Владивостокский государственный университет Экономики и Сервиса
Кафедра государственного имуниципального управленияКурсовая работа на тему:
«Органыгосударства: их признаки и виды»
Выполнил: студентгруппы ГУ 99
Калюжный А. П.
Принял: старшийпреподаватель
Морунова Е. Ю.
Находка
2001
СОДЕРЖАНИЕ
TOC o «1-3» h z Введение… PAGEREF _Toc512869287 h 3
1. Понятие органа государстваи его признаки… PAGEREF _Toc512869288 h 5
2.Классификация органов государства… PAGEREF _Toc512869289 h 7
2.1 Исполнительные органы… PAGEREF _Toc512869290 h 8
Главагосударства… PAGEREF _Toc512869291 h 9
Правительство… PAGEREF _Toc512869292 h 12
2.2 Законодательныеорганы… PAGEREF _Toc512869293 h 13
2.3 Судебныеорганы… PAGEREF _Toc512869294 h 16
3.Органы государственной власти Российской Федерации….…………………..………19
3.1 Органыисполнительной власти РФ……………………..…………………………….19
3.2.Законодательнаявласть Российской Федерации…………………………………..…22
3.3.Органы судебной власти РФ……………………………………………………………24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..29
Введение
Тема «Органы государства» достаточно объемна и тесносвязана с такими понятиями как «механизм государства» и «государственныйаппарат». Ведь орган государства – это звено, элемент механизма государства, тоесть его составляющая часть.
Механизм государства — это системаспециальных органов и учреждений, посредством которых государство осуществляетсвои функции.
Государственный аппарат, в своюочередь, представляет собой систему государственных органов,наделенных властными полномочиями. Он включает в себя основные кадрыгосударственных служащих, работников центральных органов власти всех типов:законодательной, исполнительной, судебной.
Понятие органа государства в механизме и аппаратегосударства является самым важным. Существует огромное количествогосударственных органов.
Нужно отметить, что с развитием человеческогообщества создавались именно такие государственные органы, которые в целомобеспечивали его нормальное функционирование. И естественно, что для каждойнации и в каждом государстве создавалась своя особая система органов власти.Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составомнаселения государства, размерами его территории, географическим положением идругими факторами. На мой взгляд, типов органов государства существует столькоже, сколько и государств, и все они в своих функциях, признаках, компетенциях имеют некоторые сходства иразличия. Поэтому существуют некоторые классификации органов государств, однакои эти классификации поводятся по различным основаниям. Нужно заметить, что виды органовгосударства и их компетенции зависят и от формы государства, то есть от формыправления и формы государственного устройства.
В своей работе я быхотел рассмотреть не только понятие и признаки органов государства, но и ихосновные классификации, делая акцент на классификацию по принципу разделениювластей, так как, на мой взгляд, она наиболее полно отражает признаки и видывластвующих органов.
Я взял именно эту тему для своей работы чтобыизучить, насколько органы всех ветвей власти важны для управлении государством.Также мне кажется, что вопросы разграничения предметов ведения, полномочий, ресурсов и ответственности междуразличными органами власти в федеративном государстве являются одними изважнейших, поскольку при решении данных вопросов происходит определение роли иместа органов власти в решении единых задач, стоящих перед государством. Длясовременной России этот вопрос имеет особое значение, так как сегодня в нейосуществляется переход от унитарного государства к федеративному, а,следовательно, вопрос определения места и роли каждого уровня власти являетсяпринципиально важным.
1. Понятие органа государства и его признаки
Механизм государства, как уже было сказано выше,состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющихсвойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым важным, этогомеханизма является орган государства.
Государственный орган — это звено(элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функцийгосударства и наделенное для этого властными полномочиями.[1]
Государственные органы так же можно определить, какструктурные звенья государственного аппарата, посредством которыхфункционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматриватьс двух сторон. С одной стороны,орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган,выполняющий определенные задачи и функции.
Орган государства имеет собственную структуру,устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлениюконкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должнывзаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частямигосударственного механизма.
Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляеткакую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определеннымиполномочиями.
Компетенции государственного органа– это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.
Свою компетенцию государственные органы могут реализовывать в трех формах:
·
·
·
Все государственные органы образованы и действуют наоснове правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурныеэлементы государства, обладают рядом признаков:
1.
