Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Реферат:Основные идейные концепции в развитии эпохи итальянского Кватроченто

Второй этапитальянского гуманизма охватывает первые четыре десятилетия ХVв. – начало 50-х гг. ХVIв.
Именно в это времягуманизм превращается в широкое культурное движение. Характерным явлениемпериода было возникновение многочисленных центров культуры. Такими центрамистановятся Флоренция (она была безусловным лидером до конца ХУ в.- начала ХУ1в.), Милан, Венеция, Неаполь, Рим, затем Феррара, Мантуя, Болонья, Урбино,Римини. Иными словами гуманистические идеи и в целом культура Ренессанса началираспространяться вширь. В этот период (о чем мы еще подробнее скажем ниже)стали возникать и формироваться различные художественных школы (в искусстве) иосновные направления гуманизма.
Кроме того, перваяполовина ХУ в. была отмечена созданием гуманистических школ; отдельные дисциплиныгуманитарного комплекса studia humanitatis (помимо риторики, грамматики,диалектики, которые и в эпоху средних веков преподавались на артистическомфакультете) получили право преподавания в университетах.
В начале ХVв. сделали первые успешные шаги новая система образования и гуманистическаяпедагогика. Одним из первых обстоятельных теоретических трудов по вопросамвоспитания и образования стал трактат “О благородных нравах и свободных науках”(1402) ученика Салютати гуманиста Пьетро Паоло Верджерио. Немалоераспространение в начале ХУ в. получил и трактат доминиканского монаха (позжеепископа и кардинала) Джованни Доминичи “Наставление в семейных делах”. В этихсочинениях были выдвинуты (имевшие общие точки соприкосновения) программыобучения и принципы воспитания, видевшие конечную цель образования вутверждении нравственно совершенного человека. Вместе с тем эти программысущественно различались и стали символами двух подходов к культуре –гуманистического и церковного. Верджерио настаивал на обучении детейблагородным искусствам и свободным наукам, к которым он относил кактрадиционные artes liberales (семь свободных искусств), так и гражданские науки– историю и моральную философию. Цель образоваия по Верджерио – приобретениеразносторонних знаний, помогающих в жизненных делах, его идеалом былгармонически развитый человек. В методах воспитания, как считал Верджерио,важны не принуждение и наказание, а авторитет родителей и учителя и интерессамого ученика к знаниям.
Доминичи в своемтрактате поставил иную педагогическую задачу. Будучи обеспокоенным слишком, наего взгляд, светской и даже «безнравственной» обстановкой в школах Флоренции,Доминичи призвал сделать упор на домашнее воспитание и образование, придав имрелигиозный характер. В целом, концепция Доминичи представляла собой наиболееконсервативную линию в средневековой педагогике. Он осуждал чтение языческихавторов, особенно поэтов, как безнравственное занятие. Гуманисты же, напротив,отводили главное место в своей программе образования изучению античногонаследия.
Педагогическая темастала одной из важнейших в гуманистической литературе первой половины ХУ в. Ейпосвятили свои трактаты Леонардо Бруни «О научных и литературных занятиях»,Маффео Веджо «О воспитании юношей»; специальные разделы о воспитании иобразовании находились в сочинениях Леона Баттиста Альберти «О семье» и МаттеоПальмиери «Гражданская жизнь». Имея некоторые оттенки, все эти авторы былисолидарны в основном, а именно в светской ориентации всей системы воспитания иобразования, направленной на формирование всесторонне развитого, нравственного,эрудированного и граждански активного человека. Не призывая к отказу от земныхудовольствий, все они говорили об уважении к религии.
