Органы судейского самоуправления в зарубежных странах. Национальная автономия в Китае

1. Порядок формирования и компетенция органовсудейского самоуправления (Высший совет магистратуры. Генеральный Советсудебной власти, Высший судебный совет) в зарубежных странах
Во второй половине XX в. во многих странах министерстваюстиции утратили былую ведущую роль в области управления юстицией. Отчетливопроявилась тенденция передачи соответствующих функций в особые органысудейского самоуправления, которые предусмотрены многими новейшимиконституциями, в том числе конституциями постсоциалистических стран, включаябывшие республики в составе СССР.
Эти органы носят различные наименования: во Франции, Румынии,Португалии, Алжире, Италии, Молдове — Высший Совет магистратуры; в Испании — ГенеральныйСовет судебной власти; в Болгарии и Казахстане- Высший судебный Совет; в Польше- Всепольский Судебный Совет (Krajowa Rada Sądownictwa),; в Армении — Совет правосудия, в Колумбии – Высший совет судейского корпуса (Judicatura), в Венгрии- Всевенгерский совет юстиции, в Украине – Высший Совет Юстиции.
Задача этих органов заключается в представительстве и защитеинтересов судейского сообщества, в решении или участии в решении кадровыхвопросов. Все вышеперечисленные органы имеют одинаковые функции. Основное ихназначение — участие в формировании судейского корпуса. Поэтому в компетенциюпрактически всех советов входит решение вопросов по назначению, введению вдолжность, переводу и продвижению по службе судей в той или иной мере (вИталии, Португалии, Болгарии, Македонии, Франции и др.). В Италии и Португалиисудьи не могут быть уволены или отстранены от должности, назначены на другиесудебные или иные должности иначе как на основании решения Высшего советамагистратуры.
Что касается назначения судей на должности, то в основномсоветы вносят предложения об их назначении в уполномоченный орган (высшийзаконодательный орган или главе государства). Также к компетенции всех советовотносится применение дисциплинарных мер в отношении к судьям. Они применяютдисциплинарные взыскания в отношении судей самостоятельно, либо даютрекомендации об их применении (Словения).
В компетенцию многих советов входит участие в назначенииработников прокуратуры и применении в их отношении мер дисциплинарнойответственности. Совет правосудия Республики Армения помимо этого даётзаключения о кандидатурах заместителей Генерального прокурора и прокуроров,возглавляющих структурные подразделения прокуратуры; представляет предложения оприсвоении квалификационных классов прокурорам.
Такие органы в перечисленных странах являютсяконституционными, причем в некоторых из них конституции регулируют их статусдовольно подробно (например, во Франции, в Италии). Насколько значимэтот орган, можно судить по его составу.
Так, согласно ст. 130 Конституции Республики Болгарии1991 года Высший судебный совет (ВСС) состоит из 25 членов. ПредседательВерховного кассационного суда, председатель Верховного административного суда иглавный прокурор являются его членами по праву. В качестве остальных его членовизбираются юристы с высокими профессиональными и нравственными качествами,имеющие не менее 15 лет юридического стажа. Половина из них избирается Народнымсобранием, а другая половина – органами судебной власти на пять лет без правана немедленное переизбрание. На заседаниях ВСС председательствует министрюстиции, который, однако, не участвует в голосованиях. Решения ВСС оназначении, повышении, понижении, перемещении и освобождении от должности судей,прокуроров и следователей, а также решения о предложении кандидатурпредседателей обоих верховных судов и главного прокурора, представляемыхПрезиденту для назначения (при повторном представлении Президент не можетотказать в назначении), принимаются тайным голосованием (ч. 1 и 2 ст.129, ст.131).
В Италии, Согласно статье 104 конституциимагистратура образует автономное и независимое от всякой власти сословие. Вмагистратуру входят судьи и прокуроры. Высшим конституционным органом всудебной иерархии является Высший совет магистратуры, деятельность которогорегулируется основным законом (ст. 104-108) и законом об этом органе от 24марта 1958 г., а также рядом других актов. Высший совет магистратуры включает24 человека, из коих трое входят в него по должности — Президент республики вкачестве председателя, председатель и генеральный прокурор Кассационного суда.
Остальные члены Совета избираются: 14 — магистратами изчисла лиц, принадлежащих к различным категориям магистратуры, 7 — парламентомна совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетови адвокатов с 15-летним стажем. Из 14-ти магистратов 6 избираются из числамагистратов Кассационного суда, двое — из которых должны занимать руководящиепосты, 4 — из числа магистратов апелляционных судов и 4 из числа магистратовтрибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырехлет.
