СОДЕРЖАНИЕ. ВВЕДЕНИЕ…2 ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ… 3-14 ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ….14-22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ… 23-24 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ….25 ВВЕДЕНИЕ. Целью данной контрольной работы является рассмотрение
основных этапов переговоров по присоединению России к Всемирной Торговой Организации. Перед раскрытием выбранной темы необходимо кратко коснуться исторической основы ВТО. Всемирная торговая организация (ВТО) представляет собой организационно-правовую основу системы международной торговли. Ее документы определяют те ключевые договорные обязательства, которыми должны руководствоваться правительства при создании и практическом применении национальных законодательных
и нормативных актов в сфере торговли. Кроме того, она является тем форумом, где формируются торговые отношения между странами в процессе коллективных обсуждений, переговоров и примирения разногласий. ВТО была создана 1 января 1995 года. Правительства завершили “Уругвайский раунд” переговоров 15 декабря 1993 г а в апреле 1994 г. Министры оказали политическую поддержку достигнутым в ходе этих переговоров результатам, подписав Заключительный Акт на конференции, которая состоялась в
Марракеше, Марокко. “Марракешская Декларация” от 15 апреля 1994 г. подтвердила, что результаты Уругвайского раунда будут способствовать “укреплению мировой экономики и росту торговли, инвестиций, занятости и доходов во всем мире”. ВТО представляет собой воплощение результатов Уругвайского раунда и явилась преемником Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ
РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. В соответствии с установленной процедурой, переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО) проходят в рамках специальной Рабочей группы (РГ), состоящей из стран-членов ВТО. Круг ведения российской рабочей группы является стандартным для всех присоединяющихся стран и сформулирован следующим образом: “Изучить заявку Правительства
Российской Федерации о присоединении к Всемирной торговой организации на основании Статьи XII и представить Генеральному Совету рекомендации, которые могут включать проект Протокола о присоединении”. Первое заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО прошло в Женеве 17-19 июля 1995г. Оно проходило на основе “Меморандума о внешнеторговом режиме”, который был представлен
Россией в марте 1994г. (документ L/7410), и письменных ответов на вопросы, заданные странами-членами по Меморандуму. В ходе первой сессии члены российской делегации ответили на новые вопросы стран-членов и представили другую дополнительную информацию по т. н. “традиционным” сферам ГАТТ (торговля товарами). В сентябре 1995 г. состоялось заседание Правительства Российской Федерации по вопросу о ходе переговорного процесса по присоединению
России к ГАТТ/ВТО. По итогам состоявшегося обсуждения были приняты решения по обеспечению дальнейшего проведения переговорного процесса по присоединению России к ВТО. Второе заседание Рабочей группы по присоединению России к ВТО состоялось 4-6 декабря 1995 г. К этому заседанию российская сторона представила дополнения к Меморандуму, охватывающие т.н. “новые” сферы вопросы торговли услугами, вопросы прав интеллектуальной
собственности, меры инвестиционной политики, а также ответы на 495 дополнительных вопросов стран-членов. Второе заседание было в основном посвящено завершению рассмотрения Меморандума. Кроме того, было начато обсуждение вновь представленных документов, дополнений к Меморандуму по “новым” сферам Третье заседание Рабочей группы состоялось 28-31 мая 1996 г. Оно было посвящено предметному обсуждению российских документов
по проблематике “новых” сфер, а именно услуг, вопросов охраны интеллектуальной собственности и инвестиционных мер, связанных с торговлей, а также 394 ответов на дополнительные вопросы стран-членов. По итогам третьего заседания Рабочей группой было принято решение о завершении в первом чтении российского Меморандума о внешнеторговом режиме и о переходе к обсуждению отдельных вопросов, требующих, по мнению членов Рабочей группы, дополнительного рассмотрения.
