Основные методы типологизации регионов

Оглавление
Введение
Глава 1. Сущностьтипологизации регионов
Глава 2.Характеристика методов типологизации
Глава 3.Типологизация регионов России
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Современныйэтап социально-экономического развития России характеризуется объективнорастущим интересом к обширному комплексу исследования региональных проблем какученых, так и практиков-управленцев. Пространственный аспект различных явленийоказался в центре внимания при региональных исследованиях[1].
Решение региональных социально-экономических проблем взначительной мере определяет развитие большинства стран мира. Несмотря нанациональные особенности, есть много общего в содержании региональных ивнутрирегиональных проблем. Практически всем странам мира присущипространственные неравенства и асимметрии – различия в уровнях экономическогоразвития территорий, занятости населения, их доходах и качестве жизни, производственнойи социальной инфраструктуре и др. Сведение к минимуму неравенств,препятствующих устойчивому развитию страны в целом, отдельных ее регионов итерриторий является одной из важнейших задач национальной и региональнойполитики.
Развитие регионов представляет собой «качественное улучшениепоказателей уровня качества жизни населении, развитие социальнойинфраструктуры, повышение эффективности социальной политики на всех уровнях»[2].
Среди проблем регионального развития всебольшую актуальность приобретают вопросы обоснования управленческих решений вчасти выбора приоритетов регионального развития, одним из методов решениякоторых является типологизация регионов как объектов управления.
Проблема формирования типологий,рассматриваемая с позиции выделения однородных групп явлений и процессов,обладающих общностью каких-либо отдельных признаков или их совокупности,является характерной для любой области знаний. Специфика ее разработки вобласти региональной экономики обусловлена многогранностью и сложнойпространственной иерархией регионов как объектов управления, зачастуюнеправильно описываемых традиционными методами исследования. В результатеуправленческие решения, принимаемые на несистемной основе закрепляютдиспропорции в социально-экономическом развитии регионов и затрудняютдостижение основной цели региональной политики – повышение уровня и качестважизни населения.
Все вышесказанное обусловливаетнеобходимость разработки методов типологизации регионов, которые позволяли быосуществлять территориальные типологические группировки на основе комплексаважных с позиции эффективного управления параметров регионального развития. Активнопротекающие на современном этапе процессы регионализации экономики,характеризующиеся, с одной стороны, предоставлением регионам широких полномочийв части выбора стратегии и тактики социально-экономического развития всочетании с жесткими ресурсными ограничениями с другой, объективнообусловливают народнохозяйственную значимость разработки методов типологизациирегионов.
В этой связи разработка научных основтипологизации разноуровневых территориальных образований является актуальной иотвечающей потребностям теории и практики регионального управления.
В отечественной и зарубежной литературе выявлены и достаточноглубоко исследованы наиболее распространенные причины региональных итерриториальных (между муниципальными образованиями) различий. Средиобъективных причин выделяют: резкие различия природно-климатических и связанныхс ними реальных условий предпринимательства в отдельных регионах страны и дажевнутри регионов, что особенно характерно для нашей страны; периферийное(глубинное) положение территорий, устаревшая структура производства;агломерационные преимущества и недостатки; демографические различия; рядсоциально-культурных факторов (степень урбанизации, научный потенциал и др.)[3].
Характерная для России резкая дифференциация территорий по всемосновным параметрам (численности населения, экономическому потенциалу,пространственным характеристикам) и по условиям хозяйствования за последние 15лет не только не была смягчена, а, напротив, еще более усугубилась[4].Ограниченность ресурсов в каждом регионе, их взаимозаменяемость по территории,в первую очередь ресурсов общего назначения (земля, вода, трудовые ресурсы ит.д.), «обуславливают необходимость взаимоувязанного сбалансированного развитиярегионов в целях увеличения производства необходимой обществу продукции (услуг)и повышения уровня жизни населения»[5].
