Организация социальной защиты инвалидов в Российской Федерации

–PAGE_BREAK–6.                Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» № 195-ФЗ от 10.12.1995г.
7.                Постановление Правительства РФ «Об обеспечении фор­мирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» №927 от12.08.1994г.
8.                Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государ­ственной поддержки инвалидов» № 1011 от 1.06.1996г. (с изм. от 27.04.2000г.)
9.                Указ Президента Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» № 802 от 27.07.1992г.
10.           Постановление Министерства социальной защиты населения РФ «О пенсион­ном обеспечении детей, находящихся на полном государственном содержа­нии» № 1—6-у от 23.06.1995г.
11.           Постановление Министерства труда РФ «Об утверждении примерного Положения об индивидуальной программе реабилитации инвалида» № 42 от 14.12.1996г.
12.           Приказ Министерства образования РФ от 18.06.2001г. № 2417                          «О реализации решения коллегии №10 от 15.05.2001г. «Об опыте работы вузов России по обеспечению доступности высшего профессионального образования для ин­валидов»»
13.           Письмо Министерства образования РФ от 25.03.1999г. № 27/502—6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального об­разования»
14.           Разъяснение Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. №3/02—18/05—2256 «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» (утв. постановлением Минтру­да РФ и Фонда социального страхования РФ от 4.04.2000г. № 26/34)
15.           Постановление Минтруда РФ от 27.07.1999г. № 29 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности социально-оздорови­тельных центров граждан пожилого возраста и инвалидов»
16.           Постановление Минтруда РФ от 29.10.1998г. №44 «О рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения»
17.           Приказ Минздрава РФ и Минтруда РФ от 25.02.1998г. №50/18 «Об утверждении формы направления детей в возрасте до 16 лет на освидетельство­вание в учреждения медико-социальной экспертизы»
18.           Постановление Минтруда РФ и Минздрава РФ от 29.01.1997г. № 1/30 «Об утверждении Классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы»
19.           Постановление-приказ Минтруда РФ, Минздрава РФ и Минобразования РФ от 23.12.1996г. № 21/417/515 «Об утверждении Примерного положения о реабилитационном учреждении»
20.           Приказ Минобразования РФ и Минздравмедпрома РФ от 18.07.1994г. №268/146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9,11 (12) классов общеобразовательных учреждений»
21.           Постановление Минтруда РФ от 8.09.1993г. №150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рын­ках труда»
22.           И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.

III. Практические меры социальной защиты инвалидов
3.1. Создание среды обитания без барьеров
Критерием оценки политики в отношении инвалидов может слу­жить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информа­ции и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено 2.10.1992г. Указом Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». В России разработаны стандартные правила, учитывающие потребности инвалидов при строительстве жилья, устройстве социальной инфраструктуры. Од­нако самым важным препятствием для реализации этого направления остается отсутствие механизма, обязывающего принимать соот­ветствующие меры.
В России сформирована и реализуется фе­деральная целевая программа «Формирование доступной для инва­лидов среды жизнедеятельности». Вместе с тем законодательная база — всего лишь предпосылка для большой работы по созданию среды без барьеров. Создание таковой должно начинаться как детальная разработка частных механизмов, обеспечивающих реализа­цию декларируемых норм, мониторинг жилищных и социально-про­странственных нужд инвалидов, политика адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов.
На сегодняшний день в России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предпри­ятий — производителей технических средств для реабилитации ин­валидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвали­дов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим — «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла — коляски с изме­няемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствован­ные модели тростей и костылей.
Закон «О социаль­ной защите инвалидов в РФ» обязывает власти создавать инвалидам условия для свободного доступа к объектам социальной инфра­структуры. В настоящее время положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в действующих строительных нормах и правилах, откорректирован­ных с целью учета в них требований доступности зданий и сооруже­ний для инвалидов. В регионах России местными экспертными орга­нами должен быть установлен контроль над качеством проектной документации на строительство и реконструкцию зданий и сооруже­ний в части обеспечения доступа инвалидов к зданиям, сооружени­ям и входящим в их состав помещениям, чтобы беспрепятственно получать необходимый комплекс услуг.
