ВВЕДЕНИЕ
Современная семья (конца XX и начала XXI в.) сталкивается с весьма сложными проблемами:прогрессирующей инфляцией, безработицей, недостаточным заработком. Желаниемногих родителей собственными силами преодолеть возникающие трудности приводитк появлению в стране опасной тенденции самоотстранения родителей от воспитаниясобственных детей. Именно поэтому, действуя в интересах ребенка, социальныйпедагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье, ималообеспеченные семьи являются традиционной категорией семей, с которыми онработает.
Цель работы: изучение способов и методоворганизации работы социального педагога с малообеспеченными семьями; разработкапрограммы сопровождения малообеспеченных семей.
Задачи работы:
1. Изучитьлитературу и другие источники информации по проблеме исследования и дать иханализ;
2. Изучить способы иметоды организации работы социального педагога с малообеспеченными семьями;
3. Определить видысоциальной и экономической помощи малообеспеченным семьям.
4. Разработатьпрограмму сопровождения малообеспеченных семей.
Объект исследования: малообеспеченные семьи.
Предмет исследования: процесс сопровождения социальнымпедагогом малообеспеченных семей.
Гипотеза исследования: процесс сопровождениямалообеспеченных семей будет более эффективным при условии применения программыразвития активности и самостоятельности членов семей данной категории в решениисвоих материальных проблем.
Работа состоит из введения,основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1
1.1 Современноесостояние российской семьи: причины неблагополучия
Семья какосновополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к всякогорода реформаторским изменениям государственного масштаба, поскольку ихрезультаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности ивоспитательной дееспособности.
Рассматривая семью какинститут воспитания детей, сегодня можно выделить ряд особенностей восуществлении этой функции. Отмечаемые изменения качества воспитания впоследнее десятилетие, прежде всего связаны с новыми социально-экономическимиусловиями российского общества.
Так, в результатеэкономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогико — воспитательнойситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родителидетей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителейобщества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильностисоциального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнемдне. Перестройка экономических отношений в России отбросила эти семьи за граньпрожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в нихнеуверенность, низкую самооценку.
Драматизм ситуацииуглубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемыесемьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательногохарактера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцомдля подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом ипомощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях.Социологические исследования, проведенные в школах Москвы и Московской области,подтверждают эту тенденцию. Поскольку традиционно приоритетным воспитаниемдетей в семье является мать, проследим, как меняется ее авторитет в зависимостиот сферы занятости.
Известно, что самойнепрестижной сегодня считается занятость в сфере бюджетных учреждений с ихнизкой оплатой труда. Наиболее желательным представляется труд внегосударственных, коммерческих структурах. Как оказалось, при занятости материв бюджетной сфере с ней советуются 68% школьников. Несколько выше оцениваетсякомпетентность матери, работающей на предприятии со смешанной формойсобственности: к ней обращаются за помощью 71% детей. Наконец, 76% школьниковсоветуются с матерями, работающими в коммерческих, негосударственныхструктурах.
Переход России нарыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, котораянаиболее болезненно отразилась на рассматриваемой здесь самой трудоспособнойвозрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистическивыделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработныев возрасте 30-49 лет составляют 62%.
Как было сказано выше,эти люди, имеющие детей школьного возраста, в том числе подростков, которымболее всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Излишнеговорить, что безработный родитель таковым авторитетом для ребенка быть неможет. [2].
В связи с острымиматериальными проблемами семьи кардинально изменились в последнее десятилетиевзгляды родителей на детский труд. Еще пятнадцать лет назад семья категорическиотвергала идею включения в воспитательный процесс трудовой занятости детей сцелью заработка денег на карманные расходы. Была популярна воспитательнаяпозиция: «Вы только хорошо учитесь, а зарабатывать деньги – дело родителей».
Рыночные отношения исвязанное с ними резкое снижение материального достатка большинства российскихсемей изменили эти принципиальные основы воспитательного процесса. В такихусловиях массовым явлением становится одобряемая родителями трудовая занятостьдетей. Родители теперь не только допускают, но и приветствуют подключение детейк зарабатыванию денег.
