ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО
Четырнадцатый факультет дистанционного обучения (Сормово)
специальность: «Экономика и управление на предприятии (вмашиностроении)»
дисциплина: «Организация производства»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Организация транспортного хозяйства на предприятии (напримере Бутурлинское ДРСП ОАО „Нижегородавтодор“)»
Курсовую работу выполнил:
студент гр.14-22ЭУ/4
заочной формы обучения
Бугайчук С.Ю.
Проверил: Ильичева Н.М.
г. Нижний Новгород 2009 год
Содержание
Введение
Глава 1. Задачи, функции иорганизация транспортного хозяйства
1.1 Задачи и функции транспортного хозяйства
1.3 Определение грузооборота и грузопотоков
Глава 2. Организация транспортного хозяйства на предприятии
2.1 Общая характеристика ОАО «Нижегородавтодор»
2.2 Расчет грузопотоков на Бутурлинское ДРСП ОАО«Нижегородавтодор»
2.3 Планирование количества транспортных средств
Заключение
Список литературы
Введение
Процесс изготовления продукциина промышленных предприятий сопровождается перемещением большого количестваразнообразны грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовойпродукции, отходов.
В течение производственногоцикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям ипогрузо-разгрузочным операциям многократно увеличивающим объем транспортныхработ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортныхопераций. Например, для получения 1т отливок в литейном цехе необходимопереместить 30-60 т грузов.
Внутризаводской транспортявляется не только средством перемещения грузов, но и орудием труда, организующимработу подразделений предприятия в заданном ритме или графике. Например,внутрицеховой транспорт является неотъемлемым элементом технологическогопроцесса производства. Им осуществляется перемещение обрабатываемых изделиймежду рабочими местами, участками и отделениями цеха в последовательности иритме, заданных технологическим процессом. Транспортно-конвейерные устройстваавтоматических и поточных линий существенно влияют на ритмичность их работы идлительность производственного цикла. Велико значение транспорта и всвоевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также вреализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводскоетранспортное хозяйство должно решать следующие задачи: своевременноеобеспечение производства всеми видами транспортных средств и услуг; рациональнаяорганизация эксплуатации транспортных средств и подъемных механизмов приминимальных затратах на транспортирование; развитие технической базы имеханизация всех трудоемких транспортных процессов.
Все вышесказанное не оставляетсомнений в актуальности темы данной работы — «Организация транспортногохозяйства на предприятии».
Целью данной курсовой работыявляется объективное отражение всех аспектов рациональной организации иэффективного функционирования транспортного хозяйства на предприятии.
Глава 1. Задачи, функции и организациятранспортного хозяйства
1.1 Задачи и функции транспортного хозяйства
Процесс изготовления продукциина промышленных предприятий сопровождается перемещением большого количестваразнообразны грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции,отходов.
В течение производственногоцикла все эти грузы подвергаются многочисленным перемещениям ипогрузо-разгрузочным операциям многократно увеличивающим объем транспортныхработ. На каждую технологическую операцию приходится несколько транспортныхопераций. Например, для получения 1т отливок в литейном цехе необходимопереместить 30-60 т грузов.
Это обуславливает большиезатраты на транспортные работы, которые составляют 10-30% косвенных расходов всебестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12%общего числа рабочих.
Внутризаводской транспортявляется не только средством перемещения грузов, но и орудием труда,организующим работу подразделений предприятия в заданном ритме или графике.
Например, внутризаводскойтранспорт является неотъемлемым элементом производства. Им осуществляетсядоставка обрабатываемых изделий между рабочими местами, участками и отделениямицеха в последовательности и ритме, заданных технологическим процессом.
Транспортно-конвейерныеустройства автоматических и шуточных линий существенно влияют на ритмичность ихработы, длительность производственного цикла. Велико значение транспорта и всвоевременном обеспечении предприятия материальными ресурсами, а также вреализации готовой продукции.
