Организация работы учащихся с биологическими терминами на примере курса «Человек и его здоровье»

Организация работы учащихся с биологическими терминами
на примере курса «Человек и его здоровье»

А.Д. Тяпкина, Т.Н. Хрусталёва

Слово
«термин» в переводе с латинского terminus означает «граница, предел». Термин –
это слово или словосочетание, являющееся названием определённого понятия
какой–нибудь специальной области науки, техники, искусства.

Термин
неразрывно связан с понятием, без понятия он не существует. Как правило, термин
служит названием понятия и отражает содержание его. Чтобы составить понятие о
предмете, человек из всего количества свойств и признаков выделяет наиболее
существенные, без которых понятие о нем составить нельзя, что и находит
отражение в термине. Отсюда вытекает, что, осуществляя терминологическую работу
в учебном процессе, следует выяснить смысловое значение термина, так как это
будет способствовать выделению главных признаков соответствующему термину
понятия. Это особенно важно при усвоении учащимися основ науки и познании ее
сложного языка.

При
изучении биологии продуктивное усвоение научных терминов не может основываться
на механическом запоминании, а требует специального управления. Учитель в
процессе обучения должен создать специальные ситуации, условия, способствующие
развитию учащихся, их знаний и мыслительной деятельности. Одно из таких условий
– систематическая терминологическая работа.

Понятия,
составляющие содержание курса школьной биологии, очень разнообразны и находятся
в постоянном развитии. Поэтому перед учителем встает ряд задач, которые он
обязан решить в процессе обучения: 1) в каждом биологическом разделе выделить
основные понятия; 2) обеспечить развитие понятий от простых к сложным,
организовать осмысление научных фактов на основе ведущих биологических понятий,
научить учащихся связывать, обобщать, конкретизировать, переосмысливать
понятия; 3) установить внутрии межпредметные связи; 4) проанализировать, как у
учащихся формируется система ведущих понятий.

Качество
усвоения научного языка биологии связано с системой терминологической работы,
состоящей из следующих методов и приемов: 1) проговаривание терминов
иностранного происхождения вслух; 2) работа над усвоением орфографии новых
терминов; 3) выявление этимологии нового термина, запись терминов на доске и в
тетрадях; 4) тренировочные упражнения на соотношение термина с понятием; 5)
индуктивный и дедуктивный пути введения новых терминов; 6) морфологический и
фонетический анализ терминов; 7) аналитико-синтетический анализ; 8)
использование терминов в различных учебных ситуациях [2].

Рассмотрим
особенности работы с терминами при изучении курса «Человек и его здоровье». В
содержании настоящего курса выделяют физиологические, санитарно-гигиенические,
общебиологические, цито-гистологические, медицинские и другие понятия. Все они
тесно связаны между собой. Поэтому в процессе формирования понятий следует
устанавливать связь между ними и следить за их постепенным развитием.

У
учащихся к моменту начала изучения раздела «Человек и его здоровье» уже должен
быть накоплен опыт работы с биологическими понятиями. У них уже развиты
абстрактное мышление, память,

Ярославский
педагогический вестник. 2004. No 3 (40) Стр. 2 приемы самостоятельной работы,
но понятия по анатомии, физиологии и гигиене человека усваиваются довольно
трудно, так как материал сложно представить для непосредственного наблюдения.
Поэтому учитель вынужден использовать дополнительные пути и средства,
помогающие учащимся овладеть этим материалом.

Так
как многие анатомо-морфологические термины известны учащимся, то работа должна
строиться таким образом, чтобы школьники использовали свои знания в новой для
них учебной ситуации. Например, из курса «Биология животных» учащиеся знают
название отделов и костей скелета позвоночных животных. При изучении костной
системы человека учитель предлагает найти соответствующие отделы и кости в
скелете человека. Таким образом, осуществляется развитие уже известных учащимся
понятий, обозначенных одними и теми же терминами. Это способствует закреплению
понятий и насыщению их новым содержанием.

Многие
термины и понятия курса были в свое время названы образно, метафорически –
способом сравнения вновь открытого с тем, что было знакомо людям по жизненному
опыту. При работе с таким понятиями необходимо привлекать дополнительные
сведения из истории науки, искусства, религии, мифологии, культуры и быта,
благодаря которым они «оживут» и запомнятся надолго. Поэтому желательно иметь в
кабинете биологии толковый словарь анатомических, физиологических и
гигиенических терминов, который может быть оформлен в виде красочной
книги-раскладушки, настенного календаря, каталога. Например, термин «орган»
имеет греческое происхождение, которое означает «орудие», «инструмент»;
греческое слово «скелетос» означает «высохшее, мумифицированное», что
объясняется старинным способом приготовления скелета на солнце или в горячем
песке; сердечный клапан – от немецкого «клаппе» – «крышка, заслонка, закрывание
просвета»; хрящи гортани – перстневидный, щитовидный, черпаловидный – получили
свое название за сходство с соответствующими предметами [3, 4].

