Организация социального обеспечения

Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
1. Основные этапыстановления систем социального обеспечения……………5
1.1. Понятие и функциисоциального обеспечения..…………………….…….7
1.2. Формированиероссийской федеральной системы социального обеспе­чения……………………………………………………………………….……..11
1.3. Формы социальногообеспечения….………………….……………….…..14
2. Практическая часть…………………………………….………………………19
Заключение…………………….…………………….……………………………20
Библиографическийсписок..……………………….……………………………22

Введение.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи­ласьв общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии даннойотрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время еесуществование стало реальностью. В условиях, когда заново формируетсяроссийская государственная система социальной защиты населения, эта от­расльправа приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со­циальнойполитики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на всесоциальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко­номическойприроде являются распределительными. Через системы соци­ального обеспеченияраспределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизмтакого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективнодиктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
В советский период бедность и безработица не признавались офици­альнымоснованием для социальной поддержки, а социальное страхование лишьдекларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что вгосударственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас­ходов навыплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль­ногообеспечения соответствующие источники финансирования рассматри­вались какособая правовая категория — « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондовне существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введениемгосударственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностьюигнорировал возможность соизмерения уровня пенси­онного обеспечения с размерамистраховых платежей.
Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно­сти,предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, ностабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо­собствовалосоциальной однородности общества, препятствовало расслое­нию населения поуровню доходов.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со­циальногообеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс­формации. В то жевремя остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованывсему населению. В связи с этим каждому, а юри­сту тем более необходимо знатьзаконодательство о социальном обеспече­нии. Это позволяет своевременно и вполной мере воспользоваться социаль­ными правами и в случае необходимостиграмотно их защитить.

1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно свозникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от егоэкономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силуестественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиямиприобретать источник средств своего существования. К числу та­ких людейотносятся дети и старики.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числупричин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко­торыеобусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений,порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин­номстрое осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либоформ обеспечения рабов в старости или в случае не­трудоспособности несуществовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятсяпенсии; в Древнем Риме служба вознаграж­дается предоставлением земельногонадела.
Феодальный период характеризуются господством натурального хо­зяйства,основой которого является семья, несущая обязанности по матери­альномуобеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ­ственные пенсииначинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам,имеющим заслуги перед монархом. Таким обра­зом, пенсия в это время имелахарактер награды, а не обеспечения нетрудо­способных.
Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г.христи­анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо­дитьна княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо­тился такжео создании богоделен, странноприимных домов.
С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы,бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки,работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж­денпервый дом для инвалидов.
Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего­рии:
1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однакомо­жет работать;
3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурномупо­ведению;
4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для
определения характера социальной поддержки и применения иных мердля борьбы с нищенством.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечениянаступает принципиально новый этап — социальное обеспечение наемных работни­комначинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ­ством. Вкачестве способа его организации вводится государственное со­циальноестрахование наемных работников. Первые законы об обязатель­ном государственномстраховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед заГерманией такие законы принимаются и в других странах Европы.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ­ныйэтап, когда наряду с государственным и производственными соци­альнымстрахованием наемных работников в странах с рыночной эконо­микой начинаютформироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие всенаселение и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховыхвзносов.
  Именно с принятия законов об обязательном социальном страхованиитрудящихся появляются государственные системы социального обеспече­ния.Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательноорганизационно-правовые способы осуществления социально­го обеспечения, которыев последствии дополняются новыми; но неиз­менным остается одно: обязательностьим придает само государство.
 