2. дисциплиной, которую все служащие обязанысоблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях междусобой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственныхслужащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
3.
4. Для обеспечения требований этихактов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания,поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
5. счет в банке, источникфинансирования (из государственного бюджета).
6. этого соответствующие формы и методы.
7.
8.
9. Органы государства тесно взаимодействуют междусобой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм,главной задачей которого является обеспечение нормального функционированияобщества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешнейбезопасности и территориальной целостности государства.2. Классификация органов государства
По способу возникнове-ния
первичные
производные
По широте компетен-ций
общей компетенции
специальной компетенции
По порядку принятия решения
коллегиаль-ные
единоличные
По принципуразделения властей
исполнитель-ные
законодатель-ные
судебные
По объему властных полномочий
высшие
местные
Классификацию органов государства можно проводить поразличным основаниям, наглядно это виднона приведенной выше схеме.[2]
По способу возникновения ониподразделяются на первичные и производные. Первичные органыгосударства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованныдвумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либопутем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочияот избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередьсоздаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. Кним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органыгосударства классифицируются на высшиеи местные. Однако некоторые органы неявляются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления.Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью,которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органыгосударства функционируют в административных единицах (графствах, округах,коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только наэти регионы.
По широте компетенции выделяютсяорганы государства общей и специальной компетенции. Органы общейкомпетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например,правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функцийгосударства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются навыполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерствофинансов, министерство образования).
По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органыразделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). Кколлегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.
Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимовсех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию посрокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своегодействия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижениякраткосрочных целей.
В структуре государственных органов выделяют еще и правоохранительныеорганы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа,внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
Намеханизм государства и классификацию его высших органов непосредственное влияниеоказывает принцип разделения властей,в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебныеорганы. Классификация по принципу разделения властей, намой взгляд, самая существенная из всех, поэтому я хочу рассмотреть ее болееподробно в следующих главах. Исполнительныеорганы
В современных условиях по конституциямразличных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству,либо только главе государства, либо только правительству.
Исполнительная власть — этовторичная подзаконная ветвь государственной власти, имеющая универсальный,предметный и организующий характер и направленная на обеспечение исполнениязаконов и других актов законодательной власти.[3]
Органы исполнительной власти или, как их часто называют, органыгосударственного управления по сути дела являются органами, осуществляющимигосударственное управление. Они располагают вспомогательными государственнымиучреждениями, которые входят в аппарат управления, и осуществляют подготовку,принятие и реализацию актов управления.
Главное назначение исполнительных органов—исполнениезаконов, их реализация. В подчиненииисполнительной власти находится большая сила—чиновничий аппарат, «силовые» министерства и ведомства.
Однако органы исполнительной власти неограничиваются только исполнением законов. Они занимаются такжераспорядительной деятельностью, что необходимо для осуществленияисполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец,органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческимиполномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности поприменению законов. Президент, правительство, министры имеют право издаватьнормативные акты, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеютне меньшее, а большее, чем закон, значение.
Нужно отметить существование специфических органов иучреждений исполнительной власти, к числу которых относятся органы охраныправопорядка (милиция, полиция), государственная автоинспекция,исправительно-трудовые учреждения; органы государственной безопасности,вооруженные силы. Они отличаются от других исполнительных органов структурой,содержанием и методами своей деятельности. При решении задач по охране законногопорядка, обеспечения безопасности государства, обороны страны от нападенияизвне могут применяться принудительные меры, в том числе с использованиембоевой техники и оружия, что не характерно для других исполнительных органов.
На местах исполнительную власть осуществляют главысубъектов федерации, местные правительства, избранные или назначенныегубернаторы областей, начальники районов, префекты и другие представителипрезидента и правительства.
Однако главным носителем высшей исполнительнойвласти в подавляющем большинстве стран выступает глава государства. Глава государства
Глава государства – этоконституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства,представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственностинарода[4].
В некоторых странах глава государства можетрассматриваться в качестве неотъемлемой, составной части парламента, то есть законодательнойвласти, так как без его подписи закон не действителен. Либо глава государстваможет одновременно являться и главой исполнительной власти (правительства),либо только главой государства и не входить в какую-либо ветвь власти. Однаконужно заметить, что глава государства может быть единоличным или коллегиальным.Монарх и президент являются единоличными органами власти, к коллегиальным жеотносятся постоянно действующие органы парламента, им избираемые, к примеру,Государственный совет на Кубе, где нет президента.