Новые педагогическиеидеи нашли своих последователей в лице неординарных учителей, которые старалисьна практике воплотить принципы гуманизма. Именно такими были ГаспариноБарцицца, Витторино да Фельтре, Гварино да Верона и др. Они создалигуманистические школы в ряде итальянских городов: Мантуе, Вероне, Ферраре ит.д., которые были известны всей Италии и привлекали учащихся из других стран.Самым знаменитым учебным заведением стал «Дом радости» блестящего педагогаВитторино да Фельтре (Кстати, в частной школе Витторино обучались дети разныхсословий – как из семей скромного достатка, так и дети маркиза Гонзага(правителя Мантуи), который вместе с Гварино да Верона осуществил настоящийпереворот в системе школьного образования. Он положил в основу своей программыобразования дисциплины studia humanitatis. Уровень знаний его учащихся-школяровбыл настолько высок, что они могли сразу поступать на старшие факультетыуниверситетов (факультеты права, медицинский, теологии).
Гуманисты выступали и вроли преподавателей университетов, их приглашают для чтения курсов по риторике,поэтике, философии. Одним из первых в свои стены стал приглашать гуманистов длячтения лекций по риторике, моральной философии, поэзии Флорентийскийуниверситет – Студио (Studio fiorentino).Еще в 1351 г. такое приглашениеполучил Петрарка (правда, отказавшийся от него). В 1373 г. лекторомуниверситета стал Боккаччо, читавший курс о «Божественной комедии» Данте. Вдальнейшем произведение великого Данте комментировали гуманисты ДжованниМальпагини, Франческо Филельфо, Кристофоро Ландино и др. Открывшуюся в Студиоеще в конце Х1У в. кафедру греческого языка и литературы возглавил славившийсясвоими знаниями византийский ученый Мануил Хрисолор. Среди его учеников быливидные гуманисты Леонардо Бруни, Франческо Барбаро, Пьетро Паоло Верджерио идр. Как правило, в ХУ в. греческий язык и литературу преподавали византийцы.Новым явлением для итальянских университетов (Студио Флоренции, университетовПавии, Милана, Падуи, Болоньи, Феррары) стало преподавание латинской игреческой поэзии, а также по-новому трактовавшейся, на основе обнаруженных впервые десятилетия ХУ в. рукописей сочинений Цицерона «Оратор» и Квинтилиана«Наставление оратору», риторики. Исключительной прерогативой гуманистов былопреподавание дисциплин комплекса studio humanitatis.Например, ФранческоФилельфо читал курсы риторики и вел занятия по философии и греческому языку вМилане. Лоренцо Валла – курс риторики в Риме и Павии. Почти 40 лет курсыриторики и поэтики во флорентийской Студио читал Кристофоро Ландино.Лекции-комментарии по ораторскому и поэтическому искусству вел и АнджелоПолициано.
В первой половине ХУв., т.е. во 2 период развития гуманизма, происходит его идейная дифференциацияи в нем намечаются разные направления.
Складывается нескольконаправлений в гуманистической этике эпохи Кватроченто, которые отличались своейфилософской основой и разной трактовкой основных этико-гуманистических проблем(т.е. что есть ”нравственный идеал”, “высшее благо”, как должны складыватьсяотношения личности и общества).
Рубеж Х1У—ХУ вв. былотмечен зарождением во Флоренции “гражданского гуманизма” (термин американскогоисследователя Г.Барона, США), в котором проблемы этики тесно переплетались ссоциально-политической мыслью. Гражданский гуманизм сложился на флорентийскойпочве, во Флоренции и стал одним из ведущих направлений в гуманизме. Этонаправление наметилось еще в трудах Салютати, но обрело четкие формы втворчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери и Аламанно Ринуччини.
Представители этогонаправления утверждали идеал активной гражданской жизни и республиканскиепринципы (принципы равенства, свободы и справедливости). Именно этомунаправлению были присущи интерес к социально-политической проблематике, которуюрассматривали в тесной связи с этикой, историей и педагогикой.
