–PAGE_BREAK–Глава2.Понятие естественной монополии. 1.Монополия
Фирма обладает монополией, если она – единственный поставщик продукта, не имеющий близких субститутов. Основная причина возникновения монополии-барьеры на входе в рынок, которые не позволяют другим фирмам вступить в конкуренцию с монополистом.
Барьеры на входе, в свою очередь, возникают в следующих случаях:
· Ключевым ресурсом производства владеет единственная фирма.
· Правительство предоставило исключительные права на производство некоторой продукции одной фирме.
· Издержки производства таковы, что максимальная эффективность выпуска возможна при наличии на рынке единственного производителя [2].
В реальной жизни примеров чистой монополии немного, так как деятельность лишь немногих фирм может удовлетворять следующим условиям:
1) Монополист – единственный производитель данного товара или услуги на данном рынке. Т.о. объем выпуска продукции на рынке – объем выпуска монополиста.
Хотя по классификации Антимонопольного Комитета, монополия – это компания с долей рынка более 25%. Оптимальной для монополиста считается доля в 60%, так как она позволяет ему не снижать производства даже в условиях спада или кризиса.
2) Продукция монополиста не имеет близких субститутов. Это означает, что у потребителя нет альтернатив: либо он покупает товар или услугу монополиста, либо обходится без этого товара или услуги.
Но не всегда просто отделить заменяемые товары от «уникальных». Рассмотрим рынок телефонной связи: является ли мобильная связь отдельным рынком или же это часть рынка телекоммуникационных услуг? Несколько лет назад ответ на вопрос, являются ли услуги мобильной и стационарной связи взаимозаменителями, был очевиден — нет, так как мобильная связь была предметом роскоши. Но теперь, когда тарифы на фиксированную связь стали повременными, а мобильная связь стала доступной; ввод новых стационарных номеров происходит крайне медленно, а сотовый приобретается за считанные минуты; (не говоря уже об превалирующем удобстве сотовой связи); количества пользователей мобильной и фиксированной связей примерно равны.
3) В зависимости от типа предлагаемых продукта или услуги монополист может и не заниматься деятельностью по стимулированию сбыта. Так, например, производитель товаров роскоши может проводить рекламную компанию с целью привлечения покупателей, возможно, кто-то отдаст предпочтение этому товару, взамен другого. А вот службам, оказывающим такие услуги и товары, как водопровод (воду), электричество, газопровод (газ), телефонная связь и их обслуживание, нет смысла тратиться на рекламу. Так как это товары первой необходимости, и потребитель в любом случае будет их приобретать.
Подобным предприятиям выгодно «напоминать о себе» при помощи рекламы в случае, если это акционерное общество. Таким образом, организация показывает свою силу, демонстрирует стабильность и уверенность в завтрашнем дне .
4) На входе в рынок существуют высокие барьеры, которые удерживают других предпринимателей от вступления в эту отрасль. Само существование монополии — это следствие существования барьеров для вступления в отрасль. «Блокировка входа» может быть вызвана экономическими, юридическими, природными или техническими аспектами.
5) Цена товара на рынке – цена, установленная монополистом.
Т.о. монополист имеет большое влияние на цену на рынке, но не безграничную, т.к. его ограничивает рыночный спрос. Монополист выпускает, а значит и контролирует рыночный объем предложения. Имея классическую (убывающую) кривую спроса, хоз. субъект может влиять на изменение цены путем изменения объема выпуска.
Можно сказать, что монополистический рынок — это рынок продавца. Прибыли фирмы-производителя в данном случае велики за счет объема производства, за счет высоких цен (фактически в данных условиях покупателю всегда приходиться принимать цену, которая значительно выше себестоимости).
Рассмотрим механизм принятия решений монополиста о цене, об объемах производства и т.д. на примере фирмы-монополиста «Альфа». Эта фирма действует рационально, т.е. стремится к максимизации прибыли.
Рассчитаем оптимальный объём выпуска (Qm*), т.е. тот объем, при котором фирма получит максимальную прибыль.
Попутно отметим особенности монополии.