В зависимости от формыправления главой государства может являться монарх, или президент.
Монарх – лицо,осуществляющее высшую государственную власть единолично, пожизненно и получающее ее, как правило, понаследству.
Как правило, монарх(король, султан и др.) является главой государства и одновременно главойисполнительной власти. Однако во многих странах монарх лишен конституциейполномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главойгосударства, как правило, в виде безвластного символа единства нации.
Полномочия монархазависят от формы правления государства.
Вся полнота государственной властисосредотачивается в руках монарха при абсолютноймонархии. Он сам издает законы, может непосредственно руководить административнойдеятельностью или назначать для этого правительство, вершит высший суд. Фактически никаких ограниченийего власти нет.
В конституционной(дуалистической) монархии полномочиямонарха в отличие от предыдущего случая ограничены законом (Конституцией).
Исполнительная власть здесь принадлежит монарху,который может осуществлять ее сам или через назначаемое им правительство.Монарх подбирает и назначает министров, возглавляя правительство (правда всегдаимеется пост премьер-министра).
Правительство за свою деятельность несет полнуюответственность перед монархом.
В странах спарламентской монархией глава государства, как правило, лишен возможности действовать самостоятельно, и всеисходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего неимеют юридической силы. Глава государства формально наделен широкимиполномочиями, но на деле не имеет почти никакой власти. Монарх при данной формеправления «царствует, но не правит». Онподписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передаютпарламент и правительство.
Президент — главаисполнительной власти, обладающий широкими административными полномочиями вотношении своего правительственного аппарата.[5]
Президент служитносителем и гарантом государственного суверенитета. Его полномочияраспространяются на все сферы внутренней и внешней государственной деятельности
Президент является главой государства в большинствесовременных государств. Он избирается либо населением, либо парламентом, либопутем особой избирательной процедуры.
Президент в большинстве случаев обладаетвозможностью формировать совещательный орган (правительство) и включать в негопо своему желанию тех или иных руководителей министерств и ведомств.
Глава государства обладает различными полномочиями,но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, отреального положения главы государства.
В суперпрезидентскихреспубликах президенту принадлежит вся полнота исполнительной власти. Такаяситуация складывается при авторитарных политических режимах, где отсутствуетили слабо развито разделение властей.
В классических президентскихреспубликах президент является центральной политической фигурой, здесь вего руках сосредоточена вся исполнительная власть, так как он, являясь главойгосударства, еще и возглавляет правительство. Президент сам назначает министрови отправляет в отставку. Правительство находится в полном его подчинении.
В полупрезидентскойреспублике правительство формируется парламентом, однако, у президентаздесь имеются значительные полномочия в области исполнительной власти.
Впарламентской республике президент, являясь главой государства, фактической властью не обладает.Он избирается, как правило, не населением, а коллегией выборщиков, состоящейпреимущественно из парламентариев. Правительство здесь ему не подотчетно, оноформируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, апрезидент, не будучи лидером партии, лишен возможности направлять егодеятельность. Правительство
Правительство— это высший исполнительный и распорядительный орган государственнойвласти, который непосредственно осуществляет управление страной.
Правительства имеют разные названия: кабинет,кабинет министров, совет министров, государственный совет, федеральноеправительство и др.
В состав правительства обычно входят: глава правительства(премьер-министр, председатель совета или кабинета министров, первый министр,канцлер и т.д.), его заместители и члены правительства (министры, секретари,статс-секретари), возглавляющие отдельные центральные ведомствагосударственного управления (министерства, департаменты).
Правительствоосуществляет административную, или исполнительно-распорядительную деятельностьв стране. Под его руководством находятся государственный аппарат, вооруженныесилы, финансы государства, иностранные дела.
Существуют однопартийныеи коалиционные правительства.Однопартийное правительство состоит из представителей одной партии, акоалиционное — из двух и более. В странах с нестабильной политической ситуациейсоздается беспартийное правительство.
