Министерство Внутренних Дел Российской Федерации
Саратовский военный институт Внутренних Войск
Кафедра: Тактической подготовки Внутренних Войск
Курсовая работа
Тема: «Организация режимно-комендантской службыподразделением внутренних войск, выполняющим задачи в условиях вооруженногоконфликта»
Работу выполнил: курсант
Руководитель – консультант:
Работа сдана: « » 2006г
Защита состоится: « » 2006
Саратов 2006
Оглавление
Введение. 3
1.Сущность, организация и порядок выполнения режимно-комендантской службы. 4
2.Особенности организации боевой подготовки в военных комендатурах. 18
Заключение. 27
Списокиспользуемой литературы… 28
Введение
В современных условиях значительновозросла роль внутренних войск в Северо-Кавказском регионе. Так, в соответствиис Указом Президента Российской Федерации военнослужащие приступили к несениюслужбы в составе военных комендатур. Участие совместно с подразделениямивзаимодействующих органов в задержании (уничтожении) лидеров бандформирований ибандгрупп, борьбе с бандитизмом и терроризмом; охране общественного порядка иподдержании общественной безопасности в административных районах, охране важныхгосударственных объектов невозможно без качественной подготовки подразделений(войсковых нарядов) в пунктах временной дислокации, особенно в военных комендатурах.В связи с этим, как показывает практика служебно-боевой деятельности внутреннихвойск в Северо-Кавказском регионе, и в Чеченской республике в частности,требует изменений отдельных положений Временного устава ВВ МВД РФ, касающихсяорганизации боевой службы в районах со сложной оперативно-служебнойобстановкой. Появились новые понятия, которые находят свое отражение во вновьразрабатываемом Уставе внутренних войск. Одно из них – эторежимно-комендантская служба в населенном пункте.
В своей курсовой работе я рассмотрювопросы сущности, организации и порядка выполнения режимно-комендантской службыи особенности организации боевой подготовки в военных комендатурах. За основувзят опыт служебно-боевой деятельности подразделений, выполняющих боевые задачив городе Грозном.
1.Сущность, организация и порядок выполнения режимно-комендантской службы.
Впервые орежимно-комендантской службе как виде служебно-боевой деятельности внутреннихвойск речь зашла в начале 2000 года, после вытеснения незаконных вооруженныхформирований (НВФ) из Грозного.
Сущностьрежимно-комендантской службы заключалась в обеспечении выполнения установленныхограничений населением города, охране общественного порядка и обеспеченииобщественной безопасности в комендантских районах.
С этой целью отвойск выделялось до 7 ротных и до 10 взводных опорных пунктов, до 40контрольно-пропускных пунктов (КПП), до 5 караулов по охране административныхзданий. Общая численность личного состава, привлекаемого для выполнениярежимно-комендантской службы, составляла более 2,6 тыс. человек.
Для управлениясилами и средствами, дислоцировавшимися в границах комендантского района,приказом командующего Объединенной группировкой федеральных войск был назначенкомендант района. Он являлся оперативным начальником для всех соединений,воинских частей и подразделений, выполнявших на территории Грозногослужебно-боевые задачи. Он имел право:
-определять совместно с командирамисоединений и частей объем задач режимно-комендантской службы;
-привлекать оперативно подчиненныесоединения, воинские части и подразделения для выполнения служебно-боевыхзадач;
-осуществлять контроль заслужебно-боевой деятельностью личного состава гарнизона, дислоцирующегося вграницах комендантского района.
Границыкомендантского района, места дислокации и несения службы соединениямопределялись комендантом района[1].
Решения навыполнение служебно-боевых задач режимно-комендантской службы принималиськомандирами соединений, воинских частей на основе боевого распоряжениякомандующего группировкой внутренних войск МВД России и приказа военногокоменданта города.
В решенииотражались следующие вопросы:
– замыселслужебно-боевой деятельности (общая обстановка в регионах выполнения задачи,возможные действия незаконных вооруженных формирований, задачарежимно-комендантской службы и во взаимодействии с кем она выполняется, боевойпорядок, порядок применения оружия, на каких вопросах и где сосредоточитьосновные усилия, временные показатели);
-задачи подразделениям (номера иколичество блокпостов[2], и их задачи, средстваусиления, районы (направления) сосредоточения основных усилий, с кеморганизовать взаимодействие, порядок действий при резких изменениях обстановки,время и место развертывания пунктов управления);
-мероприятия повсестороннему обеспечению (разведке, инженерному обеспечению, РХБЗ, организациисвязи, техническому и тыловому обеспечению, морально-психологическомуобеспечению);
-порядоквзаимодействия;
-организацияуправления.
В двух бригадахСКО и МО ВВ МВД России выставлялись блок посты для контроля совместных сорганами внутренних дел действий за перемещением войск, гражданского населенияи транспорта, поддержание режима комендантского часа, захват (уничтожение)отдельных групп боевиков, находящихся в городе[3].
До особогоуказания разрешался проезд в город санитарного транспорта (с соответствующимидокументами и реквизитами военной комендатуры города), транспорта главадминистраций (по пропускам) и лиц в их сопровождении, представителейгуманитарных федеральных служб (по соответствующим документам). Пропуска,выдаваемые в других районах (регионах) на территории Грозного, являлисьнедействительными.