Подходы и выбор конкретных мер региональной политики и стратегийразвития регионов (при общности и единстве целей) должны учитывать сложившиесянеравенства и их причины. Но при этом не следует впадать в крайность иориентироваться на полностью индивидуализированные подходы и решения, особеннов тех случаях, когда речь идет о финансовой поддержке тех или иных территорий.Выходом может служить идея одновременного учета единства и различий всоциально-экономическом развитии территорий, методически предваренная грамотнойих типологизацией, позволяющей выделить однородные территориальные образования.С этой точки зрения проблема выбора методов типологизации регионов являетсятакже актуальной.
Цель исследования: анализ основных методов типологизации регионов.
Задачи исследования:
— дать общую характеристику методов типологизации регионов;
— привести пример типологизации регионов России.

Глава 1. Сущность типологизации регионов
 
Типологизация регионов – группировка региональных образований поопределенным признакам[6]. Другимисловами, типология регионов – это разделение регионов на группы, выделяемые наоснове одного или совокупности нескольких существенных признаков (это одно извозможных определений типологии). Проводиться типология регионов может сразными целями: как научно-познавательными (в том числе для наглядного описаниякартины межрегиональных различий), так и практическими (например, выделениепроблемных регионов в рамках региональной политики).
Цели проведения типологии во многом определяют предъявляемые к нейтребования. Если типология проводится в научно-познавательных целях, то в ееоснове вполне могут лежать качественные характеристики экономики регионов и/илифакторов, определяющих экономическое развитие регионов. Если же типологияпроводится в практических целях, особенно для определения регионов, которымбудет оказываться финансовая поддержка из государственного (или федерального)бюджета в рамках региональной политики, то эта типология должна быть вмаксимально возможной степени формализованной и основываться полностью (или, покрайней мере, преимущественно) на количественных параметрах.
Обратимся к классификации и типологии региональных систем, выделивобщие черты регионов и регионообразующие факторы (см. Приложение 1).
Для получения более точной картины типов регионов используютметоды сложных группировок, когда разделение совокупности регионов на группыосуществляется по нескольким признакам, взятым в сочетании.
При систематизации и типологии регионов по классификационнымпризнакам используют методы сложных группировок, когда разделение совокупностирегионов на типы осуществляется по двум или более признакам, взятым всочетании.
Типологизация регионов возможна по динамике одного показателя(совокупность регионов разделяется на группы по уровню данного показателя вбазисном году; потом производится разделение регионов по относительной величинепоказателя в наблюдаемом году; в простейшем варианте выделяют четыре группырегионов):
— регионы, которые и в базисном и в наблюдаемом году имели уровеньиндикатора выше среднего;
— регионы, у которых уровень индикатора базисном году был вышесреднего, а в наблюдаемом году стал ниже среднего;
— регионы, у которых уровень индикатора в базисном году был нижесреднего, а затем превысил средний уровень;
— регионы, у которых уровень показателя и в базисном и внаблюдаемом году был ниже среднего).
Регионоведы также выделяют внутренние и внешние регионообразующиефакторы[7]. К первымотносятся: история региона, государственное и территориальное устройство,географические и климатические условия, природные ресурсы; народонаселение, егодинамика, расселение и урбанизация; этнический состав населения;экономико-географическое состояние; трудовые ресурсы. К внешнимрегионообразуюбщим факторам относят межрегиональные (горизонтальные) отношенияв рамках целого: автаркия и сепаратизм, сотрудничество и интеграция.
Общимичертами регионов являются: социальные; технологические; экономические;культурные; институционально-политические, организационные[8](Приложение 2).
Подходы к определению типологии регионов
Функционально-стоимостной подход. В основе подхода – ранжирование регионовпо одному синтетическому показателю производства ВРП на душу населения(какие-либо типы регионов при этом не выделяются).
Такой подход можно назвать лишь условной типологией. Используетсяранжирование регионов для выделения северных территорий (где наиболее развитгазонефтедобывающий комплекс) как наиболее благополучных, при этом лишьвскользь упоминается об уровне жизни и состоянии социальной сферы в этихрегионах.
