Федеральное агентство по образованию РФ
Ульяновский государственный университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования
и социальной деятельности
Дипломная работа
Организация социальной помощи пожилым людям (на примереПенсионного фонда Ульяновской области)
Студентки группы
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент
Рецензент:
начальник отдела назначения,перерасчета выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц
Работа сдана “___” ____________2010г.
К защите допущен “___”_______2010г.
Ульяновск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы организациисоциальной работы с пожилыми людьми
1.1 Характеристика и особенности людей пожилого возраста
1.2 История отношения к проблеме старости и старения
Глава 2. Практические подходы к организации социальнойпомощи пожилым людям
2.1 Организация социальной помощипожилым в современной России
2.2 Практическое исследование. Определение объёма оказаниясоциальной помощи пожилым (на примере Пенсионного ФондаЧердаклинского района)
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В современном обществе,страдающем от демографического кризиса, неуклонно увеличивается количестволюдей пожилого возраста, соответственно увеличивается объем денежных средств,затрачиваемых государством на оказание социальной помощи данной категории людей.В данном случае имеется в виду: пенсионное обеспечение (трудовая пенсия постарости) и выплаты социального характера: социальная доплата к пенсиинеработающим пенсионерам, общая сумма материального обеспечения которых непревышает прожиточный минимум в Ульяновской области; набор социальных услуг (оплатамедикаментов и транспортных расходов).
Объем выплат, предоставляемыхПенсионным фондом, пожилым людям может варьироваться в зависимости от регионапроживания. Общеизвестным является тот факт, что в районах Крайнего Севера, в экономическиблагополучных областях и городах федерального значения пенсионные выплатызначительно выше, чем в дотационных регионах.
Правительство РФ уделяетзначительное внимание заботе о том, чтобы пожилые люди могли достойно жить. Впоследние годы был принят ряд Законов и Постановлений, регулирующих размерсоциальных выплат:
Федеральный закон от 24.07.2009N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положенийзаконодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральногозакона „О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фондсоциального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинскогострахования“,
Федеральный закон РФ № от 17.07.1999г.178-ФЗ „О государственной социальной помощи“,
Федеральный закон от 17 декабря2001 г. N 173-ФЗ „О трудовых пенсиях в Российской Федерации“,
Федеральный закон от 24 октября1997 г. N 134-ФЗ „О прожиточном минимуме в Российской Федерации“
Актуальность данногоисследования заключается в том, что уровень оказания социальной помощи пожилымлюдям является одним из основных показателей уровня благосостояния российскихграждан.
Целью — исследованиеорганизации социальной помощи пожилым людям Пенсионным фондом Чердаклинскогорайона.
Объект — социальнаяпомощь пожилым людям.
Предмет — организациясоциальной помощи пожилым людям Пенсионным фондом Чердаклинского района.
Задачи:
Проанализировать литературу поданной теме.
Раскрыть сущность пожилоговозраста.
Рассмотреть виды социальнойпомощи, оказываемой Пенсионным фондом, пожилым людям.
Провести практическоеисследование деятельности Пенсионного фонда Чердаклинского района.
Обобщить полученные результаты.
Гипотеза — проведение анкетированияи анализ полученных результатов будет способствовать определению степениудовлетворенности жителей Чердаклинского района объемом оказания социальнойпомощи.
Исследованием особенностей людейпожилого возраста занимались отечественные и зарубежные ученые и практики,такие как Альперович В.Д., Белоконь О.В., Малых С.Б., Медведева Г.П., Фирсов М.В.,Холостова Е.И., Шмелева Н.Б., Шубович М.М., Яцемирская Р.С., Элкинд Д. и др.
Данная дипломная работа состоитиз: введения, двух глав, одна из которых раскрывает теоретико-методологическиеосновы организации социальной работы с пожилыми людьми, вторая описывает практическиеподходы к организации социальной помощи пожилым людям в целом, и ЧердаклинскимПенсионным фондом в частности, заключения, списка использованной литературы,приложения.
Глава 1. Теоретико-методологические основыорганизации социальной работы с пожилыми людьми1.1 Характеристика и особенности людей пожилоговозраста
В современном мире растет долялюдей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано сувеличением средней продолжительности жизни. В экономически развитых странахдоля лиц старше 60 лет составляет 12-22% общей численности населения. В СССР вконце 80-х годов — более 16%. В Российской Федерации на 1 января 2009 года — 17,24%.
По данным ООН, в 1950 г. в мирепроживало приблизительно 200 млн. людей в возрасте 60 лет и старше, к 1975 г. ихколичество возросло до 550 млн., в 2000 г. — 590 млн. По прогнозам, к 2025 г. численностьлюдей старше 60 лет достигнет 1 млрд.100 млн. человек. По сравнению с 1950 г. ихчисленность возрастет более чем в 5 раз, тогда как население планеты увеличитсятолько в 3 раза [46, с.11].
Главные причины постарениянаселения — снижение рождаемости, увеличение продолжительности жизни лицстарших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизнинаселения.
Пожилой возраст — последний отрезок течения жизни человека, связанный с понижением егоспособностей и социальной ценности, а также отделением от прежних социальныхобязательств. Это — скорее социальный показатель, чем биологический, ибо началостадии и значение варьируется в историческом и культурном отношении [16, с.34].
В соответствии с классификациейВОЗ к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым — в возрасте75-89 лет, к долгожителям — люди в возрасте 90 лет и старше.
В соответствии с документами ООНи Международной организации труда (МОТ) пожилыми считаются лица в возрасте 60лет и старше. Именно этими данными, как правило, руководствуются на практике,хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран — 65 лет (в России — 60 и 55 лет соответственно для мужчин и женщин).
Среди пожилых людей во всем мирегораздо больше женщин, чем мужчин [18, с.34]. Согласно Всероссийской переписинаселения 1989 г. на 1000 женщин в возрасте 60-64 лет приходилось 633 мужчины,на 1000 женщин в возрасте 65-69 лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 70лет и старше — 236 мужчин. Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.
Согласно Всероссийской переписинаселения 2002 г. на 1000 женщин в возрасте 60-64 лет приходилось 633 мужчины,на 1000 женщин в возрасте 65-69 лет — 455 мужчин, а на 1000 женщин в возрасте70 лет и старше — 236 мужчин. Десять лет спустя эта тенденция не изменилась.
Согласно данным Федеральнойслужбы государственной статистики на 1 января 2009 г. на 1000 женщин в возрасте60-64 лет приходилось 670 мужчины, на 1000 женщин в возрасте 65-69 лет — 579мужчин, а на 1000 женщин в возрасте 80 лет и старше — 514 мужчин. [52].
Население Земли неуклонностареет. По данным ООН, средний возраст жителя планеты на сегодняшний деньсоставляет 29 лет, а к 2050 году он увеличится до 38 лет. В России численностьнаселения старше 65 лет вырастет к 2030 году до 27 млн человек. Исследование,проведенное учеными из Университета Южной Дании, свидетельствует, что болееполовины детей, которые сейчас рождаются в развитых странах, доживут до 100 лет.
Здоровье пожилых людей будетулучшаться, но самостоятельно справляться с немощью и болезнями суждено не всем.По словам директора Института демографии Высшей школы экономики АнатолияВишневского в связи с увеличением доли очень старых людей, в возрасте от 80лет, которым тяжело за собой ухаживать, в скором времени вырастет спрос на ихобслуживание. По данным ученых, всего 30-40% глубоких стариков могут жить безпосторонней помощи [53].
Поступки, реакции пожилогочеловека следует оценивать с поправкой на возраст, у разных возрастных группразнятся ценностные установки.
Изменения в характере пожилогочеловека объясняются ослаблением контроля над собственными реакциями, возможно,что те черты, которые раньше удавалось маскировать, понимая ихнепривлекательность, вышли на поверхность. Кроме того, этому возрастусвойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляетдолжного внимания, причем это „должное“ на самом высоком уровне. Всеокружающие зачисляются в эгоисты, т.к они не поглощены заботой о старом человеке.Как говорят: „Эгоист — это тот, кто любит себя больше, чем меня“.
Характерологические изменениясвойственные этому возрасту, можно классифицировать по трем сферам: интеллектуальной,эмоциональной и моральной [41, с.10].
В интеллектуальной сферепоявляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, вприспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Трудными могут оказаться самыеразные обстоятельства и те, которые сравнительно легко преодолевались в молодыегоды (переезд на новую квартиру, болезнь, собственная или кого-то из близких),а тем более прежде не встречавшиеся (смерть супруга; ограниченность впередвижении, вызванная параличом; полная или частичная потеря зрения).
