Органы государства: понятие, признаки, виды

Курсоваяработа
Органы государства: понятие, признаки, виды
по дисциплине: Историягосударства и права России

План
Введение
1. Понятие иособенности государственного механизма
1.1 Понятие органагосударства и его признаки
1.2 Принципы организациии деятельности органов государственной власти
2. Видыорганов государства
2.1Классификация органов государственной власти
2.2 Органыисполнительной власти
2.3 Органызаконодательной власти
2.4 Органысудебной власти
3.Контрольно-надзорные органы государственной власти
Заключение
Введение
Тема «Органыгосударства» достаточно объемна и тесно связана с такими понятиями как «механизмгосударства» и «государственный аппарат». Ведь орган государства – это звено,элемент механизма государства, то есть его составляющая часть.
Механизмгосударства — это система специальных органов и учреждений, посредством которыхгосударство осуществляет свои функции.
Государственныйаппарат, в свою очередь, представляет собой систему
государственных органов, наделенных властными полномочиями.
Власть — это качество и степень возможности политического деятеля(единоличного или коллективного) побуждать до определённой степени и в течениеопределённого времени одного или нескольких действующих лиц думать (или недумать), делать что-либо (или не делать).
Государственная власть — эта обусловленная объективными условиямижизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воливсего общества или его части при помощи государственного принуждения.Государственная власть реализуется во властных отношениях, складывающихся всилу необходимости регулирования поведения людей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашем государствевласть разделена на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Несмотряна это некоторые авторы юридической литературы относят контрольно-надзорныеорганы РФ к четвертой ветви государственной власти.
В работеавтор рассматривает не только понятие и признаки органов государства, но и их основныеклассификации, делая акцент на классификацию по принципу разделению властей,характеризует органы государственной власти, дает их понятия и виды. Длядостижения данной цели автор рассматривает следующие задачи:
1. Раскрытие понятия и выявление сущности конституционной системыорганов государственной власти в Российской Федерации;
2. Проведение классификации органов государственной власти;
3. Рассмотрение проблемы конституционно-правовой ответственностиорганов государственной власти РФ.
В своей работе автор рассмотрел не только понятие и признакиорганов государства, но и их основные классификации, делая акцент на классификациюпо принципу разделению властей, так как, она наиболее полно отражает признаки ивиды властвующих органов.
Также автор считает, что вопросы разграничения предметов ведения,полномочий, ресурсов и ответственности между различными органами власти вфедеративном государстве являются одними из важнейших, поскольку при решенииданных вопросов происходит определение роли и места органов власти в решенииединых задач, стоящих перед государством. Для современной России этот вопросимеет особое значение, так как сегодня в ней осуществляется переход отунитарного государства к федеративному, а, следовательно, вопрос определенияместа и роли каждого уровня власти является принципиально важным.
В ходе написания данной работы автором использовалась следующая литература:Конституция Российской Федерации, Л.А.Морозова Теория государства и права, В.М.Корельский и В.Д. Перевалов Теория государства и права, а так же статьи доктораюридических наук, профессора Зорькина В.Д. — председателя Конституционного судаРФ другие источники.

1. Понятиеи особенности государственного механизма
Функции государства реализуются через государственный механизм. Вюридической литературе понятие «механизм государства» не является однозначным.Одни ученые под механизмом государства понимают аппарат государства, т.е.систему его органов, с помощью которых осуществляется государственная власть(проф. М.И. Байтин, проф. М.Н. Марченко); другие включают сюда органыгосударства и государственные организации. При этом различаются два видагосударственных организаций: 1) осуществляющие охранительную функциюгосударства (вооруженные силы, полиция, разведка, спецслужбы, пенитенциарныеучреждения); 2) реализующие экономическую и социально-культурную функции(образовательные, научно-исследовательские учреждения, предприятия связи,транспорта и др.).
Органы государства образуют государственный аппарат. Включение государственныхорганизаций в механизм государства обусловлено тем, что государство не толькоявляется политической организацией, но и выполняет экономическую, культурную,социальную и иные функции. Государственные организации непосредственнопретворяют в жизнь государственно-властные предписания и создают материальные идуховные блага.
Таким образом, механизм государства понимается в двух аспектах: вузком смысле — как органы государства и в широком— как совокупность государственныхорганов и учреждений.
Принято выделять следующие особенностимеханизма государства:
1) это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений.Целостность обеспечивается едиными принципами организации и деятельности,едиными задачами и целями;
2) первичные структурные звенья механизма составляют государственныеорганы и учреждения;
3) механизмслужит средством осуществления государственной власти и функций государства;
4) для обеспечения государственно-властных велений механизм имеет
непосредственные орудия принуждения — тюрьмы, вооруженные силы идр.;
5) сложность и многообразие органов государства и государственныхорганизаций.