Подход с позиций инновационной привлекательности регионов. Фактор инновационнойпривлекательности регионов становится все популярнее в экономическихисследованиях. Региональный инвестиционный климат как системусоциально-экономических отношений, формирующихся под воздействием широкогокруга взаимосвязанных процессов на макро-, микро- и собственно региональномуровнях управления и создающих предпосылки для появления устойчивыхинвестиционных мотиваций. В соответствии с этим выделяется четыре типарегионов:
— регионы с благоприятными стартовыми условиями вхождения в рыноки выгодным геополитическим положением, имеющие поддержку федерального центра иразвитую диверсифицированную структуру производства;
— регионы со скромными стартовыми возможностями, имеющие сырьевуюспециализацию промышленного производства;
— депрессивные регионы, отличительной чертой которых являетсяузкоспециализированное промышленное производство, высокий износ основныхфондов, обладающие достаточно мощным трудовым и интеллектуальным потенциалом;
— регионы, не попавшие в первые три группы.
Наиболее устойчивыми от конъюнктуры являются районы центральноготипа, имеющие: а) диверсифицированную структуру экономики; б) высокийреактивный и инновационный потенциал; в) авторитетные центры принятия решений,не зависимые от внешних сил; г) устойчивую ориентацию населения на повышениесоциального статуса и уровень инфраструктуры, обеспечивающий привлекательностьтаких районов и для населения, и для престижных видов деятельности.
Инновационный подход является достаточно перспективным и нуждаетсяв дальнейшем развитии, которое видится в направлении увеличения градацийрегионов (в противном случае в вышеперечисленные третью и четвертую группыпопадают более 90% российских регионов).
Подход, предлагаемый новосибирской региональной школой. Этот подход созвучентипологии, применяемой в методике распределения финансовых средств из Фондарегионального развития по федеральной целевой программе «Сокращение различий всоциально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годыи до 2015 года)», утвержденной постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 11 октября 2001 г. В соответствии с данной методикой проводитсяклассификация регионов по группам:
— с относительно высоким уровнем развития;
— с уровнем развития выше среднего;
— со средним уровнем развития,
— с уровнем развития ниже среднего;
— с низким уровнем развития;
— с крайне низким уровнем развития.
Для градации используется 18 показателей развития экономикирегиона, которые свертываются в один интегральный, по значению которого ипроисходит классификация.
Однако,качественная составляющая интегрального показателя, призванная учитыватьуровень и качество жизни в регионе имеет недостатки. Так, согласно методике, впервую группу попадает четыре региона: Москва, Ямало-Ненецкий иХанты-Мансийский АО, Санкт-Петербург. И вряд ли вызывает сомнение, что онинесопоставимы по уровню жизни населения.
Глава 2. Характеристика методов типологизации
Важнейшей особенностью типологии регионов, особенно проводимой внаучно-познавательных целях, является отказ от использования одного и того жеоснования деления. Обычно единство основания деления формулируется в качествеодного из правил классификации, однако в экономической географии и региональнойэкономике целесообразность ориентации на это правило подвергается сомнению.
Необходима комплексная типология регионов страны, в которой основаниямидля выделения типов являются ключевые признаки их развития. Но такаятипологизация является задачей крайне сложной и до сих пор в России нерешенной. Чаще всего в литературе встречаются типологии регионов, в рамкахкоторых решаются частные задачи (иначе говоря, проводится не комплекснаятипология регионов, а типологии по каким-то отдельным составляющим экономикиили политики, социальной сферы).
Самый простой вариант встречающихся типологий (который типологиейможно назвать только с определенной долей условности) – это ранжированиерегионов по одному показателю с последующим делением регионов на несколькогрупп (например, с крайне высокими значениями показателя, с высокимизначениями, с близкими к среднему, с низкими, с крайне низкими).
Второй, немного более сложный, вариант типологии — делениерегионов на группы по исходному состоянию и динамике одного показателя(например, по объемам промышленного производства на душу населения и темпамроста промышленного производства; в этом случае могут выделяться регионы содновременно высокими уровнем развития производства и темпами его роста, свысоким уровнем развития и низкими темпами роста, с низким уровнем развития ивысокими темпами роста, с одновременно низкими уровнем развития и темпамироста).
