зрению и их законных представителей и созданная для защиты их прав иинтересов, социальной поддержки, реабилитации, социальной интеграции и содействияобеспечению равных возможностей.
ВОСосуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации идействует в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданскимкодексом Российской Федерации, Федеральными законами «Об общественныхобъединениях», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», другимизаконодательными актами Российской Федерации и уставом общества.
ДеятельностьВОС основывается на принципах:
Гуманизма имилосердия, уважения личного достоинства и мнения каждого члена ВОС,недопущения дискриминации инвалидов по признакам возраста, национальности,религиозным и политическим убеждениям, причинам инвалидности.
Добровольности,равноправия, самоуправления и законности, выборности всех руководящих иконтрольно-ревизионных органов ВОС снизу доверху, коллегиальности и гласности вих работе, периодической отчетности перед вышестоящими руководящими органами ичленами ВОС.
Основнымицелями ВОС являются:
Защита прав иинтересов инвалидов по зрению, участие в определении и реализациигосударственной политики в отношении инвалидов, содействие в реализациигосударственных полномочий в медицинской, профессиональной, социальнойреабилитации и интеграции, приобщении к труду, образованию, культуре и спорту,улучшении их материально-бытовых условий.
Длядостижения указанных целей ВОС решает следующие основные задачи и выполняетфункции:
Выявляетинвалидов по зрению, ведет учет и вовлекает их в члены ВОС. Привлекает зрячихграждан к работе в Обществе для обеспечения выполнения уставных задач ВОС.
Участвует восуществлении мероприятий по социальной защите и интеграции инвалидов позрению. Совместно с органами государственной власти РФ исубъектов РФ,органами местного самоуправления создает инвалидам по зрению необходимыеусловия для реализации гражданских и социально-экономических прав ивозможностей. Участвует в формировании доступной среды жизнедеятельности иобеспечении беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектамсоциальной сферы.
Совместно сорганами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местногосамоуправления участвует в разработке и реализации программ социальной защитыинвалидов.
Взаимодействуетс федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, содействует медицинской,профессиональной и социальной реабилитации инвалидов по зрению, способствуетразработкеи реализации индивидуальных программ реабилитацииинвалида.
Взаимодействуетс органами здравоохранения по вопросам улучшения медицинской помощи инвалидампо зрению и проведения работы по профилактике слепоты, сохранению остаточногозрения, а также осязания и слуха.
Оказываеторганам службы занятости всех уровней содействие в трудоустройстве инвалидов позрению в организациях всех форм собственности. Организует трудоустройствоинвалидов по зрению в хозяйственных обществах, организациях и учреждениях ВОС,содействует их индивидуально-трудовой деятельности.
Осуществляетпроизводственное и профессиональное обучение, повышение квалификации инвалидовпо зрению, работающих в системе ВОС, в соответствии с действующимзаконодательством.
Способствуетповышению образовательного уровня инвалидов по зрению и обучение чтению иписьму по Брайлю, пользованию компьютерной техникой и современнымиинформационными технологиями. Шефствует над учащимися слепыми и слабовидящимидетьми школ, школ-интернатов и иных общеобразовательных учреждений. Содействуетоткрытию классов и школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей. В целяхсодействия социальной реабилитации и профессиональной ориентации создаетдетские и молодежные организации.
Способствуетреализации мероприятий по улучшению бытового обслуживания и жилищных условийчленов Общества.
Участвует вразработке конструкций технических приборов и специальных приспособлений,облегчающих труд инвалидов по зрению, расширяющих сферу его применения,улучшающих бытовые условия, ориентировку слепых в пространстве и информационноеобеспечение, используя для этого возможности Общества, а также министерств,ведомств, научных и иных государственных и негосударственных организаций независимоот форм собственности.
Принимаетмеры для создания условий развития личности и удовлетворения духовных запросовинвалидов по зрению, содействует их нравственно-эстетическому и правовомувоспитанию, экономическому просвещению.
Совместно сорганами государственной власти РФ и субъектов РФ, органами местногосамоуправления осуществляет социокультурную реабилитацию инвалидов по зрению ипроводит физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Сотрудничаетс другими общественными объединениями инвалидов с целью координации действий позащите прав и интересов инвалидов, их социальной поддержки, а также в решениипроблем организаций инвалидов.
2. Теоретические подходы кориентированию и мобильности 2.1 Социальнаяреабилитация инвалидов с нарушениями зрения
Социально-бытоваяи социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения обеспечиваетсясистемой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуютбезопасности передвижения и ориентировке в пространстве.
Осязательныеориентиры: направляющие поручни, рельефные обозначения на поручнях, таблицы свыпуклыми надписями или шрифтом Брайля, рельефные планы этажей, здания т. п.;изменяемый тип покрытия пола перед препятствиями.
Слуховыеориентиры: звуковые маяки при входах, радиотрансляция.
Зрительныеориентиры: различные специально освещаемые указатели в виде символов ипиктограмм с использованием ярких, контрастных цветов; контрастное цветовоеобозначение дверей и т.п.; текстовая информация на таблицах должна бытьмаксимально краткой. Строительные элементы на путях движения у лиц сослабленным зрением следует оборудовать системой типовых ориентиров-указателей,выполненных на основе цветового, акустического и тактильного контраста сокружающей поверхностью.
Зрительныеориентиры и другая визуальная информация должна быть достаточно продумана,чтобы не допускать их переизбытка, способствующего созданию «тепличных» условийи утрате навыков пространственной ориентировки.
Важноезначение для социальной интеграции инвалидов со зрительными расстройствамиимеют меры социальной реабилитации. Для реализации этих мер необходимообеспечение незрячих вспомогательными тифлотехническими средствами:
– дляпередвижения и ориентировки
– для самообслуживания– тифлосредства культурно-бытового и хозяйственного назначения
– дляинформационного обеспечения, обучения
– длятрудовой деятельности – тифлосредства и приспособления, которыми незрячихобеспечивает производство в зависимости от вида трудовой деятельности.
Для лиц состаточным зрением и слабовидящих необходимы специальные средства коррекциизрения: увеличивающие приставки, лупы, гиперокуляры, телескопические очки, атакже некоторые тифлотехнические средства бытового, хозяйственного и информационногоназначения.
Применениетифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиямисоздает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав дляразностороннего развития, повышение культурного уровня, раскрытия творческихспособностей незрячих, их активного участия в современном производстве иобщественной жизни.
Инвалиды спатологией зрения испытывают определенные трудности при необходимостисамостоятельного пользования транспортом. Для слепых важны не столько техническиеприспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая
Слабовидящийчеловек нуждается при пользовании транспортом в изменении величины указателей,усилении контрастности цветовой гаммы, яркости освещения объектов, транспортныхэлементов, которые позволяют ему использовать, дифференцировать, различатьтранспортные средства и устройства
Для человекас полной утратой зрения доступ к общественному транспорту возможен лишь спосторонней помощью.
Важную роль всоциальной реабилитации слепых и слабовидящих, в улучшении качества ихсоциальной защиты и расширении объема социальных услуг играет в РФВсероссийское общество слепых, где осуществляется самые различные формысоциальной реабилитации, способствующие их интеграции. В системе ВОС имеется широкаясеть производственных предприятий и объединений, где созданы специальныеусловия организации труда, учитывающие функциональные возможности незрячих.
В федеральномзаконе «О социальной защите инвалидов в РФ» прописаны льготы для инвалидов снарушениями зрения. Инвалиды по зрению обеспечиваются бытовыми приборами,тифлосредствами, необходимыми им для социальной адаптации. воляют емц использовать, дифферинцировать, различатьтранспортные средства и устройства, являющихся ориентирами на даннойместности. Ориентиром на местности может быть искусственный или естественныйобъект, являющийся отличительным признаком данной местности. Не каждый объектможет служить ориентиром на данной местности. Так, например, отдельные деревьяи небольшие группы деревьев являются хорошими ориентирами в поле. Но эти жедеревья в лесу перестают быть ориентирами из-за их многочисленности, по ним уженельзя определить свое положение на местности и направление пути. Ориентирыдолжны нести новую информацию о пространстве и не должны быть избыточными.
Ориентировкаслепых – тот же процесс определения своего положения на местности и направлениясвоего пути относительно сторон горизонта или объектов, но протекающий приотсутствии зрения, на основе использования информации сохранных органов чувств.Для определения положения в пространстве могут быть использованы остаточноезрение, слух, осязание и обоняние. Ориентиры, воспринимаемые с помощьюостаточного зрения, будем называть зрительными, с помощью осязания – осязательными,с помощью слуха – слуховыми, с помощью обоняния – обонятельными. Ориентиры,помогающие определять и поддерживать направление пути, назовем условно «промежуточными».Промежуточные ориентиры могут быть постоянными и временными, подвижными инеподвижными. Ориентиры, позволяющие определить свое положение на местности относительнодома или места работы, назовем условно «контрольными» или «проверочными». Приориентировке незрячие, как и зрячие, пользуются опорными ориентирами. Опорнымиориентирами называются естественные и искусственные объекты, хорошо известныевсем или большинству жителей города, например, вокзал, мост, телебашня, река,лес, гора и др. Человек, потерявший зрение взрослым, воспринимая информацию обокружающем пространстве, должен использовать свой жизненный опыт и накопленныезрительные представления.