Весь остальнойтранспорт подлежал проверке. При отсутствии документов, подтверждающих владениетранспортом, он изымался с последующей его передачей в комендатуру района(города).
Мужскоенаселение согласно приказу коменданта Грозного подлежало поголовнойдокументальной проверке.
До началавыполнения задач командирами бригад оперативного назначения была проведенарекогносцировка мест несения боевой службы, завершено принятие решения наорганизацию режимно-комендантской службы на блокпостах и поставлены задачикомандирам подразделений. Задачи до подразделений были доведены боевыми распоряжениями.
Так же хочуотметить, что в целях подготовки офицеров к выполнению поставленной задачи вбригадах было организовано и проведено показное занятие по теме:«Организация боевой службы на контрольно-пропускном пункте(блокпосту)».
Приказом военногокоменданта Грозного ежедневно с 18.00 до 6.00 в городе был введен комендантскийчас.
Командующимгруппировкой внутренних войск МВД России на территории Северо-Кавказскогорегиона задачи были уточнены, а именно какому подразделению, в каком местевыставить войсковой наряд.
Объемслужебно-боевых задач для соединений определялся исходя из боевого и численногосостава, его подготовленности, характера действий сепаратистов, условийместности и выражался в войсковых нарядах, предназначенных для несения режимно-комендантскойслужбы.
К войсковымнарядам относились: блокпосты, взводные опорные пункты, базовые районыподразделений, отдельные наблюдательные посты и резервы. Протяженность рубежа,назначаемая для блокпостов, определялась главным образом численностью личногосостава воинской части и составляла 10 и более км.
На блокпостахвыполнение режимно-комендантской службы подразделениями осуществлялось в тесномвзаимодействии с ОМОН различных ГУВД.
Блокпостпредставлял собой войсковой наряд численностью до штатного взвода, усиленногобоевой техникой, средствами связи, материальными средствами, на которыйвозлагались следующие задачи:
-прикрытие действий подразделенийОМОН;
-отражение нападения боевиков наблокпост, участки города (важные объекты);
-поиск и уничтожение отдельныхсепаратистов, оковывание их маневра;
-обеспечение режима комендантскогочаса.
Задача блокпостаи организация боевой службы на нем, как показывает анализ, в целом былианалогичны боевой службе на контрольно-пропускном пункте (далее — КПП) в районеправового режима чрезвычайного положения, определенных приказом МВД России отфевраля 1992 г № 242. Вместе с тем выполнение блокпостами режимно-комендантскойслужбы в Грозном имело ряд существенных особенностей.
Основной задачейблокпоста являлось прикрытие действий нарядов ОМОН, которые также называлисьблокпостами, но от милиции. Функции последнего сводились к выполнению задач попроверке документов у граждан и досмотру транспортных средств. Блокпост милициинес службу в 50 — 200 м и более от блокпоста внутренних войск и оборудовался вцелом аналогично войсковому блокпосту. Расстояние между блокпостамиопределялось главным образом исходя из условий местности (наличие узловыхперекрестков дорог, мостов и т.д.).
Места размещенияблокпостов определялись наличием зданий и других объектов, пригодных дляпроживания личного состава, возможностями оборудования их под оборонительныесооружения. Выставление группы проверки документов и досмотра транспортныхсредств как элемента боевого порядка блокпоста милиции привязывалось кперекресткам дорог; мостам, площадям и другим объектам.
Личный составподразделений ОМОНа, несущий службу на блокпосту, размещался, как правило, вуцелевшем (полуразрушенном) здании на удалении до 100 м от группы проверкидокументов и досмотра транспортных средств. Подъезды к блокпосту милицииперекрывались железобетонными блоками и другими подручными материалами, а дляостановки транспортных средств использовались импровизированные шлагбаумы. Дляличного состава войскового наряда оборудовались одиночные окопы, окопы на 2-3человека, отделение, а где не было такой возможности, например, на мостах,площадях и т.д., — укрытия из подручных материалов, в т.ч. мешков с песком илиземлей.
Служебнаядокументация у группы проверки документов и досмотра транспортных средствразрабатывалась согласно Временному уставу внутренних войск МВД России.
На блокпостахвнутренних войск при выполнении режимно-комендантской службы, как правило,оборудовали (схема 3):
-места для размещения личногосостава (отдыха, приема пищи, подготовки к службе и т.д.),
-хранения оружия, боеприпасов идругих материальных средств;
-позиции для личного состава,бронетехники и огневых средств;
-наблюдательные посты.
В отдельныхслучаях блокпост внутренних войск прикрывал два -три блокпоста милиции иливыполнял задачи режимно-комендантской службы самостоятельно, без привлечениясотрудников милиции.
Контроль забоевой службой блокпостов осуществлялся по планам командиров и штабов воинскихчастей и, как правило, в светлое время суток, военнослужащими, входящими всостав блокпоста, — начальником (помощником) войскового наряда по графику.
