Марксистская философия возникла в середине XIX века иоставалась влиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХвека. Ее основоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) иФридрих Энгельс (1820–1895). По своей сути она является философиейдиалектического материализма, с присущими ей особыми принципами объяснения ипонимания бытия мира, человеческой истории и их развития. Как мы видели изпредыдущих лекций, развитие философской мысли и выражается в изменениипринципов философствования. Необходимо отметить, что марксистская философияподвергла радикальному пересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейскойфилософии к середине XIX века. Не было ни одного течения в философии, котороене подвергалось бы критике основоположниками диалектического материализма,инкриминируя им общий «грех» – с их точки зрения они были или недостаточнонаучными, или ненаучными вовсе.
В марксистской философии сформулирован исходныйпринцип понимания задачи новой философии, который во многом определили еечерты: прежние «философы лишь различным образом объясняли мир, но делозаключается в том, чтобы изменить его» [4, c. 4]. В своей философии они виделиорудие революционного, радикального изменения мира. Но прежде чем изменять мир,его необходимо объяснить и познать. Поэтому они вырабатывают адекватные этойзадаче теоретические принципы своей философии, то есть марксистской философии.Они считают, что основным вопросом философии является вопрос о соотношенииматерии и сознания, бытия и мышления. Те философы, которые признают первичностьматерии, природы, бытия, как мы знаем, являются материалистами. Марксистскаяфилософия исповедует принцип материализма, хотя новый материализм отличается отпредыдущих форм материализма, например, материализма французских философов илиантропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходитв объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа,которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философиядиалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, нопризнает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира посвоим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущихформ материализма, которые признавали объективные формы движения материи,природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовалестественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистскойфилософии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, егокачественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что наформирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха иучение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своейобъективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальникимарксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретическойпредпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развитиямира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, какпринципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля,преобразовав ее, придали материалистический характер.
Отличительной чертой марксистской философии являетсяее максимально возможное сближение с естественнонаучным знанием. Они видели всоюзе с ним основу научности и рациональности философии. В соответствии с этимпринципом в марксистской философии закрепляется новое понимание материи.Материя есть «философская категория для обозначения объективной реальности,которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них [1, c. 131].Понятием «материя» обозначается бесконечное многообразие объектов, систем,различных по своей структурности и сложности, находящихся не только вовзаимосвязи и отношениях друг с другом, но и в развитии. Диалектический методпозволил создать теорию развития материального мира. Отметим характерныепринципы диалектико-материалистической теории развития природы, которыеосновоположники впоследствии применили и к развитию человеческой истории.
В марксистской философии утверждается идея о развитиикак особой формы движения, как универсального способа бытия мира, какприродного, так и общественного. Во-первых, развитие есть всегда качественноеизменение чего-либо. Во-вторых, развитие является «направленным и необратимымпроцессом качественного изменения от простых форм к более сложным, от низшего квысшему». В-третьих, высшие формы движения и развития включают в себя впреобразованном виде более низшие. Они не простая сумма низших, апреобразованный их синтез. В-четвертых, каждой форме движения и развитиясоответствует свой субстрат (материальный носитель), отличающийся по степенисложности строения. В связи с чем в новом виде предстает иерархическое строениематериального мира, которое стремится и к усложнению, и к изменению, и ксамосохранению в форме повышения своей организации. В связи с этими принципамиосновоположники марксистской философии на основе естественнонаучных данных иоткрытий в XIX веке выделили следующие формы движения материи: механическая,физическая, химическая, биологическая (жизнь органических систем), социальная(развития общества, человеческой истории). Переход от одной формы движения, отнизшей к высшей, носит скачкообразный характер, а процессу перехода от однойформы движения к другой присущи «переходные» формы движения, которые не всегданам известны, но в ходе развития научного значения могут быть выявлены. Исовременная наука подтверждает гипотезу, высказанную основоположникамимарксистской философии. Так, в современной науке утвердилось мнение, что самомуобъективному миру присущ принцип повышения своей организации (самоорганизации).Этот принцип можно применить и к анализу развития общественных систем. В связис этим учение о законах диалектики, как универсальных законах развития,приобретает более богатое содержание.