Структура механизма изменчива и во многом зависит от изменения задачуправления, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития.
Важнейшим структурным элементом механизма является орган государства.Вотличие от государственных учреждений орган государства характеризуетсяследующими признаками:
а) представляет собой автономную часть государства, котораяучреждается в установленном законом порядке (посредством выборов, назначения идр.);
6) наделен властными полномочиями определенного содержания и объема,которые закреплены в нормативных правовых актах;
в) имеет право издавать обязательные к исполнению акты(нормативные правовые и правоприменительные);
г) вправе применять принуждение в случаях и в объеме, устанавливаемыхв законодательном порядке;
д) действует от имени государства;
е) наделен собственными функциями, которые нередко не совпадают сфункциями государства и осуществляются в специфических организационно-правовыхформах;
ж) состоит из государственных служащих, имеющих особый статус и выполняющихсвои полномочия на профессиональной основе.
Система государственных органов и учреждений, посредством которыхосуществляются задачи и функции государства, именуется государственнымаппаратом. Для выполнения своих функций и задач органы государственной властинаделены властными полномочиями.
На структуру государственного аппарата и принципы его формированияоказывают влияние различные факторы исторического, культурного, экономического,политического и иного характера. На каждом этапе исторического развитияобщества в зависимости от тех конкретных задач и функций, которые выполняетгосударственная власть, могут меняться характер и структура государственногоаппарата, его органов. В демократическом правовом обществе сущностьгосударства, его органов выражается в обеспечении прав и свобод личности,безопасности граждан и общества в целом.
Основным структурным элементом государственного аппарата являетсягосударственный орган. Каждый орган государственной власти представляет собойотносительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственногоаппарата, осуществляющее строго определенные функции, регламентируемыезаконодательством.
Органы государственной власти обладают рядом таких характерных качествили признаков, которые позволяют отличать их от других органов негосударственныхобщественно-политических организаций.
Во-первых, порядок организации и деятельности органов государственнойвласти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституциистраны и других законодательных актах.
Во-вторых, органы государственной власти для выполнения возложенныхна них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.
В-третьих, между органами государственной власти и функциями государствасуществует тесная обратная связь.
В-четвертых, органы государственной власти для обеспечения возложенныхна них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.
Государственный аппарат включает в себя систему органов государственнойвласти, посредством которых осуществляется государственное управлениеобществом. Органы государственной власти выступают от имени государства,представляя государство в целом как в международных, так и во внутригосударственныхотношениях. Решая конкретные задачи и выполняя функции в определенных областяхобщественной жизни, органы государственной власти таким образом участвуют врешении наиболее общих задач государства в осуществлении его функций.
Органы государственной власти взаимосвязаны общими правовымипринципами. Они выполняют функции и задачи государства в соответствии со своимиполномочиями. Органы государства имеют единую правовую базу, а порядок ихорганизации и деятельности определяется конституцией страны и другиминормативно-правовыми актами.
1.2 Принципыорганизации и деятельности органов государственной власти
Правовые принципы организации и деятельности органов государственнойвласти следующие:
1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственноедействие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать,соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Человек, его праваи свободы по Конституции — высшая ценность, поэтому Конституция ограничиваетгосударственную власть, обязывая ее признавать, соблюдать и защищать эти права,допуская их ограничение только временно и в особо предусмотренных Конституциейисключительных случаях. Конституционная обязанность государства соблюдать изащищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий дляих реализации и механизма их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав исвобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственнойвласти и органов местного самоуправления. Конституция также устанавливает, чтоправа человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяютсмысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Деятельностьорганов государственной власти, должностных лиц, органов местногосамоуправления должна быть подчинена обеспечению прав и свобод человека игражданина. При несоблюдении этого принципа вступает в действие механизмсудебного конституционного контроля и судебной защиты прав и свобод человека игражданина. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушениеконституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционностьзакона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле. Развиваетсятакже практика прямого применения Конституции, прежде всего в сфере защиты прави свобод граждан и в деятельности других звеньев судебной власти — судов общейюрисдикции и арбитражных судов. В соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации в суд могут быть обжалованы решения и действия (или бездействие)органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений, должностных лиц и государственных служащих, посягающие на права исвободы граждан. Принцип народовластия. Принцип народовластия проявляется вдемократической организации государства, органов государственной власти иорганов местного самоуправления, республиканской форме правления, при которыхносителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерациивыступает ее многонациональный народ. Это означает, что все конституционныеправомочия органов государственной власти и органов местного самоуправленияисходят от народа. Народ осуществляет свою власть непосредственно в форме всеобщегоголосования (референдума), а также через органы государственной власти и органыместного самоуправления.