1.1. Понятие и функциисоциального обеспечения.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв­лениенуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,насколько полно и точно в ней отражены его сущест­венные признаки. К числусущностных признаков социального обеспече­ния на современном этапе можноотнести:
• во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
организационно-правовых способов распределения совокупного
общественного продукта через систему социального обеспечения;
• во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис­ков,признаваемых государством в качестве оснований для предос­тавления тех или иныхвидов социального обеспечения;
• в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио­нированныхгосударством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
• в четвертых, нормирование государством социального стандартаобеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода­тельногозакрепления видов обеспечения его уровня и условий пре­доставления.
Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им вобществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче­скийаспект данного понятия.
Социальное обеспечение — это один из способов распределения час­тивалового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма­териальных благв целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисковза счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строгонормируемых обществом, го­сударством, для поддержки их полноценного социальногостатуса.
Классификация функций социального обеспечения:
• экономические функции социального обеспечения. Еесущность за­ключается в том, что государство использует социальное обеспечениев каче­стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук­та,тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходовграждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;
• производственная функция выражается в том, что право намногие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро­веньобеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;
• социальная (социально-реабилитационная) функциясоциального обеспечения способствует поддержанию социального статуса гражданпри наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ­ныхвидов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется иреабилитационное направление социального обеспечения целью которой являетсявосстановление полноценной жизнедеятельности человека;
• политическая функция позволяет государству специфическимидля социального обеспечения средствами реализовывать основные направлениясоциальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече­ниевыполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя вобществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапесвидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспеченияне отвечает потребностям населения.
• демографическая функция реализуется посредствомвоздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы- на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.
Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит идуховно — идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео­логическая,моральная и социально-психологическая подфункции.
Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек­ларацииправ человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена обществана социальное обеспечение и на осуществление необходи­мых для поддержания егодостоинства и для свободного развития его лично­сти прав в экономической,социальной и культурной областях. Каждый че­ловек имеет право на такойжизненный уровень, включая пищу, одежду, жи­лище, медицинский уход инеобходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья иблагосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случайбезработицы, болезни, инвалидности, вдов­ства, наступление старости или иногослучая утраты средств к существова­нию по независящим от него обстоятельствам.Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети,родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальнойзащитой.
Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого какчлена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровеньжизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основныхпотребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояниякаждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис­ков, при наступлениикоторых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качествесамостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматриваетсяматеринство и младенчество.
Право каждого на социальное обеспечение, включая социальное стра­хование,закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурныхправах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая
охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейсяестественной и основной ячейкой общества.
Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого:на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточноепитание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, нанаивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота опрестарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источниксредств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной изобщечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст­вомпутем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу­ции, РоссийскаяФедерация — социальное государство, политика которого направлена на созданиеусловий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­нуюобязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина,создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия дляосуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре­альной жизни, можно толькопо успехам государства в социальной политике.
Экономические блага — это результаты созидательной производствен­нойдеятельности людей. Задача государства — стимулировать получение максимальновозможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующейэкономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики вомногом предопределена эффективностью экономи­ческой политики, проводимойгосударством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечениибеспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право насоциальное обеспечение.
Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку внеобходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударстводолжно выделить в составе государственного бюджета соответст­вующие средства засчет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену обществана условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа­цииконституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели­ка.
 
