20
Основные этапы развития первобытного искусства
Содержание
Введение 3
Петроглифы Карелии 15
Памятники первобытного искусства 24
Особенности первобытного искусства 26
Заключение 32
Введение
Первобытное искусство, то есть искусство эпохи первобытно-общинного строя, развивалось в течение очень длительного времени, и в некоторых частях света – в Австралии и Океании, во многих областях
Африки и Америки – оно существовало вплоть до нового времени. В Европе и Азии его возникновение восходит к ледниковому периоду, когда большая часть Европы была покрыта льдом и там, где теперь
находятся южная Франция и Испания, расстилалась тундра. В 4 – 1 тысячелетиях до н.э. первобытно-общинный строй сначала в северной Африке и Передней Азии, а затем и в южной и восточной Азии и в
южной Европе постепенно сменился рабовладельческим.
Древнейшие этапы развития первобытной культуры, когда впервые появляется и искусство, относятся к палеолиту, причем искусство, как уже говорилось, появилось лишь в позднем (или верхнем) палеолите,
в ориньяко-солютрейское время, то есть за 40 – 20 тысячелетий до н.э. Оно достигло большого расцвета в мадленское время (20 – 12 тысячелетия до н.э). Более поздние этапы развития первобытной
культуры относятся уже к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку).
Примерами первых произведений первобытного искусства являются схематические контурные рисунки звериных голов на известняковых плитах, найденные в пещерах Ла-Ферраси (Франция).
Эти древнейшие изображения чрезвычайно примитивны и условны. Но в них, без сомнения, можно видеть зачатки тех представлений в сознании первобытных людей, которые были связаны с охотой и охотничьей
магией.
С появлением оседлости, продолжая использовать для обитания навесы скал, гроты и пещеры, люди начали устраивать и долговременные поселения – стоянки, состоявшие из нескольких жилищ. Так называемый
“большой дом” родовой общины из поселения Костенки I, около Воронежа, был значительных размеров (35×16 м) и имел, по-видимому, кровлю из жердей.
Именно в такого рода жилищах, в ряде поселений охотников на мамонта и дикую лошадь, относящихся к ориньяко-солютрейскому времени, обнаружены вырезанные из кости, рога или мягкого камня небольшие по
размерам (5 – 10 см) скульптурные фигурки, изображающие женщин. Большинство найденных статуэток изображает обнаженную стоящую женскую фигуру; в них ясно видно стремление первобытного художника
передать черты женщины-матери (подчеркнуты грудь, огромный живот, широкие бедра).
Сравнительно верно передавая общие пропорции фигуры, первобытные скульпторы обычно изображали руки этих статуэток тонкими, маленькими, чаще всего сложенными на груди или животе, черты лица не
изображали вовсе, хотя довольно тщательно передавали детали прически, татуировки и т.п.
Палеолит в Западной Европе
Хорошие образцы подобных статуэток найдены и в Западной Европе (статуэтки из Виллендорфа в Австрии, из Ментоны и Леспюга в южной Франции и др.), и в Советском Союзе – в палеолитических стоянках V
деревень Костенки и Гагарино на Дону, Авдеево под Курском и др. Более схематически выполнены относящиеся к переходному солютрейско-мадленскому времени статуэтки восточной Сибири из стоянок Мальта и
Буреть.
Окрестности Лез Эйзи
Для понимания роли и места человеческих изображений в жизни первобытной родовой общины особенно интересны высеченные на плитах известняка рельефы из стоянки Лоссель во Франции (илл.16). На одной из
этих плит изображен охотник, бросающий копье, на трех других плитах – женщины, своим обликом напоминающие статуэтки из Виллендорфа, Костенок или Гагарина, и, наконец, на пятой плите – зверь, на
которого охотятся. Охотник дан в живом и естественном движении, женские фигуры и, в частности, их руки изображены анатомически более правильно, чем в статуэтках. На одной из плит, лучше
сохранившейся, женщина держит в руке, согнутой в локте и поднятой вверх, бычий (турий) рог. С. Замятнин выдвинул правдоподобную гипотезу, что в данном случае изображена сцена колдовства, связанного
с приготовлением к охоте, в котором женщина играла важную роль.
Судя по тому, что статуэтки такого рода были найдены внутри жилища, они имели большое значение в жизни первобытных людей. Они свидетельствуют и о той большой общественной роли, которая принадлежала
женщине в период матриархата.
Гораздо чаще первобытные художники обращались к изображению животных. Наиболее древние из этих изображений еще очень схематичны. Таковы, например, вырезанные из мягкого камня или из слоновой кости
небольшие и очень упрощенные статуэтки зверей – мамонта, пещерного медведя, пещерного льва (из стоянки Костенки I), а также и выполненные одноцветной контурной линией рисунки животных на стенах
ряда пещер Франции и Испании (Ниндаль, Ла Мут, Кастильо). Обычно эти контурные изображения нанесены на камень резьбой или прочерчены по сырой глине. Как в скульптуре, так и в живописи в этот период
передаются только самые главные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.
На основе таких первоначальных, примитивных опытов постепенно выработалось мастерство, ярко проявившееся в искусстве мадленского времени.
Первобытные художники овладели техникой обработки кости и рога, изобрели более совершенные средства передачи форм окружающей действительности (преимущественно животного мира). В мадленском
искусстве выразилось более глубокое понимание и восприятие жизни. Замечательные стенные росписи этого времени были найдены с 80 – 90-х гг. 19 века в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко,
Монтиньяк, Комбарелль, пещера Трех братьев, Нио и др.) и северной Испании (пещера Альтамира). Возможно, что к палеолиту относятся контурные рисунки животных, правда, более примитивные по характеру
исполнения, обнаруженные в Сибири на берегах Лены около д. Шишкино. Наряду с живописью, исполненной обычно красной, желтой и черной красками, среди произведений мадленского искусства встречаются
рисунки, вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения, а иногда и круглая скульптура. Охота играла чрезвычайно важную роль в жизни первобытно-родовой общины, и поэтому изображения
зверей занимали столь значительное место в искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта,
пещерного льва, медведя, дикую свинью и т.п.; реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Чрезвычайно редко изображались растения.
Мамонт. Пещера Фон де Гом
Образ зверя в творчестве первобытных людей мадленского времени по сравнению с предшествующим периодом приобрел гораздо более конкретные и жизненно правдивые черты. Первобытное искусство теперь
пришло к ясному пониманию строения и формы тела, к умению правильно передать не только пропорции, но и движение животных, быстрый бег, сильные повороты и раккурсы.
Замечательная живость и большая убедительность в передаче движения отличают, например, рисунок, процарапанный на кости, найденный в гроте Лортэ (Франция), где изображены олени, переправляющиеся
через реку {илл.2 а). Художник с большой наблюдательностью передал движение, сумел выразить чувство настороженности в повернутой назад голове оленя. Река обозначена им условно, только изображением
лососей, плавающих между ног оленей.
Прекрасно передают характер животных, своеобразие их повадок, выразительность движений и такие первоклассные памятники, как гравированные на камне рисунки бизона и оленя из Верхней Ложери
(Франция), мамонта и медведя из пещеры Комбарелль и многие другие.
Наибольшим художественным совершенством среди памятников искусства мадленского времени отличаются прославленные пещерные росписи Франции и Испании.
Наиболее древними и здесь являются контурные рисунки, изображающие красной или черной краской профиль животного. Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями,
передающими шерсть. В дальнейшем фигуры стали сплошь закрашиваться одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной палеолитической живописи являются изображения животных, выполненные двумя
или тремя красками с различной степенью тональной насыщенности. В этих больших (около 1,5 м) – фигурах нередко использованы-выступы и неровности скал.