В эмоциональной сфере — неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение), сосклонностью к беспричинной грусти, к легко появляющейся слезливости. Поводомдля реакции может послужить кинофильм о прошлых временах, и не потому, что жальэти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая чайная чашка и опять нечашку жаль, а то, что вместе с ней уходит что-то памятное.
В моральной сфере — отказот адаптации к новым нормам морали, манерам поведения. Резкая, доходящая догрубости, критика этих норм и манер.
И все же, замечая все измененияв различных характерологических сферах, социальный работник просто не имеетправа выступать в роли судьи или учителя, которые осуждают те или иные поступкиили высказывания. Нельзя переносить методы общения с детьми на стариков, у этихлюдей за плечами длинная жизнь со своими взлетами и падениями, которые иопределили произошедшие изменения в их характерах. У пожилых людей своясубкультура, принадлежащая их поколению, отличная от той культуры, котораясвойственная более молодым людям. Принципиально важно, чтобы подопечный доверялсоциальному работнику, был уверен, что его высказывания не будут раскритикованы.Критика может быть воспринята пожилым человеком, как унижение, и разрушитьатмосферу доверительных отношений.
Для пожилого человекасерьезнейшей поддержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется ввиду то, что перечислено в инструкции: доставка продуктов, лекарств, уборкапомещения, оформление различных документов, платежей и многое другое. Но неменее, а, может быть, и более важно, что социальные работники скрашивают,насколько возможно, их жизнь, избавляют от вынужденного одиночества, дарятчеловеческое общение.
Старость — этосвоеобразный психологическим кризис. Но это не единственный кризис,переживаемый человеком за его жизнь, а один из многих.
Американский психолог ЭрикЭриксон называл восемь психосоциальных кризисов, с которыми сталкиваетсячеловек на своем жизненном пути. Каждый из них специфичен для определенноговозраста. Первый — на первом году жизни. Второй кризиссвязан с первым опытом обучения. Третий — соответствует второму детству.Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. Пятый кризиспереживает подросток. Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Седьмойкризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. В конце пути человекподходит к последнему восьмому кризису — кризису старости [49, с.34].
Психолог Шарлота Бюлер — автортеории развития человека, предлагает во многом сходную концепцию, выделяя пятьфаз развития. Последняя, пятая фаза, начинается в 65-70 лет. В этот периодмногие люди перестают преследовать цели, которые они поставили перед собой вюности. Оставшиеся силы они тратят на досуг, спокойно проживая последние годы. Приэтом пожилые люди обозревают свою жизнь, испытывая удовлетворение илиразочарование [9, с.126].
Восьмой кризис (Э. Эриксон) илипятая фаза (Ш. Бюлер) знаменуют собой завершение предшествующего жизненногопути, и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человекподводит итоги, и если воспринимает жизнь как целостность, где ни убавить, ниприбавить, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее, так как понимает,что смерть — естественный конец жизни. Нельзя забывать, не учитывать, что длястарого человека перспектива смерти является настолько близкой, что становится,в буквальном смысле, физически ощутима. Мысль о неотвратимости скорой смертивызывает депрессию, а последняя, в свою очередь, раздражительность, вспышкигнева, вплоть до агрессии, или, напротив, апатию. Социальному работнику,который всегда на много лет моложе подопечного, трудно понять такое состояние инастроение старого человека. Перспектива смерти для пожилого человека весьмареальна, это трудная и болезненная область, понять это ощущение человекузрелого возраста довольно сложно, ведь для него такой проблемы до поры, довремени просто не существует. Не следует при общении с человеком делатьскорбное лицо и произносить массу жалостливых фраз, такой подход не успокаиваетчеловека, а, напротив, стимулирует новые печальные воспоминания и переживания. Сочувствиене должно „сыпать соль на раны“ неуместными расспросами.
Отечественный ученый В.В. Болтенковыделил ряд этапов психологического старения, которые собственно не зависят отпаспортного возраста.
На первом этапесохраняется связь с тем видом деятельности, который был ведущим для человека довыхода на пенсию. Как правило, этот вид деятельности был непосредственно связанс профессией пенсионера. Чаще это люди интеллектуального труда (ученые,артисты, учителя, врачи). Эта связь может быть непосредственной, в формеэпизодического участия в выполнении прежней работы. А может быть — опосредованной через чтение специальной литературы, написание статей напрофессиональные темы. Если же эта связь обрывается сразу же после ухода напенсию, то минуя первый этап человек попадает во второй.
На втором этапенаблюдается сужение круга интересов, за счет выпадения профессиональныхпривязанностей. В общении с окружающими уже преобладают разговоры на бытовыетемы, обсуждение телевизионных новостей, семейных событий, успехов или неудачдетей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить, кто был инженером,а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором философии.
На третьем этапе главнымстановится забота о личном здоровье. Оно становится любимой темой для разговора:о лекарствах, о способах лечения, о травах… И в газетах, и в телепередачах наэти темы обращается особое внимание. Наиболее значимым в жизни человекомстановится участковый врач, его профессиональные и личностные качества.
На четвертом этапесмыслом жизни становится сохранение самой жизни. Круг общения сужен до предела:лечащий врач, социальный работник, те из членов семьи, которые поддерживаютличный комфорт пенсионера, соседи самого ближнего расстояния. Для приличия илипо привычке — редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми-ровесниками.
И, наконец, на пятом этапепроисходит обнажение потребностей чисто витального характера (еда, покой, сон..). Эмоциональность и общение почти отсутствуют.
Как и всякая схема, этадостаточно условна: на первом этапе присутствуют потребности всех пяти этапов,на втором — четырех, на третьем — трех, втором — двух и только на пятомостаются одни витальные потребности.
В геронтологии частоиспользуется термин „инволюция“ (обратное развитие) / дляобозначения процессов физической и психологической атрофии при старении.
Американский психолог АбрамМаслоу создал теорию иерархии потребностей и самореализации, к которой онпришел, изучая биографии великих людей. По Маслоу человек как бы поднимается поступеням вверх, от физиологических потребностей к потребностям в безопасности исамосохранении, отсюда — к потребностям в любви и признании, выше — всамоуважении и, наконец, вершина — потребность в самоактуализации. Каждая эпохазадает свою высоту для такой вершины. И как альпинисты выбирают для восхожденияразные вершины, так в жизни у разных людей — свой выбор вершин. Каждая эпохазадает свою высоту для такой вершины и каждый человек, как альпинист, выбираетсвою вершину. Но, как известно, за восхождением следует спуск — не менеетрудная задача, провести его достойно в этом и есть прелесть старости. Схема В.В.Болтенко является как бы зеркальным отражением теории американского психолога А.Маслоу.
Особое значение для психологиипожилого человека имеют самооценка и самоощущение возраста. Самооценки у людейкаждого возраста могут быть завышенными и заниженными, но на старости лежитгруз субъективных оценок всех жизненных периодов. Те, кто легко преодолелпсихологические кризисы детского и юношеского возраста приобретают пожизненныевысокие амбиции и зачастую не соотносят высокие притязания со своими рядовымивозможностями. Другие люди, которые с большим трудом или неудачами перешагнулипервые ступени, на всю жизнь становятся людьми, с недоверием относящимися кокружающему миру, с неуверенностью в собственных силах, с чувством постояннойвины. Со всем тем, что принято называть „комплексом неполноценности“.Они и в старости все время на кого оглядываются, кого-то и чего-то опасаются. Всамоощущении старости люди с завышенной самооценкой идентифицируют себя с болеемолодым поколением, их антиподы — с более старшим.
Шарлота Бюлер и другие ученыепришли к выводу, что пенсионный и вообще стариковский возраст ассоциируется сосплошным досугом, отдыхом и развлечениями и называют его „золотымвозрастом“. Это создает определенное отношение к старикам. Однако приразумно организованном режиме, внимательном, вдумчивом и спокойном отношении ксобственному здоровью, психологической уравновешенности старость может быть неменее привлекательна, чем другие периоды жизни.
В. Генри, психолог из Чикагскогоуниверситета, сделал специальный доклад на заседании Американскогопсихологического общества, посвященный проблемам занятости и незанятости старыхлюдей. Отсутствие занятий у людей, вышедших на пенсию, по мнению докладчика,самым непосредственным образом связана с их разобществлением и отрывом отобщества. Генри говорит, что часто ошибочно предполагают будто благополучие иперспективы старых людей обусловлены досугом, в котором они крайне нуждаются. Апод досугом подразумевают свободу от занятий или обязанностей.
