СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Паспорт общеобразовательногоучреждения
2. Индивидуальный план работыстудента
3. Результаты заданий практики
4. Аналитический отчет по практике
Список использованной литературы
Приложение А План учебно-воспитательной работы
Приложение Б Папка классного руководителя
Приложение В Должностная инструкция классного руководителя
Приложение Г Должностная инструкцияпсихолога
Приложение Д Конспекты учебныхзанятий
Приложение Е Социальный паспортгруппы ОП-1
Приложение Ж Результатысоциометрического исследования учащихся группы ОП-1
Приложение З Психолого-педагогическая характеристика личностиучащегося
Приложение ИАнализ педагогического мастерства педагога
ВВЕДЕНИЕ
Практика является важнейшей частью профессиональной подготовкистудента-психолога.
Цельпрактики: освоение форм профессиональной деятельностив полном объеме, овладение навыками и умениями проведения учебныхзанятий по психологии в учебных заведениях и диагностико-коррекционная работа сучащимися.
Во времяпрохождения практики необходимо:
– освоить методикупроведения уроков по психологии, а так же внеучебных мероприятий, с применениемразнообразных методов, активизирующих интерес и познавательную деятельностьучащихся;
– научитьсяразрабатывать конспекты поурочных планов и провести не менее 6 типов занятий попсихологии;
– научитьсясоставлять план воспитательной работы в группе с учётом возрастных ииндивидуальных особенностей учащихся;
— провестиработу с последующим психолого-педагогическим анализом по изучению учащихся сразным уровнем учебных достижений.
Практикапроводится на базе ПУ №39 г. Зеленогорска.
Продолжительностьюпрактики — 4 недели.
В ходе практикиосуществляла функции педагога-психолога, участвовала в образовательнойдеятельности школы.
I этап педагогической практики — ознакомительный,где познакомилась с образовательным учреждением, изучила учебно-программнуюдокументацию, познакомилась с педагогическим и ученическим коллективами.
II этап содержал подготовку к самостоятельной деятельности педагога-психолога, втечение которого:
– изучилаиндивидуально-психологические особенности учащихся группы ОП-1.
– посетила 15 уроков теоретическогообучения;
– подготовила и провела 6самостоятельных уроков;
– подготовила и провела 2 внеклассныхмероприятия;
– ознакомилась с методами и формамиведения уроков.
1. ПАСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Полное наименование: Краевоегосударственное бюджетное образовательное учреждение начальногопрофессионального образования «Профессиональное училище № 39»(КГБОУ НПО ПУ №39) г. Зеленогорска.
Год создания:1959.
Юридический адрес:663690,Красноярский край, г.Зеленогорск, ул.Бортникова, 23.
Телефон:8 (39169) 4-27-50(тел/факс).
Электроннаяпочта:[email protected].
Директор: ЧерненкоЛеонид Иванович.
Основнаязадача училища — подготовка рабочих массовых профессий. Обучение по ним ведетсяна базе 9 и 11 классов; работает вечернее отделение.
Переченьспециальностей, по которым ведется подготовка:
– Сварщик(электросварочные и газосварочные работы).
– Электромонтажникэлектрических сетей и электрооборудования.
– Мастер отделочныхстроительных работ.
– Автомеханик.
– Машинист крана(крановщик).
– Мастеробщестроительных работ.
– Мастерстолярно-плотничных и паркетных работ.
– Оператор ПЭВМ.
– Продавецпродовольственных (промышленных) товаров.
Кадровыйсостав:
Среднесписочнаячисленность персонала – 89.
Количество преподавателей– 19.
Количество учащихся – 602.
Материально-техническаябазасостоит из полного комплекса: учебный корпус, актовый и спортивный залы,библиотека, медпункт, мастерские, гараж, общежитие, столовая. Общая площадь объектовнедвижимого имущества 10427.0 м². Количество объектов недвижимогоимущества — 3.
Нежилое здание ПУ-39(литер Б, Б1, Б2)
Площадь общая полезная — 8751.90м²Балансовая стоимость: 19997.5
Нежилое здание гаража(литер Б)
Площадь общая полезная — 248.40м²Балансовая стоимость: 211.0
Жилое здание общежития(литер А)
Площадь общая полезная — 1426.70м²Площадь жилая — 727.20 м²
Балансовая стоимость: 3741.7
В стенахучилища работает много кружков и спортивных секций.
Техническоетворчество: Факультатив«Электрогазосварка», Факультатив «Занимательная бухгалтерия», «Факультатив«Кройка и шитье», «Факультатив «Информационные технологии», «Факультатив«Дизайн в строительстве», «Факультатив «Основы композиции и рисунка», Факультатив«Культура молодого рабочего», «Факультатив «Подросток и закон»
Спортивныесекции: Футбол,Настольный теннис, ОФП, Легкая атлетика.
Художественноетворчество:Вокальный ансамбль.
Имеется специальнооборудованный кабинет психолога, в котором имеется: рабочий стол психолога, шкаф дляпособий, шкаф для техники, рабочие места, журнальный столик, 2 кресла и диван,стулья.
Дополнительныесредства: перегородки помещения, цветы, аквариум. Перегородками служат стеллажии композиции из растений.
Технико-организационныесредства кабинета психолога представлены телевизором, видео-магнитофоном и музыкальным центромс набором видео и аудиокассет с разнохарактерной музыкой (релаксационные,активизирующие, шум моря, леса и т.д.); имеется компьютер, принтер, ксерокс,видеокамера.
Целипсихолого-педагогической службы училища:
1.Психолого-педагогическое обеспечение учебного процесса.
2. Созданиеблагоприятного для развития учащихся психологического климата.
3. Обеспечениеполноценного психического и личностного развития личности учащихся.
4. Развитиеинтеллектуальных, эмоциональных и волевых характеристик, а также индивидуальныхособенностей (интересов, склонностей, способностей и пр.) учащихся, как основыформирования их личности.
5. Формирование учебноймотивации, как основы будущей трудовой деятельности.
6. Морально-эмоциональнаяподдержка в кризисные периоды развития личности подростка.
7. Формированиепсихологической готовности учащихся к жизненному самоопределению, включающемуличностное, социальное и профессиональное самоопределение.
Содержание работыпсихолога ОУ:
1. Психологическое просвещение — приобщение педагогов и родителей к психологическим знаниям.
2. Психопрофилактика — психолог долженпроводить постоянную работу по предупреждению возможного неблагополучия впсихическом и личностном развитии.
3. Психоконсультирование — помощь врешении тех проблем, с которыми приходят педагоги, учащиеся и родители.
4. Психодиагностика — проникновение вовнутренний мир учащегося. Результаты обследования дают информацию понеобходимости коррекции или развитии ученика, об эффективности профилактическойили консультационной работы.
5. Психокоррекция — устранениеотклонений.
Основная идеяпсихологической службы — идея сопровождения, которое должно быть направлено насоздание психологических условий для успешного обучения и психологическогоразвития.
