–PAGE_BREAK–Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти можно рассмотреть в табличной форме.
Законы, нормативные акты
Полномочия Президента РФ
Права и обязанности Президента РФ
п. «а-д» ст. 83 Конституции РФ
Указы Президента РФ от 10. 06. 1994г. и от 03. 05. 1995г.
Полномочия Президента РФ по отношению к Правительству РФ.
Регламентация взаимодействия Президента и Правительства.
1. Руководящая роль Президента РФ по отношению к Правительству, что подтверждает вывод о том, что Президент осуществляет в большей степени исполнительную власть совместно с правительством РФ.
2. Предлагает кандидатуру Председателя Правительства РФ Государственной Думе.
3. Назначает Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы.
4. Имеет право председательствовать на заседании Правительства РФ вместо его Председателя.
5. Единолично принимает решение об отставке Правительства в целом. Имеет право этого не делать даже в условиях выраженного Думой недоверия.
6. Назначает на должность и освобождает от должности членов правительства без согласия Государственной Думы.
7. Единолично определяет и представляет Государственной думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ и ставит вопрос об его освобождении от должности.
п. «к» ст. 83 Конституции РФ;
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г.
Назначение и освобождение полномочных представителей Президента в федеральных округах
Эти должности введены в целях реализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений.
п. 4 ст. 78 Конституции
РФ
Совместно с Правительством РФ обеспечивает осуществление полномочий государственной власти на всей территории РФ
1. Президенту подчиняются как федеральные органы исполнительной власти, так и органы исполнительной власти субъектов Федерации, действующие в сфере совместной компетенции РФ и её субъектов, предусмотренной ст. 72 Конституции РФ.
2. Обязан применять энергичные меры по восстановлению полномочий федеральной государственной власти при любых уклонениях от исполнения правовых актов Федерации и нарушениях конституционного правопорядка.
п. 2 ст. 85 Конституции РФ
Приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ и федеральным законам международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.
1. Имеет право приостановить действие таких актов до решения вопроса соответствующим судом. Такими судами могут быть Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Суд восстанавливает действие оспариваемого акта или признаёт акт окончательно утратившим силу.
В отношении актов законодательных органов субъектов РФ Президент РФ таких полномочий не имеет.
2. Имеет право отрешать от должности высшее должностное лицо, добиваться через Федеральное собрание роспуска законодательного собрания субъекта РФ.
3. Имеет право отрешать от должности глав муниципальных образований и вносит в Государственную Думу проект федерального закона о роспуске органа местного самоуправления.
Администрация Президента формируется в соответствии с п. «и» ст. 83 Конституции РФ. Подразделения Администрации имеют различный статус (структура утверждена Указом президента РФ от 3 июня 2000 г. и часто подвергаются реорганизациям.
B cocтaв Aдминиcтpaции вxoдят: Pyкoвoдитeль Aдминиcтpaции, eгo пepвыe зaмecтитeли и зaмecтитeли, пoлнoмoчныe пpeдcтaвитeли Пpeзидeнтa в Coвeтe Фeдepaции, Гocyдapcтвeннoй Дyмe, Koнcтитyциoннoм Cyдe PФ, в фeдepaльныx oкpyгax, пpecc-ceкpeтapь Пpeзидeнтa, pyкoвoдитeль пpoтoкoлa, зaвeдyющий Kaнцeляpиeй Пpeзидeнтa, пoмoщники, coвeтники, cтapший peфepeнт (вoзглaвляeт peфepeнтypy Пpeзидeнтa). Укaзaнныe дoлжнoстные лица, нeпocpeдcтвeннo пoдчиняющиecя Пpeзидeнтy PФ и им нaзнaчaeмыe, oблaдaют cвoими aппapaтaми, кoтopыe, кaк и дpyгиe caмocтoятeльныe пoдpaздeлeния тaкжe вxoдят в Aдминиcтpaцию Пpeзидeнтa РФ.
Aдминиcтpaция тaкжe oбecпeчивaeт дeятeльнocть coвeщaтeльныx и кoнcyльтaтивныx opгaнoв пpи Пpeзидeнтe PФ (кoмиccий, coвeтoв).