Основоположником, основателемгражданского гуманизма в Италии был ученик Салютати и Хрисолора, канцлерФлорентийской республики (в течение последних 17 лет жизни), великолепныйзнаток языков древности Леонардо БРУНИ (1374—1444). Флоренции он посвятил своиосновные труды (прежде всего политического характера) “Восхваление городаФлоренции” (нач. ХУ в.), “О флорентийском государстве” (сер. 30-х гг.) и своюсамую известную работу “Историю флорентийского народа” (1439 г.; написанную позаказу коммуны и заложившую, в сущности, основы ренессансной историографии). Онхорошо известен как переводчик с греческого на латинский сочинений Аристотеля,Платона, Плутарха, Демосфена. Его волновали проблемы этики (он является авторомряда работ на моральные темы — “Введение в науку о морали”, “Диалоги к ПетруПавлу Гистрию” (гуманисту Пьетро Паоло Верджерио) — и в некоторой степенипедагогики, филологии и истории.
В основуэтико-политической концепции Бруни лег тезис античной философии о человеке каксуществе общественном, раскрывающемся в полную силу во взаимодействии с другимилюдьми. Бруни утверждал, что социальная гармония диктует подчинение личности (иличного блага) интересам общества.
Основной мотивэтического учения Бруни – нравственное поведение личности и отдельных группобщества должно исходить из интересов всего общества – позже стал лейтмотивом всегонаправления гражданского гуманизма.
Лучшей формойгосударства Бруни считал Флорентийскую республику, основанную на принципахравенства, свободы и справедливости. В своих сочинениях — “Историифлорентийского народа”, “Восхвалении города Флоренции” (нач. ХУ в.), “Офлорентийском государстве” Бруни представляет флорентийскую республику какобразец пополанской демократии.
Как ему казалось,законы Флоренции обеспечивали ее гражданам свободу от тирании и внешнегопорабощения, равенство в политических правах (равенство Бруни трактовал в стилеидей Аристотеля, т.е. как равную ответственность всех граждан перед законом иравенство прав их участия в государственном управлении. Хотя, будучи трезвымполитиком, он с сожалением отмечал в своем трактате “О флорентийскомгосударстве”, что реальная власть во Флоренции находится в руках “знатных ибогатых”), и справедливость как норму распределения общественных благ. Но всеэто касалось лишь полноправных граждан Флоренции, под которыми он понимал тех,кто принадлежал к 21 цеху Флоренции и, конечно, составлял небольшую частьнаселения города. Как гражданин и канцлер Флорентийской республики, Брунидостаточно высоко оценивал конституцию Флоренции “Установления справедливости”и другие ее законы, закреплявшие ее политико-правовой строй.
Безусловно, отстаиваяидеалы республиканизма и гражданской свободы, Бруни выражал настроенияпополанства.
В дальнейшем, идейныепринципы гражданского гуманизма нашли развернутое изложение в трудах (особеннов его диалоге “Гражданская жизнь”, ок. 1439) младшего современника Бруни,видного флорентийского гуманиста и политического деятеля Маттео Пальмиери(1406—1475). Он родился в семье аптекаря и получил образование в университетеФлоренции и гуманистическом кружке. Долгие годы Маттео (как и другие гуманисты)занимался политической деятельностью: с 1432 по 1475 гг. занимал во Флоренцииболее 50 различных должностей, два раза избирался на пост гонфалоньера (1452,1468 гг.). Известен, прежде всего, своим сочинением “О гражданской жизни”(ок.1439), в котором изложил свою этико-социальную доктрину. Основа этойдоктрины – служение общему благу и пользе государства. Именно принцип общегоблага и был положен Пальмиери в основу его этики.
Моральная философияэтого гуманиста строилась на понятии “естественной социальности” человека,откуда проистекала этическая максима Пальмиери: подчинение личных интересов служениюобщему благу.
Так, лейтмотивомдиалога “Гражданская жизнь” является идея отказа от личных интересов во имяотечества (патриотическая по своей сущности) и служение общему долгу. Полезнойдля общества деятельностью должны заниматься все, способные к труду. Долгкаждого человека-гражданина — активная созидательная деятельность, труд (во имяличного и особенно общего благополучия), забота о благе всех.
