Основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте Содержание Введение 3 Инвестиции на транспорте 4 Особенности методов оценки инвестиций 6 Заключение 11 Список использованной литературы 12 Введение Инвестиции являются достаточно новым для нашей экономики термином. В отечественной экономике инвестиции употреблялись как синоним капитальных вложений, под которыми понимались
все затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов направленных на воспроизводство основных фондов. Инвестиции – это денежные средства, целевые банковские вклады, акции, технологии, машины и оборудование, лицензии, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности или другие виды деятельности в целях получения прибыли. Наиболее общим и распространенным в рыночной экономике считается понимание вложения средств в любой
форме для получения дохода или какого-либо другого эффекта. В повседневном языке слово инвестиции не всегда имеет то же значение какое ему придается в экономических дискуссиях, где чистым инвестированием называется то, что представляет собой чистый прирост реального капитала общества. В повседневной жизни обыватель говорит об инвестировании, когда он покупает участок земли, находившийся в обращении, ценные бумаги или другую собственность.
В данной работе будут рассмотрены основные методы оценки экономической эффективности инвестиций на транспорте. Инвестиции на транспорте Термин “инвестиции” появился в отечественной экономике сравнительно недавно. Ранее использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, означающее единовременные совокупные затраты на воспроизводство основных фондов. Инвестиции – более широкое понятие, чем капитальные вложения.
В качестве инвестиций могут выступать: • денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции, облигации и другие ценные бумаги; • движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника и др.); • объекты авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты, технологии и другие интеллектуальные ценности; • права пользования землей, природными ресурсами, а также любым другим имуществом или имущественные права.
Инвестиции в широком понимании, представляют собой вложения средств и ресурсов с целью последующего их увеличения и получения экономического эффекта либо иного запланированного результата (социального, экологического и других эффектов). Поэтому такие вложения должны осуществляться на условиях платности, срочности и возвратности. Инвестиции являются ключевой экономической категорией и играют исключительно важную роль, как на макро- так и на микроуровне в системе товарно-денежных отношений.
Инвестиции на макроуровне призваны обеспечить: • осуществление политики расширенного воспроизводства и ускорение научно-технического прогресса; • реформирование отраслевой структуры общественного производства и сбалансированное развитие как отраслей, производящих продукцию, так и сырьевых отраслей; • повышение качества продукции; • улучшение структуры внешнеторговых операций; • решение социальных и экологических проблем; • решение проблем обеспечения обороноспособности страны и др.
Таким образом, инвестиции как экономическая категория выполняют важные функции роста отечественной экономики. В макроэкономическом масштабе сегодняшние инвестиции закладывают основы завтрашнего роста производительности труда и более высокого благосостояния населения. Особое значение имеют инвестиции на транспорте. Сегодня практически нет региона, в котором не строились бы или не планировались строиться транспортно-логистические центры, которые рассматриваются администрацией
территорий, бизнесом как точки экономического роста, повышающие конкурентоспособность отдельных регионов. Проблема невысокой конкурентоспособности транспорта на любом уровне, будь то российская экономика в целом, отдельная территория или отдельная бизнес – структура, имеет более глубокие причины, связанные с отсутствием, по сути, единой транспортной системы, адекватной, с одной стороны, потребностям рыночной экономики, а с другой – происходящим процессам глобализации.
Что отличает сегодняшнюю отечественную единую транспортную систему? Это неравномерность в территориальном размещении транспортных сетей и объектов транспортной инфраструктуры. Наблюдаются явные диспропорции в развитии различных видов транспорта с выраженным приоритетом железнодорожного транспорта. Такой перекос адекватен потребностям существующего технологического уклада, который формируется вокруг отраслей первичного сектора производства. Но в то же время автомобильный и воздушный транспорт,
отвечающий потребностям современной экономики, относительно неразвит. Налицо слабая взаимозависимость и взаимодействие отдельных видов транспорта при выполнении перевозок, не носящих мультимодального и интермодального характера, и, как следствие, дефицит организационно-экономического обеспечения международных перевозок. Высокий уровень монополизации рынка транспортных услуг в сочетании с административным давлением на экономических агентов не способствует консолидации транспорта в единую
систему. Высоки транзакционные издержки, обусловленные неразвитостью логистических сетей и логистического менеджмента. Прочие характеристики российской транспортной системы свидетельствуют о необходимости ее скорейшей модернизации. К ним относятся: перегруженность основных автомобильных магистралей и городских агломераций, слабая пропускная способность транспортной инфраструктуры, высокая степень износа основного капитала на транспорте и, как следствие, невосприимчивость к новым технологиям, в частности, к контейнерным
перевозкам, высокие техногенные нагрузки транспорта на экологию и здоровье населения, недостаточно эффективная система безопасности. Таким образом, очевидна необходимость инвестиций на транспорте для развития бизнеса в России. Особенности методов оценки инвестиций Анализ эффективности прямых инвестиций, в случае если объем инвестиций представляется для инвестора требующим обоснования, производится на основе оценки эффективности инвестиционных проектов. Задача оценки эффективности инвестиций часто осложняется альтернативными вариантами
использования финансовых ресурсов, причем с возможностью одновременной реализации нескольких вариантов капиталовложений. При этом возникают сложности, связанные с возникновением разного рода системных эффектов на предприятиях. Схема анализа прямых инвестиций представлена на рис.1. На первом этапе варианты капвложений, отобранные по критерию соответствия потребности в финансировании (необходимого объема капиталовложений) размеру доступных инвестору финансовых ресурсов, рассматриваются
с точки зрения их соответствия миссии, целям и стратегии базового предприятия. Причем в данном случае миссия и цели могут быть изменены для осуществления некоторых проектов. Данная оценка может проводиться, например, целевой межфункциональной группой, включающей специалистов соответствующих подразделений и топ-менеджеров базового предприятия. На основе принятого решения проект либо направляется на дальнейшее исследование, либо отбраковывается.
