Органы местного самоуправления в зарубежных странах

3. НациональнымСобранием Франции было предъявлено обвинение Президенту в несоблюденииКонституции. После принятия данного решения абсолютным большинством голосовчленов обеих палат Парламента дело Президента было направлено в КонституционныйСовет для дачи заключения. По истечении 30 дней Конституционный Совет,согласившись с доводами депутатов Парламента, отстранил Президента от занимаемойдолжности. Соответствует ли данная процедура Конституции Франции? Охарактеризуйтепорядок отстранения Президента от должности.
Нет, не соответствует. Всоответствии со ст. 68 Конституции Франции Президент Республики несетответственность за действия, совершенные им при исполнении своих обязанностей,только в случае государственной измены. Обвинение ему может быть предъявленотолько обеими палатами, принявшими открытым голосованием идентичное решениеабсолютным большинством голосов своих членов; судит Президента Высокая палатаправосудия.
Она состоит из членов,избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом из их состава. 4. Органыместного управления и самоуправления в зарубежных странах
Местное самоуправление являетсянепременным атрибутом любого современного демократического общества. Зарубежныймуниципализм знает громадное количество разнообразных моделей и типоворганизации местного самоуправления. Различия в построении систем местногосамоуправления зависят от многих факторов: политического режима, доминирующей встране идеи организации власти и управления на местах, государственного устройстваи административно-территориального деления государства, национальных традиций ипр.
В настоящее время в научнойлитературе наиболее часто встречается классификация известных в мировойпрактике моделей организации власти на местах, в основе которой лежат отношениямежду органами местного самоуправления (управления) и органами центральнойвласти.
В соответствии с данным подходомможно выделить четыре базовые модели местного самоуправления: англосаксонскую,континентальную, смешанную и советскую.
Англосаксонская (классическая)модель получила распространение преимущественно в странах с одноименнойправовой системой: Великобритании, США, Канаде, Индии, Австралии, НовойЗеландии и др.
Основными чертами этой моделиявляются:
а) формальная автономия исамостоятельность местного самоуправления;
б) отсутствие на местахуполномоченных центрального правительства, опекающих органы местного самоуправления.
Отношения между центральнойвластью и местным самоуправлением в странах, ориентированных на данную модель,определяются принципом “действовать в пределах предоставленных полномочий”,т.е. органы местного самоуправления могут совершать лишь те действия, которыепрямо предписаны законом. Все иные действия считаются совершенными с превышениемполномочий и могут быть признаны судом неправомерными.
В Великобритании — родинеклассических муниципальных форм — бесспорным считается факт, что компетенцияорганов местного самоуправления производна от парламента и что они являютсякреатурами (ставленниками, послушными исполнителями воли) парламента.
В США при определенииконституционного статуса органов местного самоуправления учитываютсяособенности американской правовой доктрины, В качестве исходного положения вданном случае применяется формула «муниципалитеты — креатуры штатов».Вместе с тем принцип самоуправления, закрепленный в конституциях большинстваамериканских штатов, подразумевает право муниципальных органов решать вопросыместного значения в рамках предоставленных им полномочий самостоятельно, безвмешательства штата.
Данная модель не предусматриваетналичия на местах каких-либо чиновников, назначаемых из центра для контроля заорганами самоуправления.  Местные советы в пределах закона, обычая (сложившейсяпрактики), судебного прецедента самостоятельно и под свою ответственностьрешают вопросы, не отнесенные к компетенции центральных органов.
Контроль за органами местногосамоуправления является, в основном, косвенным: через финансирование ихдеятельности; посредством проводимых отраслевыми министерствами инспекционныхпроверок; путем принятия адаптивных законов (парламент принимает типовыезаконы, а местные органы вводят их в действие на своей территории сизменениями, обусловленными местными особенностями); в форме судебногоконтроля.
Рассматривая англосаксонскуюмодель местного самоуправления, необходимо учитывать, что в своем классическомвиде она встречается сейчас крайне редко,
Заметно отличается отанглосаксонской модели континентальная модель организации власти на местах,которая получила распространение не только в странах континентальной Европы(Франция, Италия, Испания, Бельгия), но и в большинстве стран ЛатинскойАмерики, Ближнего Востока, франкоязычной Африки.