В соответствии с законом местные власти не должны выдавать лицензии тем автотранспортным предприятиям, которые отказыва­ются оснащать свои автобусы подъемниками. Перспективным пла­ном благоустройства города считается поэтапная реконструкция улиц и перекрестков, когда учитываются и требования инвалидов. Однако декларируемое законом положение, что «организации неза­висимо от организационно-правовых форм и форм собственности несут ответственность за неисполнение обязанностей по обеспече­нию доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», на деле не сопровождается механизмами реализации; нет и четких обозначений ответственности за неисполнение закона, не предусмот­рены рычаги контроля, проверки, стандартизации объектов социаль­ной инфраструктуры.
Специальными устройствами, облегчающими жизнь инвалидам, должны быть оборудованы также аэропорты, железнодорожные и автовокзалы, тротуары и дорожные переходы. Должны быть отдель­ные стоянки и номера для автотранспорта инвалидов, специальные туалеты, что уже стало обычным во многих странах мира.
Таким образом, на сегодняшний день основы формирования сре­ды жизнедеятельности инвалидов, в которой не было бы барьеров, только начинают разрабатываться, хотя Указ Президента «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельно­сти» был принят несколько лет назад. Те, от кого зависит создание такой сре­ды, среди препятствий к внедрению разработанных градостроитель­ных и жилищных нормативов чаще всего называют финансовые проблемы. Однако, это проблема расстановки приоритетов и недостатка контроля над реализацией законодательных норм.
Чтобы социальное обслуживание инвалидов осуществлялось в цивилизованных условиях, вопрос среды обитания требует своего немедленного решения. Необходимо всячески привлекать к нему внимание общественности, властей и журналистов.
3.2. Льготы и компенсации
В соответствии с законодательством о социальной защите инвали­дов им предоставляется значительное количество прав, льгот и ком­пенсаций. Все они подразделяются на группы в зависимости от формы и периодичности предоставления, категории предоставляемых льгот.
По форме предоставления:
·                   Имеющие «моральную» форму (преимущественное или перво­очередное право в чем-либо).
·                   Имеющие денежную форму (бесплатное обеспечение лекарства­ми или бесплатное пользование поликлиниками).
·                   Имеющие натуральную форму (бесплатное предоставление автотранспортных средств, мото- и велоколясок, обеспечение топливом).
По периодичности предоставления:
·                   Имеющие одноразовый характер или предоставляемые с боль­шой периодичностью (бесплатная установка телефона, капиталь­ный ремонт или предоставление жилой площади).
·                   Имеющие ежемесячный характер (компенсация части стоимости жилой площади, коммунальных услуг).
·                   Имеющие годовую периодичность (бесплатный проезд раз в год или в два года в междугородном транспорте, санаторно-курорт­ное лечение или его компенсация).
·                   Имеющие постоянный характер (льготы на проезд в городском, общественном транспорте, бесплатное обслуживание, льготы при покупке лекарств).
По категориям льгот:
·                   По пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате посо­бий.
·                   По получению, приобретению, строительству и содержанию жи­лых помещений.
·                   По коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию.
·                   По медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, са­наторно-курортному   лечению,   обеспечению   лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
·                   По обеспечению транспортными средствами и оплате проезда.
·                   По трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда.
·                   По пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищ­ных и спортивно-оздоровительных учреждений.
·                   По получению услуг учреждений социального обслуживания, со­циальной и юридической помощи.
Реалии же таковы, что значительное количество инвали­дов в настоящее время не получают необходимой для возвращения к нормальной трудовой, семейной и общественной жизни помощи, в которой они нуждаются.
В России права людей с ограниченными возможностями на уча­стие в жизни общества и защита их интересов закреплены федераль­ным законодательством и рядом подзаконных актов. Однако, большинство инвалидов из-за того, что нет усло­вий для передвижения в общественном транспорте, въезда и выезда в жилые и учебные строения инвалидных колясок, а также потому, что нет специальных программ обучения, учебные места не оборудо­ваны (хотя право на образование гарантировано Конституцией Рос­сийской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образо­вании»), не могут обучаться на равных со здоровыми гражданами в учреждениях общего образования. По этим и многим другим причи­нам не в полной мере реализованы и иные права и возможности ин­валидов.
Официально провозглашаемая политика в области социальной защиты инвалидов и ее реализация весьма расходятся, между ними нет согласованности. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, оказались в числе беднейших слоев населения. Размер пенсии во многих регионах не покрывает реальные расходы на лекарства и другие необходимые инвалиду и обещанные ему государством блага.