Незанятость, считает Генри,появляется у старых людей в результате уменьшения жизненной активности, иэнергии. Незанятость рассматривается как совокупный процесс, психосоциальноеявление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так ивоздействием на него общества, выключающего его из социальной жизни. Обществоможет освободить человека от обязанностей, но оно не может, тем не менее,освободить его от обязанностей по отношению к самому себе. В таком случаевнешние социальные факторы поведения и его мотивы отходят у старого человека навторой план, а на первый план выходят собственные внутренние потребности.
У старого человека меняетсямотивация трудовой деятельности. У него стремление к труду имеет не столькоматериальный, сколько эмоциональный мотив. Для его самоутверждения важна саманеутраченная способность к труду, а деньги выступают эталоном ее оценки.
Один из основателейотечественной психологии Б.Г. Ананьев объяснял, что парадокс человеческой жизнизаключается в том, что у многих людей „умирание“ происходит гораздораньше, чем физическое одряхление. Такое состояние наблюдается у тех людей,которые по собственной воле начинают изолироваться от общества, отказываясь отмногих функций и ролей в обществе, что ведет к „сужению объема личностныхсвойств, к деформации структуры личности“. По сравнению с долгожителями,сохранившими личность, „некоторые “начинающие» пенсионеры в 65лет кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов ичувства социальной неполноценности”. С этого возраста для них начинаетсядраматический период умирания личности [41, с.23].
И вывод, который сделал ученый:«Внезапное блокирование всех потенциалов трудоспособности и одаренностичеловека с прекращением многолетнего труда не может не вызвать глубокихперестроек в структуре человека как субъекта деятельности, а потому и личности».
Выводы Б.Г. Ананьева и Генриперекликаются между собой и во многом совпадают. Занятость и незанятостьпредставляют собой общие формы динамики психологии личности.
Британский психолог Д. Бромлейвыделила пять типов приспособления к старости:
Конструктивная установка — когдачеловек внутренне уравновешен, спокоен, удовлетворен эмоциональными контактамис окружающими; он критичен по отношению к самому себе, полон юмора и терпимостив отношении к другим; он принимает старость как факт, завершающий егопрофессиональную карьеру, оптимистически относится к жизни, принимает смертькак естественное явление, не выражая отчаяния и сожалений; жизненный баланстакого человека вполне положителен, он с доверием рассчитывает на помощьокружающих.
Установка зависимости — присущаиндивидам, проявляющим пассивность и склонным к зависимости от других; людиэтой категории не имеют высоких жизненных стремлений и легко оставляютпрофессиональные занятия; семейная среда обеспечивает им чувство безопасности,дает ощущение внутренней гармонии, поэтому они не страдают от эмоциональнойнеуравновешенности и различных стрессов.
Защитная установка — характернадля самодостаточных людей, обладающих «психологической броней», чопорных,поглощенных профессиональной деятельностью; они разделяют общепринятые взглядыи установки, избегают обнаруживать собственное мнение, не любят говорить освоих проблемах; внешняя сторона жизни значит для них больше, чем внутренниепереживания; они подвержены страху смерти и маскируют свою беспомощность передэтим фактом усилением внешней деятельности.
Установка враждебности — присуща«разгневанным старикам», которые агрессивны, мнительны, вспыльчивы иимеют обыкновение предъявлять массу претензий к своему окружению — близким,друзьям, социальным институтам, обществу в целом; они не реалистичны в своемвосприятии старости, не могут смириться с неизбежными возрастными издержками,завидуют молодым, бунтуют против смерти и страшатся ее.
Та же установка враждебности, нонаправленная на самого себя характерна, как правило, для лиц с отрицательнымжизненным балансом, которые избегают воспоминаний о прошлых неудачах итрудностях; они не восстают против своей старости, а пассивно воспринимаютудары судьбы; неудовлетворенная потребность в любви и сочувствии являетсяповодом для депрессии и острой жалости к себе; смерть рассматривается ими какосвобождение от страданий.
Социолог А. Качкин в зависимостиот того, какие интересы, стороны жизни выступают для пожилых людейглавенствующими, выделяет следующие типы [21, с.45]:
Семейный — нацелен только насемью, ее благополучие.
Одинокий — наполненность жизнидостигается, главным образом, за счет общения с самим собой, собственнымивоспоминаниями (возможен вариант одиночества вдвоем).
Творческий — он не обязательнодолжен заниматься художественным творчеством, этот тип может реализовать себя ина садовом участке.
Социальный — пенсионер-общественник,занятый общественно-полезными (по его представлениям) делами и мероприятиями.
Политический — человек,заполняющий свою жизнь участием (активным или пассивным) в политической жизни.
Религиозный.
Угасающий — человек, который таки не смог или не захотел компенсировать былую полноту жизни каким-то новымзанятием, не нашел применения своим силам (к нему должно быть проявлено особоевнимание со стороны родственников и социального работника).
Больной — люди такойнаправленности заняты не столько поддержанием собственного здоровья, скольконаблюдением за протеканием болезни.
Человек, живущий один и одинокийчеловек — это не одно и тоже. Напротив, одиноким, страдающим от одиночестваможет быть человек, живущий в большой семье или в многолюдном общежитии. Во-вторых,интроверты любят тишину и уединение, ощущают необходимость «подзарядиться»в одиночестве после того, как им пришлось побывать на людях, их раздражаютслишком компанейские люди (экстраверты). Следовательно, не все одинокоживущиестрадают от одиночества: определенный тип людей бережет и лелеет своеодиночество.
Одиночество, как утверждаютпсихологи, не измеряется расстоянием, отделяющим одного человека от другого,оно обусловлено наличием или отсутствием «родственной души». Причем«родная душа» это не обязательно человек, который всегда говорит вам:«да».
Сохранить нормальное,полнокровное человеческое общение, не поддаться одиночеству — значит отодвинутьстарость.
Старение, как и одиночество,невозможно исключить. Старость сама по себе — есть одиночество. Это детивзрослеют классами, группами, а каждый человек стареет сам по себе, по-своему. Приэтом старение, как и одиночество, — есть проявление чувств, испытываемыхчеловеком. Это чувство проявляется по-разному — в подчеркнуто шаркающейпоходке, в одежде, в самоуничижительных замечаниях типа: «Мне противнозаглядывать в зеркало, я вижу там старую обезьяну». От самого пожилогочеловека зависит насколько сильно его захватывает это чувство, насколько сильноон покоряется им, насколько они становятся сильнее всех других человеческихчувств [10, с.61].
Эротические чувства (неследует путать с сексуальными) заставляют и мужчин, и женщин следить за своейвнешностью, сохранять половую индивидуальность и привлекательность,мужественность или женственность. Чичиков, увидев Плюшкина, никак не могпонять, кто перед ним, и принял старика за бабу.
Чувство собственногодостоинства требует и в старости самообслуживания, самому управляться совсем и таким образом отстаивать свою независимость. Независимость и одиночествоне совместимы. Независимый, самостоятельный человек не ищет, пока у него естьхоть какие-нибудь силы, ничьей поддержки и помощи, старается сам бытькому-нибудь полезным и необходимым.
Любовь — самое сильное извсех чувств. Любовь к супругу, детям, внукам, другим близким людям, родным покрови или по духу отодвигает старение, избавляет от одиночества, придаетдушевные и физические силы.
И даже в самом чувстве старенияесть не только горечь, но и прелесть. Это чувство дано испытать только тому,кто через все жизненные испытаниями несмотря на них, дожил до старости. Мудрецантичности Луций Анней Сенека, по меркам своего времени — долгожитель, (онпрожил 70 лет), со знанием сути уверял: «Старость полна наслаждений, нужнотолько уметь ими пользоваться».
1.2 История отношения к проблеме старости истарения
Общинно-родовая форма помощиоказывалась в поддержке наименее защищенных членов общности, каковыми являлисьстарики, женщины, дети. По сути, в период язычества была заложена традиция заботыо слабых и немощных.
Фирсов М.В. отметил, что «институтстарцев» зарождался в рамках рода, семьи древних славян. Община постепеннопредопределила отношение к людям, не являющимися активными участниками трудовойи коллективной жизни. Возможно, эта та стадия развития общины, когда достаточноточно дифференцировались статусы родства, сложились представления типа «этотсвет» — «тот свет», «молодость — старость» и т.д. Причемпо отношению к взрослому миру в одной социовозрастной группе находились старикии дети.
Первоначально половозрастноеделение не связывалось с социовозрастным. Архаические народные представления одетях и стариках идентифицировали их как «чистых», не живущих половойжизнью, отсюда общность в одежде у тех и других, и одинаковое отношение к ним. Так,инфатицид (узаконенное убийство ребенка) — довольно характерное явлениена ранних этапах развития общественных отношений, существовал не только вотношении детей, но и стариков [44, с.29].
