Основные экономические понятия

Функцииденег Сущность денег
Функцииденег – это та работа, которую они выполняют. Современные деньги осуществляютчетыре основные функции:
·         мера стоимости;
·         средство обращения;
·         средство платежа;
·         средство накопления;
·         мировой денежный запас (мировые деньги).
Деньги какмера стоимости используются для измерения и соизмерения стоимостей различныхтоваров. Стоимость, выраженная в деньгах, есть цена. Продажа товара означает,что он обменивается на определенную сумму денег в соответствии с установленнойценой. Для этой функции важное значение имеет масштаб цен, который устанавливаетсягосударством. Первоначально он рассматривался как весовое количество металла,принятое в стране за денежную единицу (например, 1 дол. США содержал 0,888 г. золота).Сегодня такое определение масштаба не имеет экономического смысла, так какденьги потеряли связь с золотом. Современный масштаб цен – это национальнаяденежная единица и ее деление на более мелкие кратные части. Выполняя функциюмеры стоимости, деньги измеряют стоимость товаров так же, как при помощикилограммов измеряется вес, метров – длина. Как мера стоимости деньгиоднородны, что очень важно для различных экономических расчетов. Для реализацииданной функции нет необходимости иметь деньги в наличии, достаточно мысленно ихпредставлять. Поэтому функцию меры стоимости деньги выполняют идеально.
Выполняяфункцию средства обращения, деньги обслуживают сделки купли-продажи междуразличными экономическими субъектами, принимаются для оплаты товаров и услуг.При обмене товаров они выступают посредником, который признается всемиэкономическими агентами безусловно. Выполнение деньгами этой функции позволяетпреодолеть временные и пространственные ограничения, свойственные натуральномуобмену. Появляется возможность обменивать товары, производимые в разных, частоотдаленных друг от друга местностях, а также с разрывом во времени.
Деньгичасто применяются не для товарных сделок, а при совершении платежей, которые непредполагают получения какого-либо эквивалента или проведения обмена, напримерпри уплате налогов, получении и погашении кредитов, выплате пенсий и пособий. Вданных случаях они используются как средство платежа.
Последняяфункция денег – средство накопления – свидетельствует о возможности ихприменения не только для измерения стоимости и оплаты, но и для сбережения.Часть полученных доходов хозяйствующие субъекты не тратят на текущеепотребление, а в денежной форме накапливают с целью использования в будущем.Функция накопления проявляется в способности денег к сохранению богатства.Деньги имеют относительно более устойчивую стоимость по сравнению с другимитоварами. В силу этого их следует рассматривать как актив без риска в отличиеот ценных бумаг или других товаров, которые в любой момент могут потерять своюстоимость. Деньги обладают свойством абсолютной ликвидности, сохраняющиммоментальную покупательную способность, что характеризует их как лучшеесредство накопления.
Функциюсредства накопления деньги выполняют только после выхода из сферы обращения,остановившись в движении для своего владельца. Если это происходит сполноценными деньгами, то можно говорить, что они реализуют функцию образованиясокровищ. Если же из обращения выходят неполноценные деньги, то они выполняютэту функцию номинально, обеспечивая накопления и сбережения.
Функциясредства накопления имела важное регулирующее значение в условиях существованияполноценных денег. При переполнении ими каналов обращения лишние уходили изнего, образуя сокровища, и тем самым происходило стихийное регулированиеденежной массы. При использовании неполноценных денег этого не наблюдается.Последние не имеют альтернативных вариантов применения, и их стоимостьнепостоянна. Поэтому в наличной форме такие деньги невыгодно сберегатьдостаточно длительное время. Безналичные сбережения позволяют в определеннойстепени защитить сохраняемые средства от обесценения.
Независимоот конкретной формы деньги всегда должны выполнять все свои функции. В то жевремя каждой форме соответствует своя доминирующая функция, а остальныеявляются подчиненными по отношению к ней. Так, в период обращения товарных денегдоминирующей функцией было средство образования сокровищ. Преобладающая функциямонет – средство обращения, банкноты в основном выполняют функцию мерыстоимости. Бумажные и современные электронные деньги функционируют как средствоплатежа.
Обычно натерритории какого-либо государства все четыре функции выполняет одна валюта – национальная.Иногда в периоды экономических кризисов, сопровождающихся сильной инфляцией,некоторые функции денег переходят к валютам других стран. Например, в России вначале 1990-х гг. в условиях сильнейшего обесценения рубля почти все функцииденег параллельно обеспечивались российским рублем и американским долларом.Сегодня, поскольку рубль является единственным законным средством платежа натерритории РФ, доллар (или другие стабильные валюты) может выполнять функциимеры стоимости (установление цен в условных единицах) и средства накопления(долларовые накопления россиян, по некоторым оценкам, достигают несколькихмиллиардов).\
Сущностьденег
Деньги – этоочень многогранная и сложная категория. Поэтому дать их всеобъемлющееопределение достаточно трудно. И связано это прежде всего с отсутствием единоговзгляда на их сущность. Мы будем рассматривать деньги как особое экономическоеблаго, безусловно и свободно принимаемое для оплаты всех товаров и услуг иизмеряющее их стоимость. Данное определение позволяет включать в понятие денегне только бумажные купюры и монеты, которые мы используем ежедневно, но и вседругие их формы (в первую очередь безналичные).
Разныеформы денег обладают несколькими общими свойствами:
• всеобщейнепосредственной обмениваемостью на товары и услуги;
•измерением стоимости;
•сохранением стоимости.
Деньги какособый тип экономического блага обладают реальной и представительнойстоимостью.
Реальная,или внутренняя, стоимость денег – это рыночная стоимость того денежногоматериала, который пошел на их создание, ее величина определяется издержкамипроизводства денег.
Представительнаястоимость денег отражает экономическую силу субъекта, который выпускает (эмитирует)деньги, его возможность поддерживать их постоянную покупательную способность, т.е.способность денежной единицы обмениваться на определенное количество товаров иуслуг. Представительная стоимость зависит от субъективно-психологическихфакторов и определяется доверием населения к деньгам, которое проявляется вмолчаливом согласии людей принимать их по нарицательной стоимости в качествеинструмента обмена. В процессе эволюции денег комбинация реальной ипредставительной стоимостей не остается постоянной, она все время меняется,причем в пользу последней. Увеличение в деньгах доли представительной стоимостиназывается процессом рационализации.
Такимобразом, деньги можно также определить как единство реальной и представительнойстоимостей, а процесс их эволюции – как процесс постоянного изменениякомбинации этих двух видов стоимости денег.
Деньгиимеют и номинальную стоимость, т.е. нарицательную стоимость, которая указана наденежных знаках. Если номинальная стоимость совпадает с реальной, то деньгиназываются полноценными.
Такиеденьги впервые появились в древних государствах Средиземноморья – Лидии и Эгине– в VII в. до н.э. В большинстве европейских стран они находились вобращении вплоть до конца XIX в. Естественно, что полноценные деньгидороги в использовании, поэтому постепенно они были вытеснены из обращенияболее дешевыми и удобными – неполноценными. Номинальная стоимость последнихзначительно выше внутренней, кроме того при их выпуске государство (центральныйбанк) получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостьювыпущенных денег и затратами, связанными с их изготовлением. Например, всовременной России стоимость производства монеты номиналом в 5 руб. обходитсягосударству в 67 коп., 2 руб. – 79 коп., 1 руб. – 35 коп. Выпускаемые вобращение бумажные деньги – банкноты (или в отдельных странах казначейскиебилеты) также не могут рассматриваться как полноценные, поскольку ихноминальная стоимость значительно выше затрат на их изготовление, т.е. ихвнутренней стоимости. Встречаются также случаи, когда реальная стоимостьпревышает номинальную. Так, в советское время в обращении находились одно-,двух-, трех- и пятикопеечные монеты, издержки на чеканку которых превышали ихноминал.
 
Законденежного обращения. Формы денег
Денежноеобращение не является простым повторением обращения товаров и подчиняетсясвоему специфическому закону. Сущность его заключается в том, что на протяженииданного периода для обращения необходимая лишь определенная, объективнообусловленная масса покупательных и платежных средств. Суть этого закона можетбыть выражена уравнениям: Мф=Мн, где Мф – фактическая масса денег в обращении,Мн – объективно необходимая для обращения их масса. Если Мф превышает Мф – значитв обращении появились лишние деньги, и наоборот Мф меньше Мн – их недостаток.
Величина Мнвключает в себя все формы денег, которые обслуживают потребности обращения, атребования закона денежного обращения на всю его сферу – наличную ибезналичную.
Количестводенег, в среднему необходимых для обращения на протяжении определенного времени(Мн), прямо пропорциональная массе товаров и уровню их цен и обратнопропорциональная средней скорости обращения денежной единицы.
