Содержание
Введение 3
1. Организация финансово –экономического контроля
службой бухгалтерского учетаорганизации 4
2. Организация финансово –экономического контроля
ревизионной комиссией организации 10
3. Организация финансово –экономического контроля службой
внутреннего аудита 16
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Введение
Осуществлениедеятельности предприятия на основании принципов самофинансирования иокупаемости требует от руководства экономических субъектов максимальногоконтроля за работой обособленных подразделений, отделов, цехов.
У руководства предприятияесть выбор при организации контроля и ревизии на предприятии. Так, функциивнутреннего финансово — экономического контроля может выполнять бухгалтерия илиспециальные службы (внутреннего аудита) или отдельные ревизоры, состоящие вштате экономического субъекта. Также организация может привлекать для целейвнутреннего аудита сторонние организации и (или) внешних аудиторов.
Целью контрольной работыявляется исследование органов финансового контроля на предприятии.
Задачи контрольнойработы:
— исследование работыбухгалтерии как субъекта финансового контроля на предприятии;
— изучение организацииработы ревизионных комиссий;
— исследование работыслужбы внутреннего аудита как органа финансово – экономического контроля.
Методы исследования:монографический, индукции, дедукции, анализа, синтеза, графический.
Для написания работывоспользуемся учебными пособиями по курсам «Бухгалтерский учет», «Аудит», атакже монографиями известных российских ученых.
1. Организация финансово – экономического контроля
службойбухгалтерского учета организации
Для успешной деятельностипредприятия, повышение уровня рентабельности, сохранения и приумножения активовнеобходимым отлаженный механизм управления, важнейшим элементом котороговыступает повседневный внутрихозяйственный контроль. Руководство предприятиянесет ответственность за разработку и фактическое воплощение системывнутреннего контроля. От него зависит, чтобы эта система отвечала размерам испецифике деятельности предприятия, функционировала регулярно и эффективно.
Система контроля должна бытьэкономически оправданной, то есть затраты на ее функционирование должны бытьменьше потерь предприятия из-за ее отсутствия. Если системавнутрихозяйственного контроля службой бухгалтерского учета будет эффективнофункционировать, это позволит сократить расходы как на проведение ревизий, таки на проведение внешнего аудита.
Система внутрихозяйственного контролябухгалтерией организации включает три основных элемента: среду контроля,учетную систему и процедуры контроля. В сочетании все элементы системы контроляобеспечивают предприятию снижение риска в деловой и финансовой деятельности, атакже в бухгалтерском учете [7, с. 107-109].
Среда контроля – это действия, мероприятияи процедуры, которые отражают общее отношение администрации и собственниковпредприятия к контролю, степень значимости контроля для предприятия. При оценкесреды контроля выделяются следующие элементы: стиль и основные принципыуправления, организационная структура, распределение полномочий иответственности, управленческие методы контроля, работа с персоналом, влияниевнешних факторов.
Стиль и основные принципы управлениявыражаются в отношении администрации ко многим элементам деятельности, напримерв степени готовности администрации идти на риск при осуществлении хозяйственныхопераций либо стремление избегать любых форм риска, соблюдении высшимируководителями этнических норм поведения либо нарушении финансовой дисциплины.
Главный бухгалтер На рисунке 1 рассмотрим работубухгалтерии при осуществлении ею функций ревизионного органа.
/>
Рисунок 1 – Функционированиебухгалтерии как ревизионного органа
Как видно из рисунка 1, схемаорганизации работы бухгалтерии довольно простая – главному бухгалтеру непосредственноподчиняются отделы бухгалтерии. А бухгалтерия проверяет работу соответствующихслужб и структурных подразделений. Чем меньше количество уровней управления темвыше эффективность проверок.
Организационная структура определяетсуществующие формы власти и подчинения на предприятии, регламентирует областиполномочий и ответственности сотрудников, порядок составления отчетов.
Отметим, что использовать бухгалтериюв качестве ревизионного органа можно тогда, когда:
1) не пересекаются интересывладельцев бизнеса, руководителей и бухгалтерских работников (то есть работникамбухгалтерии не придется выявлять ошибки других работников предприятия);
2) процедуры проверки довольностандартны, выполняются планово;
3) высокий уровень доверия к контролюсо стороны бухгалтерии.
Распределение полномочий иответственности между персоналом предприятия призвано гарантировать правильноеведение хозяйственных операций. С этой целью разрабатываются и доводятся досотрудников в письменном виде должностные инструкции, планы мероприятий,рекомендации и указания.
Для контроля за работой организацииадминистрация использует различные управленческие методы, включая определениеквалификации сотрудников, оценку системы обработки информации и составленияотчетов, анализ достигнутых результатов финансовой деятельности и сравнение ихс запланированными, изучение деятельности отдельных подразделений и др.
Важное значение имеет порядокосуществления внутреннего управленческого учета и подготовки отчетности длявнутренних целей.
Целью работы с персоналом являетсяналичие на предприятии необходимого количества сотрудников, обладающихдостаточными знаниями и опытом для выполнения своих обязанностей. Системаотбора, найма, продвижение по службе, обучения и подготовки кадров должнаобеспечивать высокую квалификацию и честность персонала [7, с. 111-115].
Внешние факторы, как правило, неявляется объектом контроля со стороны администрации, но также могутвоздействовать на работу предприятия. Прежде всего, это требования действующегозаконодательства, которым должна в целом соответствовать хозяйственнаядеятельность предприятия.
Учетная система – это совокупностьпроцедур по сбору, регистрации, обработке и представлению данных об активах ихозяйственных операциях предприятия.
Эффективная система бухгалтерскогоучета обеспечивает полноту, реальность, своевременность отражения хозяйственныхопераций, их правильную оценку, классификацию и обобщение.
Для проверки учетной системы организациинеобходимы изучение и оценка следующих сведений о его хозяйственнойдеятельности [2, с.165-168]:
— учетная политика и основные принципведения бухгалтерского учета;
— организационная структураподразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета и подготовкубухгалтерской отчетности;
— распределение обязанностей иполномочий между сотрудниками бухгалтерии;
— порядок подготовки бухгалтерскойотчетности на основе данных бухгалтерского учета;
— средства контроля, предусмотренныев отдельных областях учета.
Концептуально система бухгалтерского учетастоит отдельно от процедур контроля. Но на практике трудно разделить вкладкаждого элемента в достижение целей контроля. Поэтому приемлемость процедурконтроля во многом зависит от состояния системы бухгалтерского учета (выбраннойучетной политики, применяемых средств обработки данных, объема хозяйственныхопераций и др.).
Процедура контроля – это методы иправила, разработанные администрацией для того, чтобы иметь уверенность в том,что все совершаемые хозяйственные операции зарегистрированы полностью и точно;все ошибки в процессе ведения дел и регистрации данных обеспечена учетнымирегистрами или файлами компьютера; доступ к активам и связанным с нимидокументам ограничен. Это значит, что процедуры контроля дают уверенность втом, что цели контроля, заключающиеся в обеспечении полноты, точности, законности,защите активов и файлов данных, будут достигнуты и будет выдана надежнаяфинансовая информация.
Бухгалтерия организации должнаосуществлять самые различные процедуры контроля: полноты данных, точностиданных, разрешения операций, сохранности активов и записей, внутрихозяйственныепроверки [2, с. 173-175]. Процедуры контроля полноты данных предназначены дляуверенности в том, что данные по всем хозяйственными операциям внесены вучетные регистры и приняты на обработку. При их отсутствии существуетвероятность потери документов, их неправильной сортировки, а значит, и неправильнойрегистрации данных по хозяйственным операциям.
Процедуры контроля точности данныхнеобходимы для уверенности в том, что данные по каждой хозяйственной операцииотражены в учете своевременно и в полном объеме, правильно разнесены по счетам.Точность достигается внедрением процедур контроля за результатами расчетов,общей стоимостью, добавлениями и классификацией счетов.
Процедуры контроля разрешенияопераций направлены на обеспечение законности операций. К ним относятся:
— проверка правильности осуществлениядокументооборота;
— выдача разрешения на совершениеотдельных хозяйственных операций или подтверждение целесообразности ихсовершения уполномоченными сотрудникам администрации;
— осмотр товарно-материальныхценностей при их оприходовании или отпуске и сравнение их содержания,количества и состояния с данными первичных документов.
Процедуры контроля сохранностиактивов и записей основаны на ограничении доступа к активам предприятия лиц, неимеющих на то полномочий, предупреждении хищений, уничтожения или порчиактивов. Они включают: создание надежной контрольно-пропускной системы напредприятии, установку средств охраны, сигнализации, сейфов, устройствооборудованных складских помещений и т.п., а также периодическое проведениевнутренних ревизий и инвентаризаций.
Внутрихозяйственные учетные проверкипредполагают тщательный и непрерывный обзор выполнения предыдущих контрольныхпроцедур, способствуют своевременному обнаружению ошибок, нацеливаютсотрудников на квалифицированное исполнение своих обязанностей. Полезно такжеисследование динамики хозяйственных показателей, сравнение плановых и сметныхпоказателей с фактическими и выяснение причин расхождений.
По мнению И.Е. Глушкова, практическивсе нарушения, допускаемые бухгалтерами можно классифицировать следующимобразом [5, с. 87-90]:
— ошибки в ведении учета (отсутствиесистемы в ведении учета, случайные ошибки);
— повторяющиеся ошибки (незнание правилведения бухучета, незнание налогового законодательства).
К бухгалтерским ошибкам, как правило,приводят дефекты в организации хозяйственной деятельности, облегчающиесовершение злоупотреблений, а именно:
— нарушение порядка хранения,получения и отпуска материальных ценностей и денежных средств;
— учет посреднической деятельностидолжен вестись на отдельном субсчете (то есть должен быть обеспечен раздельныйучет);
— несоблюдение хозяйственнойдисциплины и правил совершения операций, установленных действующими положениямии инструкциями;
— неправильное оформление документов;
— неудовлетворительная постановкаучета (запущенность, отставание, недостоверность и т.д.);
— неэффективность текущего контроля инедостаточная действенность внутреннего аудита.
Нарушения правил составления, иоформления документов могут быть различными. Проверка документов с точки зрениясоблюдения этих правил дает возможность выявить не только нарушения, но искрываемые за ними злоупотребления. Нарушение установленных правил составления,и оформления документов во многих случаях бывает связано с подделкойдокументов. Для ее выявления необходима проверка отраженных в документеопераций по существу. В организации целесообразно использование и некоторыхприемов выявления подделок (сопоставление разных экземпляров одного и того жедокумента, копии документа с подлинником и т.п.).
2.Организация финансово – экономического контроля
ревизионнойкомиссией организации
Руководство экономического субъектанесет ответственность за разработку и фактическое воплощение системывнутреннего контроля. От него зависит, чтобы система внутреннего контроляотвечала размерам и специфике деятельности экономического субъекта,функционировала регулярно и эффективно. В экономическом субъекте в соответствиис его учредительными документами или правилами внутреннего распорядка можетбыть назначен ревизор или создана ревизионная комиссия, которым может бытьпередана часть функций по поддержанию системы внутреннего контроля.
Эффективная организационная структураэкономического субъекта предполагает оправданное разделение ответственности иполномочий сотрудников. Она должна по возможности препятствовать попыткамотдельных лиц нарушать требования контроля и обеспечивать разделениенесовместимых функций. Функции данного сотрудника являются несовместимыми, еслиих сосредоточение у одного лица может способствовать совершению случайных илиумышленных ошибок и нарушений и затруднять обнаружение таких ошибок инарушений. Обычно подлежат распределению между различными лицами такие функции,как [3, с. 78-81]:
а) непосредственный доступ к активамэкономического субъекта;
б) разрешение на осуществлениеопераций с активами;
в) непосредственное осуществлениехозяйственных операций;
г) отражение хозяйственных операций вбухгалтерском учете.
Надлежащее функционирование системывнутреннего контроля зависит также от ревизоров, которым порученасоответствующая деятельность. Система отбора, найма, продвижения по службе,обучения и подготовки кадров должна обеспечивать высокую квалификацию ичестность соответствующего персонала.
Юридический отдел
Отдел
капитального строительства Исследуем системывнутреннего контроля на предприятии, в случае если на предприятии внутреннимконтролем занимаются ревизоры (рисунок 2).
/>
Рисунок 2–Работаревизионной комиссии
Особенностью такой организациивнутреннего контроля является то, что ревизоры – это сотрудники предприятия, ноне работники бухгалтерии. Ревизионные комиссии собираются по распоряжениюруководителя, проводят проверки и после выполнения проверок работники выполняютна предприятиях основную работу.
Работа ревизионнойкомиссии имеет для руководства и (или) собственников экономического субъектаинформационное и консультационное значение; она призвана содействоватьоптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей егоруководства.
Обычно формированиеконтроля за счет ревизионных комиссий происходит в следующих случаях:
1) необходимы единовременныеили внеплановые проверки отдельных подразделений, лиц или выполнения работ;
2) загруженностьбухгалтерии не позволяет отвлекать работников бухгалтерии на проведениеревизий, а формировать отдельно службу контроля нет необходимости;
3) при проведении ревизиивозможны выявления ошибок бухгалтерии, поэтому ревизии необходимо поручитьдругим лицам (не работникам бухгалтерии).
Объекты ревизии могутбыть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта итребовании его руководства и (или) собственников.
Функции ревизии ворганизации включают [3, с. 98-101]:
— проверки систембухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработкурекомендации по улучшению этих систем;
— проверки бухгалтерскойи оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемыхдля идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ееоснове отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности,включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
— проверки соблюдениязаконов и других нормативных актов, а также требований учетной политики,инструкций, решений и указании руководства и (или) собственников;
— проверку деятельностиразличных звеньев управления;
— оценку эффективностимеханизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок вфилиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;
— проверки наличия,состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;
— работу над специальнымипроектами и контроль за отдельными элементами структуры финансовой системыорганизации;
— оценку используемогоэкономическим субъектом программного обеспечения;
— специальныерасследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;
— разработку ипредставление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендацийпо повышению эффективности управления.
Объективность работыревизионной комиссии обеспечивается степенью его независимости в структуреуправления экономического субъекта. Это требование к ревизии, как правило,обеспечивается тем, что он подчиняется и обязан представлять отчеты тольконазначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителейпроверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений,органов внутреннего контроля и т.п.
Ревизорами являютсясотрудники, находящиеся в штате организации и подчиненные его руководству.Задачи ревизий определяются руководством, исходя из потребностей управления какподразделениями предприятия, так и предприятием в целом.
Деятельность ревизоровзаключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в егообязанности.
Эти функции включают:
— проверку системконтроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;
— оценку экономичности иэффективности операций компании;
— проверку уровнядостижений программных целей;
— подтверждениедостоверности информации, используемой руководством при принятии решений.
Работа ревизоров нетолько дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждаетправильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию ревизоров,руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлятьнеобходимые изменения внутри предприятия [8, с. 56-61].
Ревизионная служба организации в ходепроверок должна принимать во внимание, что финансовая система экономическогосубъекта должна включать в себя:
а) надлежащую систему бухгалтерскогоучета;
б) контрольную среду;
в) отдельные средства контроля.
Контрольная среда, под которойпонимаются осведомленность и практические действия руководства экономическогосубъекта, направленные на установление и поддержание системы внутреннегоконтроля, включает в себя:
а) стиль и основные принципыуправления данным экономическим субъектом;
б) организационную структуруэкономического субъекта;
в) распределение ответственности иполномочий;
г) осуществляемую кадровую политику;
д) порядок подготовки бухгалтерскойотчетности для внешних пользователей;
е) порядок осуществления внутреннегоуправленческого учета и подготовки отчетности для внутренних целей;
ж) соответствие хозяйственнойдеятельности экономического субъекта в целом требованиям действующегозаконодательства.
Отдельные средства контроля (типичныевиды аналитических процедур), используемых ревизорами в своей работе:
— сопоставление остатков по счетамрасчетов за различные периоды;
— оценка соотношений между различнымистатьями отчетности и сопоставление их с данными предыдущих периодов;
— сопоставление финансовых показателейдеятельности организации со средними показателями соответствующей отрасли экономики;
— сопоставление финансовой информациии нефинансовой (сведений о деятельности организации, не отражаемой напрямую в системеего бухгалтерского учета).
Для сбора доказательств ревизионнойслужбой могут использоваться следующие процедуры [8, с. 110-113].
1. Проверка арифметических расчетов,заключающаяся в проверке арифметической точности данных документов и учетныхзаписей путем независимого выборочного пересчета.
2. Инвентаризация – прием,позволяющий получить точную информацию о состоянии имущества и финансовыхобязательств.
3. Проверка соблюдения правил учетаотдельных хозяйственных операций, дающая возможность аудитору проконтролироватьучетные работы, выполняемые финансово – экономическими службами.
4. Подтверждение (сверка расчетов) –прием, используемый для получения в письменном виде информации от должностныхлиц о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетах расчетов,дебиторской и кредиторской задолженности.
5. Устный опрос персонала,должностных лиц организации, проводимый на всех стадиях проверки и имеющий цельоценить работу отдельных сотрудников, подразделений, выяснить уровень ихквалификации, состав выполняемых работ, порядок документооборота и т.д.
6. Проверка документов, заключающаясяв установлении реальности определенных документов и правильности оформления.
7. Прослеживание (сканирование) – этапроцедура, в ходе которой аудитор проверяет отдельные первичные документы,полноту их отражения в учете, правильности указанной корреспонденции счетов.
8. Аналитические процедуры – этоанализ и оценка полученной информации, изучение важнейших финансовых иэкономических показателей организации с целью выявления необычных и неверноотраженных в учете хозяйственных операций, а также установления причин такихошибок и искажений.
3.Организация финансово – экономического контроля службой
внутреннегоаудита
В определенной мерефункции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы или непосредственно бухгалтерииорганизаций, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однакофункции внутренних аудиторов шире.
По мнению В.В. Дряхлова,внутренний аудит решает следующие задачи [6, с. 34-35]:
1. Контроль за состояниемактивов и недопущение убытков.
2. Подтверждениевыполнения внутрисистемных контрольных процедур.
3. Анализ эффективностифункционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.
4. Оценка качестваинформации, выдаваемой управленческой информационной системой.
Внутренний и внешнийаудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются.
Некоторые виды аудитаназываются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачейявляется проверка и совершенствование организации и управления предприятием,качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективностипроизводства и финансовых вложений, производительности, рациональностииспользования средств, их экономии.
Управленческий аудит,выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационныхуслуг в помощь клиенту для повышения эффективности использования его мощностейи ресурсов и достижения, намеченных целей.
Достаточно близок куправленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, который заключается в систематическоманализе хозяйственной деятельности организации, проводимом для определенныхцелей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы илиадминистративного управления и организации. При аудите хозяйственнойдеятельности предполагается, что аудитор должен провести объективноеобследование и сделать всесторонний анализ определенных видов деятельности.
Проведение аудитахозяйственной деятельности может осуществляться как по заказу администрации,так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.
Основными функциями службывнутреннего аудита на предприятии являются [6, с. 42-44]:
— проверка достаточности исоответствия действующим нормативным актам и учредительным документам системывнутренних регламентов и процедур контроля (приказов, распоряжений, инструкцийи др.);
— экспертиза правильностиорганизации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета, достоверностибухгалтерской отчетности;
— анализ внешних факторов и оценка ихвлияния на деятельность предприятия;
— организация подготовки к проведениювнешнего аудита, проверок налоговых и других контрольных органов.
Для выполнения своих функций службавнутреннего аудита должна быть укомплектована квалифицированными изаслуживающими доверия специалистами.
Служба внутреннего аудита действуетна основании положения, утверждаемого руководителем предприятия или собраниемучредителей. На должность руководителя и ведущих специалистов службыцелесообразно назначать высококвалифицированных специалистов с высшим экономическимобразованием, опытом бухгалтерской и экономической работы, отсутствиемсудимости, имеющих аттестат аудитора или профессионального бухгалтера-эксперта.Сотрудниками службы могут быть квалифицированные специалисты по другим профилямдля осуществления контроля за технологическими процессами производства.Должностные инструкции для внутренних аудиторов должны предусматривать общиеположения, конкретные должностные обязанности, права и персональнуюответственность.
Зачастую служба внутреннего аудита подчиняетсянепосредственно генеральному директору и может контролировать работузаместителей или начальников структурных подразделений (складов, цехов).
Руководство предприятия На рисунке 3 рассмотриморганизацию работы службы внутреннего аудита.
/>
Рисунок 3 – Организация внутреннего аудитана предприятии
В практической работе службавнутреннего аудита руководствуется законодательными и нормативными актами РФ,министерств и ведомств, органов местного самоуправления, правилами(стандартами) аудита, а также учредительными документами, приказами ираспоряжениями руководителя предприятия, инструкциями, положениями и т.п.
Деятельность службы внутреннегоаудита должна осуществляться в соответствии с планом внутреннего аудита. Такойплан разрабатывает руководитель службы, а утверждает руководитель предприятия.Служба внутреннего аудита должна иметь следующие права [6, с. 47-49]:
— проверять первичные документы,учетные регистры, планы, сметы и другие документы по финансово-хозяйственнойдеятельности;
— обследовать территорию предприятия,складские, производствен- ные, хозяйственные и служебные помещения, объектыстроительства;
— требовать проведения и проводитьлично полную и частичную инвентаризацию имущества и обязательств предприятия,при необходимости опечатывать сейфы, кассы, склады, архивы и другие местахранения ценностей и документов;
— наблюдать за правильностьюотражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете;
— подготавливать предприятие квнешнему аудиту и налоговому контролю, представлять при необходимостиимущественные интересы предприятия в суде и арбитражном суде.
Служба внутреннего аудита несетответственность за:
— обоснованность и своевременностьпредставления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, осоответствии учредительных и внутрихозяйственных документов действующему законодательству;
— обоснованность представленныхпредложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета,материальной ответственности должностных лиц, распределения прибыли, создания ииспользования средств различных фондов и др.;
— правильность консультаций,оказываемых учредителям, руководителям, специалистам и работникам аппаратауправления предприятия по вопросам организации производства, системыуправления, ведения бухгалтерского учета, налогового и хозяйственногозаконодательства.
Практика аудита свидетельствует, чтона тех предприятиях, где созданы и эффективно функционируют службы внутреннегоаудита, значительно выше уровень сохранности имущества, использования ресурсов,организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности.
Система внутрихозяйственного аудитатребует: наличия компетентного, заслуживающего доверия персонала с четкоопределенными правами и обязанностями; разделения обязанностей; созданиянеобходимых условий для работы службы внутреннего аудита (выделение помещения,специалистов, транспорта, наличие укомплектованной или программной, нормативнойи справочной базы данных и т. п.); организации охраны труда, повышенияквалификации членов штатного аппарата службы; определения уровня оплаты трудаработников службы внутреннего контроля в штатном расписании; иметь следующиеправа: проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, наличие денег,ценностей и ценных бумаг в кассе, проверять сметы, планы и другие документыфинансово-хозяйственной деятельности; знакомиться с приказами, постановлениямисобрания акционеров, учредителей, распоряжениями правления и должностных лиц,проектами и уже заключенными с другими организациями договорами; обследоватьобъекты строительства, территорию, склады, мастерские и другиепроизводственные, хозяйственные и служебные помещения, места хранения товарно-материальныхценностей; проверять наличие, состояние и сохранность имущества уматериально-ответственных лиц; требовать проведения или проводить полную иличастичную инвентаризацию имущества и обязательств организации, в необходимыхслучаях опечатывать сейфы, кассы, склады, кладовые, архивы и др.; требовать отруководителей структурных подразделений, специалистов организации необходимыесправки, расчеты, заверенные копии документов для приложения к акту, устные иписьменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверки; организовыватьподготовку к проверкам внешнего аудита и налоговой инспекции; проводитьпроверки выполнения обязанностей.
В том случае, если руководительубеждается, что он может опереться на соответствующие средства контроля, он получаетвозможность проводить контролировать финансово – экономическую деятельностьорганизации в целом или выборочно.
Работа службы внутреннего аудитадолжна в обязательном порядке документироваться. При проведении идокументировании этой работы рекомендуется использовать следующие типовые формы[4, с. 223-225]:
а) специально разработанные тестовыепроцедуры;
б) перечни типовых вопросов длявыяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
в) специальные бланки и проверочныелисты;
г) блок — схемы и графики;
д) перечни замечаний, протоколы илиакты.
С учетом данных и иных требованийслужба внутреннего аудита организации самостоятельно разрабатывает методики,порядок изучения и оценки финансово – экономической системы, а также планируютпроцедуры проверки в зависимости от результатов такого изучения и оценки.Снижение объема и детальности отдельных аудиторских процедур, произведенное врезультате изучения особенности средств контроля экономического субъекта,должно быть во всех таких случаях надлежащим образом аргументировано.
Поскольку мнение аудиторов обэффективности системы финансово– экономического контроля является основаниемдля планирования степени детальности и выборочности проведения аудиторскихпроцедур, то соответственно отсутствие документирования или ненадлежащеедокументирование результатов изучения и оценки системы финансового — экономического контроля этого экономического субъекта может служить в случаепредъявления претензий к финансово – экономическим службам организации.
Серьезные недостатки системывнутреннего контроля, отмеченные в ходе аудиторской проверки, а такжерекомендации по их устранению следует отражать в письменной информации (отчете)аудитора руководству проверяемого экономического субъекта.
Система внутреннего аудита должнабыть организована так, чтобы средства контроля проверяемого экономическогосубъекта достигают следующих целей [6, с. 21-22]:
а) хозяйственные операции выполняютсяс одобрения руководства как в целом, так и в конкретных случаях;
б) все операции фиксируются вбухгалтерском учете в правильных суммах, на надлежащих счетах бухгалтерскогоучета, в правильном периоде времени, в соответствии с принятой в экономическомсубъекте учетной политикой и обеспечивают возможность подготовки достовернойбухгалтерской отчетности;
в) доступ к активам возможен только сразрешения соответствующего руководства;
г) соответствие зафиксированных вбухгалтерском учете и фактически имеющихся в наличии активов определяетсяруководством с установленной периодичностью, и в случае расхожденийруководством предпринимаются надлежащие действия.
Любое подозрение аудитора о возможномнарушении, которые могут привести к материальным искажениям отчетности,заставляет аудитора расширить процедуры подтверждения, чтобы рассеять свои сомненияили подтвердить подозрения.
Так, при проверке аудитор можетвыявить нарушения, которые классифицируют следующие отклонения [6, с. 204-206]:
— от действующего законодательства;
— от нормативных актов, определяющихорганизацию и методологию учета;
— вследствие несоблюдения в течениеотчетного года принятой учетной политики отражения в бухгалтерском учетеотдельных хозяйственных операций и оценки имущества;
— из-за нарушения принципа отнесениядоходов и расходов к своим отчетным периодам;
— вследствие несоблюдения тождестваданных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам аналитического учета.