В качестве таких вопросов на четвертое заседание были выделены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки, сельского хозяйства и обзор развития законодательства в области экономики и торговли. Четвертое заседание Рабочей группы состоялось 15-16 октября 1996 г. На открытом заседании 15 октября были детально обсуждены вопросы нетарифного регулирования, таможенной оценки и обзор развития законодательства. 16 октября в рамках неформального заседания были рассмотрены
проблемы российского сельского хозяйства в контексте переговоров о присоединении По итогам четвертого заседания Секретариат ВТО по поручению Рабочей группы подготовил неофициальную памятную записку с кратким изложением прошедших обсуждений (“Aide-Memoire”). На пятое заседание Рабочей группы, которое прошло 15-16 апреля 1997 г, были вынесены вопросы государственной торговли, торговых аспектов прав интеллектуальной собственности.
Кроме того, было продолжено обсуждения вопросов сельского хозяйства (как и на предыдущем заседании, в неофициальном формате). Состоялся также обзор состояния двусторонних консультаций В период проведения пятого заседания Рабочей группы были также проведены двусторонние консультации с США, ЕС, Японией, Швейцарией, Норвегией, Польшей, Таиландом, Южной Кореей, Мексикой. По итогам пятого заседания
Рабочей группы Секретариат ВТО также подготовил соответствующую памятную записку (“Aide-Memoire”). Данные документы затем будут использованы при подготовке проекта Протокола о присоединении. На шестое заседание Рабочей группы, которое прошло 22-23 июля 1997 г. в неофициальном формате, были вынесены вопросы обзора развития российского законодательства, включая законодательство в области правительственных закупок, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных норм
и сельского хозяйства. Кроме того, была проведена целая серия двусторонних консультаций с заинтересованными странами по пунктам повестки дня. По итогам заседания Секретариатом также была подготовлена памятная записка в отношении проблематики технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных норм. На седьмом заседании Рабочей группы (9 и 11 декабря 1997 г.) в официальном формате были рассмотрены вопросы: (а) развития
российского законодательства; (б) промышленных субсидий, (в) мер инвестиционной политики (ТРИМс); (г) преференциальных торговых соглашений. По завершении официального заседания было проведено заседание в неофициальном формате, в ходе которого продолжился обмен мнениями по вопросам регулирования российского сельскохозяйственного сектора. Помимо этого, была проведена серия двусторонних консультаций российской делегации с заинтересованными странами по вопросам пунктов повестки дня, а также вопросам технических
барьеров в торговле. В феврале 1998 г. Россия завершила подготовку своих тарифных предложений и через Секретариат ВТО уведомила страны-члены ВТО о готовности приступить к переговорам о доступе на рынок. По соответствующим запросам стран-членов РГ тарифные предложения России переданы примерно тридцати странам, включая ЕС, США, Канаду и Японию. Восьмое заседание Рабочей группы состоялось 29-30 июля 1998 г.
В повестку дня были включены следующие вопросы: (а) обзор хода двусторонних переговоров; (б) развитие российского законодательства, в частности по проблемам инвестиций, (в) вопросы технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер, (г) промышленные субсидии; (д) процедуры таможенной оценки. Одновременно с заседанием Рабочей группы была проведена серия двусторонних консультаций по отдельным пунктам повестки дня. В период с 27 по 31 июля 1998 г. были также проведены переговоры по тарифным уступкам
с Таиландом, Чехией и Словакией, Филиппинами, Шри-Ланкой, Турцией, Колумбией, Венгрией, Австралией, Швейцарией. Тарифные вопросы были также затронуты в ходе консультаций с Японией и ЕС. Девятое заседание Рабочей группы прошло 16-17 декабря 1998 г. В повестку дня заседания были включены следующие вопросы: (а) обзор последних событий в законодательстве,
(б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, (в) сельское хозяйство. Кроме того, в ходе заседания были затронуты ответы российской стороны на вопросы, заданные по итогам предыдущего заседания, а также рассмотрено состояние двусторонних тарифных переговоров. В период заседания Рабочей группы была также проведена серия двусторонних переговоров с заинтересованными странами В период с 26 по 28 октября 1999 г. была проведена серия многосторонних и двусторонних консультаций.