2. Верховенство Конституции. Конституция имеет высшую юридическуюсилу и прямое действие. Ее верховенство гарантируется Конституционным Судом РоссийскойФедерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица должны сверять свои юридически значимые действия, прежде всегос Конституцией, руководствоваться ею.
Нормы Конституции имеют непосредственное применение. Это означает,что органы законодательной власти при разработке и принятии законов должныруководствоваться конституционными положениями, т.е. эти законы не должныпротиворечить нормам Конституции. А органы исполнительной и судебной власти приприменении законов в первую очередь должны руководствоваться нормамиКонституции.
3. Принцип разделения властей. Одной из незыблемых основ конституционногостроя демократического правового общества является осуществлениегосударственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительнуюи судебную. Целями принципа разделения государственной власти являются,во-первых, упорядочение работы государственного аппарата, в том числеспециализированные направления деятельности органов государственной власти и,во-вторых, недопущение концентрации государственной власти в одних и тех жеорганах, чтобы не было произвола и злоупотребления этой властью.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельныпри осуществлении своих конституционных полномочий. Система разделения властейне нарушает единства государственной власти, а, наоборот, создает определенноеравновесие (баланс) между самостоятельными ветвями государственной власти приосуществлении своих полномочий. Разделение государственной власти реальносуществует, прежде всего, на уровне народовластия, прямого илипредставительного, выражаемого органами законодательной, исполнительной исудебной власти в форме осуществления своих конституционных функций, а такжевзаимодействия, взаимного контроля, «сдержек и противовесов» между ними.Законодательные органы издают законы, на основании которых действуют органыисполнительной и судебной власти, осуществляют бюджетный контроль, назначаютили утверждают должностных лиц органов исполнительной и судебной власти. Органыисполнительной власти претворяют в жизнь принятые органами законодательнойвласти законы. Глава государства (президент) утверждает и публикует принятыепарламентом законы, вносит в парламент законопроекты, назначает судей, членовправительства, осуществляет помилование и т. д. Органы судебной властиосуществляют правосудие, применяя законы при решении конкретных дел. Высшиеорганы судебной власти также дают толкование Конституции. А при несоответствииконституции предписаний законов и других нормативно-правовых актов, признают ихне имеющими юридической силы.
4. Принцип законности — основной метод осуществления деятельностиорганов государственной власти. Принцип законности в деятельности органовгосударственной власти означает, во-первых, что все органы государства и ихдолжностные лица должны действовать строго в рамках закона, во-вторых,обеспечивать исполнение законов всеми подчиненными организациями и учреждениями,в-третьих, обеспечивать охрану и защиту прав и свобод граждан.
Принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации,где сказано: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления,должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции изаконы».
При осуществлении своих полномочий в отношении государственных органовдействует принцип: запрещено все то, что не разрешено законом.
5. Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственнойвласти означает, что:
все государственные органы образуют единую систему органов государственнойвласти;
между федеральными органами государственной власти и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения(полномочия) — вопросы исключительного ведения Феде рации, вопросы совместноговедения, вопросы исключительного ведения субъектов Российской Федерации;
во взаимоотношениях с федеральными органами государственной властиорганы государственной власти субъектов Российской Федерации равноправны междусобой;
субъекты Федерации самостоятельно устанавливают собственную системуорганов государственной власти;
субъекты Федерации участвуют в формировании федеральных органовгосударственной власти (выборы Президента Российской Федерации, депутатов.
Государственной Думы Федерального Собрания, представительство в
Совете Федерации Федерального Собрания, участие в формированиисудейского корпуса, дача согласия на назначение прокурора субъекта Федерации идр.).
6. Принцип равного доступа граждан к государственной службе. КонституцияРоссийской Федерации закрепляет, что граждане Российской Федерации всоответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой имеютравный доступ к государственной службе. При приеме на государственную службу ипри ее прохождении не допускается каких бы то ни было прямых или косвенныхограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка,происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства,наличия или отсутствия гражданства субъектов Федерации, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям, созданным в порядке,предусмотренном Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Этоположение полностью соответствует п. «с» ст. 25 Международного пакта огражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должениметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограниченийправо допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственнойслужбе.
Вакантная государственная должность замещается на конкурснойоснове с учетом профессиональной подготовки и личных качеств.
7. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Принципгласности означает информирование граждан о деятельности государственныхорганов и государственных служащих. В средствах массовой информации должнаосвещаться деятельность государственных органов и государственных служащих, ихуспехи и недостатки. Гласность в работе государственной службы — необходимоеусловие повышения общественного мнения о ней, более активного ее участия вдеятельности государственных органов, привлечения граждан к управлениюгосударством. Только благодаря гласности может быть установлен общественныйконтроль за функционированием государственной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерацииорганы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностныелица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами иматериалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное непредусмотрено законом. Вместе с тем, Федеральный закон «Об основахгосударственной службы Российской Федерации» (ст. 10) закрепляет и определенныерамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан«хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашатьставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения,затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан».[1]

2. Виды органов государства
 
2.1 Классификация органов государственной власти
Органы государства классифицируются по различным основаниям (см.схему).
/>
Классификациюорганов государства можно проводить по различным основаниям, наглядно это виднона приведенной выше схемы [5]
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные.Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могутбыть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственнаямонархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получаявластные полномочия от избирателей (представительные органы). Первичные — это,как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятсяпредставительные (законодательные) органы государственной власти РоссийскойФедерации и субъектов в составе Российской Федерации, глава государства —Президент Российской Федерации, главы субъектов Российской Федерации.
Производные — это формируемые другими органами государственнойвласти (например, Правительство Российской Федерации формируется ПрезидентомРоссийской Федерации при утверждении Председателя Правительства ГосударственнойДумой; Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд РоссийскойФедерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации формируются СоветомФедерации Российской Федерации и т. д.).
По объему властных полномочий или территориальному признаку органыгосударства классифицируются на высшие и местные или на федеральные органыгосударственной власти и органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации. Федеральные органы государственной власти осуществляют своюдеятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации,Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации,Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации,Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации,федеральные министерства и т.д.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляютсвою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации(глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) органсубъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т.д.). Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнестиорганы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладаютвысшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства.Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах,округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяютсятолько на эти регионы.
По широте или характеру компетенции выделяются органы государстваобщей и специальной компетенции. Органы государственной власти общейкомпетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации,Правительство Российской Федерации и др.). Например, правительство, исполняязаконы, активно участвует в осуществлении всех функций государства.
Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченныйкруг полномочий в своей деятельности, специализируясь на выполнении какой-тоодной функции, одного вида деятельности (например, Министерство иностранныхдел. Министерство здравоохранения. Министерство образования и т. д.).
По порядкупринятия решения (по порядку осуществления компетенций или порядку реализацииполномочий) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные).К коллегиальным органам можно отнести Федеральное Собрание РоссийскойФедерации, представительные (законодательные) органы субъектов РоссийскойФедерации, к единоличным же – Президент Российской Федерации, глава субъектаРоссийской Федерации и др.
Кроме того,органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимо всехвышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию по срокамполномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные.Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда каквременные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей(например чрезвычайные ситуации).
В структурегосударственных органов выделяют еще и правоохранительные органы, которыевключают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел,прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.
На механизм государства и классификацию его высших органов непосредственноевлияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которымсоздаются законодательные, исполнительные и судебные органы. Статья 10Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерацииосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную исудебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной властисамостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделениевластей. Классификация по принципу разделения властей, на взгляд автора, самаясущественная из всех, поэтому он рассматривает ее более подробно в следующих главах.
 
2.2 Органы законодательной власти
Законодательная власть — власть в области законодательства. Вгосударствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственномуоргану, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательныхорганов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждениебюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявлениевойны. Общее наименование органа законодательной власти — парламент.
В России законодательная власть представлена двухпалатным ФедеральнымСобранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах— законодательными собраниями (парламентами).
При парламентской форме правления законодательный орган представляетсобой верховную власть. Одна из его функций — назначение (выборы) президента,исполняющего в основном представительские функции, но не располагающегореальной властью.
При президентской форме правления президент и парламент избираютсянезависимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаютсяглавой государства — президентом, который имеет право роспуска парламента.
В соответствии со статья 94 Конституции РФ Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательныморганом Российской Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания означает, что онов правовых отношениях представляет народ Российской Федерации, является еголегитимным представителем в силу Конституции. Основная функция ФедеральногоСобрания — принятие нормативно-правовых актов (законов), которые обладаютвысшей юридической силой.
Федеральное Собрание — Парламент Российской Федерации — состоит издвух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формированияСовета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаютсяфедеральными законами.
В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 КонституцииРоссийской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РоссийскойФедерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственнойвласти.
Порядок формирования Совета Федерации до 8 августа 2000 года был определенФедеральным законом от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ [9]: палата состояла из 178представителей субъектов Российской Федерации — глав законодательных(представительных) и глав исполнительных органов государственной власти (подолжности). Все члены Совета Федерации совмещали исполнение обязанностей впалате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъектеРоссийской Федерации.