1.2. Формирование российской Федеральной системы социального
обеспечения.
Государственная система социального обеспечения, как ужеговорилось, яв­ление многоаспектное. Это не только комплекссоциально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но икомплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятсяпо видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра­ва.
Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионнойреформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «Огосударственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом былсоздан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетнаякредитно-финансовая система.
В связи с принятием этого закона были ликвидированыпривелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную дляпенси­онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности иоплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защитыее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз­ни пенсионеров. Впервоначальной редакции закон закреплял принципиаль­ное положение, в силукоторого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.
Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-
нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 годаеще одного пенсионного закона — Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц,проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се­мей».Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбораполучения пенсии по одному из пенсионных законов.
Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко­торыйгарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до­вольствиявоеннослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак­симальнымпределом.
Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по­рядке ихсоциального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.
Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За­кономот 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст­ва идетства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «Огосударственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя­зи с чем закон от 4апреля 1992 года был признан утратившим силу.
Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оновводится в России одним из первых законов — от 19 апреля 1991 года «О за­нятостинаселения в РСФСР».
Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос­сиивводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв­шему на себяпохороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор­порируются вФедеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле»,который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе­лению, а если такие услугине предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачиваетсясоциальное пособие на погребение.
Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду­смотреныдля лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз­мом; длямедицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своихобязанностей; при возникновении поствакционального ос­ложнения у граждан; длядетей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион­нойсистемой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, какнеобходимый элемент государственной системы социального обеспечения. Всоветский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежнойформе, а в виде «натурального обеспечения» ре­гулировалось в основном актамиминистерств и ведомств. Россия законода­тельно закрепляет эту подсистему. Кчислу социальных услуг условно мож­но отнести также медицинскую помощь илечение.
В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи илечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основамизаконодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Законодательное закрепление получает и система социального обслу­живанияпожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако­нами от 2 августа1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от24 ноября 1995 года «О социальной защите инва­лидов», от 10 декабря 1995 года«Об основах социального обслуживания на­селения в Российской Федерации»предусматривается социальное обслужи­вание на дому пожилых и инвалидов,нуждающихся в постоянной помощи.
Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг,предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки ипопечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за­щите ихправ были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран­тиях правребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до­полнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав­шихся без попеченияродителей».
Общая характеристика современной российской системы социальногообеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон,который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-
ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный вновой ре­дакции ФЗ от 2 января 2000 года.
Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре­альноеположение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены,таково, что эти права носят зачастую декларированный харак­тер. Многие видысоциального обслуживания остаются дефицитными, по­скольку не обеспеченысоответствующим государственным финансировани­ем.
 
1.3. Формы социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаютсяорганизационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принятоотносить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счетсредств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного  фи­нансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного кругасубъ­ектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.
Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис­пользуемыев России на современном этапе формы социального обеспечения можноквалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные,а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередьподразделяются на:
• обязательное социальное страхование;
• социальное обеспечение за счет бюджетных средств;
• смешанную форму социального обеспечения, принимаемую дляопределенных специальных субъектов.
Финансовой основой системы обязательного социального страхованияявляются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд­жета,бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию неподлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно­госоциального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средствафедерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуще­ствляетПравительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст­вом РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельныекредитно-финансовые системы четыре фонда:
— Пенсионный Фонд РФ;
— Фонд социального страхования РФ;
— Государственный фонд занятости населения РФ;
— и фонды обязательного медицинского страхования. Основнымидоходами этих фондов являются страховые взносы.
С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фондыуплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще­ствляетсяналоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемыхв фонды, а также иных условий, связанных с использо­ванием этих средств, тоони, как и прежде, устанавливаются законодательст­вом РФ.
Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци­альногострахового риска.
ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со­циальныхстраховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи;временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание;материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признаниебезработным; смерть застрахованно­го лица или нетрудоспособных членов егосемьи; находящихся на его ижди­вении.
Вторая централизованная форма социального обеспечения — это соци­альноеобеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделениеассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федеральногобюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме­стных бюджетов.Централизованный характер данного организационно-правового способаосуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемыхи виды социального обеспечения устанавли­ваются федеральными законами, в связис чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируютсясамим государством. На фе­деральном уровне определяется также источникфинансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средствабюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.
К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятсялица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезнойдеятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен­ными видамисоциального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело­века.
Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетныхсредств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такоеобеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор­ганысоциальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости,опеки и попечительства и др.
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна — тре­тьяцентрализованная форма социального обеспечения социального обеспе­чения, хотявсей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ­ционирующих форм, онаеще не обладает. Речь идет о смешанной форме со­циального обеспечения, когдагосударство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первуюи вторую форму социального обес­печения. В данном случае на социальноеобеспечение указанных трудящих­ся, предоставляемое в связи с особой ихдеятельностью, в качестве финансо­вого источника используются одновременно каксредства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либоособого способа акку­муляции средств для этих целей в настоящее время пока неустановлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль­ногообеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен­ныеслужащие, депутаты.
Наряду с централизованными, выделяются региональные формысоциального обеспечения.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфересоциального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти исубъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука­занных отношений,субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могутпонизить федеральный уровень стандарта в социаль­ном обеспечении.Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формысоциального обеспечения представляют собой органи­зационно-правовые способыосуществления дополнительных мер по соци­альному обеспечению населения науровне субъекта РФ за счет его собст­венных финансовых источников. При этомкруг лиц, пользующихся допол­нительными мерами социальной защиты, виды такойзащиты и органы, кото­рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятсяорганизационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со­циальнойзащиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектамисоциально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы исубъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которыхпредусматриваются меры дополнительной со­циальной поддержки, виды такой поддержкии способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретаютособое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могутсвоевременно реа­гировать на все социальные риски локального характера, хотяресурсы здесь пока еще не ограничены.