Первая: рынок = монополист, т.к. в данном случае рынок и фирма — синонимы, то график спроса монополиста (dm) имеет отрицательный наклон. То есть подчиняется закону спроса (Law of demand). Иными словами: чем ниже цена товара, тем большее его количество готовы приобрести покупатели (тем выше спрос на товар). Вторая: монополист – ценопроизводитель. Увеличение спроса на продукцию монополиста может повести за собой как увеличение выпуска, так и цены на его товар (второе более вероятно). Для монополиста определяющим фактором является изменение эластичности при изменении спроса. Изменение кривой спроса влечет за собой изменение кривой предельного дохода, а уже эта кривая напрямую связана с эластичностью спроса по цене. В итоге изменения и сдвиги кривой MR влияют на политику монополиста. продолжение
–PAGE_BREAK–Третья: низкая эластичность спроса.Спрос на продукцию или услуги естественной монополии находится в слабой зависимости от изменения цены, потому что товаров-заменителей у него нет. Особенно слаба эта зависимость для товаров первой необходимости.
Для понимания ценовой стратегии монополиста обратим внимание на взаимосвязь эластичности спроса по цене (Ed[3]) и выручки (TR[4]). (см. табл. и рис. 1)
Таблица 1 (отображает взаимосвязь между предельным доходом, эластичностью спроса по цене и общим доходом.)
Ed
MR
Воздействие снижения Р на TR
Неэластичный
–
сокращается
Единичный
const
const
Эластичный
+
увеличивается
Рисунок 1. Взаимосвязь Ed, MR и TR
Таким образом, монополисту выгодно иметь неэластичный спрос, ведь чем ниже эластичность тем больше у него возможностей для повышения цены.
Формула нахождения цены, при заданной эластичности:
Pm*=
Формула эластичности:
Для измерения величины реакции спроса на изменение цены удобнее использовать абсолютную величину эластичности:
η = |Εp[D]|
Спрос называют неэластичным, если 0ηη>1. Посмотрим, с какими реальными обстоятельствами связана эластичность спроса по цене.
Таблица 2 (отображает реакцию покупателей на изменение цен при разных уровнях эластичности)
η
Характер спроса
Поведение покупателей
при снижении цены
при возрастании цены
η= ∞
Совершенно эластичный
Повышают объем закупок на неограниченную величину
Снижают объем закупок на неограниченную величину (полностью отказываются от товара)
1
Эластичный
Значительно повышают объем закупок (спрос растет более высоким темпом, чем снижается цена)
Значительно снижают объем закупок (спрос снижается более высоким темпом, чем растет цена)
η=1
Единичная эластичность
Спрос растет в том же темпе, что и падает цена
Спрос снижается в том же темпе, что и растет цена
0
Неэластичный
Темп роста спроса меньше темпа снижения цены
Темп снижения спроса меньше темпа роста цены
η= 0
Совершенно неэластичный
Совершенно не изменяется объем закупок
Совершенно не изменяется объем закупок
Цена монополиста (Pm*) превышает предельный доход (MR[5]).
(Pm*>MR
) Как показано на рисунках 1а и 1б, кривая MRпересекает ось Qв точке, в которой TRдостигает своего максимума. Так же из рисунка видно, что: в случаях, когда MR>0, TRможет быть увеличен за счёт роста объёма продаж(Q); а в случаях, когда MR
Т.е.: TR=max приMR=0.
На рисунке 2 показаны, уже знакомые по рисунку 1а, кривая спроса по цене Dи кривая предельного дохода MR. На рисунке изображена также кривая предельных издержек фирмы (MC[6]).
Когда монополист увеличивает Q = iна одну ед., TRизменяется на величину MR полученную от производства Qi+1.Когда монополист увеличивает Q = iна одну ед., TC[7] изменяется на величину MCполученную от производства Qi+1.
Таким образом, если MR>MC, то TRвозрастает в большей степени, чем TC, и соответственно, прибыль(Pr)[8] увеличивается. Но если Qi+1-ая единица продукции увеличивает TC на большую величину, чем MR, то выпуск(Q) следует сократить. Итак, если фирма вообще что-либо производит, то она максимизирует свою прибыль, производя такой Qm>0, при котором MC=MR.
В условиях совершенной конкуренции установление равновесной цены происходит несколько иначе:
В точке Е, точке равновесия, достигается равновесный объем производства Qe и равновесная цена Pe. Площадь 0BEQe соответствует величине издержек производителей, PeВЕ – составляет прибыль производителей всего рынка. Равновесие при совершенной конкуренции устанавливается тогда, когда Peоказывается равной придельным издержкам (МС).
В этом случае все агенты рынка возмещают свои затраты и ни у кого нет стимулов к изменению объемов продаж[9].
Обратимся теперь к рисунку 4. Этот рисунок совмещает в себе уже рассмотренные рисунки 2 и 3.
