Содержание
Введение
1. История создания Основногозакона ФРГ 1949г.
2. Права личности поОсновному закону ФРГ 1949 г.
3. Государственный строй ФРГ поОсновному закону 1949 г.
4. Важнейшиеконституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Процессы становления германскойгосударственности после войны и трансформации посттоталитарного общества –темы, актуальность которых неизменна. До настоящего времен ни в историографии,ни в публикации не сформировалось единого мнения по поводу соотношения степенивлияния западных оккупационных властей и немецкой стороны на процесс созданияОсновного закона. В ходе холодной войны рассуждения на эту тему былиидеологическим прикрытием для конфронтации между ГДР и ФРГ и стоящими за нимииностранными политическими силами. Коммунистический блок с самого моментапринятия Основного закона утверждал, что он навязан Западной Германии США,Великобританией и Францией. На этом строилась значительная часть пропаганды какСССР, так и ГДР. Западные оккупационные власти отвергали подобные обвинения,указывая на свободу законодательного творчества, которую они предоставилисоздателям конституции.
В период объединения Германии темаответственности немецких политиков и оккупационных властей за раскол вновьприобрела актуальность. Однако и после объединения, до настоящего времени,вопрос не утратил остроты. Германия как государство и сами немцы продолжаютоценивать свою роль в мировом сообществе и мировой истории.
Основной закон не планировался ссамого начала как конституция на века. Предполагалось, что он прослужитнесколько переходных лет до восстановления единства Германии (изначально в преамбулеговорилось о 25 годах действия Закона). Именно поэтому, чтобы подчеркнутьвременность этого документа, и было выбраноназвание Основной закон, а не Конституция. И, тем не менее, даже послеобъединения Германии в 1990г. новая конституция не была принята. В Основнойзакон был внесен лишь ряд изменений. Основной закон не утратил своей силы досих пор, хоть со дня его принятия прошло более 60 лет. Это свидетельствует отом, что его положения еще не изжили себя и актуальны и по сей день.
Целью моей курсовой работы являетсяизучение и анализ причин и условий принятия Основного закона; закрепленных внем основных прав и свобод личности; структуры и полномочий государственныхорганов; и основных изменений, внесенных за 60-летнюю историю этого документа.
История обретения Западной Германиейгосударственности получила широкое освещение в зарубежной историографии.Наибольшее количество работ о процессе создания ФРГ и Основного законапоявилось в Германии, США, Великобритании.
В своей курсовой я опиралась на работы Т. Маунца, Р. Бернхардта, Н.В.Павлова, А.М. Филитова, П.А. Шупляка, Д.Е. Тагунова, В.В. Сажиной, М.А.Мурашова и др.
1. История создания Основного закона ФРГ 1949 г.
После поражения Германии во Второймировой войне и капитуляции гитлеровской армии территория страны былаоккупирована войсками союзных государств: СССР, США, Англии и Франции. Всоответствии с решением Потсдамской конференции (17 июля – 2 августа 1945 г.)Германия была разделена на 4 оккупационные зоны: советскую на востоке,американскую, английскую и французскую на западе. Совместному управлениюподлежала столица – Берлин. [1] Общее управление сосредоточилось в созданном 5июня 1945 г. Союзном контрольном совете, в который входили командующиевооруженными силами оккупационных держав. Решения в Совете должны былиприниматься на основе консенсуса, каждый член совета имел право вето, которым ивоспользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о создании центральныхнемецких департаментов. [2] В каждой зоне осуществлялось управление по типувоенного губернаторства, на которое возлагались все вопросы восстановлениягражданской жизни, проведения политики денацификации и демилитаризации,преследования военных преступников и др.
