–PAGE_BREAK–2. МЕТАЛЛЫ И СПЛАВЫ
В практике театрального производства широко применяются металлы и их сплавы: сталь, медь и её сплавы, алюминий и его сплавы в виде проката. Для правильного выбора металлов необходимо знать их физические, химические, механические и технологические свойства.
1. Физическиесвойства металлов и сплавов. К этим свойствам относятся: плотность, температура плавления, теплопроводность, тепловое расширение, удельная теплоемкость, электропроводность и способность намагничиваться.
Название металла
Плотность, г/см3
Температура плавления, 0С
Удельная теплоемкость, кал,(г.0С)
Теплопроводность, кал/с.*см0С
Алюминий
2,7
660
0,21
0.48
Железо
7,86
1539
0,11
0,14
Медь
8,92
1083
0,09
0,98
Олово
7,31
232
0,055
0,16
Свинец
11,3
327
0,031
0,084
2. Химическиесвойства металлов и сплавов. Это свойства металлов и их сплавов, определяющие отношение к химическим воздействиям различных активных сред (окисляемость, растворимость, коррозийная стойкость). Для защиты металлов от окисления их окрашивают или покрывают защитным слоем другого металла, стойкого к коррозии.
3. Механическиесвойства металлов и сплавов. Это способность сопротивляться деформации и разрушению при воздействии на них внешних сил и нагрузок.
4. Технологическиесвойства металлов и сплавов. Наиболее важны из них: обрабатываемость, свариваемость, ковкость, прокаливаемость, жидкотекучесть.
5. Сортаментметаллов и сплавов, употребляемых в театре.
Чаще всего используют листовой сортовой и трубный прокат.
Листовойпрокат (листовая сталь) – горячекатаная и холоднокатаная тонколистная сталь.
В театральном производстве широко применяют сталь угловую равнополочную, тонкостенные трубы средних размеров – бесшовные, холоднокатаные и холоднотянутые, прециозионные, квадратные, прямоугольные.
Цветныеметаллы и сплавы находят в театре широкое применение благодаря ряду ценных качеств, среди которых выделим повышенную пластичность, вязкость, электропроводность и коррозийную стойкость, что очень важно при изготовлении и эксплуатации декораций. В театре находят применение медь, алюминий и их сплавы, например латунь – сплав меди с цинком, позволяющий имитировать ценные материалы (золото, бронзу).
3. ТЕКСТИЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текстильныематериалы – это продукт сложного и трудоемкого производства. Все они получаются на основе волокон. К основным видам волокон, из которых изготавливаются текстильные материалы, относятся волокна хлопка, шерсти, льна, шелка, асбеста и искусственные. Промышленность перерабатывает волокнистое сырье разных видов в пряжу, крученые изделия, а затем в ткани, гардинно-тюлевое полотно и трикотаж.
Ткани– это изделия, образованные в процессе ткацкого производства путем переплетения взаимно перпендикулярных нитей – продольных и поперечных.
Гардинно-тюлевое полотно – текстильное изделие без тканой основы, в котором ажурный орнамент образуется в результате переплетения нитей.
Трикотаж– вязаное полотно (или готовое изделие), полученное из одной или многих нитей образованием петель и их взаимным переплетением на трикотажной машине.
Текстильные волокна делятся на натуральные и химические. К натуральным относятся волокна, образующиеся в природе. По происхождению подразделяются на:
– растительные (хлопок, лен, джут);
– животные (шерсть, шелк);
– минеральные (асбест).
— Важнейшим натуральным волокном является хлопок – тонкое, прочное, гигроскопичное волокно. В театре хлопчатобумажные материалы используются для изготовления театральных костюмов и декораций. Они хорошо окрашиваются анилиновыми красителями.
Для костюмов используются ткани, хорошо драпирующиеся в складки, тонкие, например батист, вуаль гладкокрашенная и отбеленная, мадаполам отбеленный, ситец, сатин, шифон гладкокрашенный и отбеленный.
Для декораций можно рекомендовать такие материалы, как бязь, полотно простынное, сатин, репс, суровое, фланель, полотно гардинное, бархат гладкокрашенный, марля отбеленная. Фланель, молескин суровый с начесом, бархат могут быть применены для затяжки жестких конструкций и изготовления мягких элементов декораций в тех случаях, когда необходимо создать оригинальную фактуру. Двунитка суровая, кирза двухслойная гладкокрашенная, ткань башмачная могут использоваться для изготовления театральных половиков, т. к. эти материалы обладают повышенной прочностью. Тюль хлопчатобумажный применяется как основа для аппликационных задников.
К растительным волокнам относятся волокна, получаемые из стеблей листьев, плодов растений. Эти волокна очень крепки и по сравнению с хлопком значительно длиннее. Пряжа, вырабатываемая из растительных волокон очень прочна, но не может быть такой тонкой, как из волокон хлопка. Наиболее тонкое стеблевое волокно – лен.
Льняныеи полульняные ткани широко применяют при изготовлении мягких декораций и для затяжки каркасных конструкций. Среди них полотно простынное, полотно суровое, полотно театральное, парусина брезентовая, двунитка суровая, ревентух суровый, паковочная ткань, мешочная ткань.