«Отправление на тот свет»дряхлых и больных стариков имело различные формы: зимой их вывозили на санях и,привязав к лубку, спускали в глубокий овраг; отвозили в мороз в поле или степь,где и бросали; опускали в пустую яму; сажали на печь в пустой хате; везликуда-нибудь и добивали в огородах довбней; увозили в дремучий лес и тамоставляли под деревом; топили.
Однако когда происходитсоциовозрастное деление в общинной жизни и к представлению «старый — молодой» добавляется «старший, мудрый, младший», «главный — неглавный», формируются ритуалы поминовения предков («Масленые деды»,«Радоничные деды», «Троицкие деды»), то ритуал отправления«на тот свет» сменяется культом «мудрой старости», уровеньинфатицида «старцев» снижается (детский инфатицид сохраняется вплотьдо XVIII в).
Формы поддержки стариков былиразличны. Исследование этнологческого материала показало, что там, где покакой-либо причине на помощь не приходила семья, заботу о стариках брала насебя община. Одним из вариантов поддержки стариков был специальный отвод имземель по решению общества, «косячка», который давал возможностьзаготовки сена. В том же случае, когда старики окончательно «впадали вдряхлость», они призревались общиной. Старика определяли на постой ккому-нибудь на несколько суток, где тот получал ночлег и пропитание, затем он«менял» своих кормильцев. Такой вид помощи стал своеобразнойобщественной повинностью. Возможно, в древности формы поддержки были иными, ноих видоизмененная архаическая форма сохранилась до конца XIX столетия.
До принятия христианства на Русисуществовали и другие «закрытые» формы помощи, но все они связаны с«институтом старцев». К примеру, вариантом ухода на «тот свет»был добровольный уход из общины. Пожилые люди, которые не могли участвовать втрудовой деятельности, селились недалеко от общины, на погостах, строили себекельи и жили за счет подаяния. Подобная форма милости существовала, по даннымисследователей, вплоть до XVI в., о чем мы находим свидетельства в новгородскихписцовых книгах, хотя к этому времени «нищепитательство» осуществлялосьцерковью и приходом.
Старики и дети относились кодной социовозрастной группе. Типология «старых» и «малых» внекоторых случаях определялась по признаку «сиротства» (явление,когда субъект оставался без попечения близких родственников). В словаре В. Далясиротство трактуется более широко, чем принято ныне. Сирота — это беспомощный,одинокий, бедный, бесприютный, а также субъект, не имеющий ни отца, ни матери. Понятие«сиротство» не идентифицировали только с институтом детства, оноимело иные, антропоморфные, смыслы и распространялось на другие виды проблем,такие, как хозяйство, деятельность, статус, социальная роль.
С появлением древнерусскогогосударства основные тенденции помощи пожилым людям были связаны с княжескойзащитой и попечительством. Великий князь Владимир Креститель Уставом 996г. вменилв обязанности духовенству заниматься общественным призрением, определивдесятину на содержание монастырей, богаделен и больниц. На протяжении многихвеков церковь и монастыри оставались средоточением социальной помощи старым,убогим, увечным и больным.
Постепенно роль духовенства вделе призрения становилось все более подотчетной и регламентируемой, а значениегуберний возрастало. На них возлагалась организационная, финансовая изаконодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляютсяпервые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать«гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев»(внебрачных детей). Причем губерниям надлежало самим финансировать своисоциальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ» [44, с.106].
К началу XVIвека, наряду с личным участием любого человека в благотворительнойдеятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция,связанная с благотворительной деятельностью государства. По распоряжению ИванаГрозного в каждом городе необходимо было выявить всех нуждающихся в помощи — стариков,убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был быобеспечен приют и уход.
В 70-х годах XVII века в Москвевстречалось более восьми обширных богаделен-больниц (не считая малыхсуществовавших почти при всех церквах), в которых призревал 412 человек
В 1682 г. был издан Указ «Омерах государственного призрения». Указ состоял из трех частей. В первойчасти Указа выделены группы нуждающихся, на которых распространяется особоевнимание государства. К ним относили бедных, увечных, «старых людей»,нищих [48, с.13].
В инструкциях магистратам (от 31января 1724 г) В § 34 подчеркивалось, что призрение бедных, «престарелых идряхлых граждан» лежит непосредственно на магистратах. Для этих целей онидолжны быть пристроены в городские богадельни, а не жить за счет «пропитанияграждан».
Престарелые, дряхлые, увечные,не могущие приобретать себе пропитание трудом, призревались родственниками. Втом случае, если их не было, они призревались за счет крестьянской общины. Сельскомуначальству в лице старост и волостных старшин предписывались ст.698 и 699Устава общественного призрения осуществлять надзор за заведениями общественногопризрения, если такие были, а также за тем, чтобы отдельные члены сельскихобществ не занимались «прошением милостыни» по своей лености.
В практике крестьянскогопризрения преобладали следующие виды общественной помощи. Наиболеераспространенный — поочередное кормление по домам. Сельские сходы обеспечивалинеимущим выдачу хлебных пособий из сельских магазинов. Наряду с этимсуществовали денежные пособия, хотя и незначительные (в каждых губерниях ониимели различные размеры). К тому же «дряхлые и бедные старики» предпочиталипобираться, чем жить не на свободе.
Петр Iсоздал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категориинуждающихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными пороками, урегулировалчастную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.
Впервые при Петре I старость, детство и сиротство становятся объектом попечениягосударства. Немощные старцы, «нищие, больные и престарелые» определялисьв дома Святейшего патриарха (1701г) и Московские богадельни (1710г).
С выходом в 1775 году Положенияо губерниях начинается количественный рост богаделен, и они становятсявсесословными.
В этот период в России начинаетразвиваться определенная социальная политика и законодательство, складываетсясистема призрения людей, и в частности — стариков, нуждающихся в помощи. Церковьпостепенно отходит от дел призрения, выполняя другие функции, а государствосоздает специальные институты, которые начинают осуществлять государственнуюполитику в деле оказания социальной поддержки и защиты
После крестьянской реформы 1861г. происходит реорганизация управления Ведомства учреждений Императрицы Марии. Вединое управление — Опекунский совет Учреждений Императрицы Марии — объединяются Санкт-Петербургский, Московский опекунские советы и Главный советженских учебных заведений. К 1881 г. в Ведомстве состояло 459 учебных иблаготворительных учреждений, где обучались более 20 тыс. человек.
В 1881 г. открываетсяПопечительство для слепых, которое с 1883 г. со своими учреждениями причисленок Ведомству учреждений Императрицы Марии. Попечительство имело свои отделенияна 29 территориях и в 7 комитетах. Основное предназначение Попечительства — оказание помощи слепым, подготовка их к трудовой жизни, развитие сетиучреждений для оказания медицинской помощи. Структура Попечительства включала всебя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетнихслепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых (неспособных к труду). В заведения Попечительства принимались «слепцы без различиянациональности и вероисповедания».
В 1898 г. создаетсяПопечительство Императрицы Марии Федоровны для глухонемых. Его цель — учреждение для глухонемых мастерских, домов трудолюбия, дешевых квартир; призрениепрестарелых и увечных; открытие для малолетних школ, мастерских, убежищ; атакже подготовка учителей для школ, где обучались глухонемые.
Социальная защита престарелыхприобретает все более организованный (создание разветвленной сети учреждений, втом числе и координирующих), массовый (расширение объектов социальной помощи: одинокиестарики, инвалиды, брошенные дети и сироты, беспризорные, нищие, дети-инвалиды,дети с умственными отклонениями, дети — мигранты и т.п.) и сословный характероткрытие богаделен и приютов, организация яслей-приютов, народных школ длядетей низших сословий).
Анализ практики социальнойзащиты пожилых людей в дореволюционной России показал, что отечественнаяистория социальной защиты престарелых складывалась по двум направлениям: государственно-общественномуи частно-церковному. Причем, государственные учреждения преобладали до XIX в. Вначале XIX в. стали создаваться частные приюты, попечительские советы,благотворительные общества. В России была целая сеть приютов, которыесодержались за счет частных лиц и общественных организаций, причем они носилидифференцированный характер: сиротские, городские, сельские, специальные,приходские. Основными субъектами социальной защиты престарелых выступалигосударство, земства, представители духовенства, имущих классов, прогрессивнойинтеллигенции [32, с.105].