Оккупационным державам,в силу сложившихся политических обстоятельств, не удалось в ходе многочисленныхконференций прийти к согласию о восстановлении общегерманской государственнойвласти. Франция желала, чтобы существовала децентрализованная Германия с федеральнойструктурой, объединяющая дюжину земель СССР, напротив, требовал созданиякрепкого централизованного государства и международного контроля над Руром, гдеи он получит свою долю. Англичане и американцы высказывались за сильноефедеральное правительство, контролирующее иностранные дела, экономику ифинансы. [3]
В условиях, когдастановилось все более очевидным, что преодолеть разногласия по вопросу созданияединого немецкого государства в обозримом будущем не представляется возможным,страны Запада все более склонялись к идее образования государственности натерритории западных зон оккупации. Большое значение при этом имело развитие иужесточение «холодной войны». Восстановленное западногерманское государстводолжно было стать бастионом западной цивилизации, противостоящимкоммунистической зоне влияния. Ужеиюне в 1946 г. государственный секретарь США Джеймс Бирнс заявил о коренномизменении сущности военного присутствия союзников в западной Германии: изоккупационной и контрольной она все больше превращается в оборонительную. [4]
ПравительствоСША предложил своим союзникам объединить три зоны оккупации в одну. Франция,опасаясь усиления Германии, отклонила инициативу США, а Англия согласилась. [5]Решение вопроса о создании единого государства Германии тем самым былопоставлено в тупик. Его не могли впоследствии сдвинуть с мертвой очкимногочисленные предложения СССР на Московской, Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др.
1 января 1947 г. США и Великобритания осуществили экономическое объединение выделенных им германских зонвлияния, создав «Бизонию». Бизония, по мере укрепления ее экономическогоединства, стала все больше приобретать черты отдельного государства со своимиорганами управления, Верховным судом, Центральным банком и пр. [6] Избираемыеландтагами земель представители составили Экономический совет как своеобразный,временный парламент. Ему были приданы законодательные полномочия в тех сферах,которые не были зарезервированы за оккупационными властями. Из чиновников,которых назначали правительства земель, сформировался Совет земель – своегорода вторая парламентская палата, имевшая право законодательной инициативы иправа вето, [7] Функции правительства выполнял Административный совет в составедиректоров двухзональных отраслевых ведомств, подконтрольный Экономическомусовету и Совету земель. [8]
Советскоеруководство в свою очередь, постаралось максимально изолировать свою зону отвлияния западных держав. СССР категорически не допускал вмешательства Запада вдела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учрежденийпо советскому образцу – с опорой на коммунистическую партию. [9]
После событий февраля 1948 г. в Праге Франция решила присоединиться к единомузападногерманскому экономическому пространству, и 8 апреля 1948 г. была образована «Тризония».
В первой половине 1948 г. в Лондоне в два этапа прошла международная конференция с участием США, Англии, Франции,Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, однако роль последних была чистодекоративной. Их представители присутствовали лишь на некоторых заседаниях,когда их приглашала “тройка”. [10] В ответ на созыв лондонской конференции 20марта 1948 г. СССР отказался участвовать в заседаниях Союзного контрольногосовета, что привело к прекращению его работы.
На конференции был согласован текстдирективы главам правительств всех западногерманских земель, обязывающей ихсозвать не позднее 1 сентября учредительное собрание для выработки конституции.Его члены должны были избираться ландтагами земель западных оккупационных зон.Этот орган получил название «Парламентский совет». Военныегубернаторы западных держав провозгласили условия образованияЗападногерманского государства. [8] Согласно трехсторонней директиве, будущаяконституция должна была предусматривать минимальную централизацию (Франкфуртскийдокумент от 1 июля 1948 г). [10]
Херренхимзейский конституционный конвент(10-23 августа 1948 г.) на котором собрались конституционные эксперты из 11земель западных зон, сделал попытку подготовить проект, на основе которогоПарламентский совет смог бы быстро выработать Основной закон. Противоречиясреди партий, прежде всего по вопросу о степени федерализма будущегогосударства, с одной стороны, и нежелание партий связывать себя еще до началаработы над конституцией готовым проектом, с другой, сделали херренхимзейскийпроект не более, чем сводом различных мнений. [11]
Впервые Парламентский совет собрался 1сентября 1948 г. в Бонне. Он был образован из 65представителей земель, избранных ландтагами 9 земель, а также народнымисобраниями Гамбурга и Бремена. В этот органбыли включены 5 представителей от Берлина без права голоса. [12] В составПарламентского совета вошли делегаты от всех партий, имевших депутатов вландтагах, в том числе и от КПГ. Аналогично политической структуре ландтагов вПарламентском совете вскоре образовались фракции по партийной принадлежностиего членов. Одновременно была создана комиссия из ученых-юристов, котораяобеспечила научную базу подготовки конституции. Возглавил Парламентский советлидер Христианского демократического союза Конрад Аденауэр.