Личный составблокпоста размещался в полуразрушенных (разрушенных) зданиях жилых кварталов,заводов и других учреждений. Предварительно выбранное для размещениявоеннослужащих блокпоста здание и прилегающая к нему территория обследовалисьсаперами. Только после этого силами подразделения проводился комплексмероприятий и работ по его оборудованию для выполнения служебно- боевых задач.
На прилегающей кзданию территории оборудовались места для наблюдательных постов, позиции дляличного состава, организовывалась система огня.
Фортификационноеоборудование осуществлялось с использованием защитных и маскирующих свойствместности, подручных строительных материалов (железобетонных блоков, кирпича,различных металлоконструкций), мешков с песком (землей) и т.д. На блокпосту,как правило, оборудовались: 2-3 окопа на отделение, одиночные окопы надвух-трех стрелков, ходы сообщения, окопы для боевой техники (БТ- БМП), огневыхсредств (АГС-17, минометов и др.) на основной и запасных позициях, перекрытыещели, укрытия для автомобилей и специальных машин, а также сооружения изжелезобетонных блоков (других строительных материалов) для прикрытия помещениядля размещения личного состава, туалета и т. д.
Само здание, гдеразмещался личный состав, готовилось к круговой обороне и отражению нападениябандформировании, а также к защите военнослужащих от обстрелов со сторонынеизвестных лиц. Его окна закидывались мешками с песком, землей, а подвальныепомещения готовились как убежища от артиллерийского огня бандформирований.
Инженерныезаграждения на подступах к блокпосту устраивались в сочетании с естественнымипрепятствиями, рельефом местности и системой огня.
Инженерныезаграждения предназначены для предотвращения скрытого подступа боевиков,затруднения их передвижения, маневра, а также нанесения им максимальных потерь.На скрытых подступах к блокпосту устанавливались сигнальные и боевые мины (впоследующем установка боевых мин была запрещена приказом командующего ОГВ) всочетании с невзрывными заграждениями (завалы из подручных материалов,малозаметных проволочных заграждений и другие). В дальнейшем устанавливалисьпроволочные заграждения (заборы, ежи, спирали, рогатки и т.д.) ипредупредительные знаки.
Мероприятия помаскировке проводились с целью скрытия расположения, состава, действий инамерений личного состава блокпоста. Для маскировки использовалисьмаскировочные комбинезоны (костюмы), табельные маскировочные комплекты МКТ-Л(С), «Крона», а также подручные материалы (песок, щебень, битыйкирпич и т.д.).
На крышевысотного здания или верхнем его этаже, находящегося на территории блокпоста,оборудовалось место для наблюдательного поста, в состава которого включались:стрелок, снайпер и пулеметчик. Наблюдательный пост обеспечивался биноклем иприбором ночного видение Его оборудование осуществлялось, как правило, сиспользованием мешков с песком (землей). Задача наблюдательного постазаключалась в наблюдении за прилегающей к блокпосту местностью и поддержаниивзаимодействия с блокпостом (блокпостами) милиции.
Организация инесение боевой службы на блокпосту осуществлялись в соответствии с егодокументацией, которая включала:
-схему блокпоста;
-инструкции начальнику войсковогонаряда и его помощнику;
-табель постам лицам войсковогонаряда;
-обязанности группы прикрытия(расчета БТР);
-обязанными групп досмотратранспортных средств и проверки документом (на блокпосту, где нет сотрудниковмилиции);
-боевой расчет;
-план морально-психологическогообеспечения;
-распорядок дня блокпоста;
-постовую ведомость;
-опись вооружения и боеприпасов;
-схему организации связи с таблицейпозывных должностных лиц;
-список личного состава войсковогонаряда.
Служебная документациявойсковым нарядам на блокпосты разрабатывалась штабом соединения, подписываласьначальником штаба и утверждалась командиром соединения.
Связь снаблюдательными постами блокпоста и начальником войскового нарядаосуществлялась по телефону ТА-57. начальника с командиром воинской части(подразделения) — по радиостанции Р-159 или «Кенвуд».
Боевая служба наблокпостах осуществлялась непрерывно. Смена военнослужащих наблюдательныхпостов проводилась по графику. В случае внезапного нападения боевиков личныйсостав блокпоста действовал в соответствии с боевым расчетом, который доводилсядо всех военнослужащих на вечерней поверке.
При получениисигнала о нападении боевиков на блокпост начальник войскового наряда поднималличный состав, включая и наряды милиции, «в ружье!», за счет резерваусиливал посты, организовывал круговую оборону, докладывал об обстановкекомандиру, выславшему наряд, принимал необходимые меры к отражению нападения.
Командирвоинской части (подразделения), от которой назначался блокпост, подвергшийсянападению, оказывал помощь за счет сил и средств резерва. Однако следует иметьв виду, что при нападении на блокпост ночью помощь оказывалась, как правило, снаступлением рассвета и только в случаях, не терпящих отлагательства, — немедленно.
При нападениинезначительных сил боевиков при обстреле блокпоста неизвестными лицами ихотражение осуществляется дежурными силами и средствами. Отражение нападениянезаконных вооруженных формирований осуществляется в тесном взаимодействии сличным составом подразделения соседнего (соседних) блокпостов милиции.