В марксистской философии иначе рассматривается ипринцип детерминации, создается диалектико-материалистическое учение опричинно-следственных отношениях. Для этого учения характерны следующие черты.Во-первых, исключается наличие сверхъестественных причин развития мира (будь тообъективный дух, мировая идея и мировая воля или Бог как демиург – «причинапричин», конечная причина). Во-вторых, они противники механистическогодетерминизма, который обедняет представление о законах развития мира, придаваяпричинно-следственным связям и отношениям однозначный характер. В-третьих,расширяется представление о роли случайности в закономерном развитии мира.Случайность – и форма проявления закономерности, необходимости и дополнение ее.Что позволило преодолеть представление о наличии предопределенности в бытиемира, с одной стороны, а с другой – преодолеть представление о господствеслучайности в бытие, которая исключает всякую возможность предвидения и прогностикив развитии мира. В тоже время в марксистской философии развивается иуглубляется идея Гегеля о противоречии как всеобщем источнике развития, которыйнаходится в самом мире, присущ самому бытию. Правда, Гегель трактовал законпротиворечия идеалистически. В марксистской философии он трактуется с позицийдиалектического материализма. Противоречие в духе, в идеально-духовном миреесть отражение противоречий материального мира.
Основываясь на принципах диалектического материализма,в марксистской философии по-иному решается и такой фундаментальный вопрос, каквопрос о природе и сущности сознания. Возникновение сознания рассматриваетсякак закономерный результат эволюции живой материи, животного мира, которымприсуще свойство отражения. В этом аспекте сознание рассматривается как высшаяформа психического отражения, присущая человеку как особому виду животного, снаиболее сложным анатомическим и физиологическим строением. Субстратом сознанияявляется мозг, как наиболее сложный вид материи. Предчеловеческие существа иличеловекоподобные существа обладали и особыми свойствами и с точки зренияанатомии, физиологии, эмоционально-психической организации. Они обладалиспособностью к прямохождению, элементарной нечленораздельной речью какинструментом коммуникации и общения, способностью оперировать естественнымипредметами как орудиями для своей жизнедеятельности и т.д. Для возникновениясознания, с точки зрения марксистской философии, были в наличии все природныепредпосылки для формирования сознания. Необходимые, но в той или иной степенинедостаточные. Для скачкообразного перехода от примитивного, животного,психического отражения необходимы были дополнительные предпосылки и условия,которые уже не являются в строгом смысле природными, но не являются и сверхъестественными.В рамках марксистской философии утвердилось мнение, что таким непременнымусловием формирования сознания является общество. «Сознание … с самого началаесть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди» [4, c.29]. По своей сущности сознание выступает социально-общественным явлением.Природная способность к сознанию, присущая людям, оформляет себя как сознаниетолько в рамках общества, а не за его границами.
Важную роль в формировании сознания, с точки зрениямарксистской философии, сыграли и играют язык и труд. Когда язык приобрелсимволически развитый характер, а речь стала членораздельной. Труд же, какорудийная деятельность, приобрел новое качество – изготовление орудийдеятельности, которых нет в природе, но которые создаются на основепреобразования, переработки предметов природы, приспособляемые дляпреобразовательной деятельности. Триединство языка, труда, общества (общения)явились необходимыми и достаточными предпосылками не только возникновениясознания, но и его развития. Развитие сознания всегда обусловленосоциально-историческими условиями бытия людей.
В марксистской философии по-иному решается вопрос осодержании сознания. Не подвергая сомнению сложившиеся представления о знаниикак содержании сознания, его идеальности, основоположникидиалектико-материалистической философии подчеркивали, что само «идеальное естьне что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову ипреобразованное ею» [8, c. 21]. Они подвергают критике идеалистическую концепциюимманентного происхождения знания. Знание не есть результат деятельностиизолированного сознания познающего субъекта. Оно формируется в результатепрактического взаимодействия, взаимоотношения человека и окружающего мира.Преодолевается и представление метафизического материализма о знании какрезультате лишь отражательной деятельности человеческого мозга. Знание естьрезультат и отражение объективного мира, и результат мыслительной деятельностичеловека посредством понятий. Вот почему «сознание не только отражает мир, но итворит его. Мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решаетизменить его» [2, c. 194]. Таким образом, в марксистской философии по-иномупонимается активный, творческий характер сознания, которое нацелено не толькона познание объективного мира, но и на теоретическое его преобразование.
