Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Таможенные органы РФ

Министерство внутренних дел Российской ФедерацииБелгородский юридический институтКафедра «Уголовного процесса»Дисциплина «Правоохранительные органы  в РФ»Реферат
 
потеме: «Органы по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ.Таможенные органы»
 Автор: Адъюнкт кафедры
рядовоймилиции
ЛовинВ.А.
Белгород– 2008

План:
 
1.Понятие, система и основные задачи органов контроля за оборотом наркотических ипсихотропных веществ (35 мин.)
2. Понятие и систематаможенных органов  РФ, их назначение и задачи (35 мин.)

Введение
 
Вначале лекции хочется отметить, что в 1990 году героиновый наркобизнес натерритории бывшего СССР практически отсутствовал. А уже в 1998-1999 г.г. каждый29 килограмм из незаконного оборота приходится на опий, а каждый 243 кг – нагероин. Углубляется тенденция вытеснения многих наркотических средств героином,который особенно губительно действует на организм человека: среди зарегистрированныхбольных наркоманией число лиц употребляющих героин колеблется в пределах 80-95%, а их смертность от наркотиков составляет почти 100%.  Примерно половинанаркотических средств ввозится в Россию из-за рубежа: за последние 4-5 летзадержаны торговцы наркотиками более чем из 80 стран мира, включая государстваСНГ.  Правоохранительные органы России за последние годы  пресекли более тысячипопыток контрабандного провоза, задержали около 40000 курьеров и торговцевнаркотиками, изъяли 60 т наркотиков.
Вцелях создания и поддержания необходимого уровня защищенности личных игосударственных интересов в данной сфере Указом Президента РФ в 2002 г. былсоздан Государственный комитет  по противодействию незаконному оборотунаркотических средств и психотропных веществ.
Всистеме правоохранительных органов, осуществляющих защиту экономическогосуверенитета в экономической безопасности государства, особое место занимаюттаможенные органы РФ.
Вэтой лекции будут освещены понятие, система и основные задачи органов контроляза оборотом наркотических и психотропных веществ и таможенных органов РФ.

1 вопрос. Понятие, система и основные задачи органовконтроля за оборотом наркотических и психотропных веществ
Защитажизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних ивнешних угроз составляет основное содержание правоохранительной деятельностиРоссийского государства, связанной с обеспечением безопасности в стране. Вчисле факторов, создающих реальную угрозу национальной безопасности, — незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров. Прекурсоры — вещества, используемые при производстве, изготовлении,переработке наркотических средств и психотропных веществ, которые включены вперечень наркотических средств.
Вцелях создания и поддержания необходимого уровня защищенности личных игосударственных интересов в данной сфере в последние годы в РоссийскойФедерации разрабатывается система правовых мер, регулирующих государственнуюполитику в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров, формируются специальные государственные органы,которые, призваны противодействовать незаконному обороту в стране наркотическихсредств и психотропных веществ.
Так,Указом Президента РФ от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствованиигосударственного управления в области противодействия незаконному оборотунаркотических средств и психотропных веществ»при Министерствевнутренних дел РФ был создан Государственный комитет по противодействиюнезаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. Однако затембыло признано целесообразным вывести данное подразделение из системы МВД исоздать на его базе самостоятельный государственный правоохранительный орган,который непосредственно занимался бы реализацией государственной политики вобласти контроля за оборотом наркотических средств и психотропный веществ. Сэтой целью Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. № 306 «Вопросысовершенствования государственного управления в Россий­ской Федерации»упомянутый Государственный комитет при МВД России был преобразован вГосударственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотомнаркотических средств и психотропных веществ. Указом Президента РФ от 9 марта2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»указанный государственный комитет переименован в Федеральную службу РоссийскойФедерации по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.Предание этому государственному органу статуса федеральной службы осуществленобез проведения организационно-штатных мероприятий и без переназначения их сотрудников.
ФедеральнаяСлужба  РФ по наркоконтролю является федеральным органом исполнительной власти,специально уполномоченным на решение задач в области оборота наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия их незаконномуобороту, а также координирующим дея­тельность иных органов исполнительнойвласти и органов исполнительной власти субъектов РФ в этой области.