8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон от 5августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации» [10].
Теперь палата состоит из представителей, избранныхзаконодательными (представительными) органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации, или назначенных высшими должностными лицами субъектов РоссийскойФедерации (руководителями высших исполнительных органов государственной властисубъектов Российской Федерации). Срок полномочий таких представителейопределяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однакополномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим)его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член СоветаФедерации. Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданинРоссийской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственнойвласти.
Совет Федерации — верхняя палата Федерального Собрания (парламентаРоссии), включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя откаждого субъекта РФ — по одному от представительного и исполнительного органовгосударственной власти. 28 июня 2002 года Совет Федерации ФС РФ принят вАссоциацию европейских сенатов. Это решение было единогласно принято на встречеассоциации в столице Словении. Ассоциация объединяет на равноправной основепредставителей верхних палат парламентов государств — членов Евросоюза икандидатов в ЕС.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом ГосударственнойДумы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года иимеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может бытьодновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации).Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться членПравительства Российской Федерации (согласно переходным положениям КонституцииРоссии).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональнойсистеме (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательнаясистема, так как половина общего состава депутатов избиралась также помажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочийГосударственной Думы — 5 лет.
Основная деятельность органов законодательной власти — принятие законови формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).Однако функции Парламента не ограничиваются законодательной деятельностью, ноохватывают также контроль за исполнительной властью посредством форм испособов, определенных Конституцией Российской Федерации и соответствующими ейфедеральными законами.
К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военногоположения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введениичрезвычайного положения;
г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных СилРоссийской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение от должности Президента Российской Федерации;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РоссийскойФедерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности
Генерального Прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителяПредседателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение ПредседателяПравительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности
Председателя Цен трального Банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности ПредседателяСчет ной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности
уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии сфедеральным конституционным законом;
е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации дляотрешения его от должности.
 
2.3 Органы исполнительной власти
Исполнительная власть — в соответствии с теорией разделениявластей ветвь власти, которая осуществляет функции управления на основе действующихзаконов и нормативных актов.
Исполнительная власть независима от законодательной власти,которая тем не менее считается главенствующей, первой властью. Исполнительнаявласть принадлежит либо президенту — главе государства, и правительству (в т.н. президентских республиках), либо главе государства (в парламентских странах).Реальная роль главы государства в процессе осуществления полномочийисполнительной власти в парламентских странах сугубо номинальная. В современнуюэпоху фактическое значение исполнительной власти выходит далеко за рамки,установленные теоретически, и самими конституциями. Исполнительная властьвесьма активно способствует осуществлению полномочий законодательной властью,будучи главным источником законодательной инициативы и результативно влияя назаконодательную деятельность парламента.
Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации1993 года:
Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративноеправовое государство с республиканской формой правления.
По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроентак, что Россия однозначно определяется как смешанная республика (также такуюформу правления можно обозначить как президентско-парламентскую,полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателяКонституционного суда РФ В. Д. Зорькина, Россию более точно называть смешаннойпрезидентско-парламентской республикой [14].
В статье одиннадцатой Конституции России в качестве субъектов осуществлениягосударственной власти указаны:
Президент Российской Федерации,
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
Правительство Российской Федерации,
Суды Российской Федерации.
Особое место в системе органов государственной власти занимаетглава государства. Главой государства в республиках является — президент. Институтпрезидентства учрежден во многих государствах, где имеются демократическиеформы правления.
Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляютсяв главе четвёртой Конституции страны. В соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации Президент является главой государства. Как глава государстваПрезидент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свободчеловека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерациипорядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, еенезависимости и государственной целостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президентопределяет основные направления внутренней и внешней политики государства и какглава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международнойарене.
Круг полномочий (функций) Президента четко определяется КонституциейРоссийской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречитьКонституции и законам Российской Федерации.
Исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит изПредседателя Правительства Российской Федерации, заместителей ПредседателяПравительства Российской Федерации и федеральных министров.
К органам исполнительной власти также относятся федеральные министерстваи комитеты Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации.
Порядок формирования и деятельности органов исполнительной властиопределяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указамиПрезидента Российской Федерации, конституциями республик в составе РоссийскойФедерации, уставами субъектов Федерации, законами субъектов РоссийскойФедерации.
В соответствии с конституцией Российской Федерации президент РоссийскойФедерации назначает с согласия Государственной Думы Председателя ПравительстваРоссийской Федерации и членов Правительства, принимает решение об отставкеПравительства Российской Федерации, утверждает структуру федеральных органовисполнительной власти.
Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральныезаконы.
Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральныйбюджет и обеспечивает его исполнение; представляет в Государственную Думу отчетоб исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой,кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственнойполитики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социальногообеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственнойбезопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан,по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него КонституциейРоссийской Федерации, федеральными законами, указами Президента РоссийскойФедерации.
Правительство Российской Федерации в целях реализации своих конституционныхполномочий издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
 
2.4 Органы судебной власти
Судебнаявласть РФ представляет собой, в соответствии с теорией
разделениявластей, систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Правосудие вРоссийской Федерации осуществляется только судом.
В целяхуспешного осуществления судебной власти закон наделяет суды всеми необходимымии достаточными полномочиями. Судебная власть в России принадлежит судам,образующим единую судебную систему. В основе ее организации лежат положенияКонституции Российской Федерации, которая предусматривает порядок назначениясудей высших судебных органов — Конституционного Суда, Верховного Суда иВысшего Арбитражного Суда, а также судей федеральных судов и определяет, чтосудебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией ифедеральным законом «О судоустройстве».
КонституционныйСуд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых надолжность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельностьпри наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограниченыопределенным сроком.
1.Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает дела в соответствии сКонституцией Российской Федерации:
федеральныхзаконов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
конституцийреспублик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектовРоссийской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и совместному ведению органовгосударственной власти Российской Федерации и органов государственной властисубъектов Российской Федерации;
договоровмежду органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступившихв силу международных договоров Российской Федерации.
3.Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
междуфедеральными органами государственной власти;
междуорганами государственной власти Российской Федерации и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации;
между высшимигосударственными органами субъектов Российской Федерации.
4. КонституционныйСуд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свободграждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененногоили подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленномфедеральным законом.
5.Конституционный Суд Российской Федерации дает толкование Конституции РоссийскойФедерации.
6. Акты илиих отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; несоответствующие Конституции Российской Федерации международные договорыРоссийской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7.Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации даетзаключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения ПрезидентаРоссийской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкогопреступления (статья 125 Конституции Российской Федерации).
Верховный СудРоссийской Федерации является высшим судебным органом по гражданским,уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формахсудебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебнойпрактики (статья 126 Конституции Российской Федерации).
ВысшийАрбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом поразрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражнымисудами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальныхформах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросамсудебной практики (статья 127 Конституции Российской Федерации)
Единствосудебной системы Российской Федерации находит свое выражение в общности задачвсех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав исвобод граждан и других социальных ценностей; единстве принципов организации идеятельности; в применении судами одних и тех же материальных и процессуальныхзаконов; в единстве правового статуса судей; в инстанционных и иныхвзаимосвязях ниже- и вышестоящих судов; в порядке финансирования органовсудебной власти за счет федерального бюджета.
Важной чертойсудебной власти является участие представителей народа в осуществленииправосудия.
Конституционноеположение о праве граждан участвовать в отправлении правосудия развивается всудоустройственных и процессуальных законах. Оно реализуется путем участия врассмотрении и разрешении судебных дел народных заседателей, присяжныхзаседателей и представителей общественных организаций и трудовых коллективов.Одним из обязательных признаков судебной власти является властный характерполномочий суда. Это проявляется в том, что требования и распоряжения судей приосуществлении ими своих полномочий обязательны для всех без исключениягосударственных органов, организаций и других юридических лиц и граждан.Выполнение требований суда и исполнение его решений обеспечивается силойгосударства.
Судебная система Российской Федерации устанавливается КонституциейРоссийской Федерации и федеральным конституционным законом. К органам судебнойвласти в Российской Федерации относятся: федеральные суды и суды субъектовФедерации.
К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РоссийскойФедерации; Верховный Суд Российской Федерации, Верховные суды республик, краевыеи областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области иавтономных округов, районные суды, военные специализированные суды,составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; Высший Арбитражный СудРоссийской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные судысубъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражныхсудов.
К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные(уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.
Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебнойвласти в Российской Федерации закреплены в седьмой главе Конституции РоссийскойФедерации и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ«О судебной системе Российской Федерации».[2]
1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудиятолько судом означает, что в Российской Федерации нет и, не может быть никаких,кроме судов, органов государственной власти, которые могут рассматривать иразрешать гражданские, уголовные и другие дела. Принцип осуществленияправосудия только судом — это гарантия законности и правопорядка, охраны прав изаконных интересов граждан и их организаций.