3.3. Медицинское обслуживание
В соответствии с основами законодательства Российской Феде­рации об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993г., ста­тья 27, люди с ограниченными возможностями, в том числе дети-ин­валиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, про­тезно-ортопедическими  изделиями,  средствами передвижения  на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и пе­реподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бес­платную медико-социальную помощь в учреждениях государствен­ной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности — на содержание в учреждениях системы социальной за­щиты населения.
Государство предусматривает оказание инвалидам квалифицированной меди­цинской помощи бесплатно или на льготных условиях, а также бесплатное обеспечение лекарствами и изделиями медицинского назначения. Восстановительное лечение и реконструктивная хирургия должны осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Порядок оказания различных видов медицинской помощи инвалидам определен рядом норма­тивных актов Правительства Российской Федерации.
Одним из этапов процесса медицинского обеспечения инвалидов выступает санаторно-курортное лечение. Санаторно-курортный комплекс нашей страны не имеет аналогов в мире. Разработанный отечественной курортологией диф­ференцированный подход к использованию природных лечебных факторов с учетом специфики их действий позволил провести рациональную медицин­скую специализацию санаториев на всей территории Российской Федерации. Несмотря на эти показатели, в целом ситуация в стране по обеспечению инва­лидов и лиц, страдающих различными заболеваниями, санаторно-курортными путевками сложная. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-ку­рортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В управлении социальной защиты населения по месту жительства инвалид, нуждающийся в лечении, на основании заявления и ме­дицинской справки ставится в очередь на получение путевки. Ожидание санаторно-курортной путевки ин­валидами нередко растягивается на годы.
Различают социально-медицинскую и медико-социальную помощь инвалидам. Первая обеспечивает уход в случае болезни и неспособ­ности удовлетворить свои основные жизненные потребности. Вто­рая направлена на лечение, уход, поддержание активного образа жизни. В первом случае за оказание помощи отвечают учреждения социальной защиты, во втором — государственные и муниципальные органы здравоохранения.
Социально-медицинские и медико-социальные услуги оказыва­ются как в стационарах, так и на дому. К стационарным учреждени­ям относятся больницы или отделения сестринского ухода. Собственно систему социальной защиты составляют дома-интернаты, геронтологические центры, пси­хоневрологические и другие стационарные учреждения. С 1997г. при центрах социального обслуживания стали разви­ваться специализированные отделения социально-медицинского об­служивания на дому.
    продолжение
–PAGE_BREAK–В области реализации инвалидами своего права на здоровье необ­ходимо координировать усилия различных ведомств и секторов, добиваться их взаимодействия, причем первоочередная роль может принадлежать даже не официальным властным институтам, не ми­нистерским или региональным органам управления, а самым разным профессиональным и общественным объединениям, в частности врачебным ассоциациям и организациям инвалидов. Они призваны добиваться необходимых обществу решений, твердо отстаивая свое мнение в государственных институтах. Ведь в соответствии с международными конвенциями, нормами международного права, граждан­ским и профессиональным кодексами на врачей возложены не толь­ко лечение и организация профилактики болезней, но и обязанность побуждать власти к активным действиям.
3.4. Обеспечение жильем
Конституция Российской Федерации, провозглашает в числе основных прав и свобод человека и граждани­на право на жилище. Жилищная политика в отношении инвалидов — важнейший момент, затрагивающий вопросы доступной среды жизнедеятельности.
Согласно статье 40 Конституции РФ, малоимущие и иные категории граж­дан, определенные законом, подлежат обеспечению жильем бесплат­но или за доступную плату. К таким гражданам, в частности, отно­сятся инвалиды войны и лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний.
Обеспечение инвалидов жилой площадью предусмотрено статьей 17 закона «О социальной защите инвалидов РФ». В дополнение к за­кону было принято Постановление Правительства РФ «О предо­ставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммуналь­ных услуг» от 27.07.1996г. № 901.
Основные положения таковы:
·                   льготы по оплате жилья и коммунальных услуг предоставляются любому инвалиду и не зависят от группы и причин инвалидно­сти;
·                   инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, могут состоять на учете для улучшения жилищных условий одновременно по месту работы и месту жительства;
·                   при предоставлении жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, учитываются рекомендации индиви­дуальной программы реабилитации (ИПР), состояние их здоро­вья, а также другие обстоятельства;
·                   дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством РФ;
·                   предоставление инвалиду жилого помещения в домах государст­венного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Весьма болезненный вопрос в отстаивании имущественных прав детей-инвалидов, в частности оставшихся без попечения родителей, а также людей с ограниченными возможностями в возрасте старше 18 лет — защита их прав на жилье.