Повседневные наблюдения за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам создать изумительно яркие художественные произведения. Меткость наблюдения и мастерская передача характерных
движений и поз, четкая ясность рисунка, умение передать своеобразие облика и состояния животного – всем этим отмечены лучшие из памятников мадленской живописи. Таковы неподражаемые по силе
жизненной правды” изображения раненых бизонов в Альтамирской пещере (илл.5), ревущего бизона в той же пещере (илл.6), пасущегося северного оленя, медлительного и спокойного, в пещере Фон де Гом
(илл.7), бегущего кабана (в Альтамире).
Носорог. Пещера фон де Гом
Слон. Пещера Пиндадь
Слон. Пещера Кастильо
В росписях пещер мадленского времени встречаются преимущественно единичные изображения животных. Они очень правдивы, но чаще всего никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже
сделанным ранее изображением, прямо по нему исполняли другое; точка зрения зрителя тоже не принималась в расчет, и отдельные изображения по отношению к горизонтальному уровню находились в самых
неожиданных положениях.
Но уже в предшествующее время, как об этом свидетельствуют рельефы из Лосселя, первобытные люди пытались изобразительными средствами передать некоторые, имевшие особо важное значение, сцены своей
жизни. Эти зачатки более сложных решений получают дальнейшее развитие в мадленское время. На кусках кости и рога, на камнях появляются изображения не только отдельных животных, но иногда и целого
стада. Так, например, на костяной пластинке из грота Мэрии в Тэйжа (Франция; илл.2 6) вырезан рисунок стада оленей, где выделены только передние фигуры животных, за которыми следует схематическое
изображение всего остального стада в виде условных рогов и прямых палочек ног, но замыкающие фигуры опять переданы полностью. Другой характер носит изображение группы оленей на камне из Лимейля
(Франция; илл.36), где художник передал особенности и повадки каждого оленя. О том, ставил ли здесь художник своей целью изображение стада, или это просто изображения отдельных не связанных друг с
другом фигур, мнения ученых расходятся.
Люди в мадленских росписях не изображаются, за исключением редчайших случаев (рисунок на куске рога из Верхней Ложери или на стене пещеры Трех братьев), где показаны не только животные, но и люди,
замаскированные под животных для обрядового танца или охоты.
Наряду с развитием росписей и рисунков на кости и камне в мадленское время идет дальнейшее развитие скульптуры из камня, кости и глины, а также, возможно, и из дерева. И в скульптуре, изображая
животных, первобытные люди достигли большого мастерства.
Одним из замечательных образцов скульптуры мадленского времени является найденная в пещере Мае дАзиль (Франция) выполненная из кости голова лошади (илл. За). С большой правдивостью построены
пропорции короткой лошадиной головы, ясно ощущается порывистое движение, прекрасно использованы насечки для передачи шерсти.
Чрезвычайно интересны также открытые в глубине пещер северных Пиренеев (пещеры Тюк дОдубер и Монтеспан) вылепленные из глины изображения бизонов, медведей, львов и лошадей. Эти скульптуры,
выполненные с большим сходством, иногда даже, по-видимому, покрывались шкурами и имели не скульптурные, а приставленные настоящие головы (фигура медвежонка из пещеры Монтеспан).
Наряду с круглой скульптурой в это время исполнялись и изображения зверей в рельефе. Примером может служить скульптурный фриз из отдельных камней на площадке убежища Лё Рок (Франция). Высеченные на
камнях фигуры лошадей бизонов, козлов, человека с маской на голове, по-видимому, так же как и подобные живописные и графические изображения, создавались ради успеха охоты на диких зверей. На
магический смысл некоторых памятников первобытного искусства, возможно, указывают и изображения воткнутых в фигуры животных копий и дротиков, летящих камней, ран на теле и т.п. (например,
изображение бизона в пещере Нио, медведя в пещере Трех братьев и т.п.). С помощью подобных приемов первобытный человек надеялся легче овладеть зверем, подвести его под удары своего оружия.
Новый этап развития первобытного искусства, отражающий глубокие изменения в представлениях человека об окружающей действительности, связан с периодами мезолита, неолита и энеолита (медный век). От
присвоения готовых продуктов природы первобытное общество в это время переходит к более сложным формам труда.
Наряду с охотой и рыболовством, продолжавшими сохранять свое значение, особенно для лесных и сравнительно холодных по климату стран, все большее и большее значение стали приобретать земледелие и
скотоводство. Совершенно естественно, что теперь, когда человек начал переделывать природу в своих целях, он вступил и в значительно более сложные отношения с окружающей его жизнью.
С этим временем связано изобретение лука и стрел, затем – глиняной посуды, а также появление новых типов и усовершенствование техники изготовления каменных орудий. Позднее наряду с господствующими
каменными орудиями появляются отдельные предметы из металла (преимущественно из меди).
В это время человек овладевал все более разнообразными строительными материалами, учился, применяясь к различным условиям, возводить новые типы жилищ. Совершенствование строительного дела
подготовляло сложение архитектуры как искусства.
Неолит и бронзовый век в Западной Европе
Палеолит, неолит и бронзовый век на территории СССР
В северной и средней лесной полосе Европы наряду с продолжавшими существовать поселками из землянок стали возникать селения, построенные на настиле из жердей на берегах озер. Как правило, поселения
этой эпохи в лесной полосе (селища) не имели защитных укреплений. На озерах и болотах центральной Европы, а также и на Урале существовали так называемые свайные поселения, представлявшие группы
хижин рыболовецких племен, сооруженные на бревенчатом помосте, покоившемся на сваях, вбитых в дно озера или болота (например, свайный поселок близ Робенгаузена в Швейцарии или Горбуновский торфяник
на Урале). Стены прямоугольных хижин обычно были также бревенчатые или плетенные из веток с глиняной обмазкой. С берегом свайные поселения были связаны мостками или при помощи лодок и плотов.
По среднему и нижнему течению Днепра, по Днестру и в западной Украине в 3 – 2 тысячелетиях до н.э. была распространена характерная для периода Энеолита так называемая Трипольская культура.
Основными занятиями населения были здесь земледелие и скотоводство. Особенностью планировки трипольских поселений (родовых поселков) было расположение домов по концентрическим кругам или овалам.
Входы были обращены к центру поселения, где находилось открытое пространство, служившее загоном для скота (поселение у с. Халепье, близ Киева и др.). Прямоугольные дома с полом из глиняных плиток
имели прямоугольные двери и круглые окна, как видно по сохранившимся глиняным моделям трипольских жилищ; стены делались из плетня, обмазанного глиной, и внутри украшались росписью; в середине
иногда находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом.
С очень раннего времени у земледельческих и скотоводческих племен в Передней и Средней Азии, Закавказье, Иране стали строиться сооружения из высушенного на солнце кирпича (сырца). До нас дошли
холмы, образовавшиеся из остатков глиняных построек (холм Анау в Средней Азии, Шреш-блур в Армении и др.), прямоугольных или круглых по своему плану.
Очень большие изменения в этот период произошли и в изобразительном искусстве. Постепенно усложнявшиеся представления человека об окружавшей его природе заставили искать объяснений связи явлений.
Непосредственная яркость восприятия времени палеолита была утрачена, но в то же время первобытный человек этой новой эпохи научился более глубоко воспринимать действительность в ее взаимосвязях и
многообразии. В искусстве нарастает схематизация изображений и одновременно повествовательная сложность, приводящая к попыткам передать действие, событие. Образцами нового искусства могут служить
полные стремительного движения в подавляющем большинстве одноцветные (черные или белые) наскальные росписи в Вальторте в Испании, в северной и южной Африке, недавно открытые схематические сцены
охоты в Узбекистане (в ущелье Зараут-сай), а также встречающиеся во многих местах рисунки, вырезанные на скалах, известные под именем петроглифов (каменные письмена). Наряду с изображением животных
в искусстве этого времени все более значительную роль начинает играть изображение людей в сценах охоты или военных столкновений. Деятельность людей, коллектива древних охотников становится теперь
центральной темой искусства. Новые задачи потребовали и новых форм художественного решения – более развитой композиции, сюжетного соподчинения отдельных фигур, некоторых пока еще довольно
примитивных приемов передачи пространства.