С диалектико-материалистических позиций в марксистскойфилософии формируется и теория познания. Основополагающим принципоммарксистской теории познания является положение о опознаваемости объективногомира, существующего вне познающего субъекта. Другим основополагающим принципомдиалектико-материалистической гносеологии является положение о практике какоснове и источнике познания. Под практикой понимается вся совокупнаядеятельность людей, направленная на освоение и преобразование предметно-вещногомира, которая проявляется только в обществе. Поэтому познание – этомыслительная деятельность не изолированного от других людей и обществасубъекта, а напротив, включенного в отношения с другими людьми и обществомсубъекта. То есть, познающий субъект одновременно является и социальнымсубъектом. Отсюда в марксистской философии делается вывод, что познание какособый вид деятельности человека носит всегда социально-исторический характер.К. Маркс, например, утверждал, что развитие промышленного производства толкаетнауку вперед больше, чем десятки университетов.
В каком смысле практика (общественно-историческаяпрактика) является основой и источником познания?
Практика является основой в том смысле, что в нейрождаются побудительные мотивы к познавательной деятельности человека. Кпознанию людей толкают реальные, материальные, социальные потребности иинтересы людей, а не чистое любопытство и любознательность, которые,несомненно, играют важную роль в познании. То есть, познавательный процессвсегда опосредуется социально-исторической практикой, хотя бы потому, чтотолько предметно-вещно, практически изменяя мир, человек и может сохранить иразвить себя как особое родовое существо. Вне практики (в широком смысле)познание как процесс и не формируется, и не осуществляется.
В каком смысле практика является источником познания сточки зрения философии диалектического материализма? Практика являетсяисточником познания потому, что в ходе ее человек обнаруживает, открываетсвойства объективного мира, ранее ему неизвестные, сущность которыхосмысливается уже в собственно теоретико-познавательном процессе. В немраскрываются закономерности бытия мира. С этих позиций в марксистской философииподвергались критике теория познания Р. Декарта (теория врожденных идей) итеория познания И. Канта (теория познания на основе априорных понятий).
В тоже время в марксистской философии теория познанияне сводится к практике, само познание не есть редуцирование, повторение практики.Отстаивается идея относительной самостоятельности познавательного процесса,специфики его законов. Но и процесс познания подпадает под действиеуниверсальных, всеобщих законов диалектики. Он также является противоречивым,постоянно развивающимся процессом.
Центральной проблемой познания в марксистскойфилософии является вопрос об истине как цели теоретико-познавательнойдеятельности человека. Это является главной проблемой и в любой философскойгносеологии. В рамках марксисткой философии создаетсядиалектико-материалистическое учение об истине, аккумулирующее в себепозитивные достижения всей предыдущей философии – о творческом характерепознавательной деятельности человека (Р. Декарт, И. Кант), о познании каквзаимодействии субъекта и объекта (Гегель, Л. Фейербах), диалектическую теориюпознания Гегеля.
Что же понимается в марксистской философии подистиной? Под истиной понимается знание, которое соответствует содержаниюобъективных, вне нас существующих явлений материального мира, присущих ему законов.Это соответствие как принцип истины, не исчерпывается отражением,воспроизведением сущности бытия мира, а является результатом творческойдеятельности познающего субъекта. По форме истина есть идеальной явление, а посодержанию – преобразованное материальное явление. В марксистской философииуглубляется представление об объективной истине. Под объективной истинойпонимается такое содержание знания, которое соответствует содержаниюобъективных процессов в самом мире, существующего независимо от сознанияпознающего субъекта. Это соответствие никогда не может быть полным,исчерпывающим (критика догматизма), но вне соответствия знание не приобретаетстатуса истины, оставаясь лишь правильным мнением о чем-либо (критикарелятивизма). Сама истина, истинное знание есть результат противоречивоговзаимодействия субъекта и объекта. В силу этого истина есть процесс, которомуприсуща диалектика абсолютной и относительной истины. В марксистской философииразвивается учение Гегеля об абсолютной и относительной истине в познании, но сдиалектико-материалистической позиции.
Под абсолютной истиной[1]в марксистской философии понимается неискаженное, достоверное, исчерпывающеезнание обо всем окружающем мире, объективных законах его бытия, в принципедостигаемое и достижимое в бесконечной деятельности человеческого рода. В этомаспекте абсолютная истина фиксирует в себе признание неисчерпаемых возможностейи способностей, присущих человеку, достигать достоверного знания. Без признанияабсолютной истины исчезает позитивный момент в познавательной деятельностичеловека, оптимизирующая сторона познания.