Главный принципорганизации психологической службы — системность, т.е. педагог-психолог должен реализовывать все 5 функции и делатьэто систематически
Задачи психолого-педагогическойслужбы училища:
1. Освещениетеоретических аспектов и практических подходов, способствующих полноценномуразвитию учащихся.
2. Качественный анализпричин и механизмов нарушений познавательных процессов учащихся.
3. Определение методовразвивающе-восстановительной работы.
4. Развитие высшихпсихических функций (внимание, память, мышление, речь, восприятие),эмоционально-волевой сферы учащихся.
5. Наблюдение динамикиразвития учащихся в познавательной и личностной сфере.
6. Решение злободневныхпроблем, связанных с трудностями в обучении и воспитании школьников,отклонениями в их поведении, общении, формировании личности.
7. Повышение психолого-педагогическойкультуры родителей и педагогов.
8. Помощь и поддержка вличностном самоопределении учащихся.
Общие направления работы:
1. Диагностическоенаправление, в т.ч. исследовательская работа.
2. Развивающая работа.
3. Коррекционная работа.
4. Просвещение.
5. Консультативнаяработа.
6. Методическая работа.
Приоритетные направленияработы психолога в 2008-2009 учебном году:
1. Консультативно-диагностическоенаправление.
1.1.Индивидуальноепсихологическое обследование учащихся:
– определениеактуального уровня развития и причин неуспешности в обучении;
– диагностикаособенностей развития в эмоционально-личностной и волевой сферах (трудностиобщения, дезадаптация в коллективе сверстников, поведенческие проблемы).
1.2.Консультированиеродителей по вопросам:
– обученияи воспитания подростка;
– определенияспособностей подростка и их развития;
– особенностямучебной и познавательной деятельности подростков;
– особенностямэмоционально-личностной сферы и поведения, трудностям взаимодействия сосверстниками и взрослыми.
1.3.Диагностикасемейных и детско-родительских отношений. Консультирование по вопросам воспитания подросткаи их семейных взаимоотношений.
1.4. Фронтальноепсихологическое тестирование учащихся:
– познавательныепроцессы и интеллектуальное развитие;
– особенностиличности и межличностные отношения в коллективе;
– профессиональноеопределение.
1.5. Консультированиеподростков:
– проблемысамоопределения и профориентация;
– взаимодействиесо сверстниками и родителями.
1.6. Консультированиепедагогов повопросам:
– оптимизациии повышения эффективности учебного процесса;
– работыс проблемными подростками;
– организациивнеклассной работы, группового взаимодействия и сплоченности в группе.
1.5 Исследование динамикиразвития интеллектуальных способностей.
2.Развивающее направление.
2.1.Психологическая работа с учащимися:
– групповыеразвивающие занятия с учащимися в контексте психолого-педагогическогосопровождения учебного процесса;
– по развитиюпознавательных процессов (памяти, внимания, мышления, ощущений, воображения);
– групповыепсихологические тренинги для учащихся;
– индивидуальныеи групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающимитрудности в усвоении учебной программы, а также с поведенческими проблемами;
– психологическиетренинги для подростков.
2.2.Психологическое сопровождение педагогов:
– лекциии семинары;
– групповыепсихологические тренинги тематические выступления и доклады на педсоветах;
– экспертнаяработа с педагогами.
2.3.Психологическое сопровождение родителей:
– тематическиевыступления на родительских собраниях;
– индивидуальныеи групповые консультации родителей по расширению адаптивных возможностей подростка;
– детско-родительскиеразвивающие занятия (по запросам родителей);
– повышениепсихолого-педагогической культуры родителей и педагогов.
2.4. Помощь подросткампсихологически подготовиться к экзаменам.
2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИМероприятия, проводимые студентом Сроки Результат
Установочная конференция в ОУ. Изучение расписания звонков.
Знакомство с учебным заведением: с его структурой, организацией работы его сотрудников, с составом академической группы, к которой прикреплен в качестве классного руководителя.
Изучение нормативной документации: перспективного плана работы педагога специальной дисциплины, классного руководителя, календарно-тематических планов, графика работы педагогов.
Знакомство с планами работы психолога на период, совпадающий с периодом практики.
Разработка индивидуального плана моей работы, определение класса и педагога для наблюдения, социометрического исследования.
Знакомство с классным руководителем, в чьем классе будет проводиться социометрическое исследование
Изучение педагогического процесса и специфики воспитательно-образовательных задач группы в зависимости от функционирующей программы.
Анализ собственной деятельности, подготовка к проведению диагностических обследований и занятий. 1 неделя Намеченный план прохождения практики
Организация педагогического процесса в группе (проведение режимных моментов, занятий и т.д.).
Посещение занятий анализируемого класса.
Присутствие на занятиях, для наблюдения за манерой общения, порядком организации психологических занятий.
Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование воспитательной работы на период практики в закрепленном коллективе.
Сбор фактического материала для экспериментальной части.
Проведение социометрического исследования учащегося
Анализ собственной деятельности. 2 неделя
Индивидуальный и
календарный планы работы
Конспекты занятий, мероприятий
Психологическая характеристика на учащегося
Продолжение наблюдения учебных занятий, воспитательных мероприятий, а также осуществление дальнейшего изучения учащихся курируемой группы.
Организация педагогического процесса в группе
Проведение занятий.
Проведение социометрического исследования группы
Проведение досуговых мероприятий.
Выполнение заданий по частным методикам.
Анализ собственной деятельности. 3 неделя
Индивидуальный и
календарный планы работы
Конспекты занятий и досуговых мероприятий
Психологическая характеристика на группу
Проведение занятий
Знакомство с педагогом, чью деятельность решено анализировать.
Посещение урока педагога для анализа его деятельности.
Анализ собственной деятельности
Заполнение дневника практики
Подведение итогов практики с руководителем практики.
Представление выполненных заданий к защите. 4 неделя
Конспекты занятий.
Индивидуальный и календарный планы работы
План-схема анализа и отчет работы педагога
3. РЕЗУЛЬТАТЫЗАДАНИЙ ПРАКТИКИ
3.1 Ознакомительно-адаптационное
Практикапроводилась на базе КГБОУ НПО ПУ №39 г. Зеленогорска,которое на протяжении десятков лет готовит специалистовстроительных, рабочих и других массовых специальностей. Его выпускники работалина крупнейших предприятиях города: Электрохимический завод, Сибволокно, ГРЭС-2,а также принимали участие в реализации других проектов УС-604, заложивших основугородской инфраструктуры.
В 1 день практикипроизошло знакомство с задачами, организацией, этапами практики, отчетнойдокументацией. Проведен инструктаж по технике безопасности.
Затем познакомиласьс учебным заведением, беседовала с администрацией, методистами, педагогами,классными руководителями, а также группой ОП-1 (оператор ПЭВМ), к которой былаприкреплена в качестве классного руководителя.
Занималась составлениеминдивидуального плана работы на период практики.