Неофициальные многосторонние консультации в формате Рабочей группы были проведены 27 октября 1999 г, в ходе которых Россия официально представила странам-членам РГ предложения по доступу на внутренний рынок услуг, утвержденные на заседании Правительства РФ 16 сентября 1999 г, а также подготовленный проект документа по региональным промышленным субсидиям. Тогда же были проведены предварительные консультации по услугам с четырьмя странами.
В этот же период были продолжены двусторонние тарифные переговоры, позволившие фактически завершить “первое чтение” российских тарифных предложений, представленных в ВТО в феврале 1998 г и приступить к подготовке скорректированных тарифных предложений. Обновленные тарифные предложения России были распространены среди членов Рабочей группы в марте 2000 г. В общей сложности в ходе тарифных переговоров на основе первоначальных
тарифных предложений России двусторонние встречи прошли примерно с 30 членами Рабочей группы. Кроме того, были проведены многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства, на которых российской стороной были распространены скорректированные предложения по уровню внутренней поддержки, а также детальные перечни действующих в России программ субсидирования сельскохозяйственного сектора.
Официальное десятое заседание Рабочей группы прошло 25-26 мая 2000 г. Повестка дня заседания включала: (а) обзор развития российского законодательства, (б) услуги; (в) промышленные субсидии, (г) вопросы таможенной оценки; (д) вопросы технических барьеров и санитарных и фитосанитарных норм; (е) обзор двусторонних контактов; (ж) дальнейшие шаги в деятельности рабочей группы. Одновременно в период с 22 мая по 26 мая была проведена серия двусторонних переговоров по доступу на
российские рынки товаров и услуг с 16 странами, включая страны “квадро”. Одиннадцатое заседание Рабочей группы состоялось 18-19 декабря 2000 г. Повестка дня заседания включала следующие вопросы: (а) обзор развития российского законодательства, (б) торговые аспекты прав интеллектуальной собственности (TRIPS), (в) преференциальные торговые соглашения, (г) обзор состояния двусторонних переговоров. Ко времени проведения заседания
РГ была также приурочена серия двусторонних переговоров по товарам, которые в период с 12 по 20 декабря 2000 г. охватили 28 стран. Переговоры по доступу на российский рынок услуг проведены с 16 странами, при этом возможности для дальнейших конструктивных переговоров на основе первоначальных обязательств по услугам к настоящему времени исчерпаны, что обусловило необходимость подготовки второй редакции обязательств по услугам. На заседании Рабочей группы достигнута договоренность о представлении российской стороной
в феврале 2001 г. новых редакций предложений по тарифам и услугам и подхода к переговорам по сельскому хозяйству, а также о представлении в Секретариат ВТО документа с изложением результатов переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в установленные сроки. По завершении изучения членами Рабочей группы указанных документов намечено проведение неофициальных консультаций в формате Рабочей группы. 1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-
членов РГ с российской делегацией. На них состоялось представление переданных в феврале обновленных редакций российских предложений по тарифам и услугам. По результатам заседания согласован дальнейший график переговоров на ближайшие месяцы. После проведения серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные неофициальные консультации в формате РГ. На специальной сессии по вопросам сельского хозяйства с участием 20 государств
было начато углубленное изучение сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве. Двенадцатое официальное заседание Рабочей группы состоялось 26-27 июня 2001 г. В повестку дня заседания были включены вопросы развития российского законодательства, обсуждение представленного
российской стороной Обзора торговой политики России, (документа с описанием действующего торгового режима), могущего лечь в основу Доклада РГ, а также многосторонняя встреча по сельскому хозяйству. Повестка дня тринадцатого заседания Рабочей группы (23-24 января 2002г.) включала: рассмотрение состояния двусторонних переговоров (тарифы и услуги), переговоров по сельскому хозяйству; работы по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами
ВТО (Россия представила документ RUS/45.Rev.1); • продолжение обсуждения российского торгово-политического режима на основе обновленного российского документа (WT/ACC/SPEC/RUS/20.Rev.1, SPEC/RUS/21.Rev.1) и консолидированного сборника комментариев к нему, подготовленного Секретариатом ВТО на основе замечаний стран-членов РГ (WT/ACC/SPEC/RUS/22); • определение дальнейших шагов в переговорном процессе.