На скалах в Карелии, по берегам Белого моря и Онежского озера найдено много так называемых петроглифов. В очень условной форме они повествуют об охоте древних обитателей Севера на разнообразных
животных и птиц. Карельские петроглифы относятся к различным эпохам; самые древние из них, невидимому, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Хотя техника резьбы по твердому камню наложила свой
отпечаток на характер этих рисунков, обычно дающих только очень схематичные силуэты людей, животных и предметов, но, видимо, и целью художников этого времени была лишь крайне упрощенная передача
некоторых наиболее общих признаков. Отдельные фигуры в большинстве случаев объединены в сложные композиции, и эта композиционная сложность отличает петроглифы от художественных созданий палеолита.
Очень важным новым явлением в искусстве рассматриваемого периода было широкое развитие орнамента. В геометрических узорах, покрывающих глиняные сосуды и другие предметы, рождались и складывались
навыки построения ритмической упорядоченной орнаментальной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности – прикладное искусство. Отдельные археологические находки,
а также данные этнографии позволяют утверждать, что в происхождении орнамента решающую роль – играла трудовая деятельность. Не лишены основания предположения о том, что некоторые типы и виды
орнамента в своей основе были связаны с условной схематической передачей явлений действительности. Вместе с тем орнамент на некоторых типах глиняных сосудов появился первоначально как следы от
плетенья, обмазанного глиной. В дальнейшем этот естественный орнамент сменился искусственно наносимым, причем ему приписывалось определенное действие (например, считалось, что он придает крепость
изготовленному сосуду).
Примером орнаментированных керамических изделий могут служить трипольские сосуды. Здесь встречаются самые разнообразные формы: большие и широкие плоскодонные кувшины с узким горлом, глубокие миски,
двойные сосуды, похожие по форме на бинокль. Встречаются сосуды с процарапанным и с одноцветным орнаментом, сделанным черной или красной краской. Наиболее распространены и художественно интересны
изделия с многоцветной росписью белой, черной и красной краской. Орнамент покрывает здесь всю поверхность параллельными цветными полосами, двойной спиралью, обегающей весь сосуд, концентрическими
кругами и т.п. (илл.8а). Иногда вместе с орнаментом встречаются также сильно схематизированные изображения людей и различных животных или фантастических существ.
Петроглифы Карелии
Можно думать, что орнаменты трипольских сосудов были связаны с земледельческим и скотоводческим трудом, быть может, с почитанием солнца и воды как сил, помогающих успеху этого труда. Это
подтверждается и тем, что сходные с трипольскими многоцветные орнаменты на сосудах (так называемая крашеная керамика) были найдены у земледельческих племен того времени на широкой территории от
Средиземноморья, Передней Азии и Ирана вплоть до Китая (об этом см. в соответствующих главах).
В трипольских поселениях были распространены глиняные статуэтки людей и животных, широко встречающиеся и в других местах (в Малой Азии, Закавказье, Иране и т.д.). Среди трипольских находок
преобладают схематизированные женские статуэтки, имевшиеся почти в каждом жилище (илл.86). Вылепленные из глины, иногда покрытые росписью, статуэтки изображают стоящую или сидящую обнаженную
женскую фигуру с распущенными волосами, с горбатым носом. В отличие от палеолитических трипольские статуэтки гораздо более условно передают пропорции и формы тела. Эти статуэтки были, возможно,
связаны с культом богини земли.
От трипольской культуры земледельцев явно отличалась культура охотников и рыболовов, населявших Урал и Сибирь. В Горбуновском торфянике на Урале в толще торфа были найдены остатки свайного
сооружения конца 2 – начала 1 тысячелетия до н.э., представлявшего собой, по-видимому, какой-то культовый центр. Торф довольно хорошо сохранил вытесанные из дерева фигуры антропоморфных идолов и
остатки приносимых им даров: деревянной и глиняной посуды, оружия, орудий и т.п.
Особенной выразительностью и жизненной правдивостью отличаются деревянные сосуды и ложки в виде лебедей, гусей, болотной курочки (илл.9 б). В изгибе шеи, в лаконичной, но удивительно верной
передаче головы и клюва, в форме самого сосуда, воспроизводящей тело птицы, резчик-художник сумел с большим изяществом показать характерные особенности каждой из птиц. Вместе с этими выдающимися по
своей жизненной яркости памятниками в уральских торфяниках найдены и немногим им уступающие деревянные головы лося (илл.11 6) и медведя, служившие, вероятно, рукоятками орудий, а также и статуэтки
лося. Эти изображения зверей и птиц отличаются от палеолитических памятников и, напротив, сближаются с рядом памятников неолита (как, например, шлифованные каменные топоры с головами животных) не
только простотой формы, сохраняющей жизненную правдивость, но и органической связью скульптуры с предметом, имеющим утилитарное назначение.
От таких изображений животных резко отличаются схематично вытесанные антропоморфные идолы. Бросающиеся в глаза отличия примитивной трактовки человеческой фигуры от очень живой передачи животных не
следует относить только за счет большей или меньшей талантливости исполнителя, а необходимо ставить в связь с культовым назначением подобных изображений (илл.11 а). К этому времени укрепляются
связи искусства с первобытной религией – анимизмом (одухотворением сил природы), культом предков и другими формами фантастического объяснения явлений окружающей жизни, которые накладывали на
художественное творчество свою печать.
Последний этап истории первобытного общества характеризуется рядом новых явлений в искусстве. Дальнейшее развитие производства, введение новых форм хозяйства и новых металлических орудий труда
медленно, но глубоко изменяло отношение человека к окружающей его действительности.
Основной общественной ячейкой в это время становится племя, объединявшее несколько родов. Главной отраслью хозяйства у ряда племен становится сначала приручение, а затем и разведение скота, уход за
ним.
Пастушеские племена выделяются среди других племен. Происходит, по словам Ф. Энгельса, “первое крупное общественное разделение труда”, впервые делавшее возможным регулярный обмен и заложившее
основы имущественного расслоения как внутри племени, так и между отдельными племенами. Человечество пришло к последнему этапу в развитии первобытно-общинного строя, к патриархально-родовому
обществу. Большое значение среди новых орудий труда приобрели ткацкий станок и в особенности широко распространившиеся в связи с изобретением плавки руды металлические орудия (орудия из меди,
бронзы и, наконец, железа). Разнообразие и совершенствование производства приводили к тому, что все производственные процессы не могли уже, как прежде, выполняться одним лицом и требовали
определенной специализации.
“Произошло второе крупное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия”, – указывает Ф. Энгельс.
Когда в долинах больших рек – Нила, Евфрата и Тигра, Инда, Хуанхэ – в 4 – 3 тысячелетиях до н.э. возникли первые рабовладельческие государства, то общественная и культурная жизнь этих государств
стала источником сильнейшего воздействия на соседние племена, жившие еще в условиях первобытно-общинного строя. Это внесло особые черты в культуру и искусство племен, существовавших одновременно с
государственными образованиями классового общества.
К концу существования первобытного общества появился новый, ранее невиданный тип архитектурных сооружений – крепости. “Недаром высятся грозные стены вокруг новых укрепленных городов: в их рвах
зияет могила родового строя, а их башни упираются уже в цивилизацию”(Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр.170). Особенно характерны так называемые
циклопические крепости, стены которых складывались из огромных грубо отесанных глыб камня. Циклопические крепости сохранились во многих местах Европы (Франция, Сардиния, Пиренейский и Балканский
полуострова и др.); а также в Закавказье. В средней, лесной полосе Европы со второй половины 1 тысячелетия до н.э. распространились поселения – “городища”, укрепленные земляными валами,
бревенчатыми оградами и рвами.
