Основные критерии выбора поставщика при закупке материально-технических ресурсов

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет
«ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина)» (СПбГЭТУ)
Факультет экономики и менеджментаКафедра инновационного менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)
Подисциплине: Логистика
На тему: «Основные критерии выбора поставщикапри закупке материально-технических ресурсов»
Выполнил
Оценка___________________
студентгр. 7601
Проверил
ГрадовичАнастасия Николаевна
__________________________
(должность,учёное звание, ФИО)
Дата______________________
Нормо-контроль____________
Дата______________________
Санкт-Петербург
2010 г.

Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты закупочной логистики
1.1 Служба закупок на предприятии
1.2 Задача «Сделать или купить»
1.3 Выбор поставщика
2 Анализ логистической ОАО «Полиграфоформление»
2.1 Элементы логистической системы предприятия
2.2 Анализ поставщиков оборудования по изготовлению этикетокдля ОАО «Полиграфоформление»
3. Выбор поставщика оборудования по изготовлению этикеток дляОАО «Полиграфоформление»
Заключение
Список литературы

Введение
В какой бы сфере вы неначали свой бизнес, без выбора поставщика вам не обойтись. На разных стадияхразвития бизнеса вам будут нужны самые разные поставщики: поставщикиоборудования, продуктов (торговля и общепит), комплектующих (производство),офисных услуг, деловых услуг и т.д. Важность выбора поставщика объясняется нетолько функционированием на современном рынке большого количества поставщиководинаковых материальных ресурсов, но и тем, что он должен быть, прежде всего,надежным партнером товаропроизводителя в реализации его стратегии организациипроизводства.
Правильный выборапоставщика связан с одновременным присутствием двух пересекающихся тенденцийразвития бизнеса, причем не только российского. Первая заключается в том, чтопланирование потребности в материалах, системы своевременности производства ипоставок, новый акцент на качество и ориентация на маркетинг приводят к изменениюконцепции работы с многочисленными поставщиками к работе с одним долгосрочнымисточником поставок. Другими словами, отношения между покупателем и продавцом«на расстоянии вытянутой руки» сменяются более тесными. Вторая тенденциязаключается в том, что с развитием того или иного рынка растет количествопоставщиков и потребителей. Причем главным фактором является то, что в условияхпостоянно обостряющейся конкуренции, с одной стороны, возможные различия междупоставщиками становятся менее заметными, постоянно совершенствуются ирасширяются условия приобретения товаров и сервис, а с другой стороны,компания-покупатель, находясь в таких же рыночных условиях, вынуждена самаформировать конкурентоспособное предложение с минимальными затратами ресурсов.Обе тенденции усложняют процесс выбора приоритетного поставщика. Критичностьвозможных последствий принимаемого решения, как с точки зрения экономикипредприятия, так и с точки зрения эффективности осуществляемого комплексамаркетинга рассматривается практически во всех работах по логистике современныхавторов.
Объектомработы является ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ», эта компания является одной изкрупных типографий, как в российском, так и в европейском масштабе.Полиграфическая отрасль является одной из наиболее динамично развивающихся всегодняшней России. Предметом работы являются современные методы оценки ивыбора поставщика оборудования для производства этикеток. Целью работы являютсяопределение метода и выбора поставщика.

1. Теоретические аспектызакупочной логистики
логистикауправление материальный поток
Закупочная логистика —это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятияматериальными ресурсами.
Значимым элементоммикрологистической системы является подсистема закупок, организующая входматериального потока в логистическую систему. Управление материальными потокамина данном этапе имеет известную специфику, что объясняет необходимостьвыделения закупочной логистики в отдельный раздел изучаемой дисциплины.
Любое предприятие, какпроизводственное, так и торговое, в котором обрабатываются материальные потоки,имеет в своем составе службу, осуществляющую закупку, доставку и временноехранение предметов труда: сырья, полуфабрикатов, изделий народного потребления,— службу снабжения. Деятельность этой службы может быть рассмотрена на трехуровнях, так как служба снабжения одновременно является:
1. элементом,обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которуювходит предприятие;
2. элементоммикрологистической системы, то есть одним из подразделений предприятия,обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
3. самостоятельнойсистемой, имеющей элементы, структуру и самостоятельные цели.
Рассмотрим целифункционирования службы снабжения на каждом из выделенных уровней.
1. Как элементмакрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи споставщиками, согласовывая связанные с поставкой товаровтехнико-технологические и экономические вопросы, а также вопросы планирования.Работая в контакте со службами сбыта поставщика и транспортными организациями,служба снабжения обеспечивает «ввязывание» предприятия в макрологистическуюсистему. Идея логистики — получение дополнительной прибыли от согласованностидействий всех участников — требует, чтобы персонал службы снабжения добивалсяреализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а какзвена всей логистической макросистемы. Это означает, что служба снабжения,работая на собственное предприятие, в то же время должна преследовать цельповышения эффективности функционирования всей макрологистической системы.Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всеймакрологистической системы: улучшается положение всей системы — улучшаетсяположение предприятия как ее элемента.
2. Служба снабжения,являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органическивписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождениематериального потока в цепи снабжение — производство — сбыт. Обеспечениевысокой степени согласованности действий по управлению материальными потокамимежду службой снабжения и службами производства и сбыта является задачейлогистической организации предприятия в целом. Современные системы организациипроизводства и материально-технического обеспечения (например, система МРП)обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов идействий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабепредприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.
Цепь снабжение —производство — сбыт должна строиться на основе современной концепциимаркетинга, то есть вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем,исходя из нее, стратегия развития производства и уже затем стратегия снабженияпроизводства. Следует отметить, что маркетинг намечает данную задачу лишь вконцептуальном плане. Научный инструментарий маркетинга, нацеленный навсестороннее исследование рынка сбыта, не содержит методов, позволяющих решатьзадачи технико-технологической согласованности с поставщиками в зависимости отсоответствующих требований, выявленных при изучении рынка сбыта. Маркетинг непредлагает также и методов системной организации всех участников процессапродвижения материалов от первичного источника сырья вплоть до конечногопотребителя. В этом плане логистика развивает маркетинговый подход кпредпринимательской деятельности, нарабатывает методы, позволяющие реализоватьконцепцию маркетинга, существенно расширяет и дополняет саму концепцию.