В компетенцию Высшего совета магистратуры входит: прием всостав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусоммагистратов; назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и ихзаместителей, а также членов специализированных отделений, не являющихсямагистратами; наложение дисциплинарных санкций на магистратов» представление завыдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационнымимагистратами; предоставлен, в пределах бюджетных ассигнований компенсаций исубсидии магистратам или их семьям, и некоторые другие функции.
Примерно такой же состав Высшего Совета магистратуры во Франции.
Высший совет магистратуры- высший административныйорган по делам французских судей и прокуроров. В качестве основной задачи имеетобеспечение независимости судебной власти. Он включает две палаты: однакомпетентна в отношении судей, вторая — в отношении прокуроров. Обе палатывключают Президента республики и министра юстиции, а также других членов.
Председатель — Президент Республики, вице-председатель — министр юстиции, шесть судей, шесть прокуроров, три юриста, назначаемыесоответственно Президентом Республики, Председателем Национального Собрания иПредседателем Сената. Поскольку прокуроры имеют статус магистрата, ониоказываются также и в компетенции Высшего Совета магистратуры.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношениисудей, делает предложения о назначении судей Кассационного суда, первыхпредседателей апелляционных судов и назначении председателей судов большойинстанции. Другие судьи назначаются по получении соответствующего заключенияэтой палаты. В качестве дисциплинарного совета палата выносит решения вотношении судей. В этом случае в ней председательствует первый председательКассационного суда.
Палата Высшего совета магистратуры, компетентная в отношениипрокуроров, дает заключения при их назначениях, за исключением лиц, назначаемыхна должность Советом министров. Палата в равной мере даетсвоезаключение о наложении дисциплинарных санкций в отношении прокуроров. В этомслучае в Палате председательствует генеральный прокурор при Кассационном суде.
Высший совет магистратуры, согласно ст.65 Конституции,помимо участия в назначении судей, рассматривает дела об их дисциплинарныхпроступках, но уже в отсутствие президента Республики и министра юстиции.
23 июля 2008 г. по инициативе Н.Саркози была проведена самаямасштабная реформа Конституции 1958 г. (было изменено или дополнено 47статей из 89).Она проходила под лозунгом «модернизации модернизации институтовV Республики».Затронула реформа институтов Республики и институт ПрезидентаРеспублики: Президент больше не будет возглавлять Высший совет магистратуры (высшийорган судейского сообщества во Франции).
Основное предназначение такого рода органов Конституция Польши1997 г. определила так: «Всепольский Судебный Совет стоит на страженезависимости судов и независимости судей» (ст. 186). В отличие от органовисполнительной власти — министерств юстиции советы судей отнесены конституциямив число органов, представляющих судебную власть, хотя собственно судебныхфункций (рассмотрение дел) они не осуществляют.
Несколько иначе определяет роль Генерального совета судебнойвласти (ГССВ) Испанская конституция. Согласно ч. 2 и 3 ст. 122 ГССВ –орган управления судебной власти.
Он включает председателя Верховного трибунала, которыйпредседательствует в ГССВ, и 20 членов, назначенных Королем на пять лет. Из них12 назначаются из числа судей и магистратов всех судебных категорий всоответствии с установленными органическим законом условиями, четверо – попредложению Конгресса депутатов и еще четверо – по предложению Сената, причемпалаты избирают своих кандидатов большинством 3/5 своих членов из числаадвокатов и других юристов с признанной компетентностью и стажем работы попрофессии более 15 лет.
Согласно Органическому закону о судебной власти, которыйназывает членов ГССВ гласными (Vocales), те 12 из них, кои назначаются издействующих судей и магистратов, также предлагаются палатами (по шесть). Немогут быть вновь назначены гласные, состоящие в уходящем ГССВ, а также не могутбыть назначены сотрудники аппарата ГССВ. Королевский декрет о назначении контрассигнуетсяминистром юстиции. Членам (гласным) ГССВ не разрешается никакое совмещениезанятий, кроме простого управления своим личным или семейным имуществом. Ониобладают иммунитетами, присущими магистратам Верховного трибунала.