Охота на оленя. Вальторта
Наряду с оборонительными сооружениями на поздних этапах развития первобытного общества широкое развитие получили сооружения совсем иного рода, так называемые мегалитические (то есть выстроенные из
громадных камней) постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Целые аллеи вертикально стоящих больших камней – менгиров – встречаются в Закавказье и в Западной Европе по побережью Средиземного моря и
Атлантического океана (например, знаменитая аллея мецгиров у Карнака в Бретани; илл.12а). Дольмены широко распространены в Западной Европе, в северной Африке, Иране, Индии, в Крыму и на Кавказе;
они представляют собой гробницы, построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами (илл.12 6). Сооружения такого характера иногда находятся
внутри погребальных курганов – например, дольмен в кургане у станицы Новосвободной (на Кубани), имеющий две камеры – одну для погребения, другую, видимо, для религиозных церемоний.
Наиболее сложными мегалитическими постройками являются кромлехи. Примерами такого типа сооружений являются святилища Эвбери и Стоунхендж в южной Англии (илл.13). В Стоунхендже центральная площадка
с большой каменной плитой (быть может, служившей жертвенником) окружена четырьмя концентрическими рядами вертикально поставленных камней. Внутреннее кольцо (в форме незамкнутого овала) и третье от
середины состояли из сравнительно небольших менгиров. Второй же и четвертый, внешний, круги образованы рядами равномерно расставленных гигантских каменных глыб. Тридцать каменных столбов внешнего
круга (из которых шестнадцать стоят и поныне) связаны горизонтально лежащими на них каменными перекладинами; таким же образом попарно соединены десять громадных тщательно отесанных камней второго
от середины круга, высящегося на 7 м над окружающей равниной к северу от города Солсбери. Перекладины (весом почти в 7 тонн) были подняты наверх с помощью земляных насыпей, следы которых
сохранились. Необычайно большие размеры сооружения, привоз издалека огромных глыб синего камня (для внешней ограды Стоунхенджа), ориентировка на летнее солнцестояние, следы жертвоприношений. – все
говорит о том, что этой постройке придавалось очень важное значение. Скорее всего она являлась святилищем солнца. В архитектурной форме Стоунхенджа заключено продуманное решение сложной
пространственной задачи. Здесь налицо ясная планировка, четко выступает и определяется роль несущих и несомых частей. Стонхендж, как и другие мегалитические сооружения, несомненно, уже имел целью
художественное воздействие на зрителей, заставляя их преклоняться и благоговеть перед столь внушительно и торжественно представленным грандиозным величием солнечного культа.
Мегалитические постройки воздвигались трудом всей первобытной общины. Однако для их сооружения, несомненно, требовалась уже довольно сложная общественная организация. Некоторые другие архитектурные
памятники бронзового века свидетельствуют о наступающем распаде некогда единого первобытного общества, как, например, специальные погребальные сооружения – большие камеры, устраивавшиеся в
курганных погребениях племенных вождей. Древнейшими памятниками этого рода являются так называемые царские гробницы Египта в Негаде (4 тысячелетие до н. э). К более поздним погребениям племенных
вождей относится, например, Майкопский курган на северном Кавказе (конец 3 – начало 2 тысячелетия до н. э); дно его камеры, углубленной в землю более чем на 1,5 м, было выложено галькой и устлано
цыновками, а стены облицованы деревом.
Стоунхендж. Реконструкция
Деревянными перегородками могила была разделена на три части: в самой большой, южной части находилось погребение вождя племени, а в других, невидимому, погребение его жен (а, возможно, уже и
рабов). Сверху могила была перекрыта деревянным настилом и засыпана землей. Этот тип погребальных сооружений появился во 2 тысячелетии до н.э. и в Грузии (Триалети) и в Армении.
Менее значительными в этот период были успехи скульптуры. Собственно, менгиры – вертикально стоящие одиночные камни – были не столько архитектурными сооружениями, сколько далекими предшественниками
позднейших памятников монументальной скульптуры. Встречающиеся во многих местах земного шара, подобные памятники, по всей вероятности, были связаны с культом мертвых или с культом предков. Грубо
высеченные каменные менгирообразные статуи, крайне схематично изображающие человека, большей частью женщину, распространены во Франции и некоторых других странах Западной Европы, в Крыму и т.д.
К такому же типу монументальной каменной скульптуры относятся и распространенные в Минусинской котловине (южная Сибирь) каменные изваяния, представляющие собой стелы, в нижней части или посередине
которых невысоким рельефом или графической резьбой изображено повернутое в фас человеческое лицо. Человеческие черты сочетаются в этих изображениях с чертами животных и с символическими
орнаментальными мотивами. Вероятно, эти стелы представляют олицетворения родовых предков. Некоторые из этих стел завершаются головой животного (верблюда, барана), соединяя в одном изображении
звериный и человеческий облик.
Дальнейшее развитие получили в этот период художественные ремесла.
Среди предметов, найденных в погребении в Майкопском кургане, выделяются сделанные из золота украшения погребального или парадного балдахина: фигурки быков с нижних концов стоек (илл.10 б, в),
бляхи в виде львов и быков, которые, видимо, были расположены на полотнище в четыре ряда и образовывали фризообразную композицию; их одинаковый вид и одинаковое направление движения создавали
монотонность композиционного строя, столь распространенную в искусстве государств Древнего Востока и в данном случае, видимо, оказавшую влияние на майкопских мастеров. К этим золотым бляхам близки
изображения зверей на серебряных майкопских сосудах, на одном из которых животные представлены на фоне горного пейзажа (илл.10 а). Органическое включение в композицию элементов пейзажа – гор,
деревьев, рек и озера – является свидетельством появления и развития в искусстве новых черт, незнакомых предшествующему периоду.
К замечательным примерам художественного ремесла этого периода относятся бронзовые ножи со скульптурными фигурами животных на рукоятке, найденные в Горьковской области, на Урале, в южной Сибири, в
Китае. Фигурки, а иногда только головки животных на этих ножах при всей упрощенности представляются выразительными и живыми. Как и минусинские стелы, эти вещи, связанные в своем происхождении и с
искусством Древнего Китая и с местными традициями культуры древнейшего населения Сибири, сыграли значительную роль в формировании “звериного стиля” (то есть орнаментальных мотивов с фигурами
зверей) в искусстве древней Сибири и Алтая.
В некоторых предметах художественного ремесла, украшенных скульптурой, нашел свое отражение культ неба и солнца, – например, в бронзовой “солнечной колеснице” из Трундхольма: лошадь (довольно
схематично изображенная) везет на повозке большой золоченый диск, вероятно, обозначающий солнце. Все внимание художника было, видимо, поглощено богатой линейно-геометрической орнаментацией диска.
В Западной Европе долго задержались поздние формы первобытного искусства. Таковы, например, памятники так называемого гальштадтского периода (10 – 5 вв. до н. э): глиняные сосуды, покрытые
геометрической орнаментальной росписью, с маленькими схематическими скульптурными фигурами людей, лошадей, птиц; бронзовые сосуды в виде ведер (ситулы), покрытые несколькими поясами очень условно
переданных бытовых и военных сцен, как, например, ситула из Вача, Искусство первобытного общества в поздний период своего развития близко подошло к разработке сюжетной композиции, отражающей
мифологические представления и реальную жизнь людей.
Но настоящее развитие и углубление этой важнейшей задачи искусства стало возможным лишь в классовом, рабовладельческом обществе. В разное время процесс распада первобытно-общинных отношений у
значительной части племен и народов южной Европы, Азии, северной Африки привел к образованию ряда государств, и хотя на значительных территориях в более северных областях Европы и Азии сохранялся
еще в течение многих столетий первобытно-общинный строй, но и общественные отношения и культура таких племен (скифов, сарматов, галлов, германцев, славян) испытывали на себе сильное воздействие
культуры рабовладельческих обществ.