Пальмиери не осуждалнакопительство (хотя признавал лишь честный способ обогащения, говорил, что онодолжно совершаться “чистыми руками”), поскольку, как он считал, богатый человекспособен проявлять свои лучшие гражданские качества (как то щедрость, великодушиеи т.д.).
Богатство иблагополучие отдельно взятого человека (как считал Пальмиери) – это залогблагополучия общества в целом, поэтому налоги государства не должны бытьчересчур высокими и потому разорительными.
Лучшей формойгосударства, идеалом государства, по мнению Пальмиери (как и у Бруни), былапополанская республика флорентийского типа (Флорентийская республика).
Позднее в своей поэме“Град жизни” (1464) гуманист пришел к выводу о несовместимости господствачастной собственности с “естественным законом” справедливости. И его идеаломпостепенно становится принцип Цицерона – принцип сочетания частной иобщественной собственности.
В целом, концепциягражданского гуманизма в первой половине ХУ в. успешно разрабатывалась воФлоренции. Свой вклад в ее разработку внесли Джанноццо Манетти, ПоджоБраччолини, Донато Аччайуоли и др. Но в 70-80-хх гг. ХУ в. (в условиях тиранииМедичи) она пережила определенные изменения. Одним из последовательныхсторонников гражданского гуманизма этого периода был государственый служащийФлоренции Аламанно Ринуччини (1426—1499), который в своих сочинениях “Диалог освободе” (1479), “Речь на похоронах Маттео Пальмиери”, в “Историческихзаписках” отстаивал принципы гражданского гуманизма в условиях тирании Медичи.Выходец из знатной купеческой флорентийской семьи, Аламанно Ринуччини осудил всвоем произведении “Диалог о свободе” тиранию Медичи и с горечью отметил отходот республиканской формы правления. Находясь на позициях пополанскогодемократизма, Ринуччини сочувствовал заговору Пацци (правда, неудавшемуся)против Медичи (в 1478 г.), убийство тирана казалось ему правомерным.
Ринуччини сделал новыйшаг в осмыслении светской этики, поставил ее в более тесную связь сполитической системой. В своем “Диалоге о свободе” он сделал одним изосновополагающих понятий свободу гражданина и рассматривал ее как основноеусловие нравственного совершенствования и личности, и общества. Политическаясвобода, в представлении Ринуччини, есть высшая моральная категория, без нееневозможно счастье и нравственное совершенство человека. В понимании же такихпонятий как равенство и справедливость Ринуччини был близок к своимпредшественникам Бруни и Пальмиери.
Совершенный образ жизнион связывал как с активной гражданской деятельностью, так и с «созерцанием», снаучной и литературной деятельностью. Причем считал, что созерцательный образжизни предпочтителен, когда в условиях тирании невозможна политическаяактивность.
Наряду сэтико-политической концепцией гражданского гуманизма в итальянском гуманизмепервых десятилетий ХУ в. возникло и другое направление – эпикурейское, нашедшееяркое воплощение в учении Лоренцо ВАЛЛЫ (1407—1457).
Лоренцо Валла былвыдающимся гуманистом ХУ в., деятельность его протекала в Милане, Неаполе (гдеон служил с 1435 г. секретарем у короля Альфонса Арагонского), Павии (здесь онпреподавал риторику), Риме (где провел последний период жизни в качествесекретаря папской курии). Наследие Лоренцо обширно и весьма многообразно. Этотруды по истории, филологии, философии, этике и т.д.
Лоренцо был авторомэтико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (или «О наслаждении»,30-е гг.). В диалоге «Об истинном и ложном благе» он развивал этическуюконцепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием ученияЭпикура. Валла считал, что основная особенность человеческой натуры – этоспособность испытывать наслаждение (voluptas). Стремление человека к духовным ичувственным наслаждениям – закон природы. Человек, считал Лоренцо, пришел вэтот мир не ради печального приготовления к смерти, а для наслаждения(например, красотой мира). Он отдавал должное чувственному наслаждению инаслаждению разума.