В тоже время в объективной истине всегда присутствуетмомент, сторона относительной истины. Что же понимается под относительнойистиной в марксистской философии? Под относительной истиной понимаетсядостоверное знание о чем-либо (об определенных явлениях и процессах), но в тойили иной степени неполное, неисчерпывающее. Она также фиксирует моментнеопровержимости истинного знания, но не в любых, а в определенных пределах:относительно определенных свойств, определенных предметов, определенных законови т.д. Например, утверждение, что вода есть жидкость, истинно относительноопределенных температурных параметров – от 0 до 100°. А за этими пределами онаприобретает иные свойства и иное состояние.
Относительная истина, ее бытие связано не только сневозможностью исчерпывающим образом что-либо познать, но и с тем, чтопознанием занимаются конкретные люди, с конкретными, индивидуальнымипознавательными способностями, не универсальными и ограниченными в том или иномплане. Так сказать, универсальная родовая познавательная способность человекапроявляется не универсально, конкретно (Диалектика единичного и всеобщего).Бытие относительной истины связано также и с тем, что процесс познания всегдалимитируется, ограничивается возможностями общественно-исторической практики,уровнем развития общества. Наличие относительной истины в знании связано такжеи с тем, что истина, знание всегда носят конкретный характер (знание о чем-то,а не обо всем существующем).
В силу этого в объективной истине всегда присутствуетдиалектика абсолютного и относительного знания, которая отражает диалектикуединичного, отдельного и всеобщего, относительного и абсолютного, присущуюсамому объективном миру, никем не созданным и существующим сам по себе. Поэтомув марксистской философии диалектика истины и диалектика объективного мирарассматриваются как определенное тождество, единство, но тождествопротиворечивое. Тождество выражается в том, что и познанию, и объективному мируприсущи одни и те же законы диалектики. А противоречивость связана сосвоеобразием проявления законов диалектики в познании и в бытие объективного мира.В познании оно проявляется идеально, а в объективном мире – материально. Сточки зрения марксистской философии единство субъективной диалектики (сознание,познание) и объективной диалектики (бытие материального мира) возможно, потомучто субстратом мышления является мозг, как материальная субстанция мышления. Анесовпадение субъективной и объективной диалектики связано с тем, что сампроцесс познания есть идеальный процесс, идеальной преобразование материальногомира. Вот почему мышлению и познанию присуща относительная самостоятельность,свобода, которая в идеализме нередко абсолютизировалась и мистифицировалась.
Если целью познания является достижение истины(истинного знания), которая представляет собой идеальное преобразование мира, ав конечном итоге человек на основе ее стремится и практически предметноизменить мир и условия своего бытия, то естественно возникает вопрос о том, какчеловек достигает истины? В марксистской философии создаетсядиалектико-материалистическая теория познания (диалектико-материалистическаягносеология). Исходным ее положением является утверждением, что процесспознания есть процесс отражения объективного мира в сознании человека. Сампроцесс познания является сложным и многоуровневым. «Низшим», первым уровнемпознания является чувственное, эмпирическое познание, так или иначе включенноев непосредственную практику, практическую деятельность людей. Ему соответствуютсвои «инструменты» познания – ощущения, восприятия, представления. На этомуровне мы получаем факты об отдельных сторонах и свойствах предметовобъективного мира, на основе которых мы «вырабатываем» знание несистемного,несущностного характера главным образом о внешних сторонах предметов и явлений.На этом уровне внутренняя, сущностная сторона объективного мира, его предметовостается сокрытой. Но все же он свидетельствует о том, что эти свойства чем-товызваны, имеют основания, хотя и не очевидные для чувственного познания. Этознание конкретное, но не обобщенное, неполное, но ему присуща также идостоверность. Это непосредственное знание.
Второй уровень познания представляет теоретическоепознание. Как мы помним из предыдущих лекций – это сфера действия ума,мышления, которое оперирует понятиями. Действию ума нередко приписывался чистоидеалистический характер, а нередко нерационалистически-мистические свойства ичерты, никак не связанные с практикой. В марксистской философии теоретическийуровень познания рассматривается, во-первых, как продолжение эмпирическогопознания. Эмпирическое познание – основа и предпосылка теоретического познания(отсюда критика априоризма И. Канта, концепции врожденных идей Р. Декарта).Во-вторых, теоретическое познание есть преобразование эмпирического познания изнания посредством понятий, категорий как субстанциональной основы мышления.В-третьих, это обобщенное, абстрактное познание и знание, в котором намоткрывается сущность предметов и явлений, их внутренняя сторона и свойства.В-четвертых, это отвлеченное от непосредственного бытия познание и знание,вскрывающее законы бытия мира, неочевидные для чувственного познания. В нем,как выражался К. Маркс вслед за Гегелем, предметность бытия как бы «испаряется,приобретая форму бытия в понятиях». Появляется новая реальность бытияобъективного мира в виде идеальных, абстрактных понятий (это, как сейчас модноговорить, «виртуальная реальность»). В марксистской философии развиваетсягегелевская идея единства эмпирического и теоретического познания, но сматериалистических позиций. Познание есть диалектическое единство эмпирическогои теоретического, хотя и противоречивое. Эмпирическое переходит в «свое иное»,в теоретическое знание, которое является итогом многих обобщений и определений.Инструментами теоретического мышления, познания являются понятия, суждения,умозаключения, посредством которых познающий субъект создает теории, в которыхи раскрывается сущность и законы бытия мира и различных его сторон. Поэтомумежду теоретическим познанием и объективным бытием мира также существует«тождество», совпадение, единство, хотя и очень опосредованное. Стало быть,истина, истинное знание, есть синтез, единство не только субъективного иобъективного, но эмпирического и теоретического.
