Органы государственного надзора в строительстве

КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: Правовые основыградостроительства.
ПО ТЕМЕ: Органыгосударственного надзора в строительстве.
Екатеринбург 2010

Содержание
Введение
1. Контрольно-разрешительныефункции органов государственной власти и местного самоуправленияв области строительства.
1.1 Органыгосударственной власти РФ
1.2 Органы государственнойвласти субъектов РФ
1.3 Органы местногосамоуправления
2. Государственный строительныйнадзор
Заключение
Список используемой литературы

Введение
В данной работе раскрытасущность и содержание строительного надзора, компетенция и полномочияосуществляющих его органов, отграничение от иных видов деятельности органовгосударственной власти и местного самоуправления, связанной со строительством.
Работа построена наизучении, комментировании и анализе нормативно-правовых и судебных актов вобласти осуществления строительного надзора, Градостроительного кодекса РФ,подзаконных актов, в том числе технического характера, Положения обосуществлении государственного строительного надзора в РФ, КоАП РФ, а такжеактов, регламентирующих деятельность каждого из надзорных органов в целом, и в областистроительного надзора в частности.
docs.cntd.ru/document/901807667Исследование норм права сделано не путем их «списочного»перечисления в работе, а путем анализа в комплексе с использованием и соссылками на нормы права.

/>/>1. Контрольно-разрешительные функцииорганов государственной власти и местного самоуправления в областистроительства
 
1.1     Органыгосударственной власти РФ
Прежде чем преступить кизучению непосредственно строительного надзора, необходимо провести четкоеотграничение его от других мероприятий и полномочий, осуществляемыхгосударственными органами и органами местного самоуправления в областистроительства, иным словом — избежать путаницы и подмены понятий.
Действующимзаконодательством Российской Федерации органы власти в области строительстванаделены определенными полномочиями. При этом четко определены полномочияорганов государственной власти Российской Федерации, органов государственнойвласти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Данные положениязакреплены в гл. II Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст.6ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в областиградостроительной деятельности относятся:
ü   подготовка и утверждение документовтерриториального планирования РФ;
ü   утверждение документации попланировке территории для размещения объектов капитального строительствафедерального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü   техническое регулирование в области градостроительнойдеятельности;
ü   установление порядка веденияинформационных систем обеспечения градостроительной деятельности;
ü   организация и проведениегосударственной экспертизы проектов документов территориального планированияРФ;
ü   организация и проведениегосударственной экспертизы проектной документации объектов, строительство,реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять натерриториях двух и более субъектов РФ, посольств, консульств и представительствРФ за рубежом, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальномшельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектовобороны и безопасности, иных объектов, сведения о которых составляютгосударственную тайну, объектов культурного наследия (памятников истории икультуры) федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях ихсохранения), указанных в ст.48.1 ГрК РФ особо опасных, технически сложных иуникальных объектов, а также результатов инженерных изысканий, выполняемых дляподготовки проектной документации указанных в настоящем пункте объектов;
ü   установление порядка осуществлениягосударственного строительного надзора и организация научно-методическогообеспечения такого надзора;
ü   осуществление государственногостроительного надзора в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü   осуществление контроля за соблюдениеморганами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправлениязаконодательства о градостроительной деятельности;
ü   осуществление иных полномочий,отнесенных законодательством к полномочиям органов государственной власти РФ.
Данный перечень неявляется исчерпывающим, поскольку в тексте ГрК РФ содержатся нормы,устанавливающие сферу компетенции указанных органов. В настоящее время этиполномочия реализуются несколькими министерствами и ведомствами.
В соответствии с ПостановлениемПравительства РФ N 40 от 26.01.2005 «Об утверждении положения о Министерстверегионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторыеакты Правительства Российской Федерации», Министерство регионального развитияРФ вырабатывает государственную политику и осуществляет нормативно-правовоерегулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (заисключением государственного технического учета и технической инвентаризацииобъектов градостроительной деятельности) и жилищно-коммунального хозяйства;принимает федеральные градостроительные нормативы и правила в областиградостроительства, проектирования и инженерных изысканий в областиградостроительства; устанавливает порядок разработки, регистрации, утверждения,введения в действие и пересмотра государственных градостроительных нормативов иправил; устанавливает порядок разработки, согласования, экспертизы иутверждения градостроительной документации.