Принято решение о переходе к новому этапу в переговорах о присоединении России к ВТО – подготовке Секретариатом ВТО к концу марта 2002г. первого варианта проекта Доклада Рабочей группы. Его первое рассмотрение было намечено на апрель 2002г. и продолжение в более детальном формате – на следующей сессии РГ в середине июня 2002г. В ходе сессии состоялись также многосторонние консультации по вопросам сельского хозяйства и телекоммуникационных
услуг. Согласован порядок дальнейшей работы по переговорам в сфере господдержки и экспортных субсидий сельскому хозяйству. Российская сторона подготовит сводную информацию, на основе которой планируется проведение следующих многосторонних консультаций. Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО.
Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представит дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во время заседания. Следующее заседание будет посвящено постатейному обсуждению проекта Доклада, состоятся многосторонние консультации по сельскому хозяйству и ТБТ/СФС. Пятнадцатое заседание Рабочей Группы проходило в
Женеве 19-20 июня 2002 г. Одновременно, с 17 по 21 июня 2002 г в рамках заседания РГ проведено более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены системные вопросы. По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на рынок товаров. Уже в конце июля российская сторона намерена представить ответы на вопросы, поступившие в ходе состоявшихся
переговоров от наших партнеров. Ранее в июле должны пройти двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом. На сентябрь-октябрь намечен ряд консультаций по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам, сельскому хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности. Гендиректором ВТО Майком Муром было дано поручение о подготовке второго варианта доклада РГ о присоединении России к ВТО. Второй вариант доклада будет обсуждаться в конце 2002 года.
На Шестнадцатом заседании Рабочей Группы (16-18 декабря 2002 года) прошло постатейное обсуждение итогового доклада РГ о присоединении России к ВТО (стержневой элемент всего финального пакета документов присоединяющейся страны) Важным результатом заседания РГ явилось принятие уплотненного графика переговоров на первые четыре месяца 2003 г. Начиная с конца января, планируется проведение ежемесячных переговорных сессий в рамках РГ, должно состояться до 50 – 60 раундов двусторонних переговоров.
В январе – феврале должны состояться многосторонние консультации по сельскому хозяйству, энергетике, санитарным и фитосанитарным нормам. Продолжаться двусторонние переговоры по товарам и услугам. Весной предстоит завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Решено ускорить работу над итоговым докладом РГ о присоединении России к ВТО. По мнению руководителя российской делегации на переговорах в
Женеве Максима Медведкова, завершившееся заседание РГ и раунд переговоров создают хорошие предпосылки для дальнейшего продвижения переговорного процесса. В ходе подведения итогов прошедшего раунда М. Медведков также отметил существенную роль, которую сыграло участие вице-премьера Алексея Кудрина в работе РГ и его встреча с генеральным секретарем ВТО Паничпакди Супачаем. В ходе Семнадцатого заседания
Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО. Кроме того, был уточнен и утвержден план дальнейшей работы, а именно график многосторонних консультаций
на февраль по энергетике, сельскому хозяйству, услугам, ТБТ/СФС (технические барьеры в торговле/санитарные и фитосанитарные нормы), а также даты следующей встречи в рамках РГ (3 марта с.г.). На заседании завершилось очередное второе по счету постатейное обсуждение доклада РГ о присоединении России к ВТО, проходившее 27 января. Формальное Восемнадцатое заседание Рабочей Группы состоялось 6 марта 2003 года в
Женеве. Проходившее в ходе заседания обсуждение итогового доклада РГ по присоединению России к ВТО будет продолжено в третьей редакции в июне с.г. В рамках состоявшегося переговорного раунда прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике с заинтересованными членами РГ. Российская делегация провела также в Женеве двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров
с 14 странами и по доступу на рынок услуг – с 10 странами. До следующего апрельского раунда переговоров намечено проведение многосторонних консультаций по ТБТ (технические барьеры в торговле) – 18 марта и СФС (санитарные и фитосанитарные нормы) – 4 апреля с.г. 10 апреля 2003 г. в Женеве состоялось Девятнадцатое официальное заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению
России к Всемирной торговой организации. На этом заседании было завершено обсуждение второго варианта Доклада РГ о присоединении России к ВТО и принято решение о подготовке третьего варианта. Обновленная редакция Доклада должна быть распространена среди членов РГ (67 стран) к 19 мая с.г. Формальное Двадцатое заседание Рабочей группы (РГ) по присоединению России ко ВТО состоялось 10 июля с.г. в
Женеве. Оно было посвящено рассмотрению третьего варианта итогового Доклада РГ о присоединении России. Официальному заседанию предшествовали неформальные обсуждения в рамках РГ. 30 октября 2003 в Женеве состоялось очередное Двадцать первое формальное заседание Рабочей Группы. К очередному заседанию РГ российская делегация подготовила новые предложения по тексту итогового доклада, в частности, касающиеся финансово-валютной политики, конкуренции, распределения полномочий
между субъектами и Федерацией, тарифным изъятиям отдельных видов сборов. Они легли в основу обсуждения девяти разделов проекта доклада, принятых участниками переговоров без существенных замечаний. ГЛАВА II. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. В 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к
Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с процедурами была создана Рабочая группа (РГ), в которую вошли представители заинтересованных участников ГАТТ. Мандат Рабочей группы (преобразованной после учреждения ВТО в РГ по присоединению Российской Федерации к ВТО) состоит в изучении торгового режима и выработке условий участия России в ВТО. Переговорный процесс по присоединению
России к ВТО начался в 1995 г. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После представления в 1998 г. первоначальных предложений по тарифным уступкам в области товаров и предложений по уровню поддержки сельского хозяйства, а в 1999 г первой редакции перечня специфических
обязательств по услугам и списка изъятии из режима наибольшего благоприятствования (РНБ) начались переговоры на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами РГ об условиях членства России в этой влиятельной международной экономической организации. В настоящее время в состав РГ по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено
свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – более 30. Переговоры проходят в Секретариате ВТО в Женеве как на многостороннем (по системным вопросам – формальные и неформальные заседания Рабочей группы, по сельскому хозяйству – плюрилатеральные консультации с участием заинтересованных стран-членов Рабочей группы), так на двустороннем уровне (по доступу на рынок товаров и услуг, а также по отдельным элементам системного характера).
В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством России. 1. Переговоры по тарифным вопросам, основным предметом которых является определение максимального уровня (“связывания”) ставок ввозных таможенных пошлин, который
Россия получит право применять после присоединения к ВТО по всей ТН ВЭД (более 11 тыс. позиций). Последние серии переговоров почти с 30 странами прошли в июле и августе с.г. в Женеве. В настоящее время российская делегация согласовала свыше 80 % тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, мебель, авиатехника, автомобили. С отдельными странами переговоры вышли на завершающую стадию.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора в рамках “желтой” корзины и уровня экспортных субсидий на сельскохозяйственные товары и продовольствие. Обсуждение указанных проблем проходит преимущественно в формате ежеквартальных плюрилатеральных (многосторонних) консультаций (в т.ч. в апреле с.г.) с участием США, ЕС, стран Кернской группы (ведущих экспортеров сельхозпродукции), ряда государств
Восточной Европы, Азии и Латинской Америки. Переговоры по данному направлению носят крайне сложный характер, т.к. значительно расходятся позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства и права на применение экспортных субсидий. 3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых – согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Последние переговоры странами-членами
РГ состоялись в июле и августе с.г. Переговорный процесс сфокусирован на “чувствительных” секторах, доступ в которые представляет значительный коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. Наибольшие проблемы на переговорах представляют их запросы в сфере финансовых, телекоммуникационных и транспортных услуг. Двусторонние переговоры показали также, что существуют различия в толковании сторонами правил ВТО в отношении т.н. горизонтального регулирования торговли услугами.