Валла не любил иосуждал аскетическую мораль, особенно ее крайние проявления – уход от радостейземного мира в мир монашества, умерщвление плоти и т.д. Он всячески оправдывалтелесное наслаждение, запретное для христианской морали. Лоренцо находил, чтостремление человека к чувственным наслаждениям вполне оправданно, поскольку оновызвано инстинктом самосохранения, свойственным каждому человеку. Отсюдапроистекает и важный этический принцип Валлы – избегай страданий и ищи радостей.
В этике Валлынаслаждение отождествляется с благом, счастьем, а также пользой. Категория«полезности», наряду с понятием «наслаждение», было основополагающей в этикегуманиста. Полезность наслаждения естественна. Но в стремлении к пользе инаслаждению каждого не должны нарушаться интересы других людей. Принципвзаимной полезности, по мнению Валлы, лежит в основе общественного игосударственного устройства.
В сущности, ЛоренцоВалла выдвинул свое понимание нравственности с учетом личного интереса человека.В целом, этическое учение Валлы вело к утверждению светской и антиаскетическойморали, оправдывало мирские радости бытия и, безусловно, не могло не оказаться впротиворечии с принципами официальной (церковной) морали. В своем произведении«О монашеском обете» (1442) он, фактически, бросил ей вызов, а также подвергсомнению правомерность существования института монашества, поскольку настоящееблагочестие, как он считал, заключалось не в обете, насилующем плоть, а врадостях мирской жизни.
Еще более смелым былего антицерковный памфлет «Рассуждение о подложности так называемой Дарственнойграмоты Константина» (на этом документе папство основывало свои притязания насветскую власть) (1440), в котором Валла, опираясь на данные историческойгеографии, лингвистики, и др. наук, доказал фальшивость Дарственной грамотыКонстантина, выступив против права пап на светскую власть. Валла стремилсяограничить прерогативы церкви только верой, считая светскую культуру ихристианскую религию сферами независимыми.
После своих резкихвыпадов сторону церкви, папства и монашества Лоренцо (в 1444 г.) был привлеченк суду инквизиции, от которого его спасло лишь заступничество короля Неаполя
Средневековойсхоластике Лоренцо Валла противопоставил гуманистическую филологию. Как филологВалла продолжил традицию изучения античных рукописей, разработал критическийметод анализа текстов, применив его и к изучению Библии. Филологические штудииВаллы нашли отражение в сочинении «Красоты латинского языка» и текстологическомкомментарии к Новому Завету, которые были блестящим образцом нового, научногоподхода к тексту. Главными историческими сочинениями Валлы являются труд «Одеяниях короля Фердинанда Арагонского» и уже упоминавшееся «Рассуждение оподложности…».
Однако широкогоразвития эпикурейская линия Лоренцо Валлы в гуманистической этике не получила,хотя и нашла во второй половине ХУ в. сторонников в лице ряда римскихгуманистов – Помпонио Лето, Каллимаха и др.
Иное направление витальянском гуманизме ХУ в. составило творчество выдающегося мыслителя,писателя, архитектора и теоретика искусства Леона Баттисты Альберти (1404—1472).Многогранная деятельность Альберти – один из ярких примеров универсальности человекаэпохи Возрождения.
Выходец из знатной(оказавшейся в изгнании в Генуе) флорентийской семьи, Альберти окончилБолонский университет, был принят на службу секретарем к кардиналу Альбергати,а затем в 1432 г. получил место в папской канцелярии, где прослужил более 30лет.
Разносторонне одаренныйи хорошо образованный, Альберти внес крупный вклад в теорию искусства изодчества, в литературу, архитектуру, занимался проблемами педагогики и этики,математикой и картографией.