Тем неменее, не все товары, которые реализуются, оплачиваются немедленно. Часть ихпродается в кредит, и для их реализации деньги в данный момент не нужны, чтосоответственно уменьшает величину Мн. Вместе с тем в обращении в обращенииденьги обслуживают не только реализацию товаров или услуг, выполняя функциюпокупательного средства, а и обеспечивают погашение разных долговыхобязательств, прежде всего относительно купли товаров в кредит, выполняяфункцию платежного средства.
Для этого вобращении необходимая дополнительная масса денег свыше той, которая обслуживаетреализацию товаров и услуг. Однако не все долговые обязательства погашаютсяреальными деньгами. Если они имеют встречный характер, то могут взаимнозачислиться без участия реальных денег. Учитывая дополнительные факторы,которые действуют на денежную массу, то величину Мн можно выразить так:
Везде, гдеесть деньги и денежное обращение, объективно действует и этот закон – законвыравнивания Мф к уровню Мн.
В условияхзолотого стандарта выравнивания Мф и Мн обеспечивало автоматически. Принеровности Мф>Мн меновая стоимость золотых денег должна снизитьсясравнительно с реальной стоимостью, и владельцы их, чтобы не иметь потерь,изымали лишние суммы денег из обращения и направили их в сокровища. И наоборот,за неровности Мф
Формы денег
Как ужеотмечалось, деньги нужны и важны для нас независимо от того, в какой форме илив каком виде они существуют. Для каждого этапа развития общества характернасвоя господствующая функциональная форма денег. В современной теории денегвыделяют пять таких форм:
• товарныеденьги;
• монеты;
• банкноты;
• бумажныеденьги;
•электронные деньги.
В процессеэволюции денег происходит последовательная смена их функциональных форм. Каждаяпоследующая из них становится все менее вещественной. Этот процесс называетсядематериализацией денег.
Сдостаточной степенью условности денежную эволюцию можно связать с изменениемформ ведения хозяйства. Так, при натуральном хозяйстве на ранней стадииразвития обмена преобладающей формой денег являлись товарные деньги,выполнявшие функцию всеобщего эквивалента. В региональном хозяйстве в периодстановления феодальных государств на смену товарной форме денег приходитмонета. В эпоху расцвета национальных хозяйств при капитализме в условияхсвободной конкуренции доминирующей формой денег становятся банкноты. На стадиигосударственно-монополистического капитализма банкноты вытесняются бумажнымиденьгами. В условиях современной рыночной экономики появляются электронныеденьги.
Для каждоготипа хозяйства характерна своя преобладающая форма денег. Однако в отдельныепериоды в обращении одновременно может находиться несколько различных формденег. Причем по мере усложнения хозяйственных связей и усиления разнообразияусловий рыночных сделок число денежных форм увеличивается. Так, в настоящеевремя банкноты являются преобладающей формой денег и обращаются одновременно смонетами, электронными деньгами, а иногда и товарными эквивалентами.
Рассмотримтеперь, каким образом происходили появление новых функциональных форм денег иотмирание старых.
На раннихэтапах развития человеческого общества наиболее типичными предметами,выполнявшими роль всеобщего эквивалента, были скот, меха, зерно, соль, морскиераковины, зубы акулы, пластинки из черепах и т.д. Это были так называемыевещные деньги. Интересные сведения о различных видах вещных денег приводит З.П. Евзлин:«На островах Фиджи были в ходу зубы акулы…. Кораллы еще и теперь употребляютсяу многих племен как украшения и как деньги…. Среди предметов украшений и другихценностей, употреблявшихся в качестве денег, нужно упомянуть еще янтарь, резныекамни и слоновые клыки» [6, с. 11]. Каждый народ, как правило, имел своисобственные денежные знаки. Так, население, занимавшееся земледелием,использовало в качестве денег зерно, скотоводством – скот, а промыслом в лесах –меха. Древнейшим денежным товаром у восточных славян, как и у многих другихнародов, еще до формирования полноценной государственности был скот. Да и самопроисхождение латинского слова «pecunia» (деньги) берет свое начало от слова«pecus» (скот).
Развитиеобмена привело к тому, что полноценные вещные знаки постепенно теряли своюпотребительную стоимость как товар. Экономический агент, принимавший такиеденьги, не собирался использовать их для непосредственных целей потребления иабстрагировался от их потребительских качеств. Он принимал вещные денежныезнаки ради того, чтобы в дальнейшем обменять их на другие необходимые емутовары. Поэтому появилась возможность заменить полноценные товарные деньги нанеполноценные. Неполноценные вещные денежные знаки, потеряв потребительнуюстоимость товара, сохранили потребительную стоимость денег – способностьобмениваться на любой другой товар.
Однако некаждый товар способен играть роль всеобщего эквивалента. В процессе развитияобмена определились свойства, которыми должны были обладать вещные денежныезнаки, чтобы быть деньгами. К ним относились следующие: делимость, прочностью,износоустойчивость, узнаваемость, способность к длительному хранению, высокаястоимость, редкость. Совокупность перечисленных свойств и создает из товаров,обладающих ими, деньги. Такими товарами в результате длительной эволюции сталиметаллы. На смену вещным денежным знакам пришли металлические деньги.
Сначаламеталлические деньги принимали форму орудий труда. В качестве таковых выступалиплуги, оружие, кованые мотыги, наконечники копий и др. С течением времени,когда добыча металла увеличилась, из него стали изготавливать не только орудиятруда, но и украшения, что позволило использовать и их в качестве денег.Третьей и последней формой металлических денежных знаков стали слитки, которыешироко использовались в торговле. Но применение таких денег в обращениисоздавало ряд неудобств, вызванных, во-первых, трудностью определения ихколичества, т.е. точности взвешивания и, во-вторых, сложностью определениякачества, т.е. чистоты металла в слитке. Следовательно, возникали трудности приустановлении стоимости слитков. Для устранения этих неудобств государствоприняло на себя обязанности по удостоверению чистоты металла, а затем и еговеса. Постепенно закрепилась и единая форма слитков в виде монет.
Слово«монета» происходит от названия римского храма Юноны-Монеты, в которомпомещался во времена Римской республики монетный двор. Начали чеканить монетылидийцы примерно в первой четверти VII в. до. н.э. Затем из Лидии онираспространились в Грецию. Весовое содержание первых монет совпадало сотчеканенным на них номиналом, поэтому наименование весовой единицы повторялосьв названии денежной – гривна, фунт. Первые монеты были полноценными, но по мереиспользования за счет стирания их весовое содержание постепенно уменьшалось, ноони продолжали ходить по прежнему номиналу. Это натолкнуло на мысль овозможности фальсификации монет, т.е. чеканки неполноценных денег, у которыхноминальная стоимость выше их весового содержания – внутренней стоимости.Чеканка неполноценных монет начала приносить государству монетный доход,который использовался для пополнения бюджета. С образованием единыхнациональных государств монетная чеканка стала привилегией центральной власти иполучила название монетной регалии.
Появление вобращении банкнот было вызвано экономической необходимостью, так какиспользование монет в денежном обращении перестало отвечать потребностямразвития экономики и даже начало тормозить его. Банкноты господствовали в эпохусвободной нерегулируемой конкуренции. Впервые они появились в Западной Европе,где крупные купцы (негоцианты) отдавали свои деньги на хранение первым банкирамтого времени (менялам), которые взамен выдавали им банковские расписки(bancnote). Последние были близки к переводным векселям, так как в нихсодержалось требование к контрагенту менялы, который находился в другом городе,выдать предъявителю данной банкноты указанное в ней количество монет. Этопозволило купцам переводить достаточно большие суммы денег быстро и безопасно.Расчеты между торговцами стали осуществляться посредством передачи этихрасписок, т.е. фактически требование в получении определенного количества монетот менялы переуступалось другому лицу.
Первыебанкноты, получив широкое распространение в торговом обороте благодаря удобствупри расчетах, не часто возвращались к выпустившим их банкирам для обратногоразмена, что привело к образованию у последних постоянных невостребованныхкассовых остатков драгоценных металлов в течение финансового года. Их наличиенатолкнуло банкиров на мысль о возможности выдавать кредиты посредством выпискибанкнот на эту сумму. Выпуск таких банкнот, обеспеченных лишь доверием кбанкиру, приносил менялам дополнительный так называемый эмиссионный доход.Эмиссионный доход – доход от эмиссии неполноценных денежных знаков, образуемыйкак разница между их номинальной и реальной стоимостями. Государство, увидев втакой форме выпуска дополнительный источник пополнения своего бюджета,монополизировало эмиссию банкнот.
