В. А. Ветлужских
Введение
Проблема основания города Уржума в исследованиях местных историков поднимается уже давно. Тем не менее, до сих пор не установлено точной даты образования города. До недавнего времени не было известно и описания Уржума в первые десятилетия его существования. Местных архивов, конца шестнадцатого столетия, не сохранилось. Лишь по косвенным упоминаниям в более поздних источниках исследователи пытаются восстановить историю далекого прошлого.
Автор попытался собрать воедино разрозненные факты из истории Уржума в первое столетие со времени основания города.
Происхождение названия города
Старинных письменных источников, где бы раскрывался смысл названия не обнаружено. Сегодня существует несколько вариантов объяснения происхождения названия – Уржум. Свои гипотезы высказывают как ученые-языковеды, так и краеведы, которых интересует проблема происхождения названия.
Уржум – видел белку
Краеведами прошлого столетия название города связывалось с марийскими словами “ур” – белка и “ужым” – видел. Уржум – видел белку. Согласно тополегенде первые поселенцы нашего края – марийцы, придя на место современного Уржума, увидели белок, что обещало хорошую охоту и богатую добычу.
Это и побудило их остаться и основать поселение. Это объяснение, скорее всего лишь тополегенда. Названий содержащих глагол в районе нет. Да и к тому же марийский вариант названия не Уржум, а Вирсум (Вюрзым).
По разысканиям известного в Уржуме краеведа Н.Н.Арбузовой, еще в конце XIX столетия местные марийцы именовали Уржум – Нуж-ола (крапивный город). Соседний с нами Малмыж они называли – Кур-ола (лубяной город).
Уржум – лесная речка
Название городу дала речка, которая в XVI столетии именовалась Уржум. Это сегодня все реки района имеют русифицированный уменьшительный суффикс – ка: Уржумка, Шурминка, Кизерка, Шинерка и т.д. А ранее они именовались: Уржум, Кизерь, Шинер и т.д.
Ученый-языковед из Йошкар-Олы И.С.Галкин считает, что топоним Уржум домарийского происхождения. Марийское название города Вyрзым. В XVII веке ученый Г.Миллер зафиксировал это название в виде – Вюрсум.
В русском варианте согласный в отпал и прибавился уменьшительный суффикс – ка.
Домарийское слово Уржум, скорее всего, имеет финно-пермские корни. Оно сложное и состоит из двух слов – вур (вир) – лес и сум (сюм) – речка. Эти слова в марийском языке не сохранились, но имеются в других родственных языках. Сегодня сохранились: в мордовском языке – вирь – лес, в удмуртском – сюм – залив, в хантыйском – сом – ручей.
Таким образом топоним Уржум можно перевести как – лесная речка. И эта точка зрения И.С.Галкина, вернее всего, самая объективная. В нашем районе имеются несколько топонимов, которые в названии содержат качественные характеристики объектов: Одонерка – удмуртская речка, Ошнерка – белая речка, Кинерка – каменистая речка и др.
Другие варианты объяснения названия – Уржум
1. Согласно еще одной тополегенде, названием своим Уржум обязан первопоселенцам, двум марийцам. Они искали землю. Одного из них звали Ур, другого Жум. Они были язычниками.
Какое-то время Ур и Жум жили здесь, но потом стали появляться ушкуйники, которые и выжили их, указав новое место жительства по казанской дороге. Первопоселенцы ушли в неизвестном направлении, прорубив себе дорогу сквозь лес, так как населенных пунктов в округе тогда не было.
2. Следующая тополегенда приписывает появление названия города двум марийским поселениям. Якобы в период Пугачевского восстания в трех верстах от двух марийских околотков находились деревни Ур и Жум, которые позднее слились и дали название поселению Уржум.
Эта версия неверна, так как известно, что топоним Уржум (как река, как поселение) существовал еще в конце XVI века, задолго до пугачевского восстания.
3. В легендах упоминается имя марийского князя Урса. Если топоним Уржум произошел от имени князя Урсы, то это – патроним. Кстати подобные названия, по имени марийских князей в Уржумском районе встречаются нередко: Актыгашево, Толгозино, Мамашево, Ешпаево и другие.
4. Местные краеведы выдвигают еще одну гипотезу, которая основана лишь на созвучии слов. В марийском языке есть слово уржа – рожь. Основываясь на этом краеведы считают, что в основе топонима Уржум лежить марийское – уржа. Хотя как известно название городу дала река.
5. Известный русский историк В.Н.Татищев в своем “Лексиконе” упоминает реку Уржум (как приток Ветлуги?) и город Уржум. По мнению Татищева слово это татарское и означает оно “…восплесчи, бей в ладони”.
6. По мнению марийского ученого языковеда, которое в свое время процитировала местный энтузиаст краеведения Н.Н.Арбузова (1968 г.) – топоним Уржум происходит от названия острова Березань в устье Днепра. То есть в основе лежит буруозантюрскотатарское название, восходящее к иранскому – березент (высота, высокий). Переход н в м, по-видимому, произошел на почве марийского языка.
7. Авторитетный краевед В.Б.Карпов, собиратель интереснейших фактов по истории Уржума, поделился с автором еще одним вариантом происхождения топонима Уржум. В Костромской области имеется река Рижум. Теснимые татарами марийцы (XIII-XIV века) ушли с обжитых мест. Придя на новое место, на берег неизвестной им реки, они дали ей название – Новый Рижум. В марийском языке – новый – у. Таким образом – У Рижум – новый Рижум и лег в основу топонима Уржум.
8. В одной из публикаций местной газеты краевед Г.Поздеева высказала свою точку зрения на проблему названия – Уржум. Она считает что топоним Уржум обозначает укрепление на горе. Ур – возвышенное укрепление жон – спина, гребень, гора. Уржон – укрепление на горе.
9. На страницах районной газеты в публикации краеведа Полякова. Была обнародована еще одна версия происхождения названия Уржума. Он считает, что перевод марийского названия Вyрзым можно связывать с марийским вyр – кровь и сум – кожура, кора. Вyрзым – кровавая река.
В продолжение этой версии хочу привести предание, которое рассказал мне в начале 1990-х годов один из лидеров марийского движения “Чимарий, Ошмарий” Давыдов. Во время русской колонизации края, русские завоеватели, выждав момент, когда марийцы соберутся на большое моление (Меркумалтыш), застали их врасплох и перебили почти всех участников моления. А было их около 10 тысяч. С тех пор, место того моления и именуется. Вyрзым – кровавая река.
Итак, из всего разнообразия гипотез, можно остановиться на точке зрения ученого-языковеда из Йошкар-Олы И.С.Галкина. Скорее всего название – Уржум, соответствует домарийскому – лесная речка.
Первые упоминания об уржуме в письменных источниках
Летописные источники
Одно из первых упоминаний Уржума дошло до нас через Патриаршую (или Никоновскую) летопись. Датируется эта запись 1554 годом. Документ повествует о походе воевод на арских “изменников”. Поход этот был организован по указу царя Ивана IV.
“Того-же лета, февраля в чистой Понедельник приехал к царю-государю от воевод от князя Семена Ивановича Никулинского с товарищи Назарей Семенов сын Глебов и говорил от воевод , что послал их царь государь на свое дело на Арских людей , и пошли из Казани а с ним по государеву наказу пошли воеводы из Свиязского городу ; в большом полку со князем Семеном воевода князь Юрий Иванович Кашин , в передовом полку Федор Иванович Умной-Клычев с теми людьми , которые годовали там. И они , призвали Бога в помощь , пошли из Казани Арьскою дорогою на высокую гору к засеке и направо побережных людей по Чувашской дороге и по Нагайской и по Каме и по Меше послали воевати головы , а налево и наперед по тому-же послали , и во многие места послали головы воевати и сами идучи на Арско и к Нурме и на Уржум идучи , вьевали и жгли во всех местех. А пришли воеводы на Нуржум , от Казани десять днищ ходу…и дал Бог , многие места воевали. И город на Меше сожгли… А война их была от Казани и по Каму , а от Волги за Ошит и за Оржум и на Илит . и под Вяцкие волости , от казани вверх по Каме полтриста верст , а от Волги к Вятке поперег 200 верст , а ходили от Казани четыре недели”.
Три раза упоминается в этом отрывке Уржум (Уржум , Нуржум и Оржум) , последний раз это явно река , а первые два раза – местность , которую , наряду с другими московские отряды “воевали и жгли”. Город среди географических названий, использованных в этом отрывке, один – на Меше реке.
Как река, упоминается Уржум и в третьей редакции “Летописца начала царствования…” отразившейся в Оболенском списке Никоновской летописи. Рассказывая о событиях июня 1556 года автор сообщает “…ходил ис Казани боярин Петр же Васильевич Морозов, да с ним воевода Федор Игнатьевич Салтыков, да дети боярские ис Казани и ис Свияжского города обои, и переменные и старые и годовальщики, а татарове и новокрещены и казакы и стрельцы, за Арьское, за Ошит и за Уржум и к Вятке. И не доходили до Вятки за пятьдесят верст и воевали бесчисленно много и полон имали, женкы да робята, а мужиков всех побивали: и пришли в Казань, дал Бог, со всеми людми здорово…”
Вот лишь небольшая часть документов, где впервые можно прочесть об Уржуме, как реке и как местности. К сожалению, пока неизвестны источники, в которых бы шла речь об Уржуме (до 1554 года) как о поселении.
Описание города Уржум
Город – крепость
До нас не дошло письменных источников с описанием города в первые годы его основания. Очевидно, Уржум представлял, из себя, укрепленное поселение. Это был город – крепость. Деревянный кремль, выстроенный первооснователями к 1647 году, пришел в ветхость, и возникла необходимость строительства новой крепости. Она в 1647 году была возведена.
Описание этой крепости сохранилось в одном из архивных документов (“Роспись государеву…городу Уржуму и городовым башням…”), который хранится в Государственном архиве Кировской области. Этот документ интересен еще и тем, что в нем упоминаются строители крепости.
Описание города начинается с наугольной башни, которая находилась (по современной стратиграфии) где-то в районе старой автостанции. Наугольная башня была длиной 4 сажени (сажень= 2, 13 метра). Причем в документе указывается, что башня находилась “…от мельницы, за старою тюрьмой”.
Следующей была Водяная башня с воротами. На была меньше Наугольной – 3, 5 сажени. Эта башня располагалась вблизи воеводского двора.
Третьей была – Тайнишная башня (блина 4 сажени).
Следующей была Спасская башня – главная в крепости. Она была с большими городовыми воротами. На башне были установлены колокола. Длина башни – 4 сажени.
Пятой по счету была башня Нового раската, длиною 3 сажени.
Следующей – шестой была башня с воротами, что располагалась “за разрядом” (за разрядной избой). Эта башня была также оборудована воротами. Длина башни – 3 сажени.
И последней была башня Старого раската (длиной 3 сажени).
Естественно, что башни были соединены между собой рубленой деревянной крепостной стеной. Длина этой стены между башнями колебалась от 17 до 19 саженей.
Всего крепостная стена по периметру была по современным меркам невелика где-то в пределах 190-200 метров. И укладывалась (если наложить на современную территорию) в районе Троицкого собора и горсада.
Среди строителей Уржумской крепости (как указывается в вышеназванном документе) были: монастырские (Спасского Цепочкинского мужского монастыря) и государственные крестьяне, новокрещены ( местное население – марийцы язычники, принявшие христианство), бобыли, лебяжские (русские) крестьяне, стрельцы и посадские люди. Участие в строительстве принимали также площаднные подьячие и крестьяне, принадлежавшие толмачам (переводчикам), пономарям и священникам (“поповы и пономаревы крестьяне”).
Итак крепость имела семь башен, трое городских ворот. Внутри крепости были старая тюрьма, воеводская изба, разрядная изба. Из источников конца XVII века известно, что существовала еще и бесприходная воеводская церковь (внутри крепости). За крепостью (на посаде) в начале XVII столетия была деревяннная Воскресенская церковь.
Население города
Стрелецкий город
Первыми поселенцами города были стрельцы. К сожалению письменных источников, о численности населения и его составе за первые годы, после основания, нет. Но уже в документах 1610 года в Уржуме упоминаются приказные люди Василий Вельяминов и Юрий Змеев. Приказные люди в то время были основной фигурой местных учреждений (“дьячея изба”). Они подчинялись Приказу Казанского дворца, что находился в Москве. Осуществляли эти приказные административное, финансовое и судебное управление городом.
Известно, что в 1611 году уржумцы участвовали в ополчении против поляков (под началом казанского воеводы В.Морозова), а в 1612 году – в Нижегородском ополчении, Минина и Пожарского.
В 1614 году сто уржумских стрельцов были направлены против одного из казачьих атаманов Заруцкого, который после убийства второго Самозванца, бежал с его женой Мариной Мнишек в Астрахань (где был пойман и казнен). В 1614 году впервые упоминается и уржумский караул – таможенная застава.
В 1625 году в Уржум из Арска переводят воеводу Хотунского. С ним прибывает постоянное войско. В то время в Уржуме было 20 конных служилых дворян, 200 стрельцов (вместе с ними стрелецкий голова и два сотника), 65 наемных солдат нового строя (из иноземцев), и 70 служилых людей (из новокрезщенов). Всего в Уржуме, тогда было 355 человек.
При воеводе Кирикрейском, в 1631 году, в Уржуме значилось 14 детей юоярских, 49 человек “…литвы и немец, и черкес, и выходцев”. Упоминаются к этому времени пушкари – 3 человека, толмачи – тоже трое, два воротника (сторожа у ворот крепости) и кузнец.
А по сведениям за 1646 год, Уржум уже имел посад с 9 дворами (“…да два двора бобыльских”), здесь была Воскресенская церковь, в которой служили два попа и пономарь.