Структура ГССВ включает председателя, вице-председателя,пленум, постоянную комиссию, дисциплинарную комиссию и квалификационнуюкомиссию. Председатель Верховного трибунала и ГССВ назначается из числапрофессиональных судей (miembros de la Carrera Judicial) или юристов с признаннойкомпетентностью, работающих более 15 лет по юридической профессии, попредложению 3/5 членов ГССВ, принятому на его организационном заседании.Назначение оформляется королевским декретом, контрассигнованным ПредседателемПравительства, причем повторное назначение возможно, только один раз.Кандидатура вице-председателя определяется в таком же порядке.
К числу функций и полномочий ГССВ, кроме отмеченных,принадлежат, в частности: инспектирование судов и трибуналов; комплектование иусовершенствование, распределение должностей, повышение, административноеположение и дисциплинарный режим судей и магистратов; представление кандидатурна должности магистратов и председателей для назначения королевским декретом сконтрассигнатурой министра юстиции; назначение генерального секретаря и членовкабинетов или служб, подчиненных ГССВ; осуществление возложенных закономполномочий в отношении Центра судебных исследований; разработкапредварительного проекта собственного бюджета; принятие большинством 3/5 своегосостава положений о своем персонале, об организации и деятельности в рамкахзаконодательства о публичной функции; официальная публикация собрания судебнойпрактики Верховного трибунала.
Совет также предлагает Королю для назначения кандидатурупредседателя Верховного суда.
В Румынии согласно ст.ст. 132-133 Конституции Высший СоветМагистратуры образуется из 15 магистратов, из числа судей Верховного суда,прокуроров, судей и обвинителей Апелляционного суда Бухареста, избранных срокомна четыре года Палатой Депутатов и Сенатом на совместном заседании./>
/>Высший Совет Магистратуры приусловиях, установленных законом, вносит Президенту Румынии предложения оназначении на должности судей и прокуроров, за исключением стажеров. В этомслучае на заседаниях председательствует без права голоса министр юстиции./> Высший Совет Магистратуры действует какдисциплинарный совет судей. В этом случае на заседаниях председательствуетпредседатель Верховного Суда Правосудия.
Согласно Конституции Португалии, компетенция Высшегосовета магистратуры включает в себя назначение и продвижение по службе судейсудов общей юрисдикции, а также наложение на них взысканий. Высший советмагистратуры состоит из 18 членов, из которых 2 назначаются ПрезидентомПортугалии, 7 избираются большинством Ассамблеи Республики, 7 — собраниемсудей. В его состав также входит председатель коллегии адвокатов и одинпрокурор, которые имеют совещательные голоса. В составе Высшего советамагистратуры Португалии более половины членов — профессиональные судьи.
При Высшем совете магистратуры действует корпус инспекторов,которые следят за качеством работы судей. Инспекторы каждые три-четыре годапроверяют работу каждого судьи. При этом инспекторы не вмешиваются в ходрассмотрения судебных дел, а оценивают работу судьи по определенным критериям.Если же судья не соответствует предъявляемым требованиям, его увольняют сдолжности, несмотря даже на то, что он, возможно, избран бессрочно.
Председательствует в Высшем совете магистратуры Португалиичеловек, который одновременно является и председателем Верховного Суда.
В Алжире Высший совет магистратуры заседает подпредседательством Президента Республики. Он решает вопросы о назначении, перемещениии продвижении судьи по службе. ВСМ дает консультации по вопросам помилования,осуществляемого Президентом Республики.
Органом, подобным Высшему совету магистратуры, являетсяВысший совет юстиции (ВСЮ) Украины. Согласно правового статуса (ст.131 Конституции Украины и статья 1 Закона Украины «О Высшем советеюстиции») Высший совет юстиции является коллегиальным, независимыморганом, ответственным за формирование судейского корпуса в государстве,способным профессионально, квалифицированно, в соответствии с требованиямидействующего законодательства осуществлять правосудие. Вместе с тем этот органв пределах своей компетенции осуществляет дисциплинарные функции, принимаярешения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости.Фактически это совещательный (согласующий) орган, который формируют по принципупредставительства.
В Украине к ведению ВСЮ относится внесение представлений оназначении судей на должности или об освобождении их от должностей; принятиерешения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительнонесовместимости и осуществления дисциплинарного производства в отношении судейВерховного Суда и судей высших специализированных судов, рассмотрение жалоб нарешения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных иместных судов, а также прокуроров. Последние имеют право обратиться в Совет сжалобой на решение о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Для осуществления своих полномочий Высший совет юстицииможет истребовать и получать необходимую информацию и судебные дела от судов,предприятий, учреждений, организаций, граждан и их объединений. Судебные дела,рассмотрение которых не закончено, могут быть предоставлены члену Высшегосовета юстиции для ознакомления непосредственно в суде.