Познакомиласьс материально-техническим, дидактическим оборудованием школы, кабинетов,работой методкабинета, библиотеки в области внеучебной деятельности.
В ПУ №39 имеетсяпсихологическая служба, которая состоит из педагога-психолога и социальногопедагога.
Педагог-психологПУ №39 осуществляет психологическое сопровождение учащихся на протяжении всего обученияих в училище.
Завремя прохождения практики ознакомилась со следующими нормативно-правовымидокументами, которые используются в работе педагога-психолога:
1.Положение о службе практической психологии образования.
2.Продолжительность различных видов работы детского практического психолога.
3.Список основной нормативной документации и материалов.
4.Проект этического кодекса педагога-психолога.
5. Оботпусках работников образовательных учреждений и педагогических работниковдругих учреждений.
6. Овведении должности психолога в учреждениях образования.
7. Обутверждении Положения о психологической службе в системе народного образования.
8. Обутверждении тарифно-квалификационных характеристик по должностям работниковучреждений образования.
9.Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населенияРФ.
10. Овведении документации деятельности педагога-психолога образовательногоучреждения.
11. Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании.
12.Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.
13.Источники информации о состоянии прав детей.
14.Конвенция о правах ребенка.
15. ЗаконРФ об образовании: Права и социальная защита обучающихся, воспитанников (ГлаваV; Статья 50) и др.
Изучиларабочую документацию психолога:
– План работы (научебный год).
– График работы.
– Журнал учетавидов работы.
– Аналитическийотчет о проделанной работе (за учебный год) и статистическая справка заотчетный период, установленный в образовательном учреждении.
Кроме перечисленных форм узнала,что педагог-психолог ведет «документацию для служебного пользования» (протоколы,заключения по индивидуальному и групповому обследованию и пр.). Эта информацияможет быть предъявлена только по запросу вышестоящих профильных специалистов(психологов) системы образования. Данная документация хранится с соблюдениемтребований, исключающих доступ к ней посторонних лиц (сейфе, закрытом шкафу). Наосновании «документов служебного пользования» психолог может даватьрекомендации учителю, родителям или лицам их заменяющих; делать выписки вовнешние организации по запросу родителей.
3.2Знакомство с документацией учебно-воспитательного профиля
Изучиланормативную документацию ПУ №39: учебный план, план работы образовательногоучреждения, календарно-тематический план работы классного руководителя группыОП-1, перспективный план работы педагога-психолога, планы и графики работыпедагогов и т.д.
Познакомиласьучебно-воспитательной документацией: должностными обязанностями педагогов,психолога, классного руководителя, а также требованиями по работе с класснымжурналом, дневниками, тетрадями и т.д. и т.д. (Приложение А, Б, В).
Функциональные идолжностные обязанности педагога-психолога представлены в Приложении Г.
3.3 Разработкапоурочных планов
Разработаны поурочныепланы занятий по теме «Психология общения», шесть из которых были проведены(Приложение Д).
Занятие 1. Психологиякак наука. Психология – наука о душе. Предмет психологии. Значениепсихологических знаний для жизни человека. Практикум: мотивационная анкета, тест «Кто вы?(Панарин), упражнение «Визитка».
Занятие 2. Профессия «психолог». Кто такие психологи?Разделы психологии. Теоретическая и практическая психология. Портрет психолога:личные и профессиональные качества. Практикум: «Что вы за птица»? Практическоеупражнение «Консультация».
Занятие 3. Методы психологии. Наблюдение. Эксперимент.Тестирование. Анкетирование. Беседа. Изучение результатов деятельности.Проективные методики. Практикум: Игр упражнения «Наблюдатель», «Беседа», тест«Довольны ли вы собой?».
Занятие 4. Самодиагностика как метод изучения внутреннегомира человека. Сущность и значение самодиагностики. Выполнение практическихзаданий. Практикум.
Занятие5. Личность. Личностьи её формирование. Уникальность и неповторимость личности. Ценности личности.Самооценка. Практикум.
Занятие6. Личность и её самореализация. Понятие самореализации. Пути самореализации (поА.Маслоу). Механизмы психологической защиты. Практикум.
Занятие 7. Диагностикахарактерологических особенностей личности. Практикум.
Занятие8. «Я идругие». Общение и его функции. Средства общения. Роль эмоций в общении. Практикум.
Занятие9. Личныевзаимоотношения людей. Положительные личные взаимоотношения (партнёрство,товарищество, дружба, любовь). Отрицательные личные взаимоотношения(безразличие, отчуждение, вражда, ненависть), причина их возникновения.Психологическая совместимость. Психологический климат.
Практикум:психотехническиеигры, сочинение – самоанализ, «Какой я друг?»
Занятие10. Неэффективноеобщение. Модели общения (по В.Сатир). Барьеры в общении. Тревожность как одиниз факторов неэффективного общения. Практикум: психотехнические игры,«Исследование уровня тревожности».
Занятие11. Яглазами окружающих.
Занятие12. Конфликтыи их разрешение. Конфликт, его причины. Виды конфликтов. Стратегия поведения вконфликте. Практикум.
Занятие13. Способностии профессиональная пригодность. Способности. Одарённость. Профессиональнаяпригодность. Знакомство с профессиограммами. Практикум.
Занятие14. (практическое) Познай самого себя. Практикум. Тест на способности в специальнойобласти деятельности. Интеллектуальный тренинг.
Занятие15. Какработать над своими проблемами. Понимание проблемы. Собственное сопротивление врешении проблем. Этапы решения проблемы. Практикум.
3.4Разработка и проведение внеклассных мероприятийРазработаныи проведены два внеклассных мероприятия.1.Классный час «Кто я? Знаю ли я себя?»
Задачи классного часа:
1. Развивать уменияанализировать свои внешние и внутренние качества; формировать адекватнуюсамооценку.
2. Воспитыватьумения слушать и слышать себя и других, определять свои недостатки идостоинства.
Слово учителя: Кто я? Какой я? Почему я такой?Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить наних труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, кдругим и к жизни в целом.
Представьте себе, что выоткрыли газету и читаете объявление: требуется человек. Поняв, что подходитеидеально, звоните по указанному телефону. Человек на другом конце проводаспрашивает: «Кто вы?» Естественно, вы называете свое имя. «Нет, — говоритголос, — я спрашиваю: «Кто вы?»
Если кого-то из взрослыхспрашивают: «Кто вы?», то он обычно отвечает: «Я секретарь» или «Я учитель». Новедь если ответить: «Я человек, который любит общаться с людьми, играть сживотными, есть мороженое даже зимой», — то эти слова скажут о нем гораздобольше, чем название профессии.
А сейчас давайтепредставим, что бы вы ответили. В помощь вам на доске путеводитель по вашейжизни. Нужно продолжить фразы: Место жительства…, Адрес…, Моя школа…, Моя учебав школе…, Любимые уроки…, Мои занятия…, Мои друзья…, Мои достоинства…, Моинедостатки…, Мои качества…
Ребята обмениваютсямнениями.