Личный составблокпостов обеспечивался трехразовым горячим питанием. Пища доставлялась изпункта временной дислокации соединения на автотранспорте. Кроме того,создавались запасы продуктов питания на 3 — 5 суток сухим пайком, в последующемзапасы продуктов питания были увеличены до 7 сутодач. Питание войсковых нарядовосуществлялось отдельно от блокпостов милиции. Последние готовили пищусамостоятельно.
Послеоборудования блокпостов в инженерном отношении и организациирежимно-комендантской службы командирами воинских частей и подразделенийпредусматривалось проведение занятий с личным составом в соответствии спрограммами боевой подготовки.
На отдельныхнаправлениях подхода к Грозному оборудовались взводные опорные пункты, задачакоторых заключалась в пресечении проникновения в него бандформирований иудержании занимаемых районов до прибытия резервов бригад (батальонов).
Подразделениеназначенные для несения боевой службы во взводном опорном, пункте, усиливалисьбронетехникой, огневыми средствами, а для оборудования позиций — инженернойтехникой.
Оборудованиевводного опорного пункта осуществлялось в соответствии с требованиями Боевогоустава Сухопутных войск и включало позиции на отделения, окопы для боевойтехники, огневых средств на основных и запасных позициях, ходы сообщения,перекрытые щели, блиндаж, укрепляли для автомобилей и т.д.
Выбор меставводного опорного пункта обуславливался наличием основных дорог илинаправлений, по которым бандформирования могли прорваться в город. Построениеобороны взводного опорного пункта осуществлялось с таким расчетом, чтобыобеспечить своевременное обнаружение выдвижения незаконных вооруженныхформирований, сковывание их маневра, нанесение им максимальных потерь инедопущение прорыва боевиков через занимаемый рубеж. Обеспеченность личногосостава боеприпасами и материальными средствами позволила вести боевые действияавтономно в течение 2-3 суток до прибытия резервов.
Взводный опорнойпункт оборудовался на участке по фронту 300-400 м, в глубину — до 300 м. Передфронтом и на флангах устанавливались минно-взрывные заграждения. Особенностьювыполнения боевой задачи во взводном опорном пункте являлось то, что оносуществлял функции по пропуску транспортных средств и людей в город и из негопри отсутствии блокпоста милиции. Порядок пропуска транспорта и людей череззанимаемый рубеж осуществлялся аналогично пропуску на блокпостах. Боевая службаво взводном опорном пункте организовывалась и выполнялась без смены.
Военным комендантомГрозного для воинских частей (подразделений) были определены районы дислокации,выбор которых осуществлялся исходя из условий местности, характера объемаслужебно-боевых задач, наличия мест для размещения личного состава и другихфакторов. На первом этапе организации режимно-комендантской службы местадислокаций подразделений и органов управления были выбраны с таким расчетом,чтобы оперативно влиять на подразделения и назначенные от них войсковые нарядыпри осложнении обстановки. На втором этапе дислокация подразделений и командныхпунктов изменялась в границах административных районов города. Решениемкомандиров воинских частей определялись для каждого подразделения зоныответственности.
Зонаответственности для подразделения (батальона, сводной роты) включала полосу(район) местности действия блокпостов в радиусе от 1 до 2 км. Полоса (район)действий войсковых нарядов определилась главным образом исходя из условийвидимости и боевых возможное гей стрелкового оружия, в пределах данной зоныназначались единые ориентиры, маршруты выдвижения, рубежи и время их занятияосуществлялось планирование огня артиллерии. Зона ответственностипредназначалась для действий резервов воинских частей, подразделений, войсковыхнарядов.
С созданиеморганов местной власти и началом работы органов внутренних дел планировалось,наряду с выставлением блокпостов, приступить к несению патрульно-постовойслужбы. Для выполнения задачи по охране общественного порядка привлекалисьспециальные моторизованные воинские части, участвующие в контртеррористическойоперации, а также воинские части оперативного назначения, выполняющие задачирежимно-комендантской службы по мере сокращения их объема боевой службы(количества блокпостов).
Решение наприменение сил и средств в охране общественного порядка принималось командующимгруппировкой внутренних войск МВД России в Северо-Кавказском регионе и военнымкомендантом Грозного, а планирование осуществлялось штабами.
Основным видомохраны общественного порядка являлась патрульно-постовая служба, главнымизадачами которой были: обеспечение личной безопасности граждан; охранаобщественного порядка и обеспечение общественной безопасности; предупреждение ипресечение преступлений; участие в задержании правонарушителей и лиц,подозреваемых в действиях на стороне боевиков; участие вразведывательно-поисковых мероприятиях.
Для несенияпатрульно-постовой службы использовались следующие виды войсковых нарядов:патрули, посты охраны порядка, разведывательно-поисковые и маневренные группы идругие. Патруль предназначался для выполнения возложенных на него обязанностейна маршруте патрулирования. В его состав назначались от 5 и более вооруженныхчеловек (начальник патруля и патрульные, в том числе 2-3 сотрудника органоввнутренних дел). Для несения боевой службы патрулем определялся маршрутпатрулирования — установленный путь следования военнослужащих и сотрудников ОВДс прилегающей территорией в пределах видимости и слышимости. Количествопатрулей, протяженность их маршрутов зависели от наличия блокпостов, отношенияместного населения к органам власти, состояния преступности в районе выполнениязадач и других факторов.