Призрение немощных престарелыхполностью находилось на общественном содержании. Богадельни открывались как засчет частных пожертвований, так и за счет средств Приказов общественногопризрения и предназначались для престарелых и убогих лиц всех сословий.
Система общественногогосударственного призрения стариков в России в конце XIX века представляласобой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений. Примечательнойчертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появлениепрофессиональных специалистов. Начинают организовываться различные курсы,ставшие началом профессионального обучения кадров для социальных служб.
Особое внимание также уделялосьпризрению лиц пожилого возраста, которые размещались в богадельни и приюты дляпрестарелых. Для призрения лиц престарелых и не могущих обходиться безпосторонней помощи Московское Городское Управление располагало 10 богадельнямии убежищами на 2170 кроватей. Из них 3 богадельни — Екатерининская, Тихвинскаяи Солдатенковская — перешли к городу уже функционирующими, спустяпродолжительное время после их открытия [12, 164].
В целом в дореволюционной Россииокончательно сформировались три направления помощи нуждающимся лицам пожилоговозраста:
государственное призрение;
земская общественная помощь;
частная добровольческаяблаготворительность.
Для данного периода характернодоминирование общественного подхода, обусловленного рядом факторов [26, с.24].:
с одной стороны, церковь какважнейший институт российского общества, продолжая помогать старикам ибезнадзорным детям, уступает функции непосредственной организации социальнойработы с ними общественным и общественно-государственным организациям;
с другой стороны, государствосоздает определенные правовые и идеологические условия для делегированияфункции призрения за престарелыми, нуждающимися в особой помощи, общественным,негосударственным, частным благотворительным инициативам, в том числе органамнизового местного самоуправления — земствам;
негосударственные благотворителии организации накопили столь значительный опыт социальной работы спрестарелыми, что в определенном смысле начали объективно выполнять функциюгосударственного заказа на организацию подобной работы в широких масштабах [24,с.64].
Таким образом, анализ развитияинститута социальной защиты пожилых людей показал, что социальная защита имеетмноговековую историю, так как нуждающиеся в помощи старики существовали напротяжении всей отечественной истории. Социальная защита пожилых людей к началусоветского периода в России имела определенную теоретическую базу ипрактический опыт.
В начале XX в. общественноепризрение в контексте данного направления осмысляется как система мерправительства, направленных на социальное страхование индивида от различныхсоциальных рисков. Здесь представляют интерес работы М. Оленова, Н. Вигдорчика,Б. Кистяковского. Так, принцип обязательности призрения стариков и больных какосновополагающий принцип гражданского общества, должен, считает М. Оленов,распространяться и на безработных. В данном случае следует осуществлятьсоциальное страхование, пособия которого формируются из отчислений всехработающих граждан, а также государства. Страхование как вид государственногообеспечения наряду с различными видами самопомощи должно «быть не подачкой»,а правом гражданина. Однако это право может реализоваться при следующихусловиях: государственное страхование — дополнительный институт «самодеятельностипролетариата»; общественное страхование, которое на основе законастановится общегосударственным институтом; участие государства в образованиистраховых фондов на основе прямых налогов; все организации государственногострахования подлежат непосредственному управлению и контролю участниковорганизаций.
Разработка законодательства опенсионном обеспечении по старости как самостоятельном виде социальногообеспечения стала проводиться в 1928-1932 гг. Первые пенсии по старости былиустановлены для рабочих текстильной промышленности постановлением НаркомтрудаСССР от 5 января 1928 г. «О предоставлении пенсионного обеспеченияпрестарелым рабочим предприятий текстильной промышленности». Определялсявозраст для получения пенсии по старости: для мужчин — 60 лет, для женщин — 55лет; необходимый для назначения пенсий трудовой стаж устанавливался одинаковыйдля мужчин и женщин — не менее 25 лет.15 мая 1929 г. ЦИК и СНК СССР принялипостановление «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаюстарости», в соответствии с которым пенсионное обеспечение было введено идля рабочих таких ведущих отраслей промышленности, как горная,металлургическая, электропромышленность, железнодорожный и водный транспорт. Сложившеесяв 1928-1932 гг. законодательство о пенсиях рабочим и служащим было положено воснову развиваемого в последующие годы законодательства о пенсионномобеспечении по старости.
В частности, по официальнымданным к концу 1992 г. по сравнению с 1991 г. снизился ввод в эксплуатациюдомов-интернатов для инвалидов и престарелых до 69%, детских дошкольныхучреждений — до 76%, общеобразовательных школ — до 80%.
Министерство социальной защиты кконцу 1995 г. обладало самой разветвленной и разнопрофильной системойсоциальной помощи:
учреждения социальногообслуживания семьи (всех типов) -991;
учреждения социальногообслуживания престарелых и инвалидов (всех типов) — 1029;
отделения социальной помощи надому — 9997;
территориальные центры — 999;
службы социальной срочной помощи- 1366 [44, с.38].
Таким образом, система помощискладывается из совокупности различных учреждений, которые имеют разные формысобственности, систему подчинения, методы работы, направления в оказанииподдержки, источники финансирования и юридический статус.
Глава 2. Практические подходы к организациисоциальной помощи пожилым людям2.1 Организация социальной помощи пожилым всовременной России
В современной России, как,впрочем, и во все времена, пожилым людям необходима определённая помощь. Жизньпорой складывается так, что человек остаётся один на один со своими проблемамив силу как объективных, так и субъективных причин. Вырастают и обзаводятсясвоими семьями дети, у них появляются свои проблемы, требующие немедленногоразрешения, и проблемы родителей уходят на второй план. Человек, в связи свозрастными изменениями, не может далее выполнять свои функциональныеобязанности, и ему приходится оставить работу, что неизбежно ведёт к ухудшениюуровня жизни. Пожилой человек зачастую не в состоянии один справиться согромным количеством накопившихся проблем.
Для пожилого человека серьезнойподдержкой является оказание ему широкого набора услуг, имеется в виду то, чтоперечислено в инструкции работника социальной сферы: доставка продуктов,лекарств, уборка помещения, оформление различных документов, платежей и многоедругое.
Работник социальной сферы недолжен оставлять без внимания проблемы, возникающие у людей пожилого возраста. Преждевсего, следует оказать необходимую консультационную помощь, подсказать, кудаследует обратиться в первую очередь, какие документы следует подготовить. Вотдельных случаях, когда клиент сам не в состоянии собрать необходимыедокументы, долг специалиста социальной службы заключается в оказаниинеобходимой правовой помощи и поддержки.
Пенсионное обеспечение
Для оформления пенсии гражданамнеобходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначениипенсии в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по местужительства [31, с.18].
Если граждане РФ не имеютрегистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление оназначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
Если граждане РФ, не имеютрегистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право податьзаявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактическогопроживания.
Если граждане РФ выехали напостоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительстваи месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление оназначении пенсии непосредственно в ПФР.
Порядок обращения за трудовойпенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионномуобеспечению (кроме пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим) определен«Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии,перехода с одной пенсии на другую» в соответствии с Федеральными законами«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственномпенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденнымипостановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации иПенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 17/19пб.
В соответствии с названнымиПравилами граждане могут обращаться за пенсией в любое время послевозникновения права на нее, без каких-либо ограничений по времени.
Документы, необходимые дляназначения трудовой пенсии по старости:
паспорт,
трудовая книжка, либо документы,выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя,
справка о среднемесячномзаработке за 2000-2001 годы или 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течениетрудовой деятельности.
Кроме того, в необходимыхслучаях прилагаются следующие документы:
документы, подтверждающиеналичие нетрудоспособных членов семьи,
справка, подтверждающаянахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении,
документ о месте пребывания илифактического проживания на территории РФ,
документ, подтверждающий местопостоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ,
документы об изменении фамилии,имени, отчества,
справка об установленииинвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
В связи с ростом цен исреднемесячной заработной платы в Российской Федерации Правительствопредусматривает ряд мер по улучшению уровня жизни пенсионеров [23, с.135]. И,прежде всего, это индексация размера трудовых пенсий — увеличениеразмера трудовых пенсий на основании соответствующего постановленияПравительства Российской Федерации в целях повышения уровня жизни пенсионеров. ЗаконодательствомРоссийской Федерации предусматривается индексация размера страховой частитрудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсиипо случаю потери кормильца (включая фиксированный базовый размер указанныхпенсий).
В течение 2010 года будутиндексироваться трудовые и социальные пенсии. Планируется, что с 1 апреля 2010года на 6,3% будут увеличены трудовые пенсии. Пенсии по государственномупенсионному обеспечению с 1 апреля 2010 года будут проиндексированы на 12,0% иеще на 3,5% с 1 июля 2010 года. Помимо этого 1 апреля 2010 года размер ЕДВбудет увеличен на 10%. В результате всех индексаций к концу следующего годасредний размер трудовой пенсии составит 7902 рубля.