Таким образом, внутризаводскоетранспортное хозяйство должно решать следующие задачи:
своевременное обеспечениепроизводства всеми видами транспортных средств и услуг;
организация рациональной эксплуатациитранспортных средств и подъемных механизмов при минимальных затратах натранспортирование;
развитие технической базы и механизациявсех трудоемких
транспортных процессов. Составтранспортного хозяйства предприятия зависит от характера выпускаемой продукции,типа и масштаба производства, производственной структуры предприятия.
Структура транспортной службыпредприятия зависит от особенностей производственного процесса, типапроизводства и объемов выпуска продукции.
/>
/>
Рис.1 Примерная структураразвитой транспортной службы машиностроительного (приборостроительного)предприятия
Основной задачей организациии функционирования транспортного хозяйства на предприятии являетсясвоевременное и бесперебойное обслуживание производства транспортнымисредствами по перемещению грузов в ходе производственного процесса.
Также задачами транспортногохозяйства являются содержание транспортных средств в исправном иработоспособном состоянии и снижение издержек на транспортные и погрузо-разгрузочныеработы.
Рациональная организациятранспортного хозяйства служит предпосылкой снижения себестоимости продукции. Взависимости от особенностей технологических процессов и типов производств напредприятии применяются различные транспортные средства.
По своему назначениютранспортные средства могут быть подразделены на внутренний, межцеховой ивнешний транспорт.
Функции транспортной службы предприятия:
разработка нормативов,применяемых в транспортной службе;
планирование потребностей вовсех видах транспорта на основе расчетов грузопотоков и грузооборота;
планирование потребности взапчастях и их приобретении;
оперативное планирование и диспетчированиеобеспечения предприятия всеми видами транспорта;
обеспечение производственныхпроцессов транспортными средствами;
организация осмотров и ремонтатранспортных средств;
организация безопасностидвижения;
организация обслуживаниятранспортных средств;
организация приобретения новыхтранспортных средств, их регистрации в государственных органах, получениялицензий на перевозку грузов и людей, списания и утилизации транспортныхсредств.
Назначение транспортного хозяйства предприятия заключаетсяв полном удовлетворении потребностей предприятия в грузоперевозках примаксимальном использовании транспортных средств и минимальной себестоимоститранспортных операций.
1.2 Виды транспорта
Внутри предприятия должнобыть обеспечено перемещение грузов между цехами, участками и рабочими местами. Длявыполнения этих функций предназначен внутренний транспорт, который включает:
1. Межцеховой транспорт, который выполняетследующие функции:
доставка сырья материалов икомплектующих со складов в цехи;
перемещение заготовок, деталей исборочных единиц из цеха в цех по ходу технологического процесса;
вывоз готовых изделий из цеховна склады готовой продукции;
перевозка разнообразных грузов: отходов,рабочего и отработанного инструмента, агрегатов в ремонт и из ремонта, запасныхчастей, порожней тары, топлива и горюче-смазочных материалов — между основными,вспомогательными цехами и обслуживающими хозяйствами предприятия;
2. Внутрицеховой транспорт,который, в свою очередь, подразделяется на
межучастковый (транспортировка заготовок,деталей, сборочных единиц и готовых изделий внутри каждого цеха с участка научасток в процессе изготовления и сборки),
внутриучастковый (или межоперационный,осуществление транспортировки заготовок, деталей, сборочных единиц и готовыхизделий внутри каждого участка между рабочими местами).
На предприятиях можетприменяться разнообразный парк средств транспорта.
По видам транспортаразличают:
рельсовый (железнодорожныйузкоколейный);
безрельсовый (автотранспорт,электротранспорт);
водный (морской, речной);
трубопроводный (трубопроводныйпневмотранспорт, гравитационные продуктопроводы, нефтепроводы и др.);
специальный (технологический) транспорт;
подъемно-транспортные средства (конвейеры,краны, погрузчики, лифты и т.п.).
По способу действияразличают:
транспорт прерывного действия (например,электропогрузчики);
транспорт непрерывного действия(например, конвейеры).