Проблемам земной жизничеловека посвящены сочинения Альберти-гуманиста – морально-дидактическиедиалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла«Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе».
Многие свои сочиненияАльберти писал на вольгаре, что способствовало распространению его идей витальянском обществе.
Как практик-архитекторАльберти создал ряд проектов, заложивших в сущности основы ренессансного стиляв архитектуре ХУ в. Как и его предшественники, Альберти занимался проблемамигуманистической этики и создал последовательное, во многом оригинальное(восходящее к Платону, Аристотелю, Цицерону) гуманистическое учение о человеке,основанное на идее гармонии. Свою этическую концепцию Альберти излагает навольгаре в форме диалогов, она проникнута верой в способность человека кразумному устройству жизни, общества, семьи, государства, верой в способностьчеловека к самосовершенствованию. Высшей ценностью человека по Альберти было небогатство (богатство – это средство обеспечить достойную жизнь), аинтеллектуальное совершенство.
По Альберти, идеальныйчеловек гармонично сочетает в себе силы разума и воли, душевный покой итворческую активность. Все потенциальные способности человека Альбертиобъединил понятием virtu ( дословно с итальянского-доблесть, способность). Волячеловека, его разум, мудрость, достоинство, чувство меры, способности помогаютему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Во власти человека раскрытьсвои природные способности и стать творцом самого себя, своей судьбы. Онполагал, что человек изначально наделен способностью к разумному постижениювсего сущего, к творчеству (которое он понимал очень широко – от трударемесленники до уникальной художественной и научной деятельности), созиданию,труду (который для Альберти не наказание за грех, а источник благополучия,славы, душевного комфорта), в чем и состоит его отличие от животного.
В целом, этическаяконцепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройствусвоей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альбертисчитал семью, проблемам семьи (ее устоям, укреплению, гармонии) он посвятилдиалоги «О семье» и «Домострой», написанные на вольгаре. Семья рассматриваласьгуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Богатство и благополучиесемьи он связывал с разумным ведением хозяйства, накопительством (основанном набережливости, трудолюбии, рачительности). Нечестные методы обогащения он считалнедопустимыми. Он ратовал за то, чтобы личный интерес согласовывался синтересами других людей, и полагал, что в определенных ситуациях можнопоставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы (Кстати, обществоАльберти рассматривал как гармоничное единство всех его слоев, которомуспособствует деятельность правителей).
Основная посылкагуманистической концепции Альберти – принадлежность человека миру природы (поАльберти человек и природа связаны неразрывно), последнюю он трактовал спозиций пантеизма как носительницу божественного начала. Вообще философские воззренияАльберти были достаточно близки пантеизму.
Следует заметить, чтоидеал активной жизни роднит этику Альберти с гражданским гуманизмом, но есть вней и немало особенностей, которые позволяют говорить об учении Альберти каксамостоятельном направлении в гуманизме.
Во второй половине ХУв. учение о человеке получило новый импульс развития в концепциях Марсилио Фичинои Пико делла Мирандола.

Список источников илитературы
 
1. Сочиненияитальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV век) / Под ред. Л. М. Брагиной.М., 1985.
2. БрагинаЛ. М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977.
3. АндрушкоВ. А. Этические модальности у Лоренцо Валлы // Рациональность, рассуждения,коммуникация. — Киев, 1987.
4. БаткинЛ. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. — М.: Наука, 1989.
5. ГавризянГ. М. Позднее средневековье как культурная эпоха и проблема Возрождения вработах И. Хейзинга // Историко-филос. ежегодник. — М., 1988.
6. КудрявцевО. Ф. Гуманистический идеал общежития: Фичино и Эразм // Эразм Роттердамский иего время. — М., 1989.
7. КудрявцевО. Ф. Ренессанский гуманизм и «Утопия». — М.: Наука, 1991.