В зависимости от государственного устройстваправительство может быть единым (вунитарном государстве) либо федеральным,действующим наряду с правительствами республик и автономий (в федеративномгосударстве).[6]
Смысл деятельности исполнительной ветви власти —фактически реализовать те положения принятых парламентом законов, которыенуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в инойформе органов публичной власти.[7]
Основной задачей правительства является исполнениезаконов. Однако на этом его полномочия не исчерпываются. В компетенцииправительства входит и издание правовыхактов (указы, декреты, постановления, распоряжения), которые обязательны дляисполнения. Правительство осуществляет свою деятельность через органыгосударственной администрации — министерства, ведомства, агентства, комиссии ит.д.
Нужно сказать, что в разных странах перечень министерстви других центральных государственных учреждений различен. Однако все онипризваны обеспечивать безопасность страны, поддержание общественного порядка,эффективное и оптимальное управление основными и наиболее важными сторонамижизни общества.
Министерства и ведомства различаются по характерузадач, которые они должны решать. Так, в нашей стране для обеспечения нормальногогосударственного управления обществом в Правительстве РФ действует двадцатьчетыре министерства: внутренних дел, по атомной энергии, по делам гражданскойобороны, по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий,по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, по налогам исборам, здравоохранения, иностранных дел, культуры, обороны, образования, путейсообщения, по связи и информатизации и др.
Управление министерствами и ведомствами осуществляетсяпо принципу единоначалия. Министр всегда имеет помощников, личных сотрудников,которые и составляют штат министерства, но не входят в состав правительства.
Внутри министерств создаются дирекции, управления,департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром начальники. Группыуправлений и отделов курируют заместители министра.
Министерства и другие ведомства обрастают сложным,громоздким и разветвленным чиновничье-бюрократическим аппаратом, который иобразует основу механизма государства.
Законодательная (представительная) власть— это делегированная народом своим представителям государственная власть,реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюденияи контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовойсфере.[8]
Как видно из определения, законодательные органыформируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени иответственны перед ним.
Законодательная власть, исходя из принципаразделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующееположение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования,которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служатзаконодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственный представительный орган можетиметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании —Кортесы, в Польше — Сейм, в Дании Фолькетинг, Альтинг — вИсландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название“парламент” (фр. раг1ег —«говорить»).
Современный парламент – это высшийорган народного представительства, выражающий суверенную волю народа,призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путемпринятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органовисполнительной власти и высших должностных лиц.
Парламент, как правило, включает в себя две палаты:верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые вбольшинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составомнаселения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
Под парламентом обычно понимают однопалатноепредставительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя сюридической позиции это понятие гораздо сложнее.
Руководитпарламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях сдругими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов и т.д.
Двухпалатная структура парламента позволяетпредотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срокполномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют болеевысокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных(непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат тольконижние палаты.
Палаты парламента имеют разные названия, поэтомудля обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палатасостоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителейсубъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чемнижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствоватьему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента,поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без еерешения закон не может быть принят.
При парламентах и каждой палате образуются идействуют постоянные, временные исмешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность поразличным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела,здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страныи др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля надправительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента, как и других высшихгосударственных органов, определяется его регламентом, в котором такжезакрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательнаяинициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях,принятие, утверждение и опубликование.
Основной целью законодательной власти являетсяиздание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функциейзаконодательной власти является финансовая, которая реализуется в правеежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.
В области внешней политики парламент ратифицирует(утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию(при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его вцелом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженныхсил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении егоот должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделенправом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц:только он может объявлять амнистию.
Существует и ряд «распорядительных» функций,связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а также осуществлением ими контроля надработой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.
Контроль над исполнительной властью парламентосуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначенииразличных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если этовходит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарныхреспубликах).
В зависимости от формы государственного правленияпарламент в различной степени может оказывать влияние на структуру,персональный состав и характер деятельности правительства, участвуя в процедуреназначения его главы и самого правительства.
В парламентарных республиках главы правительства ичлены кабинета министров назначаются парламентом и ответственны перед ним.Правительство формирует парламентское большинство и лидер партии, завоевавшейбольшее количество голосов, становится главой правительства, который затемпредставляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.
В государствах с классическим президентскимправлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительствасовмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенноеучастие.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобызаконодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики,конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реальногарантировала свободное развитие личности.
Законодательными органами помимо парламентаявляются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеютпредставительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальныхединиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов,коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственнонаселением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах,установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, во