В фyнкции Aдминиcтpaции вxoдит мнoгo вoпpocoв: подготoвкa зaкoнoпpoeктoв для внeceния иx в Гocyдapcтвeннyю Дyмy, пoдгoтoвкa пpoeктoв и выпycк _yкaзoв, pacпopяжeний и oбpaщeний Пpeзидeнтa, oбecпeчeниe дeятельнocти Coвeтa Бeзoпacнocти PФ, ocyщecтвлeниe кoнтpoля и проверки испoлнeния фeдepaльныx зaкoнoв и yкaзoв Пpeзидeнтa, oбecпeчeниe взaимoдeйcтвия c пoлитичecкими пapтиями и oбщественными объединениями, а также с государственными органами и должностными лицами зарубежных государств и мeждyнapoдными opгaнизaциями, пoдгoтoвкa oбpaщeний в Koнcтитyциoнный Cyд PФ, oбecпeчeниe взaимoдeйcтвия фeдepaльныx opгaнoв гocyдapcтвeннoй влacти, иx тeppитopиaльныx opгaнoв и opгaнoв влacти cyбъeктoв PФ, oбecпeчeниe peaлизaции rocyдapcтвeннoй пoлитики в oблacти кaдpoв и гocyдapcтвeннoй cлyжбы и дp. Bыпoлняя эти фyнкции, Aдминиcтpaция взaимoдeйcтвyeт c пaлaтaми Фeдepaльнoгo Coбpaния, Пpaвитeльcтвoм и дpyгими opгaнaми гocyдapcтвeннoй влacти Фeдepaции и ee cyбъeктoв, oбecпeчивaeт кoopдинaцию дeятeльнocти фeдepaльныx opгaнoв по peaлизaции ocнoв гocyдapcтвeннoй пoлитики в oблacти oбecпeчeния пpaв чeлoвeкa, cвoбoды cpeдcтв мaccoвoй инфopмaции и дp.
г л а в н ы е у п р а в л е н и я
А
У П Р А В Л Е Н И Я
4. Административно-правовой статус Правительства РФ В соответствии с Конституцией Правительство Российской Федерации — коллегиальный, центральный, федеральный орган исполнительной власти общей компетенции, подчиненный Президенту. Правительство осуществляет полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента РФ. В Конституции РФ закреплено положение, о том, что Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в РФ.
Состав правительства, порядок его формирования, цели и основные направления деятельности, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием в общих чертах регламентируются Конституцией Российской Федерации.
Правительство состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.
Председатель Правительства РФ назначается и освобождается от должности Президентом РФ в порядке, установленном Конституцией РФ (ст. 3). Председатель Правительства РФ обладает особым статусом. Он предлагает Президенту РФ структуру федеральных органов исполнительной власти в недельный срок после своего назначения, кандидатуры на должности своих заместителей и федеральных министров; определяет основные направления деятельности Правительства и характеризует его работу. Так же он распределяет обязанности между своими заместителями, представляет Правительство в международных делах, издает по оперативным и другим текущим вопросам распоряжения, а также подписывает решения Правительства.
Более конкретно полномочия Правительства РФ прописаны в федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997.
Правительство РФ в пределах своих полномочий:
— организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере, осуществляет управление федеральной собственностью, принимает меры по защите интересов отечественных производителей, обеспечивает проведение единой государственной социальной политики;
— обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;
— формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию;
— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти РФ может передавать им осуществление части своих полномочий. С другой стороны, органы исполнительной власти субъектов РФ могут передать свои полномочия Правительству на основании соответствующих соглашений (ст. 13 ФКЗ).
Правительству РФ как органу общей компетенции подчинены центральные федеральные органы исполнительной власти специальной компетенции. Оно направляет их работу, дает им поручения, устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов и размеры ассигнований на их содержание. Председатель Правительства вносит Президенту предложения о назначении руководителей центральных федеральных органов исполнительной власти, а Правительство назначает их заместителей. Кроме того, оно принимает положения о каждом центральном федеральном органе исполнительной власти, утверждает его структуру, состав коллегии, а при необходимости делегирует свои полномочия. Правительство осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, может отменить принятые ими акты. Оно вправе создавать комиссии, комитеты, центры и иные, непосредственно подчиненные ему, органы и назначать их руководителей.