ФедеральнаяСлужба  РФ по наркоконтролю возглавляет территориальные органы по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ. В ведении этойфедеральной службы находятся также организации, обеспечивающие деятельностьорганов наркоконтролю. Территориальные органы наркоконтроля и организации,обеспечивающие деятельность этих органов, создаются, реорганизуются иупраздняются в соответствии с федеральным законодательством Федеральной Службы  РФпо наркоконтролю. Она же утверждает положения о территориальных органах.
Внастоящее время органы по наркоконтролю представляют трехуровневую систему.Возглавляет ее Федеральная служба РФ по наркоконтролю.
Следующеезвено образуют главные управления по федеральным округам. И наконец, основноезвено образуют региональные управления и управления по наркоконтролю всубъектах РФ.
Правовуюоснову организации и деятельности органов по наркоконтролю образуют КонституцияРФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, указы ираспоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ,международные договоры РФ. Правовое положение территориальных органов понаркоконтролю, кроме того, регулируется Типовыми положениями об Управлении посубъекту РФ, о Региональном управлении и Главном управлении по федеральномуокругу.
В соответствии сназванными законодательными и иными нормативными правовыми актами Федеральнаяслужба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществи возглавляемая ей система органов наркоконтроля призваны обеспечить реализациюгосу­дарственной политики в области контроля за оборотом наркотических средстви психотропных веществ. В этих целях на них возложены сле­дующие задачи:
— обеспечение в пределах своей компетенции контроля за оборотом наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров и осуществление мер попротиводействию их незаконному обороту;
— выявление,предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследованиепреступлений, отнесенных законодательством Российской Федерации кподследственности органов госнаркоконтроля;
— координациядеятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации по противодействию незаконному оборотунаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
— участие в разработкеи реализации государственной политики в области оборота наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконномуобороту;
— создание и ведениеединого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконномуобороту;
— осуществление всоответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействия иинформационного обмена с международными организациями и компетентными органамииностранных государств в области противодействия незаконному оборотунаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а такжепредставление интересов Российской Федерации в международных организациях повопросам противодействия незаконному обороту наркотических средств,психотропных веществ и их прекурсоров.
А теперь подробнеерассмотрим функции Федеральной службы по наркоконтролю.
Функции Федеральнойслужбы по наркоконтроло:
— обеспечиваетисполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах,психотропных веществах и их прекурсорах; — подготавливает и вносит ПрезидентуРоссийской Федерации и в Правительство Российской Федерации предложения посовершенствованию государственной политики в области оборота наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также по противодействию ихнезаконному обороту; участвует в разработке и реализации федеральных целевыхпрограмм в области контроля за оборотом наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
—  участвует вобобщении практики применения законодательства Российской Федерации онаркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах и в подготовкепроектов соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации повопросам, отнесенным к компетенции Госнаркоконтроля России;
— осуществляетпрофилактическую деятельность по предупреждению незаконного потреблениянаркотических средств и психотропных веществ, а также незаконного оборота такихсредств, веществ и их прекурсоров;
— осуществляетоперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации;
— организует иосуществляет розыск лиц, которые обвиняются или подозреваются в совершениипреступлений, отнесенных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации к подследственности органов госнаркоконтроля, и скрылись от органовпредварительного расследования или суда либо местонахождение которых неизвестно;
— производит дознание ипредварительное следствие по уголовным делам, отнесенным законодательствомРоссийской Федерации к подследственности органов наркоконтроля;
— осуществляет всоответствии с законодательством Российской Федерации производство по делам обадминистративных правонарушениях;
— осуществляет контрольдеятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в областиоборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
 – предъявляет в судтребования о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропныхвеществах и их прекурсорах;
— осуществляет всоответствии с законодательством Российской Федерации хранение, перевозку иуничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов иоборудования, находящихся под специальным контролем и используемых дляпроизводства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