Как вы думаете, есликакой-то незнакомый человек посмотрит ваш путеводитель, сможет ли он достаточноверно понять, что вы за человек?
Для того, чтобы понятьчеловека, прежде всего важно понять его характер и сердце, и только потомсмотреть на внешность.
Если бы вас попросилисравнить себя с каким либо животным, то какое животное вы бы выбрали? Напишитена листке и, не подписывая, опустите в коробку.
На листе запишите три –четыре предложения, которые лучше всего вас характеризуют.
Учитель будет по очередивынимать записки и зачитывать, а дети должны угадать, о ком из одноклассниковидет речь. Если сразу не удается отгадать, то можно выслушать мнения ребят обэтом человеке.
2. Психологический КВН
Цели: активизация проблемывыбора профессии; расширение представления о мире профессий; формирование общейготовности к самоопределению.
Ход мероприятия.
-Здравствуйте! Сегодня унас с вами интересное занятие. Мы будем говорить о том, что занимает нашиголовы по окончании школы, т.е. о выборе профессии. Очень скоро каждый из васстолкнётся с этой проблемой. Сегодня у вас будет возможность соотнести своиинтересы и способности с различными профессиями, возможно, кому-то это поможетсделать свой выбор. Большая часть нашего мероприятия будет проходить в формеигры. Итак, мы начинаем.
ПЕРВЫЙ КОНКУРС: «Угадайпрофессию».
Перед участниками стоитзадача — по признакам и особенностям угадать профессию.
– ОН имеет широкуюподготовку, знает языки, артистичен, общителен, доброжелателен, разбирается влюдях, организует тематические прогулки так, чтобы они оказалисьсодержательными, поучительными и интересными (экскурсовод).
– Он проверяет,правильно ли составлен документ, верно ли подписан, соответствует лиюридическим положениям. Ему требуются аккуратность, ясное понимание «живых»процессов, скрытых за цифрами Он должен строго вести учёт, чтобы не потеряласьни одна копейка (бухгалтер).
– Это и организаторсамодеятельности, и руководитель коллективов. Основное содержание работы — организация досуга и деловое общение людей. Ему нужен широкий кругозор,специальная подготовка, организаторские и педагогические способности (клубныйработник).
– Ему нужно знатьосновы электроники, физики, соблюдать правила безопасности и, конечно, ПДД.Требуются собранность, готовность к экстренным действиям, внимательность,вежливость. Он отвечает за жизнь людей (водитель).
– Этот человекпреобразовывает и создаёт, Его произведения – элемент духовной культуры. Онхорошо разбирается в художественной и физико-технической сторонах дела, как бы«лечит», сохраняет и продлевает жизнь своим произведениям (художник — реставратор).
– Даёт практическиесоветы по уходу за кожей, предохранению её от преждевременного старения, поуходу за волосами, прописывает различные лекарственные и косметическиесредства, а в случае необходимости направляет на лечебные процедуры(косметолог).
– Он занимаетсяисправлением врожденных или приобретенных недостатков. Ему необходима выдержка,самообладание. Он использует ручные и механизированные орудия труда (хирург).
– Организуетусвоение нравственных норм, правил взаимоотношений со сверстниками, младшими истаршими. Он отвечает за жизнь и здоровье своих подопечных. Он должен уметьрисовать, петь, много знать.
В игре формирует качестваличности (воспитатель).
ВТОРОЙ КОНКУРС: Домашнеезадание «Музыкальный». Номер художественной самодеятельности. Инсценировать иисполнить песню, где говорится о профессии.
ТРЕТИЙ КОНКУРС: «Пятьшагов».
1этап. Перед вами лежитлисточек и ручка. Каждый участник на отдельном листочке должен выписатьосновные 5 этапов (5шагов), которые обеспечили бы достижение намеченной цели.На это отводится время до 10 мин. (рекомендуем послушать классическую музыку).
2 этап. В каждой командеорганизуется обсуждение, чей вариант наиболее оптимальный, интересный. Каждаякоманда на новом листочке должна выписать самых оптимальных 5 шагов. На этоотводится время (звучит классическая музыка). Намеченная цель: поступить в ВУЗмолодому человеку 17 лет; учится в школе на «три» и «четыре». Обычная семья, сосредним достатком, которая не сможет оплатить платное обучение ребёнка в ВУЗе.
3 этап. Защита. От каждойкоманды выступает представитель и защищает свой вариант.
ЧЕТВЁРТЫЙ КОНКУРС:«Походка профессионала».
Данное игровое упражнениеодновременно необычное и очень простое. Необычно тем, что мы будем с вамимоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иныхпрофессионалов и соотносить со своим « я». А простое тем, что мы будем делатьэто при помощи мимики и походки. Известно, что по походке можно иногда узнать,кем работает человек. Команда получает карточки с названием профессий (военный,танцовщица, директор банка, таксист, учитель, журналист, профессиональнаяспортсменка, и.т. д.).
По 2 игрока от каждойкоманды показывают походки, а остальные смотрят внимательно, выделяютособенности и пытаются угадать профессию.
ПЯТЫЙ КОНКУРС: « Подарок»- Домашняя заготовка.
Представьте, что у нашегодруга, врача (специализацию выбирает каждая команда свою: хирург, стоматологи.т.д.) день рождения. Наша задача – приготовить ему подарок. При этом важновыполнить 3 условия:
1. Подарок долженсодержать намёк на профессию.
2. Подарок должен быть с«изюминкой», т.е. быть весёлым, необычным (предполагается, что друг — человек сюмором, который может даже обидеться, если ему подарят что-то обычное, т.е. какбы «откупятся» от него).
3. Подарок должен бытьсделан своими руками. Пожалуйста, представляйте свои подарки и комментируйтеих.
Ведущий подводит итоги.Задаёт вопросы: Вам понравилась игра? Что больше запомнилось? Почему? Смогли лиВы по-другому взглянуть на профессии? Как?
3.5Педагогическое наблюдение и исследование
Целенаправленнаяработа с классом начинается с диагностики. Используя такие методы, как изучение классной и школьнойдокументации, провела наблюдение за учащимися на уроках и переменах и др.
Методики психологическогоисследования, использованные на практике:
1. Рисуночные тесты –несуществующее животное.
2. Методика Спилбергера,которая направлена на изменение личностной и ситуативной тревожности.
3. Методика межличностныхотношений Т. Лири (ДМО).
4. Социометрическаяметодика — при исследовании самочувствия личности в группе, при определенииструктуры микрогрупп, при исследовании способов и форм распределения авторитетав группе.
Методомсоциометрии выявила систему взаимоотношений учащихся.
Составилапсихологический портрет личности учащегося.
Крометого, посетила урок педагога с целью анализа его педагогического мастерства.
Результатыданных исследований представлены в приложении Е, Ж, З, И.Кроме того, был проведен анализ педагогической ситуации.