Третий, похожий на предыдущий, вариант типологии – делениерегионов на группы на основе также двух, но уже разных показателей (например,валового регионального продукта на душу населения и доли инвестиций в ВРП;разделение регионов на типы в этом случае аналогично разделению в предыдущемварианте типологии: регионы с одновременно высокими уровнем ВРП на душунаселения и долей инвестиций в ВРП, т. е. с высоким уровнем экономическогоразвития и относительно хорошими его перспективами, регионы с одновременно низкимиуровнем ВРП на душу населения и долей инвестиций в ВРП, т. е. с низким уровнемразвития экономики и продолжающимся отставанием в экономическом развитии и т.д.).
Четвертый вариант типологии – это усложненный предыдущий варианттипологии, суть которого заключается в использовании вместо частного показателя(или двух частных показателей) интегрального показателя (или показателей).Одним из примеров типологии на основе двух интегральных показателей можносчитать типологию регионов по их инвестиционному потенциалу и инвестиционнымрискам.
В качествеиллюстрации типологии регионов, построенной на основе двух показателей, один изкоторых является интегральным, приведем типологию, предложенную Независимыминститутом социальных исследований. В рамках типологии ставилась задачаразделить регионы на группы по сложившейся в них социально-экономическойситуации, (т. е. эта типология выходит за рамки диагностики исключительноэкономики регионов, но это не имеет принципиального значения).
Первый показатель – интегральный – уровень экономического развитиярегиона и экономическое положение домохозяйств, построенный на основе трехчастных показателей: ВРП на душу населения, отношение денежных доходовнаселения к прожиточному минимуму и доля населения с доходами ниже прожиточногоминимума (т.е. оцениваются совокупное производство дохода, его потребление инеравенство по доходу). Второй показатель – плотность населения,характеризующий освоенность территории и отражающий степень благоприятностиклимата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой имногое другое. На основе этих двух показателей выделены 8 типов регионов,представленные в Приложении 3 (в скобках указано количество регионов,относящихся к данному типу)[9].
Пятый вариант типологии по форме напоминает первый, но по сутипринципиальным образом от него отличается и представляет собой типологию поодному показателю, но не единичному, а интегральному.
Разграничение типов на основе количественных данных.При разработке всехрассмотренных вариантов типологии перед исследователем стоит задача проведенияграниц между типами регионов. В этом случае возможны различные способыдействия. Если речь идет о разделении регионов на группы по одному показателю(неважно, частному или интегральному), то в этом случае вариантами являются:
— разделение регионов по так называемым «естественным разрывам»,возникающим в распределении регионов по тому или иному показателю (например,если значения показателя составляют 9, 10, 11, 21, 22, 23, то совершенноочевидно напрашивается деление на две группы’ регионы со значениями показателей9, 10, 11 и регионы со значениями показателей 21, 22, 23), однако «естественныеразрывы» возникают далеко не всегда, поэтому приходится руководствоваться идругими правилами;
— если регионы по значению того или иного показателяраспределяются сравнительно равномерно, то имеет смысл ограничитьсяиспользованием равных интервалов (например, от 10 до 19, от 20 до 29, от 30 до39 и т.д.);
— если регионы по величине того или иного показателя распределенынеравномерно (допустим, есть несколько лидеров, группа «середнячков», а дальшеидет массив регионов со всевозможными значениями показателя, но без«естественных» разрывов»), то целесообразно использовать кратные интервалы взначениях показателях (например, регионы со значениями показателя от 20 до 40,от 40 до 80, от 80 до 160).
На практике нередко приходится сочетать описанные методы. Вчастности, при большом разбросе показателей (особенно максимальных) за основуберется кратная шкала, но ее границы корректируются под существующие«естественные разрывы». Допустим, есть 10 регионов со следующими значениямипоказателей: 21, 23, 30, 38, 46, 58, 70, 82, 134, 157. Можно предложитьследующие интервалы для определения типов, 20-40, 40-85, 85-160.
Конечно, определение границ между группами регионов, как и многиедругие элементы в интегральных оценках, является в некоторой степени процессомсубъективным.