 
Модель спросаи предложения
Оптимальнаяцена, как мы видели, определяется спросом и предложением. Если продавецсогласен продать по той цене, по которой найдется покупатель, то это и естьцена.
Цена – необъективная реальность, существующая сама по себе и которую можно рассчитать, арезультат борьбы спроса и предложения.
Эта борьбаприводит к состоянию «равновесия-неравновесия», когда экспериментальный поискравновесного состояния происходит на основе колебаний вокруг некоторойравновесной точки. Поэтому оптимальность цены и равновесное состояние спроса ипредложения более точно можно определить как допустимый диапазон возможныхзначений, а не единственно правильное значение.
Интересноотметить, что если на товарных рынках цена – это денежное выражение стоимоститовара, то на валютном рынке пытаются определить цену самим деньгам, т.е.стараются найти «цену цене». Эта особенность вносит свою специфику в валютныйрынок и механизм ценообразования на нем. Своеобразие данного рынка заключаетсятакже и в том, что цена национальной валюты зависит от состояния экономикистраны и. наоборот, изменение цены на такую валюту оказывает чрезвычайносильное влияние на экономику.
Вдальнейшем при анализе FOREX мы будем часто использовать следующие простыеправила:
• приувеличении спроса на валюту ее цена растет;
• приуменьшении спроса – падает;
• приувеличении предложения валюты ее цена падает;
• приуменьшении предложения – растет.
Эти правилавытекают из анализа процесса взаимодействия спроса и предложения приценообразовании. Действительно, когда растет спрос на тот или иной товар,продавец может поднимать цены до тех пор, пока предложение и спрос неуравновесят друг друга. При увеличении предложения товара продавец вынужденпонижать цены до тех пор, пока снова не возникнет состояние равновесия междуспросом и предложением.
Спрос ипредложение являются тем механизмом, который определяет точку равновесия рынка:оптимальную цену и оптимальный объем производства. Анализ взаимовлияния спросаи предложения не дает однозначного ответа на вопрос: что является первичным – спросили предложение?
Действительно,наличие спроса стимулирует возникновение адекватного предложения, однаковозможна ситуация, когда и предложение стимулирует спрос. Например, повышенныйспрос на телевизоры позволяет производителям выпускать их больше, так какрастет цена товара, что усиливает привлекательность его производства. Инаоборот, изобретение кубика Рубика и его предложение в качестве товарастимулировало возникновение и увеличение спроса.
Сдвиг любойиз линий их приводит к новой точке равновесия, которая характеризуется другимзначением оптимальной цены и объема производства. Такой сдвиг, как мы видели,может стимулироваться как спросом, так и предложением. Подробный анализ ихвзаимодействия, а также графическую интерпретацию этого процесса можно найти влюбой книге по макроэкономике.
За спросомстоит стремление потребителей удовлетворить свои желания и потребности. Запредложением стоит стремление производителя получить прибыль, выпуская товарыили предоставляя услуги, которые удовлетворяют желания потребителей.
Ипотребители, и производители действуют в условиях ограниченных ресурсов: первыеимеют ограниченный доход, а вторые ограничены уровнем допустимых издержек.Поэтому потребитель стремится удовлетворить свои потребности по минимальновозможной цене, а производитель не может опустить цену ниже издержекпроизводства.
Следовательно,всегда происходит борьба за цены между потребителем и производителем. Крометого, в эту борьбу вмешивается конкуренция между разными производителями, когдакаждый производитель может победить другого, только снизив цены, а это возможнолишь при сокращении издержек производства. Существует и иной путь завоеванияпотребителей: при той же цене предложить более качественный товар. Но повышениекачества товара обычно связано с увеличением издержек и косвенным образомвсе-таки является понижением цены. Искусство находить новые решения,позволяющие снизить производственные издержки и эффективно использоватьдоступные ресурсы, определяет успех бизнеса.
Заметьтетакже, что основную часть этих издержек составляет заработная плата, Каждыйработник старается увеличить свой заработок, что позволит ему как потребителюнаиболее полно удовлетворить свои желания, а производитель старается сократитьиздержки.
Как видим,равновесие спроса и предложения достигается в результате борьбыразнонаправленных стремлений потребителя и производителя. Такое равновесиенельзя рассматривать как статическое состояние, поэтому в макроэкономике егоназывают «состоянием равновесия-неравновесия», поскольку на рынке все времяпроисходят колебания около некоторой идеальной равновесной точки.
Модельспроса и предложения
Можнопопытаться изобразить модель ценообразования как график нормальногораспределения случайных величин (см. рис. 2–2). В диапазоне вершинынаходятся допустимые, или оптимальные, значения, а правый и левый края графикапредставляют собой две крайности одного явления.
Крайностипрактически без споров признаются всеми как недопустимые или «плохие»состояния, когда есть возможность сравнить их с идеальным состоянием. Идеальноеже состояние точно определить нельзя, ибо существует достаточно широкийдиапазон допустимых значений. Именно в его пределах и ведутся основные споры отом, хорошо то или иное состояние или плохо. Если принять существованиедиапазона идеальных значений, то становится понятным, что такие спорыбессмысленны, поскольку все эти состояния являются допустимыми.
Как можно спомощью нашего графика объяснить некоторые явления (например, на валютномрынке)?
•Восприятие человеком любого явления заключается в том, что пока мы находимся навершине графика, все значения воспринимаются как допустимые и нормальные,потому что вершина достаточно плоская и перемещения в ее пределах не дают намсигнала о спуске или подъеме. Таким образом, колебания цен в пределах вершиныне замечаются участниками рынка и не представляют им оснований чувствовать своюнеправоту. То есть эти колебания воспринимаются рынком как нормальное явление.Движение вправо или влево за пределы вершины позволяет за счет всеувеличивающейся крутизны спуска начинать чувствовать отклонение от оптимальногодиапазона. В такой ситуации возможны два варианта. Либо за этим последуеткоррекция, и мы вернемся на вершину, либо, если этот спуск будет замеченслишком поздно, произойдет резкое скатывание вниз.
•Максимальное отклонение вправо или влево однозначно определяется всеми какненормальное состояние. Но если долго находиться в этих критических точках, то,в силу пологости графика в данных областях, можно ошибочно воспринимать их завершину. Кроме того, если не будет предотвращено скатывание вниз, то подъемможет оказаться долгим и мучительным.
Чтобысуметь удержаться на вершине и точно определять свое текущее положение,необходимо постоянно «раскачиваться» вдоль этой кривой. Действительно, если выстоите в одной точке и не передвигаетесь, то вы не сможете установить, в какомместе кривой вы находитесь.
Лишьраскачивание вдоль кривой и сравнение соседних точек позволит вам определитькрая вершины, поскольку только левый и правый спуски кривой можно почувствоватьдостаточно четко из-за их крутизны. Причем, если раскачиваться на вершине, толегче удерживаться в оптимальном диапазоне за счет малых амплитуд раскачивания,тогда как на «хвостах» графика требуются большие амплитуды раскачивания, чтобыможно было почувствовать недопустимый уход из оптимального диапазона. К тому жеподъем вверх всегда сложнее, чем спуск вниз, и требует больших усилий.
Эта модельполностью совпадает с житейским принципом «золотой середины». С помощью данноймодели можно пытаться объяснить многие явления, даже такие как добро и зло.
Болееточное следование нашей модели должно происходить на свободных рынках, гдеспрос и предложение определяются большим количеством участников, что, на нашвзгляд, дает объективность рынку, ибо на такой рынок не могут волюнтаристскивлиять отдельные индивидуумы.
Криваяспроса
Если мырассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то заметим,что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товарасуществует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество(при прочих равных условиях) готовы покупать покупатели, тем выше на него спрос(то есть мы «спрашиваем», запрашиваем то, в чем нуждаемся). То есть наблюдаетсяобратная зависимость.
Законспроса – обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется закономспроса.
Этазависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображенаграфически. Кривая спроса (demand cuive – англ.) показывает, какое количествоэкономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данныймомент времени.
Повертикальной оси мы откладываем величину цены (Р – price), а по горизонтальной –объем приобретаемого блага (Q – quantity).
На нашемграфике точка А характеризует повышение цены, а значит, уменьшение объема приобретаемогоблага. Точка В-показывает понижение цены, а значит, увеличение количестваприобретаемого блага.
Функцияспроса
Изображеннаякривая характеризует состояние цен и объема покупок определенной продукции вопределенный момент времени. Подобная кривая – график, простейшая экономическаямодель, как Вы помните. Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует ожелании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общемвиде уравнение кривой спроса мы можем определить по формуле:
/>
где Q – величинаспроса (quantity of demand) или величины приобретаемого товара;
Р – цена(price).
f – показательфункциональной зависимости величины спроса от цены (function)
То естьесли проговорить это уравнение словами, получится:
Величинаспроса (или объем приобретаемого потребителями блага) зависит от размера ценына это благо.