Работаучителя над разрешением педагогических ситуаций складывается из несколькихвзаимосвязанных действий: 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление,конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характераее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущностиконфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач,выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическаяподготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способоврешения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.
Рассмотримконкретную педагогическую ситуацию: Учащийся изрисовал ярким маркером дверь вкабинет.Педагог узнает, что учащийся испортил дверь кабинета:«Спускаюсь со второго этажа и вижу: Володя С. Рисует на двери. Вызываем мать и рассказываем о случившемся, на что онаудивляется: Не может этого быть! Наверно, это кто-нибудь из тех ребят, что быливместе с сыном. Володя смущен…
В квартире,где живет мальчик, – чистота, паркет натерт до блеска, красивая мебель.Чувствуется, что в доме бережно относятся к заведенному порядку и вещам.
– Это правда?
– Я толькопопробовал, как пишет маркер…
Вмешиваюсь вразговор: – Но зачем же портить дверь? Вот попробуй разрисуй дверь или стену усебя дома…
Он возмущенновосклицает: – Дома нельзя!
После тогокак ситуация восстановлена, перейдем к ее анализу.Каждому возрастному периоду свойственны свои штатныепедагогические ситуации. Дети порой небрежно относятся к чужим вещам.Анализ потребует ответа на вопросы: кто является участникомсобытия и диалога? каков характер конфликта? каковы мотивы действий мальчика?
Врассматриваемой ситуации основной участник события – мальчик. Он бережноотносится к своим вещам и, не задумываясь, портит то, что ему не принадлежит. Воснове ситуации лежит конфликт-разногласие. Мальчику кажется, что он ничегоплохого не совершает. Между тем он поступает вопреки требованию беречь нетолько свои вещи, но и вещи, принадлежащие обществу. Он нарушает правилаповедения неумышленно – в его понимании это правило не охватывает всех случаев,когда оно должно выполняться. На основе анализа ситуации появляется возможность сформулироватьпедагогические задачи. Выделим наиболее важные и приступим к их решению, так, внашей ситуации возникают следующие задачи:
1. помочь родителямосознать, что значит воспитывать у сына такое качество, как бережливость нетолько к своим, но и к «не своим» вещам;
2. найти способывоздействия на мальчика, с тем, чтобы он понял свою ошибку и больше не совершалподобных проступков;
3. в работе сдетьми, где учится мальчик, не оставлять незамеченными случаи, когда детипортят свои или чужие вещи.Анализируя ситуацию, обнаруживаем, что родители допустилиошибки в воспитании сына, которые повлекли за собой нарушение им правилповедения: они не смогли объяснить мальчику, почему нужно бережно относиться нетолько к своим, но и к чужим, не принадлежащим ему вещам. Учитель можетпосоветовать родителям побеседовать с мальчиком о случившемся, помочь емуосознать неправильность поступка. И, в зависимости от того, насколькоэффективны были примененные педагогом способы решения задач, их правильность,намечаются дальнейшие воспитательные шаги.
4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
Основными этапами производственнойпрактики было посещение лекционных занятий ведущих преподавателей училища,проведение самостоятельных уроков, проведение психологической работы (тесты,тренинги) с учащимися.
Послезнакомства с образовательным учреждением, преподавателями и методистами,познакомилась с группой ОП-1, где провела самопрезентацию — рассказала о себе испецифике своей работы.
Припосещении уроков, внеклассных занятий наблюдала, как преподаватель организуетдеятельность учащихся, какие методы превалируют, средства используются и т.д. Вработе с учащимися создавались условия доверительных отношений, стимулированиясотрудничества и взаимодоверия, обеспечивали педагогическую поддержку учащихсяс целью корректировки их поведения и учёбы.
На занятиях по различнымпредметам, которые посетила, в том числе по общей психологии, преподавателидемонстрировали учащимся различные формы подачи нового материала — в виделекций, решения проблемных ситуаций, в игровой форме. Хорошей школой для менястало умение организовать работу учащихся путем применения различных видовопроса, практических заданий.
Провели самостоятельныелекции по темам дисциплины «Общая психология» и другим. Учащиеся училища судовольствием работали на уроках, участвовали в психологических тренингах. Так,они очень заинтересовались тренингом по сплоченности, который был для нихновинкой. Целью этого тренинга является сплочение группы, создание в коллективедоверительных отношений. К урокам готовились тщательно.
Всего мноюбыло проведено шесть самостоятельных урока, все они были связаны с вопросами практики.Трудно было на первом уроке установить доверительный контакт с группой учащихся,привлечь их внимание, но на последующих уроках эту проблему мне удалосьпреодолеть.
Самостоятельно проводилапроцедуры исследования и обработки результатов. Также присутствовала назанятиях психолога, которые выполнялись согласно годового плана. Для меня этобыл пример работы и источники практического опыта.
Во внеклассных мероприятияхв «моей» группе я исполняла не только роль наблюдателя, также былисамостоятельно подготовлены и проведены два мероприятия.
Во время практикиполучила прекрасный практический опыт проведения исследования в группах,обработки результатов, составлении рекомендаций. Улучшила навык подготовкипсихологического портрета учащегося, получила опыт анализа педагогическойдеятельности.
Названные мероприятияуказаны в сводном отчете.
Такимобразом, за время прохождения практики мною были выполнены все задачи и задания,согласно индивидуального плана.
Сводный отчет опроделанной работе№ Что сделано Кол-во 1 Установочная конференция 1 2 Посещение уроков педагога с целью анализа его педагогического мастерства 2 3 Посещение занятий школьного психолога с целью получения опыта 15 4 Разработка поурочных планов занятий 6 5 Проведение занятий по разработанным конспектам 6 6 Посещение уроков группы ОП-1 целью наблюдения за учащимися и их взаимоотношениями 15 7 Проведение занятия по исследованию (социометрия, Т.Лири, психологический портрет) 3 8 Разработка внеклассного мероприятия 2 9
Методическая работа:
Знакомство с планами работы школьного психолога
Изучение расписания звонков
Разработка опорной схемы для анализа урока
Анализ собранных данных
Разработка рекомендаций по управлению коллективом группы ОП-1 в соответствии с результатами социометрического исследования
Составление психологического портрета учащегося
Заполнение дневника практики 7
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков,И. Основы технологии группового тренинга: психотехники. Учебное пособие /И.Вачков. — М.: Ось-89, 2000. — 256 с.
2. Зимняя,И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. — М.: Логос, 2000. — 480 с.
3. Ковалев, Б.П.Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты /Б.П.Ковалев, С.В.Кондратьева, Л.А.Семчук. — Гродно: ГрГУ, 2001. — 171 с.
4. Куликов, Л.В.Социальная компетентность / Л.В.Куликов, Л.А.Цветкова, В.Н.Журков. – М.: АСТПрайм-ЕВРОЗНАК, 2008 — 351 с.