При выполнении своей деятельности Высший совет юстиции тесносотрудничает с высшими органами государства и гражданского общества. Приназначении судей и увольнении их с должностей Высший совет юстициивзаимодействует с Президентом Украины, Верховной Радой Украины иквалификационными комиссиями судей. В этой конституционной системе Высший советюстиции является важным звеном процесса формирования судейского корпуса надемократических началах и обеспечения независимости судей.
Высший совет юстиции — единственный орган, которомуКонституцией Украины предоставлено право открывать дисциплинарное производствов отношении Председателя, заместителей Председателя, судей Верховного СудаУкраины и высших специализированных судов. Указанные должностные лица могутбыть привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушение присяги и приналичии оснований, предусмотренных Законом Украины «О статусе судей».Процедуру привлечения этих должностных лиц судебной власти к дисциплинарнойответственности может быть начато только по представлению народного депутатаУкраины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека или членаВысшего совета юстиции. Для обеспечения выполнения своих полномочий Высшийсовет юстиции наделен соответствующими правами.
Высший совет юстиции состоит из 20 членов. Учитываяспецифические полномочия и задачи Совета, ее формируют не только тремя ветвямивласти — законодательной, исполнительной и судебной, но и прокурорской системойи институтами гражданского общества — адвокатурой, учебными и научнымиюридическими кругами. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезды судей,адвокатов, представителей юридических высших учебных заведений и научныхучреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинскаяконференция работников прокуратуры — двух.
В состав Высшего совета юстиции входят по должностиПредседатель Верховного Суда, министр юстиции и Генеральный прокурор. Срокполномочий членов Высшего совета юстиции (кроме тех, кто входит в ее состав подолжности шесть лет.
Свою деятельность Высший совет юстиции начал 31 марта 1998Года. Высший совет юстиции определенной степени является контрольно-надзорныморганом (например, прокуратуры, государственных инспекций и т.д.), о чемсвидетельствует ее статус, специфика прав и обязанностей. Этот конституционныйорган нельзя отнести к какой либо из ветвей власти, в частности законодательнойили исполнительной.
Признать ее органом судебной власти также невозможно,поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 127 Конституции Украины правосудияосуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народныезаседатели и присяжные. А согласно ст. 124 Конституции Украины правосудия вУкраине осуществляют исключительно суды.
 
2. Национальная автономия в Китае
По форме административно-территориального устройства КНРявляется централизованным унитарным государством, включающим в себя автономныенационально-территориальные образования.
Административная форма национальной территориальной автономиипреследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимоэтнических китайцев в стране компактно или рассредоточено проживают такиекрупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй идр. — всего более 55 различных национальностей.
Национальная районная автономия официально трактуется в КНРкак «основная политическая форма марксистско-ленинского разрешенияКоммунистической партией Китая национального вопроса в КНР, одним из важнейшихинститутов политической системы страны».
Осуществление в Китае национальной районной автономиисыграло огромную роль в укреплении межнациональных отношений, основанных наравноправии, сплоченности и взаимной помощи, сохранении единства государства,ускорении развития районов национальной автономии и содействии прогрессу национальныхменьшинств.
Главной особенностью национальной автономии в КНР являетсято, что она не обладает чертами национальной государственности и выступает лишьв качестве административной автономии, как неотъемлемой части унитарногогосударства. Вместе с тем национальная автономия рассматривается в КНР нетолько как основная форма решения национального вопроса, но и как важнейшийэлемент политической системы страны.
Основными нормативно-правовыми актами, определяющими формынациональной автономии в Китае и статус национальных автономныхадминистративно-территориальных единиц, являются Конституция 1982 г. (ГлаваIII, раздел 6 «Органы самоуправления в районах национальнойавтономии»), Закон о районной национальной автономии 1984 г., а также Положенияо каждом из видов национальной автономии, которые принимаются самимиавтономными образованиями с последующим утверждением вышестоящими органами.
В зависимости от численности населения на территорияхкомпактного проживания нацменьшинств и площади этих территорий районынациональной автономии бывают трех уровней: автономные районы, автономныеокруга и автономные уезды.