— осуществляет контрольза соблюдением порядка уничтожения наркотических средств, психотропных веществи их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся подспециальным контролем и используемых для производства и изготовлениянаркотических средств и психотропных веществ;
— осуществляет впределах своей компетенции контроль за обращением наркотических лекарственныхсредств и психотропных веществ;
— в пределах своейкомпетенции получает, обрабатывает, анализирует и реализует информацию оположении дел в области незаконного потребления наркотических средств ипсихотропных веществ, а также в области незаконного оборота таких средств,веществ и их прекурсоров;
— ведет единый банкданных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропныхвеществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту;
— ведет оперативно-справочныйучет осуществляет справочно-информационное обеспечение органов наркоконтроля,устанавливает в соответствии с существующими стандартами единые требования корганизации делопроизводства в системе органов наркоконтроля, организуетхранение и использование оперативных, следственных, архивных и другихматериалов, а также определяет перечень оперативных дел, порядок их ведения иучета;
— участвует всоответствии с законодательством Российской Федерации в разработке проектовмеждународных договоров Российской Федерации по вопросам противодействиянезаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
— заключает в порядке,установленном законодательством Российской Федерации, международные договорыРоссийской Федерации межведомственного характера в целях выполнения задач,возложенных на органы госнаркоконтроля;
— представляет всоответствии с законодательством Российской Федерации интересы РоссийскойФедерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконномуобороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
— осуществляет всоответствии с международными договорами Российской Федерации взаимодействие иинформационный обмен с международными организациями и компетентными органамииностранных государств по вопросам противодействия незаконному оборотунаркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, направляет впорядке, установленном Президентом Российской Федерации, официальных представителейнаркоконтроля России в иностранные государства;
— обеспечивает собственнуюбезопасность органов ФС по контролю за оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ;
— обеспечивает всоответствии с законодательством Российской Федерации защиту сотрудников,федеральных государственных служащих и работников органов госнаркоконтроля,лиц, оказывающих содействие этим органам, участников уголовного судопроизводствапо делам, отнесенным к подследственности органов госнаркоконтроля, и ихблизких, на жизнь, здоровье, честь и достоинство, а также на имущество, которыхсовершаются преступные посягательства;
— организует и проводитнаучные исследования по вопросам обеспечения контроля за оборотом наркотическихсредств, психотропных веществ и их прекурсоров, противодействия незаконномупотреблению наркотических средств и психотропных веществ, а также незаконномуобороту таких средств, веществ и их прекурсоров;
— проводит всоответствии с законодательством Российской Федерации криминалистические идругие экспертизы и исследования;
— используетнаркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в экспертной ииной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— выполняет другиефункции, возложенные на него законодательством Российской Федерации. 
Деятельностью ФС РФ понаркоконтролю руководит Президент РФ, координацию деятельности осуществляетПравительство РФ. ФС РФ по наркоконтролю возглавляет директор. Он имеетзаместителей.
Директор и егозаместители и заместители назначаются на должность и освобождаются от должностиПрезидентом Российской Федерации.
Директор ФС понаркоконтролю России: несет ответственность за выполнение задач, возложенных наФС по наркоконтролю России; организует работу, руководит на принципахединоначалия деятельностью ФС по наркоконтролю; информирует ПрезидентаРоссийской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации повопросам, отнесенным к компетенции ФС  по наркоконтролю России и осуществляетдругие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Структура центральногоаппарата ФС по наркоконтролю России утверждается Президентом РФ. Она построенас учетом основных направлений деятельности и включает главные управления,управления и отделы.
Важную роль ворганизации работы ФС по наркоконтролю играет коллегия, которая являетсясовещательным органом при директоре ФС по наркоконтролю. Она призвана оказатьему помощь в разработке и принятии принципиальных решений по вопросамдеятельности органов наркоконтроля. В состав коллегии входят директор ФС понаркоконтролю России, его заместители, а также руководящие, опытные  сотрудникиФС наркоконтроля. Состав коллегии ФС по наркоконтролю России, кроме лиц,входящих в нее по должности, утверждается Президентом Российской Федерации. Решенияколлегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами. 