В ведении Министерстварегионального развития РФ находится Федеральное агентство по строительству ижилищно-коммунальному хозяйству, статус которого определен Положением оФедеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству,утвержденному Постановлением Правительства РФ N 286 от 16.06.2004.
Согласно ему на агентствовозложены функции по лицензированию деятельности по проектированию истроительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности, всоответствии с государственным стандартом, по инженерным изысканиям длястроительства указанных зданий и сооружений; реализации государственнойполитики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществомв сфере строительства, градостроительства, промышленности строительныхматериалов и жилищно-коммунального хозяйства; организации проведениягосударственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектнойдокументации; организации подготовки и переподготовки специалистов в областиархитектуры и градостроительства; формированию и ведению государственного фондакомплексных инженерных изысканий для строительства. Агентство согласно своемустатусу не наделено полномочиями по нормативно-правовому регулированию иконтролю и надзору в своей сфере деятельности.
1.2 Органы государственной власти субъектов РФ
В соответствии со ст.7ГрК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в областиградостроительной деятельности относятся:
ü   подготовка и утверждение документовтерриториального планирования субъектов РФ;
ü   утверждение документации попланировке территории для размещения объектов капитального строительстварегионального значения в случаях, предусмотренных ГрК РФ;
ü   утверждение региональных нормативовградостроительного проектирования;
ü   осуществление государственногостроительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
Помимо этого, к ведениюорганов государственной власти субъектов РФ ГрК РФ отнесен еще ряд вопросов:
ü   установление предельной численностилиц на части территории населенного пункта для разделения населенного пункта начасти в целях обеспечения всем заинтересованным лицам равных возможностей дляучастия в публичных слушаниях по генеральным планам поселений или округов (речьидет не о запрещении проживания на части территории сверх установленногомаксимума, а о критериях «нарезки» населенного пункта на части — п.4ст.28 ГрК);
ü   установление состава и порядкадеятельности комиссии по разработке проекта правил землепользования и застройки(п.17 ст.31 ГрК);
ü   внесение предложений об измененииправил землепользования и застройки в случаях, если они могут воспрепятствоватьфункционированию, размещению объектов капитального строительства региональногозначения (п.3 ст.33 ГрК);
ü   определение использования земельныхучастков, на которые не распространяется действие градостроительных регламентовили для которых градостроительные регламенты не распространяются (п.7 ст.36 ГрК);
ü   установление порядка подготовкидокументации по планировке территории, подготовка которой осуществляется наосновании решений органов государственной власти субъектов РФ (п.19 ст.45 ГрК);
ü   установление других (помимо прямоуказанных в п.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ) случаев, когда выдачаразрешений на строительство не требуется (пп.5 п.17 ст.51 ГрК);
ü   определение порядка выдачи разрешенийна строительство на земельных участках, на которые не распространяется действиеградостроительных регламентов или для которых не устанавливаютсяградостроительные регламенты (п.22 ст.51 ГрК).
Кроме вышеизложенного,действующее законодательство предусматривает возможность делегированияРоссийской Федерацией части своих полномочий субъектам РФ. Порядокосуществления таких действий установлен ст.6.1 ГрК РФ, вступившей в силу с01.01.2006. Таким образом, Российская Федерация вправе передать органамгосударственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области:
ü   организации и проведения государственнойэкспертизы проектов документов территориального планирования,
ü   государственной экспертизы проектнойдокументации,
ü   государственной экспертизырезультатов инженерных изысканий;
ü   государственной экспертизы проектнойдокументации,
ü   государственной экспертизырезультатов инженерных изысканий,
ü   контроля за соблюдением органамиместного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности.