Протяженностьмаршрута патруля, как правило, составляла: для пеших патрулей — 1 — 1,5 км, дляпатруля на автомобиле — б — 8 км. В зависимости от условий несения службыпротяженность маршрута могла быть увеличена или уменьшена.
Пост охраныпорядка предназначался для выполнения возложенных на него обязанностей путемнепрерывного наблюдения за определенным участком территории (объекта) в радиусене более 300 м. Он состоял из двух и более вооруженных военнослужащих.
Разведывательно-поисковаягруппа (далее — РПГ) представляла собой войсковой наряд, высылаемый дляразведки, поиска, преследования и задержания боевиков и другихправонарушителей. Численность и состав РПГ определялись характером поставленнойзадачи и составляли от отделения до взвода. Начальником РПГ, как правило,назначался офицер или прапорщик подразделения, от которого назначался войсковойнаряд. В состав РПГ включался сотрудник (сотрудники) милиции, радист срадиостанцией и инструктор (дрессировщик) с розыскной собакой.
При выполнениислужебно-боевой задачи боевой порядок РПГ состоял из групп: осмотра,блокирования и огневой поддержки. В зависимости от обстановки и принеобходимости РПГ выделяла от себя дозор, наблюдательный пост (посты) и другиевойсковые наряды.
Время несенияслужбы РПГ зависело от характера поставленной задачи.
Маневреннаягруппа — войсковой наряд от взвода до батальона. Она предназначалась длянесения сотрудниками ОВД боевой службы по контролю за складывающейсяобстановкой, предупреждения (пресечения) противоправных действий в закрепленномрайоне (на участке, маршруте), а также для оказания помощи войсковым нарядам.
Боевой порядокманевренной группы зависел от характера выполняемой задачи и состоял изразличных видов войсковых нарядов.
При выполнениислужебно-боевых задач по охране общественного порядка применялись и другие видывойсковых нарядов, состав, назначение, экипировка и тактика действий которых вдостаточном объеме изложены в нормативных правовых документах (Временном уставевнутренних войск, наставлениях по видам служебно-боевой деятельности и других).
Форма одежды,вооружение, экипировка войсковых нарядов, назначаемых для охраны общественногопорядка, устанавливались командиром воинской части на каждые сутки. Кромеобычных атрибутов она включала табельные средства вооружения, средстваиндивидуальной бронезащиты (СИБ), средства активной обороны (ОАО), средствасвязи и другие.
Анализслужебно-боевой деятельности воинских частей по выполнению задачрежимно-комендантской службы в Грозном позволяет сделать следующие выводы:
1. Сущностьрежимно-комендантской службы заключается в исключении проникновения крупныхбандформирований в крупные населенные пункты после его освобождения, а так жепоиск и локализация (ликвидация) мелких групп (бандитов, одиночек) в районахгорода. Для своевременного обнаружения боевиков места выставления войсковыхнарядов выбираются по основным магистралям подхода к городу, а также наиболееважным его районам, в том числе мостам, дорогам, площадям, административнымучреждениям.
2. Организация,оборудование и практическое несение боевой службы на блокпостах в целомосуществляются аналогично боевой службе на КПП в районе правового режима чрезвычайногоположения. Основным отличием является то, что группа проверки документов идосмотра транспортных средств, как элемент боевого порядка КПП, выполняет своизадачи самостоятельным нарядом сотрудников милиции.
3. Могутчастично изменяться объемы задач блокпостам по прикрытию блокпостов милиции.Один блокпост в отдельных случаях может прикрывать до двух групп проверкидокументов и досмотра транспортных средств, назначаемых от подразделений ОМОН.
4. Новымэлементом боевого порядка воинской части (подразделения), выполняющей задачирежимно-комендантской службы, является взводный опорный пункт и зонаответственности. Частично может быть изменено предназначение взводного опорногопункта, как района или участка местности, который занимает личный состав для обороны.На него в отдельных случаях возлагается задача по проверке документов идосмотру транспортных средств.
5.Служебная документация блокпостаразрабатывается в соответствии с требованиями Временного устава внутреннихвойск. Вместе с тем для организации и практического несения боевой службы наних может разрабатываться ряд дополнительных документов, не предусмотренныхназванным нормативным правовым документом.
6.В темное время суток эффективностьбоевой службы блокпостов снижается. Прекращаются все передвижения и перемещенияличного состава вне их территории. На позициях и наблюдательных постахвыставляются только расчеты дежурных огневых средств и наблюдатели. Контрольбоевой службы со стороны вышестоящего штаба прекращается до наступления светлоговремени суток.