Ориентировкуслепых нужно рассматривать как их самостоятельное передвижение на местности иопределение изменения положения их тела в ходе любой активной деятельности. Повиду деятельности различают пространственную, производственную, бытовую,предметно-познавательную и др. ориентировку. Часто незрячим приходитсяопределять форму, размеры и материалы предметов, узнавать их, отличать друг отдруга, т. е. ориентироваться в предметах. Такой вид ориентировки назовем «предметной».
По характерупространства ориентировка слепых разделяется на два вида: ориентировка вмикропространстве и ориентировка в макропространстве. Микроориентация – этовосприятие и оценка окружающего пространства и предметов, с которыми человекнепосредственно контактирует в процессе какой-либо деятельности.Макроориентация – это восприятие и оценка пространства за пределами зонынепосредственного контакта. Макроориентация происходит в большом открытомпространстве, связана с изменением места наблюдения, и поэтому являетсянаиболее сложной для слепых.
Человекориентируется в пространстве, вступает во взаимодействие с предметами и людьми,принимает решение, как поступить по отношению к тому или иному предмету. Способностьсвободно ориентироваться на местности и взаимодействовать с окружающей средойназывается мобильностью. Мобильность имеет очень важное значение в жизнислепого. Она позволяет ему быть самостоятельным, уверенным в себе. Мобильностьпомогает незрячим поддерживать постоянную связь с окружающим миром, благотворновлияет на психическое и физическое состояние слепого, облегчает контакты слюдьми, является необходимым условием для полноценного общения.
Мобильность ипространственная ориентация тесно связаны между собой. Пространственнаяориентация сама по себе, без мобильности, не имеет смысла. Без пространственнойориентации слепой не может взаимодействовать со средой, не может бытьмобильным. Непосредственная связь пространственной ориентации слепых с ихсамостоятельным передвижением позволяет понимать пространственную ориентацию нетолько как собственно самостоятельное передвижение, но и как возможностьзаниматься активной деятельностью.
Программаобучения слепых пространственной ориентировке предусматривает обучениеправильному толкованию внешних раздражителей, формирование у них правильныхпредметных и пространственных представлений и выработку правильных приемов инавыков, необходимых для успешных действий в любой обстановке. Главная задачаорганизованного обучения, определяемая программой, – дать каждомунезрячему ученику оптимальный уровень знаний и навыков пространственнойориентации. Профессор В.С. Сверлов делит навыки на три ступени, триуровня.
Обучениеначинается с элементарных навыков I ступени: незрячий должен самостоятельноориентироваться и действовать в бытовых и производственных помещениях, наприусадебном участке своего жилого дома и на территории предприятия, учреждениягде он работает. Эти навыки соответствуют минимальному уровню пространственнойориентации, которым большинство овладевает самостоятельно до организованногообучения, кроме людей с осложненной слепотой.
На уровне II ступенислепой должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве, на улицахи маршрутах постоянной необходимости, находить на каждом маршруте наиболеедоступные и удобные ориентиры. Уровнем II ступени самостоятельно овладеваетнезначительная часть слепых. Большинство же из них нуждается в организованномобучении в специальных школах для слепых детей. Необходимо добиться, чтобыслепые, овладевшие навыками II ступени, смогли в дальнейшем развивать исовершенствовать их самостоятельно в любой обстановке, т. е. с помощьюавтодидакции.
Уровень пространственнойориентации III ступени предполагает максимальное использование возможностейслепых. На этой ступени слепой должен свободно ориентироваться в различнойобстановке без участия или при минимальной помощи зрячих. Для достижения уровняIII ступени требуется много времени. Навыки III ступени достигаются толькопостоянными самостоятельными тренировками в течение всей активной жизнислепого.
Оптимальная программаобучения пространственной ориентации рассчитана на слепых средних способностей,не имеющих дополнительных дефектов. Однако практически на обучение поступаютлюди разных способностей, разного уровня развития и нередко с осложненнойслепотой. Поэтому обучение по программе проводится с учетом индивидуальныхособенностей. Наиболее способные приобретают некоторые навыки III ступени.Слепые со средними способностями могут овладеть навыками II, а для людей с осложненнойслепотой под силу только навыки I ступени.