В ноябре 1948 г. лидеры оккупационных властей дали свои директивные указания Совету, хотя к тому временипроект конституции уже был в целом обсужден в Главном комитете. [9]
Для того чтобы подчеркнуть, что речьидет не о постоянном документе, а только об основах конституционногорегулирования в переходный период до воссоединения Германии, было выбраноназвание Основной закон, а не Конституция. Этот выбор должен был такжеподчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона. [12]
Вфеврале 1949 г. текст был передан на рассмотрение военных губернаторов изсостава оккупационных войск – для контроля над содержанием будущей Конституции,а в марте 1949 г. был получен резко негативный отзыв на проект. В нем военныегубернаторы высказали твердое несогласие с недостаточной степенью федерализма,заключенного в проекте Основного закона. Также критиковались положения огосударственной службе, независимости судей, а также об участии Берлина в делахфедерации. [9] Попытка новой межфракционной комиссии сделать проект болееприемлемым провалилась. Началось противостояние оккупационных властей и Совета,осложненное обострением конфликта между партиями. [11] В результате работаПарламентского совета оказалась под угрозой срыва. Но последовавшие затемпереговоры между союзническими штабами и членами Парламентского совета ускорилипозитивное решение проблем, тем более, что американцы спешили с созданиемвоенно-стратегического альянса НАТО. [9] 22 апреля была получена нотасоюзников, в которой они обещали Парламентскому совету свое уважение к любымего решениям, не нарушавшим баланс между полномочиями центральной власти иземель. [11]
Вначале мая военные губернаторы одобрили окончательный текст Основного законадля Германии, а 8 мая 1949 г. состоялось его голосование в Парламентскомсовете, и Закон был принят 53 голосами против 12. Западныесоюзники не были согласны со всеми положениями текста и потому одобрили его, нос некоторыми оговорками. Они касались в первую очередь особого статуса Берлинаи прав союзников, подлежащих сохранению в дальнейшем. Сюда относились ивопросы, затрагивающие Германию в целом, а также ее воссоединение. Согласия сзападными союзниками удалось достичь 12 мая 1949 г. [11]
Союзникивыдвинули требование, что для принятия Основного закона требуется одобрение егодвумя третями земель. В течение несколько недель Основной закон был одобрен в10 землях из 11. Что касается Баварии, усмотревшей вОсновном законе посягательство на ее локальный суверенитет, тотам 101 голос был подан против Основного закона, в то время как 64 голоса были поданы«за» при 9 воздержавшихся от голосования. В то же время баварский ландтагподтвердил принадлежность Баварии к Федеративной Республике Германии (97голосов «за», 6 – «против», 70 – воздержавшихся). Таким образом, Конституция Германии была принята. 23 мая 1949 г. текст Основного закона был опубликован в первом номере «Вестника законов ФРГ», и в ночь с23на 24 мая 1949 г. Основной закон ФРГ вступил в силу. [9]
2.Права личности по Основному закону ФРГ 1949 г.
Придавая особую значимость основнымправам, создатели конституции выдвинули их как систему ценностей и требований вначало текста. РазделI «Основные права» нынешней редакции Основного закона целиком посвященосновным правам граждан Германии.
Этот раздел более чем другие несет насебе нагрузку отрицания порядков «Третьего рейха», провозглашая«неприкосновенность человеческого достоинства» и«неотчуждаемость» прав человека (ст. 1), среди которых – право нажизнь и личную неприкосновенность, равенство всех перед законом. Здесь прямозвучит осуждение прошлого, когда физически уничтожались тысячи«расовонеполноценных» и «нежизнеспособных», проводиласьпринудительная стерилизация и пр. [6]
При этом Основной закон исходит изприсущих человеку прав, которые не создаются конституцией, а лишь признаютсяею. Впервые в истории конституции Германии основные права являютсянепосредственно действующим правом, обязательным для всех трех ветвей государственнойвласти. По конституции Веймарской республики основные правадействовали лишь согласно законам, а в соответствии с Основным законом,напротив, законы действуют только в рамках основных прав. [12]
Средидругих прав, не так подробно представленных в Основном законе, как в Веймарскойконституции 1919 г., — свобода вероисповедания и совести (ст. 4), свободавыражения мнений, собраний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и «дляохраны и улучшения условий труда и экономических условий» (ст. 9), свободапередвижения (ст. 11), выбора профессии (ст. 12), тайна переписки (ст. 10),неприкосновенность жилища (ст. 13), основные права в сфере правосудия,например, на «законного судью» и пр. В этом перечне особое местозанимает право на петиции (жалобы) в органы государственной власти отдельныхлиц и их объединений, которые рассматриваются в ФРГ не только как гарантиязащиты прав человека, но и как одна из форм непосредственного влияния гражданна процессы принятия политических и правовых решений. Перечень этих правдополняется гарантиями, закрепленными в самой Конституции или в текущемзаконодательстве. Так, предоставление свободы совести сопровождается правом наотказ от военной службы против своей совести, в соответствии с которым в 1973 г. был принят «Закон о гражданской службе для лиц, отказывающихся от военной службы».