В теории познания (любой) возникает всегда и такойфундаментальный философский вопрос – что же является критерием истины,истинного знания? С некоторыми взглядами на эту проблему мы же знакомы изпредыдущих лекций. В марксистской философии утверждается положение о том, чтонаиболее достоверным критерием (определителем, проверкой) истинности знания,истины является общественно-историческая практика как совокупная деятельностьлюдей. Только в практике, которая носит предметно-преобразовательный характер,мы можем проверить, насколько достоверно, неискаженно знание по своемусодержанию, насколько оно соответствует объективному положению вещей в мире. Вэтом плане в марксистской философии раскрывается абсолютный и относительныйхарактер практики как критерия истины. То есть, и в данном аспекте практикаявляется диалектической и по характеру и по содержанию. Абсолютный характервыражается в том, что практика, как критерий истины, в принципе может проверитьлюбое знание и теорию. Она есть предельно широкий и универсальный критерийистины. Но поскольку практика носит всегда конкретно-исторический характер, тов данный исторический момент она может проверить истинность не любого знания,не любой теории, в том числе и естественнонаучной, а только то знание, тутеорию, для которых в рамках практики созрели, находятся в наличии необходимыематериальные, экономические, технические, инструментальные возможности ипредпосылки. В этом относительность, ограниченность практики как критерияистины. Но относительность практики не отменяет того, что все же болеедостоверного, с точки зрения марксистской философии, критерия истины, чемпрактика, не существует.
Принципы диалектического материализма марксистскаяфилософия применяет и к анализу развития человеческой истории. Ведь всегда вфилософии стоял и стоит такой фундаментальный вопрос – присущи ли человеческойистории объективные законы ее развития или нет? И до марксистской философиимногие мыслители рассматривали историю как качественно изменяющийся,развивающийся процесс во времени (принцип историзма). Такие идеи высказывалиВольтер, Руссо, Дидро, Фихте, Гегель и другие мыслители. Но историярассматривалась или с точки зрения идеализма, как, например, Гегель, которыйвидел в истории самореализацию объективного духа, подчеркивая закономерныйхарактер развития истории от низших ступеней к более высоким. Но все жереальные мотивы истории оказывались в тени. Или историю рассматривали какповторение законов развития природы в обществе, но обладающей прогрессивнымизменением (французские материалисты XVIII века). Своеобразная натурализацияистория.
В марксистской философии вырабатывается принцип диалектико-материалистическогопонимания истории (принцип «исторического материализма», как определили егосами основоположники К. Маркс и Ф. Энгельс. Считая, что историческийматериализм и есть подлинная наука об обществе и истории.) Каковы же основные чертыматериалистического понимания истории? Исходным постулатом являетсяутверждение, что история есть результат деятельности самих людей и никогобольше. Поэтому история предстает как процесс смены видов и способовдеятельности и людей. Основой существования и развития истории, общества исамих людей является способ производства «материальной жизни вообще».Структурными элементами его являются производительные силы ипроизводственно-экономические отношения. Производительные силы составляют самилюди, наделенные способностью к трудовой преобразовательной деятельности,орудийная техника и технология, которые находятся в распоряжении людей икоторые содержательно-функционально качественно изменяются. В качестве особойпроизводительной силы выступают и силы природы, освоенные человеком ивключенные в процесс производства. Производственно-экономические отношенияпредставляют собой сложную систему отношений между людьми, в которые вынужденывступать субъекты производства. Это, прежде всего, технологические отношения,представляющие техническое овладение людьми орудиями производства.Своеобразное, исторически изменчивое технико-технологическое разделение труда.Экономические отношения между людьми, возникающие в процессе производства,предстают в виде отношения к собственности на средства производства. Всодержательном плане они проявляются как владение, распоряжение, управлениесобственностью на средства производства. Наконец, элементомпроизводственно-экономических отношений являются отношения по поводу распределенияпроизведенных материальных благ, принципы которого определяются отношением ксобственности на средства производства и которые далеко выходят за границысамого производства, распространясь на все общество.