Тем не менее, основнаячасть учащихся должна иметь необходимый минимум сведений о значении сохранныхорганов чувств и распределенного внимания при пространственной ориентации;иметь правильные представления об окружающем пространстве и его объектах; уметьнаходить осязательные, слуховые и обонятельные ориентиры и пользоваться ими;уметь словесно – четко и ясно – описывать обследованные объекты и маршруты; хорошовладеть техникой пользования длинной тростью; уметь пользоваться всеми видамигородского транспорта; уметь самостоятельно обследовать и изучать новыепешеходные и комбинированные маршруты различной сложности
3. Организацияработы по ориентированию и мобильности с людьми потерявших зрение в ВОС
3.1 Вводное занятие
Цель занятия – наданном этапе определяется имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности,исследуется ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие.Выясняется, что конкретно хочет получить ученик от занятий на курсах и каковоего психологическое состояние. Люди, недавно потерявшие зрение, иногда бываютне готовы к занятиям, у них не прошло еще состояние повышенной нервозности,тревоги и раздражительности, от занятий наступает быстрое утомление. Занятия стакими людьми следует на некоторое время отложить. Инструктор устанавливаетуровень остаточного зрения и его практическую значимость в ориентировке,состояние вестибулярного аппарата, слуха и других сохранных органов. Инструкторпо спорту или лечебной гимнастике дает конкретные рекомендации для занятий вкабинете здоровья.
Содержание занятия. Наданном этапе инструктор знакомится с мотивамии желаниями незрячего, приведшими его на курсы по ориентировке и мобильности,определить, что он может, проводится с ним беседа в спокойной, непринужденнойобстановке. Если со стороны ученика нет возражений, то можно заполнить анкету.Она поможет инструктору выяснить многие вопросы, связанные с ориентировкой имобильностью ученика. Инструктор может построить свою беседу таким образом, чтомногие вопросы анкеты станут предметом их беседы.
3.2 Сопровождение незрячего
Цель занятия – показать незрячему человеку приемыправильного передвижения со зрячим сопровождающим в помещении, на улице, вметро, по лестницам, при прохождении через двери и т. д. Занятие полезнодля родственников, близких и знакомых незрячего.
Содержание занятия.Каждый незрячий в то или иное время обращается за помощью к зрячему дляпередвижения в пространстве. К помощи зрячего прибегают и те незрячие, которыесамостоятельно не передвигаются, и те, которые достаточно мобильны. Помощьзрячего человека они предпочитают, например, в театре, в концертном зале, приподходе к столику в кафе, при переходе через улицу с интенсивным движением.Такая помощь необходима в зонах значительного шума, например, приремонтно-строительных работах и в других опасных местах. Без помощи зрячегочеловека нельзя обойтись в первый период после внезапной или резкой потеризрения.
Требуется помощь в ряде случаев и для слабовидящих – например,для лиц с узким полем зрения, особенно в темное время суток, при светобоязни ив некоторых других случаях.
Незрячему необходимо знать, как нужно идти ссопровождающим, как обратиться за такой помощью или отказаться от нее.
3.3 Методы и приемы пользования тростью
Цель занятия – обучение учеников пользоваться различнымиспособами и приемами владения тростью. Тренировка начинается вдоль ясноощутимых и прямых направляющих. Под направляющей понимается любая существующаяграница, например, между улицей и набережной, тротуаром и газоном, тротуаром имостовой; направляющими могут быть заборы, стены домов и т. д. Онипомогают в ориентировке и определении направления движения. Обучение ориентировкенадо начинать с медленной скорости, впоследствии скорость возрастет сама.
Содержание занятия.Инструктор помогает подобрать трость в соответствии с индивидуальнымиособенностями незрячего: ростом, длиной рук, размером шага, особенностямиосанки, характером, возрастом, полом и др. Новичку с самого начала помогают подобратьудобную трость. Показать незрячему, как нужно держать трость, чтобы не уставаларука и сохранялась правильная осанка.
Если незрячий передвигается без трости, особенно внезнакомых местах, то движения его более скованные. В молодом возрасте такоенапряжение менее сказывается на общей утомляемости организма, с возрастомстановится все ощутимее.
Упражнения на расслабление необходимо проводить в большойкомнате, а также в свободном коридоре, на тихой площадке во дворе, чтобы можнобыло свободно передвигаться с тростью.
3.4 Рельефно-графические пособия, их роль и значение вориентировке и мобильности слепых
Цель занятия – познакомитьученика с рельефно-графическими пособиями, привить элементарные навыкипользования ими. Данное занятие направлено на то, чтобы приобщить более широкийкруг незрячих к культуре пользования этими пособиями.
Содержание занятия. Назанятии инструктор рассказывает ученикам, для каких целей предназначеныпособия, какую пользу рельефно-графические пособия могут оказать в формированииу незрячих представлений об окружающем мире, о конкретной местности. Правильноеи полное представление о различных помещениях, о местности является важнейшимусловием хорошей ориентировки и мобильности незрячего.
Инструктор приводит конкретные примеры практическогоиспользования рельефно-графических пособий.
3.5 Ориентировка в производственных зданиях и помещениях
Цель занятия – сформироватьу незрячего представление о рабочем месте, цехе, других производственныхпомещениях, научить его свободно передвигаться в них.
Содержание занятия. Впроцессе производственного обучениямастер, инженер по производственному обучению должны сформировать у ученикачеткое представление о рабочем месте, чтобы движения при работе у него были четкими,быстрыми и уверенными.
Очень важно для незрячего с первых дней работы напредприятии научиться ориентироваться в цехе. Представление о цехе можноформировать методом обследования. Первое знакомство с цехом лучше провести внерабочее время, когда выключено оборудование и в помещении мало людей. Еслинезрячий владеет системой Брайля, то его можно предварительно познакомить спланом цеха в рельефном изображении. Это может ускорить обследование цеха иформирование представления о нем.
Незрячий должен иметь общее представление и о других цехахпредприятия, чтобы при необходимости дойти до них.
3.6 Ориентировка внепроизводственных зданиях и помещениях
Цель занятия – познакомитьнедавно потерявших зрение людей с непроизводственными зданиями и помещениями.Часто случается так, что поступившие работать на УПП долгое время плохо знакомысо многими непроизводственными помещениями. Поэтому при посещении столовой,медпункта, кабинета здоровья, клуба, помещений административного корпуса этилюди чувствуют себя скованно, неуверенно, испытывают дискомфорт. В ряде случаевэто может стать причиной пассивного участия в оздоровительных,общественно-культурных и других мероприятиях.
Содержание занятия. Последовательностьформирования представления изучаемых объектов должна быть такой: изучают формуздания, затем планировку этажей по этажным планам, наконец ученик знакомится сконкретным помещением.
При знакомстве с инструктором кабинета здоровья,реабилитологом, клубными работниками и людьми из административно-управленческогоаппарата ученик должен обратить внимание на особенности голоса, на манеру ихразговора.
Ученику необходимо показать, где крепятся таблички собозначением кабинетов и помещений, в какую сторону в помещениях открываютсядвери, какой порядок нумерации комнат и др. За точку отсчета при изучениикаждого из этажей удобно брать вход с лестничной площадки.
После освоения ориентировки в непроизводственных помещенияхнеобходимо отработать маршруты от производственных помещений к медпункту, ккабинетам социальной реабилитации и здоровья, к клубу и другимнепроизводственным помещениям.
Территориальные первичные организации размещаются обычно внебольших помещениях – в одной или нескольких комнатах. Изучение помещенияобычно начинается с подробного обследования входа в него, затем изучаютсякоридоры и двери, ведущие в комнаты. Инструктор должен объяснить назначениекаждой комнаты. Потом подробно обследуются комнаты. При изучении сложных длянезрячих помещений необходимо пользоваться схемами и планами помещений.
3.7 Ориентировка в быту
Цель занятия – познакомитьнезрячего с особенностями ориентировки в процессе ведения домашнего хозяйства исамообслуживания. Эти вопросы должны изучаться на УПП и в ТОО в кружкахдомоводства и самообслуживания. Но поскольку на многих УПП и в ТПО таких курсовнет, то инструктору по ориентировке и мобильности необходимо рекомендовать ученикамимеющуюся по этой теме литературу.
Содержание занятия. Навыкиориентировки в быту – это важное условие ведения домашнего хозяйства исамообслуживания.
Навыки ориентировки необходимы при уборке, уходе за бельеми одеждой, обувью, при приготовлении пищи и сервировке стола, при уходе задетьми и пр.
Всему этому необходимо научиться не только тем, кто потерялзрение недавно, но и всем незрячим, которые еще не овладели этими необходимымии полезными навыками.
3.8 Ориентировка на территории учебно-производственногопредприятия
Цель занятия – сформироватьпредставление о территории предприятия, научить незрячего свободноориентироваться, используя, все виды ориентиров. На занятии следует продолжитьотработку основных приемов пользования тростью.
Содержание занятия. Передтем, как приступить к обследованию территории, находящихся на ней зданий идругих объектов, целесообразно ознакомиться с макетом или планом территории.Вначале необходимо обратить внимание на форму территории, на то, какрасположены здания и сооружения, установить местоположение проходнойотносительно зданий. Затем следует внимательно рассмотреть имеющиеся натерритории дорожки, их взаиморасположение и пересечение и другие основныеэлементы территории. Словесные пояснения инструктора при изучении пособий могутускорить и уточнить полученную информацию.
При обследовании тротуаров и дорожек необходимопознакомиться с поверхностью почвы, деревьями и кустарниками, столбами,садовыми скамьями и другими предметами, которые находятся за обочинами дорожек.Это поможет незрячему сориентироваться в случае, если он сбился с дорожки,например, при сильном дожде и ветре или после большого снегопада.