В настоящее времябезработная молодежь в возрасте 16-29 лет составляет более 32% ото всехзарегистрированных на бирже труда. Есть основания предполагать, что безработицав нашей стране имеет тенденцию к дальнейшему омоложению и будет приобретать всеболее молодежный характер и женское лицо. Неслучайно поэтому старшеклассники выдвигаютодним из главных требований к будущей профессии гарантию от безработицы.[3].
1.2 Малообеспеченныесемьи
Точкой отсчёта бедностиявляется прожиточный минимум. Согласно ФЗ «О прожиточном минимуме РоссийскойФедерации»(1997), он рассчитывается исходя из стоимости потребительской корзиныс учетом суммы, затрачиваемой на обязательные платежи и сборы. Потребительскаякорзина – минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров иуслуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения егожизнедеятельности.
Семья (одинокопроживающий гражданин), среднедушевой доход которой (которого) ниже величиныпрожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, считаетсямалоимущей (малоимущим) и имеет право на получение государственной социальнойпомощи. Малоимущими являются частично или полностью нетрудоспособные граждане,в частности, не имеющие трудоспособных близких родственников; пенсионеры;инвалиды; одинокие пожилые люди; многодетные семьи; неблагополучные семьи;семьи безработных. Сейчас группу малообеспеченных пополняют семьи с малолетнимидетьми (особенно до 6 лет), молодые семьи (особенно студенческие0, семьибеженцев и вынужденных переселенцев, семьи бюджетников.
В числе мер,осуществляемых государством по социальной защите малообеспеченных граждан,важнейшими являются: льготное налогообложение, предоставление бесплатных илильготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, в коммунальном обслуживании ит.п.), пособия по безработице, на детей, пенсии и т.д.
При оказании материальнойили финансовой помощи учитывается имущественное положение семьи (наличие жилья,автомобиля, гаража и т.п.), а также ее тип.
• В маргинальной семьеиз-за болезни, алкоголизма родителей резко снижены возможности осуществлятьнормальное воспитание детей. Часть таких семей имеет люмпенизированный характер(крайне низкие доходы или их отсутствие, высокий уровень потребления алкоголяили наркотиков, плохие жилищные условия или отсутствие жилья и т.л.). Для такихсемей раздача продуктов, денег, жилья не решает проблемы, формируя установку«деклассированного иждевенца», поэтому необходима ликвидация или выравниваниепричинных факторов.
• Уровень жизни кризиснойсемьи ниже черты бедности, она испытывает серьезные проблемы с выживанием, втом числе физическим сохранением супружеских отношений, воспитанием детей. Вданном случае, безусловно, необходимо оказать помощь в трудоустройстве(создание новых рабочих мест, переквалификация и переобучение), незлоупотребляя уравнительными пособиями и разовой гуманитарной помощью, в поискебесплатных путей получения информации и консультации.
• В благополучной семьеуровень достатка на 15-20% выше среднего, но возможности получать дорогостоящиесоциальные услуги (информационные, консультационные, психотерапевтические ит.п.) она не имеет. Данный тип семьи временные затруднения может решитьсамостоятельно, без внешней помощи (которая в отдельных случаях можетвосприниматься как унижающая достоинство).
• Процветающих семейсегодня около 10%. [6].
1.3 Психологическиеособенности людей из малообеспеченных семей
В вопросах социальнойработы семья редко идет на контакты с представителями государства и общества заисключением случаев, обоснованных законодательством, или же если предлагаемаяпомощь носит материальный характер (пособия, выплаты и т.п.).
Решая вопрос собственнойзанятости, родители часто исходят сегодня из возможности использованияполученной профессиональной подготовки. Они стремятся сохранить привычн6оеместо работы даже при невысокой оплате. Срабатывает инерционный мотивповедения, боязнь перемен и риска в непрогнозируемой ситуации рыночныхотношений. Социальная и психологическая отстраненность таких семейоборачивается апатичным отношением к жизни, пассивностью семьи, саморазрушениемличности членов семьи, что часто ведет к утрате веры в самоизменение.
Во многих случаях работыв семьях группы риска, испытывающих материальные затруднения, специалисты иобщественные организации, которые приходят в семью для оказания помощи,выполняют роль «работника». Заключается это в том, что члены семьиперекладывают заботу друг о друге, о детях на специалистов извне, так как житьбез контроля со стороны они не могут, занимая пассивную позицию и предоставляяспециалистам право самим находить выход из трудного положения их семьи. Этоприводит к иждивенчеству, стремлению обвинять в своих бедах общество, маскируяпри этом реальное положение дел в семье и собственное ничегонеделание.