2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону. Независимость судей — важнейшее условиесамостоятельности судебной власти, что позволяет объективно и беспристрастноосуществлять правосудие, защищать права и свободы граждан. Действующеезаконодательство Российской Федерации устанавливает следующие правовые гарантиинезависимости судей:
установленная законом определенная процедура осуществления правосудия,которая исключает постороннее воздействие на судей (вынесение судом решения всовещательной комнате и т. д.);
преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлениюправосудия;
освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то нибыло о своей деятельности;
установление законом специального порядка приостановления и прекращенияполномочий судьи;
право судьи на отставку по собственному желанию независимо отвозраста;
предоставление судье за счет государства материального исоциального обеспечения, соответствующего его статусу;
особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.
Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или при-остановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральнымзаконом. Несменяемость судьи — одна из существенных гарантий его независимости.
Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей — одна из наиболеесущественных гарантий независимости судебной власти. Неприкосновенностьраспространяется не только на личность судьи, но и на его жилище и служебноепомещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт исредства связи. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначекак в порядке, определяемом федеральным законом.
Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция РоссийскойФедерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается вслучаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочноеразбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренныхфедеральным законом.
Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправиясторон. Принцип состязательности и равноправия сторон — важнейшее условиедемократичности осуществления правосудия и вынесения справедливого судебногорешения.
Право граждан участвовать в осуществлении правосудия. Граждане РоссийскойФедерации в порядке, предусмотренном федеральным законом, имеют правоучаствовать в осуществлении правосудия. Конституция Российской Федерацииустанавливает, что в случаях, предусмотренных федеральным за коном,судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
3. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансированиесудов производится только из федерального бюджета и должно обеспечиватьвозможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии сфедеральным законом. Данное конституционное положение является гарантиейнезависимости судебной власти, как от исполнительной, так и от законодательнойвласти.

3. Контрольно-надзорные органыгосударственной власти
Контрольно-надзорные органы осуществляют постоянный повседневныйнадзор и контроль за правильной реализацией и применением норм права органамиисполнительной власти, различными организациями, учреждениями, предприятиями,должностными лицами и гражданами. К контрольно-надзорным органамгосударственной власти относятся: Прокуратура Российской Федерации, Счетнаяпалата Российской Федерации и другие органы государственной власти,осуществляющие контрольно-надзорные функции. Контрольно-надзорные органыгосударственной власти выявляют различные нарушения законности и правопорядка,применяют к правонарушителям соответствующие санкции или ставят передкомпетентными органами вопрос об устранении допущенных нарушений законности ипривлечении виновных лиц к юридической ответственности.
В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ«О Прокуратуре Российской Федерации»[3] ПрокуратураРоссийской Федерации — единая федеральная централизованная система органов,осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением КонституцииРоссийской Федерации и исполнением законов, действующих на территорииРоссийской Федерации.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укреплениязаконности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых закономинтересов общества и государства Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственнымикомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, органами военногоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления ируководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также засоответствием законам издаваемых ими правовых актов;
надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральнымиминистерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральнымиорганами исполнительной власти, представительными (законодательными) иисполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местногосамоуправления, органами военного управления, органами контроля, ихдолжностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческихи некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно- розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов судебными приставами;
надзор за исполнением законов администрациями органов иучреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительногохарактера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных подстражу;
уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе спреступностью.
Органы прокуратуры:
осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии сдействующими на территории Российской Федерации законами;
действуют гласно в той мере, в какой это не противоречиттребованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свободграждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и инойспециально охраняемой законом тайне;
информируют федеральные органы государственной власти, органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а такженаселение о состоянии законности.
Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующиморганом государственного финансового контроля. В своей деятельности Счетнаяпалата руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом«О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. и другими законамиРоссийской Федерации.
Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федеральногобюджета на основе принципов законности, объективности, независимости игласности.

Заключение
В данной работе автор описал понятие и признаки государственного аппарата,виды органов государственной власти. Подробнее рассмотрели органызаконодательной, исполнительной и судебной властей. А также рассмотрелконтрольно-надзорные органы государственной власти как четвёртую ветвь государственнойвласти.
В своей работе автор попытался отобразить наиболее существенныеклассификации органов государства, которые рассматривались разными авторами.Существует столько мнений по поводу разновидностей государственных органовсколько существует авторов, и каждый автор дает свою оценку этому многообразию.Автор данной работы, рассмотрев точки зрения таких авторов как Морозова Л.А.,Корельский В.М., Зорькин В.Д. и др., попытался объединить существующие точкизрения.
Многообразие органов государства зачастую порождает огромную проблемуразрастания сложного, громоздкого и разветвленного чиновничье-бюрократическогоаппарата, который и образует основу механизма государства.