5. Лакоценина, Т.П. Анализсовременного урока: практич. пособие / Т.П.Лакоценина. — Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2002. — 224 с.
6. Немов,Р.С. Психологическое консультирование / Р.С.Немов. — М.: Владос, 2008. — 528 с.
7. Осипова,А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы / А.А. Осипова.- М.: МПСИ, 2000. — 240с.
8. Петрушин,СВ. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М.: Академический проект, 2004. — 256 с.
9. Практическаяпсиходиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом«БАХРАМ-М», 2000 — 672 с.
10. Практическаяпсихология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — М.: ТИ «Сфера», 2000. — 528 с.
11. Рудестам,К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. — СПб.: Прогресс, 2000. — 368 с.
12. Хухлаева, О.В. Психология подростка:учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.В. Хухлаева. — М.:Академия, 2004. — 160 с.
Приложение АУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНАЯРАБОТА ПУ №39
Методическаятема ПУ 39:«Формирование устойчивого нравственного поведения и учебной деятельностиучащихся в системе личностно-ориентированного, профильного обучения».
Цели, задачии приоритетные направления работы на 2008–2009 учебный год
Цель:
Повыситькачество образования учащихся путем освоения и внедрения технологий, способствующихстановлению выпускника как компетентной, социально-интегрированной и мобильнойличности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной ипрофессиональной жизнедеятельности.
Задачи:
1. Формироватьу учащихся потребности в обучении и саморазвитии, раскрывать творческийпотенциал ученика, развивать культуру и нравственность учащихся.
2. Продолжитьработу по созданию условий для дифференциации и индивидуализации обучения,выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий всоответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
3. Создатьметодические и технологические основания для моделирования различных видовдеятельности, направленных на укрепление здоровья в ОУ, а также на изменениевсего уклада школы с пользой для здоровья каждого «обитателя».
4. Обеспечитьоптимальный уровень квалификации педагогических кадров, необходимых дляуспешного развития школы.
Направленияработы:
1. Совершенствованиеличностной направленности воспитания и образования.
2. Созданиесистемы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся входе предпрофильной подготовки и профильного обучения.
3. Разработкаи апробация школьной программы здоровья.
4. Совершенствованиесистемы работы учителя через внедрение инновационных образовательныхтехнологий.
Приложение Б
ПАПКА КЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ
1. Обязанностиклассного руководителя.
2. Данные обобучающихся:
2.1. Список учащихсякласса с адресами и телефонами.
2.2. Сведенья оздоровье и питании учащихся
2.3. Учёт занятийучащихся в кружках, секциях, факультативах.
2.4. Учёт общественныхпоручений и участия в делах, секциях, факультативах.
3. Основания дляопределения целей и задач воспитательной работы с классом:
3.1Психолого-педагогическая характеристика класса.
3.2. Анализвоспитательной работы за предыдущий год.
3.3. Социальный паспорткласса на учебный год.
3.4. Цель и задачивоспитательной работы классного руководителя.
4. Годовой планработы по направлениям:
4.1. Пояснительнаязаписка.
4.2. Циклограммамероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся
4.3. Циклограммамероприятий по обеспечению позитивных межличностных отношений между учащимися имежду учащимися и учителями.
4.4. Циклограммамероприятий по освоение школьниками образовательных программ.
4.5. Циклограммамероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опытагражданско-правового поведения, развития социальной компетентности учащихся.
4.6. Циклограммапрофилактических мероприятий.
5. Оперативноепланирование:
5.1. План-сетка воспитательнойработы классного руководителя (по месяцам)
5.2. Расписание уроковкласса и классного руководителя.
6. Отчётные ианалитические материалы
7. Приложения:протоколы родительских собраний, листок учёта посещений родительских собраний.
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГОРУКОВОДИТЕЛЯ
Ежедневно: 1. Работа с опаздывающими и выяснениепричин отсутствия учащихся.
2. Организация питанияучащихся.
3. Организация дежурствав классном кабинете.
4. Индивидуальная работас учащимися.
Еженедельно: 1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятийв классе (по плану).
3. Работа с родителями(по ситуации).
4. Работа сучителями-предметниками (по ситуации).
5. Встреча со школьнымврачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся
Каждый месяц: 1. Посещение уроков в своей группе.
2. Консультации ушкольного психолога.
3. Встреча с родительскимактивом.
4. Совещание попланированию работы (по графику).
Один раз в четверть: 1. Оформление классного журнала поитогам четверти.
2. Семинар (учёба)классных руководителей.
3. Анализ выполненияплана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новуючетверть.
4. Проведениеродительского собрания.
Один раз в год: 1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных делучащихся.
3. Анализ и составлениеплана работы группы.
4. Статистические данныегруппы (1 сентября)
Приложение В
ДОЛЖНОСТНАЯИНСТРУКЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
1. Общиеположения
1.1. В своейдеятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании»,Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы.
1.2. Классныйруководитель назначается и освобождается должности директором школы. На периодотпуска и временно нетрудоспособности классного руководителя его обязанностьмогут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данномклассе.
1.3. Классныйруководитель должен иметь педагогических образование или опыт работы с детьмине менее 5 лет.
2. Функции. Основными направлениями деятельностиклассного руководителя являются:
2.1.Организация деятельности классного коллектива.
2.2.Организация учебной работы классного коллектива и дельных учащихся.
2.3.Организация внеучебной жизни класса.
2.4. Изучениеличности и коррекция в воспитании школьников.
2.5.Социальная защита школьников.
2.6. Работа сродителями.
3.Должностные обязанности. Классныйруководитель имеет следующие должностные обязанности:
3.1. Ведетжурнал.
3.2. Ведетличные дела учащихся и следит за их состоянием.
3.3.Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом,направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество,помогает в работающего дежурного.
3.4.Организует дежурство по классу, школе, столовой.
3.5.Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.
3.6.Заботится о внешнем виде воспитанников.
3.7.Организует питание. Ведет разъяснительную работу классе с родителями по вопросубесплатного питания и коррекционного отношения одноклассников к таким детям.
3.8.Заботится о финансовом обеспечении классных ну (классный фонд, оплата различныхуслуг и т. д.).
3.9.Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместнос родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительнойпричины, контролирует с социальным педагогом посещение «трудных» детей.
3.10. Создаетобстановку, благоприятствующую учебе.
3.11.Координирует деятельность учителей, работающих в классе.
3.12.Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводууспеваемости школьников.
3.13. Создаетусловия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательныхинтересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы,конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещениетеатров,- выставок, поездки и т. д.).
3.14.Привлекает психолога для организации умственного труда учащихся (цикл бесед,индивидуальные рекомендации).
3.15. Создаетмикроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулируетих.
3.16.Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всегокласса.
3.17.Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждогоученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную,спортивную работу.
3.18.Помогает деятельности различных детских общественных организаций.
3.19. Ищетинтересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяетцелесообразность и целенаправленность организации любой встречи классногоруководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенныйразговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.
