Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств и расчетов

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА
Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Учебная дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет
На тему:
Основное содержание и порядок ведения учета денежных средств ирасчетов
Студентка:Тришечкина Анна Николаевна
Руководитель_______________________________________
Барнаул 2007 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
Ведение… 3
1. Учет денежных средств на расчетном счете и других счетах в банке. 5
2. Учет кассовых операций и денежных документов… 8
3. Понятие о дебиторской и кредиторской задолженности… 10
4. Учет расчетов с покупателями и заказчиками… 13
5. Учет расчетов споставщиками и подрядчиками… 14
6. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами… 15
7. Расчеты по оплате труда… 16
8. Учет расчетов с подотчетными лицами… 17
9. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами… 18
Заключение… 21
Список литературы:… 23

/>Ведение
Для ведения своей хозяйственной деятельности предприятиевступает в различные связи с другими субъектами экономической сферы. Это могутбыть другие организации, некоммерческие образования, кредитные учреждения,государство, население, работники. При совершении операций, сделок с другимиконтрагентами возникают обязательства в виде задолженности. Задолженность можетбыть двух видов, дебиторской – при которой контрагенты должны нам, икредиторской, когда мы должны контрагентам. Наличие задолженности всегда предполагаетобязанность расчета по имеющимся долгам. Расчеты могут производиться двумявидами денежных средств – наличными и безналичными. Способы расчетоворганизация выбирает сама по согласованию с контрагентами, однако не всегдавыбор может зависеть от ее желания. Законодательно установлены различныеограничения по наличным расчетам, кроме того их должны согласовывать с банком.Эффективность расчетных операций во многом зависит от бухгалтерского учетарасчетов.
Целью написания диплома является рассмотрение порядка учетарасчетов с дебиторами и кредиторами.
Задачами при исследовании данной области учета будутявляться:
Описание теоретических основ учета дебиторской икредиторской задолженности,
Рассмотрение порядка учета наличных и безналичных денежныхсредств,
Определение необходимых документов для учета наличных ибезналичных расчетов с дебиторами и кредиторами
Определение счетов по учету наличных денег и денежныхсредств на расчетных и прочих счетах в банках, а также по учету расчетов сдебиторами и кредиторами.
Тема расчетов с дебиторами и кредиторами с использованиемналичных и безналичных денежных средств приобрела особую актуальность пристановлении рыночной экономики в условиях инфляции. Знаменитое выражение“Деньги сегодня дороже, чем завтра” как нельзя лучше отражает последствиявозникновения просроченной задолженности. При постоянном обесценивании денег,не вовремя возвращенная сумма от дебитора фактически будет меньшепричитающейся. Но нельзя полагать, что просроченная кредиторская задолженность выгоднадля предприятия, вследствие того, что организация фактически возвращает меньшуюсумму денег. Просрочки кредиторам ведут к разрыву хозяйственных отношений, акак известно эффективное хозяйствование возможно лишь при наличии надежныхсвязей. Кроме того, просроченная задолженность является причиной возникновениянепроизводительных расходов в виде пеней, штрафов, неустоек кредиторов.