По направлению перемещения грузовразличают транспорт:
горизонтальный;
вертикальный (лифты, подъемники);
горизонтально-вертикальный (мостовыекраны, кран-балки, электропогрузчики);
наклонный (наклонные канатные имонорельсовые дороги, конвейеры).
1.3 Определение грузооборота и грузопотоков
Для эффективного планированияпотребности ТС определяются грузооборот предприятия и грузопотоки.
Грузооборот (см рис. 2) представляетсобой количество грузов (в тоннах), перемещаемых на предприятии за определенныйпериод времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборотопределяется на основе транспортных таблиц, учитывающих поступление и отправкугрузов по каждому пункту. В каждой клетке такой таблицы указываетсянаименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (еслиэто позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик).Грузооборот равен сумме грузопотоков.
Грузопоток — (Рис.3) это количествогрузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктамипогрузки и выгрузки в пределах предприятия за тот же период, что и грузооборот.Данные таблиц грузооборота принимаются за основу приразработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков в графическом виде отображаетнаправление движения грузов по отдельным пунктам обслуживаемой территории. Схемагрузопотоков составляется на плане территории, вычерченном в определенноммасштабе, с указанием транспортных путей. Направление грузопотоков указываетсястрелками, объем перевозимых грузов проставляется цифрами над линиями. Схемагрузопотоков упрощает анализ транспортной сети и размещения объектов с точкизрения их рациональной организации в пространстве.
Используя схему грузопотоков,можно достаточно быстро выявить и устранить излишние пересечения, возвратные ивстречные маршруты, сократить путь движения отдельных грузов, проверитьсоответствие «грузонапряженности» отдельных транспортных путей ихпропускной способности. В соответствии со схемой грузопотоков устанавливаютсясхемы маршрутизации перевозок между отдельными пунктами на территорииобслуживания.
Грузопотоки рассчитываются наосновании:
видов перемещаемых грузов;
пунктов отправления и доставки;
расстояний между пунктами;
объемов перемещаемых грузов;
частоты и регулярности перевозок.
Расчеты по грузообороту игрузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (рис2).В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяетопределить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия иотправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.
/>
Рисунок 2. Шахматная ведомостьгрузооборота
Базой для организаций межцеховыхи внешних грузопотоков завода и планирования работы заводского транспортаявляется диаграмма грузопотоков, т.е. графическое изображение всоответствующем масштабе данных ведомости на схеме генерального плана завода. Надиаграмме грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которыхпропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещениягрузов. Диаграмма дает наглядное представление о величине и протяженностигрузопотоков и позволяет рационально организовать внутризаводское перемещениегрузов. Цифры в кружках показывают месячный грузопоток в тоннах.
Планово-экономические расчеты вовнутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточногогрузооборота по формуле:
/>
где Qr — годовой грузооборот, т/год; D — числорабочих дней в году; Кн — коэффициент неравномерностиперевозок.
Расчету общего грузооборота загод предшествует вычисление величины грузооборотов цехов и общезаводскихскладов.
/>
Рис.3 Схема грузопотоков завода
Необходимое количествотранспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяетсяпо формуле
/>
где Г — грузопоток зарасчетный период, т; Пч — часовая производительностьтранспортных средств, т/час; Фп — полезный фонд времени работытранспортных средств за расчетный период, ч.
При организации межцеховыхперевозок выбор и расчет потребности в транспортных средствах производятсяодновременно с маршрутизацией. Исходными материалами при разработке маршрутовявляются шахматная ведомость грузооборота, схемы межцеховых грузопотоков,генеральный план предприятия.
Внутризаводские перевозки похарактеру организации их выполнения подразделяются на разовые (по отдельнымслучайным заявкам) и маршрутные (по заранее установленным направлениям). Маршрутныеперевозки бывают маятниковые и кольцевые.
/>
Рис.4. Схемы маятниковой системымаршрутных перевозок. А — односторонняя, Б — двусторонняя, В — веерная
Маятниковыми называютмаршруты, при которых движение транспортных средств между двумя пунктамимногократно повторяется. Они могут быть односторонними, когда транспорт в однусторону идет загруженным, а обратно — порожняком, двусторонними — транспортзагружен в обоих направлениях, смешанными — при движении с грузом или без грузав обоих направлениях.