В 2002 – 2003гг. (в т.ч. в апреле с.г.) был проведен ряд многосторонних консультаций по специальным аспектам такого регулирования в России (естественные монополии, субсидии, приграничные территории, культурное наследие, антимонопольное регулирование, ЗАТО, услуги общего пользования). Также прошли встречи по обсуждению списка изъятий из РНБ и регулированию в отдельных секторах услуг. 4.
Переговоры по системным вопросам, посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основой для переговоров является проект Доклада РГ. Это – финальный документ, где вместе с Протоколом о присоединении будет изложен пакет прав и обязательств, которые
Россия примет на себя по итогам переговоров (в отдельных документах фиксируются обязательства по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства, а также обязательства в сфере торговли услугами). Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три части: 1. Несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики нормам и правилам ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО касаются применения ряда положений действующего законодательства
в области таможенного регулирования, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере нетарифных мер, а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер (СФС), системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех положений ВТО в данных сферах с момента присоединения. Это – “стандартные” требования ко всем странам-соискателям. 2. Применение Россией некоторых элементов регулирования, в принципе разрешенных в
ВТО, что может быть обусловлено определенными обязательствами, которые фиксируются в Докладе РГ (“переговорные” требования). 3. Запросы отдельных стран-членов РГ, явно выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к необязательным соглашениям по правительственным закупкам, гражданской авиатехнике, унификации внутренних и внешних цен на энергоносители, отмена экспортных пошлин и т.д.
Весной 2002 г. на 14-ом и 15-ом официальных заседаниях РГ прошло обсуждение первого проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Этот документ, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и его совместимости с нормами ВТО. За эти годы российской делегацией было представлено в
Секретариат ВТО около 200 аналитических документов, более 1000 законодательных и нормативных актов на английском языке. В декабре 2002 г. состоялось 16-е заседание РГ, на котором было начато рассмотрение второй редакции проекта Доклада. По итогам этой сессии, в которой принял участие заместитель Председателя Правительства России А.Л.Кудрин, было принято решение об интенсификации переговорного процесса.