/>1. Учет денежныхсредств на расчетном счете и других счетах в банке
Для ведения безналичных расчетов организация обязана открытьрасчетный (текущий) счет в банке РФ. Предприятие может иметь любое количествосчетов. Расчетные счета открываются фирмами, находящимися на хозрасчетное ивыделенным на самостоятельный баланс. Бюджетные организации открывают текущиесчета.
Для открытия расчетного счета необходимо предоставить в банкследующие документы:
1. Заявление по установленной форме,
2. Нотариально заверенные копии учредительных документов,
3. Нотариально заверенные копии ИНН и ОГРН,
4. Выписку из единого госреестра,
5. Нотариально заверенную или заверенную в банке карточку собразцами подписей руководителя и главного бухгалтера и оттиском печати,
6. Копию справки о присвоении организации статистическихкодов,
7. Копии документов о регистрации в качестве плательщиковвзносов в органы социального страхования,
8. Документ, удостоверяющий полномочия руководителяорганизации,
9. Копии приказов о назначении на должность главногобухгалтера.
О том, что организация открыла в банке расчетный счетнеобходимо сообщить в налоговую инспекцию в течении 7 рабочих дней. Еслидоговор с банком предусматривает плату за открытие расчетного счета, онаучитывается в составе прочих расходов.
На расчетный счет денежные средства поступают:
1. В качестве выручки от покупателей,
2. Неиспользованные денежные средства из кассы,
3. Дебиторская задолженность нетоварного характера (арендныеплатежи, страховые возмещения и др.)
4. Получение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов
С расчетного счета денежные средства расходуются:
1. Оплата поставщикам за материалы и товары,
2. В кассу на неотложные нужды,
3. Погашение кредиторской задолженности нетоварногохарактера,
4. Погашение долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов,
Суммы штрафов за нарушение налогового законодательствасписываются с расчетного счета в бесспорном порядке в пределах 50000 рублей покаждому налогу и сбору.
Отношения с банком строятся на основании договора.
Сдача наличных денежных средств на расчетный счетоформляется объявлением на взнос наличными. Получение наличных денежных средствс расчетного счета оформляется денежным чеком. Чековая книга должна храниться убухгалтера, а в корешке необходима роспись кассира.
Основными документами на списание денежных средств с расчетногосчета являются:
1. Платежное требование – это приказ плательщика своемубанку перечислить определенную сумму получателю средств,
2. Платежное требование – это приказ получателя средствсвоему банку взыскать определенную сумму с плательщика. Оно может быть сакцептом и без,
3. Расходный ордер – оформляется при списании банкомденежных средств со счета клиента за оказанные услуги,
4. Инкассовое поручение – это поручение налогового органабанку плательщика на списание в бесспорном порядке денежных средств со счетаналогоплательщика,
5. Заявление на выставление аккредитива – это поручениепокупателя банку поставщика оплатить за товары и услуги.
На основании приходных и расходных документов банксоставляет выписку с приложение вышеуказанных документов.
Для учета денежных средств на расчетных счетах предназначенактивный счет 51 “Расчетные счета”. По дебету этого счета учитываютсяпоступление денежных средств на счет, а по кредиту – списание средств.Аналитический учет строится таким образом, чтобы учитывался каждый открытыйсчет.
Кроме того денежные средства могут храниться на валютномсчете. Порядок его открытия аналогичен открытию расчетного счета. Валюта навалютный счет поступает в результате:
1.     Покупки валюты и от иностранных покупателей,
2.     При приобретении валюты для оплаты импортных материальных ценностей.
3.     При получении кредитов и займов в иностранной валюте.
Денежные средства на валютном счете учитываются поофициальному курсу ЦБ РФ на дату покупки. Разница между покупной стоимостьювалюты и официального курса списывается на счет увеличения материальныхценностей, если официальный курс больше и на прочие доходы, если он меньше.
С валютного счета денежные средства используются:
·    На оплату контрактов с иностранными партнерами,
·    Для оплаты командировочных расходов при поездках за границу,
·    На погашение кредитов, полученных в иностранной валюте,
·    При продаже валюты.
·    Денежные средства на валютном счете учитываются на активном счете52 “Валютный счет”.
Также организация может открывать прочие счета в банках,которые учитываются на счете 55 “Прочие счета в банках”. К нему открываютсясубсчета:
55 – 1 “Аккредитивы”,
55 – 2 “Чековые лимитированные книжки”,
55 – 3 “Другие счета в банке”,
При перечислении денежных средств с одного счета на другой,принадлежащих организации, или при сдаче денег в вечернюю кассу, используетсясчет 57 “Переводы в пути”. Списанные с какого-либо счета деньги учитываются насчете 57 до того момента, пока денежные средства не придут на другой счет. Еслиденежные средства с одного счета на другой поступают в течении одного дня, то57 счет использовать не нужно.
 