Функцияспроса (demand function – англ.) – функция, определяющая спрос в зависимости отвлияющих на него различных факторов. Важнейшим из них, как Вы уже поняли изопределения величины спроса, является цена на единицу блага в данный момент. Носуществуют и так называемые неценовые факторы, из-за влияния которых меняетсявид кривой спроса.
Сдвигикривой спроса
Мы ужевыяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Иными словами – это«движение» по кривой спроса (см. рисунок ниже). Однако на спрос влияют нетолько цены, но и иные факторы:
увеличение(или сокращение) доходов потребителя;
изменение вкусови предпочтений;
ценовые идефицитные ожидания;
колебаниерасходов на рекламу;
изменениецен товаров-заменителей или дополняющих товаров;
рост (илиуменьшение) количества покупателей и пр.
Спросявляется функцией всех этих факторов (то есть зависит от них):
/>
где Q – спрос;Р – цена; I – доход (income); Z – вкусы; W – ожидания (waiting); Psub – цена натовары-заменители (substitute); Pcom – цена на дополняющие товары (complement);N – количество покупателей; В-прочие факторы.
Эти факторыспособствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево, то есть при тех же ценахколичество покупок может увеличиваться или уменьшаться.
Например,увеличение денежных доходов потребителей (при отсутствии инфляции) означаетповышение спроса, то есть сдвиг кривой D в положение D1. При этом спрос можетвозрастать быстрее или медленнее роста дохода в зависимости от качества товара,его места в бюджете потребителя и ряда других свойств. Такая ситуация типичнадля большинства товаров за исключением низкокачественных. Рост доходовпереключает спрос потребителей на товары лучшего качества, спрос же нанизкокачественные товары снижается, то есть кривая перемещается из положения Dв положение D2.
Рост ценытовара, который замещает данный товар, повышает спрос на данный товар.Например, рост цен на молочный шоколад производства одной фирмы можетпереключить часть спроса на похожий шоколад другой фирмы, вследствие чего ценаего тоже начнет расти. Итак, рост цен на продукт одной фирмы привел к ростуспроса на похожий товар другой фирмы. То есть при условии товаров-заменителеймежду ценой на один из них существует прямая зависимость. И, наоборот,повышение цен на взаимодополняемое благо сокращает спрос на него, например,рост цены на компьютер приводит к уменьшению объема их продаж. Следствиемсокращения объема продаж компьютеров будет падение спроса на дополняющиетовары: например, мониторы, падение спроса на них заставит продавцов снизить ихцены. Таким образом, если два товара взаимодополняемы то, между ценой на одиниз них и спросом на другой существует обратная связь.
В нашемпримере рост цен на компьютеры привел к падению спроса на мониторы.
Важнымфактором, влияющим на спрос, является число покупателей. Поясним это напримере. Допустим, у нас имеются два покупателя – покупатель 1 и покупатель 2,индивидуальные функции спроса которых D1 и D 2. Тогда совокупный спрос можетбыть определен путем сложения кривых спроса обоих покупателей.
В реальнойрыночной экономике, когда речь идет о числе покупателей, чрезвычайно важноучитывать их половозрастную структуру, средний размер семей, долю лицпенсионного возраста и т.д.
Наизменение спроса влияют и вкусы потребителей, однако их влияние порой довольнотрудно определить однозначно. К тому же один и тот же фактор может оказыватьразное (нередко прямо противоположное) влияние на различные группы населения.
Движениевдоль кривой спроса отражает изменение величины спроса: чем выше цена, тем нижевеличина спроса и, наоборот. Чем ниже Цена, тем выше величина. Сдвиг кривой спросавлево или вправо отражает изменение спроса: оно происходит под влияниемнеценовых факторов, определяющих функцию спроса.
Предложение.
Криваяпредложения
Что ж, мы сВами поговорили о поведении потребителя на рынке и о характеризующей этоповедение функции спроса. Потребитель – один экономический агент сделки. А сдругой стороны – продавец (или производитель) товара, который предлагает товарпо определенной цене. То есть теперь мы подробно изучим предложение.
Если мырассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легкозаметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена,тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы.Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называетсязаконом предложения (law of supply). Зависимость количества произведенных благот уровня цен может быть изображена графически:
Например,точка А характеризует ситуацию, когда при понижении цены производитель будетпредлагать меньше товара, а точка В-наоборот, при повышении цены – большепредлагается товара. Принято откладывать цену по вертикальной оси, а зависимую переменную– объем продажи (предложение) по горизонтальной оси.
Криваяпредложения (supply curve) показывает, какое количество экономического благаготовы продать производители по разным ценам в данный момент времени.
То естьфактически кривая предложения характеризует зависимость величины предложения(объема продаваемых благ) от цены. Изображенная кривая S (от англ. supply)характеризует уровень цен и объем продаж блага в определенный момент времени.Она имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителяпродать большее количество благ по более высокой цене.
В общемвиде функция предложения имеет вид:
Qs = f(P)
где Qs – величинапредложения (quantity of supply) или объем продаваемого товара; Р – цена.
Сдвигкривой предложения
Как мы ужевыяснили, важнейшим фактором, влияющим на величину предложения, является ценана единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение покривой предложения. В действительности на предложение блага влияют не толькоцены самого блага, но и другие факторы:
ценыфакторов производства (ресурсов);
технология;
ценовые идефицитные ожидания агентов рыночной экономики;
размерналогов и субсидий;
количествопродавцов и пр.
Величинапредложения является функцией всех этих факторов:
/>
Где Рг – ценыресурсов, К – характер применяемой технологии, Т – налоги и субсидии, N – количествопродавцов, В-прочие факторы.
Например,повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то естьсдвиг кривой S в положение S 1. Наоборот, в случае понижения цен на факторыпроизводства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой Sположение S 2 (см. рисунок выше).
Движениевдоль кривой предложения отражает изменение величины предложения: чем вышецена, тем выше величина предложения и, наоборот, чем ниже цена, тем нижевеличина предложения.
Сдвигкривой предложения влево или; вправо отражает изменение предложения: онопроисходит под влиянием неценовых факторов, определяющих функцию предложения.
Спрос ипредложение. Динамические модели предложения
Давайте жерассмотрим взаимодействие потребителей и производителей на рынке. Изобразим этов виде модели пересечения графиков спроса и предложения.
Дляпонимания функции предложения большое значение имеет фактор времени (то есть мыс Вами сейчас изучим предложение в виде динамической модели). Обычно различаюткраткосрочный, среднесрочный и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. Вкраткосрочном периоде все факторы производства постоянны (то есть их количествои состояние не меняется – просто ничего не успевает измениться), всреднесрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являютсяпеременными, в долгосрочном – все факторы переменны (включая производственныемощности, число фирм в отрасли и т.д.).
В условияхкраткосрочного рыночного периода повышение (понижение) спроса приводит кповышению (понижению) цен, но (понижение) спроса приводит к повышению(понижению) цен, но не отражается на величине предложения (рисунок 1).
В условияхсреднесрочного периода повышение спроса обусловливает не только рост цен, но иувеличение объема производства, так как фирмы успевают изменить некоторыефакторы производства в соответствии со спросом (рисунок 2).
В условияхдлительного (долгосрочного) периода увеличение спроса приводит к значительномуросту предложения при постоянных ценах или несущественном повышении цен(рисунок 3).
Равновесиена рынке
В условияхрыночной экономики конкурентные силы способствуют сопоставлению цен спроса ицен предложения, что приводит к равенству объемов спроса предложения. Как мы сВами уже говорили: рано или поздно потребители и продавцы в условиях рыночнойэкономики «договариваются» об определенной цене продажи-покупки. Иустанавливается удовлетворяющая обе стороны – рыночная или равновесная цена. Доследующего изменения условий, влияющих на спрос или предложение, или на обаявления вместе. Но условия равновесия в рыночной экономике рассмотрим уже наследующем занятии. А на этом поясним ситуации, когда равновесие на рынке недостижимои рыночную равновесную цену невозможно определить.
В условияхнеразвитой рыночной экономики цена предложения может значительно превышать ценуспроса (см. рисунок ниже), а объем предложения не соответствовать объемуспроса:
В первомслучае максимальная цена, которую в состоянии дать за данный товар (или услугу)покупатели, значительно ниже той минимальной цены, которую в состояниипредложить продавцы. Во втором случае максимальный объем спроса ниже минимальнодопустимого объема предложения. Объем спроса настолько мал, что производителямне выгодно поставлять товар в столь микроскопических количествах.