Многие семьи, получившиенеудачный опыт улучшения своего трудного положения, боятся вновь подвергнутьсебя риску. Вместо этого они предпочитают пребывать в состоянии ярости инеприятия окружающего мира. Состояние кризиса со временем становится для нихнормой, они перестают проявлять собственную инициативу. Семьи учатся по-своемузащищаться при столкновении с трудностями. Парадокс заключается в том, чтовозбуждение, ярость приносят им определенный комфорт как доказательство того,что сделать ничего нельзя и поэтому их состояние естественно.
Таким образом, в целомможно выделить такие особенности людей из малообеспеченных семей как
· отсутствиеинициативы, пассивность;
· перекладываниеответственности на других;
· неумение ставитьцели добиваться их;
· боязнь риска;
· стремлениеобвинять в своих бедах других.
Социальный работник,исходя из принципа максимизации минимума (стремления максимально расширитьминимальные ресурсы социальной помощи), должен не только помогать семьепережить трудности, привлекая средства благотворителей или наблюдая засправедливым распределением государственной помощи, но и научить семьюсамопомощи взаимопомощи, которые дают больший эффект, чем самые щедрые пособия.Нужно помнить, что морально всегда лучше собственный заработок, чем социальноеиждивение
1.4 Основныенаправления работы социального педагога с малообеспеченными семьями
К основным направлениямработы социального педагога с малообеспеченными семьями можно отнести:
— выявление такого родасемей, наблюдение за ними, изучение их состояния, потребностей, спецификивоспитания детей и внутрисемейных отношений, что позволит определить тип семьи,направления помощи, которую можно предложить, в том числе привлекая другихспециалистов и организации;
— оказание юридическойпомощи: отставание интересов малоимущих и членов их семей, помощь впредоставлении различных консультационных услуг, защита прав малоимущих и т.п.;
— направление в случаенеобходимости в службу психологической помощи;
— организацию досуга иотдыха детей из данной категории семей совместно с профсоюзными организациями иадминистрацией предприятий и организаций, находящихся на данной территории;
— оказание помощи втрудоустройстве; содействие в создании клубов, кружков, центров и т.п. дляпрофессионального обучения или переобучения;
— трудоустройствонесовершеннолетних;
— помощь в созданииассоциаций, объединений, групп самопомощи; оказание содействия в организацииобщения с уже существующими группами, отдельными лицами и т.п.;
— помощь в организацииразличных курсов, кружков и школ, в том числе частных;
— создание специальныхфондов. [6].
1.5Программа поддержки молодой семьи
Президент РоссииВ.В.Путин в своем очередном ежегодном послании Федеральному Собранию 10 мая 1006 г. изложил свою программу поддержки молодой семьи, направленную на повышение рождаемости встране. Президентом были сформулированы предложения, продиктованные заботой оздоровье будущих матерей и новорожденных, о снижении детской смертности иинвалидности. Стимулирование рождаемости должно включать в себя целый комплексмер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи. Былотакже подчеркнуто, что без материального обеспечения это не сработает.
В частности, президентпредложил увеличить размер пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет: на первогоребенка с 700 рублей – до 1.5 тыс. рублей, а на второго ребенка – до 3 тыс.рублей ежемесячно. По мнению президента, женщины, имевшие работу, но ушедшие вотпуск по беременности и родам, а впоследствии – по уходу за ребенком дополутора лет, должна получать за счет государства не менее 40% от прежнегозаработка. При этом сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той,которую будет получать ранее не работавшая женщина, т.е. 1,5 и 3 тыс. рублейсоответственно.
Для содействиясвоевременному возвращению женщины к нормальной трудовой деятельностипредлагается ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание: дляпервого ребенка – на сумму, равную 20%, для второго – 50%, для третьего – 70%от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенкомдошкольного учреждения. Президентом было подчеркнуто, что этот процент долженисчисляться именно от суммы, взимаемой с родителей. При этом региональные иместные власти должны обеспечить потребность в детских садах и ясельныхгруппах.