/>
Рис.5. Схема кольцевой системымаршрутных перевозок с затухающим грузооборотом
Кольцевая системапредусматривает последовательно осуществляемую регулярную связь между рядомпунктов. Она бывает раМзШ (с одного пункта груз развозится по ряду цехов),сборочной — из разных цехов груз собирается и перевозится в одно место,смешанной.
При выборе маршрута межцеховыхперевозок необходимо обеспечить: кратчайшие пути движения транспортных средств,рациональное использование грузоподъемности или емкости транспортных средств,максимальный коэффициент пробега (отношение длины пробега транспорта с грузом кобщей длине пробега).
Внутрицеховые перевозки включают:межоперационное перемещение предметов труда в соответствии с последовательностьюи ритмом производственного процесса; транспортировку грузов по установленныммаршрутам и расписаниям; перемещение грузов по сменно-суточным планам илиразовым заданиям. Виды используемых транспортных средств для перевозок грузов взависимости от типа производства приведены в табл.1
Таблица1. Видытранспортных средств, используемых при различных
типах производстваТип перевозок Тип производства Единичный Серийный Массовый Внешние Преимущественно Преимущественно Преимущественно
автомобильный, для
крупногабаритных грузов — железнодорожный, речной, воздушный
автомобильный, реже
железнодорожный
автомобильный и же-
лезнодорожный Межцеховые Автомобильный, Автомобильный, Железнодорожный,
электрокары, автока-
ры
электрокары, автока-
ры автомобильный
Внутрицехо-
вые
Мостовые краны,
кран-балки
Кран-балки, автока-
ры, электрокары
Конвейеры, транс-
портеры, рольганги, спуски, скаты
Межопераци-
онные
Кран-балки, автока-
ры, электрокары
Автокары, электро-
кары, транспортеры,
конвейеры распределительные
Конвейеры рабо-
чие, транспортеры,
скаты, спуски, лотки
Маршрут дви-
жения Маятниковый
Маятниковый дву-
сторонний, кольцевой (в зависимости от
уровня серийности)
Кольцевой по твер-
дому расписанию
В гибких автоматизированныхпроизводствах применяются автоматизированные и автоматическиетранспортно-накопительные системы, которые включают: автоматические стеллажи имостовые краны-штабелеры, транспортные и перегрузочные работы, конвейерныеустройства, устройства ориентации, питатели, накопители, автоматические склады,транспортно-складскую тару.
При выборе типа и количестватранспортных средств учитываются: величина грузового потока, габаритыперевозимых грузов, расстояние и пути перемещения, масса груза. Транспортныесредства должны соответствовать технологическим и организационным требованиямобслуживаемых производственных процессов, обеспечивать максимальнуюпроизводительность и благоприятные условия труда. Параметры транспортныхсредств на смежных участках должны быть согласованы между собой с цельюкомплексной механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ приперемещении грузов с одного транспортного устройства на другое. Для этого напредприятиях разрабатывают единые транспортно-технологические схемы,обеспечивающие стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия итехнологического оборудования.
Число транспортных средствциклического действия (Wтр,) можно определить поформуле
wTp= Qc / Wтрс,
где Qc — суточный грузооборот, т; Wтрс — суточнаяпроизводительность единицы транспортного оборудования, т.
Суточная производительностьединицы транспортного оборудования I прямопропорциональна числу рабочих циклов шц и производительности I за один цикл (Wu),т.е. ‘
WtpC = Wumu; mu=Fдс / Тцт,
где Fдс — суточный фонд времени работы транспортного оборудования, Iмин; Тцт — транспортный цикл, мин (в общем случае Тцт = Тпр,+ Тп + Тр, I где Тпр — время пробега, мин; Тп — время погрузки, мин; Тр — время I разгрузки, мин).