Плюсы и минусы сложных методик типологии.Встречающиеся влитературе типологии, основанные на использовании количественных показателей,чаще всего основываются на описанных выше простых подходах. Однако существуют идовольно сложные математические методы построения многомерных типологийрегионов России, прежде всего кластерный анализ (т. е. речь идет о типологиях,в рамках которых регионы делятся на группы на основе анализа несколькихпоказателей, не сводимых в один-два интегральных). Примером исследования, гдетипологии регионов проводятся с использованием методов математического анализа,является проект «Типология российских регионов», опубликованный Институтомэкономики переходного периода в 2002 году. При этом использование сложныхматематических методов отнюдь не является гарантией высокого качествапроводимой типологии, так как не может заменить знаний эксперта об особенностяхэкономики регионов и сравниться в содержательном плане с типологиями,основанными на «плавающих признаках». Более того, даже простые типологии наоснове 1-2 показателей оказываются для их потребителей намного полезнее сложныхматематических моделей в силу прозрачности используемой методики.Действительно, предприниматели или чиновники ясно видят, какие критерии лежат воснове простых типологий, поэтому в зависимости от важности критериевпроведенных типологий для стоящих перед ними задач (инвестирования в частноепредприятие, поддержки отсталых территорий) сами могут определить, насколькопригодны для их целей полученные результаты.
В заключениенеобходимо сказать, что частные типологии не менее значимы, нежели комплексные.Если комплексные типологии позволяют получить представление об экономикерегионов в целом, то частные типологии позволяют лучше разобраться в отдельныхэлементах экономики регионов.
Глава 3. Типологизация регионов России
Российские регионы традиционно различаются по большинствуэкономических и социальных параметров. За годы реформ в силу ряда факторов(наличие или отсутствие экспортно-ресурсного потенциала, степень паденияпроизводства, демографическая ситуация и др.) эта дифференциация существенновозросла. В настоящее время разница в социально-экономическом развитиисубъектов Российской Федерации составляет 10-15 раз. Таким образом, в регионахнаблюдаются качественно различные типы социально-экономической ситуации.Типологизация регионов, то есть разделение их на несколько однородных групп,есть необходимое условие выработки оптимальной региональной политики.Принадлежность региона к определенному типу во многом обусловливает модельуправления его социально-экономическим развитием.
В настоящее время в России разработан целый ряд типологийрегионов, как комплексных, так и узко специализированных. Основу однихтипологий составляют экономические показатели как факторысоциально-экономического развития, других – социальные показатели как его индикаторы.Типологии разнятся также и по поставленным целям. Одной из первых типологийрегионов, разработанных в постсоветское время, стал проект ТАСИС «Анализразвития регионов России». Основными целями данной типологии являлисьхарактеристика территориальных различий социально-экономической ситуации ианализ адаптации регионов в условиях трансформации экономической системы.
Среди прикладных узкоспециализированных типологий регионов можновыделить рейтинги инвестиционной привлекательности регионов России, публикуемыеежегодно в журнале «Эксперт», типологию «Предпринимательский климат регионовРоссии», подготовленную Экспертным институтом РСПП и Лабораторией региональногоанализа и политической географии географического факультета МГУ, типологиюсубъектов Российской Федерации по их бюджетному взаимодействию с федеральнымцентром, подготовленную Московским центром института «Восток-Запад».
Одна из важнейших целей многих разрабатываемых в Россиирегиональных типологий – выявление кризисных территорий для последующегоприменения к ним определенных механизмов региональной политики (например,выделение субсидий из федерального бюджета).
Наиболее объективную картину ситуации в регионах, которая визвестной степени может служить базой для формирования эффективной региональнойполитики, способны представить комплексные типологии на основесоциально-экономических критериев.
Типологии, основанные на социально-экономических критериях,используют, как правило, несколько групп показателей:
— общие,
— демографические,
— экономические,
— финансовые, характеризующие рынок труда,
— показатели уровня жизни, транспорта и связи, инновационногопотенциала.