3. Эффективностьфункционирования службы снабжения, возможность реализации перечисленных целей,как на уровне предприятия, так и на уровне макрологистики в существеннойстепени зависит от системной организации самой службы снабжения. [1]
1.1 Служба закупок напредприятии
В соответствии сконцепцией логистики в процессе обеспечения предприятия предметами труда должныиметь место мероприятия по реализации системного подхода к управлениюматериальными потоками в пределах самой службы снабжения. Для обеспеченияпредприятия предметами труда необходимо решить задачи:
· что закупить;
· сколько закупить;
· у кого закупить;
· на каких условияхзакупить.
Кроме того, необходимовыполнить следующие работы: заключить договор; проконтролировать исполнениедоговора; организовать доставку; организовать складирование.
Что, сколько и у когозакупить — задачи непростые по своей природе. В России их решение осложненотем, что в недавнем прошлом предприятия эти задачи в полном объеме зачастую нерешали вообще, так как ресурсы распределялись. [4]
Рассмотрим два вариантаорганизации снабжения, принципиально отличающиеся друг от друга возможностямиреализации системного подхода к управлению материальными потоками в процессеобеспечения предприятия сырьем.
На рисунке 1.1представлен вариант организационной структуры предприятия с распределениемперечисленных выше задач между различными функциональными подразделениями. Каквидим, задачи «что закупить» и «сколько закупить» решаются дирекцией попроизводству. Здесь же выполняются и работы по складированию закупленныхпредметов труда.
Задачи «у кого» и «накаких условиях закупить» решаются дирекцией по закупкам. Здесь же выполняются иперечисленные работы по снабжению, то есть заключаются договоры, контролируетсяих исполнение, организуется доставка закупленных предметов труда. В результатефункция управления материальным потоком в процессе снабжения предприятия сырьеми материалами разделена между различными службами, и ее эффективная реализациязатруднена.
/>
Рис. 1.1 Реализацияфункции снабжения в процессе работы различных подразделений предприятия
Другой вариант,представленный на рисунке 1.2, предполагает сосредоточение всех функцийснабжения предприятия в одних руках, например, в дирекции поматериально-техническому снабжению. Такая структура создает широкие возможностилогистической оптимизации материального потока на стадии закупок предметовтруда.
 />
Рис. 1.2 Реализацияфункции снабжения в процессе работы одного подразделения предприятия
1.2 Задача «Сделать иликупить»
Задача «сделать иликупить» заключается в принятии одного из двух альтернативных решений — делатькомплектующее изделие самим (если это в принципе возможно) или же покупать удругого производителя. В англоязычной литературе эта задача встречается подназванием Make-or-Buy Problem (задача «сделать или купить») или сокращенно —задача MOB, решение которой зависит от ряда внешних факторов, а также отусловий на самом предприятии. В более широком плане задача MOB — этообоснование решения вопроса о степени использования в производственном процессесобственных средств производства. Решения принимаются как по использованиюсобственных средств труда (собственный транспорт, склады, техника,оборудование), так и по использованию собственных предметов труда, то естьизготовленных своими силами заготовок, полуфабрикатов, комплектующих изделий.Альтернативные решения — наемный транспорт, лизинг оборудования, арендаскладов, а также закупка полуфабрикатов или комплектующих изделий.
Самостоятельноепроизводство комплектующих снижает зависимость предприятия от колебанийрыночной конъюнктуры. Предприятие может устойчиво функционировать внезависимости от складывающейся на рынке ситуации (естественно, в известныхпределах). В то же время высокое качество и низкую себестоимость комплектующихскорее обеспечит производитель, который специализируется на их выпуске. Крометого, закупая товарные ресурсы у посредника, предприятие, как правило, имеетвозможность приобрести широкий ассортимент относительно небольшими партиями, врезультате чего сокращается потребность в запасах, складах, уменьшается объемдоговорной работы с изготовителями отдельных позиций ассортимента. Поэтому,отказываясь от собственного производства и принимая решение о закупкекомплектующих у специализированного поставщика, предприятие получаетвозможность поднять качество и снизить себестоимость, однако попадает при этомв зависимость от окружающей экономической среды. Риск потерь, обусловленныйростом зависимости, будет тем ниже, чем выше надежность поставок и чем болееразвиты в экономике логистические связи. Таким образом, чем выше степеньразвития логистики в обществе, тем «спокойнее» предприятие отказывается отсобственного производства комплектующих и перекладывает эту задачу наспециализированного производителя.
Вне зависимости отситуации во внешней среде на самих предприятиях могут действовать факторы,обусловливающие отказ от собственного производства. Решение в пользу закупоккомплектующих и, соответственно, против собственного производства должно бытьпринято в случае, если:
1. Потребность вкомплектующем изделии невелика;
2. Отсутствуютнеобходимые для производства комплектующих мощности;
3. Отсутствуют кадрынеобходимой квалификации.
Решение против закупок ив пользу собственного производства принимается в том случае, когда:
1. Потребность вкомплектующих изделиях стабильна и достаточно велика;
2. Комплектующее изделиеможет быть изготовлено на имеющемся оборудовании. [4]
1.3 Выбор поставщика
Важность выборапоставщика объясняется не только функционированием на современном рынкебольшого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, чтоон должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя вреализации его стратегии организации производства.
Выбор поставщикаосуществляется двумя способами. Первый способ — анализ возможных вариантов ипредложений осуществляет торговый агент предприятия, отвечающий за закупки. Онвыбирает поставщика исходя, прежде всего из наиболее низких закупочных цен,делает заказ, следит за его выполнением и старается разрешить возникающиевопросы. Второй способ заключается в коллегиальном обсуждении возможностей ипотребностей в поставках. Анализ проводится как на уровне отдела закупокпредприятия, так и на уровне взаимодействия этого отдела с производственным, отделомконтроля качества либо отделом сбыта.