Число средств непрерывноготранспорта (wтрн), необходимых для данного грузопотока,например транспортеров:
Wтрн„= Qч / Wч,
где Qч — часовой грузооборот, т; Wч — часоваяпроизводительность транспортера, т.
Глава 2. Организация транспортного хозяйства напредприятии
2.1 Общая характеристикаОАО «Нижегородавтодор»
ОАО «Нижегородавтодор»- крупнейшее дорожностроительное предприятие региона, основными функциямикоторого являются ремонт, содержание и строительство автодорог территориальногои федерального значения.
Свою историю ОАО «Нижегородавтодор»ведет с начала прошлого века, когда в 1924 году в Нижнем Новгороде былсформирован «Нижкрайдортранс», а на местах — окружныедорожно-транспортные отделы и участки.
Сегодня ОАО «Нижегородавтодор»обслуживает 35% всех дорог Нижегородской области и выступает генеральнымподрядчиком объектов, стоимость которых превышает 700 млн. рублей. Ежегодныйобъем выполняемых работ превышает 1 млрд. рублей.
Основными видами деятельностипредприятия являются:
строительство, ремонт исодержание автодорог;
планировка и благоустройстводворовых территорий и АЗС;
производство асфальто-бетоннойсмеси различных марок;
производство дорожных знаков;
работы по нанесению дорожнойразметки;
установка колесоотбойного бруса;
добыча из собственных карьеров иреализация щебня различных фракций и песка;
техническое обслуживание имодернизация автомобилей КамАЗ (сервисный центр);
ремонт двигателей и автомобилейразличных марок.
В состав ОАО «Нижегородавтодор»входят 30 дорожных ремонтно-строительных подразделений, расположенных по всейобласти. Каждое имеет производственную базу, асфальто-бетонный завод, паркдорожно-строительной техники, который периодически обновляется.
ОАО «Нижегородавтодор»- самая крупная подрядная организация Нижегородской области в дорожной отрасли.По итогам подрядных торгов заключены контракты по содержанию 4545 километровавтодорог, а это 35% всех магистралей Нижегородской области. Сегодня напредприятии трудится около 2000 высококвалифицированных специалистов.
ОАО “Нижегородавтодор” принадлежиттуристическая база «Магистраль», где отдыхают сотрудники компании, атакже проводятся конференции и различные спортивные соревнования.
Основными заказчиками ОАО «Нижегородавтодор»являются Главное управление дорожного и транспортного хозяйства Нижегородскойобласти и ГУ Управление автомобильной магистрали Москва — Нижний Новгород.
Наиболее масштабный проект,который осуществляет сейчас предприятие, — это строительство 2-ой очередиучастка автомобильной дороги обхода г. Нижний Новгород.1-ая очередьстроительства протяженностью 16,4 километра, была введена в эксплуатацию в 1993году, — предприятие так же, как и при строительстве 2-ой очереди, являлосьгенеральным подрядчиком проекта. Протяженность участка строительства 2-ойочереди составляет 14,35 км.1-ая очередь строительства автомобильной дорогиобхода Нижнего Новгорода позволила, минуя город, выйти на автодорогу Н. Новгород- Касимов. Вторая очередь позволит выйти на автомобильную дорогу федеральногозначения Н. Новгород — Саранск с последующим соединением (3-я очередь) савтомобильной дорогой Москва — Казань.
«Нижегородавтодор» ведетмасштабные работы по благоустройству городов и поселков области. В распоряжениипредприятия — вся техника, необходимая для содержания, ремонта и строительстваавтомобильных дорог.
Парк автотранспортных средств исовременной дорожно-строительной техники насчитывает свыше 1500 единиц. Годовойбюджет ОАО “Нижегородавтодор”, который закладывается на обновление парка,составляет 30-35 млн. рублей. В ближайших планах руководства — еще болееактивное участие в тендерах, выход за пределы Нижегородской области, освоениеновых рынков дорожного строительства.