Проблема обеспечения инвалидов жильем в разных регионах России продолжает оставаться очень острой и медленно решаемой из-за недостаточного финансирования. Сложная экономическая об­становка, трудности, возникающие с бюджетным финансированием жилищного строительства, приводят к массовым нарушениям жи­лищных прав инвалидов практически во всех субъектах Федерации. И хотя есть целый ряд положительных примеров, когда инвалиды получают жилье или улучшают свои жилищные условия при содей­ствии администрации своего региона, все же в отдельных субъектах Российской Федерации принимаются акты, ущемляющие права лю­дей с ограниченными возможностями на жилищное обеспечение, установленные федеральным законодательством. Не разрешается проблема обеспечения инвалидов жильем в субъ­ектах Федерации и с помощью института безвозмездных субсидий на его строительство. Во многих случаях вмешательство правозащитных организаций приводит к разрешению проблемы и утверждению прав инвалидов. Специалисты по социальной работе в каждой конкретной ситуации должны помогать людям с инвалидностью отстаивать их права на жилье, приспособленное к их особым потребностям.
3.5. Занятость и обучение инвалидов
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способно­стью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида — пра­во на труд. Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и «О занятости населе­ния в Российской Федерации», направленными на создание инвали­дам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей до­ход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации. Для осуществления этого права необходима актив­ная государственная политика, направленная на содействие занято­сти инвалидов, поскольку положение людей с ограниченными воз­можностями на рынке труда в России остается несоответствующим их потенциальным возможностям, а их занятость — неоправданно низкой.
Одной из основных мер, направленных на решение проблемы занятости инвалидов в настоя­щее время, служит установление органами исполнительной власти субъектов Федерации квот на трудоустройство данной категории граждан, которые даются организациям независимо от организаци­онно-правовых форм. По информации Министерства труда и соци­ального развития Российской Федерации, в 2000г. в рамках установленной квоты трудоустроено около 12 000 инвалидов.
В рамках федеральной целевой программы содействия занятости населения России территори­альными органами Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения для лиц, имеющих ограничение трудоспособности, реализуется комплекс та­ких мер, как оказание консультативных и профориентационных ус­луг; помощь в поиске работы; профессиональное обучение; квотиро­вание рабочих мест.
Однако ныне проявились новые проблемы в создании квот для инвалидов. Работодатели, подчиняясь требованию государства, хотя и выделяют вакансии, но не те, что устраивают людей с ограничен­ными возможностями. Суть в том, что доход в виде заработной пла­ты, получаемой работниками с инвалидностью на таких трудовых местах, не покрывает затрат, которые приходится нести в связи с ут­рачиваемыми ими в этом случае льготами на лекарственные препараты. Кроме того, предоставляемые вакансии не отвечают нуждам инвалидов, не адаптированы к их особым потребностям, условия труда бывают неудовлетворительны, что приводит к риску обостре­ния заболевания и снижению трудоспособности.
Одно из ос­новных направлении поддержки инвалидов — профессиональная реабилитация, важнейшая составная часть государственной полити­ки в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями. Профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна государству, поскольку средства, вложенные в нее, будут возвращаться в виде налоговых поступлений как следствия трудоустройства инвалидов.
Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов — важнейшие аспекты их профессиональной реабилита­ции. Специальные учебные заведения не обеспечивают подготовки инвалидов на уровне, гарантирующем их конкурентоспособность, а некоторые из них выпускают специалистов, которые заведомо ока­зываются невостребованными. В значительной мере это обусловле­но следующими причинами:
·                   специалисты медико-социальной экспертизы, которые сегодня осуществляют   профессиональную   ориентацию   инвалидов,   не владеют  информацией  о  показаниях  и  противопоказаниях  к приему в высшие и другие образовательные учреждения, ориен­тируясь на пожелания самих инвалидов;
·                   инвалиды не имеют доступа к информации о показаниях и проти­вопоказаниях к приему в образовательные учреждения, мало что знают о выбранной профессии и условиях труда в данной про­фессиональной сфере;
·                   специальные образовательные учреждения системы социальной защиты населения непрестижны и не дают перспектив для после­дующего трудоустройства на хорошо оплачиваемые должности;
·                   образовательные учреждения не приспособлены под инвалидов, чьи психосоматические возможности требуют особой инфраструк­туры помещений, специального оборудования учебных мест и осо­бой методики обучения. Соответственно круг профессий, которым могут быть обучены инвалиды, сужается и субъективно формиру­ются противопоказания для приема в образовательные учрежде­ния.