В настоящее время под руководством Правительства действуют три группы центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции, выполняющих в нашей стране основной объем административной работы:
1) федеральные министерства, руководители которых по должности являются членами Правительства;
2) образуемые Президентом государственные комитеты, комитеты, службы и иные органы;
3) инспекции, комиссии, центры, создаваемые Правительством. И названия, и правовой статус всех этих органов регулируются не Конституцией, а частично текущим законодательством и в основном актами Президента и Правительства.
Правовыми формами осуществления Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения.
Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства РФ, принимаемых в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства РФ. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и обязательны к исполнению в РФ.
Постановления и распоряжения Правительства РФ, в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ, так же, в случае несоответствия актов Правительства Конституции РФ они могут быть отменены постановлением Конституционного суда РФ, так как это входит в его полномочия.
В обеспечении деятельности Правительства РФ важную роль играет его аппарат, который образуют: руководство аппарата; секретариат Председателя и секретариаты заместителей Председателя Правительства; департаменты по сферам и отраслям деятельности (финансов, бюджета и денежного обращения; труда, здравоохранения и социальной защиты населения; международного сотрудничества и так далее), а так же и другие подразделения.
Конституция не устанавливает срока функционирования Правительства РФ, но закрепляет две формы прекращения его деятельности — сложение полномочий и отставку.
Предельный срок функционирования Правительства в данном составе — до формирования вновь избранным Президентом нового Правительства. Перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия, но по его поручению, пока не будет сформировано новое, продолжает действовать.
Конституция предусматривает возможность отставки Правительства в случаях, если:
1) такое решение принял Президент;
2) оно само подало в отставку, и Президент ее принял;
3) Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству, Дума в доверии отказала, и Президент принял решение об отставке Правительства;
4) Государственная Дума выразила недоверие Правительству дважды в течение трех месяцев, и Президент принял решение о его отставке.
Во всех случаях Правительство коллективно уходит в отставку только после принятия Президентом соответствующего решения, изложенного в его указе. Очевидно, что Президент также вправе по собственной инициативе или по личному заявлению члена Правительства отправить его в отставку или просто освободить от должности.
5. Понятие, виды, правовое положение министерств и других федеральных ведомств исполнительной власти Центральные органы исполнительной власти.
В настоящее время в России существует несколько организационно-правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:
1) министерство РФ;
2) государственный комитет РФ; комитет РФ, федеральная служба, российское агентство;
3) инспекции, комиссии, центры при Правительстве РФ;
4) иные органы.
Как правило, центральные органы федеральной исполнительной власти образуются Президентом РФ и наделены специальной компетенцией, они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми межотраслевыми (функциональными) или смешанной компетенции.
Центральные органы подчинены непосредственно Правительству (некоторые подчинены непосредственно Президенту). Руководители центральных исполнительных органов назначаются Президентом РФ. Правовой основой их деятельности служат законы, акты Президента и Правительства, а также специальные положения о каждом из центральных органов, которые утверждаются Президентом РФ или Правительством.
Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними экономико-экологических, социальных задач, состоящих перед ведомством.
Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и совместными. Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые полностью находятся в ведении федеральных органов (Министерство обороны, Государственный таможенный комитет и др.). Центральные органы общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и содержатся за счет федерального бюджета. Иными словами, в системе общефедерального ведомства все органы являются федеральными.
Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Центральные органы совместных ведомств руководят подведомственными отраслями частично непосредственно, а в основном через республиканские, областные, краевые, окружные, городские (Москвы и Санкт-Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные, городские органы находятся в двойном подчинении: подчинены по вертикали центральному органу федеральной исполнительной власти, а по горизонтали — правительству республики или соответствующей администрации. Горизонтальное подчинение является линейным, вертикальное — функциональным.
продолжение
–PAGE_BREAK–