При обследовании зданий необходимо познакомиться также стеми предметами, которые находятся неподалеку от их стен. Особенно тщательнонадо осмотреть пространство около входа в здание и у проходной.
3.9 Ориентировка на близлежащих от УПП и ТПО улицах
Цель занятия – расширитьзону самостоятельного передвижения незрячего на основе формированияпредставления о квартале и микрорайоне города. Часто многие незрячие в своемсамостоятельном передвижении ограничиваются одним-двумя маршрутами, например,от УПП до остановки городского транспорта или магазина. Но возникают ситуации,когда необходимо сменить маршрут, например, из-за строительных, ремонтных работна данной улице или при перемене места жительства и т. п.
Содержание занятия. Формированиепредставления о квартале, микрорайоне города начинают с изучения рельефныхпланов, макетов, схем. Это дает возможность быстро познакомиться с очертаниямимикрорайонов, его кварталами, получить представление о расположении улиц, оместах их пересечений и некоторую другую информацию. Рассмотрение плана даетнезрячему возможность как бы приблизиться к одномоментному восприятию микрорайона.
Непосредственное обследование улиц микрорайона безпредварительного ознакомления с его планом или схемой не всегда может бытьудачным. Незрячему хочется хорошо обследованные улицы, кварталы сложить вместе,привязать к другим улицам, которых он не знает, поэтому в своем воображении онделает подчас построения неверными.
Обследование близлежащих от УПП улиц начинается совместно синструктором. Цель обследования – получить общее представление об улице.
Необходимо особенно тщательно обследовать улицу околопроходной предприятия. Надо хорошо знать ориентиры на улице с обеих сторон отпроходной, а также на противоположной стороне улицы; изучить осязательныеориентиры, так как звуковые могут иногда отсутствовать.
3.10 Изучение маршрутов к ближайшим от УПП, ТПО остановкамгородского транспорта
Цель занятия – обучитьнезрячего самостоятельно ходить до ближайших остановок городского транспорта.Поездки на городском транспорте, как правило, связаны с переходом улиц,переулков. Поэтому ученик должен уметь не только доходить до остановки, но ипереходить улицы, переулки.
Содержание занятия. Занятиеначинается с рассмотрения упрощенной схемы микрорайона, которую инструкторможет изготовить совместно с учеником. На схеме отмечаются ближайшие остановкигородского транспорта всех видов. По схеме изучаются те маршруты, которыепредстоит обследовать. Надо проследить путь от УПП, ТПО или жилого дома донужной остановки и обратно. Инструктор должен дать краткую информацию обулицах, переулках, которые надо перейти, о ширине проезжей части, об интенсивностидвижения и об установленных местах перехода. Это ускорит освоение намеченныхмаршрутов.
3.11 Изучение и отработка маршрутов до близлежащих УПП, ТПО,учреждений, организаций и других объектов
Цель занятия – расширениезоны самостоятельного передвижения незрячего вблизи УПП и места проживания. Дляэтого необходимо выбрать 2–3 объекта по желанию ученика и изучить до них маршруты.Иногда аптеки, универмаги, сберегательные банки, пункты бытового обслуживаниярасположены в соседних кварталах или микрорайонах города. Поэтому путь до нихсвязан с переходом улиц и переулков. Занятие предполагает выбор наиболееудобных маршрутов до указанных объектов.
Содержание занятия. Способнымученикам можно порекомендовать тот или иной маршрут освоить самостоятельно. Ноих предварительно необходимо познакомить с маршрутом, дать подробное словесноеописание переходов через улицы и переулки, обратить внимание на наиболееудобные ориентиры, имеющиеся на подходах к объектам. Незрячие, которые поканедостаточно хорошо овладели навыками самостоятельной ориентировки впространстве, должны освоить нужные им маршруты с помощью инструктора.
3.12 Пользование незрячими городским транспортом.
Цель занятия – формированиепредставлений у незрячих о различных видах общественного транспорта иприобретение навыков пользования им.
Содержание занятия.Пассажирский транспорт значительно расширяет возможности перемещения незрячих.Остановки транспорта располагаются обычно вблизи предприятий и общественныхучреждений. Это позволяет слепому быстро найти нужный объект. В ряде случаевнезрячему удобно воспользоваться услугами такси.
Чтобы большие возможности городского транспорта впередвижении незрячего были реальностью, надо уметь пользоваться им – уметьсадиться в транспорт, хорошо представлять его салоны, знать маршруты.