Согласиепродавцов и покупателей на рынке о покупке-продаже определенного количества товараза определенную цену будет определять равновесие на рынке. Однако может бытьникогда не достигнуто, если цена предложения существенно превышает возможныецены спроса, или объем спроса существенно ниже объема производства: блага дляпроизводителей.
 
Рыночная конкуренция.Понятие, виды
Рыночныеструктуры
Конкуренция– это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условияпроизводства, купли и продажи товара. Каждый предприниматель стремитсяувеличить прибыль и расширить масштабы своей хозяйственной деятельности. Этонеизбежно приводит к взаимной борьбе предпринимателей за более выгодные условияпроизводства и сбыта товаров, и они выступают по отношению друг к другу каксоперники, конкуренты.
Конкурентнаяборьба существует как среди продавцов, так и среди покупателей. Конкуренциясреди продавцов усиливается, если предложение какого-либо товара больше, чемспрос на него. Иногда продавцу приходится даже снижать цену, чтобы продать свойтовар, а это может привести к сокращению производства данного товара. Если жеспрос больше, чем предложение, конкурентная борьба возникает среди покупателей:каждый старается предложить более высокую цену на дефицитный товар, посравнению с ценой соперника. Цена повышается, что приводит к увеличениюпроизводства данного товара.
Характерконкуренции может быть различным, и связан с существованием различных рыночныхструктур. Структура рынка характеризует взаимосвязь и взаимодействие различныхвидов рынков (его элементов). Понятие структуры рынка характеризует основныеотличительные черты рынка, в число которых входит:
количествои размеры фирм;
степеньконцентрации производства;
степеньдифференциации товаров различных фирм;
наличие илиотсутствие барьеров при входе и выходе с конкретного рынка;
доступностьрыночной информации и т.д.
Первоначальновыделяется рынок совершенной, или свободной, и несовершенной конкуренции.Совершенная (свободная, чистая) конкуренция – это свободное ценообразование,формирующееся в результате следующих условий функционирования рынка:
множествопокупателей и продавцов;
высокаямобильность факторов производства;
отсутствиебарьеров на пути вступления на рынок или выхода из него;
однородность(стандартность) продаваемой продукции;
равныйдоступ всех участников рыночных отношений к информации.
Перечисленныеусловия характеризуют идеальный рынок, который в чистом виде не существует.Лишь некоторые рынки по своим характеристикам могут приближаться к совершеннойконкуренции. Однако в целях упрощения анализа часто рассматривается именно этотвид рыночной структуры как основа или первый шаг исследования в пониманииспособа функционирования рынка.
Несовершеннаяконкуренция – отсутствие хотя бы одного из признаков совершенной конкуренции.
Монополия –крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой единственный продавецполностью контролирует производство товара на рынке. Она неизбежна в рыночнойэкономике – каждый конкурент на рынке мечтает стать монополистом. В силуобъективных причин могут возникнуть:
сырьеваямонополия – наличие единственного месторождения полезного ископаемого или иногоэкономического ресурса;
административнаямонополия – государственное регулирование в интересах общества экономическогоспроса некоторых товаров (алкоголь, оружие и т.д.);
естественнаямонополия – производство продукции одной фирмой обходится дешевле обществу, чемдвумя и более (коммунальные службы).
Наряду сестественными монополиями существуют и искусственные, создаваемые за счетспециальных мер: концентрации производства, соглашений о ценах, слияний и др.Действуют и корпоративные монополии.
Монополиипротивоположна монопсония – рыночная структура, при которой единственныйпокупатель диктует объем продаж и цену.
В случае,когда монополист на рынке встречается с монопсонистом (единственному продавцупротивостоит один покупатель), возникает билатеральная, или двусторонняя,монополия.
Олигополия –рыночная структура, состоящая из небольшого числа крупных фирм, некоторые изкоторых контролируют значительную долю рынка. В такой ситуации вступление нарынок новых фирм возможно, но затруднено; контроль над ценами не всеобъемлющий,но существенен; конкуренция носит неценовой характер (техническоепревосходство, качество и надежность товаров и др.).
Олигополиипротивоположна олигопсония – рыночная структура, предполагающая на сторонеспроса несколько покупателей. В случае, когда на рынке всего два конкурента,возникает дуополия.
Монополистическаяконкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм,производящих один вид товара, различающийся по своим свойствам. В этом случаевысока дифференциация товара по отличиям в качестве, условиях продажи иобслуживания, по степени доступности товара для покупателей; неценоваяконкуренция соседствует с ценовой, контроль над рыночной ценой незначителен.
Характерныечерты четырех основных моделей рынка представлены в таблице [19].
Перечисленныеранее рыночные структуры можно условно разделить на реальные и идеальные(абстрактные). Если монополистическая конкуренция и олигополия достаточношироко распространены в реальной экономике, то совершенная конкуренция,монополия и монопсония являются скорее абстрактными моделями, к которым реальносуществующие рынки могут лишь в большей или меньшей степени приближаться.
 
Цена: понятиефункции. Системы цен
Обментоварами может осуществляться только как обмен эквивалентами. Это означает, чтов основе обмена товаров лежит величина их стоимости, которая и определяетсялибо меновые пропорции натурального обмена, либо количество денег измеряющеестоимость товара, или его цену.
Из сферыпроизводства товары попадают в сферу обращения, где начинают действоватьрыночные факторы, они вызывают отклонение цены вверх или вниз – устанавливаетсярыночная цена. В свою очередь рыночная цена воздействует на спрос и предложениетовара, а значит на поведение покупателей и продавцов.
Однако ценырегулируют не только индивидуальные покупки и продажи товаров, но иэкономические процессы в целом. В данном случае все цены, взятые вместе,действуют как единый ценовой механизм. В ценовом механизме различают две части:
сами цены,их виды, структура, величина, динамика изменения
ценообразование,как способ установления формирования новых цен и изменению действующих
Кустановлению цен имеется два подхода: рыночный и затратный (производственный).При рыночном подходе, факторами, воздействующими на формирование цены, являютсяспрос и предложение товара – конъюнктура рынка. При затратном подходе в основуустановления цены кладутся издержки производства. Под понятием цена понимаетсямножество разновидностей цен, взаимосвязь и взаимоотношение различных видов ценобразуют систему цен. Система цен состоит как из отдельных цен, так и изценовых групп.
По степении способу урегулирования цены разделяются на следующие группы:
жесткофиксированные(назначаемые)
регулируемые(изменяемые)
договорныецены
свободные(рыночные)
По видуторговли и характеру реализуемого товара цены делятся на:
оптовые
розничные
закупочные
тарифы
По временидействия выделяют:
твердые
текущие
сезонные
скользящие
Экономическаясущность цен проявляется через их функции:
учетнаяфункция
распределительная
балансированияспроса и предложения
стимулирующая
Учетнаяфункция отражает объективно необходимые затраты на выпуск и реализацию той илииной продукции. Распределительная функция состоит в том, что государство черезценообразование осуществляет перераспределение национального дохода междуотраслями экономики, регионами, социальными группами населения. Функциябалансирования спроса и предложения осуществляет связь между производством ипотреблением, предложением и спросом. Стимулирующая функция цены проявляется втом, что цена при определенных условиях может стимулировать ускорение развитиянаучно-технического прогресса, улучшение качества продукции, увеличение еговыпуска.
Цена – многофункциональноеэкономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечетза собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политическиепоследствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, вглубоком анализе закономерностей и тен-денций их изменения заинтересовано всеобщество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Цена – суммаденег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Сущностьцены, ее экономическая природа проявляются в двойной роли, которую играет ценана рынке. Она выступает как:
– индикатор,отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения,торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степеньконкурентности на рынке и т.д.);
– маркетинговыйрегулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос ипредложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля,оборачиваемость товарных запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяютограничивать потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.
Рыночнаяцена выполняет различные функции. Цена – это посредник и соизмеритель приобмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, факторуровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориальногоразмещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управленияэффективностью, фактор налогообложения. Цена – это главная составляющаяинфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышениецен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена – мощный факторуровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления,уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена – этоорудие конкурентной борьбы.
 
Ресурсы ифакторы общественного производства
Экономическаятеория характеризует ресурс как взаимодействие природы социального и духовногопотенциалов в процессе производства. Исходя из состава ресурсов, их можноразделить на четыре группы:
природныересурсы
материальныересурсы
трудовыересурсы
финансовыересурсы
К природнымресурсам относятся: естественно имеющиеся в природе ископаемые, земля,земельные угодия, вода, воздух. К материальным ресурсам относятся все созданныеруками человека средства производства. Трудовые ресурсы это экономическиактивные, трудоспособные люди. Финансовые ресурсы это совокупность всех видов исредств финансовых активов, которыми располагает общество, и которые могут бытьвыделены для организации производства. К ресурсам принято относить природные исоциальные силы, которые могут быть вовлеченные в процесс производства.
