Основные
эффекты восприятия
Мы питаемся не
тем, что съедаем, а тем, что переварили. Так же обстоят дела с восприятием
информации: большее чем сама информация значение имеет то, как мы ее воспринимаем.
Факты усваиваются нами в зависимости от оформления, в котором они
преподносятся.
Большее
значение, чем сами факты, имеет то, как мы их воспринимаем. Это как в еде — мы
питаемся не тем, что съедаем, а тем, что переварили. Оказывается, факты воспринимаются,
«перевариваются» нами в значительной степени в зависимости от того, в каком
обрамлении они попадают в поле нашего внимания.
1. В числе
таких «обрамляющих» обстоятельств можно выделить успех, достигнутый человеком в
какой-то конкретной деятельности. Как считают окружающие: способен ли такой
человек достичь большего или меньшего в других областях деятельности?
Отвечая на этот
вопрос, важно разделить два обстоятельства: реальную способность (на большее
или меньшее) и то, что считают по этому поводу окружающие.
Многочисленные
факты показывают, что успех в одной деятельности может нисколько не влиять на
успех в другой.
Есть множество
примеров, когда люди, блестяще делающие свое дело, во всем остальном
оказываются беспомощными.
Тем не менее
имеет место так называемый
Эффект ореола:
Человека,
добившегося больших успехов в какой-то частной области, окружающие считают
способным на большее и в других областях.
Многочисленные
факты показывают, что должных оснований для этого эффекта нет, что он основан
на заблуждениях.
В краткосрочном
плане эффект ореола действует, хотя не на всех и в неодинаковой степени. Именно
личные впечатления от краткосрочных результатов и являются почвой для
возникновения эффекта ореола. Кстати, исследованиями установлено, что у человека,
испытывающего удовлетворение, несколько улучшается острота зрения, слуха,
осязания.
2. По-разному
люди реагируют на неудачу. Слабого она деморализует. Сильного — мобилизует.
Например, Черчиллю принадлежат слова: «Успех — это переход от одной неудачи к
другой с нарастающим энтузиазмом». Выдающийся изобретатель Эдисон говорил:
«Каждая неудачная попытка — это еще и шаг вперед».
Многие
известные личности высказывались и в том плане, что поражение гораздо полезнее
победы. Ибо победа расслабляет, а поражение заставляет действовать, искать.
Но это
справедливо для сильных личностей (потому они и сильные, что неудача их не
ломает). А в сознании большинства действует
Эффект
неудачника:
Человека,
потерпевшего неудачу, окружающие преимущественно считают способным на меньшее и
в других делах.
Психологической
основой является факт краткосрочного угнетающего действия неудачи.
Известно
высказывание: «Женщины не любят неудачников». На самом деле их не любит никто,
просто женщины в силу большей коммуникабельности охотно делятся своими мыслями,
в том числе — и этой.
Указанные
эффекты работают и в бизнесе. Фирмы, деловые люди охотно говорят о своих
успехах и скрывают неудачи — особенно плохое финансовое положение.
В странах, где
давно связали успех нации с бизнесом, выработались стандарты поведения,
нацеленные на деловой успех. Например, американец на вопрос «Как дела?» ответит
только бодрым «О’кей» и никогда не станет плакаться о своих неудачах.
3. Известен
следующий
Эффект порядка
(1):
При поступлении
противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать
предпочтение той, что поступила первой.
Мы не любим
менять свое мнение. Изменить мнение очень трудно. Особенно это заметно в
разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к нему больше
не хочет. На самом деле мы все такие, просто руководитель может позволить себе
стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае
соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других
сотрудников.
4. Иное
положение, когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие
изменения мнения.
Эффект порядка
(2):
При поступлении
непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила
последней.
Последняя
информация рассматривается при этом как уточняющая.
5. Приятный нам
человек вызывает у нас положительные эмоции. А потребность в положительных
эмоциях — одна из важнейших потребностей человека. Поэтому человека,
удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем в «его приятности», не
допуская плохих мыслей о нем. Более того, для усиления собственных
положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами.
Эффект
проекции:
Приятному для
нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/