603600 г. Н. Новгород, ул. Ильинская,д.60
Приемная (831) 433-24-40
Приемная (факс) (831) 430-30-43
Управление материально-техн. снабжения(831) 433-78-06
Отдел по организации и строительствуобхода г.Н. Новгорода (831) 433-16-47
Отдел аналитического учета (831)433-82-73
Строительный отдел (831) 434-12-04
Служба главного механика (831) 433-63-97
Юридический отдел (831) 434-44-26
Адрес: г. Нижний Новгород, ул. Ильинская,д.60
Бутурлинское ДРСП ОАО «Нижегородавтодор»
Адрес: 607440, Нижегородскаяобласть, р. п. Бутурлино, ул. Базинская, дом 6
Телефон: (83172) 5-28-27
Руководитель: Шевыров ВадимВикторович.
Специализация: строительство,ремонт, содержание автодорог, ремонт техники, изготовление запчастей
2.2 Расчет грузопотоков на Бутурлинское ДРСП ОАО«Нижегородавтодор»
Расчеты по грузообороту игрузопотокам предприятия и его цехов оформляются в виде шахматной ведомости (таблицы).В ней показаны все перемещения грузов, осуществляемые на заводе, что позволяетопределить внешний грузооборот и соответствующие внешние грузопотоки прибытия иотправления, все внутренние (межцеховые) грузопотоки и общий грузооборот завода.
Таблица 2. Таблица грузооборотапредприятияПоставщик Потребитель Склад сырья и материалов
Заготовитель-
ный цех Механический цех Сборочный цех
Склад готовых
изделий Всего отправлено Склад материалов X 500 250 50 1 801 Заготовительный цех – X 200 20 – 220 Механический цех – – X 300 40 340 Сборочный цех – – – X 400 400 Склад готовых изделий – – – – X – Всего по заводу – 500 450 370 441 1761
По данным шахматнойведомости, планировок цехов и генеральным планам предприятий составляютдиаграмму грузопотоков (Рис.2), т.е. графическое изображение в соответствующеммасштабе всех грузопотоков на схеме генерального плана завода. Анализ диаграммыгрузопотоков способствует выявлению нерациональных перевозок и установлениюоптимальной транспортной схемы, являющейся основой всех расчетов работытранспорта.
Базой для организаций межцеховыхи внешних грузопотоков завода и планирования работы заводского транспортаявляется диаграмма грузопотоков, т.е. графическое изображение всоответствующем масштабе данных ведомости на схеме генерального плана завода. Надиаграмме грузопотоки изображаются в виде отдельных полос, ширина которыхпропорциональна их величине, а конфигурация соответствует трассе перемещениягрузов. Диаграмма дает наглядное представление о величине и протяженностигрузопотоков и позволяет рационально организовать внутризаводское перемещениегрузов. Цифры в кружках показывают месячный грузопоток в тоннах.
Планово-экономические расчеты вовнутризаводском планировании производятся на базе наибольшего суточного грузооборотапо формуле:
Qсут=D *Qr*/КнD
где Qr — годовой грузооборот, т/год; D — числорабочих дней в году; Кн — коэффициент неравномерностиперевозок. — отношение меньшей густоты перевозок к большей, т.е. отношениегустоты перевозок в прямом и обратном направлении (для грузовых перевозок — впорожнем и груженом направлении).К. н. п. изменяется в интервале от 0 до 1. Пассажиропотокипо сравнению с грузовыми потоками распределены по направлениям болееравномерно, поэтому К. н. п. пассажиров за год незначительно отклоняются отединицы.
Расчету общего грузооборота загод предшествует вычисление величины грузооборотов цехов и общезаводскихскладов.
Qсут=Qr* D/ Кн =1761*0,5/310=2.84т
/>Рис. 6. Схемагрузопотоков предприятия
По грузообороту игрузопотокам устанавливают тип и структуру парка транспортных иподъемно-транспортных машин, количество погрузочно-разгрузочных постов, видмаршрутов средств прерывного (циклического) действия — маятниковый иликольцевой, обеспечивающий большую загрузку транспортных средств.