3.13 Изучение маршрутов городского пассажирского транспорта иучреждений центра города, поселка
Цель занятия – изучениеосновных маршрутов городского пассажирского транспорта. Вблизи остановокгородского транспорта в центре города располагаются многие учреждения иорганизации, например, больницы, поликлиники, исполкомы городских и районныхсоветов, отделы социального обеспечения, универмаги, комбинаты бытовогообслуживания и многие другие. Расположенные вблизи этих объектов остановкигородского транспорта делают вполне доступным для незрячего самостоятельное ихпосещение.
Содержание занятия.Изучить план или схему центра города, маршруты пассажирского транспорта,проходящего через центр. Затем расположение интересующих незрячего различныхобъектов по отношению к близлежащим остановкам городского транспорта.
3.14 Изучение железнодорожного вокзала и автостанции
Цель занятия – сформироватьу незрячего представление о местном железнодорожном вокзале и автостанции,провести практические занятия для желающих самостоятельно на нихориентироваться.
Содержание занятия. Общеепредставление о вокзале можно получить с помощью макета, плана, схемы,словесного описания. Однако для свободной ориентировки на указанных объектахнеобходимо их непосредственное обследование. Практические занятия принесутпользу не только для тех, кто впервые решился на это, но и для тех, ктопользуется этими видами транспорта, но в результате ремонта, реконструкциижелезнодорожного вокзала или автостанции испытывает затруднения в ориентировке.
3.15 Особенностиориентировки частичновидящих в темное время суток
Цель занятия – помочьприобрести людям с остаточным зрением навыки передвижения в темное время суток.
Содержание занятия. Проблемыориентировки и мобильности у частичновидящих и слабовидящих возникают как впомещениях при электрическом освещении, так и на улице. При ярком освещении впомещениях при ряде заболеваний могут помочь очки с разной степенью затемнения.Для многих людей с остаточным зрением требуется индивидуальное освещение,особенно на рабочих местах. Эту работу на учебно-производственных предприятияхдолжен проводить реабилитолог совместно с офтальмологом.
Людей с остаточным зрением, имеющих трудности передвиженияв темное время суток, необходимо обучать ориентировке на различных улицах и впереулках, для того чтобы определить, как они используют остаточное зрение вразличных обстоятельствах. Инструктор должен показать, как надо пользоватьсяизвестными ориентирами ночью. Пользование этими ориентирами может бытьсовершенно иным, чем днем.
К занятию по обучению новичка навыкам ориентировки в темноевремя суток полезно привлекать опытных незрячих с аналогичными заболеваниямиглаз. Они могут оказать существенную помощь в приобретении навыков, датьпрактические советы при освоении конкретного маршрута.
3.16 Особенности ориентировки и мобильности слепых в зимнеевремя года
Цель занятия – обратитьвнимание ученика на особенности ориентировки и мобильности в зимнее время года,а также в осенне-зимний и зимне-весенний периоды.
Содержание занятия. Еслиобучение незрячего проводится в летнее время, то инструктор может ограничитьсянебольшим сообщением об особенностях ориентировки зимой. К этому занятию лучшевернуться в зимний период, когда у незрячего могут возникнуть сложности впередвижении, связанные, например, с гололедицей, снежными заносами и др.Инструктор может провести одно-два практических занятия, которые помогутнезрячему адаптироваться к зимним условиям.
Если же занятия проводятся в зимний период, то натренировках по обучению работе с тростью, изучению маршрутов, передвижению воттепель и после нее должны учитываться особенности зимнего периода. Этиособенности будут учитываться на каждом занятии.
3.17 Ориентировка в домах отдыха, санаториях и другихучреждениях ВОС
Цель занятия – помочьнезрячему получить общие представления о санаториях, домах отдыха до ихпосещения. Попадая впервые в названные учреждения, абсолютно слепые люди многодней тратят на то, чтобы научиться самостоятельно передвигаться по ихтерритории и в зданиях.
Содержание занятия. Наиболеенаглядными для такой цели являются макеты, но с ними можно познакомитьсянепосредственно на местах – в санатории, доме отдыха и т. п. Общеепредставление о санаториях, домах отдыха можно получить с помощью плана, схемы.Если же эту информацию дополнить словесным описанием, то незрячий сэкономитвремя на обследовании объектов на месте, будет чувствовать себя свободнее спервых дней пребывания на отдыхе. По приезде в дом отдыха, санаторий незрячийсможет познакомиться и с поэтажными планами зданий.
Словесное описание наиболее важных объектов ВОСцелесообразнее сделать в централизованном порядке. Это обеспечит качествопособия и даст возможность приобретения словесных карт каждому УПП и ТПО.
Занятие рекомендуется проводить незадолго до поездки.Инструктор должен помнить о том, чтобы на занятиях рельефно-графические пособиябыли чистыми, звучание словесных карт – качественным, а время проведениязанятий – непродолжительным.