В законе прямо неустановлено, какие именно органы осуществляют указанные выше полномочия, посколькув каждом субъекте Российской Федерации своя структура. Вместе с тем,практически по всей территории Российской Федерации сложилась их сходнаяструктура, и основным контролирующим органом в них является Инспекциягосударственного строительного надзора по соответствующему субъекту РФ.Отдельные полномочия, в основном связанные с содержанием жилого фонда,осуществляет Государственная жилищная инспекция по соответствующему субъектуРФ. Такие названия эти органы носят, например, в Вологодской, Нижегородской,Саратовской областях, Республике Татарстан, в новообразованном Пермском крае.
Как мы видим, кругполномочий, которые могут быть переданы, достаточно широк. Вместе с тем, всоответствии с п.1 ст.6.1 ГрК не могут быть переданы полномочия поосуществлению государственной экспертизы проектной документациитерриториального планирования РФ и объектов, строительство, реконструкцию,капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территориях двух иболее субъектов РФ, посольств, консульств и представительств РФ за рубежом, висключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, вовнутренних морских водах, в территориальном море РФ, объектов обороны ибезопасности, иных объектов, сведения о которых составляют государственнуютайну, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)федерального значения (при проведении капитального ремонта в целях ихсохранения), особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а такжерезультатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектнойдокументации таких объектов.
Кроме того, передаваязначительные по объему полномочия, Российская Федерация в лице Федеральногоагентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, вправе приниматьнормативные правовые акты по вопросам, относящимся к сфере переданныхполномочий, а также издавать методические указания и инструктивные материалы поих осуществлению органами исполнительной власти субъектов РФ, обязательные дляисполнения.
С целью осуществленияконтроля за деятельностью субъектов РФ при осуществлении столь значительныхполномочий, Российская Федерация в целом вынуждена вмешиваться в сферукомпетенции своих субъектов, что закреплено п.3 ст.6.1 ГрК РФ, согласнокоторому Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальномухозяйству согласовывает структуру органов исполнительной власти субъектов РФ вобласти государственной экспертизы проектов документов территориальногопланирования, государственной экспертизы проектной документации,государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в областиконтроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства оградостроительной деятельности. С этой же целью оно осуществляет надзор заисполнением нормативных правовых актов, принимаемых органами государственнойвласти субъектов РФ по вопросам переданных полномочий, с правом направленияобязательных для исполнения предписаний об отмене указанных нормативныхправовых актов или о внесении в них изменений. Агентству даны полномочия поконтролю и надзору за полнотой и качеством осуществления органамигосударственной власти субъектов РФ переданных полномочий с правом направленияпредписаний об устранении выявленных нарушений, а также о привлечении кответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлениюпереданных полномочий.
В случае неисполнения илиненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФпереданных в соответствии с настоящей статьей полномочий, агентство готовит ивносит в Правительство РФ для принятия решения предложения о временном изъятиисоответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов РФ;устанавливает содержание и формы представления отчетности об осуществлениипереданных полномочий, в случае необходимости устанавливает целевые прогнозныепоказатели.
Согласно п.6 ст.6.1 ГрКРФ полномочия, переданные органам государственной власти субъектов РФ, могутбыть временно изъяты Правительством РФ по представлению Федерального агентствапо строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в случае неисполнения илиненадлежащего исполнения органами государственной власти субъектов РФсоответствующих полномочий.
1.3 Органы местного самоуправления
Полномочия органовместного самоуправления в области градостроительной деятельности закреплены в ст.8ГрК РФ. При этом поселения, муниципальные районы и городские округа обладаютсходными полномочиями с небольшими различиями. В соответствии с п.п.1 — 3 ст.8ГрК РФ к полномочиям и поселений, и муниципальных районов, и городских округовв области градостроительной деятельности относятся:
ü   подготовка и утверждение документовтерриториального планирования (соответственно поселения, межпоселеннойтерритории, городского округа);
ü   утверждение местных нормативов градостроительногопроектирования;
ü   утверждение правил землепользования изастройки;
ü   утверждение подготовленной наосновании документов территориального планирования документации по планировкетерритории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ;
ü   выдача разрешений на строительство,разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства,реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства,расположенных на подведомственных территориях.