Статья5 Конституции о свободе мнений сопровождается положением о свободе информации,являющейся основой формирования общественного мнения, а также — о запрещениицензуры. В соответствии с Законом 1975 г. (пункт «с» ст. 45 Основного закона) был создан специальный Комитет по петициям, который можетзаслушивать подателей жалоб, запрашивать соответствующую информацию, имеядоступ для этой цели во все учреждения и пр. В бундестаге ежемесячнозаслушиваются доклады о рассмотренных Комитетом петициях и пр. [6]
Защитасоциальных прав не получила в Основном законе значительного места, более полноона закреплена в конституциях отдельных земель, обогащена судебной практикой, втом числе Федерального конституционного суда (ФСК), и непосредственнодействующими в ФРГ нормами международного права о правах человека. Например,закрепленное в Конституции право на жизнь и личное достоинство трактуется ФКСкак признание того, что «государство во всяком случае должно гарантироватькаждому человеку минимум материального благополучия для достойной жизни». [6]
Социальныеправа закрепляются и самим фактом провозглашения ФРГ социальным государством. Вэтом контексте дается и трактовка права собственности, повторяющаясоответствующие положения Веймарской конституции:
«Собственностьобязывает. Владение ею есть служение общему благу», а также положениеОсновного закона о возможности государства на основе закона принудительноотчуждать собственность, в том числе обобществлять земли, общественные ресурсыи средства производства «для общего блага» (ст. 15).[6] 3.Государственный строй ФРГ по Основному закону 1949 г.
Раздел ΙΙ Основного законаФРГ «Федерация и земли» содержит сведения о государственном устройстве и онародовластии в Германии. Особый интерес представляет ст. 20 Конституции,которая именуется иногда «конституцией в конституции»,[графский] посколькуперечисляет «основы государственного строя»:
1. ФедеративнаяРеспублика Германия является демократическим и социальным федеративнымгосударством;
2. Всягосударственная власть исходит от народа. Она осуществляется народом путем выборови голосований и через посредство специальных органов законодательства,исполнительной власти и правосудия;
3. Законодательствосвязано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие – правом изаконом;
4. Еслииной выход невозможен, все немцы имеют право на сопротивление любому, ктопредпринимает попытку устранить этот строй (в ред. от 21 декабря 1983 г.).
Закрепленный Конституцией федерализмподразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченнымсуверенитетом, имели свои конституции, свои представительные иправительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституциейпределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель» (ст. 31).Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционноеустройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции.К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения,оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт исвязь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующегозаконодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах приотсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанностьисполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той жеадминистрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено правоэкзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли.[8]
Законодательнаявласть принадлежит двухпалатному парламенту: верхняя палата – Бундесрат, нижняя– Бундестаг. Собственно парламентом, то есть органом представительной изаконодательной власти, является бундестаг. [Павлов] Однако, в германской иотечественной литературе, посвященной проблемам парламентского права, есть ииная точка зрения на германский парламент: парламент ФРГ – это однопалатныйБундестаг, а Бундесрат является Федеральным советом, символизирующим участиеземель в делах федерации и Евросоюза. [Тагунов]
Бундестагсостоит из 662 членов и избирается всем народом Германии на четыре года.Половина депутатов избирается в округах по мажоритарной системе относительногобольшинства путем прямого голосования. Другая половина – на основе партийныхсписков по принципу пропорционального голосования. Партия, собравшая менее 5%голосов, лишается всякого представительства.