Структура центральногоаппарата ФС Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средстви психотропных веществ
1.    Главноеоперативное управление
2.    Главноеуправление по контролю за легальным оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ
3.    Главноеорганизационно-аналитическое управление
4.    Главноеследственное управление
5.    Управлениесобственной безопасности
6.    Управлениемеждународного сотрудничества
7.    Управлениеспециального назначения
8.    Управлениекадров
9.    Управлениемежведомственного взаимодействия в сфере профилактики
10.  Управлениережима и информационной безопасности
11.  Информационно-технологическоеуправление
12.  Управлениеделами
13.  Правовоеуправление
14.  Финансово-экономическоеуправление
15.  Организационно-мобилизационноеуправление
16.  Управлениеобщественных связей
17.  Отделдознания и административной практики
Главныеуправления выполняют функции, аналогичные функциям ФС РФ по наркоконтролю, стой лишь разницей, что полномочия их распространяются только на территориюсоответствующего федерального округа.
Основное звено всистеме органов наркоконтроля образуют региональные управления и управленияорганов наркоконтроля по субъектам РФ. Они в своей деятельности подчиненыдиректору ФС и одновременно Главному управлению. В пределах своей компетенцииэти органы осуществляют контроль за оборотом наркотических веществ,осуществляют меры по противодействию их незаконному обороту, ведутнепосредственную работу по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию ирасследованию преступлений, отнесенных к подследственности органов наркоконтроля.
Структура иорганизация  деятельности территориальных органов отражают объем и содержаниевыполняемых ими функций. Эти органы возглавляют соответствующие начальники.Структура и штаты территориальных органов утверждаются директором ФС РФ понаркоконтролю.
В качествесовещательного органа в региональном управлении и управлении по субъекту РФобразуются коллегии, состав которых утверждается директором ФС РФ понаркоконтролю.
Подводя итог повопросу еще раз обращаю Ваше внимание на то, что непосредственная реализациягосударственной политики в области контроля за оборотом наркотических средств ипсихотропных веществ в стране возложена на Федеральную службу РФ по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ и входящие в ее систему территориальныеорганы наркоконтроля.

2 вопрос. Понятие исистема таможенных органов  Российской Федерации, их назначение и задачи.
Особое место в системеправоохранительных органов занимают таможенные органы Российской Федерации,осуществляющие защиту ее экономического суверенитета и экономической безопасности.На них возложено осуществление таможенного дела, под которым понимаетсятаможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещениячерез таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств,взимание таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль идругие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Таможенное деятельностьпоявилась и существует потому, что через границы государств перемещаютсяразнообразные виды товаров и транспортных средств. С возрастанием массыдвижимого имущества, которое обращается между разными странами, увеличиваютсяобъем и значение таможенного дела.
Таможенная деятельность- сложное комплексное понятие, она теснейшим образом связана с внешней ивнутренней политикой Российского государства. В процессе ее осуществленияреализуются две группы целей: экономические и правоохранительные.
Экономические целитаможенной деятельности связаны с осуществлением фискальной и регулятивнойфункций таможенного дела. Фискальная функция направлена на пополнение доходнойчасти государственного бюджета за счет взимания таможенных платежей.Регулятивная функция призвана посредством установления таможенных тарифов,запретов, ограничений, лицензирования, квотирования стимулировать развитиенациональной экономики, защищать отечественный рынок, обеспечивать привлечениеиностранных инвестиций и т. д.
Правоохранительные целинаправлены на обеспечение безопасности страны (защиту безопасности государства,общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья людей),охрану животных и растений, окружающей природной среды; на защиту интересовроссийских потребителей ввозимых товаров; пресечение незаконного оборотанаркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического иархеологического достояния и др.
Таможенное делоявляется исключительной монополией государства. Это вытекает из ряда положенийКонституции Российской Федерации. В ст. 8 Конституции РФ закреплены принципыединства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг ифинансовых средств на всей территории Российской Федерации. Статья 71 относит кисключительному ведению Российской Федерации таможенное регулирование; ч. 1 ст.74 Конституции запрещает установление на территории РФ таможенных границ. Всоответствии с этими конституционными положениями Таможенный кодекс РоссийскойФедерации устанавливает, что таможенное дело относится к ведению федеральныхорганов государственной власти. Из этого следует, что все таможенные органыявляются федеральными органами, их сотрудники — федеральными служащими, ихимущество — федеральной собственностью, нормы таможенного права — федеральныминормами.