На этом рисунке четко видно, что Pm>Peи Qm
Это следует из того, что при монополии Pm>MC, а Qm находится из условия MC=MR.
продолжение
–PAGE_BREAK–Два стереотипа о монополиях:
1. Обычно считают, что монопольные цены — самые высокие. Действительно, они, как правило, выше конкурентных, однако следует помнить, что монополист стремится к максимизации Pr, а не прибыли на единицу продукции.[10]
Под монопольной прибылью понимается вся прибыль, присваиваемая монополиями и входящая в цены продаваемых ими товаров. Монопольная прибыль отличается от средней прибыли по следующим направлениям:
· по получателям. Среднюю прибыль получает любой предприниматель, который осуществляет производство и сбыт продукции в общественно нормальных условиях производства. Монопольную прибыль присваивают только участники монополистических союзов;
· по величине. Монопольная прибыль превышает среднюю прибыль. Она намного больше прибыли немонополизированных предприятий. Монополии присваивают все возрастающие прибыли;
· по источникам. Единственным источником средней прибыли служит прибавочная стоимость. Монопольная прибыль также имеет своим источником прежде всего прибавочную стоимость. Однако монопольная прибыль черпается не только из прибавочной стоимости, но и из стоимости, создаваемой трудом других социальных групп населения[11].
2.Существует еще один стереотип, будто монополист всегда стремится ограничить выпуск продукции. Но это не совсем верно. По мере монополизации отрасли издержки и спрос, как правило, изменяются. На издержки действуют два прямо противоположных — понижающий и повышающий. Понижающий так как в результате создания монополии можно полнее использовать положительный эффект от роста масштаба производства (экономия на постоянных издержках, централизация снабжения и сбыта, экономия на маркетинговых операциях и т.д.) С другой стороны действует и тенденция к их повышению, связанная с их разбуханием и бюрократизацией управленческого аппарата, ослаблениям стимулов к инновациям и риску вообще. Эту тенденцию Х. Лейбенстайн обозначил как
Х-эффективность. Согласно Лейбенстайну, Х-неэффективность возникает всегда, когда фактические издержки при любом объеме производства выше средних совокупных издержек (ATC[12]). Даже при совершенной конкуренции возможна Х-неэффективность. В этих условиях фирма увеличивает производство до той точки, где пересекутся MC и ATC, в нашем случае до минимума АТС (точка А). Если реальные издержки превышают min ATC на величину АВ, то при производстве Qcвозникает Х-неэффективность. Однако в условиях свободной конкуренции подобная ситуация есть исключение из правил, ибо фирмы с Х-неэффективностью обречены на гибель. Совсем иная ситуация складывается на монополизированном рынке. Объем производства сокращается с Qcдо Qm, а Х-неэффективность (отрезок СD) заметно увеличивается[13].
2.Максимизация прибыли монополиста
Монополист может максимизировать свою прибыль путем оптимального выпуска продукции, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, разница состоит только в том, что последний включает LRMC. В SRмонополист стремится покрыть свои переменные издержки (VC[14]). Тогда как в LRдолжны быть покрыты TC(TC=VC+FC[15]). Соответственно правила максимизации прибыли монополиста в SR и в LR несколько разятся:
Таблица 3 (Решение монополиста об оптимальном объёме предложения)
Период
Предельное условие
Проверка прибылью
Краткосрочный (SR, short round)
Производить Q, при котором MR=SRMC
Производить только в том случае, если Р*³AVC[16]. Прекратить производство, если Р*
Долгосрочный (LR, long round)
Производить Q, при котором MR=LRMC
Производить только в том случае, если Р*³LRAC. Прекратить производство, если Р*
Так как монополист сам волен устанавливать цену и объем выпуска для своей продукции, то нельзя вывести для него кривую предложения, как при совершенной конкуренции. Монополиста ограничивают только издержки и спрос на его продукцию. Если говорить конкретно, то акцентируется внимание на предельных издержках МС.
Ранее на рисунке 2 мы уже видели АТС. Она имеет U– образную форму. Обратим внимание, что при оптимальном Qm>0 и АТС* оптимальны. Значит Аπ = Pm– ATC*. Таким образом, если фирма выберет Qm, то все издержки будут покрыты.
Прибыль фирмы (Pr) равняется заштрихованной площади:
(Pm– ATC*)* Qm.
Хозяйствующий субъект будет получать монопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на его товары или услуги (D) лежит выше кривой его средних издержек (ATC).