Различия заключаются втом, что только органы местного самоуправления муниципальных районов ненаделены полномочиями по принятию решений о развитии застроенных территорий, аорганы местного самоуправления поселений не ведут информационные системыобеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на подведомственныхтерриториях.
Помимо этого, к ведениюорганов местного самоуправления Градостроительным кодексом РФ отнесен еще рядвопросов:
ü   рассмотрение проектов схемтерриториального планирования РФ, субъектов РФ в части учета положений отерриториальном планировании, содержащихся в документах территориальногопланирования муниципальных образований, учета правил землепользования изастройки, предложений об изменении границ земельных участков, находящихся вмуниципальной собственности, размещения объектов капитального строительствафедерального значения, которые могут оказать негативное воздействие наокружающую среду на территориях муниципальных образований (п.5 ст.12, п.3 ст.16ГрК);
ü   согласование заинтересованными органамиместного самоуправления проектов схем территориального планированиямуниципальных районов, в состав которых они входят, в случае, если предложения,содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение границ земельныхучастков, находящихся в собственности поселений, а также в части учета правилземлепользования и застройки и содержащихся в генеральных планах поселенийположений о территориальном планировании, размещения объектов капитальногостроительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействиена окружающую среду на территории поселения, в целях соблюдения интересовнаселения муниципальных образований в установлении зон с особыми условиямииспользования территорий (п.п.3 и 4 ст.21 ГрК);
ü   согласование проектов генеральныхпланов с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальныхобразований, имеющих общую границу с поселением, городским округом,подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересовнаселения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиямииспользования территорий, зон планируемого размещения объектов капитальногостроительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействиена окружающую среду на территориях таких муниципальных образований, а также сорганами местного самоуправления муниципальных районов, в границах которыхнаходится поселение, в части учета содержащихся в схеме территориальногопланирования муниципального района положений о территориальном планировании (п.п.3и 4 ст.25 ГрК);
ü   направление предложений о внесенииизменений в правила землепользования и застройки в комиссию в случаях, еслинеобходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройкина соответствующих территории поселения, территории городского округа,межселенных территориях, а органами местного самоуправления муниципальногорайона — если правила землепользования и застройки могут воспрепятствоватьфункционированию, размещению объектов капитального строительства местногозначения (подп.3 и 4 п.3 ст.33 ГрК);
ü   принятие решений о предоставленииразрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе впредоставлении такого разрешения (п.9 ст.39 ГрК);
ü   принятие решений о предоставлении разрешенияна отклонение от предельных параметров разрешенного строительства,реконструкции объектов капитального строительства или об отказе впредоставлении такого разрешения (п.6 ст.40 ГрК);
ü   обеспечение подготовки документациипо планировке территории на основании документов территориального планированиямуниципального района, если такими документами предусмотрено размещениеобъектов капитального строительства местного значения или объектов капитальногостроительства на межселенных территориях, а также на основании правилземлепользования и застройки межселенных территорий (п.4 ст.45 ГрК);
ü   предоставление заинтересованным лицамтехнических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения,предусматривающих максимальную нагрузку, срок подключения объекта капитальногостроительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действиятехнических условий, информацию о плате за подключение, а также о плате затехнологическое присоединение к электрическим сетям (п.9 ст.48 ГрК);
ü   установление причин нарушениязаконодательства о градостроительной деятельности в отношении ряда объектов,или в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности,если вред жизни или здоровью физических лиц, либо значительный вред имуществуфизических или юридических лиц не причиняется (п.4 ст.62 ГрК).
Кроме вышеизложенного,ряд полномочий предоставлен не всем органам местного самоуправления, а органамместного самоуправления отдельных форм.