Открытие палеолитического искусства, представленного главным образом наскальными рисунками в Западной Европе, в своё время явилось настоящей сенсацией. Тогда в середине XIX века, не знали искусства
старше древнеегипетского или кельтского, поэтому предполагалось, что любые предшествующие формы, которые ещё могут быть открыты, будут неизбежно гораздо более примитивными. Нелегко было поверить в
то, что в глубине веков – от десяти до тридцати тысяч лет назад – в Европе существовало искусство, достойное восхищения. Рисунки, гравюры, разнообразные статуэтки свидетельствуют о том, первобытные
охотники были не такими примитивными, какими они представлялись ранее. Эти современники мамонтов и шерстистых носорогов поднялись на такой художественный уровень, который оставался недостижимым для
последующих поколений людей в течение многих тысячелетий.
Первые рисунки были открыты свыше 120 лет тому назад, но только в начале нашего века они были осмыслены как относящиеся к палеолитической эпохе.
Памятники первобытного искусства
Больше всего древнейшей живописи найдено в Европе (от Испании до Урала). По понятным причинам она хорошо сохранилась на стенах заброшенных пещер, входы в которые оказались наглухо заваленными
тысячелетия назад. В течение тысячелетий самой природой в них поддерживалась одна и та же температура и влажность. Поэтому хорошо сохранилась не только настенная живопись, но и многие другие
свидетельства деятельности человека, включая четкие следы босых ног взрослых и, что особенно впечатляет, – детей на сыром полу некоторых пещер.
По степени насыщенности пещерной живописью особенно выделяются провинции Дордонь, Арьеж и Верхние Пиренеи во Франции, а также прилегающие к Пиренеям с юго-запада испанские провинции Кантабрия и
Астурия. В литературе принято обобщенное название этих областей “Франко-Кантабрия”. Менее “густо” памятники палеолитического искусства расположены на французской и итальянской Ривьере и на острове
Сицилия. Две пещеры с живописью открыты на острове Сицилия, две пещеры с живописью открыты на Южном Урале. Большинство из этих пещер и гротов были открыты для науки и стали объектами специального
изучения. Долго считалось, что искусство эпохи палеолита – явление исключительно европейское или евразийское и что на других континентах таких памятников не было. А. Брейль даже пытался обосновать
эту исключительность протоевропейской культуры. Позднее, в 60-70-е гг. стало ясно, что это не так. В Австралии, на полуострове Арнемленд и в других местах были найдены изображения кенгуру и
отпечатки ладоней, возраст которых оказался старше 12 тыс. лет. В Южной Африке особенно интересны находки в гроте Апполо. Здесь в 1969 г. в слое между мустье и верхним палеолитом были найдены две
расписные каменные плитки величиной в ладонь. Одна из них была расколота на два фрагмента. На одной из плиток черной краской было нанесено изображение носорога, на другой – какого-то копытного
животного. Возраст их датирован между 28 и 26 тыс. лет тому назад. Здесь же, в Южной Африке, в Львиной Пещере было найдено древнейшее из известных сейчас на земле место добычи охры, возрастом около
43. 200 лет тому назад. Предположительно к верхнему палеолиту относят отдельные древние росписи Сибири, южной Анатолии и северного Китая, однако более точных датировок этих изображений пока нет.
Нынешние данные о распространении пещерной живописи отражают не более чем степень ее сохранности и изученности. Редкость таких находок на пространстве между Франко-Кантабрией и Уралом скорее
объясняется природными условиями и неоднородной изученностью территорий, где есть пещеры, чем какими-либо иными причинами. В изучении первобытного искусства процесс “первоначального накопления”
данных еще далек не только от завершения, но и от достаточной полноты. Тем более, что и определить объем этой “достаточности” далеко не просто. Даже на юге Франции, где в сравнительно небольших
регионах уже более ста лет идут регулярные и масштабные поиски, случаются неожиданные открытия. В самой насыщенной памятниками пещерной живописи области, казалось бы исхоженной вдоль и поперек еще
во времена аббата А. Брейля и его первых учеников, за время с 1984 по 1994 гг. была открыта 21 неизвестная ранее пещера с живописью. Среди них – такие, как Коске и Шове, которые по древности,
богатству и разнообразию не уступают всемирно известным росписям Альтамиры, Ляско и др., а Шове, пожалуй, и вовсе занимает теперь первое место среди них. И никто не может исключить, что завтра не
будет открыта пещера с еще более разнообразной, совершенной и более древней живописью.
По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них во Франции – 150, в Испании – 125, в
Португалии – 3, в Италии – 21, в Югославии – 1, в Румынии – 1, в Германии – 2, в России – 2. На стоянках, в пещерах и случайным образом найдено трудноисчислимое количество предметов мелкой
пластики. В России их количество уже превысило 150 (самые восточные – в Прибайкалье).
Особенности первобытного искусства
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. В то время люди ещё не знали металла, и орудия труда изготовляли из камня; отсюда и
название эпохи – каменный век. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода – каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической
необходимости. Зачем они так поступали? На этот счёт мы можем строить лишь предположения. Одной из причин возникновения искусства считают человеческую потребность в красоте и радости творчества,
другой – верования того времени. С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века – написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки
подземных пещер – пещерные росписи. Люди того времени верили в магию: они считали, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить
стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты.
Размещение рисунков и гравюр Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить
их и в трудно доступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые
на потолке, на столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий
эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был
прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.
Манера исполнения и перспектива Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как
горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Поскольку не соблюдались пропорции между величиной
отдельных животных, постольку они не могли быть изображены по законам перспективы. Наше пространственное видение мира требует, чтобы более удалённое животное было на картине соответственно меньших
размеров, чем более близкое, но палеолитический художник, не утруждая себя подобными “деталями”, скорее всего писал каждую фигуру отдельно. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие
такового) проявляется в изображении каждого объекта.
При первом знакомстве с палеолитическим искусством сразу бросается в глаза частая суперпозиция изображений и отсутствие композиции. Однако некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя
удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное. Даже если пространственная или плоскостная концепция и существовала в палеолитическом искусстве, она
кардинально отличалась от наших сегодняшних представлений.
Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело – это система, складывающаяся из частей неодинаковой
значимости, а художники каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.
Движение в наскальном искусстве. При более подробном рассмотрении памятников палеолитического искусства мы с удивлением обнаружим, что первобытный человек изображал движение гораздо чаще, чем это
может показаться на первый взгляд. На древнейших рисунках и гравюрах движение выражают положение ног, наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет. Нехитрые контуры животного со
скрещивающимися ногами дают нам пример такого движения. Почти во всех случаях, когда палеолитический художник старался передать четыре конечности животных, он видел их в движении. Передача движения
была сравнительно обычным делом для палеолитического художника.
Некоторые изображения животных столь совершенны, что отдельные учёные пытаются определить по ним не только вид, но и подвид животного. Весьма многочисленны в палеолите рисунки и гравюры лошадей. Но
излюбленным сюжетом палеолитического искусства являются бизоны. Также были найдены многочисленные изображения диких туров, мамонтов и носорогов. Реже встречается изображение северного оленя. К
числу уникальных мотивов относятся рыбы, змеи, некоторые виды птиц и насекомых, а также растительные мотивы.
Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно двадцать – десять тысяч лет назад. В то время большую
часть Европы покрывал толстый слой льда; пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно
предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены
десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком – быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили
облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой
линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды – чёрное, красное, белое, жёлтое – производят чарующее впечатление. Минеральные красители, смешанные с водой, животным жиром и соком
растений, сделали цвет пещерных росписей особенно ярким. Для создания таких больших и совершенных произведений тогда, как и сейчас, надо было учиться. Возможно, что камушки с нацарапанными на них
изображениями зверей, найденные в пещерах, были ученическими работами “художественных школ” каменного века.
Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала исключительного
терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было связано с первобытными верованиями.