2. Учет кассовых операций и денежныхдокументов
Наличные денежные средства организации должны хранится вспециально оборудованном помещении – кассе. Касса должна быть оборудованарешетками, железной дверью и сигнализацией. Кассовые операции осуществляеткассир, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.
Сумма денежных средств, находящихся в кассе ограниченалимитом, который каждый год устанавливает банк организации. За превышениелимита хранения денежных средств предусмотрены штрафы.
Расчеты с физическими и юридическими лицами за продукцию,товары, полученные, услуги оказанные и работы выполненные осуществляются сиспользованием кассового аппарата. При этом сумма расчетов с юридическимилицами и частными предпринимателями не должна превышать 100 000 рублей поодной сделке. В противном случае на организацию налагается штраф.
Денежные средства поступают в кассу:
·    В качестве расчетов за товары, услуги, работы,
·    С расчетного счета,
·    От подотчетных лиц по неизрасходованным суммам авансов
·    Денежные средства расходуются из кассы:
·    При выдаче в подотчет на неотложные нужды, командировки,
·    При расчете с поставщиками,
·    При сдаче в банк суммы, превышающий лимит,
·    На выдачу заработной платы и др.
При совершении кассовых операций оформляются следующие видыдокументов:
1. Расходный кассовый ордер оформляется на расход денежныхсредств из кассы. Он подписывается руководителем и главным бухгалтером. Наполучение денежных средств за продукцию, товары, услуги, работы и др, кромезаработной платы, представитель поставщика должен предъявить доверенность.
2. Платежная ведомость оформляется при выдаче заработнойплаты. Она поступает в кассу за подписью руководителя и главного бухгалтера. Внем указывается список работников, получающих заработную платы с суммой квыдаче напротив каждого сотрудника. Заработная плата по ведомости выдается втечении 3 дней. Напротив фамилии лиц, не получивших заработную плату пишется“депонировано”. Затем кассир подсчитывает сумму выданных денег и выписываетодин общий расходный ордер.
3. Приходный кассовый ордер – оформляется при приемеденежных средств в кассу. Лицу, внесшему денежные средства, выдается квитанцияи отбивается кассовый чек.
Все приходные и расходные кассовые ордера регистрируются вкассовой книге и журнале учета приходных и расходных ордеров. Кассир заполняеткассовую книгу под копирку или на машинном носителе, затем отрывает илираспечатывает вторые копии листов – отчет. К отчету прикладываются всеприходные и расходные документы и он сдается главному бухгалтеру на проверку.Главный бухгалтер проверяет отчет кассира и ставит свою подпись.
Для учета денежных средств, находящихся в кассе предназначенактивный счет 50 “Касса”. Аналитический учет может быть организован поколичеству кассового аппарата, по местам нахождения касс и т.п.
Кроме денежных средств в кассе могут храниться денежныедокументы: путевки, почтовые марки, марки госпошлины, акции, проездные билеты,карточки оплаты сотовой связи и др.
В кассу они поступают на основании накладной, котораявыписывается кассиром в двух экземпляров. Учет ведется в кассовой книге, накаждый вид документа в ней отводится отдельная страница. Выдача денежныхдокументов производится на основании требований, выписанных бухгалтером. Дляучета денежных документов предназначен 50-3 “Денежные документы”.
 