Выявление и изучениеисточников закупки и поставки не является разовым мероприятием, а должнопроводиться систематически, базируясь на различных источниках информации.
Обычные источникиинформации — это каталоги (в печатном или электронном виде), торговые журналы,различного рода рекламные объявления, прайс-листы, торговые директории(регистры) поставщиков и товаров, торговые представительства и др. Каталогинаиболее известных источников снабжения содержат, например, информацию опроизводственных источниках, предложениях, перечень товаров, находящихся вналичии у дистрибьюторов, цены, размеры скидок и т. п. Торговые журналы,являясь ценным источником информации о потенциальных поставщиках, несутпокупателю общую информацию о новой продукции и сырье, а также определеннуюрекламу. Торговые директории или регистры — это источники, в которых приводятсясписки основных производителей, их адреса, количество отделений, филиалы,продукция, в некоторых случаях финансовое положение или место в продажах. Онитакже содержат списки названий товаров на рынке с указанием их производителей исписки сырья и комплектующих с указанием названия и адреса поставщика.Информация в регистрах организована так, чтобы можно было вести поиск по типутовара, по его производителю или по названию товара. Торговыепредставительства, возможно, являются одним из наиболее ценных, имеющихся вналичии средств информации об источниках снабжения, видах продукции и общейситуации на рынке закупок. Особое внимание в качестве средства информации обисточниках снабжения отводится Интернету. В последние годы Интернет в Россииактивно используется для поиска партнеров по бизнесу, в том числе и дляснабжения.
Большое количество иразнообразие потенциальных поставщиков, требуемых материальных ресурсовприводит к тому, что особое внимание уделяется проблеме выбора тех, которыемогли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную производственно-сбытовуюдеятельность предприятия.
Возможны два направлениявыбора поставщика:
1. Выбор поставщика изчисла компаний, которые уже были вашими поставщиками (или являются ими) и скоторыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отделзакупок компании располагает точными данными о деятельности этих компаний.
2. Выбор новогопоставщика в результате поиска и анализа требуемого рынка: рынка, с которымкомпания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения одиверсификации деятельности). Для проверки потенциального поставщика частонеобходимо много времени и ресурсов, поэтому ее следует осуществлять только вотношении тех поставщиков из небольшого списка, которые действительно имеютсерьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика,конкурирующего с существующими, ожидается более высокая эффективность.
Критерии выборапоставщика. Критерии оценки и отбора поставщиков материальных ресурсов зависятот требований потребителей логистической системы и могут быть различными.Обычно их три-четыре, в отдельных случаях их может быть более 60. В то же времянезависимо от специфики отрасли, размера предприятия, особенностей производстваважнейшими критериями в процессе оценки и отбора согласно требованиямзакупочной логистики являются следующие:
1. Надежность снабжения.
2. Качество поставляемойпродукции.
3. Приемлемая цена.
4. Удаленность генератораматериальных потоков от потребляющей логистической системы.
5. Сроки выполнениятекущих и экстренных заказов.
6. Способность обеспечитьпоставку запасных частей в течение всего срока службы поставленногооборудования.
7. Психологический климатв трудовом коллективе поставщика.
8. Организация управлениякачеством продукции у поставщика.
9. Кредитоспособность ифинансовое положение поставщика.
10. Репутация и роль всвоей отрасли.
11. Имидж.
12. Оформление товара(упаковка).
13. Наличие резервныхмощностей у источника поставки.
Заслуживает вниманияшкала критериев выбора поставщика, предлагаемая Майклом Р. Линдерсом иХарольдом Е. Фироном (критерии расположены в порядке приоритета):
1. Качество продукции;
2. Своевременностьдоставки (авторы предлагают строить рейтинг поставщиков на основе фактовсоблюдения или несоблюдения ими сроков поставок);
3. Цена (сравнениереальной цены с желаемой или с минимальной у других поставщиков);
4. Обслуживание (качествотехнической помощи, отношение поставщика и время ответа на просьбы о помощи,квалификация обслуживающего персонала и т.д.);
5. Повторные предложенияпо разработке продукции или услуги, по снижению цены; техническая, инженерная ипроизводственная мощность;
6. Оценкадистрибьюторских возможностей (если поставщик выполняет функцию дистрибьютора);
7. Детальная оценкафинансов и управления.
Указанная шкала критериевиспользуется большинством зарубежных фирм-производителей продукции при выборе(или предварительном отборе) поставщиков материальных ресурсов.
Некоторые специалистыставят во главу угла цену продукции. С точки зрения большинства зарубежныхспециалистов по снабжению и логистике это нецелесообразно. Цена — это то, о чемвсегда можно договориться, и она не должна быть главным критерием при отборепоставщиков. Хотя, конечно, многих отпугивают высокие цены некоторыхпоставщиков, но часто именно у них можно приобрести самую качественнуюпродукцию и на выгодных условиях (не считая собственно цены), включая сервис(до и послепродажный), доставку, гарантии, условия дальнейшего сотрудничества ит.д. Если цена поставщика значительно ниже средней, это часто может являтьсяпредупреждением того, чтобы не выбирать этого поставщика. К сожалению, как показываетопыт, в отношении отечественных компаний это не всегда однозначно верно. Из-занехватки оборотных средств многие компании вынуждены при выборе поставщикаруководствоваться прежде всего ценой продукции поставщика. Цена являетсяглавным критерием, остальные отходят на второй план.
При выборе новыхпоставщиков зарубежные фирмы делают акцент на оценке их финансового положения иорганизации управления, а также на технической, инженерной и производственноймощности поставщиков. Это тем более важно в российских условиях, гдеполитическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес,существовать «фирмам-однодневкам» и т.п. [4]
Обобщение рассмотренныхподходов позволяет выделить главные критерии, на которых рекомендуется строитьсистему выбора поставщика:
1. Качество продукции.Относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии соспецификациями, а также с требованиями потребителя независимо от того,соответствует ли она спецификации.
2. Надежность поставщика(честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнесас данной компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере,соблюдение ранее установленных объемов поставки и сроков поставки и т. д.).
3. Цена. В цене должныучитываться все затраты на закупку конкретного материального ресурса, т. е.транспортировку, административные расходы, риск изменения курсов валют,таможенные пошлины и т. д.
4. Качество обслуживания.Оценка по данному критерию требует сбора информации у достаточно широкого кругалиц из различных подразделений компании и сторонних источников. Необходимособлюдать мнения о качестве технической помощи, отношении поставщика к скоростиреакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о техническойпомощи, квалификации обслуживающего персонала и т. д.
5. Условия платежа ивозможность внеплановых поставок. Поставщики, предлагающие выгодные условияплатежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующиевозможность получения внеплановых поставок, позволяют избежать многих проблемснабжения.
Как показывает практика,системе установленных критериев может соответствовать несколько поставщиков. Вэтом случае необходимо их ранжировать, опираясь на влияние непосредственныхконтактов с представителями поставщиков.
Окончательный выборпоставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики(закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.
Основные этапы выборапоставщика. Выбор поставщика является одной из основных проблем, возникающихпри закупке товара. Важность ее объясняется не только тем, что на современномрынке функционирует большое количество поставщиков одинаковых товаров, ноглавным образом тем, что поставщик должен быть надежным партнером фирмы вреализации ее логистической стратегии. Рассмотрим основные этапы выборапоставщика:
1. Определение и оценка требований покупателей к количеству, качеству,срокам поставки и сервису, прилагаемому к товару.
2.  Определение типа закупок: установившиеся (постоянные) закупки,модифицированные закупки (в которых меняется поставщик или параметры закупаемыхтоваров), новые закупки (закупки, связанные с изменением конъюнктуры рынка).
3. Анализ поведения рынка. Поставщик может функционировать в различнойрыночной среде и типе рынка: монополистическом, олигополистическом,высококонкурентном. Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическомуперсоналу фирмы определить количество возможных поставщиков, позицию на рынке,профессионализм и другие факторы, позволяющие правильно организовать закупки.
4. Идентификация всех возможных поставщиков и их предварительная оценка.
5. После отбора наиболее подходящих поставщиков продукции происходитокончательный выбор поставщика. При этом используется метод многокритериальнойоценки, включающий такие показатели как уровень цены, надежность поставок,качество сопутствующего сервиса и др.
6. Реализация процесса поставок конкретной номенклатуры товаров отпоставщика посреднической фирме: оформление договорных отношений, передача правсобственности на продукцию, транспортировка, грузопереработка, хранение,складирование и т.п.
7. Контроль и оценка выполнения закупок. После завершения процесса доставкидолжен быть организован входной контроль качества продукции (данная процедурадля надежных поставщиков, особенно при применении технологии JIT,может отсутствовать). Эффективность управления закупками оценивается врезультате непрерывного контроля и аудита выполнения условий договоров посрокам, ценам, параметрам поставок, качеству продукции и сервиса.[2]
Досьепоставщика ресурсов.Информация, касающаяся деятельности поставщиков ресурсов, полученная изразличных источников, собирается и систематизируется в фирменном досье. Обычнодосье включает два основных раздела:
1. Общая характеристикапоставщика ресурсов (профиль деятельности; номенклатура продукции и услуг;объемы производства и реализации продукции и услуг);
2. Специальные аспекты,имеющие непосредственное отношение к заключению договора на поставку ресурсов (кредитоспособностьпоставщика ресурсов; его финансовое положение; загрузка поставщика ресурсовзаказами на их поставку; заинтересованность поставщика в получениидополнительных заказов на поставку ресурсов; участие поставщика ресурсов вразличного рода объединениях, ассоциациях).
Досье поставщика ресурсоввключает ряд документов:
1. Карта поставщика;
2. Сведения о переговорахс поставщиком ресурсов;
3. Сведения о деловыхотношениях с поставщиком ресурсов.
Карта поставщика ресурсовпредставляет собой анкету, содержание которой сгруппировано по основнымаспектам, характеризующим различные стороны деятельности данного поставщика:
а) указываются почтовый,телеграфный адрес поставщика, номера его телефонов и e-mail;
б) год основанияпредприятия-поставщика;
в) номенклатура продукции(ресурсов) и услуг;
г) сведения опроизводственной мощности, торговом обороте, числе работающих;
д) данные о финансовомположении;
е) сведения о филиалах,дочерних предприятиях, об участии поставщика в объединениях, ассоциациях;
ж) конкуренты поставщикаресурсов;
з) сведения о владельцахи администрации предприятия-поставщика;
и) отрицательные стороныдеятельности предприятия-поставщика (невыполнение взятых обязательств, наличиерекламаций, арбитражные и судебные иски);
Сведения о переговорахсоставляются после завершения переговоров с предприятием-поставщиком. Ониотражают предмет переговоров; результаты переговоров; характеристику лиц,участвующих в переговорах (особенности характера, знание технических икоммерческих сторон обсуждаемых проблем).
Сведения о деловыхотношениях с предприятием-поставщиком, в отличие от сведений о переговорах,составляемых после каждого их раунда, составляются один раз в год и отражаютисторию, и опыт работы с предприятием-поставщиком в течение этого времени. Онисодержат данные о выполнении поставщиком условий контракта, егозаинтересованности в сотрудничестве, деловых качествах администрациипредприятия.
Оценка результатов работыс поставщиками. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работыпо уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкалаоценок, позволяющая рассчитать рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинганеобходимо выполнить дифференциацию закупаемых предметов труда.
Закупаемые товары, сырьеи комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целейпроизводственного или торгового процесса. Отсутствие некоторых комплектующих,требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса(равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибылиторгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика даннойкатегории предметов труда будет надежность поставки.
Если закупаемые предметытруда не являются значимыми с точки зрения производственного или торговогопроцесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затратына приобретение и доставку.
Вступая в хозяйственнуюсвязь с неизвестным поставщиком, предприятие подвергается определенному риску.В случае несостоятельности или недобросовестности поставщика у потребителямогут возникнуть срывы в выполнении производственных программ или же прямыефинансовые потери. Возмещение понесенных убытков наталкивается, как правило, наопределенные трудности. В связи с этим предприятия изыскивают различныеспособы, позволяющие выявлять ненадлежащих поставщиков, например, западныефирмы нередко прибегают к услугам специализированных агентств, готовящихсправки о поставщиках, в том числе и с использованием неформальных каналов. Этисправки могут содержать следующую информацию о финансовом состоянии поставщика:
· отношениеликвидности поставщика к сумме долговых обязательств;
· отношение объемапродаж к дебиторской задолженности;
· отношение чистойприбыли к объему продаж;
· движение денежнойналичности;
· оборачиваемостьзапасов и др.
Отечественные предприятияпри выборе поставщика в настоящее время в основном полагаются на собственнуюинформацию. При этом на предприятии, имеющем много поставщиков, может бытьсформирован список хорошо известных, заслуживающих доверия поставщиков.Утверждение договоров с этими поставщиками, разрешение предварительной оплатынамеченной к поставке продукции осуществляются по упрощенной схеме. Если женамечается заключение договора с поставщиком, отсутствующим в названном списке,то процедура утверждения и оплаты усложняется проведением необходимыхмероприятий, обеспечивающих безопасность финансовых и других интересовпредприятия. [3]

2. Анализ логистическойсистемы ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ»
«Полиграфоформление»является открытым акционерным обществом. «Полиграфоформление» является одним изнаиболее современно оснащенных предприятий отрасли. «Полиграфоформление» —предприятие сегодняшнего дня — современное, профессиональное, стабильное.Основное направление деятельности предприятия — это производство этикетки иупаковки для производителей продуктов питания и товаров народного потребления.Предприятие выпускает упаковку высокого качества, способную достойносоперничать с продукцией крупнейших европейских производителей. Для достиженияэтой цели на предприятии создается Система Качества, в основе которой лежитвсеобщий мировой менеджмент качества и требования международного стандарта ИСО9001.
ОАО «Полиграфоформление»,одна из крупных типографий, как в российском, так и в европейском масштабе.Одним из факторов, определяющих степень конкурентоспособности предприятия сточки зрения качества, стоимости продукции, сроков выполнения заказов являетсячетко организованная система обеспечения производства сырьем и расходнымиматериалами. Следовательно, способность к выбору и использованию поставщиковявляется ключевым моментом менеджмента данного уровня. Не изменяя традициямвысокого качества полиграфии, предприятие постоянно модернизирует своеоборудование. Сегодня «Полиграфоформление» является одним из наиболеесовременно оснащенных предприятий отрасли.
Миссия ОАО«Полиграфоформление»:
1. Изготовлениекачественной картонной упаковки и бумажной этикетки для продуктов питания итоваров народного потребления, отвечающих требованиям крупных российскихпроизводителей и транснациональных корпораций, имеющих производство в России;
2. Подтверждениерепутации ведущего производителя упаковки в Северо-Западном регионе, расширениеспектра предоставляемых услуг, интеграция в мировую экономику.
Основной тезис политикиКомпании: цель нашейработы — эффективное использование наших возможностей, материальных и людскихресурсов для максимально полного удовлетворения потребностей наших клиентов.
Стратегия Компании: создание высокотехнологичной компании,которая, непрерывно стремясь к совершенству, лидирует в производствеупаковочных материалов за счет оптимального использования человеческих,материальных и финансовых ресурсов.
Тактика Компании: производство упаковочных материаловдля крупнейших потребителей упаковки путем наилучшего предложения «цена —сервис — качество» с целью увеличения своей доли на рынке, максимизации прибылии получения новых возможностей. Для достижения поставленных целей и интеграциив мировую экономику создана Система Качества. Предприятие выпускает продукциювысочайшего качества, способную достойно соперничать с аналогами крупнейшихевропейских производителей. Мы прислушиваемся к нашим клиентам и улучшаем нашупродукцию и услуги в соответствии с их настоящими и будущими потребностями. Нашуспех зависит от высококвалифицированного персонала. [4]
2.1 Элементылогистической системы предприятия
ОАО«Полиграфоформление» последовательно и постоянно решает задачи, связанные свыполнением его основных функций:
1) покупает средства производства – функция снабжения;
2) производит их качественное изменение (перерабатывает предметы труда вготовую продукцию) – производственная функция;
3) продает товар – функция сбыта.
Каждаяиз перечисленных областей деятельности фирмы достаточно изучена и описана,новизна же логистического подхода заключается в интеграции перечисленныхфункций с целью достижения желаемого результата с минимальными затратамивремени и ресурсов путем оптимального сквозного управления материальными иинформационными потоками.
Длявыполнения целей и задач логистики в рамках предприятия выстраивают логистическиесистемы. Логистические системы в подсистемах снабжения, производства, сбытаназывают микрологистическими системами. В свою очередь, микрологистическиесистемы должны быть интегрированы в единую логистическую систему предприятия.Такое соединение происходит путем построения логистических цепей. Логистическаясистема ОАО «Полиграфоформление» представлена на рисунке 2.1.
/>

Рис.2.1Логистическая система ОАО «Полиграфофрмление»
«Полиграфоформление»использует логистическую концепция «точно в срок» (just-in-time, JIT). Концепция «точно в срок» — это современная концепция построениялогистической системы в производстве, снабжении и сбыте, основанная насинхронизации процессов доставки материальных ресурсов и готовой продукции внеобходимых количествах к тому времени, когда звенья логистической системы вних нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с созданием запасов. Видеальном случае материальные ресурсы или готовая продукция должны бытьдоставлены в определенную точку логистической цепи (канала) именно в тотмомент, когда в них есть потребность (не раньше, не позже), что исключаетизлишние запасы как в производстве, так и в сбыте.
Когда«Полиграфоформление» внедрила концепцию «точно в срок» заметно улучшилоськачество готовой продукции, минимизировался уровень запасов. Эта концепцияспособствовала усилению контроля и поддержанию уровня качества продукциипредприятия на всех этапах логистической структуры.
Логистикаснабжения. Содержаниефункции закупок состоит в приобретении необходимых для фирмы факторовпроизводства. Отдел логистики снабжения на предприятии определяет потребностипредприятия в материально-технических ресурсах; устанавливает рациональныехозяйственные связи с поставщиками; организует закупки и завозматериально-технических ресурсов; организует подготовку ресурсов кпроизводственному потреблению; соблюдает требования производства по качествусырья и комплектующих изделий. Реализация концепции JIT в сфере закупок позволила «Полиграфоформлению» исключитьнедостатки традиционной организации снабжения за счет действий, не являющихсянеобходимыми. «Полиграфоформление» — в 1997 году выступило инициатороморганизации Клуба Надежных Партнеров. Создание Клуба как закономерный результатдлительного и плодотворного сотрудничества стало очередным шагом в развитиипартнерских отношений. За длительный период существования ОАО «Полиграфоформление»они наладили деловые доверительные отношения с огромным количествомпредприятий. Они очень дорожат своими партнерами и поэтому у них почти никогонет проблем с поставкой ресурсов.
Логистикапроизводства. Управлениепроизводственными процедурами является ключевой логистической функцией.Производственная логистика управляет материальными потоками на стадияхпереработки сырья в готовую продукцию. Этикетка — визитная карточка товара.Самая важная информация о товаре содержится именно в ней. Упаковка являетсялицом товара. В большинстве случаев покупатель судит о качестве товара именнопо упаковке. Ежемесячный объем выпуска производства «Полиграфоформление»составляет 3 600 000 листов-оттисков этикетки (это 43 миллиона шоколадокфабрики «Россия», или 270 миллионов бутылок Coca-Cola, или 324 миллиона пивныхбутылок) и 6 000 000 листов-оттисков картонной упаковки (это 12 миллионов«коробок-книжек» для шоколадных наборов или 36 миллионов коробок для торта«Шоколадный принц«). Полиграфический концерн ОАО «Полиграфоформление» состоитиз нескольких производств: предприятие № 1 — производство по выпуску этикетки иупаковки методом офсетной печати; предприятие № 2 — производство по выпускугибкой упаковки методом флексографской печати; предприятие № 4 — «Полиграфоформление— XXI век» — производство по выпуску упаковки методом офсетной печати;предприятие № 5 — ООО «АЛЯСКА-Полиграфоформление&raquo. «Полиграфоформление»имеет множество разнопланового оборудования и при этом производство у них оченьхорошо отлажено.
Логистикасбыта. Сбытоваялогистика обеспечиваетнаиболее эффективную организацию распределения производимой продукции. Онаохватывает всю цепь системы распределения — складирование, транспортировку,продажи. Сбытовая логистика изучает потребности рынка, чем собственнозанимается маркетинг, и, разрабатывает методы наиболее полного удовлетворенияуказанных потребностей путем организации распределительной сети. Взаимосвязьмаркетинга и распределительной логистики служит одним из наиболее эффективныхпутей для совершенствования сбытовой деятельности «Полиграфоформление» иувеличения объема продаж. «Полиграфоформление» строит свои отношения склиентами на принципах долгосрочного партнерства и безусловного выполненияобязательств. Принципы клиентской политики ОАО «Полиграфоформление»: ониуделяют большое внимание общению с клиентами; клиент всегда имеет возможностьсвязаться с компанией наиболее удобным для него способом; они используем всесвои возможности для выработки совместного решения проблем клиента; они постоянноподдерживают контакт с клиентом, информируют его о событиях в компании; всепроблемы и конфликтные ситуации, возникающие с клиентами, они решают такимобразом, чтобы сохранить и повысить лояльность клиента, а также обеспечитьдолгосрочную работу с клиентом.
Что жепозволяет старейшему предприятию отрасли работать эффективно и продуктивно?Во-первых, регулярное техническое переоснащение, обусловленное потребностямирынка и ориентированное на новинки полиграфического оборудования лучших мировыхфирм. Это относится к логистики сбыта. Во-вторых, подбор высококлассныхспециалистов для всех подразделений предприятия – логистика производства.В-третьих, поиск надежных партнеров и развитие сотрудничества с ними,творческая и кропотливая работа с клиентами – логистика снабжения. Трудноопределить, что важнее. Приоритеты здесь задает постоянно меняющаяся ситуация.Реагировать на эти изменения, своевременно корректировать курс предприятия —задача его сплоченной команды.
2.2 Анализ поставщиковоборудования по изготовлению этикеток для ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ»
Полиграфическая отрасльявляется одной из наиболее динамично развивающихся в сегодняшней России. Чемвыше темпы развития, тем острее конкуренция среди предприятий упаковочнойиндустрии и выше требования к качеству производимой продукции, которое напрямуюзависит от оборудования, производящего продукцию.
Важность выборапоставщика объясняется не только функционированием на современном рынкебольшого количества поставщиков одинаковых материальных ресурсов, но и тем, чтоон должен быть, прежде всего, надежным партнером товаропроизводителя вреализации его стратегии организации производства. Выбор поставщикаосуществляется коллегиальным способом, т.е. ведется обсуждение возможностей ипотребностей в поставках. Начальники отделов в конце каждого месяца составляютсписок необходимого для них оборудования, согласовывают его с дирекцией ипередают свою заявку в отдел логистики. Далее специалисты этого отдела изучаютрынок поставщиков, для того чтобы выбрать из общей массы производителей того,который продает свой товар по более выгодным для нас условиям. После изучениярынка составляется таблица для более наглядного отображения ситуациискладывающейся на рынке. В данной таблицеприменяется бальная оценка поставщика по каждому из критериев. После того каквсе критерии учтены подсчитывается общий бал. Поставщик, набравший наибольшекол-во баллов, становится единственным поставщиком, с которым организациязаключит договор.
ОАО«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» предъявляет высокие требования не только к качеству печатиэтикеток, но и к их послепечатной обработке. Каждый производитель стремитсясделать упаковку своего товара оригинальной и запоминающейся. Фигурные этикеткии кольеретки, украшая товар, являются элементами его фирменного стиля. Нетолько самая замысловатая, но и классическая прямоугольная этикетка требуютточной вырубки. Высокоточная резка и вырубка гарантируют бесперебойную работуэтикетировочных линий.
Проанализируемпоставщиков оборудования по изготовлению этикеток, способных удовлетворитьтребования ОАО «Полиграфоформление».
Швейцарскаякомпания Blumer Maschinenbau AG (печатная машина Roland 204):
1. Качествопродукции. Blumer Maschinenbau AG является общепризнанным лидером в областиинновационных технологий для высекания этикеток и пластиковых карточек.Компания Blumerпредлагает широкую гамму высокоточных автоматических систем для высечкифигурных и прямоугольных этикеток, а также оборудования для обандероливания и упаковкиэтикеток. Серия автоматических систем, построенных на базе высечного автомата Blumer Atlas D-18.M, являетсянаиболее популярной и предназначена для изготовления этикеток из обычныхматериалов с точностью высечки до 0,1 мм.
2. Надежностьпоставки. Сотрудничество ОАО «Полиграфоформление» с компанией Blumer началось в1974 году. 2000 год стал новым витком в развитии этих отношений. Поставкипроизводятся через представительство фирмы в Санкт-Петербурге.
3. Цена.Стоимость станка составляет в среднем 500 000 рублей.
4. Качествообслуживания. Сервисный отдел компании заключает долгосрочные договора на обслуживаниеполиграфического и офисного оборудования, которые позволят поддерживатьоборудование в рабочем состоянии и оперативно устранять проблемы в его работе вслучае необходимости.
5. Условияплатежа. Возможно заключение договора лизинга сроком на 48 месяцев. С учетомпроцентов по лизингу, стоимость оборудования составит 638 300 рублей.
Японскаякомпания SchiaviHightTechnology(печатная машинаLS 1530)
1. Качествопродукции. SchiaviHightTechnologyпроизводитвысококачественные станки для производства упаковки и этикеток.
2. Надежностьпоставки. В 2008 году компания Schiavi вышла на рынок промышленногооборудования. Офис представительства открыт в мае 2008 года в Санкт-Петербурге.Компания славится регулярными и быстрыми поставками.
3. Цена.Стоимость станка составляет 620 000 рублей.
4. Качествообслуживания. Компания напрямую контактирует с разработчиками и производителямиоборудования, что дает возможность получать оперативные консультации по сложнымвопросам, рекомендации и техническую информацию по последним доработкам и усовершенствованиямоборудования, а также в сжатые сроки получать все необходимые запасные части.
5. Условияплатежа. По желанию заказчика возможна рассрочка платежа сроком на один год.
Следующим этапом решениязадачи выбора поставщика является их оценка по намеченным критериям (табл. 3,представленная в следующем разделе).

3. Выборпоставщиков оборудования по изготовлению этикеток для ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ»
ОАО«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» необходимо закупить оборудование по изготовлению этикеток,отсутствие или дефицит которого допустить нельзя. Оценка поставщиков — этонепрерывный процесс. Необходимо отслеживать деятельность существующих внастоящее время поставщиков, чтобы знать, соответствует ли эта деятельностьожиданиям. Новых поставщиков необходимо оценивать с точки зренияцелесообразности — позволяет ли их потенциал всерьез рассматривать возможностисотрудничества.
Соответственно, на первоеместо при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Поднадежностью поставки понимается гарантированность обслуживания потребителянужными ему ресурсами в течение заданного промежутка времени и вне зависимостиот могущих возникнуть недопоставок, нарушений сроков доставки и т. п.Надежность можно оценить через вероятность отсутствия отказа в удовлетворениизаявки потребителя. Он является достаточно емким критерием, включающимследующие параметры: честность, отзывчивость, обязательность,заинтересованность в ведении бизнеса с фирмой, финансовая стабильность,репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и т.д.Сюда же необходимо включить и соблюдение поставщиком сроков поставки. Оценкасвоевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных иреально выполненных доставок.
Так же нам очень важнацена и качество товара – они оказываются на 2 месте и имеют одинаковуюкритериальную оценку. В цене должны учитываться все затраты на закупкуконкретного оборудования, которые включают транспортировку, административныерасходы, риск изменения курсов валют, таможенные пошлины и так далее. Ваналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплексзатрат. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги всоответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому,удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того,соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже былиустановлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставкибракованных материалов.
Условия платежа – 3 местоважности для ОАО «ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ», т.к. компания не всегда имеетвозможность оплатить полную стоимость оборудования сразу. Нехватка оборотныхсредств существенно ограничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесеслучаются внештатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочкиплатежа. Это ситуации особенно характерны для российской действительности.Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие платежа (например, свозможностью получения отсрочки, кредита) и гарантирующие возможность получениявнеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.
Качество обслуживания,тоже имеет определенную важность для компании. Оценка по данному критериютребует сбора информации у достаточно широкого круга лиц из различныхподразделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения окачестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции наизменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, оквалификации обслуживающего персонала и т.д. Желательно наличие у поставщикасертификата ISO9000 на систему управления качеством его продукции.
Удельный вес критерия длярасчета рейтинга поставщиков обозначается данными, полученными из достоверногоисточника, составляющие в сумме 1,00.

Таблица 3.1
Расчет рейтингапоставщиков оборудования по изготовлению этикетокКритерии выбора поставщика Удельный вес критерия Оценка критерия по 10-бальной шкале Произведение веса критерия на оценку Поставщик №1(швейцарская компания) Поставщик №2 (японская компания) Поставщик №1(швейцарская компания) Поставщик №2 (японская компания) Надежность поставки 0,30 9 8 2,7 2,4 Цена товара 0,25 8 7 2 1,75 Качество товара 0,25 7 9 1,75 2,25 Условия платежа 0,15 9 8 1,35 1,2 Качество обслуживания 0,05 7 9 0,35 0,45 Итого 1,00 8,15 8,05 /> /> /> /> /> /> />
Итоговое значениерейтинга определяется путем суммирования произведений значимости критерия наего оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков,и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Таким образом, рассчитаврейтинг поставщиков и сравнив полученные результаты, определяем наилучшегопартнера. В нашем случае более высокий рейтинг поставщика № 2 свидетельствует оего предпочтительности. Расчет показывает, что таким партнером являетсяпоставщик № 2 и именно с ним следует заключить договор на поставкуоборудования. Проанализировав поставщиков оборудования по изготовлениюэтикеток, можно сделать вывод, что наиболее выгодно закупить оборудование уяпонской компании SchiaviHightTechnology. Вывод сделан наосновании выгодного соотношения цены и качества, а также удобный для ОАО«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ» способ оплаты в рассрочку.
По соображениям компанииэтих данных недостаточно для принятия решения по выбору поставщика.
Недостаток 2 поставщиказаключается в том, что она расположена от потребителя на 200 км дальше, чем 1поставщик (расстояние до 2 поставщика — 500 км, до 1 — 300 км). С другойстороны, товар, поставляемый 2 поставщиком пакетирован на поддоне и подлежитмеханизированной разгрузке. 1 поставщик поставляет товар в коробках, которыенеобходимо выгружать вручную. Тариф на перевозку груза на расстояние 500 км — 0,5 условных денежных единиц за километр (уде/км). При перевозке груза нарасстояние 300 км тарифная ставка выше и составляет 0,7 уде/км. В таблице 3.1показан расчет совокупных расходов, связанных с поставкой товаров.
Таблица3.2
Расчетсовокупных расходов, связанных с поставкой товаровНаименование показателя Поставщик №1(швейцарская компания) Поставщик №2 (японская компания) Транспортные расходы 0,7 уде/км*300 км = 210уде 0,5уде/км*500км = 250уде Расходы на разгрузочные работы 6 уде/час*10 час = 60 уде 6уде/час*0,5час = 3уде Всего расходов 270 уде 253 уде
Время выгрузкипакетированного груза — 30 минут, непакетированного — 10 часов. Часовая ставкарабочего на участке разгрузки — 6 уде.
Если принять во вниманиелишь транспортные расходы, то предпочтение следует отдать 1 поставщику. Однакос учетом стоимости погрузочно-разгрузочных работ этот вариант оказывается менееэкономичным, чем поставка 2 поставщиком. Таким образом, при прочих равныхусловиях продукцию выгоднее закупать у 2 поставщика, поскольку это даетэкономию в сумме 17 уде в расчете на одну поставку.
Сгруппировав данныеполученные с таблиц 3 и 3.1, можно сделать вывод, что 2 поставщик (Японскаякомпания SchiaviHightTechnology) лучше подходит компании ОАО«ПОЛИГРАФОФОРМЛЕНИЕ».

Заключение
Основными критериями привыборе поставщика ресурсов являются качество поставляемых материальных ресурсови сервиса, надежность поставок, финансовые условия, возможности удовлетворитьтребования фирмы-производителя, географическое расположение поставщика, а такжекачественные критерии (имидж, отсутствие негативных сообщений о поставщике,доброжелательность, способность к контактам и другие).
Основными этапами выборапоставщика являются: поиск потенциальных поставщиков, их анализ, оценкарезультатов работы с поставщиками.
Сегодня важно правильно играмотно выбрать поставщика ресурсов, поскольку совместными усилиями поставщикаи потребителя ресурсов обеспечиваются:
1. Улучшениевзаимодействия звеньев логистической системы распределения ресурсов за счетустановления дополнительных требований к качеству их поставки;
2. Эффективное внедрениесовременных технологий в области распределения ресурсов;
3. Совершенствованиеинтеграционных процессов за счет вынесения за пределы предприятий определенныхвидов деятельности, поскольку специализированные предприятия могут выполнятьчасть логистических функций и операций более эффективно в силу своего опыта изнаний.
Рассчитаврейтинг разных поставщиков для ОАО «Полиграоформление» и сравнив полученныерезультаты, определили наилучшего партнера. В нашем случае более высокийрейтинг поставщика № 2 свидетельствует о его предпочтительности. Этимпоставщиком является японская компания SchiaviHightTechnology. SchiaviHightTechnologyпроизводитвысококачественные станки для производства упаковки и этикеток. В 2008 году компания Schiavi вышла нарынок промышленного оборудования. Компания напрямую контактирует с разработчикамии производителями оборудования, что дает возможность получать оперативныеконсультации по сложным вопросам, рекомендации и техническую информацию по последнимдоработкам и усовершенствованиям оборудования, а также в сжатые сроки получатьвсе необходимые запасные части. Расчет показывает, что именно с ним следуетзаключить договор на поставку оборудования.
Для последующего ростаи развития компании, ОАО «Полиграфоформление» следует придерживаться политики изготовлениекачественной картонной упаковки и бумажной этикетки для продуктов питания итоваров народного потребления, отвечающих требованиям крупных российскихпроизводителей и транснациональных корпораций, имеющих производство в России. Атакже подтверждать репутацию ведущего производителя упаковки в Северо-Западномрегионе, расширять спектр предоставляемых услуг.

Список литературы:
1. Гаджинский А.М., Логистика: учебник длявысших и средних специальных учебных заведений. – 4-е изд., переработан идополнен – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001.
2. Логистика:Учебник под редакцией Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2001. 3. Практикум пологистике: Учебное пособие под редакцией Б.А. Аникина. — М.: ИНФРА-М, 2000.
4. Доналд Дж.Бауэрсокс, Дэвид Дж. Клосс, Логистика: Интегрированная цепь поставок, второеиздание, ЗАО «ОЛИМП-БИЗНЕСС», Москва, 2008.
5. www.pofprint.ru/