Основные цели государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации

Основные целигосударственной политики в области развития малого предпринимательства вРоссийской Федерации
 
Цынцарь Е.В.,
аспирант Академииуправления
«ТИСБИ» г. Казань,Татарстан

Аннотация. С 1 января 2008 годавступили в силу основные положения нового Федерального закона РоссийскойФедерации от 24 июля 2007 года № 209 «О развитии малого и среднегопредпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон), создающий новыеправовые основы развития малого и среднего предпринимательства в РоссийскойФедерации. Современная государственная политика признает малоепредпринимательство важнейшим элементом выхода страны из кризиса и стремитсяоптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства.

Нормативноеправовое регулирование развития малого предпринимательства в Российской Федерацииосновывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Законом,иными нормативно-правовыми актами.
С начала 2008г. система по реализации наиболее актуальных мероприятий, способствующихразвитию малого предпринимательства, представляется пятью направлениями:
1)Совершенствование нормативной правовой базы;
2) Развитиесистемы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства;
3) Меры поразвитию инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства,которые могут включать в себя информационное обеспечение субъектов малого исреднего предпринимательства на основе использования возможностей и координациидействий всех информационных сетей, специализирующихся на сборе, накоплении иобработке соответствующей информации и др.;
4) Информационнаяподдержка малого и среднего предпринимательства;
5) Развитиесистемы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
Государственнаяполитика в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации направленана обеспечение реализации целей и принципов, установленных Федеральным закономРоссийской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства вРоссийской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [ [1]].
Проблемамирового финансового кризиса влечет за собой актуальность рассмотрения основныхцелей государственной политики в области развития малого предпринимательствапод призмой влияния кризиса на экономику Российской Федерации.
Рассмотрение основныхцелей государственной политики в период изменения российской экономикипредполагает анализ положений российского законодательства в области развитиямалого предпринимательства и эффективности направлений государственнойполитики.
Одной изосновных целей государственной политики в области развития малого предпринимательствав Российской Федерации является развитие субъектов малого предпринимательства вцелях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации. Основнымимерами государственного стимулирования развития конкурентной среды должны бытьмеры по улучшению рыночной инфраструктуры с целью облегчения доступа ккредитно-финансовым, информационным, трудовым и другим ресурсам. Для вступленияновых хозяйствующих субъектов на рынок важным фактором является развитостьнеобходимых средств коммуникации, служб по оказанию консалтинговых услуг,информационных и иного рода деловых услуг, развитие межфирменной кооперации [[2]].
Ориентацияроссийской экономики на поддержку производства и улучшение социального климатадолжна создать базисные условия развития малого предпринимательства, ослабитьтенденцию к теневому и криминальному характеру его развития, учесть социальныеосновы, на которых малый бизнес может развиваться. Меры государственнойполитики по поддержке малого предпринимательства играют принципиальную роль дляразвития конкуренции.
Приоритетнойцелью государственной политики в области развития малого предпринимательства вРоссийской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развитиясубъектов малого предпринимательства. Эффективность выполнения органами властисвоих функций в области развития малого предпринимательства зависит отхарактера взаимодействий всех трех уровней государственной власти: федеральной,региональной и муниципальной. Как важнейшее направление развития малогопредпринимательства необходимо указать поддержку субъектов малогопредпринимательства, в том числе финансовую, координируемую компетентнымигосударственными органами. Малому предпринимательству всегда было непростополучить кредитное финансирование, а в условиях мирового финансового кризисаэта ситуация обострилась. До того, как Россию «догнал» мировой финансовыйкризис, за счет кредитов жили и развивались около две трети малых предприятий. (Мировойкризис начался задолго до того, как его ощутили россияне, а именно — в концеиюля 2007 года.)
В условияхфинансового кризиса государственную финансовую поддержку малогопредпринимательства пришлось скорректировать. Банки, опасаясь невозвратакредитов, стали требовать большего залогового обеспечения. Ставки банковскихкредитов малому бизнесу в декабре 2008 г. – январе 2009 г. выросли с 13-15% до20-22% и выше [ [3] ]. Такимобразом, фактически нынешняя политика банков закрывает доступ к кредитнымсредствам для очень многих предпринимателей.
Следуетобеспечить целевое кредитование малого бизнеса; четко следить, чтобыпоступающие в банки государственные средства шли именно на кредитные программы,а не на решение внутренних проблем банков.
Необходимодальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Речьидет о фиксации процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получаютгосударственные средства, с другой – кредитуют этими средствами предприятияреального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, то нужно применитьэту меру.
В Законе вкачестве цели государственной политики в области малого предпринимательства вРоссийской Федерации указывается обеспечение конкурентоспособности субъектов малогопредпринимательства. Государственная политика сегодня направлена на решение вопросачрезвычайной важности – об участии предпринимательского сообщества впреодолении финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса какникогда важно оказывать внимание малому предпринимательству. Развитие малогопредпринимательства становится одним из важных средств противодействия уженачавшемуся росту незанятой части населения. Особую роль малоепредпринимательство играет в разработке и внедрении нововведений, т.к. болеегибкое управление малых предприятий в большей степени оказывается восприимчивымк новым разработкам.