3. Понятие о дебиторской и кредиторскойзадолженности
В своей хозяйственной деятельности предприятие вступает вотношение с другими организациями, несет обязательства по уплате налогов,сборов, а также выступает в качестве субъекта трудовых отношений. При этомвозникают кредиторская и дебиторская задолженность. Расчеты по кредиторской идебиторской задолженности учитываются на счетах шестого раздела плана счетов“Расчеты”. Дебиторская задолженность – это задолженность организаций,работников и физических лиц данной организации. Она возникает при продажетоваров, выполнения работ, оказания услуг, выдаче кредитов и займов юридическими физическим лицам, формировании уставного капитала, переплате налогов исборов, а также поставщикам. Организации и лица, которые являются должникамиданной организации, называются дебиторы. При этом задолженность показывает,какую сумму нам должны контрагенты. Кредиторской называется задолженностьорганизации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.Данная задолженность образуется при закупке сырья, материалов, товаров дляперепродажи, другого имущества, при начислении налогов и сборов в бюджет ивнебюджетные фонды, начислении заработной платы, дивидендов учредителям, приполучении авансов, кредитов и займов. Данная задолженность показывает, сколькомы должны заплатить по долгам. Кредиторов, задолженность которым возникла всвязи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками.Задолженность по начисленной заработной плате работникам, по суммам,начисленным в бюджет и внебюджетные фонды, называют обязательствами пораспределению. Кредиторов, задолженность которым возникла по другим операциям,называют прочими кредиторами.
В зависимости от сроков погашения задолженность делится на долгосрочную(со сроком погашения более 1 года) и краткосрочную (задолженность со срокомпогашения в пределах 1 года)
Для учета расчетов с кредиторами предназначены следующиесчета:
60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”,
66 “Расчеты по краткосрочным кредитам и займам,
67 “Расчеты по долгосрочным кредитам и займам”,
68 “Расчеты по налогам и сборам”,
69 “Расчеты по социальному страхованию и обеспечению”,
70 “Расчеты по оплате труда”.
Расчеты по дебиторской задолженности учитываются на счетах:
62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”,
63 “Резервы по сомнительным долгам”,
71 “Расчеты с подотчетными лицами”,
73 “Расчеты с персоналам по прочим операциям”.
Счета 75 “Расчеты с учредителями” и 76 “Расчеты с разнымидебиторами и кредиторами” являются универсальными, т. к. на них учитываются идебиторская и кредиторская задолженность. Поэтому, чтобы определить сальдо поним нужно вести аналитический учет.
Необходимо учитывать, что дебиторская и кредиторскаязадолженность не всегда соответствует дебиторам и кредиторам. Т.е. привзаимодействии с кредитором, мы вполне можем получить дебиторскуюзадолженность, например, при авансовых платежах. Задолженность, не оплаченная вустановленные сроки, называется просроченной. Долги нереальные на взыскание и,по которым истек срок исковой давности (3 года) списываются на расходыорганизации кредитора. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковойдавности, списывается на доходы дебитора.
Срок оплаты определяется в соответствии с договором илизаконодательством. Если договором не предусмотрен срок оплаты, то обязательствапо оплате должны быть исполнены в разумный срок. Когда обязательство неисполнено в разумный срок или срок оплаты по договору наступает по требованиюкредитора, то дебитор обязан погасить задолженность в течение 7 дней послепоступления требования кредитора. По истечении 7 дневного срока, необходимогодля оплаты, начинается период исковой давности и длится 3 года. В течение этоговремени кредитор может подать в суд на должника. Просроченная задолженностьсписывается до истечения срока исковой давности в следующих случаях:наступление непредвиденных ситуаций, при которых исполнение обязанностейневозможно, и обе стороны не виноваты в этом; изменение законодательства;ликвидация предприятия – должника, если при погашении долгов имуществомдебитора, средств для погашения не хватило.
Списанная дебиторская задолженность учитывается в течении 5лет на забалансовом счете 007 “Списанная в убыток задолженностьнеплатежеспособных дебиторов”
Просроченная дебиторская задолженность создает реальнуюугрозу финансовому состоянию организации, т. к. отвлеченные деньги не приносятдоход, а в ходе инфляции теряют свою стоимость. Просроченная кредиторскаязадолженность также опасна для фирмы. Она является причиной разрыва налаженныххозяйственных связей, и образует непроизводственные затраты в виде пеней иштрафов.

/>4. Учет расчетовс покупателями и заказчиками
Покупатели и заказчики относятся к дебиторам. Покупателямиявляются организации, частные предприниматели и физические лица, которыеприобретают товары производимые организацией; заказчиками – субъекты, которымоказываются различные услуги, выполняются работы. Отношения с покупателемоформляются договором поставки или купли – продажи.
Расчеты с покупателем могут производиться различнымиспособами. Самыми распространенными являются наличные и безналичные расчеты.
В процессе расчетов упредприятия может возникнуть сомнительная задолженность. Сомнительный долг – это задолженность непогашенная в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом,поручительством, банковской гарантией. По истечении срока исковой давности задолженность списывается на убытки,а так как сумма списываемой задолженности всегда разная то могут возникнутьколебания в прибыли в различных периодах. Для того чтобы избежать этих колебаний, организации имеют право заранеесформировать специальные резервы по сомнительным долгам. Расходы по созданию резерва относится к прочимрасходам и учитывается при налогообложении прибыли равномерно в течение года.При этом предприятие снижаетналогооблагаемую базу, не дожидаясь ее списания
Сумма резерва посомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последний деньотчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности и не может превышать10 процентов от выручки отчетного периода.
Резерв по сомнительнымдолгам используется только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Если резерва не хватает для списания безнадежныхдолгов, то списываемая разница относится на прочие расходы. Сумма резерва по сомнительным долгам, неполностью использованная организацией в текущем периоде на покрытие убытков побезнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий период. Сумма вновь создаваемого резерва корректируетсяна сумму остатка резерва предыдущего периода.
Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназначенактивный счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”. Аналитический учет расчетов с покупателями изаказчиками должен обеспечивать получение информации по каждому счету, покаждому покупателю и заказчику по задолженностям, срок оплаты которых ненаступил, по просроченным платежам, авансам полученным, векселям, срокпогашения по которым не наступил, векселям, дисконтированным (учтенным) в банках, векселям просроченным.
Для учета резервов посомнительным долгам предназначен пассивный счет 63 “Резервы по сомнительным долгам”.Аналитический учет ведется по каждому созданному резерву.
 