Таким образом,монополия государства в области таможенного дела обеспечивается единойтаможенной политикой, единством таможенной территории, таможенной границы,таможенного права, единой системой таможенных органов.
Свою деятельностьтаможенные органы осуществляют в пределах таможенной территории и таможеннойграницы России. Таможенная территория Российской Федерации включает еесухопутную территорию, территориальные и внутренние воды и воздушноепространство над ними, а также искусственные острова, установки и сооружения,находящиеся в морской исключительной экономической зоне России. На территорииРоссии могут находиться так называемые свободные экономические зоны и свободныесклады, которые рассматриваются как находящиеся вне таможенной территорииРоссийской Федерации.
Таможенную границуРоссии составляют пределы ее таможенной территории, а также параметры свободныхзон и свободных складов.
В своей деятельноститаможенные органы руководствуются Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ,другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениямии распоряжениями Правительства РФ.
Если международнымдоговором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российскимтаможенным законодательством, то применяются правила международного договора.
В соответствии со ст. 8Таможенного кодекса Российской Федерации таможенное дело непосредственноосуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиесяправоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:
— Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации;
— региональныетаможенные управления;
— таможни;
— таможенные посты.
В систему таможенныхорганов входят также таможенные лаборатории, научно-исследовательскиеучреждения, образовательные учреждения, вычислительные центры и другие предприятияи организации, подведомственные Государственному таможенному комитету РФ,деятельность которых способствует решению задач таможенных органов.
Основными задачамитаможенных органов являются:
 – участие в разработкетаможенной политики России и реализация этой политики;
— организация исовершенствование таможенного дела в РФ;
— обеспечение впределах своей компетенции экономической безопасности и единства таможеннойтерритории РФ;
—  защита экономическихинтересов РФ;
— обеспечение участияРФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам и др.
Систему таможенныхорганов возглавляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации. Онявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимнепосредственное руководство таможенным делом в стране. Общее руководствотаможенным делом в России осуществляют Президент и Правительство РФ.
Государственныйтаможенный комитет Российской Федерации возглавляет председатель, назначаемыйна должность и освобождаемый от нее Президентом Российской Федерации. Егозаместители назначаются на должность и освобождаются от должности попредставлению председателя Государственного таможенного комитета ПравительствомРФ.
Председатель ГосударственногоТаможенного Комитета руководит деятельностью подчиненных ему таможенных органовна принципах единоначалия. Он несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на таможенные органы задач и функций.
В Государственном ТаможенномКомитете образуется коллегия  в составе председателя и заместителейпредседателя Государственного Таможенного Комитета, а также руководящихработников других таможенных органов. Решения ее проводятся в жизнь приказамипредседателя. При Государственном Таможенном Комитете действует такжеКонсультативный совет по таможенной политике.
Структурныеподразделения Государственного Таможенного Комитета РФ: управления, отделы.  Ониорганизованы по функциональному принципу: деятельность каждого из нихсосредоточена на выполнении одной или нескольких функций. В его составе имеютсяподразделения: управление организации таможенного контроля, управление поборьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, правовое управление, таможенно- тарифное управление, управление федеральных таможенных доходов, управлениетаможенной статистики и анализа, отдел валютного контроля, отдел собственнойбезопасности.
Кадровая политика всистеме таможенных органов непосредственно реализуется управлением кадров иучебных заведений. Социальное, административно-хозяйственное обеспечениеосуществляют управление социального развития, управлениематериально-технического снабжения, управление капитального строительства и др.В структуру Государственного Таможенного Комитета входят также главныйнаучно-информационный вычислительный центр, центральная таможенная лаборатория.
Государственный ТаможенныйКомитет, осуществляя непосредственное руководство таможенным делом вгосударстве, несет ответственность за реализацию таможенной политики,обеспечение соблюдения законодательства о таможенном деле, эффективноефункционирование всей системы подчиненных ему таможенных органов. ГосударственныйТаможенный Комитет осуществляет организационные и контрольные функции:самостоятельно определяет структуру возглавляемой им таможенной системы,создает, реорганизует и ликвидирует региональные таможенные управления,таможни, определяет их правовой статус.