2.Особенности организации боевой подготовки в военных комендатурах
Основой успешных действий воинскихчастей и подразделений внутренних войск при выполнении боевых задач в составевоенных комендатур, наряду с другими слагаемыми, является напряженная боеваяподготовка. Принцип обучения личного состава «Учить войска тому, что необходимона войне» доказал свою жизненность в ходе боевых действий воинских частей иподразделений на Северном Кавказе и остается актуальным при выполнении задач всоставе военных комендатур. Сложность выполнения служебно-боевых задач требуетот военнослужащих высоких моральных качеств, отличной психологическойподготовки, высокого профессионального мастерства и умение понимать и выполнятьзадачи зачастую в экстремальных условиях.
Необходимоотметить, что боевая подготовка подразделений и военнослужащих в военныхкомендатурах организуется и проводится на основании Федерального закона «Овнутренних войсках Министерства внутренних дел РоссийскойФедерации», требований уставов, наставлений, приказов и директив министравнутренних дел Российской Федерации, главнокомандующего внутренними войскамиМВД России, Организационно-методических указаний по подготовке внутренних войскМВД России на очередной год и Программы боевой подготовки подразделений военныхкомендатур внутренних войск МВД России на территории Чеченской Республики (2003г.),
Боеваяподготовка военных комендатур включает подготовку органов управления,командиров и подразделений (войсковых нарядов).
Организуя такуюподготовку, командир, штаб и структуры боевой подготовки должны учитыватьособенности выполнения задач, поставленных военным комендатурам.
При этомкомандир воинской части (подразделения) обязан:
-руководить боевой подготовкой подчиненных,определять ее направленность, исходя из обстановки, прогноза ее развития ивыполняемых задач;
-учить личный состав выполнениюстоящих перед ними задач, проводить занятия и тренировки;
-лично проводить занятия и не менееодного раза в месяц контрольные занятия, положив в основу оценки выполнениенормативов;
-принимать меры по предотвращениюгибели и травматизма личного состава, устанавливать необходимые требованиябезопасности.
Для достиженияпоставленных целей в руководстве обучением личного состава военных комендатурнеобходимо:
-качественное планирование боевойподготовки;
-своевременная постановка задач идоведение их до всех категорий командиров и личного состава;
-осуществление систематическогоконтроля, за подготовкой офицеров, сержантов к занятиям, за ходом боевойподготовки в подразделениях и оказание действенной помощи подчиненным;
-своевременное и объективноеподведении итогов боевой подготовки;
-изучение, обобщение и внедрениепередового опыта в практику обучения
-постоянное совершенствованиеучебно-материальной базы.
-качественная подготовка личногосостава военных комендатур зависит, прежде всего, от планирования, котороеосуществляется штабом на основании решения военного коменданта и при его личномучастии. При этом военные коменданты и командиры подразделений имеютвозможность принимать реп по изменению содержания программы в объемепредоставленных прав:
-в военной комендатуре — письменно,приложением к плану;
-в роте — в расписании занятий.
Однаконеобходимо учитывать: выполняемые служебно-боевые задачи разделениями;укомплектованность подразделений; состояние и возмог учебно-материальной базы.
1. Сучетом особенностей служебно-боевой деятельности, подготовки,укомплектованности военных комендатур (подразделений) личным составомпредоставляется право:
-военному коменданту — уточнятьколичество часов по изучаемым темам менять отдельные темы и содержание занятий,определять формы и методы обучения подразделений. При этом военный комендантможет перераспределить количество часов по темам и занятиям, уточнить ихсодержание не более чем на 30 процентов учебного времени по каждому предметуобучения (для подготовки подразделений и сержантов);
-командиру роты — уточнятьколичество часов на занятия, содержание занятий, тематику командирскойподготовки сержантов;
-командиру взвода — устанавливатьпродолжительность отработки учебных вопросов.
При планированиибоевой подготовки на период обучения разрабатываются;
-в военной комендатуре — план боевойподготовки на период обучения;
-в роте — расписание занятий нанеделю (две недели).
Следуетотметить, что Программа боевой подготовки подразделений военных комендатурвнутренних войск МВД России на территории Чеченской Республики предусматриваеторганизацию занятий по следующим предметам;
– тактическойподготовке внутренних войск, инженерно-технической, специальной, огневой,технической, физической и общественно-государственной подготовке вождению;
по общевоеннойподготовке;
-тактической,инженерной, РХБ защите, военной топографии, подготовке по связи,военно-медицинской, строевой, разведывательной, правовой и противопожарной.