В процесс профессиональной реабилитации инвалидов вовлечены не только органы социальной защиты, службы занятости населения, учебные заведения, но и, естественно, работодатели.
В соответствии с установленной квотой для приема на работу работодатели обязаны:
·                   создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инва­лидов;
·                   создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивиду­альной программой реабилитации;
·                   предоставлять в установленном порядке информацию, необходи­мую для организации занятости инвалидов.
В свою очередь некоторым категориям работодателей гарантиру­ется государственная поддержка (предоставление налоговых и иных льгот). Предприятия, на которых занято не менее 30% инвалидов, обла­дают правом на льготное налогообложение, финансовое и матери­ально-техническое обеспечение, а при числе работающих инвалидов более 50% — освобождаются от уплаты местных налогов, НДС, нало­га на имущество и платежей в Пенсионный фонд, Фонд занятости и Фонд медицинского страхования.
3.6. Финансирование и пенсионное обеспечение
Самым слабым местом социальной политики в отношении инвали­дов остается отсутствие ее единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной систем­ной концепцией. Законы, обеспечивающие льготы, противоречат основному финансовому закону страны — Закону о федеральном бюджете РФ: они исходят из непреложного выполне­ния обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта Фе­дерации перед получателем, однако российское законодательство о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения раз­личных бюджетных статей и предусматривает возможность недофи­нансирования по отдельным статьям.
В рамках реформы пенсионной системы России в соответствии с новыми Федеральными законами № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (от 17.12.2001г.) и № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (от 15.12.2001г.) суще­ствует несколько видов пенсий для инвалидов: государственная и трудовая.
Размер государственной пенсии исчисляется как производная от размера базовой части трудовой пенсии в зависимости от категории пенсионера и составляет, например, для инвалидов, имеющих огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени при на­ступлении инвалидности вследствие военной травмы, — 300% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Феде­ральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно муж­чины и женщины).
В соответствии со статьей 18 Закона «О государственном пенси­онном обеспечении в Российской Федерации», социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
·                   инвалидам с детства, имеющим ограничение способности к тру­довой деятельности 3-й и 2-й степени, инвалидам, имеющим огра­ничение способности к трудовой деятельности 3-й степени, де­тям-инвалидам —   100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 ста­тьи 15 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
·                   инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой дея­тельности   1-й степени, — 85% размера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» для граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и жен­щины), но не менее 400 рублей в месяц.
Остальные граждане, имеющие инвалидность, получают трудо­вую пенсию по инвалидности, размер которой исчисляется как сум­ма ее базовой, страховой и накопительной частей.
Инвалиды, получающие социальную пенсию, находят­ся в наихудшем положении. Таким образом, налицо расхождение пенсионного законодательства и требования статьи 2 ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ», со­гласно которой устанавливаемые минимальные размеры оплаты тру­да, пенсий, как и оказание необходимой государственной социаль­ной помощи малоимущим гражданам, должны определяться исходя из прожиточного минимума.
В настоящее время пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем их доходов и занятостью (незанятостью), а также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.
Пенсии выполняют исключительно функцию социальной поддержки ин­валидов, будучи по своей природе социальным пособием тем лицам, которые не обладают достаточной конкурентоспособностью, чтобы прокормить себя.
Несовершенство существующей системы финансового обеспече­ния политики в отношении инвалидов приводит к недофинансиро­ванию отдельных мероприятий, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций.
Основное преимущество пенсии как социального вида помощи инвалиду — законодательно закрепленная обязательность предоставления и гарантированность выплат.
Все ос­тальные виды помощи, мероприятия, затрагивающие людей с огра­ниченными возможностями, не гарантируют обязательности финан­сирования и, как показывает практика, не финансируются в полном объеме.
3.7. Социальное обслуживание
Согласно российскому законодательству, социальное обслужива­ние — это деятельность соответствующих служб по социальной под­держке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, пси­холого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граж­дан, находящихся и трудной жизненной ситуации.
Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен фе­деральный перечень гарантированных государством социальных ус­луг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-тру­довой реабилитацией.
Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставле­ния социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:
·                   одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установлен­ного для данного региона;
·                   инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;
·                   инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход кото­рых ниже прожиточного минимума.
Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собст­венности.
    продолжение
–PAGE_BREAK–