Важнейшей частьюдеятельности Государственного Таможенного Комитета является ведение таможеннойстатистики и обеспечение ее данными Президента, Федерального Собрания,Правительства РФ, других федеральных органов исполнительной власти.
В пределах своейкомпетенции он издает акты по таможенному делу, действующие на всей территорииРоссии и обязательные для исполнения органами, предприятиями, учреждениями,организациями, должностными лицами и гражданами.
В отдельных случаях ГосударственныйТаможенный Комитет принимает непосредственное участие в осуществлениитаможенного дела: организует взимание таможенных пошлин и налогов,осуществление таможенного и валютного контроля. При этом он выполняет функции органавалютного контроля.
Региональные таможенныеуправления являются промежуточными звеньями в системе таможенных органов междуцентральным органом  и местными таможенными учреждениями. Региональные ТаможенныеУправления создаются, реорганизуются и ликвидируются приказами председателя ГосударственногоТаможенного Комитета. В настоящее время созданы следующие Региональные ТаможенныеУправления: Северо-Западное (в Санкт-Петербурге), Дальневосточное (во Владивостоке),Северо-Кавказское (Ростове-на- Дону), Восточно-Сибирское (Иркутске), Поволжское(Нижнем Новгороде), Московское (Москве), Уральское (Екатеринбурге),Западно-Сибирское (Новосибирске), Дагестанское (Махачкале), Татарское (Казане).
Задачи и функции РегиональногоТаможенного Управления аналогичны задачам и функциям Государственного ТаможенногоКомитета с той лишь разницей, что они осуществляют руководство таможенным деломтолько на территории соответствующего таможенного региона.
Структурно РегиональныеТаможенные Управления состоят из отделов и групп, которые осуществляют натерритории таможенного региона деятельность по тем же направлениям, что иуправления и отделы Государственного Таможенного Комитета РФ. РегиональноеТаможенное Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность иосвобождаемый от нее приказом председателя Государственного Таможенного КомитетаРФ.
Непосредственныйтаможенный контроль, взимание таможенных сборов и налогов, предотвращениеконтрабанды, сбор необходимых статистических данных и другие функции в сферетаможенного дела осуществляют таможни и таможенные посты.
Границы деятельноститаможен определяет Государственный Таможенный Комитет РФ. Таможня — этогосударственный орган, через который осуществляется ввоз в страну и вывоз с еетерритории всех импортируемых и экспортируемых товаров, а также багажа,почтовых отправлений и других грузов.
Он же осуществляет ихсоздание, реорганизацию и ликвидацию. В зависимости от географическогорасположения различают: пограничные таможни, создаваемые на таможенной границе;внутренние таможни, создаваемые в глубине страны. Наряду с сухопутнымисоздаются морские, воздушные, речные.
Таможня являетсяюридическим лицом, имеет печать с изображение Государственного герба РФ,текущие счета по учету бюджетных средств в банках и иных кредитных учреждениях.
Таможенный пост — подразделение таможни, уполномоченное в полном объеме проводить оформление итаможенный контроль в определенном пункте или на определенной территории. Таможенныйпост не обладает правом юридического лица. Структура поста утверждаетсярегиональным таможенным управлением. Таможенный пост возглавляет начальник,назначаемый на должность и освобождаемый от нее приказом начальникасоответствующего Регионального Таможенного Управления.
Полномочия таможенныхорганов определены Таможенным кодексом РФ, Законом «О таможенном тарифе» от 21мая 1993 г., нормативными актами Правительства РФ. Эти органы осуществляютвзимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный и валютныйконтроль, а также дознание и оперативно-розыскную деятельность.
Взимание таможенныхплатежей  осуществляется таможенными органами главным образом за перемещениечерез таможенную границу товаров и транспортных средств. Кроме этого, таможенныеплатежи взимаются также за таможенное оформление, за временное хранение товарови транспортных средств, за таможенное сопровождение товаров и т. п..