Необходимо, помимо этого,по мнению президента, совместно с субъектами Федерации разработать программу поматериальному стимулированию устройства в семьи на воспитание сирот и детей,оставшихся без попечения родителей. Таких детей, находящихся только в детдомах,у нас около 200 тыс. Сложилась ситуация, когда иностранцами усыновляется нашихдетей едва ли не больше, чем у нас в собственной стране. Президент предложил вдва раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемнойсемье до уровня не менее 4 тыс. рублей ежемесячно и установив единовременное пособиепри устройстве детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8тыс. рублей, т.е. сумму, равную пособию при рождении ребенка.
Президент России далпоручение Правительству совместно с регионами создать такой механизм, которыйпозволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях.
Было предложено увеличитьстоимость введенных в 2005г. и неплохо себя зарекомендовавших родовыхсертификатов: в женской консультации с 2 до 3 тысяч рублей, а в родильном доме– с 5 до 7 тыс. рублей.
Президент подчеркнул, чтодополнительные средства должны использоваться на покупку необходимых препаратовдля женщин и поощрения высокого качества медицинских услуг, определяемогообязательно с учетом мнения самой женщины-пациентки, а для обеспечения ееволеизъявления выработать соответствующий механизм.
Президент считаетнеобходимым в ближайшее время принять программу создания в стране сетисовременных перинатальных центров и обеспечить роддома необходимымоборудованием, специальным транспортом и другой техникой.
Государство, будучидействительно заинтересованным в повышении рождаемости, обязано помочь женщине,родившей второго ребенка и по этой причине, на долгое время выбывшей изтрудовой деятельности, теряющей свою квалификацию. Ведь женщина в подобныхслучаях подчас попадает в зависимое, а иногда и в унизительное положение всемье. Государство должно предоставить в распоряжение женщины, принявшейрешение родить второго ребенка, по выражению В.В.Путина, первичный, базовыйматериальный капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бырешать будущие проблемы. Им она могла бы распорядиться следующим образом: либоиспользовать для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья (спомощью ипотеки или других схем кредитования) по достижению ребенком 3-летнеговозраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет,положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии. По мнениюэкспертов, указал президент, размер таких государственных обязательств в денежномвыражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодноиндексироваться с учетом инфляции. На взгляд президента это будет самойдейственной мерой материальной поддержки.
Правительству поручено,совместно с Федеральным Собранием, разработать порядок реализации предложеннойпрезидентом программы с тем, чтобы этот механизм был запущен с 1 января 2007 г.
В завершение этой темыпрезидент подчеркнул: проблему низкой рождаемости невозможно решить без измененияотношения всего общества к семье и ее ценностям. Отметим, что в своем посланииВ.В.Путин назвал фактор, который уже привел к росту рождаемости. Это общаясоциально-экономическая стабилизация в стране [5].
1.6 Формыэкономической и социальной поддержки семьи
В стране нетгосударственной политики экономической поддержки семьи. Хотя некоторые формыэкономической и социальной поддержки семьи имеются, но многие прописаны тольков законах и не работают на практике. Например, родители, имеющие детей, не должныпопадать под сокращение, должны иметь дополнительно 2-3 дня к отпуску. Напрактике все не так. В первую очередь сокращают женщин, имеющих детей, особенномаленьких, так как дети часто болеют. На производствах нет льгот для родителей,имеющих детей. Механизмом реализации является введение обязательной помощиродителям с детьми в виде денежных пособий, помощи в покупке одежды, обуви,путевок в лагеря отдыха, санатории, на лечение, на обучение и т.д. Одной изформ такой помощи является открытие бесплатных столовых для бедных семей сдетьми или столовых с недорогой стоимостью блюд.
Помимо этого, необходимоввести в закон о социальных гарантиях граждан, в нем четко определить понятие«малоимущие» и дать характеристики минимального прожиточного уровня. Государственноепособие на детей – это несерьезное решение идеи помощи семье с детьми, темболее, что оно реально не выплачивается вовремя.
Механизм реализации –согласованные действия министерств – финансов, труда и социальной защиты,здравоохранения, образования. Отслеживает реализацию согласованных действийМинистерство юстиции. Прокуратура – выполнение этого закона, или постановленияи т.д. Необходим протокол согласованных действий между разными ведомствами.
Особого решения требуетвопрос предоставления льгот по жилью семьям с детьми и бесплатноепредоставление или жилья в первую очередь[7].