В условияхмирового кризиса малое предпринимательство – двигатель номер один в решениипроблемы занятости населения, а поэтому властям придется развивать малый бизнес,несмотря на нехватку заемных средств. Государство должно сделать все от негозависящее, чтобы помочь созданию малых предприятий, обеспечить им стартовыеусловия. Таким образом, в данном аспекте государственная политика будетнаправлена на реализацию сразу двух целей развития малого предпринимательства –обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства иобеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
В качествеосновной цели государственной политики в области развития малогопредпринимательства Закон обозначает оказание содействия субъектам малогопредпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг),результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынкииностранных государств. В связи с этим в отношении малого предпринимательстваприменяются некоторые послабления в виде специальных налоговых режимов,упрощенной системы ведения и составления бухгалтерской и статистическойотчетности и ряда других. К данным послаблениям, предоставленным субъектаммалого предпринимательства, относится также особый порядок участия субъектовмалого предпринимательства при размещении заказа на поставки товара, выполненииработ для государственных и муниципальных нужд.
В целяхподдержки малого предпринимательства ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ «Оразмещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг длягосударственных и муниципальных нужд» установлено, что государственныезаказчики обязаны размещать заказы у субъектов малого предпринимательства вдиапазоне от десяти до двадцати процентов общего годового объема поставоктоваров, выполнения работ/оказания услуг в соответствии с перечнем товаров,работ, услуг [ [4] ]. Причемобязательное размещение заказов у субъектов малого предпринимательствараспространяется на государственных, а не на муниципальных заказчиков.Последние вправе, но не обязаны соблюдать данное требование законодателя.
Выделенныезаконодателем малому предпринимательству преференции в области размещениягосударственного заказа недостаточны. Усугубляет положение незаинтересованностьмуниципальных заказчиков в сотрудничестве с малым бизнесом. Беззаконодательного квотирования на муниципальном уровне условий участия субъектовмалого предпринимательства в размещении заказа, вряд ли ожидается увеличениезаключенных контрактов с представителями малого бизнеса.
Приоритетнойцелью государственной политики является увеличение количества субъектов малогопредпринимательства. В условиях мировой финансовой нестабильности основнаязадача российских властей – принять меры по мягкому выходу из кризиса. Большуюроль в этом процессе призван сыграть в том числе малый бизнес, который позволитне только решать экономические, но и социальные проблемы в тот момент, когда скрупных предприятий будет высвобождаться большое количество специалистов. Правительствомпринято решение повысить в 2009 г. финансирование государственной программыподдержки малого предпринимательства.
Увеличениедоли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг)в объеме внутреннего валового продукта – одна из основных задач государственнойполитики Российской Федерации.
Доля малогобизнеса в ВВП России в настоящее время не превышает 17%, тогда как в развитыхстранах этот показатель составляет порядка 50%, в Китае – 60%. В 2009 г. споправкой на мировой кризис рост ВВП ожидается на уровне 2 – 3%. Дляоптимизации роста доли малого предпринимательства в ВВП страны государстводолжно методом нормативно-правового регулирования решить следующие проблемы:развитие малого предпринимательства в России тормозит отсутствие свободногодоступа к недвижимости (аренда площадей) и финансовым ресурсам, проблемы сподключением к объектам инфраструктуры, административные барьеры, проблемы сконтрольно-надзорными органами, налогообложение, а также недостатокквалифицированных кадров.
Особойпроблемой являются барьеры, препятствующие открытию собственного малогобизнеса. Издержки на открытие малого бизнеса колеблются по стране от 45 тысрублей до 1 млн рублей, и 1 млн рублей – цифра, которая для большинстваабсолютно неподъемная.
Всевышеприведенные направления государственной политики в области развития малогопредпринимательства в Российской Федерации в том числе направлены на увеличениедоли уплаченных субъектами малого предпринимательства налогов в налоговыхдоходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местныхбюджетов. В данном аспекте политика государства исходит из того, что малоепредпринимательство является очень гибкой формой хозяйствования и быстрее всегореагирует на происходящие изменения на рынке труда, и в условиях сложностей вмировой финансовой системе и в России он заслуживает самого пристальноговнимания и поддержки, а поэтому в условиях финансового кризиса малый бизнес недолжен почувствовать на себе увеличения налоговой нагрузки.
Такимобразом, в условиях мирового финансового кризиса государственная политика,направленная на развитие малого предпринимательства в Российской Федерации,позиционирует малое предпринимательство как важнейший фактор выхода страны изкризиса, а также как гарантию занятости и самозанятости населения в условиях ростаосвобождения специалистов с крупных предприятий и стремится активизировать иоптимизировать реализацию целей в области развития малого предпринимательства,указанных в Законе (ст. 6).
Вопрекизаконодательно установленной государственной политике по развитию малогопредпринимательства, множество факторов тормозит появление и развитие субъектовмалого предпринимательства, сильнейшие из которых это огромные издержки наоткрытие малого бизнеса и нынешняя политика банков, закрывающая доступ ккредитным средствам для очень многих предпринимателей.