Отличительные признаки этоймодели следующие:
а) сочетание местногосамоуправления и государственного управления на местах, выборности иназначаемости;
б) определенная иерархия системыместного самоуправления, подчиненность нижестоящих звеньев вышестоящим;
в) наличие на местном уровнеспециального представителя центральной власти, полномочного осуществлятьгосударственный контроль за деятельностью органов местного самоуправления,
Родоначальница континентальноймодели — Франция, для которой высокая степень централизации местного управленияи самоуправления является исторически традиционной. Во Франции достаточно долгосуществовала система многоуровневой организации власти на местах, при которойдеятельность нижестоящих звеньев в значительной степени определялась и зависела(прежде всего, в административном и финансовом смысле) от вышестоящих органовуправления.
В настоящее время основным звеномместного самоуправления во Франции являются коммуны — муниципальные образования,создаваемые жителями небольших городов и сельских населенных пунктов. Каждаякоммуна имеет свой представительный орган — совет и мэра, избираемого из числадепутатов совета и выступающего одновременно в качестве государственногослужащего и главы местного самоуправления.
Мэр и депутаты муниципальногосовета, работающие на постоянной основе, образуют муниципалитет. Егодеятельность осуществляется под контролем муниципального совета и подадминистративным контролем комиссара Республики.
Последний наблюдает зазаконностью принимаемых коммуной решений и в случае необходимости обращается всуд за их отменой,
Приведенный в качестве примерафранцузский вариант организации власти на местах является типичным дляконтинентальной модели местного самоуправления.
Сравнивая англосаксонскую иконтинентальную модели местного самоуправления, следует иметь в виду, что вдемократически развитых странах различия между этими двумя моделями не носятпринципиального характера. Их современная форма, во многом являющаяся результатомпроведенных реформ местного самоуправления, позволяет говорить об определенномсближении некогда весьма отличных муниципальных систем.
Наряду с рассмотренными моделямисуществуют варианты организации власти на местах, в той или иной степени,вобравшие в себя черты каждой их них и обладающие собственными специфическимипризнаками. Эти модели получили название смешанных. К таким моделям можноотнести местное самоуправление в Германии, Австрии, Японии, в некоторых постсоциалистическихи развивающихся странах.
Характерным признаком смешанноймодели можно считать сочетание достаточно автономного местного самоуправленияна низовом территориальном уровне с государственным управлением на более высоком.
Принципиальное отличие отрассмотренных выше моделей имеет так называемая советская модель организациивласти на местах.
Эта модель была еще недавношироко распространена в странах «мировой системы социализма», а такжев ряде развивающихся государств просоциалистического образца. Сейчас в той илииной форме она имеет место лишь в немногих странах, все еще сохранившихсоциалистическую ориентацию (Китай, Куба, КНДР), а также в некоторыхгосударствах, образованных из бывших республик Советского Союза (например:Беларусь, Узбекистан).
Основными признаками данной моделиявляются следующее: единовластие представительных органов снизу доверху,жесткая централизация системы представительных и исполнительных органов,иерархическая соподчиненность всех ее звеньев. Любой совет, начиная с самогонизового звена, — сельского, поселкового совета — является органомгосударственной власти на соответствующей территории (даже если формально исчитается органом местного самоуправления).
Фактически самоуправленческиеначала ограничиваются правом населения выбирать членов (депутатов)представительных органов. Реальной властью при советской модели управленияобладает, как правило, партийно-номенклатурная элита разных уровней.
Перечень названных моделейорганизации власти на местах не является исчерпывающим: рассмотрены наиболеетипичные и часто встречающиеся модели. Существуют также и весьма специфичные варианты.
В таких своеобразныхадминистративно-территориальных единицах, как кочевое племя или род, вождиединолично и в составе советов старейшин, советов вождей продолжают выполнятьуправленческие функции. Среди оседлого населения стран Африки и Океании,несмотря на повсеместную ликвидацию административных полномочий вождей, ихвлияние на решение вопросов местного значения остается достаточно большим, Вряде стран вожди входят в состав органов местного самоуправления, особенно нанизовом уровне (Малави, Свазиленд, Сьерра-Леоне, Папуа-Новая Гвинея и др.).