Бундестагвыбирает главу правительства, федерального канцлера, несущего перед нимответственность, и тем самым принимает решение о формировании правительства. Вовзаимодействии с бундесратом принимает законы и государственный бюджет.[9]
Вбундестаге депутаты объединяются в различные фракции. По существенным вопросамфракция выступает с единым мнением. Регламент предоставляет фракциям или 5 %членам бундестага исключительное право выступать с парламентскими, в том числес организационными, инициативами в процессе законотворчества и во многих другихслучаях. Только они могут, например, вносить законопроекты и проекты решений,вносить изменения во время третьего слушания, только они имеют право требоватьпроведения Следственного комитета, Опросной комиссии, а также проведенияпоименного голосования и т.д. Фракции – это центры парламентской работы. [Павлов]
Регламентомбундестага предусмотрен общий совещательный орган для управления работой бундестага– Совет старейшин. В его задачу входит определение плана работы бундестага наследующий парламентский год.
Бундесрат- это специальный конституционный орган, представляющий интересы 16 земель иучаствующий в законодательной деятельности и управлении Правительство каждой из«земель» назначает в Бундесрат своих уполномоченных. Число голосов,которые имеет в палате данная «земля» определяется численностью еенаселения. Земли с населением до 2 млн. человек обладают 3 голосами, от 2 до 6млн. — 4 голосами, а свыше 6 млн. — пятью.
Еслиорганизацию Бундестага можно отнести к классическому типу буржуазнойпарламентской палаты – он имеет председателя, бюро палаты, комиссии – тоБундесрат имеет специфические особенности. Для него характерен принципсогласованной подачи голосов, т.е. голоса представителей земель подаются, какодин голос. Его члены имеют императивный мандат. Земельные правительствауказывают своим представителям, как они должны голосовать по обсуждаемымвопросам.[пав]
Бундесратзащищает интересы своих земель перед федерацией, а через нее и передЕвропейским союзом; принимает участие в законотворчестве, обладая правомзаконодательной инициативы; как и другие органы государственной властифедерации, он несет общегосударственную ответственность за дела ФРГ.
Недопустимодвойное членство в бундестаге и бундесрате.
Партийныхфракций в бундесрате не существует.
Срокомна один год по принципу ротации бундесрат избирает своего председателя –президента из числа премьер-министров земель. Президент бундесрата исполняетобязанности федерального президента, когда последний не в состоянии ихосуществлять.[павлов]
Главой государства являетсяфедеральный президент. Однако, учитывая парламентский характер нынешнейреспублики в Германии, его полномочия достаточно ограничены. Фактическипрезиденту отведена роль «лица нации», не занимающегося конкретно управлением.Вместе с тем, несмотря на преимущественно представительские задачи, федеральныйпрезидент является упорядочивающей, уравнивающей, «нейтральной» силой в государстве,посредником и третейским судьей между политическими течениями. [Маунц]
Президентом может стать любой немец,обладающий избирательным правом, и достигший сорока лет. Срок его полномочийсоставляет пять лет. Повторное переизбрание допускается лишь однажды.Федеральный президент избирается не непосредственно народом, а специальнымконституционным органам – Федеральным собранием. Оно созывается лишь для этойцели и состоит из всех депутатов бундестага и такого же количества делегатов,избираемых ландтагами земель (всего более 1300 делегатов).
Компетенция президента определена вст. 59, 60, 63, 64, 82 Основного закона. Президент предлагает на утверждениебундестага кандидата на пост главы правительства, которым во всех случаяхстановится лидер партии, победившей на выборах. Он представляет страну намеждународной арене, осуществляет право помилования, а также назначает иувольняет чиновников и судей федерации, офицеров и унтер-офицеров. Однако длябольшинства актов президента требуется обязательная контрассигнацияфедерального канцлера или соответствующего министра. Основной закон лишаетглаву государства командования вооруженными силами, возлагая эти обязанности вмирное время на министра обороны, во время войны – на канцлера.
Как правило, президент представляетодну из ведущих партий в бундестаге. Однако на время исполнения своихобязанностей он приостанавливает свое членство в партии и не подчиняетсяпартийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющийфактор в рамках государства и конституционного строя. [Павлов]
Исполнительнаявласть Германии на федеральном уровне состоит из федерального правительства ифедеральных органов управления. Федеральное правительство – «кабинет» состоитиз федерального канцлера и федеральных министров (ст. 62). Численностьфедерального правительства Основной закон не устанавливает. В федеральномправительстве канцлер занимает по отношению к федеральным министрамсамостоятельное и вышестоящее положение. Канцлер вообще занимает ключевоеположение в системе политических координат страны. Германская система правленияв Новейшее время не зря именуется «канцлерской демократией». [9]
Срокполномочий федерального канцлера (4 года) совпадает со сроком полномочийБундестага, однако возможно неоднократное переизбрание.