Цель исследования определяет отбор: какие именно и сколькопоказателей из перечисленных групп будет использовано. При отборе показателей,построении индексов и интерпретации результатов применяется экспертный подход.
Приведем пример типологии регионов, подготовленной московскимНезависимым институтом социальной политики. Базовыми дифференцирующимипризнаками, выделенными на основе экспертного и аналитического опыта, выбраныдва – уровень экономического развития региона и освоенность территории.
Уровень экономического развития региона и как его составная часть– экономическое положение домохозяйств – главный дифференцирующий признак всовременный переходный период. В типологии оценки даются по следующимпоказателям:
— ВРП на душу населения (к среднему по России, с учетом различий встоимости жизни),
— отношение денежных доходов к прожиточному минимуму,
— уровень бедности.
Фактор освоенности территории, очень значимый для огромной России,отражает степень благоприятности климата, обеспеченность инфраструктурой, типхозяйственного использования территории и др. В типологии используются такиепоказатели, как плотность населения, состояние рынка труда, коэффициентмиграционного прироста, ожидаемая продолжительность жизни.
На основании вышеназванных индикаторов авторы типологии выделиличетыре основных типа регионов Российской Федерации:
— лидеры,
— относительно развитые или опережающие по доходу,
— «середина»,
— аутсайдеры.
Внутри каждого из этих типов выделено два подтипа – регионыосвоенной и слабоосвоенной зон.
Согласно типологии к группе лидеров отнесены только Москва иТюменская область с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами.
Среди относительно развитых выделено 12 регионов освоенной зоны и9 регионов слабоосвоенной зоны с более высокими доходами. Первый подтипвключает, в частности, Санкт-Петербург, республики Татарстан и Башкортостан,Московскую, Самарскую, Ярославскую, Свердловскую области. Ко второму подтипуотнесен ряд экспортно-ресурсных регионов, в том числе республики Саха, Коми иКарелия, Красноярский и Хабаровский края.
Наиболее многочисленным является тип «середина», включающий 33субъекта Федерации. К регионам этого типа в освоенной зоне авторы относят болееурбанизированные регионы Центра, Северо-Запада, Поволжья; более аграрныерегионы Черноземья и Юга; переходную зону юга Поволжья, Урала и Сибири и двенаиболее экономически благополучные республики Северного Кавказа –Кабардино-Балкарию и Северную Осетию. К «серединным» регионам слабоосвоеннойзоны отнесены преимущественно регионы Дальнего Востока, а также Иркутская иАрхангельская области.
К типу «аутсайдеров» в освоенной зоне принадлежат в основномнациональные республики Поволжья и Юга – Мордовия, Марий Эл, Чувашия,Карачаево-Черкесия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия. В слабоосвоенной зоне«аутсайдерами» являются автономные округа Сибири и Дальнего Востока, республикиКалмыкия, Тыва и Алтай, а также Читинская область.
Число регионов, отражающих все основные характеристики своего типаили подтипа, сравнительно невелико. Большинство — «переходные» регионы, как вграницах одного типа, так и между разными типами. Эта размытость границ типов,их плавное перетекание из типа в тип и частичное наложение друг на другаявляются, по мнению исследователей, характерной чертой современногосоциально-экономического пространства России, существенно усложняющейтипологизацию и, соответственно, формирование моделей управления развитиемрегионов.
Поэтому реализация государственной научно-технической иинновационной политики должна осуществляться на основе развития инновационнойсферы на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, прежде всего тех,которые обладают высоким научно-техническим, технологическим, производственнымпотенциалом, но в тесном взаимодействии с другими регионами, в том числе«аутсайдерами». Только согласованные, консолидированные инициативные действиярегионов в сфере науки, образования и технологического развития могутподготовить базу для системного технологического прорыва и внести свой вклад вдело преодоления кризисных явлений в экономике страны. В этом направлении ужемного делается: формируются региональные элементы национальной инновационнойсистемы, создаются особые экономические зоны, из местных бюджетов выделяютсясредства на наиболее перспективные научные разработки.