Производственно-экономические отношения и составляюттот реальный базис общества, «на котором возвышается юридическая и политическаянадстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания».В марксистской философии был сформулирован методологический принцип пониманияистория: «Способ производства материальной жизни обуславливает социальный,политический и духовные процессы жизни вообще. Не сознание определяет их бытие,а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (подчеркнуто мной –Г.Ч.) [7, c. 6–7]. Под общественным бытием в марксистской философии понимаетсяпроцесс жизни людей, «производство самой материальной жизни», производствоматериальных условий жизни и производство самих людей.
Необходимо подчеркнуть, что основоположникидиалектико-материалистической философии предостерегали от метафизического,вульгарного истолкования этого принципа понимания истории. Они особо отстаивалимысль, что способ производства лишь в конечном итоге, опосредованно определяети сознание людей, и духовную жизнь. Общественное сознание, состояние духовной иполитической жизни обладают относительной самостоятельностью по отношению ксобственному базису и могут активно влиять на его развитие. Способствовать егоразвитию, сдерживать его развитие и действовать против его развития. То есть прогрессивно-творчески,консервативно и «реакционно».
Для понимания сущности истории какестественноисторического процесса с присущими ему объективными законами вмарксистской философии вводится особая категория – общественно-экономическаяформация. Она представляет собой «общество, находящееся на определенной ступениисторического развития, общество со своеобразным отличительным характером» [6,c. 442]. Ядром ее является исторически конкретный способ производства. Крометого, в связи с таким подходом общество предстает как социальный организм,которому присущи специфические законы, но отражающие универсальные (всеобщие)формационные законы. История предстает как естественная сменаобщественно-экономических формаций. Смена общественно-экономический формаций иесть объективный закон развития истории от низших ступеней к высшим, болеесовершенным, открывающий простор в развитии производительным силам,экономическим отношениям и самого человека как особого родового существа. Сточки зрения марксистской философии этот закон присущ мировой истории кактаковой. Стало быть, развитие истории носит диалектический характер. Выделяютсяпять типов общественно-экономических формаций.
1. Первобытнообщинная (первобытный коммунизм) сприсущей ей общественной собственностью на средства производства, отсутствиемсоциальной дифференциации и уравнительным принципом распределения материальныхблаг. В силу чего индивиды в этом обществе не отделяли себя друг от друга.
2. Рабовладельческая формация с присущей ей особойформой частной собственности, которая распространяется не только на орудияпроизводства, на землю, но и на особый отряд людей (рабов), которыерассматривались как «говорящие орудия». Впервые появляется такой институт как«эксплуатация человека человеком». Общество приобретает иерархически-классовыйхарактер, структуру: формируется общество богатых и бедных, имущих и неимущих.
3. Феодальная общественно-экономическая формация, вкоторой основной формой частной собственности становится земля, как основноесредство производства. Появляется корпоративное ремесленное производство сразличными его видами. Экономически и политически господствующим классомявляются феодалы, крупные землевладельцы во главе с королевской властью.Появляется класс крестьян, находящийся как в личной, так и в экономическойзависимости от феодалов. Церковь, ее служители и институты, являясь крупнымсобственником на землю, составляли особое сословие. Так называемое третьесословие. Наряду с этим существуют большие социальные группы ремесленников,торговцев. Эта формация также эксплуататорская.
4. Буржуазная (капиталистическая)общественно-экономическая формация, возникшаая в XV веке и к концу XIX векадостигшая высокого уровня развития. Ее экономической базой является частнаясобственность на орудия производства в виде промышленного, машинногопроизводства и на капитал, приобретающий форму финансового капитала. Появляютсяновые классы: капиталисты, буржуа, рабочий класс, который оказывается вэкономической, а не в личной зависимости от экономически господствующегокласса. Он наделен правом продавать свою рабочую силу на рынке труда, оставаясьпри этом объектом эксплуатации. Для этого периода характерно формированиеправового государства и начал гражданского общества. С точки зрениямарксистской философии эта формация хотя и наиболее прогрессивная, но остаетсяэксплуататорской, которая препятствует всестороннему развитию человека.Основоположники диалектико-материалистической философии обращают внимание ещена одно обстоятельство – наука при промышленном капиталистическом производствестановится непосредственной производительной силой. Правда, они считали, чтокапитализм в конечном итоге становится сам по себе препятствием на этом пути.Капиталистическая общественно-экономическая формация рассматривается ими не каквенец и конец истории, а как историческая предпосылка для качественно новогоуровня и этапа развития истории, новой общественно-экономической формации.