Второй этап осуществляется, если планируемый для инвестирования объект — действующее стороннее предприятие. На нем проводится всестороннее исследование предприятия — объекта капиталовложений. Исследование положения предприятия—объекта инвестирования проводится по следующим направлениям: • Анализ рынка и концепция маркетинга • Сырье, основные и вспомогательные производственные материалы • Месторасположение и окружающая среда • Проектирование и технология •
Организационная структура и основные расходы • Трудовые ресурсы • Финансовое положение предприятия Рис.1. Схема анализа прямых инвестиций Оценка коммерческой эффективности инвестиционных проектов производится следующим образом. Сначала период от начала проекта до его завершения (расчетный период) разбивается на шаги. Затем по каждому шагу моделируются все денежные платежи и поступления — денежные потоки.
Рассчитав денежные потоки на весь период проекта, можно точно оценить потребность в финансировании по проекту — максимальное значение накопленного сальдо денежных потоков. Далее все денежные потоки необходимо дисконтировать, т.е. приводить их разновременные значения к ценности на определенный момент времени, который называется моментом приведения. Коэффициент дисконтирования: где Е — норма дисконта, которая задается инвестором и является основным
экономическим нормативом, используемым при оценке эффективности инвестиционного проекта. Норма дисконта обычно задается в зависимости от трех факторов: оценки инвестором риска по проекту, уровня инфляции и WACC; m — число периодов от момента приведения; WACC — средневзвешенная цена собственных и сторонних источников финансирования. где Ei — стоимость (процентная ставка, норма дисконта) i-го источника; di — вес i-го источника финансирования.
Оценка эффективности прямых инвестиций может осуществляться по следующим показателям: 1. NPV — чистый дисконтированный доход — накопленное сальдо дисконтированного денежного потока. где IRR — внутренняя норма доходности, т.е. такое положительное число Еd, что при норме дисконта Е = Еd чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях Е — отрицателен, при всех меньших значениях
Е — положителен. Для оценки эффективности IRR сравнивается с нормой дисконта либо с IRR альтернативного проекта. 2. Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков. 3. Срок окупаемости с учетом дисконтирования — продолжительность периода от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Основными показателями для оценки эффективности проектов являются
NPV, IRR и срок окупаемости с учетом дисконтирования, причем последний упрощает определение необходимого горизонта расчета денежных потоков. Расчет возможных синергических (системных) эффектов, возникающих на базовом предприятии. Осуществление какого-либо инвестиционного проекта может вызывать изменение в денежных потоках на базовом предприятии. Эти изменения необходимо учитывать при определении эффективности проектов. Обычно такие изменения достаточно очевидны и без труда выделяются.
Моделирование всех возможных вариантов осуществления капиталовложений предполагает рассмотрение всех вариантов инвестиций, причем при возможности одновременного осуществления нескольких проектов последние объединяются в один, и для него рассчитываются интегральные показатели эффективности. Учет возможных синергических эффектов, возникающих на базовом предприятии при условии одновременного осуществления нескольких проектов. Данный этап аналогичен четвертому — различие состоит лишь в том,
что на денежные потоки влияет интегральный проект, что может несколько затруднить расчеты. Выбор проектов для осуществления. На основе показателей эффективности, с учетом всех системных эффектов, производится выбор инвестиционных проектов для осуществления. Выбор схемы финансирования по проекту. На данном этапе определяются источники финансирования по каждому из выбранных проектов, утверждается график платежей.
Заключение Восстановление экономического роста в России требует большого объема инвестиционных ресурсов. Как свидетельствует исторический опыт, развитые страны активно привлекали прямые инвестиции. В настоящее время страх перед высоким риском капиталовложений в России сдерживает значительную часть потенциальных инвесторов, что не мешает другим вкладывать свои капиталы. Расширяется сфера приложения капитала. Прошло время, когда иностранных инвесторов интересовали
только сырьевые отрасли с высоким экспортным потенциалом или гиганты российской промышленности. Есть все основания полагать, что при сохранении нынешней динамики преобразований Россия в ближайшее время станет страной с благоприятными условиями для ведения бизнеса, строгим соблюдением прав и законных интересов собственников. При достижении этой цели наша страна станет не только привлекательным реципиентом инвестиций, но и более тесно интегрируется в международную экономическую и политическую
систему. Однако для продолжения потока прямых инвестиций в экономику России правительством Российской Федерации должна быть продолжена целенаправленная политика по выработке и реализации мер, обеспечивающих равенство условий конкуренции; развитие финансовой инфраструктуры и иных условий стабильного развития экономики, причем проводиться данная политика будет с учетом мнений граждан, иностранных и российских бизнесменов. Список использованной литературы 1.
Аникин Б.А. Логистика. – М.: ИНФРА-М, 2005. 2. Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: Маркетинг, 2006. 3. Голиков Е.А. Маркетинг и логистика. – М.: Дашков и К, 2005. 4. Ефимова О.В. Финансовый анализ М.: Бухгалтерский учет, 2006. 5. Ковалев В. Финансовый анализ. Управление капиталом.
Выбор инвестиций. Анализ отчетности М.: Финансы и статистика, 2006. 6. Липсиц И Косов В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа М.: БЕК, 2005. 7. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. — М.: Экономика, 2004. 8. Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 2005.