3.18 Собака-проводник
Цель занятия – датьнеобходимый минимум информации ученику о возможностях собаки-проводника присопровождении ею незрячего, об условиях ее содержания и существующем Положениипо ее приобретению.
Содержание занятия. Собака-проводникобеспечивает слепому безопасный и быстрый способ передвижения, а также являетсяхорошим другом в общении для тех, кто любит животных. Собаками-проводниками могутстать немецкие овчарки, колли, эрдельтерьеры и другие породы, которые понятливыв дрессировке и имеют уравновешенный характер.
Считается наиболее целесообразным пользоваться услугамисобаки-проводника людям в возрасте от 16 до 55 лет, имеющим хорошее здоровье,слух, средний уровень общего развития, умеренный темперамент. Детям и пожилымлюдям трудно руководить собакой. Собака передвигается обычно со скоростью от 5до 6 км в час. Она требует каждодневных прогулок, тренировок, ухода ииспользования ее в качестве проводника.
3.19 Ориентировка и мобильность незрячих в зеленых зонахотдыха
Цель занятия – обеспечитьболее свободное передвижение и раскованность незрячих в местах загородногоотдыха и в лесопарковой зоне города. Отдых незрячего на природе не такое ужчастое мероприятие. Поэтому каждый выезд и выход на природу надо провестиактивно. Люди абсолютно слепые и с небольшим остатком зрения в местах отдыха чувствуютсебя скованно, мало двигаются, боятся отойти в сторону, уединиться. Основнаяпричина здесь – плохое знание местности.
Содержание занятия. Многиеколлективы УПП, ТПО имеют свои постоянные места отдыха, к которым’ ужепривыкли. Поэтому незрячего, впервые собравшегося на отдых, можно познакомить сэтим местом заранее. Ему можно рассказать о месте отдыха, о его особенностях,чтобы, приехав на это место, не терять время на изучение местности.
Если поездка организована в новое место, то по приезде наместо необходимо рассказать о ландшафте, о характере берега реки, об опасныхместах. Необходимо показать незрячему имеющиеся тропки на лугу, в лесу, покоторым можно самостоятельно ходить. Незрячий должен знать расстояние от общегоместа расположения до реки, леса, поля, до проходящей рядом дороги.Сориентировав его по сторонам света, показать, в каком направлении находитсярека, лес, дорога, у которой стоит автобус и т.д.
Если место безопасное, то незрячий может самостоятельнообследовать берег реки, край леса, всю местность на расстоянии слышимостиосновной массы отдыхающих.
Любители живой природы могут посостязаться в определенииголосов певчих птиц, луговых и лесных растений, редких цветов.
Нужно стараться хотя бы часть времени провести без трости.Ориентирами будут голоса сотрудников, гитара или баян, хорошим ориентиром можетбыть костер.
Совершая прогулкупо лесной тропе, не обязательно держаться за товарища – идти можно на звукшагов, шелест травы.
Заключение
Основныесферы жизнедеятельности человека – труд и быт. Здоровый человекприспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфержизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждаминвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно моглидотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бысами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки,кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, ипороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть,нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т. е.приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равныхсо здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это иназывается социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста – всемтем, кто страдает от физических и психических ограничений.
Социальнаяреабилитация личности – это сложный процесс ее взаимодействия с социальнойсредой, в результате которого формируются качества человека, как подлинногосубъекта общественных отношений.
Одной изглавных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптациячеловека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможнымусловием нормального функционирования общества.
Однако здесьмогут быть крайности, выходящие за рамки нормального процесса социальнойреабилитации, связанные в конечном счете с местом личности в системеобщественных отношений, с ее социальной активностью.
Главнаяпроблема человека с ограниченными возможностями заключается в его связи смиром, а ограничении мобильности, бедности контактов с окружающими, вограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – ик элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективногофактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но ирезультатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, котороесанкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды,общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.
Список использованной литературы
1. Солнцева Л.И. Психология лиц с нарушением зрения.В кн. Основы специальной психологии. – М., 2002.
2. Глебов В.А. Ориентировка незрячих в пространстве.М.: ВОС, 1985.
3. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственнойориентировке. М.: ВОС, 1983
4. Кожухаров С. Социальные аспекты обучения мобильности.Научно-практическая конференция по социальной адаптации детей со зрительныминарушениями: Доклады и рефераты. – София, 1985. – Болг.
5. Сверлов В.С. Пространственная ориентировкаслепых. М.: Учпедгиз, 1951.
6. Бюрклен П. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основыдефектологии. М: «Просвещение». 1990.