Так, согласно п.5 ст.28ГрК РФ в целях доведения до населения информации о содержании проектагенерального плана, уполномоченные на проведение публичных слушаний органыместного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городскогоокруга в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационныхматериалов проекта генерального плана, выступления представителей органовместного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собранияхжителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
В силу п.6 ст.31 ГрК РФорганы местного самоуправления поселений и городских округов одновременно спринятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройкиутверждают состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правилземлепользования и застройки. В соответствии с п.1 ст.57 ГрК РФ органы местногосамоуправления городских округов и муниципальных районов ведут информационныесистемы обеспечения градостроительной деятельности путем сбора,документирования, актуализации, обработки, систематизации, учета и хранениясведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности.
Указанные выше полномочияна уровне органов местного самоуправления могут осуществляться самыми разнообразнымиструктурами в пределах фантазии местных нормотворцев. Как правило, онивозложены на отдел строительства, транспорта и ЖКХ местной администрации, илиотдел капитального строительства, или главного архитектора района (города).

2. Государственный строительный надзор
Федеральнымиорганами исполнительной власти, уполномоченными на осуществлениегосударственного строительного надзора, являются:
Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору — при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объектов, указанных в пункте 5.1 статьи 6Градостроительного кодекса Российской Федерации, за исключением тех объектов, вотношении которых осуществление государственного строительного надзора указамиПрезидента Российской Федерации возложено на иные федеральные органыисполнительной власти;
Министерствообороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности РоссийскойФедерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации и иные федеральныеорганы исполнительной власти, на которые указами Президента РоссийскойФедерации возложено осуществление государственного строительного надзора.
Государственныйстроительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом,осуществляемыми на территории г. Москвы, в части уникальных объектов, до 1января 2011 г. осуществляется уполномоченным на это органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы.
Государственныйстроительный надзор осуществляется:
а)при строительстве объектов капитального строительства, если проектнаядокументация на их строительство подлежит государственной экспертизе всоответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации либоявляется типовой проектной документацией или ее модификацией, на которуюполучено положительное заключение государственной экспертизы;
б)при реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства,если проектная документация на осуществление реконструкции, капитальногоремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизев соответствии со статьей 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Задачейгосударственного строительного надзора является предупреждение, выявление ипресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющимстроительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушенийзаконодательства о градостроительной деятельности, в том числе техническихрегламентов, и проектной документации.
Предметомгосударственного строительного надзора является проверка:
а)соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессестроительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитальногостроительства, а также результатов таких работ требованиям техническихрегламентов, иных нормативных актов и проектной документации;
б)наличия разрешения на строительство;
в)выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодексаРоссийской Федерации.
Вслучае отсутствия технических регламентов предметом государственногостроительного надзора является проверка соответствия выполняемых работ,применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительнымнормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использованияатомной энергии, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам,требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающейсреды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия итребованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правиламинженерно-технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленнойбезопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, инымправилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям другихнормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнениюпри строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитальногостроительства.
Государственныйстроительный надзор осуществляется федеральными органами исполнительной власти,уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, иорганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченнымина осуществление государственного строительного надзора.
Еслипри строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитальногостроительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора,то органом государственного строительного надзора в рамках государственногостроительного надзора осуществляется государственный пожарный надзор,государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также, за исключениемслучаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации,государственный контроль в области охраны окружающей среды.
Федеральныеорганы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление государственногостроительного надзора, осуществляют такой надзор при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объектов.
Государственныйстроительный надзор осуществляется органом государственного строительногонадзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ додаты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного,отремонтированного объекта капитального строительства требованиям техническихрегламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.
Вседокументы, составленные либо полученные при осуществлении государственногостроительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое органомгосударственного строительного надзора. Порядок формирования и ведения такихдел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такиедела документам, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологииРоссийской Федерации.