2.3 Планирование количества транспортных средств
Выбор вида транспортных средствзависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов,расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа ихпогрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий,рельефа территории завода.
При выборе транспортных средствнеобходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемногооборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквознойметод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы,обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сетипредприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартнойтаре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками.
Техническая характеристикавыбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономическойцелесообразности с использованием следующих показателей: часовойпроизводительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат наодин рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др.Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиямпроизводства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятияв установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатациютранспорта.
Расчет количества транспортныхсредств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота,грузоподъемности транспортной единицы, коэффициента использованиягрузоподъемности и числа рейсов в сутки:
Расчет количества транспортныхсредств можно производить исходя из часовой или суточной производительности.
Необходимое количествотранспортных средств, задействованных на регулярных грузопотоках, определяетсяпо формуле
/>
N= (1761*0.5)/12*12=6
где Г — грузопоток зарасчетный период, т; Пч — часовая производительностьтранспортных средств, т/час; Фп — полезный фонд времени работытранспортных средств за расчетный период, ч.
/>Заключение
Практически в любой отраслифункции и средства организации одинаковы, однако есть небольшие различия, определяемыеособенностями производственных и технологических процессов и организациейпроизводства.
Транспортное хозяйство, безсомнения, является очень важным для предприятия любой отрасли. Без негоневозможно перемещать материалы и продукцию по территории завода, доставлятьсырье и полуфабрикаты и отправлять готовую продукцию потребителю. Поэтомурациональная организация работы транспорта необходима для рентабельной работыпредприятия. На больших заводах и фабриках еще сохранился парк транспортныхсредств, закупленных в советское время, также у них есть ресурсы для покупкиновых. Для маленьких предприятий или недавно образованных есть смысл арендоватьтранспорт или объединяться нескольким предприятиям для его покупки.
В настоящее время расходы натопливо и обслуживание транспорта постоянно увеличиваются, что естественно,отражается на себестоимости и цене продукции. Поэтому необходимо изыскиватьрезервы для снижения доли этих расходов.
Приоритетным направлением вразвитии транспортного хозяйства является их механизация и автоматизация,внедрение новой техники и методов работы. Все это поможет снизить расходы наего содержание и повысить производительность труда, а, соответственно, иприбыль предприятия.
В настоящее время с нарастающимитемпами производственного процесса, важным направлением в развитиивнутризаводского транспорта является повышение значения и масштабовиспользования непрерывных его видов, таких как — конвейеры, транспортеры.
Совершенствование организациитранспортного хозяйства предполагает также ликвидацию чрезмерно дальнихперевозок, встречных, возвратных, пустых и не полностью загруженныхтранспортных средств.
Основные направлениясовершенствования организации работы внутризаводского транспорта:
централизация транспортногохозяйства и концентрация транспортных средств;
углубление специализациивнутризаводского транспорта;
механизация и автоматизацияподъемно-транспортного оборудования и погрузочно-разгрузочных работ;
применение математическихметодов и компьютеров для оптимизации внутризаводских перевозок.
Список литературы
1. Организация и планирование машиностроительного производства (производственныйменеджмент): Учебник / К.А. Грачева, М.К. Захаров, Л.А. Одинцова и др.; Под ред.Ю.В. Скворцова, Л.А. Некрасова. — М.: Высшая школа, 2005 — 470 с.
2. Ефимычев Ю.И., Стрелкова Л.В., Ильичева Н.М. Организация производства: Учебноепособие. — Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2004. — 230 с.
3. Под ред. Б.И. Черпакова. «ГПС, ПР, РТК» книга 4 «Транспортно-накопительныесистемы».М. 1994 г
4. Фатхутдинов Р.А. Организация производства. — М.: ИНФРА-М, 2003. — 672 с.
5. Организация производства: учебник для вузов/ Туровец О.Г., Попов В.Н., РодионовВ.Б. и др.; под ред. Туровца О.Г. — М.: Экономика и финансы, 2002.
6. Марченко Л.Я. Транспортное хозяйство. — М.: 2001.