Для выполнения большинства известных скальных гравюр, особенно с глубоким прорезом, художник должен был пользоваться грубыми режущими инструментами. Для гравюр среднего и позднего палеолита типична
более тонкая проработка. Их контуры переданы, как правило, несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены гравюры, комбинированные с росписью и гравюры на кости, бивнях, рогах или
каменных плитках. Некоторые детали часто заштрихованы, например грива, шерсть на брюхе животного и т.д. По возрасту эта техника, видимо, моложе простой контурной гравировки; она пользуется
методами, присущими скорее графическому рисунку, чем гравюре или скульптуре. Реже встречаются изображения, выгравированные пальцем или палкой на глине, чаще всего на полу пещеры. Но большинство из
них не сохранилось до нашего времени потому, что они менее стойкие, чем гравюры на скальной породе. Человек не воспользовался пластическими свойствами глины, он не моделировал бизонов, но всю
скульптуру выполнил в той же технике, которая применяется при работе по камню.
Одной из самых простых и легко выполнимых техник является гравировка пальцем или палкой на глине или рисунок на скальной стене пальцем, покрытым цветной глиной. Эту технику считают самой старой.
Иногда эти завитки и линии своей бессистемностью напоминают неумелые каракули ребёнка, в других случаях мы видим чёткое изображение – например, рыбу или бизона, умело выгравированное каким-то
острым предметом на полу с глинистым наносом. В монументальном наскальном искусстве иногда встречается комбинированная техника росписи и гравюры.
Для гравюр, так же, часто применялись различные минеральные красители. Жёлтая, красная и коричневые краски приготовлялись обычно из охры, чёрная и тёмно-бурая – из окиси марганца. Белая краска
вырабатывалась из каолина, различные оттенки жёлто-красного цвета – из лемонита и гемотита, древесный уголь давал чернь. Вяжущим веществом в большинстве случаев была вода, реже жир. Известны
отдельные находки посуды из-под красок. Не исключено, что красная краска использовалась тогда для раскрашивания тела в ритуальных целях. В позднепалеолитических слоях были обнаружены и запасы
порошковых красителей или комки красителей, которые использовались наподобие карандашей.
За каменным веком следовал бронзовый (он получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов – бронзы). Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около
четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно был о отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные
украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям – они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
К эпохе бронзы относятся и своеобразные, огромного размера сооружения, обязанные своим появлением также первобытным верованиям. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля
так называемых менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотою в несколько метров означает “длинный камень”. Такие группы носят название
кромлехов. Сохранились и иного рода сооружения – дольмены, первоначально служившие для погребений: стены из огромных каменных плит перекрывались крышей из такого же монолитного каменного блока.
Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными.
Заключение
Говоря об искусстве первобытности, мы вольно или невольно создаем некоторую иллюзию равенства между ним и искусством последующих эпох, вплоть до современности. Формулировки, привычные для
популярного искусствоведения, широко используются при рассмотрении древнейших изображений (“эстетические нормы и принципы”, “идейное содержание”, “отражение жизни”, “композиция”, “чувство
прекрасного” и т.д.), но они уводят в сторону от понимания специфики первобытного искусства.
Если сейчас искусство является особой областью культуры, границы и специализация которой вполне осознаны как создателями, так и “пользователями” искусства, то чем глубже в древность, тем эти
представления были более размытыми. В сознании первобытного человека искусство не выделялось в какую-то особую область деятельности.
Способностью к созданию изображений (как и сейчас) обладали редкие люди. Им приписывались некие сверхъестественные свойства, подобно позднейшим шаманам. Вероятно, это ставило их в особые условия
среди своих сородичей. О достоверных подробностях этих условий можно только догадываться.
Процесс осознания обществом самостоятельной роли искусства и различных его направлений начался только в поздней античности, затянулся на несколько столетий и завершился не ранее Ренессанса. Поэтому
говорить о первобытном “творчестве” можно только в иносказательном смысле. Вся духовная жизнь первобытных людей проходила в единой, не расчлененной на отдельные сферы культурной среде. Наивно
полагать, что в первобытном искусстве были художники и зрители, как у нас, или что тогда все люди были художниками-любителями и зрителями одновременно (нечто вроде нашей художественной
самодеятельности). Неверно и представление о досуге, который древние люди якобы заполняли разными искусствами. Досуга в нашем понимании (как времени, свободного от “службы”) у них просто не было,
поскольку их жизнь не делилась на работу и “неработу”. Если в конце эпохи верхнего палеолита у первобытного человека, в редкие часы, не занятые напряженной борьбой за существование, и появлялась
возможность оглянуться по сторонам и посмотреть на небо, то это время заполнялось ритуальными и иными действиями, которые были не досужими, а направленными на благополучие своего рода и себя
самого.
Литература:
Раздел IV. Ранние формы верований и возникновение религии
Первой ступенью собственно человеческой истории считается, как известно, первобытно-общинная эпоха. В этот период завершается становление человека как особого биологического вида. На рубеже раннего
и позднего палеолита зоологическая, стадная организация постепенно переходит в родовую структуру, представляющую собой уже первоначальный человеческий коллектив. Дальнейшая эволюция ведет к
образованию общинно-родового уклада и развитию разнообразных способов социальной жизнедеятельности.
Согласно существующим в исторической науке представлениям, хронологически эта эпоха начинается в позднем (верхнем) палеолите и охватывает отрезок времени вплоть до начала неолита. В “социальном
пространстве” ей соответствует движение человечества от первых форм общественной организации (род) до возникновения первобытной соседской общины.
Для первобытности особенно характерной является высокая степень совмещения человеческого бытия со всем, что происходит в окружающей природе. Отношения к земле и небу, климатическим изменениям, воде
и огню, растительному и животному миру в условиях присваивающего (собирательно-охотничьего) хозяйства являлись не только объективно необходимыми факторами существования, но и составляли
непосредственное содержание жизненного процесса.
Нераздельность бытия человека и природы, очевидно, должна была выразиться в отождествлении того и другого уже на уровне “живого созерцания”. Возникающие на основе полученных ощущений представления
закрепляли и хранили впечатление от чувственного восприятия, причем мысль и чувство выступали как нечто целостное, неотрывное друг от друга. Вполне допустимо, что результатом могло стать наделение
умственного образа свойствами воспринятого через чувства природного явления. Подобное “слияние” природы и ее чувственно-образного отражения выражает качественное своеобразие первобытного сознания.
Для первобытности становятся характерными такие особенности архаического мировосприятия, как отождествление человеческого бытия с природным и подавляющее преобладание коллективных представлений в
индивидуальном мышлении. В единстве они образуют специфическое состояние психики, которое обозначается понятием первобытный синкретизм. Содержание этого типа психической деятельности заключено в
недифференцированном восприятии природы, человеческой жизни (в ее общинно-родовом качестве) и чувственно-образной картины мира. Древние люди настолько включены в окружающую их среду, что мыслят
себя сопричастными решительно всему, не выделяясь из мира, тем более, не противопоставляя себя ему. Первобытной целостности бытия соответствует нерасчлененное на особые формы примитивно-целостное
сознание, для которого, упрощенно говоря, “все является всем”.
Подобная трактовка архаической ступени сознания способна послужить методологическим ключом к осмыслению истоков, содержания и роли ранних верований и обрядов в первобытном обществе.
Можно предположить, что наиболее распространенным вариантом первобытных верований было перенесение человеческих, внутриродовых отношений, представлений и переживаний на процессы и элементы природы.
Одновременно и неразрывно с этим происходил “обратный” процесс переноса: природных свойств в область жизнедеятельности человеческого сообщества.
Таким образом, мир представал в первобытном сознании не только целостностным, когда любое явление и сами люди “вплетены” в ткань обобщенного бытия, но и обладающим жизненными качествами,
очеловеченным. Поскольку человеческое в данном случае – общинно-родовое, постольку и все, охваченное восприятием древнего человека, отождествляется со знакомым и привычным родовым укладом.
В ряду архаических верований первым по значению выступает отношение к природе как живому существу, обладающему теми же свойствами, что и человек. В религиоведении известна точка зрения, согласно
которой ранняя стадия подобных верований, аниматизм (от лат. animatus – одушевленный), предполагала пронизанность мира всеобщей, повсеместно присутствующей, но безличной, животворящей силой.