При
организации самостоятельной работы учащихся по изучению терминов в курсе
«Биология человека» можно использовать комплекс нетрадиционных приемов
терминологической работы, способствующих более успешному усвоению материала,
развитию образного логического мышления, воображения.

Одним
из приемов может быть решение кроссвордов. В предлагаемых кроссвордах могут
встречаться задания разной степени сложности. При разгадывании кроссвордов
учащимся иногда будет достаточно просто подумать и проявить смекалку, а в
других случаях воспользоваться дополнительной литературой: биологическими
атласами, энциклопедиями, словарями и другими источниками информации. Другим
приемом может быть работа с анатомическим атласом по заранее составленным
заданиям. Например: 1) найдите и объясните следующие названия из мира растений:
дерево, ствол, лист, почки, кора, луковица, яблоко, гроздь, оливы; 2) найдите
следующие мышцы и подумайте, почему они так называются: мышца гордецов, мышца
смеха, голосовая мышца, портняжная мышца, мышцыблизнецы, стройная мышца; 3)
чьими именами названы следующие органы, клетки и части их? Где находятся? –
кортиев орган, гаверсова система, гайморова пазуха, боталлов проток; – клетки
Беца, капсула ШумлянскогоБоумена, островки Лангерганса, петля Генле, волокна
Пуркинье, аппарат Гольджи; – ахиллово сухожилие, аммонов рог.

Самостоятельное
изучение терминов учащимися включает и работу со школьным учебником. Следует
отметить, что работа с терминами, особенно иностранного происхождения, в
школьных учебниках предусмотрена явно недостаточно. Так, в тексте учебника
«Биология: человек и его здоровье» А.М. Цузмер, О.Л. Петришиной (Просвещение,
1990) встречается примерно 70 терминов иностранного происхождения и только 9 из
них даны с переводом на русский язык, причем не все из них связаны с главными
понятиями. Это такие термины, как автономная деятельность, ядро, эпителиальная
ткань, гуморальная регуляция, дендрит и т. д. Еще один недостаток состоит в
том, что ряд программных понятий только называется и не раскрывается их
содержание. Так, в § 1 «Клетка, ее строение и химический состав» авторы
перечисляют органоиды клетки и ничего не говорят об их строении, функциональном
значении. При работе с основными понятиями следовало бы раскрывать их
содержание, что облегчало бы задачу усвоения понятий учащимися. Считаем, что
необходимо дать перевод таких терминов, как органоиды, мембрана, рибосомы,
хромосомы, ферменты, рецептор и т.п.

Другой
учебник – «Человек» Н.И. Сонина, М.Р. Сапина – перегружен теоретическим
материалом и терминами. Но здесь есть и положительный момент – после каждой
темы предполагается небольшая терминологическая работа: ряд основных терминов
вынесен в рубрику «Запишите в словарик», что способствует более успешному их
усвоению.

Особого
внимания заслуживает учебник под редакцией А.С. Батуева (Дрофа, 1998). В нем
авторы предлагают запомнить и понять термины, напечатанные контрастным шрифтом
в конце каждого параграфа. Также целесообразно использовать в самостоятельной
работе, помещенный в конце учебника, указатель терминов.

Итак,
качество и эффективность усвоения научного языка биологии связаны с системой
терминологической работы, состоящей из своевременной, систематической и логической
комбинации как традиционных, так и нетрадиционных приемов и методов. Все это
приводит к глубокому запоминанию терминов и, как следствие, позволяет понять
суть предмета, глубже проникнуть в определенную область науки.
Список литературы

1.
Батуев А.С., Соколова Л.В. Человек: Основы физиологии и психологии: Учебник для
9 класса общеобразовательных учебных заведений / Под ред. А.С. Батуева. М.:
Дрофа, 1998.

2.
Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии. М.: Просвещение, 1990.

3.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов: Книга для учителя. 2-е
изд. М.: Просвещение, 1995.

4.
Силакова М.Н., Желябовская Г.И. Организм человека в терминах // Биология в
школе. 1993. No 4. С.

50-51.

5.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл./ Человек: Учебник для
общеобразовательных учебных заведений. 2-е изд., испр. М.: Дрофа, 2000.

6.
Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология: Человек и его здоровье: учебник для 9
класса средней школы / Под ред. В.Н. Загорской и др. 19-е изд. М.: Просвещение,
1990.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru