Основные конкуренции рынка

Федеральноеагентство по образованию
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования «Чувашский
госуниверситетим. И.Н. Ульянова»
Батыревскийфилиал
Кафедрасоциально-экономических дисциплин
Контрольнаяработа
Подисциплине: «Ценообразование»
По теме:Основные конкуренции. Характерные черты совершенной, монополистическойконкуренции, олигополии, чистой монополии
Выполнила:
студентка гр. 7 А – 07
Проверил:
Ст. преподаватель
2009

Содержание
Введение
1. Понятие и виды конкуренции
2. Совершенная конкуренция
3. Несовершенная конкуренция
3.1 Чистая монополия
3.2 Олигополия
3.3 Монополистическая конкуренция
Заключение
Список использованной литературы
Задание

Введение
 
Ключевым понятием,выражающим сущность механизма рыночных отношений, является понятие конкуренции.Конкуренция – это тип взаимоотношений между производителями по  поводуустановления цен и объемов предложения товаров на рынке.
Конкуренция с латинскогоязыка означает «сталкиваться» и обозначает борьбу между товаропроизводителямиза наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренциявыполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этомпроизводителя внедрять научно-технические достижения, повышатьпроизводительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.
Конкуренция являетсяопределяющим фактором упорядочивания цен, стимулом инновационных процессов(внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Онаспособствует выведению из производства неэффективных предприятий, рациональномуиспользованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению кпотребителю.
Одной из традиционныхформ конкурентной борьбы являются манипулирование ценами, т.е. «война цен». Онаосуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен,сезонными распродажами, предоставлениями большого объема услуг по действующимценам, удлинением сроков потребительского кредита.

1. Понятие и видыконкуренции
Истории давно известныдва противоположных вида взаимоотношений субъектов рынка – конкуренция имонополия.
Конкуренция — соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условияпроизводств, купли и продажи товаров. Такое неизбежное столкновение порождаетсяобъективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого субъектарынка, его полной зависимостью от хозяйственной конъюнктуры и противоборством сдругими претендентами за наибольший доход. Борьба частных товаровладельцев заэкономическое выживание и процветание – закон рынка.
Чтобы лучше понятьконкуренцию, её нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так идругой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричными.Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах(показателях) состояния рынка. Конкуренция представляет собой нормальноесостояние рынка.
Конкуренцию можноклассифицировать по нескольким основаниям:
По масштабам развитияконкуренция может быть:
1. индивидуальная(один участник рынка стремится занять “свое место под солнцем” – выбратьнаилучшие условия купли – продажи товаров и услуг);
2. местной (введетсясреди товаровладельцев, какой – то территории);
3. отраслевой (водной из отраслей рынка идёт борьба за получение наибольшего дохода);
4. межотраслевой(соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на своюсторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5. национальный(состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);
6. глобальный(борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировомрынке.
По характеру развитияконкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам введениярыночное соперничество делится на:
1) ценовое (рыночныепозиции соперников подрываются посредством снижения цен);
2) неценовое (победу одерживаютпутём повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).

2. Совершеннаяконкуренция
 
Совершенная конкуренциясуществует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелкихпродавцов и покупателей идентичного товара, и поэтому ни один из них не всостоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяетсяигрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами ихфункционирования.
Существование огромногоколичества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеетбольшей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застанетуже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти. Такая ситуацияпозволяет новым продавцам на равных условиях с уже существующими продавцами приступитьк производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно и покинутьрынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка.
Основные характеристикирынка совершенной конкуренции:
— большое количествомелких продавцов и покупателей;
— продаваемый продуктоднороден у всех производителей, и покупатель может выбрать любого продавца дляосуществления покупки;
— невозможность контролянад ценой и объемом купли- продажи создает условия для постоянного колебанияэтих величин под влиянием изменения рыночной конъюнктуры;
— полная свобода «входа»на рынок и «ухода».
В реальной экономическойдействительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значениипрактически не встречается.
Свободная конкуренциясоответствует периоду классического капитализма. В более полной мере онапроявилась пожалуй, только в Англии и лишь в ХХ в. Свободное соперничество всовременных условиях – редкое явление. В ХХ в. получили развитие новые формырыночного соперничества – регулируемая государством конкуренция ипротивоборством монополий.
 Он представляет собойтак называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренциясуществует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынкимогут лишь в большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки вэкономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящиепод критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рыноксельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателейнастолько велико, что за редким исключением ни один человек или группа не всостоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг илисельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех продавцовидентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке.
При наличии конкуренциина рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизитьиздержки производства на единицу продукции. В результате этого создаетсявозможность снижения цены, что увеличивает объемы продаж у производителя и егодоход. Самым эффективным способом достижения этого является использованиенаучно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрениенаучно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, чтокак раз и ведет к будущему снижению цен.
Конкуренция создает упроизводителей стимулы к постоянному разнообразию предлагаемых товаров и услугдля завоевания рынка. Расширение ассортимента предлагаемой к продаже продукциипроисходит как за счет создания совершенно новых товаров и услуг, так и за счетдифференциации отдельного продукта.
Производители постоянноосуществляют борьбу за покупателя на рынке. Результатом такой борьбы являетсяполитика стимулирования сбыта, которая всемерно и всесторонне изучаетпотребительский спрос и создает новые формы и методы реализации товара. Всеэто, с одной стороны, увеличивает прибыли фирмы, а с другой, удовлетворяет всежелания и потребности покупателя. В и тоге выигрывает и потребитель, и общество в целом.

3. Несовершеннаяконкуренция
 
Если хотя бы один изпризнаков совершенной конкуренции отсутствует, то такая рыночная структураназывается несовершенной конкуренцией. Различают три вида несовершеннойконкуренции:
— чистая монополия,когда  на рынке одна фирма является единственным продавцом товара или услуги играницы фирмы и отрасли совпадают;
— олигополия, когда вотрасли существует небольшое количество фирм;
— монополистическаяконкуренция, которая характеризуется наличием на рынке сравнительно большогочисла фирм, производящих дифференцированную продукцию.
3.1 Чистая монополия
 
Монополия является полным антиподомсовершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем онпроизводит товар, не имеющих близких заменителей.
В условиях монополиипроизводитель способен полностью контролировать объем предложения товара, чтопозволяет ему выбирать любую цену из возможных в соответствии с кривой спроса,рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.  Поэтому выбор цены извозможных вариантов предопределен величиной прибыли, получаемой от продаживозможного количества товара по данной цене.
Стремление монополиста кмаксимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продажесть нарушение свободной конкуренции и утверждение особой власти на рынке.«Рыночная власть» означает способность продавца влиять на цену товара.
Признаки монополии:
· единственныйпродавец;
· реализуемыйпродукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленнуюмонополистом цену;
· полный контрольмонополиста над ценой товара и объемом продаж;
· для потенциальныхконкурентов монополист устанавливает труднопреодолимые барьеры.
Особое место занимаетфеномен «естественной монополии». К естественным монополистам относятсяпредприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие природныересурсы. Как правило естественные монополии находятся в собственностигосударства или действуют под его контролем. Существование естественныхмонополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства,-эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Известно, чтокрупное производство имеет преимущество перед мелкими при сравнении величиниздержек при однородном производстве. Вследствие лучшей технической оснащенностии большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительноститруда, а значит, понижение издержек на единицу продукции. Это означает болееэффективное использование ресурсов. Поэтому естественные монополии становятсяжелаемым явлением для общества, хотя монополистическая природа все равновынуждает регулировать их деятельность.
Монополия в чистом видеявление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собойэкономическую абстракцию. Довольно часто в качестве примере чистой монополииприводят систему телефонной связи. Но не следует забывать, что иные виды связисоздают скрытую конкуренцию, предлагая в качественные заменители телефоннойсвязи. Кроме того, монополия не может полностью устранить потенциальнуюконкуренцию со стороны других отечественных или иностранных производителейтоваров.

3.2 Олигополия
Олигополия являетсяпреобладающейформой современной рыночной структуры. Термин «олигополия» применяется вэкономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельныеиз которых контролируют значительную долю рынка.
На олигополистическомрынке конкурируют между собой несколько крупных фирм и вступление на этот новыхфирм затруднено. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, таки дифференцирована.
Существование  олигополиисвязано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимостьзначительных капиталовложений для создания предприятия в связи скрупномасштабным производством олигополистических фирм.
Немногочисленность фирм наолигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую,но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является наиболееэффективной. Производители знают, что если они понизят цены, то их конкурентысделают то же самое. Что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовойконкуренции, которая будет результативна в условиях совершенной конкуренции,олигополисты используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство,качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг игарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
Характерная особенностьолигополистического рынка – зависимость поведения каждой фирмы от реакции иповедения конкурентов. Крупные размеры и значительный капитал фирм крайненемобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещают именно сговормежду олигополистическими фирмами в целях поддержки цен и максимизации прибыли.Производители договариваются о сотрудничестве и заключают соглашение о дележерынка – «карательное соглашение»
Каратель представляетсобой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участниковобъем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обменапатентами, разграничение рынков сбыта и долю каждого участника в общем объемепроизводства и сбыта. Его целью является повышение цен, но не ограничениепроизводственной и снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Невозможность полностью ипостоянно использовать каратель для взаимодействия олигополистических фирмвынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическуюполитику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такоесотрудничество может проявляться как через особую экономическую политикуолигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства вценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (иликонсорциумов).
Жесткость цен – так называемая практика действийолигополистических фирм, когда даже при изменении издержек или спроса определеннаяфирма не склонна к изменению цены. Она предполагает, что если ей придетсяподнять цену, то другие последуют за ней, что приведет к потере части рынка.Таким путем фирмы удерживаются от изменения цен из-за страха развязать «войнуцен».
Лидерство в ценах означает практику, когда приформировании цен на свою продукцию компания ориентируется на цены,установленные лидером – чаще всего доминирующим в данной отрасли и на данномрынке крупной фирмы. Это демонстрирует своеобразный скрытый сговор, хотя его наличиене доказано.
Патентные пулы – это соглашение о специализации икооперации производства, а консорциум – объединение фирм с целью проведенияобщих научных исследований, совместного строительства крупных инвестиционныхобъектов. Обе эти организации выполняют карательные функции и являются базойдля организации сговора о дележе рынка.
3.3 Монополистическаяконкуренция
Монополистическаяконкуренция этоотносительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но неидентичную (с точки зрения покупателей) продукцию.
В отличии от совершеннойконкуренции монополистическая предполагает, что каждая фирма продает особыйтовар, который отличается качеством, оформлением, престижностью, благодаря чемуу потребителя складываются «неценовые предпочтения».
На рынкемонополистической конкуренции продукция может быть дифференцирована также и поусловиям послепродажного обслуживания, по близости к покупателям, поинтенсивности рекламы. Таким образом, фирмы на этом рынке вступают всвоеобразное соперничество не столько через цены, сколько посредством всемернойдифференциации продукции.
Повсеместное соревнованиефирм в условиях дифференциации товара не устраняет монополистической властифирмы над своим видом товара, что позволяет предприятию повышать или понижатьцену на него независимо от конкурентов, хотя эта власть ограничена наличиемпроизводителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
Относительнонеограниченное проникновение новых конкурентов на рынок является важнойхарактеристикой монополистической конкуренции. Производители, работающие натаком рынке, не являются крупными предприятиями, поэтому сравнительно не велики требующийся им начальный капитал. Это подстегивает их к вступлению в отрасльи конкуренции с марками производимого здесь товара.
Модель рынкамонополистической конкуренции описывает множество реально существующих рынков.Его характеристики достаточно точно соответствуют большинству отраслей сферыобслуживания.

Заключение
Конкуренция служитосновным регулирующим механизмом в капиталистической экономике. «Это тасила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктатупокупателя или суверенитету потребителя. При конкуренции именно решения многихпродавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены».
Это значит, чтоиндивидуальные производители могут лишь приспосабливаться к желаниямпокупателя, которые рыночная система доводит до сведения продавцов. Привозникновении монополий ситуация резко меняется, когда продавцы могутвоздействовать на рынок или манипулировать на нем ценами к собственной выгоде ив ущерб обществу в целом. С целью предотвратить такое положение правительствопроводит ряд антимонопольных, или антитрестовских, законов для защиты иусиления конкуренции в качестве эффективного регулятора проведения бизнеса.

Список использованнойлитературы
 
1. Чепурин М.Н.,Киселева Е.А. Курс экономической теории. Киров: «АСА», 2005.
2. Мамедов О.Ю.современная экономика. Ростов на Дону.: издат. «Феникс», 2001.
3. Попов А.И.Экономическая теория. СПб.: Питер, 2001.
4. Андрианов В.Д.Россия в мировой экономике: Учебное пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1999.
5. Лившиц А.Я.Введение в рыночную экономику. М., 2003.
6. Долан Э.Дж.,Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб., 2004.
7. Самуэльсон П.А.,Нордхаус В.Д. Экономика. М., 1999.
8. Борисов Е.Ф.Экономическая теория. М., Юрайт, 2000.
рынок отношениеконкуренция соперник

Задание
1. Закон спросагласит, что объем спроса (прямо, обратно) пропорционален цене товара.
2. Условие оптимизмапотребителя характеризуется точкой (касания, пресечения) бюджетной линии икривой безразличия.
3. (Полезность,предельная полезность. Относительная цена) измеряет цену одного товара,выраженную в другом товаре.