При организациизанятий по данным предметам основное внимание должно быть сосредоточено наобучении:
– командиров(начальников войсковых нарядов) умелому руководству подразделениями (личнымсоставом) входе выполнения служебно-боевых задач;
-каждого военнослужащего попрограмме одиночной подготовки;
-ведению разведки по выявлениюбандформирований;
-ведению инженерной разведки иобеспечению тылового прикрытия подразделений при перемещении подразделений длявыполнения боевых задач;
-умению вести поиск;
-обезвреживанию и уничтожениювзрывоопасных предметов;
-изучению порядка применения оружия,прав и обязанностей военнослужащих при несении боевой службы, в соответствии стребованиями законов «О внутренних войсках Министерства внутренних делРоссийской Федерации»[4], «О милиции»[5];
-бдительномунесению службы непосредственно на контрольно-пропускных пунктах и в другихвидах войсковых нарядов;
-проверке документов у граждан направо въезда (выезда) и передвижения в зоне ответственности, досмотр лиц,грузов и транспортных средств, изъятию всех видов оружия, боеприпасов и другихсредств;
-обеспечению общественного порядка ибезопасности населения, предупреждению и пресечению преступлений иадминистративных правонарушений;
-оказанию помощи специальным силам исредствам в проведении специальных мероприятий по розыску и задержаниютеррористов и т. д,
Согласнопрограммы подготовка личного состава военных комендатур проводится в течениеучебного года, продолжительностью 10 месяцев (зимний и летний периоды обученияпо 5 месяцев каждый) с двумя подготовительными периодами (декабрь и июнь), Вначале каждого периода обучения отрабатываются совместные действия всеголичного состава в штатных подразделениях по боевой готовности. В дальнейшемтренировки проводятся в течение учебного года по плану военного коменданта.
После окончания каждого периодаобучения и до начала следующего отводится время для:
-доработки слабоусвоенных тем;
-переводавооружения и техники на режим сезонной эксплуатации;
-развития,совершенствования и обслуживания учебно-материальной базы.
Ежемесячно дляпроведения занятий по боевой подготовке с личным составом выделяется 24 часа (4учебных дня – по одному дню в неделю). Продолжительность учебного днясоставляет 6 часов, а учебного часа 50 минут. При проведении стрельб и другихполевых занятий продолжительность дня не регламентируется.
Обучение личногосостава военных комендатур должно проводится:
— на объектахучебно-материально базы воинской части (подразделения);
— на рабочихместах при вооружении и на технике;
— ночью собязательной отработкой положительных нормативов;
— не менее 30процентов всех полевых занятий.
В содержаниизанятий по различным предметам обучения в обязательном порядке должнывключаться нормативы. Все занятия проводятся комплексно (с использованием элементовтактической подготовки внутренних войск, тактической, военно-инженерной,военно-медицинской, огневой подготовки, военной топографии и других предметов)с учетом выполняемых военными комендатурами служебно-боевых задач. Припроведении занятий основное внимание уделяется обучению войсковых нарядов, доавтоматизма совершенствуется одиночная подготовка военнослужащих в выборезанятий и оборудования огневых позиций, действия при обстреле, в пешем порядкеи на машинах. Изучаются взрывные устройства и ухищрения, применяемыебандформированиями. С отделениями (войсковыми нарядами) последовательноотрабатываются тематика тактической подготовки внутренних войск (задачислужебно-боевого подразделения).
Согласнопрограммы боевой подготовки подразделений военных комендатур внутренних войскМВД России на территории Чеченской Республики для перевода техники на режимсезонной эксплуатации выделяется до 10 учебных дней. В ходе работы на техникеличный состав совершенствует технические знания и навыки, поэтому при работе сматериальной частью необходимо определять объем изучаемых вопросов иорганизовывать их практической выполнение. Проводимые работы и объем изучаемыхвопросов по технической подготовке учитываются в журналах боевой подготовки[6].
В связи снеобходимостью более качественной подготовки военнослужащих всех категорий куспешному выполнению задач в составе отделения, взвода, роты послужебно-боевому предназначению и воспитания у личного состава высокихмарально-боевых качеств, особое внимание обращается на проведение боевогослаживания военных комендатур. Подготовка и слаживание подразделенийосуществляется в течении всего периода обучения. и проводится после отработкитематики одиночной подготовки, в ходе тактических (тактико-строевых),тактико-специальных занятий в составе штатного подразделения (войсковогонаряда), на занятиях по специальной подготовке, а так же в процессеповседневной работы на своих рабочих местах.
Боевоеслаживание отделений, взводов оперативного назначения и охраны завершаетсяпроведением боевых стрельб, остальных комплексных тренировок с учетомвыполнения служебно-боевых задач в военных комендатурах, а всех подразделений –проведением тренировки по одной из задач при ЧО или действием по боевомурасчету.
Практикаобучения подразделения и частей в Северо-Кавказском регионе показывает, чтоосновной основой полевой выучки личного состава и подразделений являетсятактическая подготовка внутренних войск. Ей должно быть подчинено изучение всехпредметов обучения, которые отрабатываются в комплексе с ТПВВ. На учебныхзанятиях обязан присутствовать весь личный состав, а с солдатами и сержантами,освобожденными по болезни от полевых занятий, решением командира подразделенияорганизуются занятия в классе.
Следуетотметить, что требования безопасности на занятиях по боевой подготовкедоводятся до личного состава в первый день каждого периода обучения. Для этоговыделяется по 3 часа в каждом периоде обучения за счет учебного времени поТПВВ, огневой подготовке и вождению. В последующем, перед началом каждогозанятия, работ или других мероприятий служебной деятельности командир обязанлично убедиться, что для этого созданы и обеспечены безопасные условия, аличный состав усвоил доведенные до них требования безопасности и обладаетдостаточными практическими навыками в их выполнении.