Для получения максимальной прибыли, производитель использует неценовые факторы спроса, например: повышение качества товара и улучшение его внешнего вида, реклама, расширение ассортимента товара и предлагаемых услуг.
Получение высоких прибылей, очевидно, делает отрасль привлекательной для других фирм. Но что их сдерживает?
продолжение
–PAGE_BREAK–Ограничители: 1) Государственная политика.
На некоторых рынках право заниматься бизнесом предоставляется только владельцам государственной лицензии.
Государственная лицензия— в узком смысле — официальный документ установленного образца, который разрешает осуществление указанных в нем видов работ в течение установленного срока, а также определяет условия их осуществления[17].
Государство само ограничивает приток новых фирм в отрасль, предоставляя исключительное право на продажу блага только одной фирме. Обычно это отрасли инфраструктуры, имеющие большое значение для общества: нефте- и гозопроводы, железнодорожный транспорт, порты, аэропорты и прочие транспортные терминалы, кабельное телевидение, системы связи, электрическая и тепловая энергия, водоснабжение и канализация, военно-промышленный комплекс и т.п. Также исключительное право может предоставляться на импорт или экспорт определенных товаров. Иногда возникновение такой монополии — это результат политического влияния производителя. В некоторых случаях право на монополию правительство оставляет за собой (в некоторых странах только гос. монополии могут продавать табак).
2) Патентное и авторское право.
Патент — документ:
· выдаваемый компетентным государственным органом на определенный срок;
· удостоверяющий авторство и исключительное право на изобретение;
· наделяющий владельца титулом собственника на изобретение.
Патент защищает владельца от внутренних и зарубежных конкурентов и действует на территории той страны, где он выдан. Обычно патент подкрепляется регистрацией товарного знака или промышленного образца[18].
Авторское право — исключительное право на воспроизведение, публикацию и продажу содержания и формы литературного, музыкального или иного художественного произведения[19].
Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов исключительные права, чтобы продавать или предоставлять лицензии на использование их изобретений. Также патенты могут выдаваться на производственные технологии. Патенты и авторские права обеспечивают монополию только на ограниченное число лет. После истечения срока действия патента барьер для входа на рынок исчезает[20].
Фирма — единственный владелец редкихи свободно не воспроизводимых ресурсов: сырья, знаний, защищенных патентом или авторским правом (например:редкие металлы, минералы, особые земельные участки). Самые яркие примеры: алмазная компания «DeBeers», которая владеет месторождениями алмазов и операционные системы «Windows» компании Microsoft, которая владеет авторским правом на этот товар, фирма «Полароид», владеет патентом на продажу определенных типов фотопленки и фотокамер.
3) Эффект масштаба[21]:
Эффект масштаба
— это изменения АТС в зависимости от объема производства в долгосрочный период.
Эффект масштаба может быть:
· положительный(себестоимость продукции падает при наращивании объема производства);
· отрицательный(себестоимость продукции возрастает при наращивании объемов производства).
Положительный эффект от масштаба:
преимущества крупного производства
1) Техника или технология.
Производство больших объемов продукции чутко реагирует на любые технические и технологические изменения. За счет оборота даже незначительное сокращение издержек ведет к существенному увеличению прибыли фирмы-монополиста и к увеличению производительности. Чем ниже цена продукта, при неизменном качестве, тем он более конкурентоспособен. Или же при неизменной цене, но с улучшившимся качеством.
Известно, что во многих случаях предприятие становилось монополистом в своей отрасли в случае приобретения капиталоемкого оборудования. За счет его недоступности остальным предприятиям первое значительно могло вырваться вперед. Аналогично происходит в случае приобретения патента на новую технологию производства.
2) Разделение труда, специализация.
Если хоз. субьект производит малое количество товара, то некоторые операции могут производиться вручную. Например, маленькая ферма по выращиванию розовых кустов: полив растений и подержание необходимых условий осуществляется вручную, т.к. нет смысла устанавливать дорогостоящую поливную и прочие системы. Если же предприятие обеспечивает этими кустами крупные садовые магазины и соответственно, количество растений исчисляется сотнями, то имеет смысл автоматизировать теплицы и значит, снизить затраты на выращивание одного розового куста. Такая же ситуация и с функциями персонала. На маленькой ферме и покупкой удобрений и выращиванием занимается один человек, на крупной же может быть целый штат биологов, занимающихся исследованием почвы, удобрений и прочего. А значит, производство будет производиться более профессиональными кадрами.
продолжение
–PAGE_BREAK–