В ноябре 2006 г. был принят закон г. Москвы №60 «О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве». С 1января 2007 г. он вступил в действие. Закон позволяет оказать материальную исоциальную помощь многим категориям семей, вводя для них новые компенсационныевыплаты, натуральную помощь, некоторые виды социального обслуживания.
В новом законе определеныусловия предоставления денежных выплат в связи с рождением и воспитаниемребенка: временные пособия при рождении ребенка, право на которые имеют всемосковские семьи независимо от уровня дохода, ежегодные выплаты, приуроченные копределенным датам, для семей, имеющие десять и более детей. В установленииежемесячных выплат предусмотрен дифференцированный подход, который обусловленчислом детей в семье, смертью кормильца, возрастом ребенка, принадлежностью кстуденческим семьям, т.е. социальным статусом.
В этом документепредусмотрены три новых вида денежных выплат: дополнительное единовременноепособие неработающим женщинам, уволенным по ликвидации предприятия в дородовоми послеродовом декретном отпуске; ежемесячная компенсационная выплата на детейв возрасте до полутора лет женщинам, уволенным в связи с ликвидациейпредприятия в период беременности, отпуска по беременности и родам или отпускапо уходу за ребенком (ранее эти выплаты служили дополнением к федеральномупособию); компенсационная выплата неработающему родителю (усыновителю),занятому по уходу за ребенком-инвалидом дошкольного возраста. С 2007 г. данная компенсация выплачивается на детей в возрасте до трех лет (со следующего года – надетей дошкольного возраста). Конкретный размер денежных выплат определяетсяпостановлениями правительства Москвы [4].
ГЛАВА 2
2.1Организация работы с малообеспеченными семьями
в г.Тотьма
Работа смалообеспеченными семьями в основном осуществляется органами социальной защиты,а также образовательными учреждениями, где изучается контингент учащихся,выявляются дети из семей данной категории и им оказывается разного рода помощь.Нас в нашей работе интересует, каким образом организована работа смалообеспеченными семьями в общеобразовательных школах города Тотьма. Для этогомы посетили общеобразовательные школы г. Тотьма, где получили интересующую насинформацию. Проанализировав систему организации работы с малообеспеченнымисемьями, мы получили следующие обобщенные данные.
1)Организация бесплатногопитания учащихся из малообеспеченных семей. На основании Закона Вологодскойобласти «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» в школахорганизовано бесплатное одноразовое питание детей из многодетных ималообеспеченных семей, стоимость которого с 1 января 2009 года установлена вразмере 25 рублей на одного школьника. Решение о предоставлении бесплатногопитания принимается образовательным учреждением на основании заявленияродителей школьника, акта обследования семьи, ходатайства классногородительского комитета. Контроль за питанием детей осуществляют классныеруководители. Ответственным за организацию питания школьников являетсясоциальный педагог. В конце месяца составляется акт по подсчету питающихся поколичеству и сумме. Образовательное учреждение несет ответственность за целевоеи адресное использование средств.
2)На основании ЗаконаВологодской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан вцелях организации ими права на образование» проводятся ежемесячные выплаты длядетей из многодетных семей на проезд на внутригородском транспорте, в автобусахпригородных и внутрирайонных линий (по 150 рублей), а также на приобретениекомплекта детской одежды для посещения школьных занятий, спортивной формы(по1500 рублей).
3)Социальный педагогорганизует посещение семей с целью обследования материальн6о-бытовых условий,по заключению которого семье может быть предложено, обратиться в КЦСОН или вкакую-либо другую организацию с целью получения необходимой социальной помощи.