Уникальной самоуправляемойобщностью является киббуц в Израиле.
Киббуц — трудовая коммунапреимущественно сельскохозяйственного профиля, построенная на принципахдобровольности членства, совместного владения имуществом и средствамипроизводства, относительного равенства в труде и потреблении.
Высшим органом власти в киббуцеявляется общее собрание его членов, на котором решаются важнейшие вопросы жизникоммуны, принимаются законодательные нормы, утверждается бюджет. Собраниевыступает в качестве арбитра в спорах частного и коллективного характера.
Каждый совершеннолетний членкиббуца имеет право голоса на общем собрании и может влиять на процесс принятиярешений. Для решения повседневных проблем решением общего собрания избираютсясекретариат и различные комиссии по отдельным социально- экономическим вопросам(по организации труда, образованию, здравоохранению и т.п.).
Рассматривая различные моделиорганизации власти и управления на местах, необходимо отметить огромноеколичество вариантов построения систем органов местного самоуправления.Многообразие форм организации местного самоуправления может наблюдаться и вмасштабах одного государства. В США подобные различия существуют даже впределах одного штата.
На построение муниципальнойсистемы влияют административно- территориальное деление государства,исторические, географические, демографические особенности, политический режим иреализуемая правовая система.
Первичной ячейкойместного самоуправления в зарубежных странах выступают, как правило, коммуны,общины, муниципалитеты, образуемые на территориях отдельных населенных пунктов(города, деревни, поселка). Кроме того, самоуправляемыми территориями могутбыть несколько сел или деревень, районы в крупных городах и даже городскиекварталы.
Зарубежная практика не исключаетвозможности объединения коммун и общин, создания межмуниципальных союзов(например, синдикаты коммун в Испании). В некоторых странах могут создаватьсянебольшие самоуправляющиеся территориальные ячейки (хутора, приходы, посады ит.п.), не обладающие статусом муниципалитетов и предназначенные для оказаниямелких услуг на местном уровне.
Еще более широкой палитрой представленывиды органов местного самоуправления. На низовом уровне — это, прежде всегостаросты сел, деревень и городских кварталов. Обычно они избираются на сходахжителей открытым голосованием. Обязанность старосты может выполнять уполномоченный,назначаемый из числа депутатов общинного совета, проживающих в данной деревне(Болгария). В некоторых странах старосты деревень (Тайланд) и старостыгородских кварталов (Индонезия) утверждаются районными, а во втором случае — городскими администраторами, назначаемыми в центре.
Органы непосредственнойдемократии — сельский сход и собрание деревни. Могут созываться по меренадобности или с определенной степенью регулярности (например, в Индии собраниядеревень созываются дважды в год). На сходах и собраниях решаютсяпринципиальные вопросы местной жизни: использование сельскохозяйственныхугодий, строительство и ремонт дорог, открытие школ, медицинское обслуживание,сбор средств для решения социальных проблем и др.
Представительными органамиместного самоуправления в большинстве случаев являются советы. Их названиявесьма разнообразны: в Македонии, Чешской республике и некоторых других странах- муниципальные ассамблеи, в Бразилии — муниципальные палаты, в Киргизии — кенеши, в Туркмении — генгеши и т.п.
Представительные органы, какправило, избираются населением более крупных административно-территориальныхединиц (поселков, городов, районов, провинций) сроком на 2-4 года, выполняютзаконодательные функции и являются важнейшей составной частью местногосамоуправления. Основная форма их работы — очередные (регулярно проводимые) ивнеочередные сессии. В пределах своей компетенции местные представительныеорганы образуют постоянные и временные комиссии (комитеты) выполняющие, чащевсего, подготовительные и контролирующие функции в отдельных отрасляхмуниципальной деятельности. В ряде стран (Великобритания, США, Германия)комиссии могут наделяться и некоторыми распорядительными функциями.
Не менее важную роль вмуниципальных системах зарубежных стран играют исполнительные органы,отвечающие за повседневное управление местными делами, реализацию решенийпредставительных органов. В качестве местной администрации выступаютдолжностные лица (мэры, бургомистры и т.п.), исполнительные советы, комитеты,управления, департаменты и пр.