5. Новым этапом развития истории, ее высшей ступеньюосновоположники марксистской философии считают социализм (коммунизм), которыйвыражает основное требование истории – всестороннее развитие человека, егоспособностей и дарований, его творческое саморазвитие без каких-либо внешнихограничений и регламентаций. Вся предыдущая человеческая история, с точкизрения марксизма, есть лишь предыстория развития человека и человечества.Подлинная история возможна только при коммунизме, в котором «свободное развитиекаждого является условием свободного развития всех [5, c. 447]. Такое обществоможет быть, существовать на своей собственной основе. Основоположники марксизмане указывали временных рамок наступления такого состояния человеческой историии общества. А подчеркивали лишь, что оно может быть достигнуто, когда для этогосозреют все необходимые объективные предпосылки и условия для того, чтобы людинаучились делать свою собственную историю на основе принципа всестороннейсвободы и творческого саморазвития своих дарований.
Какие же объективные предпосылки для этого необходимы,как считали основоположники марксизма? Оговоримся, что они имели в виду ненеизбежность наступления такого общества, а возможность построения его, ибо недемиург творит историю, а люди в определенных исторических обстоятельствах.Укажем на эти обстоятельства.
1. Необходимо покончить с эксплуатацией человекачеловеком, экономической основой которой является институт частнойсобственности.
2. Преодоление классовых противоречий, антагонизмов вобществе, посредством формирования ассоциаций производителей, опирающихся напринцип общественной собственности на средства производства.
3. Когда промышленное производство достигнетвысочайшего уровня автоматического производства, базирующегося на высочайшихдостижениях науки и техники. Наука станет непосредственной производительнойсилой (тенденция, наблюдаемая сейчас в передовых цивилизованных странах).Производство будет лишь технологическим воплощением достижений науки кактаковой. Когда всем гражданам общества будет обеспечен равный доступ ковладению достижениями науки.
4. Когда возможно будет осуществить подлинный принциправенства в распределении материальных благ: «От каждого по способностям,каждому – по труду», который, по мнению основоположников, устранит социальноенеравенство между людьми.
5. Когда государство, как институт, станет ассоциациейсамоуправления трудящихся на основе всесторонних прав личности на свободноеразвитие своей индивидуальности.
6. Когда вся совокупность общественных отношенийсоздаст гарантии для подлинного гуманизма как регуляции отношений между людьми.На место агрессивности в отношениях между людьми придет принцип гуманности,человечности. Только при этих условиях человек и может проявляться как подлинносоциальное и общественное существо, как личность. Только тогда человек может инаучиться, глядя на другого как в зеркало, видеть в нем (другом человеке) своесобственное отражение, что, в общем-то, и называется человеческойсолидарностью.
Что же является источником развития человеческойистории? С точки зрения материалистической диалектики таким источником являютсяпротиворечия, находящиеся в лоне самого общества, в его основе. Такимосновополагающим противоречием являются противоречия между производительнымисилами и производственно-экономическими, общественными отношениями. В философиивыдвигается постулат, в котором выражается универсальный закон развитияистории, проявляющийся во всех формациях: ни одна общественно-экономическаяформация не погибает раньше, чем в ней до конца разовьются производительныесилы, препятствием для которых являются наличные производственно-экономическиеотношения, базирующиеся на определенной форме собственности. Чтобы историяразвивалась дальше, их необходимо разрешить. Разрешаются ли они автоматически?С точки зрения диалектико-материалистической философии они разрешаются не сами посебе, а лишь через сознательную деятельность людей, через борьбу классов,стремящихся к своему освобождению. Основоположники марксистской философииприходят к выводу, что существовавшая до сих пор история была историей борьбыклассов. Таким образом, истории присущи объективные законы развития в видесмены ОЭФ[2], но проявляются они черезсознательную деятельность людей. В этом специфика законов развития истории и ихотличие от законов развития природы. Действие этих законов не зависят от волиотдельных личностей – они не могут отменить их действие, ни их создать, а лишьопределенным образом отразить и осознать силу их действия.