Канцлербез одобрения бундестага формирует кабинет министров и делает представления обувольнении министров, обязательные для президента. Но главное – он направляетвсю внешнюю и внутреннюю политику страны и несет за нее ответственность толькоперед бундестагом (ст. 65).
Конституцияустановила сложный порядок вынесения недоверия правительству, имеет место такназываемый конструктивный вотум недоверия, означающий, что если Бундестагвыразил канцлеру вотум недоверия, то Бундестаг обязан большинством голосовизбрать преемника канцлера (ст. 67). Поскольку при партийном плюрализме вБундестаге такое избрание маловероятно, то президент по представлению канцлеравправе распустить Бундестаг и назначить новые выборы. [Майнц]
Правительствоне только пользуется законодательной инициативой, но и может быть творцомделегированного законодательства, а в случае «состояния законодательнойнеобходимости» оно, с согласия бундесрата, законодательствует иосуществляет контроль за исполнением землями федеральных законов (ст. 81). 4. Важнейшиеконституционные реформы Основного закона ФРГ 1949 г.
Основнойзакон Германии в первоначальной редакции состоял из преамбулы, 11 глав и 146статей. Он относится к категории «жестких» конституций: согласно ст. 79 п. 2,для внесения конституционных поправок требуется согласие 2/3 членов бундестагаи 2/3 голосов бундесрата. Но несмотря на это, начиная с 30 августа 1951 г., когда были внесены изменения в ст. 142-а, касавшуюся уголовного законодательства, измененияв него вносились почти ежегодно. Итогом стало укрупнение Основного закона: кнастоящему времени в него дополнительно включены 42 статьи, 16 отдельных частейстатей, 18 пунктов и предложений, а исключены лишь 5 статей. Сейчас БоннскаяКонституция включает в себя 14 глав с действующими 184 статьями – присохранении порядковой нумерации от 1 до 146 статьи. [9]
Реальныйже подсчет количества попыток изменения Основного закона весьма затруднен,потому что за сорок лет, до воссоединения Германии в октябре 1990 г, вносилось более 100 предложений об изменении редакции Конституции, а былопринято лишь 35 поправок, причем большинство из них почти невызывало политических споров.
Политически спорными были: поправки 1956 г., которые устанавливали конституционные условия формирования бундесвера; поправки 1968 г, относительно действия закона в чрезвычайных ситуациях; поправки 1969 г., касающиеся финансовых вопросов. [12]
Особенно крупные реформы приходились на1954, 1956, 1968 гг. Так, в 1954 г. дополнении касались процедуры измененийОсновного закона.
В 1956г. была проведена реформа,касавшаяся возможности ограниченияполитических прав в «состоянии обороны» (ст. 87-а; К7-б). Эта реформа былавызвана подписанием в октябре 1954 г. Соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. Согласно Парижским соглашениям, Германия получила правосоздания полумиллионной армии.
Закон ФРГ от 19 марта 1956 г. вводил вКонституцию новые статьи и изменял некоторые старые (ст. 12; ст. 17-а; ч. 2 ст.36; ст. 45-а; ст. 45-в; ст. 59-а; ч. 1 ст. 60; ст. 65-а; ст. 87-а; ст. 87-в;ст. 96-а; ч. 1 ст. 137; ст. 142-а). В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 17-адля состава вооруженных сил могло быть ограничено право на свободу выражениямнений, на свободу собраний, право на подачу петиций, поскольку этопредусматривалось Законом о военной службе. [9]
Конституционная реформа июня-ноября 1968 г. состояла в инкорпорации в Конституцию «чрезвычайного законодательства», связанного с«необходимостью предотвращения опасности свободному демократическому строю».Данный блок конституционных реформ был связан сполитическими событиями в соседних с ФРГ странах: принятие ГДР новойконституции, события в Чехословакии и др.
Наиболее значимые изменения в Основнойзакон были внесены в 1990 г. 31 августа 1990 г. был подписан Договор об установленииединства Германии. В договоре обагерманских государства определили ряд поправок к Основному закону, а такжеустановили, что законодательные органы обязаны определить, какие поправкинеобходимо внести в текст конституции вследствие объединения Германии. В связис этим бундестаг и бундесрат создали в ноябре 1991 г. Совместную конституционную комиссию. Ей было поручено разработать предложения по изменениюконституции. В первую очередь комиссия должна была учесть выводы, вытекающие изобъединения Германии, а также последствия Маастрихтского договора о ЕвропейскомСоюзе. [12]
Комиссияпришла к выводу, что новую конституцию не следует разрабатывать, посколькуОсновной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя какдемократическая конституция.