Услуги, предоставляемыеучреждением социального обслуживания семьи и детей, центрами социальной помощисемье и детям, отделениями по работе с семьей и детьми:
1 Социально-бытовые:
ü предоставление временного проживания
ü обеспечение бесплатным питанием
ü обеспечение одеждой и обувью посезону
ü обучение детей навыкамсамообслуживания
ü обеспечение мягким инвентарем иканцелярскими принадлежностями;
2 Социально-медицинские:
ü проведение первичного медицинскогоосмотра и первичной санитарной обработки
ü организация лечебно-оздоровительныхмероприятий
ü содействие в предоставлениинуждающимся детям услуг оздоровления и их направления на санаторно-курортноелечение
ü содействие в оказании медицинскойпомощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования врамках программ медицинских гарантий, оказание бесплатной медицинской помощи вгосударственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях
ü оказание квалифицированногоконсультирования
ü содействие по обеспечению позаключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
ü содействие в госпитализации,сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения
3Социально-психологические:
ü социально-психологическое ипсихологическое консультирование
ü психотерапевтическая помощь
ü психологические тренинги
ü экстренная психологическая помощь
ü социально-психологиче5ский патронаж;
4 Социально-правовые:
ü оказание юридической помощи исодействие в получении установленных законодательством мер социальной поддержки
ü содействие в оформлении документовдля направления детей и подростков (при необходимости) в учреждения социальногообслуживания на временное пребывание
ü оказание правовой помощи в защите исоблюдении прав детей и подростков;
5 Социально-педагогические:
ü социально-педагогическоеконсультирование
ü организация обучения детей иподростков по школьной программе
ü организация досуга
ü организация профориентации,профобучения и трудоустройства подростков
Таким образом, работасоциальных педагогов с малообеспеченными семьями содержит три составляющие:организация питания, оплата проезда, оказание поддержки в получении социальнойпомощи. Все эти три направления необходимы. Но если рассматривать эту помощь спсихологической точки зрения, то она направлена на решение проблем вместо самихсемей, и зачастую формирует у лиц, относящихся к данной категориипотребительскую позицию по отношению к государству и своей жизни.
Нами замечено, что вработе с малообеспеченными семьями отсутствует система мер, направленных насодействие в решении проблем семей, на повышение активности и инициативностивсех членов семей в улучшении своего материального положения собственнымисилами.
2.2Социальная поддержка малообеспеченных семей в Вологодской области
Сумма Куда обращаться (срок обращения) Требуемые документы Федеральные выплаты 1. Компенсация части родительской платы за содержание ребенка в государственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
20% — на первого ребенка
50% — на второго ребенка
70% — на третьего и последующего детей В государственное дошкольное ОУ
— паспорт или другой документ, удостоверяющий личность заявителя, и его копия;
— свидетельства о рождении детей, входящих в состав семьи (
в возрасте до 18 лет), и их копии;
— копия титульного листа сберегательной книжки получателя компенсации с указанием реквизитов кредитного учреждения РФ. Областные выплаты 2. Ежемесячное пособие на ребенка. Назначается одному из родителей(усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку м проживающего с ним совместно ребенка до исполнения ему 16 лет (на учащегося ОУ – до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста 18 лет) в малоимущих семьях.
172,50 р. (182,50 р.- для г. Череповца);
345 р.(375 р.- для г. Череповца) – детей одиноких матерей;
258,75 р. (281.25 р. – для г. Череповца)- на детей разыскиваемых родителей и детей военнослужащих по призыву.
В орган социальной защиты населения по месту жительства.
Пособие назначается с месяца рождения ребенка.
За истекшее не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление.
— заявление о назначении пособия с указанием в нем сведений о доходах семьи за последние 3 месяца до месяца обращения;
— копия свидетельства о рождении ребенка;
— справка с места жительства ребенка о совместном его проживании его с родителями.
Дополнительно в соответствующих случаях:
— справка об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка старше 16 лет на каждый учебный год;
— выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки (на детей, находящихся под опекой);
— справка из органа управления образованием о неполучении денежного содержания на ребенка (на детей, находящихся под опекой);
— справка из органов ЗАГС, подтверждающая внесение в акт о рождении сведений об отце ребенка на основании заявления матери по утвержденной форме №25 (на детей одиноких матерей);
— справка и военкомата о призыве отца ребенка на военную службу (для детей военнослужащих по призыву);
— сообщение органа внутренних дел о том, что в месячный срок место нахождения разыскиваемого должника не установлено, либо справка из соответствующего учреждения о месте нахождения у них должника и отсутствии у него заработка, с которого могут быть взысканы алименты (для детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов). 3. Единовременное пособие на детей, идущих в первый класс Назначается малоимущим семьям на каждого ребенка, идущего в первый класс, на приобретение одежды, обуви и школьных принадлежностей. 3 000 р. В орган социальной защиты населения по месту жительства. — семья, получающим ежемесячное пособие на ребенка, единовременное пособие на ребенка-первоклассника назначается на основании списков школ. Льготы и натуральная помощь
Обеспечение малоимущих или нуждающихся семей средствами ухода за новорожденным ребенком на сумму от 1000 до 1500р.