5.Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
Производственные запасы материальных и других ценностейнеобходимых для обслуживания производственного процесса и ведения хозяйственнойдеятельности, пополняются за счет их поставок организациями – поставщиками илипрочими организациями на основе договоров поставки и купли – продажи.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками производятся наличнымии безналичными расчетами. Помимо товаров, организация ведет расчеты споставщиками за выполненные работы, оказанные услуги. Например, строительные иремонтные работы, подаче тепла, воды, газа и др.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчикамипредназначен пассивный счет 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками”.Аналитический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезедоговоров, поставщиков, расчетных документов, видов расчетов. Кроме того,необходимо вести отдельный учет по авансам выданным, просроченным платежам,векселям выданным.
 
6. Учет расчетов с бюджетом и внебюджетнымифондами
Предприятия постоянно ведут расчеты с бюджетом ивнебюджетными фондами. Основная часть расчетов – это платежи.
Для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборампредназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”. Расчеты с внебюджетнымифондами учитываются на счете 69 “Расчеты по социальному страхованию иобеспечению”. Эти счета имеют одинаковую структуру. На счете учитываютсярасчеты с бюджетом / внебюджетными фондами, по отношению к балансу счетапассивные. По кредиту отражаются увеличение задолженности в бюджет /внебюджетные фонды при начислении в платежей и взносов, по дебету – уменьшениезадолженности при уплате платежей и взносов, при произведении вычетов или привозврате излишне уплаченной суммы.
Аналитический учет ведется по отдельным видам налогов исборов. Кроме того, на счете 69 предусмотрены следующие субсчета:
69-1 “Расчеты по социальному страхованию”, на немучитываются расчеты по социальному страхованию работников организации,
69-2 “Расчеты по пенсионному обеспечению”, учитывает расчетыпо пенсионному обеспечению работников организации,
69-3 “Расчеты по обязательному медицинскому страхованию”,учитывает расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников.
 

7. Расчеты по оплате труда
Для осуществления своей деятельности организация нанимаетработников и вступает с ними в трудовые отношения. При этом работники исполняютсвои трудовые обязанности, а организация обязана выплачивать денежноевознаграждения за их труд, т.е. заработную плату. Трудовые отношениярегулируются Трудовым Кодексом РФ. Между организацией и работником должен бытьзаключен трудовой договор. Он может быть индивидуальным и коллективным.
Первичными документами по учету труда и его оплаты являются:
Табель использования рабочего времени по форме Т-12, Т-13
Расчетно – платежная ведомость по форме Т-49, расчетнаяведомость по форме Т-51, платежная ведомость по форме Т-53,
Журнал регистрации платежных ведомостей по форме Т-53а,
Лицевой счет по форме Т-54, Т-54а
Расчет – записка о предоставлении отпуска работнику по формеТ-60
Акт о приемке работ по форме Т-73
Работникам могут начисляться следующие виды оплаты:
оплаты труда,причитающиеся работникам непосредственно за их труд;
оплаты труда,начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплатуотпусков работникам и резерва вознаграждений за выслугу лет, выплачиваемогоодин раз в год;
начисление пособий посоциальному страхованию, пенсий и других аналогичных сумм;
начисление доходов отучастия в капитале организации и т.п.
Кроме начислений, могутначисляться и удержания из заработной платы:
налог на доходыфизических лиц,
суммы по исполнительнымлисткам,
суммы кредита,подлежащего уплате равными частями в течение определенного времени,
суммы недостач,удержания за причиненный ущерб, невозвращенные в срок подотчетные суммы идругие удержания.
Суммы, выплачиваемыеработнику на руки определяются как разница между суммами начисленными и удержаниями.Заработная плата выплачивается из кассы вустановленные организацией сроки на основании платежной, расчетно-платежнойведомостях, расходных кассовых ордеров. В некоторых организациях предусмотрено перечисление заработной платы напластиковые карточки работников. Неполученныесуммы работников депонируются, а затем выдаются по первому требованию работника.
Для учета расчетов сработниками по оплате труда предназначен пассивный счет 70 “Расчеты сперсоналом по оплате труда”. Покредиту счета отражается увеличение задолженности работникам по оплате трудапри начислении заработной платы, по дебету – уменьшение задолженности привыдаче заработной платы и удержаниях из нее.
Аналитический учетведется по каждому работнику отдельно.
 