Как видим, Уржум, к первой половине XVII столетия был стрелецким городком. Если сравнить количество жителей посада и войско, то увидим, что численность военной силы в десятки раз превышала число гражданского населения.
По подсчетам кировского историка А.В.Эммаусского к средине XVII века число жителей в Уржуме (обоего пола, вместе со стрельцами и их женами) составляло – 660 человек.
К концу XVII века в документах уже упоминаются уржумские и казанские посадские, два садовника, иконописец и иконник, торговый человек – москвитин и даже представители крупного московского купечества – именитый гость Шустов и два купца Гостиной сотни.
В 1680-е годы Уржум появляется на западноевропейских картах (атлас Ф.де.Вита, выпущенный в Амстердаме).
К концу XVII столетия окончательно сформировалась структура состава населения города: воевода и штат приказных людей, земское самоуправление – староста, сотники и десятники, войско – стрельцы, посадские – ремесленники, крестьяне и торговые люди.
Если говорить о национальном составе, то судя по документам того времени, большинство жителей Уржума составляли русские. В составе войска были иноземцы. Среди жителей Уржума были и новокрещены (марийцы-язычники, принявшие христианство). Скорее всего в Уржумской округе, марийцы составляли большую часть населения. В 1615 году для народного ополчения князя Дмитрия Пожарского было предписано привести из Уржума “…з головою Михайлом Шадеевым детей боярских – 4. Да новокрещен и тарханов 24. Да з земли Чуваши и Черемисы 439”. В 1636 году было предписано марийцам “…хаживать с трех дворов человек в Уржум” (на службу). А всего таких дворов насчитывалось в Уржумской округе 1235.
Управление городом. Значение Уржума в XVI-XVII веках
Воеводское правление
Основным звеном местного самоуправления Российского государства в XVI-XVII веках – был воевода. Назначался он Разрядным приказом, утверждался царем и Боярской думой. Подчинялся воевода тому приказу, в ведении которого находился город. Воеводы обладали широкими административными, финансовыми, военными и полицейскими полномочиями, а также осуществляли надзор за деятельностью выборных властей в уезде и в городе.
Особенностью воеводского правления в Уржуме, является его двойное подчинение: приказу Казанского дворца (в Москве) и Казанскому воеводе (в Казани).
До 1670 года существовала должность осадного головы, (которая совпадала с должностью городничего). В мирное время осадные головы руководили караульной, воротной и пушкарской службами, ведали о работе кузнецов, плотников и прочих “осадных людей”. Во время военных действий в поход отправлялся обычно первый воевода (если их было два), а командование крепостным гарнизоном поручалось осадному голове. Служба уржумских воевод была срочной (“годовой”). Лишь около трети сменялось через два года. В исключительных случаях – через три. Одной из причин этой частой замены воевод – была невозможность строгого контроля за их деятельностью со стороны центральной власти, а отсюда неизбежность злоупотреблений со стороны местных правителей – воевод, дьяков и других приказных людей.
Был в городе и земский староста, который ведал раскладкой и сбором местных налогов, защищал права и интересы горожан перед воеводой.
Приказные люди, или дьяки – начальники и письмоводители канцелярии (“дьячей избы”) были основной фигурой местных учреждений власти (после воевод). Ими обычно были выходцы из небогатых семей дворян и духовенства. Приказные люди в Уржуме, как и в других городах России, были подчинены воеводе.
Содержание аппарата управления было обязанностью посадских людей и крестьян. Они платили подворную подать, стрелецкий налог (на содержание войска), полоняничный (на выкуп пленных), ямской (на содержание дорожных станций и ямщиков), налоги с промыслов, торгов, сенокосов. Крестьяне обязаны были выполнять работы по строительству крепости, домов, церквей, нести военную повинность (давать ратников в ополчение).
Значение города
Таким образом, Уржум в XVI-XVII столетиях был стрелецким городом. Исходя из преобладания в составе населения стрельцов, учитывая двойное подчинение воевод (Москве и Казани) – можно сказать, что Уржум был пограничным (на границе с Казанью) городом-крепостью.
В то же время Уржум был административным центром округи, куда входили деревни и починки прилежащей территории.
Естественно, что как административный центр, Уржум являлся центром торговли и был культурным (идеологическим) центром территории. Именно в XVII столетии была проведена христианизация местного населения – марийцев язычников. Правда, она была продолжена и в следующем столетии. Но главная идеологическая задача была выполнена именно в XVII веке.
Список литературы
1. В.А.Ветлужских. ОСНОВАНИЕ ГОРОДА УРЖУМА. Глава V учебного пособия “Очерки истории Уржумского района” (на правах рукописи).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://buiskoe.ucoz.ru/
Дата добавления: 12.12.2012