Государственныйстроительный надзор осуществляется в форме проверок. Проверке соответствиявыполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессестроительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитальногостроительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов,нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов ипроектной документации подлежит соблюдение:
а)при строительстве — требований к осуществлению подготовки земельного участка ивыполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземнойи надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числевнутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б)при реконструкции — требований к выполнению работ по подготовке объектакапитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажуфундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметровобъекта капитального строительства, его частей и качестваинженерно-технического обеспечения;
в)при капитальном ремонте — требований к выполнению работ по подготовке объектакапитального строительства для капитального ремонта, ремонтно-восстановительныхработ, включая работы по усилению фундамента и замене конструкций подземной инадземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числевнутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Проверкипроводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственногостроительного надзора, уполномоченным на основании соответствующегораспоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от егоимени осуществлять такой надзор (далее — должностное лицо органагосударственного строительного надзора) в соответствии с программой проверок, атакже в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физическихи юридических лиц, органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Программапроверок разрабатывается должностным лицом органа государственногостроительного надзора с учетом конструктивных и иных особенностей объектакапитального строительства и выполнения работ по его строительству,реконструкции, капитальному ремонту, условий последующей эксплуатации, а такжедругих факторов, подлежащих учету в соответствии с требованиями техническихрегламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектнойдокументации.
Дляопределения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов(норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации должностнымлицом органа государственного строительного надзора проверяется:
ü  соблюдениепорядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальныхжурналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации,составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетейинженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля,ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документацииустанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому иатомному надзору;
ü  устранениевыявленных при проведении строительного контроля и осуществлениигосударственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работтребованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовыхактов и проектной документации (далее — нарушения), а также соблюдение запретаприступать к продолжению работ до составления актов об устранении такихнарушений;
ü  соблюдение иныхтребований при выполнении работ, установленных техническими регламентами(нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектнойдокументацией.
Осуществление проверкиможет быть сопряжено с проведением органом государственного строительногонадзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненныхработ и применяемых строительных материалов.
При выявлении врезультате проведенной проверки нарушений должностным лицом органагосударственного строительного надзора составляется акт, являющийся основаниемдля выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто всоответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность задопущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписанииуказываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила),иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которыхнарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетомконструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверкизаносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора вобщий и (или) специальный журналы.
Акт, составленный порезультатам проверки, и выданное на основании его предписание составляются вдвух экземплярах. К акту о проведенной проверке прилагаются составленные либополученные в процессе проведения проверки документы (при их наличии). Первыеэкземпляры акта и предписания, а также копии указанных документов передаютсязаказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто всоответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность задопущенные нарушения). Вторые экземпляры акта и предписания, а такжесоставленные либо полученные в процессе проведения проверки документы остаютсяв деле органа государственного строительного надзора.
После завершениястроительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитальногостроительства органом государственного строительного надзора проводитсяпроверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы ипринимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдачетакого заключения.
Орган государственногостроительного надзора выдает заключение о соответствии, если при строительстве,реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не былидопущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям техническихрегламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектнойдокументации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения осоответствии.
Орган государственногостроительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если пристроительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитальногостроительства были допущены нарушения соответствия выполненных работтребованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовыхактов и проектной документации и такие нарушения не были устранены до датывыдачи заключения о соответствии.
Заключение о соответствииили решение об отказе в выдаче такого заключения выдается органомгосударственного строительного надзора застройщику или заказчику в течение 10рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в органгосударственного строительного надзора за выдачей заключения. Решение об отказев выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такогоотказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативныйправовой акт, проектную документацию.
Заключение о соответствииили решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в двухэкземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органагосударственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), иутверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительногонадзора.
Первый экземплярзаключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключенияпередается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения осоответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в делеоргана государственного строительного надзора.
Решение об отказе ввыдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком илизаказчиком в судебном порядке.
Государственныйстроительный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонтеобъектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктовхранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственныхобъектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений) осуществляетсяв комплексе с проверками и инспекциями, предусмотренными законами и иныминормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения всфере обеспечения безопасности указанных объектов.