Технически пенсионерам ничего ненадо предпринимать для индексации своих пенсий и для подсчета их нового размера.Пересчет пенсий с учетом утвержденного индекса производится территориальнымиорганами Пенсионного фонда Российской Федерации в автоматическом режиме длявсех пенсионеров.
Помимоиндексации размератрудовых пенсий Пенсионный фонд Российской Федерации предоставляет гражданампожилого возраста в дополнение к пенсии следующие виды социальной помощи:
набор социальных услуг;
социальная доплата к пенсиинеработающим пенсионерам;
компенсационные выплаты по уходуза нетрудоспособными гражданами
Набор социальных услуг
Набор социальных услуг (НСУ) — перечень социальных услуг, предоставляемых получателям ежемесячной денежнойвыплаты.
По выбору пенсионера НСУ можетпредоставляться в натуральной форме либо в денежном выражении в случае отказаот получения набора социальных услуг (социальной услуги) путем подачисоответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РоссийскойФедерации.
На сегодняшний день стоимостьНСУ составляет 705 рублей 10 копеек в месяц, в том числе:
на оплату дополнительнойбесплатной медицинской помощи, в том числе предусматривающей обеспечение всоответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимымилекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а такжеспециализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортноелечение — 627 рублей;
на оплату проезда на пригородномжелезнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту леченияи обратно — 78рублей 10 копеек.
В состав набора социальных услугвключаются следующие услуги:
Дополнительная бесплатнаямедицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствие состандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимымилекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а такжеспециализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов,предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортноелечение.
Перечень лекарственных средств,в том числе назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактическихучреждений, перечень изделий медицинского назначения, специализированныхпродуктов лечебного питания для детей-инвалидов, а также переченьсанаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, утверждаетсяМинистерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Бесплатный проезд на пригородномжелезнодорожном транспорте, а также бесплатный проезд на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальныхуслуг граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право наполучение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и набесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также намеждугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Для получения набора социальныхуслуг необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фондаРоссийской Федерации. Датой возникновения права на получение НСУ является датаназначения гражданину ежемесячной денежной выплаты. К заявлениям опредоставлении набора социальных услуг, об отказе или возобновлении получениянабора социальных услуг гражданину необходимо предоставить паспорт.
Граждане, получающие наборсоциальных услуг, могут отказаться от его получения в пользу денежногоэквивалента, обратившись с заявлением об отказе от получения набора социальныхуслуг:
полностью,
либо от бесплатноголекарственного и санаторно-курортного обеспечения,
либо от проезда на междугородномтранспорте к месту лечения и обратно и пригородном железнодорожном транспорте.
Заявление на следующий годподается гражданином в территориальный орган Пенсионного фонда РоссийскойФедерации в срок до 1 октября текущего года и действует в течение периода, покагражданин имеет право на ЕДВ. Для возобновления предоставления наборасоциальных услуг со следующего года также необходимо подать заявление до 1октября текущего года.
Бланки заявлений
Заявление о предоставлениинабора социальных услуг (социальной услуги),
Заявление об отказе от получениянабора социальных услуг (социальной услуги),
Заявление на возобновлениеполучения набора социальных услуг (социальной услуги).
В том случае, когда пенсионерпрекращает трудовую деятельность и лишается дополнительного источника дохода,он может обратиться в Пенсионный фонд за социальной доплаты к пенсиинеработающим пенсионерам
С 1 января 2010 года в Россииежемесячное материальное обеспечение пенсионера не будет ниже прожиточногоминимума пенсионера, установленного в регионе его проживания.
Все неработающие пенсионеры, чейсовокупный материальный доход ниже регионального прожиточного минимумапенсионера, будут получать федеральную или региональную социальную доплату кпенсии.
Если пенсионер живет в регионе,где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему будет установленафедеральная социальная доплата к пенсии, которая будет выплачиваться Пенсионнымфондом Российской Федерации. Если пенсионер живет в субъекте Федерации, гдепрожиточный минимум пенсионера выше федерального, то ему будет установленарегиональная соцдоплата, которую будут выплачивать органы социальной защитынаселения региона. Прожиточный минимум пенсионера ежегодно устанавливается вкаждом из регионов Российской Федерации законом субъекта Федерации (или инымактом).
Таким образом, величинапрожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации составляет 4780 руб. Величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области всоответствии с Законом Ульяновской области от 29.09.2009 № 129-ЗО «Обустановлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на2010 финансовый год» составляет 3 966 руб.
Право на получение социальнойдоплаты к пенсии предоставляется только неработающим пенсионерам, чья общаясумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимумапенсионера в регионе. Общая сумма материального обеспечения складывается из:
пенсии;
дополнительного материального (социального)обеспечения; ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальныхуслуг);
регулярных мер социальнойподдержки (помощи), установленных законодательством субъектов РоссийскойФедерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки,предоставляемых единовременно);
денежных эквивалентов мерсоциальной поддержки, а также денежных компенсаций расходов:
по оплате за пользованиетелефоном;
по оплате жилых помещений икоммунальных услуг;
по оплате проезда на всех видахпассажирского транспорта (городского, пригородного, междугороднего).
Для получения федеральнойсоциальной доплаты самому пенсионеру ничего делать не надо — Пенсионный фондРоссийской Федерации совместно с органами соцзащиты населения регионарассчитает сумму социальной доплаты и до 1 января 2010 года направит пенсионеруэту ин — формацию. В Пенсионный фонд Российской Федерации нужно обращатьсятолько в том случае, если Вы считаете, что сумма федеральной социальной доплатыдля Вас определена неверно. Тем, кто выйдет на пенсию в 2010 году, федеральнаясоцдоплата будет устанавливаться одновременно с назначением пенсии по заявлениюгражданина.
Работающие пенсионеры не имеютправа на получение социальной доплаты. При поступлении на работу пенсионер,получающий социальную доплату, должен проинформировать об этом Пенсионный фондРоссийской Федерации.
Пересмотр размера федеральнойсоциальной доплаты осуществляется в случае:
изменения величины прожиточногоминимума пенсионера в субъекте Российской Федерации по месту жительствапенсионера (ежегодно на основании закона субъекта Российской Федерации);
изменения (индексации) размеровденежных выплат, установленных пенсионеру;
изменения денежных эквивалентовмер социальной поддержки и денежных компенсаций.
Социальная доплата до уровняпрожиточного минимума пенсионера в регионе устанавливается в соответствии сФедеральным законом от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах вПенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РоссийскойФедерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования“.
Если пенсионер не в состояниисамостоятельно обслуживать себя, и ему нужен постоянный посторонний уход, онвправе рассчитывать на компенсационные выплаты по уходу за нетрудоспособнымигражданами.
Ежемесячная компенсационнаявыплата устанавливается неработающему трудоспособному лицу в связи сосуществлением ухода за нетрудоспособными гражданами, независимо от того,проживают ли они совместно и являются ли они членами его семьи.
К нетрудоспособным гражданамотносятся:
инвалиды Iгруппы;
дети-инвалиды в возрасте до 18лет;
престарелые граждане,нуждающиеся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходелибо достигшие возраста 80 лет.
С 1 июля 2008 года ежемесячныекомпенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уходза нетрудоспособными гражданами, установлены в размере 1 200 рублей.
Ежемесячные компенсационныевыплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношениикаждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления уходаза ним.
Компенсационная выплатаназначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплатупенсии нетрудоспособному гражданину.
Для назначения компенсационнойвыплаты необходимо представить:
заявление лица, осуществляющегоуход, с указанием даты начала ухода и своего места жительства;
заявление нетрудоспособногогражданина о согласии на осуществление за ним ухода конкретным лицом. Принеобходимости орган, осуществляющий выплату пенсии, может подтвердить подлинностьподписи нетрудоспособного гражданина актом обследования. В случае, если уходосуществляется за ребенком-инвалидом либо за лицом, признанным в установленномпорядке недееспособным, такое заявление подается от имени его законногопредставителя. Ребенок-инвалид, достигший 14 лет, вправе подать заявление отсвоего имени. От родителей, осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, такоезаявление не требуется;
справку органа, осуществляющеговыплату пенсии по месту жительства либо по месту пребывания лица, осуществляющегоуход, о том, что пенсия этому лицу не назначалась;
справку органа службы занятостипо месту жительства лица, осуществляющего уход, о неполучении им пособия побезработице;
справку, подтверждающую фактустановления нетрудоспособному гражданину инвалидности, либо выписку из актаего освидетельствования в федеральном государственном учреждениимедико-социальной экспертизы;
медицинское заключение опризнании ребенка в возрасте до 18 лет инвалидом;
заключение лечебного учрежденияо нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем уходе.