В марте-апреле 2003г. состоялись 17, 18 и 19 официальные заседания РГ, посвященные обсуждению второй редакции проекта Доклада. По сложившейся практике они сопровождались многосторонними встречами по сельскому хозяйству, энергетике, тарифным квотам на мясо, услугам, ТБТСФС, а также серией двусторонних переговоров по тарифам и услугам. В Страсбурге 2 июля состоялась регулярная встреча
Министра экономического развития и торговли Г.О.Грефа с Комиссаром ЕС по торговле П.Лами, в ходе которой обсуждались наиболее актуальные проблемы двусторонних переговоров. 8-10 июля прошло 20-е заседание Рабочей группы, где был согласован порядок дальнейшей работы по третьей редакции проекта Доклада. В этот же период состоялись многосторонние консультации по валютному регулированию и телекоммуникациям, а также двусторонние переговоры по доступу на рынки товаров и услуг,
ряду системных вопросов. 21 августа состоялись неофициальные консультации Председателя РГ с заинтересованными странами-членами ВТО. В этот же период прошли двусторонние переговоры по тарифам и услугам. Следующее заседание РГ запланировано на конец октября с.г. Также в эти сроки пройдут многосторонние консультации по сельскому хозяйству и различным аспектам доступа
на рынок услуг. До этого состоится серия двусторонних переговоров в столицах с ключевыми партнерами России (ЕС, Китай, Япония и США). Координация процесса присоединения возложена на Комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО. Комиссию возглавляет заместитель Председателя Правительства России А.Л. Кудрин. В ее состав входят представители всех ветвей государственной власти
и общественных организаций. Руководителем российской правительственной делегации на переговорах по присоединению к ВТО назначен заместитель Министра экономического развития и торговли М.Ю.Медведков. 25 марта 2003г. прошло тринадцатое заседание Комиссии по ВТО. На нем были рассмотрены итоги переговорного процесса и приняты решения о продолжении законопроектной работы в области приведения в соответствие российского законодательства с нормами и
правилами ВТО и проведении контроля в этом направлении при принятии ведомственных нормативных актов, а также о создании новой Комиссии Правительства – по вопросам ВТО и ОЭСР и подготовке необходимых для этого документов. Рекомендовано также рассмотреть вопрос о ходе и перспективах переговорного процесса по присоединению к ВТО на заседании Правительства в третьем квартале 2003г.
Предыдущее заседание Правительства Российской Федерации, посвященное рассмотрению вопроса “О позиции Российской Федерации на переговорах по присоединению к Всемирной торговой организации”, состоялось 25 июля 2002г. В 2000 году в Государственной думе при Комитете по экономической политике и предпринимательству создан Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям с целью выяснения
мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов, экспертов по вопросам законопроектной деятельности в сфере иностранных инвестиций и внешней торговли с учетом требований ВТО, а также координации законотворческой деятельности, связанной с присоединением к ВТО. Распоряжением Правительства России от 08.08.01 № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской
Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, которые позволят в целом решить проблему соответствия законодательства положениям ВТО. В их числе – новая редакция Таможенного кодекса, закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, “Об основах гос. регулировании внешнеторговой деятельности”, “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров”, “О таможенном тарифе”, а также внесение поправок к законам
по производству и обороту алкоголя, и ряду других проблем. В настоящее время в зависимости от стадии подготовки законопроекты находятся на рассмотрении в Государственной Думе, внесены в Правительство России или находятся на этапе согласования с федеральными органами исполнительной власти (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.02 N832). В конце 2002 г. были приняты законы из этого перечня: – “О техническом
регулировании в РФ”, “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” и ряд других. В мае с.г. принята новая редакция таможенного кодекса. Проводится также экспертиза регионального законодательства и ведомственных нормативных актов на предмет соответствия нормам ВТО и работа по анализу международных договоров, разрабатываются новые международные соглашения, регулирующие проблемы, вытекающие из присоединения
России к ВТО. На регулярной основе проходят консультативные встречи российской делегации с представителями государств-членов ЕврАзЭС и ряда стран СНГ, в ходе которых обсуждается проблематика их присоединения к ВТО. На заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств 13 мая 2002 г. принято решение о путях совершенствования взаимодействия государств-членов ЕврАзЭС в ходе переговоров по присоединению к ВТО.