В марксистской философии утверждается, что классоваяборьба присуща всем формациям, основанным на том или ином виде частнойсобственности и носит антагонистический характер. Одновременно она являласьборьбой за уничтожение эксплуатации человека человеком. Из этого они сделаливывод об исторической роли, исторической миссии рабочего класса, пролетариата,который только и может решить историческую задачу – освободить не только себя,но и все человечество от эксплуатации как института порабощения человекачеловеком. Откроет путь в «царство свободы» для всех. Необходимо подчеркнуть,что основоположники марксистской философии предостерегали от опрометчивогопреувеличения решимости и воли рабочего класса (и не только его) в переходе ксоциализму и коммунизму как новому типу формации новой, более высокой ступениразвития общества. Они подчеркивали, что ни одна новая формация не возникаетраньше, прежде чем для этого созреют исторически необходимые предпосылки: болеевысокий уровень развития производительных сил, когда новая форма собственностибудет соответствовать требованию прогрессивного развития производительных сил,когда новая форма собственности обеспечит более высокий простор, свободуразвития производительным силам человека как родового существа. Ноосновоположники подчеркивали важность при этом и наличие субъективного фактора– когда сами люди и созреют для такой миссии и осознают это требованиеисторического развития как свое собственное. Тем самым подчеркивалась идеяразвития истории как естественноисторического процесса, обладающего в себетенденцией к прогрессивному развитию.
В связи с таким пониманием сущности развития истории вмарксистской философии утверждается и новая концепция природы и сущностичеловека. В ней аккумулируются философские взгляды прошлого на человека какприродного, духовного и социального существа, за исключением философско-религиозной,теистической теории (марксистская философия носит ярко выраженный атеистическийхарактер). Признавая, что человек как телесное существо есть высшее проявлениеприроды, ее эволюции, что человек наделен сознанием и духом, в марксистской философииутверждается основополагающая идея о том, что «…сущность человека не естьабстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она естьсовокупность всех общественных отношений» [4, c. 3]. Поэтому человек всегдаесть существо историческое, он всегда носит в себе «родимые пятна» тогообщества, тех общественных отношений, в которых он живет. Они влияют и придаютособую направленность проявлению его как телесного, духовного и социальногосущества. Если телесная, животная его природа постоянна и неизменна, то во всехдругих отношениях он изменчивое и развивающееся существо. Поскольку он,человек, только и может быть общественным существом в реальнойдействительности, то в марксистской философии утверждается положение о том, чтокаково общество, таков и человек. Поэтому он «только в обществе может развитьсвою истинную природу, и о силе его природы надо судить не по силе отдельныхиндивидов, а по силе всего общества» [3, c. 146]. Общество лишь влияет наиндивидуальное проявление конкретной личности, способствуя выработке у неетаких социальных качеств, которые обеспечивают ему возможность жить с себеподобными. Но общество не может отменить самой индивидуальности. Поэтомучеловек и общество всегда существуют на основе принципа взаимодополнения, взаимнойобусловленности, которые в конкретном историческом обществе носят историческиконкретный характер и имеют собственные экономические, социальные и духовныеоснования. В связи с этим можно утверждать, что в какой степени обществообеспечивает возможности для развития отдельной индивидуальности, таково и самообщество. А сами отношения между личностью и обществом могут приобретатьхарактер гармонии или дисгармонии (в той или иной степени). Где мериломгармонии или дисгармонии является свобода личности, которая только и может бытьобщественной и исторической по своему содержанию.
Таковые основные черты диалектико-материалистическойфилософии и ее принципы. Ее судьба, как и судьба любой философии, не являетсяокончательно завершенной. Во многом она определяется тем, как ее поняли иприменяли в действии ее последователи. В некоторых аспектах (например, в теориипостроения коммунизма и практике его утверждения) она оказаласьиллюзорно-достижимой. Но это вовсе не означает, что выработанные еюфилософские, диалектико-материалистические принципы объяснения и пониманияразвития природы, общества и истории утратили всякое позитивное значение.
Список литературы
1. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. –М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 18.
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. – 5-е изд. –М.: Политиздат, 1958–1965. – Т. 29.
3. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 2.
4. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 3.
5. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 4.
6. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 6.
7. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 13.
8. Маркс К и Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.:Политиздат, 1955–1981. – Т. 23.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.filosof-chel.narod.ru/