В случае, если такие документыимеются в пенсионном деле нетрудоспособного гражданина, их представление нетребуется.
Одновременно предъявляютсяпаспорт и трудовая книжка лица, осуществляющего уход, а также трудовая книжканетрудоспособного гражданина.
Компенсационная выплатаназначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ееназначением с заявлениями и всеми необходимыми документами в орган,осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указаннуювыплату.
Компенсационные выплатыустанавливаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006№ 1455 „О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход занетрудоспособными гражданами“ и Постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 04.06.2007 № 343 „Об осуществлении ежемесячныхкомпенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уходза нетрудоспособными гражданами“. Постановление утверждает Правилаосуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособнымлицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. Таким образом,можно сделать вывод, что государство предусматривает комплекс мер, направленныхна улучшения уровня жизни людей пенсионного возраста.
2.2 Практическое исследование. Определение объёмаоказания социальной помощи пожилым (на примере Пенсионного Фонда Чердаклинскогорайона)
В рамках дипломной работы былопроведено анкетирование, цель которого — выявить удовлетворенность гражданпожилого возраста, социальными услугами, предоставляемых им Пенсионным ФондомЧердаклинского района.
В анкетировании принималиучастие 26 человек пожилого возраста от 58 до 86 лет, из них 12 мужчин (46%) и14 женщин (54%).
Возрастная градация респондентов:55-64 года — 12 человек (46%), 65-74 года — 8 человек (31%), старше 75 лет — 6человек (23%).
/>
Семейное положение респондентов:7 человек (27%) ответили „женат/замужем“, 1 человек (4%) — »холост/незамужем”, 15 человек (58%)«вдовец/вдова», 3 человека (12%)«вразводе». Высокий показатель людей, ответивших «вдовец/вдова» можноотнести к их возрасту.
/>
Большинство респондентов навопрос «есть ли у Вас дети» ответили утвердительно — 24 человека (92%),только два человека ответили отрицательно (8%).
/>
В большинстве случаев пожилымлюдям оказывают помощь дети — 22 человека (92%), 2 человекам (8%) дети непомогают.
/>
На вопрос «Какую именнопомощь оказывают Вам Ваши дети?» респонденты могли выбрать один илинесколько ответов. Полученные данные показывают, что в покупке продуктовпитания принимают участие 16 человек (62%), в уборке квартиры — 14 детей (54%) опрашиваемыхпожилых людей, в покупке лекарственных препаратов — 18 детей (69%); не помогаютсовсем — 2 человека (8%)
/>
Следующий вопрос анкеты вызвалопределённые трудности у анкетируемых. Вначале практически все хотели ответитьутвердительно, так как рассчитывали на бесплатную помощь по хозяйству, нополучив дополнительную информацию об оплате предоставляемых услуг, только двоеопрашиваемых (8%) ответили, что действительно нуждаются в услугах социальногоработника на дому, 24 человека (92%) — не нуждаются.
/>
На вопрос «Сколько лет Вына пенсии?» 1 человек (4%) ответил «менее 5 лет», 8 человек (31%)- «5-10 лет», 10 человек (38%) — «11-15 лет», 5 человек (19%)- «16-20 лет», 2 человека (8%) — «более 20 лет».
/>
Из двадцати шести опрошенных, 7человек (27%) продолжают работать,19 человек (73%) прекратили трудовуюдеятельность.
/>
На вопрос «Предоставляетсяли Вам набор социальных услуг?» 23 человека (88%) ответили «да»,3 человека (12%) — «нет».
/>
В полном объеме набор социальныхуслуг предоставляется 4 респондентам (17%), частично — 12 (54%), отказались отНСУ — 7 человек (30%)
/>
При отказе от набора социальныхуслуг получаемая сумма является достаточной для покрытия расходов на лекарстваи транспорт для 2 человек (29%), а пятерым (71%) данной суммы недостаточно. Наданный вопрос отвечало 7 человек.
/>
На вопрос «Получаете ли Выдоплату к пенсии?» 7 человек (27%) ответили «да»,19 человек (73%)- «нет». Положительный ответ на данный вопрос можно связать с низкимдоходом последних.
/>
9 пожилых людей (35%) нуждаютсяв постоянном постороннем уходе.17 человек (65%) — не нуждаются.
/>
На вопрос «Кто осуществляетуход за Вами?» 7 человек (78%) ответили «родственники», по 1человеку (11%) — «соседи» и «сотрудники социальной службы»
/>
На вопрос «Получает ликомпенсационную выплату человек, ухаживающий за Вами?» из 9 человек,ответивших на предыдущий вопрос 7 человек (78%) ответили «да», 2человека (22%) — «нет».
/>
Отрицательный ответ дали люди,не имеющие достаточной информации по вопросу назначения компенсационной выплатыпо уходу за нетрудоспособным гражданином. После получения подробнойконсультации, данной автором дипломной работы, граждане обратились всоответствующую инстанцию — Пенсионный фонд.
Полученные в ходе анкетированияданные показали, что реципиенты, в целом, удовлетворены объёмом услуг,предоставляемых Пенсионным фондом Чердаклинского района. По их отзывам сотрудникифонда оказывают квалифицированную помощь всем обратившимся, ни одно обращениене остаётся без ответа. Они делают всё возможное для улучшения условий жизнипенсионеров района.
Подтверждением вышесказанномумогут послужить статистические данные из официального отчёта о работеПенсионного фонда Чердаклинского района за первые четыре месяца 2010 года.
За назначением пенсии вПенсионный Фонд Чердаклинского района с января по апрель 2010 года обратились293 человека: 73 человека (25%) в январе, 69 человек (24%) — феврале, 67человек (23%) — марте, 84 человека (38%) — апреле.
/>
За установлением ежемесячнойденежной выплаты в Пенсионный Фонд Чердаклинского района с января по апрель2010 года обратились 183 человека: 35 человек (19%) в январе, 46 человек (25%) — феврале, 45 человек (25%) — марте, 57 человека (31%) — апреле.
/>
Отказ от набора социальных услугв Пенсионном Фонде Чердаклинского района с января по апрель 2010 года оформили65 человек: человека (17%) в январе, 12 человек (18%) — феврале,20 человек (31%)- марте, 22 человека (34%) — апреле.
/>
За установлением компенсации науход в Пенсионном Фонд Чердаклинского района с января по апрель 2010 годаобратились 32 человек: человека (17%) в январе, 54 человек (27%) — феврале, 58человек (28%) — марте, 58 человека (28%) — апреле.
/>
Таким образом, можно отметить,что работа Пенсионного фонда Чердаклинского района оценивается реципиентами, вцелом, положительно. Люди предпенсионного возраста получают достаточнуюинформацию о наборе документов, необходимых для назначения пенсии и другихсоциальных выплат.
Заключение
Социальное обеспечение в нашей стране находится в постоянном развитии. Скаждым годом все совершеннее становится законодательно-правовая база,следовательно, повышается качество жизни населения, в целом, и пожилых людей, вчастности. Социальным обеспечением граждан занимаются различные структуры, втом числе и отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации.
Задачи, поставленные в начале исследования: проанализироватьлитературу по данной теме; раскрыть сущность пожилого возраста; рассмотретьвиды социальной помощи, оказываемой Пенсионным Фондом, пожилым людям; провести практическоеисследование деятельности Пенсионного Фонда Чердаклинского района; обобщитьполученные результаты, — выполнены в полномобъеме.
В первой главе «Теоретико-методологические основы организациисоциальной работы с пожилыми людьми» дана развернутая характеристика людейпожилого возраста и особенности их поведения.
Проанализировав значительныйобъем литературы, автор приходит к выводу, что отношение к проблеме старения наразных этапах развития общества было не однозначным: от полного отказа в помощистарикам до создания относительно комфортных условий жизни.
Во второй главе «Практическиеподходы к организации социальной помощи пожилым людям» рассмотренооказание социальной помощи на примере Пенсионного Фонда Российской Федерации. Приведенынормативно-правовые акты, на основании которых назначаются пенсии и другиесоциальные выплаты. Описан порядок оформления, перечислены документы,необходимые для назначения социальной помощи.