Из стеблей конопли, джута, кенафа, канатника получают более грубые волокна, идущие на изготовление грубых мешочных и тарных тканей, веревок и канатов.
– Волокна шерсти длинные, но менее равномерные, чем у хлопка, и менее прочные. Шерсть обладает рядом ценных качеств. Она упруга, способна возвращаться к первоначальной форме после прекращения действия силы, может сволачиваться. При специальной обработке шерсть может быть превращена в фетр или войлок.
В театре шерсть применяют в основном в костюмных изделиях. К широко применяемым относят следующие: бостон, креп костюмный, флагтух, кашемир матросский, ткань платочная, сукно.
Шелк-сырец – тонкие нити, получаемые при размотке коконов гусениц тутового шелкопряда.
В театре употребляют следующие шелковые ткани: креп-жоржет гладкокрашенный и отбеленный, крепдешин, вуаль, бархат, газ-шифон, эксельсиор, атлас, муар жаккардовый, саржу подкладочную, поплин, плюш гладкокрашенный, репс декоративный, тькань декоративную, ткань блузочную, атлас корсетный, ткань мебельную декоративную, полотно шпательное, ткань “металлик” и др.
– К минеральным волокнам относится асбест. Асбест не горит, плохо проводит тепло, применяется для изготовления огнеупорных тканей. В театре используется в виде салфеток и полотнищ как защитное средство, предохраняющее декорации от загорания, когда вблизи низ располагаются электросветильники.
Химическиеволокна – это волокна, получаемые химическим путем. В современном производстве химические волокна стали одним из важнейших видом сырья для текстильной промышленности. Химические волокна изготавливаются в виде непрерывных тончайших нитей и подразделяются на искусственные и синтетические.
Искусственными(вискозное волокно) называются волокна, получаемые из естественных, имеющихся в природе материалов путем их растворения и обратного восстановления после придания раствору формы нити желаемой толщины.
Синтетическими(лавсан, нитрон, капрон, капролавсан и т. д.) называются волокна, получаемые в результате производственного процесса из невстречающихся в природе соединений.
Химические волокна обладают повышенной прочностью, упругостью и устойчивостью к действию кислот и щелочей, ограничивающих применение синтетических тканей в театре, так как они плохо окрашиваются, или совсем не принимают краску, или в процессе покраски завариваются.
Непосредственное применение тканей на сцене:
Задники сценические
Вид и количество сценических задников зависит от функциональной нагрузки, которую предназначено им выполнять. Если задник должен закрывать экран, то лучше его изготовить в складку или сборку из плотной матовой ткани, и соответственно укрепить его на карниз с раздвижным механизмом. Если необходим сценический задник для торжественных случаев, то лучше изготовить по типу французской шторы из мягкой пластичной ткани.
АРЗ (сценический антрактно-раздвижной занавес)
Антрактно–раздвижной занавес — главный по значимости элемент одежды сцены. Шьётся из сценического бархата, плюша или другой плотной, спадающей красивыми фалдами ткани.
Арлекин
Обычно арлекин это самый декорируемый элемент одежды сцены. Изготавливается из той же ткани что и антрактно-раздвижной занавес и разрабатывается в едином стилевом решении с ним. Арлекины бывают в складку декорированные по низу бахромой, могут быть украшены свагами, галстуками, драпировками, кистями, аппликациями, одним словом нет ограничения возможностям дизайнера.
Кулисы и падуги
При выборе ткани для изготовления кулис и падуг, главным критерием является пластичность, драпируемость и износостойкость. Ведь сцену одевают, как правило раз на несколько лет. Техника исполнения и выбор материала для кулис и падуг, несущих изобразительную функцию, зависят от конкретного задания художника. Это может быть некрашеный холст, мешковина, марля, собранная в густую складку, живописные или покрытые аппликацией полотна, жесткие рамы, обтянутые тканями, различного рода сетки и переплетения шнуров и т.д. и т.п.
Одежда сцены может нести чисто служебную функцию в качестве постоянного обрамления сцены (это так называемая «дежурная одежда») и являться частью декорационного оформления спектакля. В зависимости от этого выбирается материал, способ окраски или живописной обработки.
Для изготовления дежурной одежды применяются хорошо поддающиеся драпировке и химической окраске хлопчатобумажные, реже шелковые и шерстяные ткани: различные хлопчатобумажные упаковочные ткани, байка, молескин, бархат, полубархат, репс, плательная шерсть и некоторые другие. Дежурная одежда окрашивается в неяркие, нейтральные тона: серый, зеленоватый, кремовый и т. д. Особую группу одежды сцены составляет комплект из черного бархата.
Как и все ткани, идущие на изготовление декораций, материал одежды сцены пропитывается огнезащитным составом, за исключением бархата и шелка, которые портятся при воздействии на них химических реактивов. Для изделий из этих тканей обязательна пропитанная, огнестойкая подкладка.
продолжение
–PAGE_BREAK–