Постепенно, с развитием предметно-практической деятельности, образ животворящего начала дифференцировался. Оно стало соотноситься уже с конкретными явлениями природы и человеческой жизни, с теми их
сторонами, реальное освоение которых было за пределами доступного. Каждое существо или чувственно воспринимаемый предмет при необходимости дуализировались, наделялись своего рода двойником. Они
могли быть представлены в телесном или же каком-то ином материальном облике (дыхание, кровь, тень, отражение в воде и др.). В то же время субстанционально они были лишены материальности и мыслились
как идеальные сущности. Противоречие идеальности и предметности преодолевалось благодаря синкретизму первобытного мышления: любой объект материального мира мог в одно и то же время выступать как в
действительном, так и в бестелесном, своего рода спиритуалистическом качестве. В конце концов, двойник мог вести и самостоятельную жизнь, покидая человека, например, во время сна или в случае
смерти.
Общим понятием, которое вошло в научный оборот для обозначения подобных верования, стал термин анимизм. Содержание его достаточно обширно. Прежде всего, оно связано с верой в существование душ, то
есть сверхчувственных образований, присущих предметам и явлениям природы, а также человеку.
Могло происходить выведение душ за пределы ограниченного предметного состояния. Это – так называемые духи. В таком случае возможности идеальных сущностей резко увеличивались: они могли свободно
перемещаться в материальном мире, вселяться в любой объект и обретать способность влиять на различные предметы, растения, животных, климат и на самих людей.
Множественность духов предполагает и многообразие мест их обитания. Ими наполнен практически весь окружающий человека мир. Поэтому большинство актов повседневного бытия родовой общины совершалось,
вероятно, с учетом имевшихся воззрений на отношения с духами, причем последствия, связываемые с влиянием духов, не всегда благоприятны. Трудности и неудачи, индивидуальные и коллективные,
понимаются как проявление коварства злых духов. Выходом из этого положения становится поиск надежных механизмов противодействия злокозненным проискам. Распространенным было использование оберегов,
то есть предметов, чье присутствие рассматривалось как защита от вредоносного влияния злых духов. Как правило это куски дерева, камни, кости, зубы, шкуры животных и т.п.
Аналогичного типа предметы могли применяться и в целях позитивного взаимодействия в качестве посредников. Во всех случаях предмет-посредник служил проводником человеческих потребностей, с его
помощью люди фактически восполняли скудный арсенал средств освоения естественного мира. Свойство хранить, оберегать от бед или приносить удачу объяснялось присутствием в предмете волшебной,
чудодейственной силы либо пребыванием в ней какого-нибудь духа.
Подобные верования именуются понятием фетишизм (“фетиш” – – зачарованная вещь; термин предложил голландский путешественник В. Босман в нач.18 в).
Известно, что фетиши нередко были воплощением личных покровителей человека. Однако более важными и почитаемыми считались те, что несли общественную нагрузку – – защитников всего родового
коллектива, обеспечивающих выживание и продолжение рода. Иногда фетишизм связывался с культом предков-родоначальников, своеобразно закрепляя идею преемственности поколений.
Закономерным следствием фетишистской установки сознания должно было стать перенесение волшебно-чудодейственных свойств не только на природные или специально произведенные предметы, но и на самих
людей. Близость к фетишу усиливала реальное значение человека (колдуна, старейшины или вождя), который своим опытом обеспечивал единство и благополучие рода. Со временем происходила сакрализация
родовой верхушки, особенно вождей, становившихся живыми фетишами, когда их наделяли чудесными способностями.
Воспринимая природу в понятных ему образах родовой общины, первобытный человек относился к любому природному явлению как в большей или меньшей степени “родственному”. Включение родовых связей в
процесс взаимодействия со сферами животного и растительного мира создает предпосылки для развития веры в общность происхождения человеческих существ с какими-либо животными или, что встречалось
гораздо реже, растениями.
Эти верования, получившие название тотемизм, коренятся в сложившихся на стадии первобытности кровно-родственных отношениях и условиях жизни ранних человеческих коллективов. Недостаточная надежность
и довольно частая сменяемость фетишей порождала стремление к более устойчивому основанию, стабилизирующему жизнедеятельность родовых структур.
Общность происхождения и кровное родство с тотемом понимались самым непосредственным образом. Люди стремились уподобиться в своем поведении повадкам “тотемных родственников”, обрести их свойства и
черты обличья. В то же время жизнь избранных тотемами животных и отношение к ним рассматривалось с позиции человеческого общинно-родового бытия.
Кроме родственного статуса, тотем обладал функцией покровителя, защитника. Обычной для тотемистических верований является фетишизация тотема.
Многочисленные исследования первобытной культуры свидетельствуют, что все названные формы поведения и ориентации архаического сознания – анимизм, фетишизм, тотемизм – носят стадиально-глобальный
характер. Выстраивать их в некую последовательность по степени “развитости” было бы неправомерно. Как необходимые моменты освоения мира, они возникают, развертываются в контексте единого,
целостного миропонимания, каким отличается первобытный синкретизм.
Общекультурное значение этих явлений – в их направленности на удовлетворение жизненно важных потребностей человеческого существования, они отражают реальные, практические интересы общинно-родовой
организации.
На первобытной стадии культуры возникли комбинированные формы обрядов и верований, именуемые общим понятием магия (от греческих и латинских слов, переводимых как колдовство, волшебство,
чародейство).
Магическое восприятие мира основано на представлении о всеобщем подобии и взаимосвязи, что делает возможным воздействие ощущающего “сопричастность всему” человека на любые предметы и явления.
Магические действия распространены у всех народов мира и чрезвычайно разнообразны. В этнографии и исследованиях по истории религии есть немало классификаций и типологических схем магических поверий
и приемов.
Самым общим является разделение магии на благонамеренную, спасительную, совершаемую открыто и на пользу – – “белую”, и вредоносную, наводящую порчу и несчастья – “черную”.
Похожий характер имеет и типология, различающая наступательно-агрессивную и оборонительно-предохраняющую магию.
В последнем случае большую роль играют табу – запреты на действия, предметы и слова, которые наделяются способностью автоматически вызывать для человека всякие неприятности. Устранение табу
выражает инстинктивное стремление всего общинно-родового коллектива оградить себя от контакта с факторами, угрожающими выживанию.
Нередко виды магии классифицируются по сферам человеческой деятельности, где они так или иначе оказываются необходимы (аграрная, рыболовная, охотничья, лечебная, метеорологическая, любовная,
военная разновидности магии). Они нацелены на совершенно реальные повседневные стороны бытия.
Различаются масштабы магических действий, которые могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми. Магия становится основным профессиональным занятием колдунов, шаманов, жрецов и т.п.
(институализация магии).
Итак, особенностью бытия и сознания людей первобытной эпохи является своеобразная целостность, объединяющая в комплексе природное и человеческое, чувственное и умозрительное, вещественное и
образное, объективное и субъективное.
Прямая зависимость от непосредственных условий существования стимулировала такой склад психики, при котором адаптация к миру должна была состоять, вероятно, в максимальной самоидентификации с
окружающей средой. Коллективная организация жизни распространяла тождество человека и природы на все родовое сообщество. В результате утверждается доминирующее положение надиндивидуальных установок
сознания, имеющих обязательное и неоспоримое значение для каждого. Наилучшим способом закрепить их в подобном статусе могла быть, прежде всего, ссылка на не подлежащий сомнению абсолютный
авторитет. Им и становятся символы рода – тотемы либо иные фетишизируемые объекты, вплоть до сакрализации родовой верхушки.
Есть немало оснований полагать, что определяющими для содержания первобытных верований были именно практические потребности. В древних поверьях фиксировались необходимые для организации и
сохранения общинно-родового уклада моменты жизнедеятельности (в труде и быте, брачных отношениях, охоте, борьбе с враждебными коллективами).