Срок обращения до 28 дней с момента рождения ребенка. В орган социальной защиты населения по месту жительства.
— личное заявление;
— копия справки о рождении ребенка;
— ходатайство главного врача лечебного учреждения, имеющего родильное отделение;
— справка о составе семьи с места жительства;
— документы о доходах, необходимые для определения среднедушевого дохода семьи Компенсация за проезд детей, нуждающихся в санитарно-курортном лечении. В орган социальной защиты населения по месту жительства.
— личное заявление одного из родителей (лица его заменяющего);
— заключение учреждения здравоохранения о направлении ребенка на санитарно-курортное лечение;
— корешок путевки в соответствующее санитарно-курортное учреждение;
— проездные документы ребенка, а в случае его сопровождения одним из родителей (лицом его заменяющим) также проездные документы сопровождающего лица;
— документы о составе семьи, размере доходов каждого члена семьи для исчисления среднедушевого дохода семьи;
— сведения и номер лицевого счета, открытого в отделениях Сбербанка РФ. Содействие в организации временного трудоустройства несовершеннолетних в период каникул и свободное от учебы время В орган социальной защиты населения по месту жительства.
— личное заявление о приеме на работу;
— паспорт;
Согласие одного из родителей (опекуна, попечителя) или органа опеки и попечительства – для подростков в возрасте 14-15 лет;
-медицинская справка о состоянии здоровья;
— трудовая книжка (если есть);
— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
— индивидуальный номер налогоплательщика;
— доку4мент об образовании или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Оплата путевок (полная или частичная) в оздоровительные учреждения области; оплата стоимости питания (полная или частичная) осуществляется в лагерях с дневным пребыванием, созданных на базе учреждений социального обслуживания населения, лечебно-оздоровительных, образовательных, спортивных и иных учреждений В орган социальной защиты населения по месту жительства
— заявление родителей;
— справка о составе семьи;
— справка о доходах родителей для расчета среднедушевого дохода семьи Компенсация стоимости месячного студенческого проездного билета студентам из малообеспеченных семей, студентам, имеющим хорошую или отличную успеваемость; собственные расходы студента составляют 50 рублей. Срок обращения – до 10 числа текущего месяца В образовательное учреждение
— личное заявление студента, обучающегося по очной форме обучения в государственном образовательном учреждении высшего или среднего профессионального образования;
— копия личного студенческого проездного билета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог сказанномувыше, можно сделать основные выводы.
1. Переход России накачественно иной путь развития экономики существенным образом отразился нажизнедеятельности семьи. Сегодня пока рано говорить об окончательных социальныхпоследствиях, но материальное положение семей на данный момент по многимпоказателям оставляет желать лучшего.
2. Ухудшение финансовогоположения семьи, связанное с падением престижа ряда профессий, обусловилосокращение воспитательного потенциала родителей.
3. Государственнаяполитика в области занятости своими неопределенными действиями не дает гарантииот безработицы, не формирует свой социальный заказ семье и школе напрофессиональную подготовку молодежи.
4. Недостаточное вниманиегосударственных функциональных институтов к семьям группы риска ведет ккриминализации российского общества за счет расширенного воспроизводства этимисемьями подобного себе потомства.
5. Национальные интересыРоссии требуют безотлагательных мер по социальной поддержке семьи как главнойсоставляющей структуры общества и приоритетного субъекта воспитания детей.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гуров В.Н. Социальнаяработа школы с семьей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
2.Лодкина Т.В. Социальнаяпедагогика. Защита семьи и детства / Т.В.Лодкина. — М.: Академия, 2007.
3.Олиференко Л.Я.Социально-педагогическая поддержка детей группы риска / Л.Я. Олиференко, Т.И.Шульга, И.Ф. Деменьтьева.- М.: Академия, 2004.
4. Пособия, компенсационные выплаты идругие виды социальной помощи семьям, имеющим детей // Воспитание школьников.-2006.- №6.
5. Программа поддержки молодой семьи// Воспитание школьников.- 2006.- №6.
6. Шакурова М.В. Методика итехнология работы социального педагога.- М.: Академия, 2004.
7. Шульга Т.И. Работа снеблагополучной семьей.- М.: Дрофа, 2005.