8. Учет расчетов с подотчетными лицами
При невозможности произвести расчеты непосредственно изкассы или с расчетного счета выдаются авансы под отчет соответствующимдолжностным лицам на определенные цели. Деньги могут выделяться накомандировочные, операционные и хозяйственные расходы.
При осуществлении расчетов с помощью подотчетных суммнеобходимо соблюдение следующих трех условий:
·    Суммы расходуются строго на те цели, на которые они выданы,
·    Передача подотчетных сумм одним лицом другому запрещается,
·    Новые авансы выдаются лишь при условии полного расчета запредыдущий аванс. Однако это условие противоречит структуре авансового отчета,в котором предусмотрена строка “остаток предыдущего аванса”.
Командировочные суммы выдаются для служебных командировок.Служебная командировка – это поездка работника по распоряжению работодателя наопределенный срок в другую местность для выполнения поручения вне места егопостоянной работы.
После возвращения из командировки подотчетное лицо должно втечении трех дней представить в бухгалтерию авансовый отчет о расходах. Всерасходы подтверждаются чеками, квитанциями, счетами – фактурами и другимидокументами.
За время командировки работнику выдаются суточные,гостиничные и проездные. Для целей налогообложения командировочные расходыучитываются в пределах установленных норм. По решению руководства расходы могутбыть возмещены работнику в сумме превышающей установленные лимиты, при этомразница не уменьшает налогооблагаемую базу и подлежит включению в совокупныйдоход работника для обложения налогом на доходы физических лиц, хотя этоположение является спорным.
Подотчетные суммы на операционные и хозяйственные расходывыдаются в размерах и на сроки, определяемые руководителем предприятия посогласованию с учреждением банка, осуществляющим кассовое обслуживаниеорганизации. За выданные суммы подотчетное лицо должно отчитаться в течениитрех дней по истечении срока
Для учета расчетов с подотчетными лицами предназначенпассивный счет 71 “Расчеты с подотчетными лицами”.
Аналитический учет ведется по каждому подотчетному лицу.
 

9. Учет расчетов с прочими дебиторами икредиторами
Помимо расчетов с покупателями и поставщиками организациям приходитсявести учет расчетов с разными организациями по различным операциямнекоммерческого характера (учебные заведения, научные организации и другие), поимущественному и личному страхованию, по претензиям, по депонированным суммам.Указанные операции не имеют прямого отношения к процессу производства иотносятся к операциям вспомогательного или общехозяйственного характера.
Для учета расчетов с прочими дебиторами и кредиторамипредназначен пассивно-активный счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”.Аналитический учет должен обеспечивать не только раздельный учет по каждомуконтрагенту, но и разделение дебиторов и кредиторов.
К счету 76 открываются различные субсчета:
76-1 “Расчеты по имущественному и личному страхованию”,
76-2 “Расчеты по претензиям”,
76-3 “Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам”,
76-4 “Расчеты по депонированным суммам”,
— На счете 76-1 отражаются расчеты по страхованию имуществаорганизации и работников фирмы, за исключением обязательного медицинского исоциального страхования. Страхование оформляется договором, при этомстрахователю выдается полис. Страхование может быть как добровольным, так иобязательным.
— На счете 76-2отражаются расчеты по претензиям к поставщикам, подрядчикам, транспортным идругим организациям, а также штрафам, пеням и неустойкам. Претензии могут предъявляться к поставщикам,подрядчикам и транспортным организациям при несоответствии цен и тарифов вдоговорах и счетах, при несоответствии качества, ассортимента, количества;за брак и простои по вине поставщиков илиподрядчиков, в суммах, признанных плательщиками или присужденных судом; к кредитным организациям по суммам, ошибочносписанным по счетам организации;а также по штрафам, пеням, неустойкам,взыскиваемым с поставщиков, подрядчиков, покупателей, заказчиков, потребителейтранспортных и других услуг за несоблюдение договорных обязательств.
— На счете 76-3 учитываются дивиденды, подлежащие кполучению от участия в уставном капитале других организаций, по ценнымбумагами, а также доходы от осуществления деятельности, не являющейся основной,например, от сдачи имущества в аренду.
На счете 76-4 учитываются суммы, не выданные в установленныйсрок работникам из-за их неявки. Они учитываются на данном счете довостребования их работниками.