В ряде случаев мэры, бургомистрыявляются председателями коммун, главами муниципалитетов. Они могут также бытьруководителями аппарата исполнительного органа — мэрии, правления,администрации. Есть и коллегиальные исполнительные органы: джунта в Италии,магистрат в некоторых землях Германии.
Объем полномочий исполнительногооргана во многом определяется способом его формирования. Среди них наибольшеераспространение получили: избрание непосредственно населением, избраниедепутатами представительного органа из своего числа, назначение главойгосударства, назначение исполнительного директора (управляющего), нанятогомуниципалитетом по контракту. Наиболее весомое положение в системе местногосамоуправления обычно имеет исполнительный орган, сформированный по первомуварианту.
Нередко исполнительный органиграет двойственную роль, являясь одновременно органом местного самоуправленияи представителем правительства, наделенным некоторыми функциямигосударственного управления. В таком двойном качестве выступает, например, мэрво Франции, Италии, Японии и ряде других стран.
Практика работы зарубежныхорганов муниципальной власти постоянно совершенствуется, вырабатывая новыемодели, формы, типы организации местного самоуправления. Изменения в экономике,политике и идеологии современных государств вызывают необходимостьприспосабливать существующие системы местного самоуправления к новым реалиям.
Начавшийся в 60-х годах нашегостолетия и не закончившийся до сих пор процесс реформирования власти на местах- одно из наиболее заметных явлений в государственном устройстве стран мировогосообщества. Общая тенденция этого процесса — развитие самоуправленческих начали децентрализация власти. 4. Задача. Распределите 20 депутатских мандатов,используя метод делителей, если в выборах приняли участие 250 тысячизбирателей, из которых за партию»А» проголосовали – 62448 избирателей, «Б» –59211, «В» — 45527, «Г» – 22809, «Д» – 21515, «Е» — 11016, «Ж» – 6803.
20671 бюллетень признаннедействительным, при этом установлен 4% заградительный барьер.
Ответ. Вначале необходиморассчитать количество действительных бюллетеней:
250 000-20671 = 229 329
Исходя из этого числа иколичества избирателей, проголосовавших за каждую партию, рассчитаемпредварительный процент избирателей, проголосовавших за каждую партию (столбец2) по формуле:
229 329  = 100%
партия = ? %Партия
Предварительный процент
избирателей, %
Расчётный процент
избирателей, %
Количество
мандатов, ед. 1 2 3 4 А 27, 231 27, 725 6 Б 25, 819 26, 313 5 В 19, 852 20, 346 4 Г 9, 946 10, 440 2 Д 9, 382 9, 876 2 Е 4, 894 5, 298 1 Ж 2, 966 — — ИТОГО 100 100 20
Как видно из расчёта, партия «Ж»набрала менее 4% и выбывает из распределения мандатов, а набранные ею 2,966%голосов распределяются равномерно среди других партий, израсчёта:                   2, 966%: 6=0, 494%
Складываем 0, 494% спредварительным процентом каждой партии.
Расчётный процент избирателейпоказан в столбце 3.
Принимая 20 депутатских мандатовза 100% и используя расчётный процент избирателей, рассчитываем количествомандатов для каждой партии (столбец 4) по формуле:
20                                                 ед. = 100%
 ?  ед. = расчётный%          
Тысячные и сотые доли округляются до целых значений.
Литература
1.        Конституция РФ. М., 2000.
2.        Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации»от 31.12.96 // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1, ст.1.
3.        Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РоссийскойФедерации» от 21.07.94 // Собрание законодательства РФ, 1994, № 13, ст.1447.
4.        Федеральный закон РФ № 126ФЗ «О финансовых основах местного самоуправленияв Российской Федерации» от 10. 09. 1997. //ст. 4464.
5.        Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебнойсистеме Российской Федерации»/ Под ред. Радченко В.И. М.: ИНФРА-НОРМА,1998.
6.        Кряжков В.А. Органы конституционного контроля субъектов РоссийскойФедерации: проблемы организации и деятельности // Государство и право, 1995,№9.
7.        Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4х т.Т. 1-2. Отв. ред. Страшун. Б. А. М. 1996
8.        Конституционное право зарубежных стран. Учебник. Под ред. Баглая М.В. М.1999.
9.        Митюков м. А. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.//Государство и право, 1989, №9.