Практическая часть,
1.       Назовите объективные причины, которыми обусловленостановление и
функционирование в обществе систем социального обеспечения?
Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв­лениенуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем,насколько полно и точно в ней отражены его сущност­ные признаки.
Ученые выделяют такие конституционные признаки как:
1) объективные основания, вызывающие потребностьв особом меха­низме социальной защиты по поддержанию определенного уровняжизнеобеспечения;
2) особые фонды, источники социальногообеспечения;
3) особые способы предоставления создания этих фондов;
4) особые способы предоставления социальногообеспечения в соци­альных, в том числе правовых, нормах.
2.       Задача.
Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про­живаетв 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право нальготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионнойдело.
Решение.
Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име­етправо на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со­гласноПостановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име­ет право получатьвыплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационныевыплаты будут выплачиваться в преде­лах социальной нормы жилой площади инормативов потребления комму­нальных услуг с учетом прожиточного минимума.
Заключение.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи­роваласьв общей системе права относительно недавно, но потребность в со­циальномобеспечении появилась одновременно с возникновением человече­ского общества. Влюбом обществе независимо от его экономического и по­литического устройствавсегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин немогут собственными усилиями приобретать ис­точник средств своего существования.К числу таких людей относятся, преж­де всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение — это один из способов рас­пределениячасти ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравниванияих личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средствцелевых финансовых источников в объеме и на усло­виях строго нормируемыхобществом, государством для поддержки их пол­ноценного социального статуса.
Для обеспечения социального обслуживания населения государствореализует следующие функции:
— экологическая функция;
— производственная функция;
— социальная (социально-реабилитационная) функция;
— политическая функция;
— демографическая функция;
— духовно-идеологическая функция.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота опрестарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источниксредств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной изобщечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­нуюобязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда­нина,создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддяосуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно толькопо успехам государства в социальной политике.
К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако­ва,что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кромесоциальных выплат не имеет иного источника средств существо­вания, поистинетрагическое.

Библиографический список.
 
1. Конституция РФ 1993 г.
2. ФЗ «О государственныхпенсиях в Российской Федерации» от 20 нояб­ря 1990 г.
3. ФЗ «О пенсионномобеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, ихсемей» от 12 февраля 1993 года.
4. ФЗ «О дополнительныхмерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.
5. ФЗ «О государственныхпособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.
6. ФЗ «О занятостинаселения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.
7. ФЗ «О ритуальномпособии» от 12 марта 1992 года.
8. ФЗ «О погребении ипохоронном деле» от 12 января 1996 года.
9. ФЗ «Об охране здоровьяграждан» от 22 июля 1993 года.
10.ФЗ «О социальномобслуживании граждан пожилого возраста и инва­лидов» от 2 августа 1995 года.
11.ФЗ «О социальнойзащите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.
12.ФЗ «Об основахсоциального обслуживания населения в РФ» от 10 де­кабря 1995 года.
13.ФЗ «Об основныхгарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.
14.ФЗ «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей» от 21 декабря 1996 года.
15. ФЗ «»0 ветеранах» от2 января 2000 года.
16.Захаров М.П., ТучковаЭ.Г. ПСО России: Учебник -2-е издание, ис-правл. и перераб. -М: ИздательствоБЕК,2002.