Вместе с тем остается ряд моментов, которые необходимо учитыватьпри формировании национальной инновационной системы. В частности, следуетотметить все еще невысокий уровень межрегионального взаимодействия (создающиесяцентры трансферта технологий в основном нацелены на международную кооперацию,что связано с юридическими ограничениями в инновационном секторе и сужением возможностейрегионального и межрегионального сотрудничества), а также неравномерноераспределение научного потенциала на территории России.
Дальневосточныйрегион, например, значительно отстает в области развития инновационнойинфраструктуры от среднего по стране уровня. В то время как в Центральномфедеральном округе функционирует 20, а в Приволжском – 13 центров трансфертатехнологий (их основной задачей является коммерциализация научных разработок),Дальневосточный регион, обладающий большим инновационным потенциалом, имееттолько 4 центра. Основные задачи при формировании региональной инновационнойполитики на данном этапе – создание региональной информационной сети, базыданных инновационных разработок и продуктов, центров по подготовкеинновационных менеджеров, юридических офисов коммерциализации инновационныхразработок, а также развитие структуры, которая способствовала бы эффективномувзаимодействию частных инвесторов и предпринимателей.
Недавно при Дальневосточном государственном техническом университетебыл создан образовательный центр по венчурному предпринимательству. Однако длятакого большого региона одного центра обучения специалистов в инновационнойсфере, безусловно, мало.
Для обеспечения устойчивого развития регионов России, а также всвете формирования национальной инновационной системы следует:
— обеспечить более равномерное распределение научного потенциалапо территории Российской Федерации (особое внимание и преференции — длярегионов Дальнего Востока и Восточной Сибири);
— создать сети межрегиональных и региональных научно-инновационныхцентров, приближенных к конкретным потребностям в наукоемких продуктах наместах.
Назрела необходимость согласования региональных нормативных актови федерального законодательства в инновационной сфере, включая системустимулов, предусматривающую стратегию развития регионов. Субъекты РоссийскойФедерации не имеют достаточных полномочий для влияния на инновационную политикугосударства, что помимо всего тормозит и развитие государственно-частногопартнерства на региональном уровне. В связи с этим, по-видимому, нужноиспользовать опыт промышленно развитых стран по формированию национальной ирегиональной политики инновационного развития.
 

Заключение
Таким образом, типология регионов – это разделение регионов нагруппы, выделяемые на основе одного или совокупности нескольких существенныхпризнаков (это одно из возможных определений типологии). Проводиться типологиярегионов может с разными целями: как научно-познавательными (в том числе длянаглядного описания картины межрегиональных различий), так и практическими(например, выделение проблемных регионов в рамках региональной политики).
Как показалоисследование, встречающиеся в литературе типологии, основанные на использованииколичественных показателей, чаще всего основываются на описанных выше простыхподходах. Однако существуют и довольно сложные математические методы построениямногомерных типологий регионов России, прежде всего кластерный анализ (т. е.речь идет о типологиях, в рамках которых регионы делятся на группы на основеанализа нескольких показателей, не сводимых в один-два интегральных). Примеромисследования, где типологии регионов проводятся с использованием методовматематического анализа, является проект «Типология российских регионов», опубликованныйИнститутом экономики переходного периода в 2002 году. При этом использованиесложных математических методов отнюдь не является гарантией высокого качествапроводимой типологии, так как не может заменить знаний эксперта об особенностяхэкономики регионов и сравниться в содержательном плане с типологиями,основанными на «плавающих признаках». Более того, даже простые типологии наоснове 1-2 показателей оказываются для их потребителей намного полезнее сложныхматематических моделей в силу прозрачности используемой методики.Действительно, предприниматели или чиновники ясно видят, какие критерии лежат воснове простых типологий, поэтому в зависимости от важности критериевпроведенных типологий для стоящих перед ними задач (инвестирования в частное предприятие,поддержки отсталых территорий) сами могут определить, насколько пригодны для ихцелей полученные результаты.
Частные типологии могут основываться не только на количественных,но и качественных признаках. Самым типичным примером таких типологий являютсятипологии, проводимые для целей региональной политики. В этом случае основнымпризнаком являются проблемы регионов, требующие своего решения.