Сведения, полученные входе осуществления государственного строительного надзора, подлежат обобщению ивключению в создаваемые органами государственного строительного надзораинформационные системы государственного строительного надзора.
Должностные лица органовгосударственного строительного надзора при проведении проверок осуществляютследующие полномочия:
а) беспрепятственнопосещают объекты капитального строительства во время исполнения служебныхобязанностей;
б) требуют от заказчика,застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ,исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актовосвидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-техническогообеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;
в) требуют от заказчика,застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертизвыполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется припроведении строительного контроля, но не было осуществлено;
г) составляют порезультатам проведенных проверок акты, на основании которых дают предписания обустранении выявленных нарушений;
д) вносят записи орезультатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;
е) составляют протоколыоб административных правонарушениях и (или) рассматривают дела обадминистративных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства поделам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
ж) осуществляют иныеполномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Органы государственногостроительного надзора и их должностные лица в случае ненадлежащегоосуществления государственного строительного надзора несут ответственность всоответствии с законодательством Российской Федерации.

Заключение
Государственныйстроительный надзор осуществляется как федеральным органом исполнительнойвласти — Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомномунадзору, так и органами исполнительной власти субъектов РФ. Критерием кразграничению сферы поднадзорных объектов служит специфика самого объектанадзора. Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1февраля 2006 г. N 54 «О государственном строительном надзоре в РоссийскойФедерации» Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомномунадзору осуществляет надзор при строительстве, реконструкции, капитальномремонте объектов использования атомной энергии, опасных производственныхобъектов, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), объектовобороны и безопасности, объектов, сведения о которых составляют государственнуютайну, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, за исключениемобъектов военной инфраструктуры Вооруженных сил Российской Федерации.
Процессстроительства, реконструкции и капитального ремонта объектов военнойинфраструктуры контролирует Министерство обороны Российской Федерации.
Государственныйстроительный надзор за остальными объектами, не попадающими в сферу надзорнойдеятельности Минобороны и Ростехнадзора, осуществляют органы исполнительнойвласти субъектов РФ.
Такимобразом, критерием разграничения полномочий по государственному строительномунадзору между федеральными органами (по горизонтали), органами РФ и субъекта РФ(по вертикали) является специфика самого объекта — его стратегическая важностьдля целей обороны государства, промышленной безопасности, техническаясложность, уникальность и т.п. Это, в свою очередь, обусловленоконституционными принципами разграничения предметов ведения между федеральнымцентром и субъектами РФ. Согласно ст. 71 Конституции РФ федеральныеэнергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, оборона,безопасность и оборонное производство находятся в ведении Российской Федерации.
Предметомнадзорной деятельности является проверка законности действий поднадзорногообъекта. Достигается данная цель посредством таких методов, как наблюдение,проверка соблюдения правовых и технических норм, выявление и пресечение правонарушений,применение принуждения как меры наказания за административную ответственность.
Необходимоотметить, что типология осуществления государственной функции (услуги),закрепленная в административном регламенте, опосредует собой несколько целей,важнейшие среди которых:
1)достижение единообразной практики;
2)«прозрачность» процедур, так как описываются сроки, предмет деятельности,полномочия субъекта и объекта процесса управления.
Следуетпризнать положительной практику внедрения типового описания того или иногонаправления правоприменительной деятельности органа исполнительной власти.
Резюмируя,следует обобщить понятие государственного строительного надзора, который можнопредставить как специальный вид исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемойс целью выявления соответствия деятельности поднадзорного объекта требованиямправовых и технических норм, реализуемой посредством наблюдения и проверки, справом органов надзора привлечения виновных лиц к административнойответственности.

Список используемой литературы
1         Градостроительныйкодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г.
2         Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.
3         Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2006 года N 54 «Положение об осуществлениигосударственного строительного надзора в Российской Федерации»
4         Комментарийзаконодательства по теме «Государственный строительный надзор в РоссийскойФедерации» Сальников И.В 2008 год