Природные исоциальные силы уже вовлеченные в процесс производства – называютсяпроизводственными факторами.
Традиционновсе производственные факторы делят на:
землю
труд
капитал
предпринимательскуюспособность
Земля, какфактор производства, обозначает все используемые в процессе природныебогатства, полезные ископаемые, пахотная земля, леса, и так далее. Она неявляется результатом человеческой деятельности. Капитал, как факторпроизводства товаров и услуг, сюда относят не только физический капитал, но иденежный и человеческий капитал. Труд, как фактор, производства представленинтеллектуальной или физической деятельностью, направленной на изготовлениетоваров или оказание услуг.
Предпринимательскаяспособность – это особый вид человеческого капитала представленногодеятельностью по координации и комбинированию всех основных факторовпроизводства.
Каждыйфактор производства способен принести своему владельцу доход. Капитал приноситпроцент, труд – заработную плату, земля – ренту, предпринимательскаяспособность – прибыль.
 
Виды налогов
Налоги ихсущность и виды.
Главнойстатьей бюджетных доходов являются налоги. Кроме налогов бюджет пополняютразличные сборы: пошлины, акцизы, лицензии. Кроме этого для пополнения доходнойчасти бюджета государство и местные органы власти могут выпускать облигации,продавать государственное имущество. Идеальное исполнение государственногобюджета это полное покрытие государственных расходов доходами и образованиеостатка средств. Такое состояние бюджета называется профицитом. Если доходов нехватает, то говорят о дефиците бюджета. Прибегая, в целях покрытия бюджетныхрасходов, к займам, государство накаливает долг, называемый государственнымдолгом. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а так жена краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Выплата процентов по долгу ипостепенное погашение основной суммы называется обслуживанием долга.Инструментом финансовой политики государства являются налоги. Налоги – этообязательные платежи, выплачиваемые центральным и местным властям, и местныморганам власти юридическими и физическими лицами и поступают в соответствующиебюджеты.
С помощьюналогов государство регулирует экономическую жизнь страны, они являютсяэкономической базой содержания непроизводственных сфер, государственногоаппарата, армии. Совокупность взимаемых налогов и других обязательных платежей,а так же формы и методы их построения образуют налоговую систему. Налоги бываютдвух видов:
на доходы иимущество (они взимаются с конкретных физических или юридических лиц, поэтомуназываются прямыми);
налоги натовары и услуги (например НДС, акцизы, называются косвенными).
Величинаналоговой суммы (налоговое бремя) зависит от: налоговой базы (величина скоторой взимается налог); налоговой ставки (размера в которой взимается налог).Полное или частичное освобождение от налогов называется налоговой льготой.
Отношениегосударства и налогоплательщиков к взимаемым налогам различно, государство вцелях увеличения поступлений в бюджет стремится повысить налоговые ставки,плательщики же, напротив, стремятся платить меньше или вообще не платить.Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикойналоговых ставок называется кривой Лоффера. Существует значение налоговой ставки,при котором поступления от налоговых сборов в бюджет достигают максимума.Дальнейшее увеличение налоговых ставок приводит к снижению доходов бюджета, т. к.налогоплательщики будут скрывать доходы или переходить в теневую экономику.
 
Кредит:понятие, формы, цели
Понятие,функции и роль кредита.
Развитиефункций денег как средства накопления и возможности не только сбереженияденежных средств, но и перераспределения их среди экономических субъектовиспытывающих в них потребность.
Дляудовлетворения многочисленных потребностей общества в заемных средствах,используется ссудный капитал. Движение этого капитала и называется кредитом. Кредит– это экономическая категория, выражающая отношения проявляющиеся в том, чторазличные хозяйствующие организации или отдельные лица передают друг другуденежные средства, на условиях возвратности, срочности, платности.
Важнейшимисточником ссудного капитала служат свободные денежные средствакредитно-финансовых учреждений; денежные накопления населения.
Коммерческийкредит – предоставляется предприятием в виде продажи товаров с отсрочкойплатежа.
Банковскийкредит – предоставляется владельцем денежных средств заемщикам в виде денежныхссуд.
Взависимости от сферы применения, различают собственно кредитные средства наприобретения оборотного капитала и ссуды – кредит на приобретение основногокапитала. По срокам предоставления кредиты делятся на:
кратковременные,
среднесрочные,
долгосрочные.
Кредитвыполняет ряд функций:
распределительную;
эмиссионную(на основе кредита и в связи с кредитом происходит выпуск денежных знаков,безналичных платежных средств, ценных бумаг);
контрольную(в процессе совершения кредитных операций осуществляется контроль экономическойдеятельности предприятий и их финансовое состояние);
регулирующую(с помощью различных мероприятий, таких как изменение процентных ставок,предоставления гарантий, государство может воздействовать на хозяйственныепроцессы в экономике).
Формыкредита
Различаютследующие формы кредита: государственный, ипотечный, коммерческий, банковский,потребительский.
Государственныйкредит – такой, в котором кредитором является государство. Он осуществляется,как правило, государственными банками.
Ипотечныйкредит представляет собой долговременные ссуды под залог недвижимости (производственныеили жилые здания, сооружения, земля).
Коммерческийкредит представляет собой заем одного бизнесмена другому в виде отсрочкиплатежа за поставленные товары (так называемый торговый dArt=16 title= «Кредит»>кредит),работы или услуги. За предоставление коммерческого кредита кредитору выдаетсявексель, цена которого складывается из цены товара (работы, услуги) и ссудногопроцента.
Банковскийкредит – это кредит банков и других финансово-кредитных учреждений, выдаваемыйв виде денежных ссуд.
Потребительскийкредит – частный случай коммерческого или банковского кредита. Данный кредитвыдается потребителю в виде займов для покупки товаров длительного пользования(автомобилей, мебели, сложной бытовой техники) либо в виде банковской ссуды настроительство и приобретение жилья, дач, гаражей и т.д.
Целикредита
Цели, накоторые могут быть предоставлены кредиты «Запсибкомбанк» ОАО:
Финансированиекапитальных вложений, в т.ч. на расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение, ввод в действие новых мощностей;
Пополнениеоборотных средств: для расчетов с поставщиками и подрядными организациями, навыплату заработной платы, для расчетов по платежам, причитающимся в бюджет ивнебюджетные фонды;
Финансированиекраткосрочных финансовых вложений (приобретение ценных бумаг, в т.ч.эмитируемых «Запсибкомбанк» ОАО);
Финансированиецелевых бюджетных программ, текущее финансирование муниципальных предприятий впериод кассовых разрывов;
Оплатавнешнеэкономического контракта;
Внесениедепозита в обеспечение конкурсной заявки для участия в конкурсе / аукционе;
Прочиецели.
Целькредита определяется потенциальным заемщиком, оговаривается в кредитномдоговоре и не может противоречить действующему законодательству.
 
Формированиеи распределение рыночных доходов
Формированиеи распределение доходов в условиях рынка строятся на том, что каждыйсобственник факторов производства получает свой доход в зависимости от спросана предлагаемый ресурс и предложения этого ресурса на рынке.
Собственникирабочей силы, участвующие в производственной деятельности, получают доходы взависимости от качества и количества выполненной работы. Собственники средствпроизводства и денежного капитала получают доход в зависимости от величинысобственности в денежном выражении и условий ее реализации. Эти формы доходовпредставляют собой прибыль и процент. Владелец земли получает доход в формеарендной платы за предоставляемую арендатору землю для

Производительностьи мотивация труда
Производительностьтруд
Производительностьтруда – важнейший экономический показатель, характеризующий эффективностьзатрат труда в материальном производстве как отдельного работника, так иколлектива предприятия в целом.
Впроизводстве любого продукта участвует живой труд, т.е. труд, затрачиваемыйработниками непосредственно в процессе производства продукта, и труд прошлый,затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях,сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии. Соответственно, различаютпроизводительность индивидуального (живого) и общественного труда.
Основнымипоказателями производительности труда на урос не предприятия являютсяпоказатели выработки и трудоемкости.
Выработка(В) определяется отношением количества произведенной продукции (Q) к затратамрабочего времени на производство этой продукции (Т), т.е. по следующей формуле:
B = Q/T
Трудоемкость– это величина, обратная выработке. Различают трудоемкость нормированную,фактическую и плановую.
Выработкапродукции является наиболее распространенным и универсальным показателемпроизводительности труда.
Взависимости от единицы измерения объема продукции различают три методаизмерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной.
Натуральныйметод измерения производительности труда характеризует выработку продукции в натуральнойформе в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительноститруда выражаются в килограммах, метрах, штуках и т.д.