Аудитор должен проверить причинунарушений, выяснить их подлинный характер и возможные последствия. Проведениепроверки соответствия отраженных в документах операций установленным правилампозволяет выяснить правомерность хозяйственных операций и обнаружить фактынарушения правил отпуска материалов сторонним организациям и частным лицам,передачи ТМЦ другому материально-ответственному лицу без проведения инвентаризации,бестоварные операции по переброске материала с одного объекта на другой,нарушение сроков сдачи отчетов и др.
Используя метод встречной проверки,можно выявить злоупотребления, при которых двусторонние операции получаютразное отражение у каждой из сторон (неоприходование полученных от поставщиковТМЦ, наличие бестоварных операций и др.).
Формирование затрат, относимых насебестоимость посреднических услуг, должен осуществляться в общем порядке наоснове Положения о составе затрат. Необходимо обратить внимание на порядокучета счетов-фактур, поступающих посреднику и относящихся к возмещаемымрасходам.
При проверке системы бухгалтерскогоучета и хозяйственных операций с позиций соблюдения законности, финансовой идоговорной дисциплины рассмотренные приемы документальной проверки аудиторможет дополнить обследованием на месте, экспертной оценкой и другими приемами.При проверке у службы внутреннего аудита нет полной гарантии выявления всехотклонений и нарушений. Работа аудитора это логическая работа и он естественноимеет право на ошибки по разным причинам: проверка не всех подряд документов,разночтение нормативных актов, невнимательность к проверке отдельных участковили документов и т.д.
Заключение
Оценивая эффективность построения ифункционирования внутрихозяйственного контроля, руководитель должен установитьэффективность организационной структуры, роль и место внутреннего контроля вданной организации. Так, если внутрихозяйственный контроль возложен наревизионную комиссию организации на общественных началах, то, как показываетпрактика многих лет, руководство может игнорировать систему контроля илипреднамеренно привести ложные сведения в финансовой отчетности. Другое дело,когда внутрихозяйственный контроль в организации осуществляется службой(специальным отделом) внутреннего аудита, являющейся самостоятельным подразделениемаппарата управления и созданной с целью обеспечения эффективности деятельностивсех служб по защите законных имущественных интересов собственников.
Важное значение для определенияэффективности системы внутрихозяйственного контроля имеет оценка того,насколько обоснованно составлены планы ревизии внутреннего контроля и четковыполняются все запланированные работы по отношению к отдельным объектамконтроля во времени; какие при этом процедуры проверки использованы и насколькоони были эффективны; насколько можно доверять надежности информации порезультатам внутрихозяйственного контроля.
Более целесообразным являетсяорганизация службы внутреннего аудита, осуществляющей постоянную проверкудостоверности финансовой работы экономических служб.
Списокиспользованной литературы
1. Андреев В.Д.Практический аудит (справочное пособие). М.: Экономика, 2003. – 342 с.
2. Богомолов А.М.,Голощанов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения: Метод.Пособие. – М.: Экзамен, 2004. – 312 с.
3. Бычкова С.М.,Карзаева Н.Н. Аудит ситуации, примеры, тесты. М.: Юнити, 2000. – 188 с.
4. Герасименко Г.П.и др. Управленческий, финансовый и инвестиционный анализ. Ростов-на-Дону: МарТ,2002. – 364 с.
5. Глушков И.Е.Практический аудит на современном предприятии. М.: Кнорус- Экор, 2000. – 212 с.
6. Дряхлов В.В.Основы аудита М.: Гном и Д, 2001. – 304 с.
7. Лабынцев Н.Т.,Ковалева О.В. Аудит: теория и практика. М.: Приор, 2000. – 204 с.
8. Скобара В.В.Аудит: методология и организация. М.: Дело и Сервис, 2002. – 148 с.