3.20. Изучаетличность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мненияучителей, работающих в классе, и родителей.
3.21.Работает с характеристиками учащихся.
3.22.Классный руководитель вместе с родителями определяет дальнейшую судьбуучащихся, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.
3.23.Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей,если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.
3.24.Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.
3.25.Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей
3.26.Осуществляет наблюдение за поведением «трудных подростков, детей «группы риска»и состоящих на учете в ИД
3.27.Проводит тематические родительские собрания 1 раз четверть.
3.28. Изучаетусловия воспитания в семье.
3.29.Работает с родителями индивидуально.
3.30.Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.
3.31. Влияетна общение ребят с родителями.
4. Права. Классный руководитель имеет право в пределахсвоей компетенции:
4.1.Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимыхучителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока безэкстренной необходимости делать замечания учителю в течение урока).
4.2.Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки,дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленномПравилами о поощрениях и взысканиях.
4.3. Поощрятьучащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.
4.4.Требовать от учителей-предметников информацию организацииучебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.
5.Ответственность.
5.1. За неисполнениеили ненадлежащее исполнение без уважительной причины устава и правилвнутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора илизаместителя директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящейИнструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, классныйруководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенномтрудовым законодательством.
5.2. За применение,в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим илипсихическим насилием над личностью учащихся, классный руководитель может бытьосвобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательствоми Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступокне является мерой дисциплинарной ответственности.
5.3. Виновныйв причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своихдолжностных обязанностей классный руководитель несет материальнуюответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданскимзаконодательством.
5.4. За несвоевременноеи некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждуючетверть (план утверждается директором школы или заместителем директора не позднее5 дней с начала планируемого периода) классный руководитель привлекается к ответственностив дисциплинарном порядке.
ПриложениеГДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПСИХОЛОГА
1. Общие положения:
1.1. Психолог школыназначается и освобождается от должности в установленном порядке из числа лиц,имеющих высшее психологическое образование или переподготовку на базе высшегопедагогического образования с присвоением квалификации «Практическийпсихолог в учреждениях образования»
1.2. Психолог школынепосредственно подчиняется директору.
1.3. Психолог школы всвоей работе руководствуется положением о психологической службе, этическимкодексом психолога, международными и республиканскими нормативными актами,относящимися к правам ребенка, нормативными документами об образовании, уставомшколы и настоящей инструкцией.
2. Обязанности школьногопсихолога
Психолог школы по своейдолжности выполняет следующие обязанности:
2.1. Заботиться опсихическом здоровье личности, участвует в создании для нее развивающей,психологически комфортной среды.
2.2. Проводит регулярныемассовые обследования с целью контроля за ходом психического развития,определяет лиц, нуждающихся в психологической помощи, осуществляет их учет иконтроль
2.3. Проводит необходимыепсихолого-педагогические измерения, обработку результатов, подготовкупсихологических заключений и рекомендаций.
2.4. Ведетпросветительскую работу среди детей, учащейся молодежи, родителей,преподавателей. Ведет консультационную работу. Планирует и организуетпрофориентационные исследования и профконсультации. Обеспечиваетпсихопрофилактическую работу, выявляет лиц, находящихся в зоне психологическогориска.
2.5. Оказывает помощьсемье в налаживании микроклимата, в эффективно воспитании детей, в решениивнутрисемейных конфликтов.
2.6. Осуществляет работупо развитию способностей детей, формированию психологической культуры личности,обучению адекватным взаимоотношениям, решению деловых и межличностныхконфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.
2.7. Проводитпсиходиагностическую работу, участвует в углубленном изучении детей, подросткови учащейся молодежи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и другихспециалистов.
2.8. Формирует банкданных о достижениях научной и практической психологии, психологическихобследованиях педагогов, детей, новых методиках диагностики.
3. Права школьногопсихолога
Психолог школы имеетправа:
3.1. Самостоятельноапробировать новые диагностические и коррекционные методики программы.
3.2. Инициировать ипринимать участие в психологической экспертизе педагогических инноваций,решений, предложений, обучающих программ, тестовых методик.
3.3. Принимать участие вконкурсных комиссиях, собеседованиях при приеме на работу и при аттестациипедагогических кадров.
3.4. На защиту отнеобоснованного вмешательства кого бы то ни было в свою профессиональнуюдеятельность.
3.5. Давать в рамках предоставленныхруководителем школы полномочий обязательные распоряжения педагогам и учащимся.
3.6. От лица школывызывать родителей, проводить с ними другую работу, предусмотренную планами ипрограммами.
3.7. Избирать и бытьизбранным в органы самоуправления школы.
4. Ответственностьшкольного психолога
Психолог несетответственность перед директором школы:
4.1. За невыполнение илиненадлежащее выполнение обязанностей, перечисленных в п.2, а также за нарушениеустава и правил внутреннего трудового распорядка.
4.2. За обеспечениесохранности имущества, оборудования, приборов и других материалов и ценностей,переданных в пользование для обеспечения профессиональной деятельности.
5. Оценка работышкольного психолога
5.1. Работа психологаоценивается администрацией школы по следующим критериям:
Диагностика и коррекцияэмоциональных состояний
Диагностика и коррекцияпознавательных процессов
Диагностика и коррекциямежличностных отношений
Диагностика и коррекцияпсихического развития
Индивидуальная игрупповая психотерапия.
Приложение Д
КОНСПЕКТЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
1. Тема: Самооценка.Что я знаю о себе
Цели: формирование общейготовности к самоопределению; развитие самооценки, самосознания, самопонимания.
Как прожить жизнь, чтобы«не было больно за бесцельно прожитые годы?» Для этого мы должны сделатьправильный жизненный выбор. Отвечая на эти вопросы, мы подошли к теме нашегозанятия: « Самооценка. Что я знаю о себе?»
Самооценка – этоспособность оценивать себя самого. Это собственное представление о своихличностных качествах, об уровне их сформированности. Она не всегда бываетобъективной, кто-то преувеличивает свои возможности, кто-то занижает их, ну анекоторые стараются оценивать себя адекватно. Давайте проведем тест и проверимобъективность вашей самооценки.
— Начертите 4прямоугольника у себя в тетради так, как показано на доске, один под другим,пропуская между ними по 2 клеточки. ( Прямоугольники размером 3 клетки на 9клеточек )
— В каждом прямоугольнике27 клеток, на каждый прямоугольник вам будет дано по 10 секунд. Предположите изапишите число рядом с первым прямоугольником, сколько клеток вы зачеркнётекрестиком за отведённое время .
(Психолог засекает 10сек., затем просит посчитать, сколько на самом деле клеток зачеркнулиспытуемый. Это число записывается с первым через дефис. Аналогичная работапроводится со всеми прямоугольниками. Только на 3 прямоугольник психологотводит 8 сек., не предупреждая испытуемых, а на 4 прямоугольник снова 10 сек.)