 В случае выявленияфактов уклонения от уплаты соответствующих платежей таможенные органы наделеныправом принудительного взыскания платежей с должников: обращать взыскание наимущество плательщика, отзывать лицензии на проведение банковских операций,привлекать к ответственности виновных должностных лиц и т. д.
Таможенное оформление — это совокупность процедур и мероприятий, включая заполнение документов длятаможенных целей, осуществляемых должностными лицами таможенных органов идругими лицами, обладающими полномочиями в отношении перемещаемых товаров итранспортных средств (например, перевозчик, владелец склада, должностные лицаветеринарного, экологического и других видов государственного контроля).
Таможенное оформлениепредполагает не только представление, заполнение таможенных документов, но ипроведение определенных операций с товарами и транспортными средствами(транспортировку их в определенное место, взвешивание, проверку состоянияупаковки, взятие проб и образцов для исследований, проведения этих исследованийи т. д.).
Таможенный и валютныйконтроль — это совершаемые таможенными органами действия в целях проверкисоблюдения юридическими и физическими лицами установленных законом порядка иправил ввоза, вывоза или транзита товаров и транспортных средств, валюты ивалютных ценностей.
Контроль проводитсяпутем проверки документов, таможенного досмотра, устного опроса, осмотратерриторий, помещений, складов и других мест, где могут находиться товары,транспортные средства, валютные ценности, подлежащие контролю  и т. д.
Таможни и вышестоящиетаможенные органы  вправе назначать либо проводить в пределах своей компетенциипроверку финансово- хозяйственной деятельности лиц, осуществляющихдеятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы.
В случае выявленияфактов нарушения таможенных правил  таможенные органы принимают меры по ихпресечению и предупреждению. К виновным лицам могут быть применены мерыадминистративной ответственности: предупреждение, штраф; отзыв лицензии иликвалификационного аттестата, выдаваемых таможенными органами на осуществлениеопределенного вида деятельности в сфере таможенного дела; взимание стоимоститоваров и транспортных средств; конфискация товаров и транспортных средств,валюты и валютных ценностей.
Применениюадминистративной ответственности, как правило, предшествует проведениепроизводства по делу о нарушении таможенного правила. Оно проводитсядолжностными лицами таможенных органов в соответствии с Таможенным Кодексом РФ  либос законодательством об административных правонарушениях.
В осуществлениитаможенного оформления, таможенного и валютного контроля находит свое отражениеправоохранительная деятельность таможенных органов. Однако этим она незавершается. На них возложена борьба с некоторыми видами экономическихпреступлений, связанных с посягательством на таможенное дело. В их числе:контрабанда; незаконный экспорт товаров, научно-технической информации и услуг,используемых при создании вооружения и военной техники, оружия массовогоуничтожения; невозвращение на территорию России предметов художественного,исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; невозвращениеиз-за границы средств в иностранной валюте; уклонение от уплаты таможенныхплатежей и др.
По делам оперечисленных преступлениях таможенные органы являются органами дознания. Приобнаружении признаков контрабанды и иных преступлений, производство по которымотнесено к компетенции таможенных органов, соответствующий таможенный органвозбуждает уголовное дело и, руководствуясь нормами УПК, проводит неотложныеследственные действия по установлению и закреплению следов преступления иобнаружению лиц, его совершивших. Затем уголовное дело передается следователюпо подследственности.
Непосредственно функциидознания в таможенных органах реализуют только подразделения по борьбе сконтрабандой и нарушениями таможенных правил. С учетом действующей системытаможенных органов к ним относятся:
— управление по борьбес контрабандой и нарушениями таможенных правил Государственного таможенногокомитета РФ;
— структурныеподразделения (отделы и группы) по борьбе с контрабандой и нарушениямитаможенных правил региональных таможенных управлений;
— аналогичныеподразделения таможен.
Таможенныеподразделения осуществляют также оперативно-розыскную деятельность в целяхвыявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление,производств дознания по которому отнесено к компетенции таможенных органов.Оперативно-розыскную работу таможенные органы проводят также по запросаммеждународных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органовиностранных государств (в соответствии с международными договорами потаможенным вопросам). При осуществлении этой деятельности таможенные органыруководствуются Законом об оперативно-розыскной деятельности.