/>Заключение
Основной целью написания диплома являлось изучениетеоретических основ учета наличных и безналичных денежных средств и расчетов сдебиторами и кредиторами.
Для изучения теории мы воспользовались нормативнымидокументами (законами, кодексами, положениями и т.д.), книгами, пособиями,периодическими изданиями не только в области бухгалтерского учета и отчетности,но и имеющих отношение к праву, анализу хозяйственной деятельности, финансам, таккак эти науки тесно между собой взаимосвязаны.
Для наличных расчетов предусмотрено создание кассыорганизацией – специального помещения, оборудованного в соответствии стребованиями законодательства. Поступление и расход наличности оформляетсятиповыми документами. Расходование наличным денежных средств производится настрого установленные цели, а также ограничено лимитов и различными требованиямизаконодательства.
Безналичные средства организации учитываются на расчетном,валютном прочих счетах в банках. Приход и расход безналичных денег такжеоформляется типовыми документами.
Для учета денежных средств фирмы в плане счетов выделенраздел V “Денежные средства”, за исключением счетов 58и 59.
Организация производит наличные и безналичные расчеты с дебиторамии кредиторами. Кредиторами по отношению к организации являются субъекты, поотношению к которым у организации имеется задолженность – поставщики иподрядчики, прочие кредиторы, налоговые службы и внебюджетные фонды, работники,кредитные учреждения, учредители (по выплате дивидендов). Дебиторами называютсяконтрагенты, которые должны организации – покупатели и заказчики, подотчетныелица, работники (по прочим операциям), учредители (по взносам в уставныйкапитал). Иногда кредиторы становятся дебиторами по отношению к предприятию –при переплате, авансах выданных. И наоборот, дебиторы могут оказаться в числекредиторах – при перерасходовании денежных средств, авансах полученных.
Для учета расчетов с дебиторами и кредиторами в плане счетовбухгалтерского учета предназначен раздел VI “Расчеты”.
Правильное отражение наличных и безналичных расчетов сдебиторами и кредиторами, а также соблюдение норм и требованийзаконодательства, помогает организации избежать штрафов и других санкций занарушение законов РФ. Кроме того, грамотное построение бухгалтерского учетазадолженности, как дебиторской, так и кредиторской, позволяет фирме вовремявыявлять просроченную задолженность и устранять ее, что имеет огромное значениев условиях рыночной экономике.

/>Список литературы:
1.        Гражданский кодекс РФ (частипервая, вторая и третья) № 51-ФЗ,14-ФЗ, 146-ФЗ (с последними изменениями от 24 июля 2007 г)
2.        Федеральный закон от 22 мая2003 г. N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники приосуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт”
3.        Положение по ведениюбухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв.приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г.N 34н) (с изменениями от 23 августа 2000)
4.        Положение ЦБР от 3 октября2002 г. N 2-П “О безналичных расчетах в Российской Федерации” (ред. от02.05. 2007 г.)
5.        Приказ Минфина РФ от 31октября 2000 г. N 94н “Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учетафинансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению” (ред. от18.09. 2006 г.),
6.        Козлова Е.П., Бабченко Т.Н. Галанина Е.Н. Бухгалтерскийучет в организациях. — М.: Издательство “Финансы и статистика” — 2003.
7.        Новодворский В.Д., Пономарева Л.В. Бухгалтерская отчетность организации.- М.: Издательство “Бухгалтерский учет”. — 2002.
8.        Пасько А.И. Бухгалтерский финансовый учет. — М.: Кнорус. — 2005.
9.        Симонова М.Н., Маковский А.А. Бухгалтерский учет в торговле. — М.:Издательство “ФИЛИНЪ”. — 2002.
10.     Амарина Е. Приложение к бухгалтерскому балансу // Расчет. — февраль2004. — N 2.
11.     Пархачева М. Создание и использование резервов по сомнительнымдолгам // Бухгалтерское приложение кгазете “Экономика и жизнь”. — март 2002 — выпуск 13.