Районы национальной автономии создаются на территориях скомпактным проживанием неханьских национальностей и включают в себя три видаавтономных образований: автономный район, автономный округ и автономный уезд. ВКНР существует пять автономных районов (Внутренняя Монголия,Синьцзян-Уйгурский, Нинся-Хуэйский, Тибетский, Гуанси-Чжуанский), 30 автономныхокругов и более 120 автономных уездов. Все другие национальные меньшинствамогут создавать внутри данного района свои автономные единицы соответствующейступени или национальные волости.
Все районы национальной автономии являются неотъемлемымичастями КНР. Решения об образовании районов национальной автономии, ихразграничении и наименовании принимаются вышестоящими государственными органамивместе с соответствующими органами автономий после «всестороннихконсультаций» с представителями соответствующих национальностей (например,утверждение образования автономных районов относится к компетенцииВсекитайского Собрания Народных Представителей (ВСНП)).
В местах компактного проживания нацменьшинств, учитываяместные межнациональные отношения, уровень экономического развития иисторически сложившиеся условия, образуются районные автономии на базе одногорайона компактного проживания нацменьшинства, такие как Тибетский автономныйрайон, Ляншань-Ийский автономный округ в провинции Сычуань, Цзиннин-Шэскийавтономный уезд в провинции Чжэцзян и др.; могут также создаваться районыавтономии на базе нескольких национальных районов, например,Хайси-Монгольско-Тибетский автономный округ в провинции Цинхай,Цзишишань-Баоаньско-Дунсянско-Салаский автономный уезд в провинции Ганьсу и др.
В пределах одной территории национальной автономии в местахкомпактного проживания других нацменьшинств образуются соответствующиетерриториальные автономии или национальные волости. Например, в пределахСиньцзян-Уйгурского автономного района образованы Или-Казахский автономныйокруг, Яньци-Хуэйский автономный уезд и др. В зависимости от конкретных местныхусловий территории национальной автономии могут включать округа, города ипоселки, населенные ханьцами или лицами других национальностей.
Наименование района национальной автономии, за исключениемособых случаев, состоит из трех частей: названия места, названия национальностии обозначения административного статуса. Например, в наименованииГуанси-Чжуанского автономного района “Гуанси” — это название места, “Чжуан” — название национальности, а “автономный район” указывает на его административныйстатус.
Органами самоуправления в районах национальной автономииявляются Собрания народных представителей (СНП) и народные правительстваавтономных районов, автономных округов и автономных уездов. Органысамоуправления районов национальной автономии обязаны защищать единствогосударства, обеспечивать соблюдение и выполнение в своих районах Конституции идругих законов. Вышестоящие государственные органы и органы самоуправления врайонах национальной автономии должны охранять и развивать межнациональныеотношения равноправия, сплоченности и взаимной помощи.
Органы районов национальной автономии наделены не толькофункциями обычных органов власти и управления соответствующей ступени, но иявляются также органами самоуправления, которое осуществляется в пределах,установленных Конституцией и законами, а также проводят в жизнь законыгосударства и политические установки с учетом конкретных местных условий.
Так, органы национальной автономии осуществляютэкономическое строительство, принимают меры по регулированию общественныхотношений, по рациональному использованию местных природных ресурсов и охранеприроды. При освоении ресурсов и создании предприятий в районах национальнойавтономии государство учитывает интересы автономных образований, при этоморганы самоуправления пользуются преимуществом разработки и использованияестественных природных ресурсов. Органы автономных образований имеют правосамостоятельно распоряжаться финансовыми средствами на местах, при этомГосударственный совет КНР устанавливает статьи финансовых поступлений ирасходов в этих регионах по принципу предоставления преимуществ районамнациональной автономии.
С учетом местных условий они разрабатывают и реализуют планыэкономического строительства, совершенствуют систему управления экономикой,осуществляют капитальное строительство, ведут работу по подготовке кадров испециалистов для различных отраслей управления, уделяя при этом особое вниманиеподготовке лиц, представляющих национальные меньшинства. К ведению органовсамоуправления также относятся вопросы образования, науки и культуры, охраныпамятников национальной культуры и т. д.
В связи с важным для современного Китая значениемвнешнеэкономических связей районы национальной автономии могут осуществлять всоответствии с государственными установлениями внешнеторговую ивнешнеэкономическую деятельность, а также осуществлять обмен с зарубежнымистранами в области образования, науки и техники, культуры, здравоохранения испорта. С разрешения Государственного совета они могут открывать порты длявнешней торговли, а районы, граничащие с иностранными государствами, сразрешения Государственного совета могут осуществлять пограничную торговлю.