Отдельныеразработки Совместной конституционной комиссии привели к внесению в Основной законизменений, коснувшихся федеративного устройства, участия в Европейском союзе идр.Ряд поправок к Основному закону был принят 7 сентября 1994 г. бундестагом и 23 сентября – бундесратом.
Вцелом с сентября 1990 г. до начала 2000 г. в Основной закон ФРГ было внесено около 60 изменений и дополнений (в т. ч. статья 23 отменена, введено 12 новыхи существенно дополнены многие действующие статьи).[9]
праволичность государственный полномочие
Заключение
Из-за описанного способа принятияКонституции в литературе используют выражение об «октроировании германскогоОсновного закона оккупационным режимом».
В 1989 г., в год 40-летия ФРГ, Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либоимелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, укоторого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов. То, что Конституцияс многочисленными изменениями действует и поныне, является лучшимподтверждением профессионализма ее составителей.
Список использованной литературы:
1. Историячеловечества в 8 т. – Т. 8: ΧΧ век// под общей редакцией А.Н.Сахарова. – Москва: ЮНЕСКО, 2005. – 842 с.
2. Шарапов,В.А. Политические системы и внешняя политика Германии, Австрии, Швейцарии:учеб. пособие // В.А. Шарапо. – Минск: БГУ, 2007. – 231 с.
3. ИсторияЕвропы // А. Жак, Б. Йохан, Г. Иржи и др. – Минск: Вышейшая школа, 1996. – 384с.
4. Кащенко,С.Г. Всеобщая история государства и права новейшего времени // С.Г. Кащенко. –Симферополь: ДОЛЯ, 2006. – 696 с.
5. Всемирнаяистория: Холодная война. Распад СССР. Современный мир. – Москва: АСТ, Минск:Харвест, 2002. – 400 с.
6. Жидков
7. Ильинский,Н.И. История государства и права зарубежных стран: курс лекций // Н.И.Ильинский. – Москва: Из-во дел. и учеб. лит., 2003. – 608 с.
8. Омельченко,О.А. Всеобщая история государства и права: учебник для высших учеб. заведенийпо спец. и напр-ям «Юриспруденция» // О.А. Омельченко. – Москва: Эксмо, 2006.
9. Вениосов,А.В. История государства и права зарубежных стран в 2 ч. Ч. 2. Историягосударства и права Нового и Новейшего времени: уч. пособие // А.В. Вениосов,В.В. Сажина. – Минск: Акад. МВД Респ. Беларусь, 2008. – 544 с.
10. Филитов,А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение // А.М.Филитов. Москва: Междунар. отношения, 1993. – 240 с.
11. Мурашов,М.А. Участие западногерманских политических партий в создании ФРГ (1948 – 1949гг.): автореф. дис. на соиск. уч. степ. кан-та истор. наук: 21.12.2004 // М.А.Мурашов; Московский. гос. ун-т. им. Ломоносова – Москва, 2004. – 22 с.
12. Шупляк,П.А. ФРГ: политическая система и политическое развитие: учебно-методич.комплекс для студентов // П.А. Шупляк. – Минск: БГУ, 2007. – 104 с.
13. Тагунов,Д.Е. Всеобщая история государства и права: Учеб пособие // Д.Е. Тагунов. –Минск: Книжный Дом, 2005. – 400с, ил.
14. Современныйнемецкий конституционализм // В. Рудольф, Х. Штайнбергер, Р. Бернхардт. –Москва: Институт государства и права РАН, 1994. – 52 с.
15. Маунц,Т. Государственное право Германии (ФРГ и ГДР) // Т. Маунц. – Москва: Изд.иностр. лит., 1959. – 596 с.
16. Павлов,Н.В. Германия на пути в третье тысячелетие // Н.В. Павлов. – Москва: Высшаяшкола, 2001. – 367 с.
17. Графский,В.Г. Всеобщая история государства и права. Учебник для вузов // В.Г. Графский.— Москва: Издательство НОРМА, 2003. — 744 с.