В 2003г. в рамках работы, организуемой Группой экспертов высокого уровня по формирования Единого экономического пространства России, Белоруссии, Казахстана и Украины, ведется сравнительный анализ позиций стран “четверки” на переговорах по присоединению к ВТО. Эти результаты будут использованы для согласования переговорной позиции как в рамках работы по ЕЭП, так и при координации процесса присоединения к
ВТО заинтересованных сторон. В 2000-2003 гг. Минэкономразвития провел около 500 встреч по обсуждению российской позиции на переговорах с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями производителей. Регулярно проводятся консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палатой и другими объединениями деловых кругов, представителями научных и общественных организаций. В итоге только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций ”
Россия, ВТО и интересы российского бизнеса” во всех федеральных округах и более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов. За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения
России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО. 9-14 ноября 2001 г. в г. Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция ВТО, в работе которой приняла участие российская делегация. Принято решение о начале нового раунда многосторонних торговых переговоров, которые затронут следующие
области: сельское хозяйство, услуги, доступ на рынки несельскохозяйственных товаров, некоторые проблемы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности, правила ВТО (применение положений ВТО в части антидемпинга, субсидий, региональных торговых соглашений и др.), механизм разрешения споров и т.д. Эти переговоры открыты для всех членов ВТО и государств, находящихся в процессе присоединения, включая
Россию. Однако решения о результатах переговоров могут приниматься только членами ВТО. Практически все направления нового раунда переговоров могут затронуть текущие и долгосрочные интересы России, а также ее положение в международной торговой системе после присоединения к ВТО. Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского
хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Всемирная торговая организация – самая значительная экономическая организация. Влияние ВТО на мировую экономику настолько велико, что любая страна, считающая себя развитой и цивилизованной, либо является членом ВТО, либо стремиться им стать.
Членство в ВТО, по сути, необходимое условие полноправного участия государства в мировой торговле и международной экономике. Помимо того, что ВТО является мощной источниковой базой, предоставляющей ценную информацию об экономических ситуациях во всех странах, об экономических преобразованиях и их последствиях, она оказывает непосредственное влияние на каждую страну в отдельности и на все страны вместе, не смотря на то, является страна членом ВТО или нет. В данной курсовой работе были отмечены основные этапы присоединения
России к Всемирной Торговой Организации. Таким образом, выделились некоторые результаты подобных переговоров: В настоящее время в состав РГ по присоединению России к ВТО входит 67 стран-членов (ЕС как один), при этом в переговоры по доступу на рынок товаров вовлечено свыше 50 стран, по доступу на рынок услуг – более 30. В рамках процесса присоединения переговоры ведутся по четырем ключевым направлениям, а их основой являются
документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством России. Это переговоры по тарифным вопросам, переговоры по сельскохозяйственной проблематике, переговоры по доступу на рынок услуг, переговоры по системным вопросам. Только за 2002-2003 гг. проведено свыше 90 региональных конференций ”
Россия, ВТО и интересы российского бизнеса” во всех федеральных округах и более чем в 30 субъектах Федерации, организованные Минэкономразвития при участии Комитетов Госдумы, РСПП, ТПП и региональных Администраций и законодательных органов. За последние два года при участии научных и деловых кругов подготовлено более десяти коллективных исследований, посвященных оценке социально-экономических последствий присоединения
России к ВТО. На их основе в настоящее время готовятся рекомендации для Правительства Российской Федерации по минимизации возможных негативных последствий членства нашей страны в ВТО. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1) Аналитический материал ДТМП «Всемирная торговая организация: основные цели и функции». Сентябрь, 2003 год. 2) Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация.
М изд-во наука, 2003. 3) И.Н. Герчикова. Международные экономические организации.//М: “Консалтинг” – 2000. 4) В.В.Волосатов, Л.С.Жабко. Проблемы вхождения России в ВТО.// Экономист. – 2003- № 2. 5) С.Михневич. Эффект участия и “дефекты” неучастия. //ДЕЛО. ВОСТОК+ЗАПАД – 2001 – № 5. 6) Л.Козик. “Проходной балл”.//ДЕЛО.
ВОСТОК+ЗАПАД – 2003 – №10. 7) А.А.Пахомов. Тарифные переговоры в рамках присоединения России к ВТО//. Внешняя торговля – 2000 – №2. 8) Л.Фридкин. Вступление в ВТО: 3-й раунд.//НЭГ – 2001 – № 22. 9) Е.С.Новожилова. Что сулит ВТО.//НЭГ – 2003 – №16. 10) Правовая система ВТО, положения по ТРИПС. //Вестник экономики – 2003.