В соответствии с государственной военной системой и с учетомреальной обстановки для охраны общественного порядка в данном районе органысамоуправления могут формировать войска общественной безопасности.
Осуществляя свою деятельность, органы национальной автономиимогут принимать нормативно-правовые акты — положения об автономии и такназываемые отдельно действующие положения, которые вступают в силу после ихутверждения Постоянным комитетом ВСНП (для автономных районов), постояннымикомитетами СНП провинций и автономных районов (для автономных округов иавтономных уездов) с последующим доведением до сведения об этом Постоянногокомитета ВСНП. Если решения, постановления, приказы и инструкции вышестоящихгосударственных органов не соответствуют реалиям районов национальнойавтономии, то органы самоуправления с разрешения вышестоящих государственныхорганов могут их изменить или приостановить их исполнение.
В районах национальной автономии государство проводитполитику, направленную на активное привлечение национальных меньшинств кгосударственному управлению, предоставляя значительные преимущества лицамкоренной неханьской национальности при занятии важнейших государственныхдолжностей в автономных единицах.
В собраниях народных представителей автономий кромедепутатов, принадлежащих к национальности, осуществляющей автономию, должныбыть соответствующим образом представлены и другие национальности, проживающиев данной автономной единице. Их число и соотношение определяется постояннымикомитетами СНП провинций и автономных районов и доводятся до сведенияПостоянного комитета ВСНП. Председатели постоянных комитетов СНП районовнациональной автономии или их заместители должны принадлежать кнациональностям, осуществляющим автономию, так же как и председатели автономныхрайонов, начальники автономных округов и автономных уездов.
3. 3адача
Генеральные кортесы Испании признали Короля Испаниинеспособным осуществлять свои полномочия и назначили регентство в составе двухпредставителей правящей и оппозиционной партий.
Соответствует ли это решение КонституцииИспании?
Не соответствует.
В соответствии с п.2 ст.59 Конституции Испании, если Корольокажется неспособным к исполнению своей власти и эта неспособность признаетсяГенеральными Кортесами, регентом становится незамедлительно Наследный Принц,если он достиг совершеннолетия. Если он несовершеннолетний, действует порядок,предусмотренный в пункте 1, до тех пор пока не наступит совершеннолетиеНаследного принца.
Согласно п.1, если Король несовершеннолетний, отец или матьКороля, а при их отсутствии совершеннолетний родственник, второй по правунаследования после несовершеннолетнего короля, в соответствии с порядком,установленным в Конституции, незамедлительно вступает в Регентство и являетсярегентом до наступления совершеннолетия Короля.
Если нет никого, кто имеет право наследования статьрегентом, Генеральные Кортесы назначают Регентство в составе одного, трех илипяти человек.
Охарактеризуйте конституционный порядок наследованияпрестола.
Статья 57
1. Испанская Корона наследуется преемниками Его ВеличестваДона Хуана Карлоса I де Борбон, законного наследника исторической династии.Наследование престола осуществляется в обычном порядке первородства ипредставительства, отдается предпочтение предшествующей ветви передпоследующими, в той же ветви — более близкой степени родства, при той жестепени родства — мужчине перед женщиной, при том же поле — старшему передмладшим.
2. Наследный Принц со дня его рождения или же с момента,когда он таковым будет провозглашен, обретает достоинство Принца Астурийского,так же, как и все остальные титулы, традиционно относящиеся к наследникуиспанской Короны,
3. В случае, если угасают все ветви династии, имеющие правона наследование Короны, Генеральные Кортесы решают вопрос о наследовании внаиболее подходящей для интересов Испании форме.

Библиографический список литературы
1.    БезнасюкА.С., Рустамов Х.У. Судебная власть. – М. Издательство: «ЮНИТИ»,2002.
2.    ВласовИ. Как происходит назначение на судейскую должность в различных странах. //Российская юстиция. — 1993.- № 4/5.
3.    Всёо Китае из первых рук. // russian.china.org.cn/russian/
4.    Конституционноеправо зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф.М.В. Баглая. — М.: Норма, 2004.
5.    СтрашунБ.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 2000.
6.    Судебныесистемы западных государств.// Под ред. Тумановой В.А.- М.,1991.