Еслипредприятие выпускает несколько видов однородной продукции, то выработкаисчисляется в условно-натуральных единицах.
Натуральныепоказатели применяются на предприятиях нефтяной, газовой, угольной, лесной идругих отраслей промышленности, а условно-натуральные – на предприятияхтекстильной, цементной, металлургической промышленности.
Трудовойметод измерения производительности труда характеризует отношение нормативныхзатрат к фактическим затратам рабочего времени.
Трудовойметод применяется для определения эффективности использования труда рабочих посравнению с нормами, уровня выполнения норм выработки или степени сокращениянормативного времени рабочим в процентах.
Стоимостнойметод измерения производительности труда получил более широкое применение,особенно на предприятиях, выпускающих разнородную продукцию, так как даетвозможность учета и сравнения разнообразных видов работ путем приведения их кединому измерителю.
Выработкаможет быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часоваявыработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одногосреднесписочного работника (рабочего) в год> квартал или месяц (годовая,квартальная или месячная выработка).
Важнейшейзадачей предприятия является постоянный поиск и реализация резервов ростапроизводительности труда, под которыми подразумеваются имеющиеся, еще неиспользуемые реальные возможности повышения производительности труда.
Резервыроста производительности труда на предприятии можно классифицировать следующимобразом:
повышениетехнического уровня производства в результате механизации и автоматизациипроизводства; внедрения новых видов оборудования и технологических процессов;улучшения конструктивных свойств изделий; повышения качества сырья и примененияновых конструктивных материалов;
совершенствованиеуправления, организации производства и труда путем повышения норм труда ирасширения зон обслуживания; уменьшения числа рабочих, не выполняющих нормы;упрощения структуры управления; механизации учетных и вычислительных работ;повышения уровня специализации производства;
структурныеизменения в производстве вследствие изменения удельных весов отдельных видовпродукции; трудоемкости производственной программы; доли покупныхполуфабрикатов и комплектующих изделий; удельного веса новой продукции.
2. Уверенностьв себе
В отличиеот зазнайства, это вера в свои силы, в то, что он способен исполнять своиобязанности. Подчиненные неохотнее идут за начальниками, которые не верят всебя.
3. Строгостьи требовательность
Иногдаруководители делают ставку на самодисциплину подчиненных, воспитание котороготребует времени. Отсюда недалеко до полного разгильдяйства и расхлябанности.Поэтому руководитель должен быть суровым и требовательным, поддерживать вколлективе надлежащую рабочую обстановку.
4. Всегдакритикуй своих подчиненных позитивно
Не прав тотруководитель, который, вызвав провинившегося подчиненного, только и делает, чтоперечисляет его ошибки. Кроме озлобленности, это ничего не дает. Критикадостигает цели, когда исполнитель получает позитивные указания о том, как ондолжен работать иначе, чтобы не допускать ошибок.
5. Умениезаинтересовывать и карать
людипо-разному реагируют на критику. Для одних критика действует как вода на гуся,для других любые замечания воспринимаются очень серьезно, вплоть до обиды иволнения.
Женщиныболее тонкокожи, нежели мужчины. Руководитель должен считаться с конкретнымчеловеком, его характером, образованием, социальным положением. Лишь тогдазаинтересованность и наказание доходят до цели.
Последовательностьнаказания – от беседы один на один, до публичного наказания.
6. Умениеначальника ценить время подчиненных
Практикапоказывает, что неумение ценить время подчиненных ведет к моральному разложениюколлектива.
Одним изпризнаков культуры руководителя является его приемная. Никакой очереди и толпы,все должно быть по записи, по расписанию.
Недопустимоотрывать исполнителя от работы, если он ведет прием посетителей, или заранееизвестно, что он не придет.
7. Вежливое,доброжелательное отношение начальника к своим подчиненным
Грубостьначальника становится отличительной чертой всего коллектива. Если начальникнаходит доброжелательную форму работы с подчиненными, то в коллективуустанавливается хороший морально-психологический климат.
8. Умениеговорить и слушать (у В. Терещенко – молчать)
Статистикапоказывает, что руководители 70% времени говорят, и лишь 30% пишут, читают,исполняют иную работу. Следует по-деловому, доходчиво и быстро отдаватьраспоряжения, четко выражать свои мысли.
Умениеслушать означает, что руководитель не должен пользоваться правом своейдолжности и затыкать рот подчиненным. Всегда дайте право человеку высказаться,и вы избегаете ненужных волнений и скандалов.
Умеете лиВы слушать? Простая игра поможет Вам узнать, насколько Вы искусны в этом деле.Если Вы ведете разговор на повышенных тонах с коллегой, знакомым или партнером,договоритесь и ним соблюдать правило: каждый может продолжать дискуссию толькопосле того, как своими словами передаст предыдущее высказывание своегооппонента. Только после того, как тот подтвердит: «Да, именно это я имел в виду»,– загорается зеленый свет для ответа. Партнер реагирует дружелюбнее ипозитивнее, если он ощущает себя понятым.
9. Чувствоюмора, умение посмеяться, оценить удачную шутку, иногда над самим собой
Все зависитот того, на чем держится авторитет руководителя. Если он основан на светломразуме, добром сердце и трудолюбии руководителя, то подчиненные видят вруководителе не только начальника, но и товарища.
10. Интересуйся,узнай своих подчиненных
Президентодной компании каждое утро получал документ, в котором фиксировались новости изличной жизни сотрудников фирмы. Первые 15 минут работы были посвящены тому, чтоон лично приветствовал юбиляров, счастливых отцов, выражал сочувствие, когда учеловека происходили неприятности.
Средствовоздействия на исполнителей – их мотивация.
МОТИВАЦИЯ –процесс стимулирования кого-либо (исполнителя или группы) к деятельности,направленной на достижение целей организации.
Первоначальныеконцепции мотивации
Менеджерымогут прямо или косвенно управлять работой исполнителей, что в конечном счетеопределяется следующими моментами:
– какиезадания получает подчиненный
– какподчиненный выполняет задания
– когдаподчиненный выполняет задания
– когдаожидается завершение работы над заданиями
– какимиресурсами располагает исполнитель при выполнении задания
– каковорабочее окружение, в котором подчиненный выполняет задания
– каковосодержание инструктажа, получаемого исполнителей при выполнении задания
– вкакой мере подчиненный включен в процесс решения проблем, связанных с работой
– какиевознаграждения ожидают подчиненного.
Учитываяэти моменты, Мак-Грегор утверждает, что существует, по крайней мере, дваопределенных подхода, которые менеджер может использовать для управленияподчиненными. Эти подходы известны как теория Х и теория У.
Теория Х –авторитарный взгляд на управление, ведущий к прямому регулированию и жесткомуконтролю. Теория предполагает, что исполнители в своем большинстве нуждаются впринуждении, контроле, руководстве, и стимулирование добросовестной работытребует страха наказания.
Метод«кнута и пряника» применялся тысячи лет. В Библии, античных мифах можно найтимножество примеров, когда короли держат награду перед глазами предполагаемогогероя и заносят над его головой меч. В течение всего периода промышленнойреволюции в странах Запада тяжелые социальные и экономические условияпринуждали фермеров покидать сельские местности и направляться на заработки вгород, где они готовы были работать по 14 часов в грязных помещениях за плату,которой едва хватало, чтобы выжить. В начале 20 века дальновидные менеджеры ужеосознали всю глупость заработков на грани голода. И они сделали мотивацию потипу кнута и пряника более эффективной (введение понятия «достаточной дневнойвыработки», сдельной и сдельно-прогрессивной системы оплаты труда). Появлениеновых технологий, повышение эффективности промышленного производства, ростобразовательного уровня населения в дальнейшем привели к тому, что «пряник» невсегда заставляет человека трудиться усерднее.
Теория Устимулирует и поддерживает (1) делегирование полномочий, (2) обогащениесодержания работы, (3) улучшение взаимоотношений руководитель – подчиненный,(4) партисипативное решение проблем и (5) признание того, что мотивация людейпроисходит на основе сложной совокупности психологических потребностей иожиданий.
В 1981 годуОучи предложил еще один подход к стилю управления – теорию Z. Анализируяособенности японского стиля управления (тип J), он предложил классификациюамериканского управления на тип А и тип Z. Он считает, что организации типа Аоснованы на индивидуализме и конкуренции, что часто сопровождаетсяотчужденностью и недостаточной производительностью. Организации типа Z являютсяамериканской разновидностью японских организаций. Они более органичны.Адаптивны, характеризуются более высоким уровнем сотрудничества и производительностью.