Думается, частныетипологии не менее значимы, нежели комплексные. Если комплексные типологиипозволяют получить представление об экономике регионов в целом, то частныетипологии позволяют лучше разобраться в отдельных элементах экономики регионов.
Но, по нашему мнению, анализсоциально-экономической ситуации регионов России на основании только частныхпоказателей затрудняет получение целостной картины о состояниисоциально-экономической системы региона. Более того, высокие или низкиезначения отдельных параметров могут дать искаженные представления об уровне идинамике состояния социальной, экономической и др. сфер жизнедеятельностирегиона в целом. Определение комплексной оценки социально-экономическойситуации в регионе путем расчета интегрального показателя развития, с нашейточки зрения, предоставляет возможность более полного учета региональныхособенностей при проведении типологизации регионов с целью выработкиэффективной региональной политики.
Расчет любых интегральных показателей состоит из трех этапов:выбора частных индикаторов, из которых будет строиться интегральный показатель;трансформации частных индикаторов для их сравнимости друг с другом; этот этапнеобходим в силу того, что при расчете интегральных индикаторов суммируютсясовершенно разные частные индикаторы, в том числе измеряемые в разных единицах(рублях на душу населения, процентах и т. п.); выбора способа агрегированиятрансформированных частных индикаторов.

Список литературы
1. Арсентьева И.И.Российские регионы в системе национальной безопасности: монография. – М.:Восток — Запад, 2008. – 223 с.
2. Бамбаева Н.Я., БорзоваА.С. Методика разработки и реализации стратегического планасоциально-экономического развития территории// Региональная экономика; теория ипрактика. 2006. № 7 (34). С. 43-48.
3. Зубаревич Н.В.Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. –М.: Издательство ЛКИ, 2009. – 251 с.
4. Концепция долгосрочногосоциально-экономического развития РоссийскойФедерации/http://mert.tatar.ru/rus/file/pub/pub_8406.doc
5. Курнышев В.В.Региональная экономика. Основы теории и методы исследования. – М.: КНОРУС,2010. – 256 с.
6. Ларина Т.Н.Теоретико-методологические аспекты статистического исследования региональногоразвития: монография. – Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010. – 150 с.
7. Фетисов Г.Г., ОрешинВ.П. Региональная экономика и управление. – М.: РИОР, 2009. – 154 с.

Приложения
 
Направлениятипологизации и признаки классификации регионов
/>
Общиечерты регионовОбщие черты регионов Их описание и значение Социальные черты Различие регионов по характеру, структуре, собственности на производительные силы и производственные продукты. Объектом региональной собственности является территориальная граница региона, субъектом – общность людей. Технологические черты Подразумевает уровень развития орудий труда, технологий. Экономические черты Необходимость реализации преимуществ территории, зависимости численности населения и ресурсов жизнеобеспечения. Культурные черты Влияние культуры на формирование и функционирование региональной экономики, его хозяйственную, техническую и на общий культурный тип человека и общества, на социальные отношения. Институционально-политические Роль государства, региональных и местных органов управления и общественных институтов в организации регионального хозяйства. Организационные черты Специфика регионов является субъективные и объективные, центральные и периферийные отношения, динамичность развития регионов, степень их открытости (закрытости)

Пример типологии регионов на основе двух показателейЭкономика и положение домохозяйств Освоенность Более высокая Низкая 1. Лидеры федеральная столица (1) «богатые» нефтегазодобывающие округа (2)
2. Более развитые или опережающие по
доходу более развитые регионы освоенной зоны (10) ресурсные регионы слабоосвоенной зоны с более высокими доходами (10) 3. «Середина»
освоенная зона (34):
— более урбанизированные регионы Центра, Северо-Запада, Поволжья,
— более аграрные регионы Черноземья и Юга, наиболее развитые республики Северного Кавказа,
— переходная зона юга Поволжья, Урала и Сибири слабоосвоенная зона (9) 4 «Аутсайдеры» наиболее бедные и депрессивные области (2) наиболее бедные и депрессивные области (2)