В рамках дипломной работы былопроведено анкетирование, цель которого — выявить удовлетворенность гражданпожилого возраста, социальными услугами, предоставляемых им Пенсионным ФондомЧердаклинского района. В исследовании принимали участие 26 человек, которые,как показал анализ полученных в ходе анкетирования данных, в целом, удовлетвореныобъёмом услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Чердаклинского района. Пообщему мнению реципиентов сотрудники фонда оказывают квалифицированную помощьвсем обратившимся к ним гражданам, предпринимают все меры для улучшения условийжизни пенсионеров района.
Данное исследование в полномобъеме подтвердило заявленную гипотезу — проведение анкетирования и анализполученных результатов будет способствовать определению степениудовлетворенности жителей Чердаклинского района объемом оказания социальнойпомощи.
Список литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «Окомпенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособнымигражданами»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343«Об осуществлении ежемесячных компенсационных выплат неработающимтрудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».
3. Федеральный закон РФ № от 17.07.1999 г.178-ФЗ «О государственнойсоциальной помощи»,
4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовыхпенсиях в Российской Федерации»,
5. Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившимисилу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РоссийскойФедерации в связи с принятием Федерального закона „О страховых взносах вПенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РоссийскойФедерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования“,
6. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ „О прожиточномминимуме в Российской Федерации“
7. Закон Ульяновской области от 29.09.2009 № 129-ЗО „Об установлениивеличины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на 2010финансовый год“
8. Абросимова Б.А. О благотворительных организациях в СССР // Советскоеправо. 1992. № 1.
9. Альперович В.Д. Социальная геронтология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1997. — 576с.
10. Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательствоСКНЦ ВШ, 1998. — 104с.
11. Анисимов В.Н. Горячие точки современной геронтологии // Природа. — 2007.- N 2. — С.52-60.
12. Антология социальной работы. в 5 т. Т.1. История социальной помощи вРоссии / сост. Фирсов М.В. — М.: Ставрогъ — НВФ СПТ, — 1994.
13. Бадя Л.В. Исторический опыт социальной работы в России. М., 1994.
14. Белоконь О.В., Фролова И.А. О положении пожилой семьи в обществе: Российский,Европейский, Индонезийский варианты // Современные проблемы старения населенияв мире: тенденции, перспективы, взаимоотношения между поколениями, — М.: МАКСЛресс,2004. — С.131-139.
15. Бобков В.Н. Уровень жизни пенсионеров и пути его повышения / Бобков В.Н.,Горлов И.С., Лукина Л.Г. // Уровень жизни населения регионов России. — 2008. — N8. — С.3-17.
16. Большой толковый социологиеский словарь (Collins).Том 2 (П-Я): Пер. с англ. — м.: Вече, АСТ, 2001. — 544 с.
17. Бондаренко И. Приемная семья для пожилого человека // Социальная защита.№11-12.1998.
18. Возраст мудрости — возраст созидания / Программа развития ООН. — М., 1999.- 75с.
19. Дартау Л.А., Захаров В.Н., Белоконь О.В., Осипенко А.П. Пожилоенаселение России и управление в сфере медико-социальной защиты // Успехигеронтологии, — 1998. — Вып.2. с.126-132.
20. Игнатиус Д. Благотворительность XIX века // Вестник благотворительности.1999. № 1.
21. Качкин А.В. Особенности стиля жизни пожилого человека. / Пожилой человек.- Ульяновск, 1995. — С.45 — 55.
22. Киселев С.Г. О некоторых вопросах организации социальной защиты пожилыхлюдей в Российской Федерации // Медицинские и социальные проблемы вгеронтологии. Самара, 1996.
23. Козлова Т.З. О социальном положении пенсионеров // Социол. исслед. — 2008.- N 5. — С.135-137.
24. Костина Е.Ю. История социальной работы: Учебно-методическое пособие длястудентов Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2004. — 110с.
25. Легко ли быть пожилым? // Моск. правда. — 2006. — 1 февр. — С.6.
26. Лозовская Е.Г., Новак Е.С., Краснова В.Г. История социальной работы вРоссии: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности „Социальнаяработа“. — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. — 72с.
27. Манукян Э. Социальная защита пожилых: новые тенденции // Соц. обеспечение.- 2003. — N 8. — С.14-20.
28. Медведева Г.П. Введение в социальную геронтологию. — М.: Московскийпсихолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО „МОДЭК“, 2000.- 96 с.
29. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учеб.Пособие. — М.: Издательско-книготорговый центр „Маркетинг“, 2001.
30. От истоков социальной помощи до новейшей истории социальной работы вРоссии: Материалы по истории соц. работы в России для семинар. и практ. занятий/ Под ред.П.Я. Циткилова. — Новочеркасск: Новочеркас. гос. техн. ун-т, 1996.
31. Пенсионеры и пенсии. Ответы на вопросы по пенсионной реформе // Независ.библ. адвокат. — 2003. — N 1. — С.3-54.
32. Поддубная Т.Н. Становление и развитие института социальной защитыдетства В России. // Ученые записки. — Москва РГСУ. 2006. №4 (52). С.106
33. Писарев А.В. Образ пожилых в современной России // Социол. исслед. — 2004.- N 4. — С.51-56.
34. Пожилой человек: проблемы возраста и аспекты социальной защиты. Ульяновск,1995
35. Семенова Л. Российская благотворительность: воспоминание о прошлом илинаказ на будущее // Социальная работа. 1992. № 1.
36. Соловьева Л. Пожилые люди и общество // Политологический журнал. — 1991.- № 6. — С.39-44. .
37. Социальная геронтология: современные исследования. — М.: РАН, 1994. — 40с.
38. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред.Е.И. Холостова. — М.: ИНФРА-М,2002. — 474 с.
39. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство,ответственность. Материалы Общероссийского съезда социальных работников. — Саратов,2003.
40. Спасибенко С.Г. Проблема социализации пожилых и старых людей // Соц. — гуман.знания. — 2003. — N 2. — С.129-148.
41. Справочник социального работника / В.Д. Альперович [и др.]; под общ. ред.Е.П. Агапова, В.А. Шапинского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 336с. — (Профессиональноемастерство).
42. Стародубов В.И., Белоконь О.В., Иванкова Л.В. Качество жизни пожилых (порезультатам опросов). — М.: ЦНИИОИЗ, 2003.
43. Сухоруков М.М. Социальная работа в России // Социальная защита. 1995. № 5,6.
44. Фирсов М.В. История социальной работы в России. — М.: Гуманит. изд. ЦентрВЛАДОС, 1999. — 256 с.
45. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. — М.: „Дашков иК“, 2005. — 296 с.
46. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-технологическийинститут, 1999. — 320с.
47. Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии. — М.: Владос, 1999. — 160 с.
48. Шмелева Н.Б., Малых С.Б., Шубович М.М. Психолого-педагогические основысоциальной работы с людьми старшего поколения: учебно-методическое пособие. — Ульяновск, УлГУ, 2006. — 140 с.
49. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни.М., 1996.
50. Яцемирская Р.С. Психология старческого и пожилого возраста. Учебноепособие. — М.: МГСУ, 2002, с.9.
51. Яцемирская Р.С. Социальная геронтология. Изд. Академический проспект. 2006.- 224 с
52. http://www.gks.ru/wps/portal/
53. http://www.mk.ru/economics/article/2009/12/29/407412-professii-novogo-veka.html
Приложение
Анкета
Возраст
55-64
65-74
старше 75
Пол
мужской
женский
Семейное положение
женат/замужем
холост/не замужем
вдовец/вдова
в разводе
Есть ли у Вас дети?
да
нет
Оказывают ли Ваши дети помощь
да
нет
Какую именно помощь оказываютВам Ваши дети?
покупке продуктов питания
уборке квартиры
покупке лекарственных средств
не помогают
Нуждаетесь ли Вы в услугахсоциального работника на дому?
да,
нет
Сколько лет Вы на пенсии?
менее 5 лет
5-10 лет
11-15 лет
более 15 лет
Вы продолжаете работать?
да
нет
Предоставляется ли Вам наборсоциальных услуг?
да
нет
Если Вам предоставляется наборсоциальных услуг, то в каком объеме?
в полном объеме
частично
отказался
Если Вы отказались от наборасоциальных услуг является ли получаемая сумма достаточной для покрытия расходовна лекарства и транспорт?
да,
нет.
Получаете ли Вы доплату к пенсии?
да
нет
Нуждаетесь ли Вы в постоянномпостороннем уходе?
да
нет
Кто осуществляет уход за Вами?
родственники
соседи
сотрудники социальной службы
Получает ли компенсационнуювыплату человек, ухаживающий за Вами?
да
нет