Автору понравилась мысль, заложенная в учебнике «Теория государстваи права» под редакцией Корельского В.Н. и проф. Перевалова В.Д.: «Бюрократия ибюрократизм стары, так же как старо государство, они неотрывны от него, вомногом характеризуют его механизм (аппарат).
В понятие «бюрократия» часто вкладывается различныйсмысл. Для М. Вебера бюрократия — рациональная организация государственногоуправления, деятельности государственного аппарата на основе господстваобщеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не зависит оттого, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Все равны перед единымпорядком. Унификация становится гарантией против недостатком государственныхчиновников и возможности злоупотреблений. К. Маркс относился к бюрократии резкоотрицательно, оценивал ее как абсолютное зло.
В отличие от бюрократического способа управления бюрократизм — болезнь,причем застарелая и общемировая. В буквальном смысле слова бюрократизм означаетвласть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, «конторовластие»,а по, сути дела — власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурсбюрократов — именно власть и возможность ею злоупотреблять, извлекать выгоду издолжности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другиевиды капитала, материальных благ.
Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии ипротиворечивости интересов, в возможности манипулировать ими в корыстных целях.Так, государственный интерес бюрократы могут превратить в ведомственный илиместнический, ведомственный или местный — в групповой или личный, т.е.государственные задачи превращаются в канцелярские, а канцелярские задачи — вгосударственные. Одной из характерных черт бюрократизма является стремление ктайне, засекречиванию деятельности.
Пожалуй, самый важный закон бюрократического аппарата — сохранениеи увеличение власти, ее самовозрастание. Отсюда разбухание государственного аппарата— верный признак его бюрократического загнивания.
Антиподом исамым действенным способом борьбы с бюрократизмом служит демократия. Постоянныйдемократический контроль за всеми звеньями государственного механизма,отчетность и сменяемость работников государственных органов, гласность икритика — надежное лекарство против этой болезни.»
Автор данной работы имел опыт обращения в органы государственнойвласти. И убедился в бездеятельности чиновничьего аппарата, проявляющейся вволоките и не компетенции государственных служащих в защите его прав. По мнениюавтора, это вызвано и таким положением дел в обществе, когда обыватель, в своёмбольшинстве юридически безграмотен: он не только не знает, но и не хочет знатьсвои права. Необходимо не только совершенствовать аппарат государственныхорганов, но и повышать юридическую грамотность населения.
Списоклитературы
1. Конституция Российской Федерации. М. 2000 г.
2. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ
«О Конституционном Суде Российской Федерации» сизменениями от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г., 5 апреля 2005 г.,5 февраля 2007 г., 2 июня 2009 г.
3. Гомеров И.Н. Государство и государственная власть: предпосылки,особенности, структура. — М., 2002. — 830 с.
4. Дыльнов Г.В. Законодательная власть в правовом государстве. —М., 1995. 7,4 п.л.
5. Теория государства и права:Учебник для вузов. 2-е изд., изм. доп. /Под ред. Корельского В.Н. и проф.Перевалова В.Д. — М.: 2000. – 616 с.
– М.: 2000. – 616 с.
6. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. – М. 2002. — 414 с.
7. Петров К.М. Теория государства и права. Ростов-на-Дону 2004 г.
8. Романенкова Е.Н. Теория государства и права. — М.: 2005 г.
9. Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 50, ст.4869).
10. Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32,ст. 3336).
11. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. №31. Ст.2990.
12.Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 1. Ст.I.
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 47.Ст. 4472.
14. Зорькин В.Д. д-р юр.наук, проф. Кризис доверия и государство.//«Российскаягазета» — Федеральный выпуск № 4887 от 10 апреля 2009 г.
15. Зорькин В.Д. д-р юр.наук, пр-сор Белые одежды для черноймантии. Рейтинг доверия//«Российская газета» — Федеральный выпуск№3652 от 10 декабря 2004 г.
16. ВыступлениеПредседателя КС РФ Тезисы доклада Председателя Конституционного Суда РоссийскойФедерации В.Д. Зорькина на конференции 29 октября 2003 года
17. ОфициальныйWeb-сервер Государственной Думы РФ www.duma.gov.ru/
18. ОфициальныйWeb-сервер Правительства РФ www.government.gov.ru/
19. ОфициальныйWeb-сервер Конституционный Суд Российской Федерации
www.ksrf.ru/Info/Pages/default.aspx
20. ОфициальныйWeb-сервер Совета Федерации www.council.gov.ru/
21. Официальный Web-серверКонституционного Суда РФ
www.ksrf.ru/Pages/Default.aspx
22. Национальнаяэлектронная библиотека www.nns.ru/sudy/.
23. Правительство Россиии федеральные органы исполнительной власти-
структурный справочник. — М., ИЭГ «Панорама», 1995. Электронная версия,
1997-1998.