Таможенные органыпризваны оказывать содействие в борьбе с между- народным терроризмом и впресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельностьмеждународной гражданской авиации. Они также содействуют осуществлению мер позащите государства, безопасности, общественного порядка, жизни и здоровьячеловека, охране окружающей среды, по защите интересов российских потребителейввозимых товаров.
Должностными лицами таможенныхорганов могут быть только граждане Российской Федерации, способные по своимделовым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровьявыполнять возложенные на таможенные органы задачи. При первом назначении надолжность кандидата может быть установлен испытательный срок до одного года.Лица, назначаемые на должность, принимают присягу. Прием граждан в таможенныеорганы в качестве должностных лиц этих органов осуществляется на контрактнойоснове, а ряд должностей замещается на конкурсной основе. Должностным лицамтаможенных органов присваиваются специальные звания, соответствующиеопределенным должностям.
В случаях и в порядке,установленных законом, должностные лица таможенных органов вправе применять физическуюсилу, специальные средства и огнестрельное оружие.
Подводя итог по второмувопросу хочется еще раз отметить, что таможенная деятельность являетсяисключительной монополией государства, которая обеспечивается единой таможеннойполитикой., единством таможенной территории, таможенной границы, таможенногоправа, единой системой таможенных органов.

Заключение
В заключение лекции ещераз обращаю Ваше внимание, что Федеральная Служба РФ по контролю за оборотомнаркотических и психотропных веществ и ее территориальные органы обеспечиваютсвоей деятельностью исполнение законодательства РФ и принятых на себя Россиеймеждународных обязательств, связанных с контролем за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ и противодействием их незаконному обороту. Этадеятельность многообразна и внешне реализуется в виде отдельных функций,которые определены федеральными нормативными актами.
Правоохранительные целитаможенных органов направлены на обеспечение безопасности нашей страны, охрануживотных и растений, окружающей природной среды, на защиту интересов российскихпотребителей ввозимых товаров. Пресечение незаконного оборота наркотическихсредств, оружия, предметов художественного, исторического и археологическогодостояния и др.

Списокиспользованной литературы
1. Правоохранительныеорганы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2003. 
2. Правоохранительныеорганы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. – М., Щит-М. 1998.
3. Воронцов С.А.Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История исовременность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д, Феникс.1999.
4. Правоохранительныеорганы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.-М.,  Щит-М.2000.
5. Габричидзе Б.П.,Суслов Н.А. Таможенные органы РФ: правовой статус и пути егосовершенствования.// Гос. и право, 1995. №3.
6.  Таможенное право.Учебник./ Под ред. М. Габричидзе. — М., БЕК. 1995.
7. Указ Президента РФот 6 июня 2003 №625 «Об утверждении перечня должностей начальствующего составав органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществи соответствующих этим должностям специальных званий
8. Указ Президента РФот 6 июня 2003 г. №624 Вопросы государственного комитета РФ по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ
1.Основная
 
1. Правоохранительные органы РФ:Учебник, под ред. В.П. Божьева. –М., Спарк.2003. 
2. Правоохранительныеорганы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. –М., Щит-М. 1998.
3. Воронцов С.А.Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История исовременность / Серия “Учебники и учебные пособия”.- Ростов н/Д, Феникс.1999.
4. Правоохранительныеорганы РФ: Сборник нормативных актов. Составители: Сафронов А.Д., Сухинин А.В.-М.,  Щит-М.2000.
5. Указ Президента РФот 6 июня 2003 г. №624 Вопросы государственного комитета РФ по контролю заоборотом наркотических средств и психотропных веществ
6. Указ Президента РФот 9 марта 2004 г  №314 «О системе  и структуре  федеральных органовисполнительной власти»
11. Дополнительная
 
1. Габричидзе Б.П.,Суслов Н.А. Таможенные органы РФ: правовой статус и пути егосовершенствования.// Гос. и право, 1995. №3.
2. Таможенное право.Учебник./ Под ред. Б.М. Габричидзе. — М., БЕК. 1995.
3. Указ Президента РФот 6 июня 2003 №625 «Об утверждении перечня должностей начальствующего составав органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществи соответствующих этим должностям специальных званий