Обработка данных: суммапервых чисел (предполагаемых) делится на сумму вторых чисел (полученных врезультате эксперимента)
Первое число- уровеньпритязаний.
Второе число – уровеньдостижений.
Если в четвёртом случаечеловек стоит на своём, то это волевой показатель.
0,75 и ниже — заниженнаясамооценка;
1,25 и выше – завышеннаясамооценка;
0,8-1- адекватнаясамооценка.
Рекомендации:
Для тех, у когозавышенная самооценка — То, что вы цените себя, свои способности и возможности,прекрасно. Именно это помогает вам добиваться успехов во многих интересных инужных делах. Но вместе с тем ваша самооценка может и мешать, привести кошибкам или досадным сбоям. Поэтому время от времени говорите себе: «А все –таки…. ( на месте многоточия должно быть имя очень авторитетного для вас человека)…делает это лучше меня.» Например: « А всё-таки А. С. Пушкин пишет стихи лучше,чем я»,- может сказать себе юный гениальный поэт. А почему бы и нет? Если ужсчитать себя…, то сравнивать нужно именно с гениями. Желаем успехов!
Для тех, у когозаниженная самооценка — Вам следует понять и запомнить очень важную мысль: « Вы– уникальная и неповторимая личность». И всё, что вы делаете, получается не такуж плохо. Повторяйте про себя несколько раз в день: « Я подарок для своихродителей (они так меня любят), для своих друзей (им так приятно каждый раз,когда мы видимся), для своих знакомых (они так часто обращаются ко мне сразличными просьбами)….» и т. д. Приводите свои аргументы. Вас любят животные,вашему появлению радуется солнце, вас ласкает ветерок. Всё это для вас, ведь вы- подарок!
Итак, запомните иповторяйте: « Я — подарок для …» Перечень постоянно расширяйте. И удачи вам!
Давайте с вамипорассуждаем, как завышенная или заниженная самооценка может сказаться насудьбе человека? Будет ли человек с такой негативной самооценкой счастлив?
( Высказывания детей).
О том, как опаснанегативная самооценка, нас предупреждает история гениального физика Эренфеста.Многие ныне знаменитые учёные спрашивали его совета. Его помощь была бесценна.Его открытиями пользовались другие. Трагедией Эренфеста была заниженнаясамооценка. Он всегда сомневался в своей правоте. Однажды он посчитал себяабсолютно неспособным и покончил жизнь самоубийством. Поэтому о нём мало ктознает.
Слава не сделаласчастливой великую актрису Грету Гарбо, которая также имела заниженнуюсамооценку. У неё были миллионы поклонников, но почти не было друзей. Она быланастолько застенчива и неуверенна в себе, что не могла сниматься в присутствиилюдей. Исключение делалось только для партнёров по сцене и для оператора.Праздники она отмечала одна в своём огромном замке.
Эти совершенно непохожиелюди с такими разными судьбами были невероятно талантливы и успешны впрофессиональной деятельности. Причиной их несчастья стала заниженнаясамооценка, то есть неспособность принять и полюбить себя, признать своёвозможное несовершенство.
Каждый человек- личность,неповторимая индивидуальность. Так в людях, внешне неприметных, скрываетсябогатый душевный мир, множество задатков, оригинальность мыслей, чувств,увлечений. Важно суметь разглядеть всё это. Для того чтобы найти путь кокружающим, надо учиться сближаться с ними, развивать в себе стремление видетьв людях, относиться к ним с симпатией.
Итак, для того чтобыстать счастливым, необходимо иметь объективную самооценку. Американскийпсихолог вывел формулу самооценки, её иногда называют формулой счастья.
Успех
Самооценка = ————–
Уровеньпритязаний
Есть только два способаповысить самооценку:
1. Добиться успеха вкакой-нибудь деятельности
2. Снизить уровеньпритязаний
Чаще всего людям удаётсялибо добиться успеха, либо снизить уровень притязаний, а того и другого достичьодновременно удаётся только великим.
Эйнштейн был изумлен,обнаружив в прекрасный день, что является одним из самых знаменитых людей вмире. Людям он казался таким же странным, как и его теория относительности.Кстати, сам он объяснял свою теорию относительности так: мужчина сидит схорошенькой девушкой — и время летит незаметно. Но если ему сидеть нараскалённой плите, минута будет тянуться бесконечно. Это и естьотносительность.
«Однажды капитантрансатлантического лайнера предложил ему выбрать любую каюту. Эйнштейн сказал,что ему абсолютно безразличны условия, он готов путешествовать хоть на рулевомколесе. Он презирал славу, деньги, титулы. Счастье для него состояло из работы,игры на скрипке и плавания под парусом» (Карнеги Д. Малоизвестные факты охорошо известных людях).
Давайте разобьёмся на 2группы. В течение 2 минут вы будете отвечать на вопросы. Записывайте ответытак, как они приходят вам в голову.
1группа: Успех это-…..
2 группа: Уровеньпритязаний это-….
А теперь по – очередизачитаем ваши ответы.
Сейчас мы с вами проведёмнебольшую исследовательскую работу. Мы будем исследовать способность правильнооценивать себя, умения видеть свои сильные и слабые стороны, умения дать себесовет. Вы получили по листочку, который у всех начинается одинаково. Мы будемписать характеристику на себя.
Пишите о своихдостоинствах и недостатках, сильных и слабых сторонах, что любите, чем увлекаетесь,что доставляет трудности, как вы умеете общаться, как к вам относятся вколлективе, и как вы относитесь к нему; какие взаимоотношения с родителями.Дайте себе несколько советов, что вам необходимо сделать, чтобы добиться успехаи стать счастливым.
(Психолог собираетхарактеристики).
Игровое упражнение.Психолог вызывает 4 человека, они садятся в круг. «Вы будете обсуждатьпроблему, как интересней провести классное чаепитие. Но необходимо соблюдатьусловия игры. Вы их поймёте сами. Начинайте обсуждение». Психолог надевает наголову ободки со следующими надписями:
-советуйся со мной
— игнорируй меня
-смейся над моими словами
-прислушивайся ко мне.
Обсуждение игры.
— Выскажитесь, что каждыйиз вас чувствовал, и догадался ли, какую роль он играл?
-Приходилось ли вамиспытывать такие чувства в жизни?
-Чему учит эта игра?
Домашнее задание:Приготовить список профессий своих близких родственников. Напротив имени своегородственника написать его профессию, а об одном из них рассказать подробно (гдеобучался, сколько лет в этой профессии, случай из практики, что он думает освоей профессии) и принести его фотографию.
2. Тема: К чемустремятся люди
Цели: рассмотреть разницумежду материальными и нематериальными целями; помочь учащимся определить, чегоони хотят достичь в своей жизни; подумать вместе с учащимися над понятием«счастье».
Сегодня мы будемдискуссировать на тему: «К чему стремятся люди». Попробуйте ответить на этот вопрос.( На доске выписываются ответы детей)
Примерный материал.