Синкретизм сознания обуславливает сочетание этих реальных отношений с иррационалистическими взглядами, доводя их до взаимопроникновения и полного слияния. Слово становится тождественно делу, знак –
предмету, идеи получают персонифицированный облик. Возникающие представления и образы переживались и “проживались” человеком прежде всего как сама действительность.
Можно предположить, что общественное сознание первобытно-родовой формации не знало противопоставления земного неземному. В нем не было персонажей или явлений, стоявших за пределами посюстороннего,
в области трансцендентных сущностей. Это сознание не допускало удвоения мира. Окружающее воспринималось в его сопричастности человеку, не распадаясь на поддающееся освоению и неподвластное. К тому
же жизненные потребности не давали устояться пассивно-созерцательному отношению к миру, направляя его в деятельное русло и усиливая средствами магии.
Таким образом, в первобытную эпоху складывается особый тип сознания. В нем нет четкого различения реального и идеального, фантазия неотделима от подлинных событий, обобщение действительности
выражается в чувственно-конкретных образах и подразумевает их непосредственное взаимодействие с человеком, коллективное преобладает над индивидуальным и почти полностью его замещает.
Воспроизводство такого типа психической деятельности должно было привести к возникновению “конструкций”, позволявших передавать коллективный опыт древних людей в форме, адекватной первобытному
мировосприятию. Этой формой, соединившей в себе чувственность и эмоциональность с дидактичностью, а понятность и доступность усвоения с побудительно-волевой мотивацией к действию, становится миф
(от греч. предание, сказание).
В наше время этим словом и производными от него (мифическое, мифотворчество, мифологема и т.п.) обозначается, подчас неоправданно, широкий класс явлений: от индивидуального вымысла в какой-нибудь
житейской ситуации до идеологических концепций и политических доктрин. Но в некоторых областях понятия “мифа”, “мифология” необходимы. Например, в науке понятием мифология обозначают формы
общественного сознания первобытной эпохи и области научного знания, относящегося к мифам и способам их изучения.
Впервые феномен мифа возникает на архаической стадии истории. Для общинно-родового коллектива миф – не только повествование о каких-то природно-человеческих взаимоотношениях, но и не подлежащая
сомнению реальность. В этом смысле миф и мир тождественны. Вполне уместно, поэтому, определить осознание мира в первобытно-общинную эпоху как мифосознание.
Через миф усваивались некоторые аспекты взаимодействия людей внутри рода и отношение к окружающей среде. Однако отсутствие основого условия процесса познания – – различение субъекта и объекта
познавательной деятельности – ставит под вопрос гносеологическую функцию архаического мифа. Ни материальное производство, ни природа не воспринимаются мифосознанием в данный период как
противостоящие человеку, поэтому не являются объектом познания.
В архаическом мифе объяснить – значит описать в каких-то вызывающих абсолютное доверие образах (этиологическое значение мифа). Это описание не требует рассудочной деятельности. Достаточно
чувственно-конкретного представления о действительности, которое одним фактом своего существования возводится в статус самой действительности. Представления об окружающем для мифологического
сознания тождественны тому, что они отражают. Миф способен объяснить происхождение, устройство, свойства вещей или явлений, но он делает это вне логики причинно-следственных связей, заменяя их либо
рассказом о возникновении интересующего предмета в некое “изначальное” время путем “перводействия”, либо просто ссылаясь на прецедент.
Безусловная истинность мифа для “обладателя” мифосознания снимает проблему разделения знания и веры. В архаическом мифе обобщающий образ всегда наделен чувственными свойствами и уже потому есть
неотъемлемая часть, очевидная и достоверная, воспринимаемой человеком действительности.
В своем первоначальном состоянии анимизм, фетишизм, тотемизм, магия и различные их комбинации отражают это общее свойство архаического мифосознания и являются, по существу, его конкретными
воплощениями.
С расширением спектра человеческой деятельности в ее орбиту вовлекается все более разнообразный природный и социальный материал, причем именно социум выходит в разряд главной сферы приложения
усилий. Зарождается институт частной собственности. Возникают структурно сложные образования (ремесла, военное дело, системы землепользования и скотоводства), которые уже невозможно отождествить с
каким-то единственным основанием (духом, фетишем, тотемом) в пределах земного бытия.
На уровне мифологических представлений указанные процессы также вызывают ряд эволюций. Повсеместная одушевленность предметов и явлений трансформируется в многогранные обобщающие образы определенных
областей жизни. Будучи предельно общим выражением действительности, эти образы тождественны ей, то есть сами и являются действительностью, но в восприятие людей они входят индивидуализированными, с
конкретными чертами внешности, характера, собственными именами. Олицетворенные персонажи все чаще приобретают антропоморфный облик, наделяются вполне понятными человеческими качествами. В развитых
мифологиях они превращаются в различные божества, которые вытесняют и заменяют духов, тотемных предков, разнообразные фетиши.
Такое состояние называется термином политеизм (многобожие). Обычно переход к политеистическим верованиям сопутствовал распаду родоплеменных структур и формированию ранней государственности.
Каждому божеству отводилась определенная сфера управления в природе и обществе, складывались пантеон (собрание богов) и иерархия богов. Возникают мифы, объясняющие происхождение богов, их
родословную и взаимоотношения внутри пантеона (теогония).
Политеизм предполагает довольно сложную систему культовых действий, адресованных конкретным богам и пантеону в целом. Это существенно повышает значение жречества, профессионально владеющего знанием
ритуала.
С развитием государств богам все чаще отводится роль высшей санкции устанавливаемых людьми социально-политических порядков. Организация земной власти находит отражение в пантеоне. Выделяется, в
частности, культ главного, верховного бога. Остальные утрачивают былое положение вплоть до преобразования их функций и свойств в качества единственного бога. Возникает монотеизм (единобожие).
Следует подчеркнуть, что прежние ориентации сознания на волшебные и чудодейственные способы решения человеческих проблем и при многобожии, и при единобожии сохраняются. Большинство верований и
ритуалов по-прежнему входят в жизнь людей посредством “механизмов” мифосознания. Однако в целом роль мифов, их удельный вес в общественном сознании претерпевает значительные изменения.
Меняются социальные отношения в обществе, меняется и сам человек. Овладевая природой, он вырабатывает такие способы удовлетворения своих потребностей, которые не нуждаются в дополнении магической
операцией.
Но самое принципиальное изменение состоит в том, что люди начинают по-иному воспринимать окружающий мир. Мало-помалу он лишается таинственности и недоступности. Овладевая миром, человек относится к
нему уже как внешняя сила. В какой-то степени это стало подтверждением растущих возможностей, могущества и относительной свободы человеческого сообщества от природной стихии.
Однако выделившись из природы и сделав ее объектом своей деятельности, люди утратили прежнюю целостность бытия. На место ощущению единства со всем мирозданием приходит осознание себя как чего-то
отличного от природы и противопоставленного ей.
Разрыв возникает не только с природой. При новом типе социальной организации (соседская община, раннеклассовые отношения) уходит в прошлое уклад жизни, который культивировался из поколения в
поколение и определял содержание первобытного сознания. Обрывается связь с родом. Жизнь индивидуализируется, возникает различение собственного “Я” в среде других человеческих существ.
То, что архаическим мифосознанием понималось непосредственно и “очеловечено”, оказывается уже чем-то внешним для людей. Буквально воспринимать миф как подлинное содержание жизненного процесса
становится все труднее. Не случайно зарождается и усиливается аллегорическая традиция – истолкование древнего мифа как оболочки, удобной для передачи знаний о природе, этических, философских и
других идей.
Сама мифология переходит в новое качество. Она утрачивает универсальность и перестает быть доминирующей формой общественного сознания. Происходит постепенная дифференциация “духовной” сферы. Идет
накопление и обработка естественно-научных знаний, развивается философское и художественное осмысление мира, образуются политические и правовые институты. Одновременно наблюдается становление такой
ориентации в верованиях и культе, которая разграничивает области мирского (природного и человеческого) и сакрального. Утверждается идея особой, мистической связи земного и неземного, понимаемая как
сверхъестественное, то есть религия.