Подход спозиции теории Z предполагает, что партисипативность управления – ключ к роступроизводительности. Теория исходит из того, что лучшая координацияиндивидуальных усилий, осуществляемая в рамках философии «доверие, такт,близость» ведет к большей производительности. «Доверие, Такт, Близость» – триважнейших компоненты теории.
На практикеуспешно работающие руководители должны быть способны адаптировать свой стильуправления применительно:
n кситуации. В кризисной ситуации или когда требуется значительное напряжениемогут применяться как жесткий организационный контроль, так и полное отсутствиеорганизационного контроля. В нормальной ситуации более подходящим являетсядемократический стиль.
n к разнымподчиненным. Для одних – это лишь авторитарное управление, основанное напостоянном контроле, для других – делегирование ответственности и полномочий,повышение разнообразия работ.
n к типувышестоящего руководителя.
Основытеории мотивации
Мотивация –сила, побуждающая к действию. Мотив – это внутреннее побуждение, импульс илинамерение, которое заставляет человека делать что-либо или поступатьопределенным образом. Поэтому для менеджера важно осознавать следующее:
n прианализе мотивации следует изучить факторы, которые побуждают к действиям иусиливают их. Эти факторы включают потребности, мотивы и побуждения
n мотивацияориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлениюусилий, целям и вознаграждениям, на которые они рассчитывают, выполняя работу
Из этогоследует, что мотивацию можно рассматривать в двух взаимосвязанных направлениях.Во-первых, это изучение удовлетворенностью работой. Содержательные теориимотивации основаны на идентификации тех внутренних побуждений, которыезаставляют людей действовать так, а не иначе. Другое направление – процессуальныетеории мотивации – акцент делается на процессе выбора поведения, способногопривести к желаемым результатам.
Иерархияпотребностей по Маслоу
АбрахамМаслоу (40-е годы), признавая многообразие человеческих потребностей, предложилих классификацию на следующие пять категорий:
n физиологическиепотребности (потребность в еде, пище, жилище, отдыхе) являются необходимыми длявыживания человека
n потребностьв безопасности и уверенности в будущем. Включают потребности в защите отфизических и психологических опасностей со стороны окружающей среды,уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и вбудущем. Проявляются в наличии страхового полиса, в надежной работе, хорошемпенсионном обеспечении
n Социальныепотребности (потребности в причастии). Включают чувство принадлежности к чемуили кому-либо, чувство, что тебя понимают другие, чувство социальноговзаимодействия, привязанности и поддержки
n Потребностьв уважении. Включает потребности в самоуважении, личных достижениях,компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
n Потребностьв самовыражении. Включает потребность в реализации своих потенциальныхвозможностей и росте как личности.
Все этипотребности по теории Маслоу можно расположить в виде строгой иерархическойструктуры. Этим автор хотел показать, что потребности нижних уровней требуютпервостепенного удовлетворения, тем самым влияют на поведения человека, преждечем начнут сказываться потребности более высоких уровней.
Человек,испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, после чего будетпытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначалабудет побуждаться потребностью в социальных контактах, затем стремиться куважению со стороны окружающих. Лишь потом человек почувствует внутреннююудовлетворенность и уважение окружающих, и его потребности начнут расти всоответствии с его потенциальными возможностями. Поскольку с развитием человекаего потенциальные возможности постоянно расширяются, потребности всамовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены. Следовательно,процесс мотивации через потребности является бесконечным.
Иерархическиеуровни не являются дискретными. Для того, чтобы более высокий уровеньпотребности начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворятьпотребность более низкого уровня полностью. Например, ритуальные потребности исоциальное общение в примитивных культурах некоторых районов Африки, Ю. Америки.
Процессуальныетеории
Процессуальныетеории объясняют то, как человек распределяет усилия для достижения различныхцелей и как выбирает конкретный вид поведения. Согласно процессуальным теориямповедение личности определяется, с одной стороны, его потребностями (чтосогласуется с содержательными теориями), с другой, восприятием его ожиданий,связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типаповедения.
Теорияожиданий Врума
Определения
Вознаграждение– все, что человек считает ценным для себя. Ценность является понятиемсубъективным. Что весьма ценно для одного, может быть менее ценно для другого.
Внутреннее вознаграждение-то,что дает сама работа. Чувство достижения результата, содержательность изначимость работы, самоуважение, дружба и общение, возникающие в процессеработы. Внешнее вознаграждение – все, что человеку дает организация. Зарплата,продвижение по службе, символы служебного статуса и престижа, похвалы ипризнание, дополнительные выплаты.
Ожидания – оценкаконкретной личностью вероятности определенного события.
Модель мотивациипо Вруму
При анализемотивации к труду теория ожиданий акцентирует внимание на анализе трехвзаимосвязей:
n Ожиданиев отношении затрат труда и результатов (З-Р). Это соотношение междузатраченными усилиями и полученными результатами. Если работники не чувствуютпрямой связи между их усилиями при выполнении той или иной работы ирезультатами этой работы, то их мотивация ослабевает. Это может быть врезультате их плохой подготовки или если ему не дали достаточно прав длявыполнения работы.
n Ожиданиев отношении результатов и вознаграждения (Р – В). Это ожидание определенноговознаграждения или поощрения при достижении определенных результатов.
n Валентность– предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая вследствиеполучения определенного вознаграждения (оценка ценности вознаграждения илипоощрения).
Пример.
Бригадирпоручает работнику срочную работу, которая весьма важна для компании. Работатрудная, сроки сжатые. Ожидание работником оценивается достаточно низко – 0,2.
При этом,бригадир намекнул, что успешное выполнение задания может означать повышение, накоторое сотрудник рассчитывал несколько лет. Поэтому валентность им оцениваетсяочень высоко 1,0. Но бригадир не сказал, что повышение – вопрос решенный.Поэтому ожидание Р-В может составлять 0,75.
С учетомполученных оценок, усилия работника можно оценить на основе следующеговыражения:
/>
Посколькуразные люди имеют разные потребности, то они по-разному оценивают ивознаграждения. Следовательно, задача сопоставить предлагаемое вознаграждение спотребностями сотрудников и привести их в соответствие.
Системавознаграждений по типу «кафетерий»
В качествепоощрения сотрудникам предлагается целый набор различных вознаграждений, изкоторых они самостоятельно выбирают те, которые, по их мнению, более полномогут удовлетворить их потребности.

Требования,предъявляемые к рабочей силе в рыночной экономике
Рыноктруда, как и рынки капиталов, продуктов, ценных бумаг и т.Д., Являетсясоставной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся вместеведут переговоры, коллективные либо личные, по поводу трудоустройства, условийтруда и заработной платы.
Исследуямеханизм функционирования рыночной экономики, Карл Маркс исходил из того, чторабочая сила как «совокупность физических и духовных способностей, которымивладеет организм, живая личность человека», является продуктом, апроизводственные дела базируются на свободной купле-продаже рабочей силы, гдееё ценой является заработная плата.
В тотпериод домонополистического капитализма ублажение спроса на рабочую силу состороны предпринимателей и спроса на условия труда со стороны работниковосуществлялось стихийно, через одномоментные деяния не несущих обязательствасторон, условием обмена было материальное вознаграждение работника за трудопределенного количества и свойства. Поэтому понятие «рынок труда» Марксотносил к сфере обращения.
С развитиемкапитализма, переходом его в монополистическую стадию усложнились экономическиесвязи и экономические дела, претерпел значительные конфигурации и рынок рабочейсилы. Рабочее движение привело к расширению понятия «условия найма» [1]. Онистали включать в себя не лишь зарплату и рабочее время, но и гарантиизанятости, оплаченное, но не отработанное рабочее время (т.Е. Отпуск),разные социальные выплаты и т.п.
Поменялось отношениек рабочей силе и у предпринимателей. Развитие современного производствапредъявило завышенные требования к качеству рабочей силы: квалификации,профессиональной и общеобразовательной подготовке, творческому отношению ктруду, высокому качеству работы. Бизнес активно включился в профессиональнуюподготовку кадров, авансируя тем самым работников материальными затратами научебу. Вложение средств на переподготовку кадров в связи с научно-техническимпрогрессом и быстрым развитием экономических отношений определило политикузакрепления кадров, их стабилизации.
Поэтомусокращение потребности в рабочей силе в определенные периоды, ранее приводившеев росту безработицы, стало в известной мере регулируемым действием,интегрированным в рыночный механизм. Это, в свою очередь, оказываетсущественное влияние не лишь на социально-экономические, но и на политическиепроцессы. Так, беспрецедентный рост безработицы в Германии в годы наикрупнейшегомирового экономического кризиса 1929–1933 г.Г., Когда каждый третийтрудящийся оказывался безработным, сыграл свою роль в становлении фашистскойдиктатуры.