Командирскаяподготовка с офицерами военных комендатур организуется в соответствии сПрограммой подготовки офицеров внутренних войск МВД России (1997 г.) ипроводится два дня в месяц, продолжительностью 16 часов, а для офицеровуправления — 20 часов, из них 4 часа — штабная тренировка,
При организациикомандирской подготовки в военных комендатурах необходимо должное вниманиеуделять командирской подготовке сержантов, которая организуется и проводится всоответствии с требованиями этой программы на учебно-методических сборах,командирских занятиях, на инструктажах и совершенствуется в ходе занятий сличным составом. В те дни, когда нет командирских занятий, сержанты занимаютсяв составе своих подразделений.
В соответствии сположениями программы, командирские занятия проводятся ежемесячно (в периодыобучения) по два дня под руководством командира роты, а с сержантамиподразделений охраны — два дня в 2 этапа (10 часов). Продолжительность учебногодня составляет 5 часов. При проведении занятий совершенствуются навыкисержантов в организации службы и руководстве подчиненными подразделениями,действиях при чрезвычайных обстоятельствах, методике проведения занятий, атакже навыки в проведении воспитательной работы с подчиненными и поддержанииуставного порядка.
Следуетотметить, что инструкторско-методические и показные занятия проводятся в ходеучебно-методических сборов, командирских занятий, перед отработкой с личнымсоставом новой или сложной темы, по которой сержанты будут проводить занятия.Темы таких занятий определяются командиром роты и планируются в ротномрасписании занятий.
Инструктажиосуществляются командирами взводов и рот накануне очередных занятий, проводимыхсержантами с личным составом. В ходе них сержантам даются указания о методике ипорядке проведения предстоящих занятий, об использовании учебно-методическихпособий, рекомендаций по организации состязаний по задачам и нормативам, Послеэтого ими разрабатываются планы-конспекты, в ходе утверждения которыхкомандиром роты (взвода) проверяется готовность сержантов к занятиям.
Учебно-методическиесборы с сержантами проводятся при военной комендатуре 2 раза в год, как правилов подготовительный период, продолжительностью не менее 3 дней. Программу сбора(расчет часов по предметам обучения, тематику, содержание занятий, метод иместо проведения) определяет и разрабатывает военный комендант[7].
Учет результатовбоевой подготовки в военных комендатурах ведется в:
-взводе — индивидуальный и заотделения;
-роте — за отделения, взводы исержантов роты;
-штабе военной комендатуры — зароты, отдельные подразделения и офицеров комендатуры.
Хочу отметить,что в войсках уже имеется определенный опыт подготовки личного состава. Каквариант, хочу рассмотреть подготовку для замены в военных комендатурах вМосковском округе внутренних войск, которая предусматривает следующуюпоследовательность обучения:
– офицерыуправления – командующий сбор в течении 5 дней (40 часов);
– командирыподразделений – командирские занятия в течении 5 дней (40 часов);
– прапорщики –командирские занятия в течении 2 дней (16 часов);
– сержанты – вдва этапа по 25 — дневной подготовке, программе, программе разработаннойотделом боевой подготовки округа (220 часов): 1 этап – одиночная подготовка(120 часов); 2 этап – слаживание подразделений (100 часов)[8].
В заключениенеобходимо отметить, что качественная подготовка личного состав и подразделенийдля выполнения служебно-боевых задач в составе военных комендатур в пунктевременной дислокации во многом зависит от того, насколько весь процесс обученияприближен к боевой действительности, как командиры подготовлены профессиональнои владеют методикой обучения личного состава.
Заключение
В данной курсовой работе мной былирассмотрены сущность и основные мероприятия по организации и выполнениюрежимно-комендантской службы в крупном населенном пункте в хронологическойпоследовательности. Также были осуществлены особенности организации боевойподготовки в военных комендатурах, из которых можно сделать вывод, чтовыполнение задач в Северо-Кавказском регионе требует от командировподразделений глубокого знания тактической подготовки внутренних войск и умениеорганизовать общевойсковой бой, а от каждого военнослужащего — отличной боевойвыучки.
Главное внимание в курсовой работебыло уделено особенностям служебно-боевой деятельности воинских частей и подразделенийоперативного назначения. Рекомендации, изложенные в нем, могут бытьиспользованы в практической деятельности командиров и штабов при организации ивыполнении задач режимно-комендантской службы в крупном населенном пункте, атакже в учебном процессе военных образовательных учреждений высшегопрофессионального образования.
Списокиспользуемой литературы
1. ФЗ « О внутренних войсках МВДРФ» от 6 февраля 1997г. № 27-ФЗ с изменениями на 10 января 2003 г. № 12-ФЗ.
2. Приказ МВД России от февраля1992 г. № 242 «Об организации боевой службы на блокпостах».
3. Временный устав внутренних войскМВД России.
4. Боевой устав сухопутных войск.
5. Наставление служебно-боевойдеятельности ЧОН и СМВЧ ч. I- II.
6. Журнал :«На боевом посту». № 22003 г. Стр. 66 — 79.
7. Приложение к журналу « На боевомпосту». «Войсковой вестник» 4 – 2003 г.