Основные методы в работе информационно-консультационных служб

КУРСОВАЯ РАБОТА:
На тему:
«Основные методы в работе информационно-консультационных служб»

Содержание
 
Введение
Глава 1.Теоретические основы использования методов в работе ИКС
1.1      Понятиеи сущность ИКС
1.2      Основныеметоды работы ИКС
1.2.1   Понятие и сущностьмассовых методов в работе ИКС
Глава 2. Социально –экономическое положение РБ
2.1 Создание ИКС в РБ
2.2 Основныенаправления и результаты ИКД
Глава 3.Использование методов ИКС
3.1 Массовые методыработы ИКЦ СТП РБ
3.2 Проект сиспользованием массовых методов ИКС
Заключение
Список литературы

Введение
В условиях реформирования экономики России в целом и ее аграрногосектора в частности особое значение приобретает наличие и своевременноедоведение до пользователей разного рода информации. Достижения науки и техники,правовая и экономическая информация в одинаковой степени важны длясельскохозяйственных товаропроизводителей, вне зависимости от объемовпроизводства и специализации. Своевременное информирование сельхозпроизводителяпо широкому кругу вопросов позволяет ему обеспечить устойчивое ведениепроизводства.
Потребность сельскихтоваропроизводителей и предпринимателей в разного рода информации инеобходимость обеспечения функционирования информационной инфраструктурыпривели к началу создания системы информационно-консультационного обслуживания,прообраз которой – служба общественной агрономии – успешно функционировал в ХIХв. в России.
На сегодняшний день осистеме информационно-консультационного обслуживания в России можно говоритькак о состоявшейся, востребованной сельскими товаропроизводителями,развивающейся системе. Региональные информационно-консультационные службызарегистрированы по состоянию на 1 августа 2002 года в 65 регионах, в том числеи в Республике Бурятия.
В Республике Бурятияроль ИКС значительно возрастает, так как устойчивое развитие, неотъемлемымэлементом которого является развитая система информационно-консультационногообслуживания, выступает сегодня одним из основных условий сохраненияэкологического и культурного своеобразия региона.
В данной курсовойработе мы рассматриваем ИКС Бурятии, в частности методы работы, используемые даннойслужбой, а также разработаем проект по использованию комплекса методов на 2006год.

Глава 1.Теоретические основы использования методов в работе ИКС
 
1.1 Понятие исущность ИКС
Информационно-консультационная служба является организацией, оказывающейинформационные и консультационные услуги товаропроизводителям всех формсобственности в сфере АПК с целью повышения эффективности системыраспространения технологических и научно-технических знаний, усиления службыинформатизации и консультирования товаропроизводителей, ускорения их адаптациик рыночным отношениям [8, c.4].
Организации, занимающиеся предоставлением консультационных услуг,специализируются на одном или нескольких направлениях консультирования,ориентируются на отдельные отрасли. Под сельскохозяйственным консультированиемсегодня понимают консультирование в области сельского хозяйства (все аспектыфинансово-хозяйственной деятельности сельских товаропроизводителей ипредпринимателей) и социального развития сельской местности.
Рассматривая определения служб сельскохозяйственного консультирования,М.Я. Веселовский приводит несколько «наиболее полно отражающих сущностьдеятельности службы сельскохозяйственного консультирования» [3, с.7]. Так, ДжонРассел определяет сельскохозяйственную службу консультирования как«предоставление знаний и навыков, необходимых фермерам для освоения иприменения более эффективных методов в растениеводстве и животноводстве с целыеповышения производительности и улучшения уровня жизни».
Основной задачейсельскохозяйственной службы консультирования является помощь в решении проблем,формирование у клиентов службы более глубокого понимания проблемы и ее причины,достаточных для принятия рационального, обоснованного решения для ееустранения. Сельские товаропроизводители в условиях рыночной конкуренциинуждаются в разнообразной информации: рыночной, правовой, технологической,экономической, научно-технической и пр. Важную роль играет информация обинновациях, так как нововведения часто являются конкурентными преимуществами.Научно-технический прогресс, совершенствование технологий, развитиеэкономической системы требуют постоянного повышения уровня компетентноститоваропроизводителей. Клиенты консультационной службы получают информацию изнания, затрачивая при этом значительно меньше времени и средств, чем если быони осуществляли поиск самостоятельно [5, c.9].
Основной цельюразвития информационно-консультационной службы АПК является содействиеускорению реформ в АПК, направленных на повышение устойчивости и эффективности производства,улучшение социально-экономических и экологических условий жизни на селе,обеспечение продовольственной безопасности страны, на базе освоения достиженийотечественной и мировой науки и техники, использования современныхинформационных технологий.
Среди основныхфункций, выполняемых службой, можно выделить следующие:
• формирование, постоянное обновление ипополнение информационных ресурсов и предоставление информации по различнымаспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции,включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
• обучение сельских товаропроизводителейновым методам эффективного ведения хозяйственной деятельности;
• консультирование по вопросамэффективного управления хозяйством, финансовому и инвестиционному анализу,оптимизации использования ресурсов с учетом экологических требований;
• интеграция знаний и информации изразличных (в том числе
• международных) источников, ориентацияаграрной науки на проведение прикладных исследований по проблемам сельскихтоваропроизводителей с целью выработки практических рекомендаций, инициированиеизменений в методах ведения хозяйства, содействие распространению инноваций ваграрном секторе;
• обеспечение механизма обратной связиорганов управления и
• научно-исследовательских институтов ссельскими товаропроизводителями с целью выработки эффективных мергосударственной аграрной политики;
• организация демонстрационнойдеятельности с целью проведения испытаний новых технологий и их внедрения.
Одной из функций ИКСявляется обеспечение деятельности службы, ее постоянное развитие посредствомобучения и переобучения кадров, формирования баз данных, разработки прикладныхпрограммных продуктов и т.д.
Разнообразие функций,выполняемых сотрудниками службы в процессе своей деятельности, обеспечиваетмногоканальность передачи информации, что, в конечном итоге, способствует болееэффективному ее использованию клиентами службы [5, с.11].
Основу деятельностислужбы составляет ряд принципов, сформулированных исходя из специфики задач,стоящих перед ней.
• Служба стремится действовать в интересахсельских товаропроизводителей в той мере, в какой они не противоречатобщественным
• интересам, и призвана обеспечиватьэффективное взаимодействие всех
• организаций, ведомств (предприятий),влияющих на развитие аграрного сектора, с целью решения проблем сельскихтоваропроизводителей.
• Отношения с сельскимитоваропроизводителями строятся исключительно на основе доверия и партнерства, исотрудники службы
• не вправе заниматься какой-либодеятельностью, позволяющей влиять на принятие экономических решений сельскимитоваропроизводителями способами, отличными от обучения и убеждения (например,
• распределением материальных и финансовыхресурсов, рекламой),
• выполнять функции государственногоконтроля и инспектирования.
Учитывая спецификудеятельности службы, стоящие перед ней цели, выполняемые функции, сотрудникикаждой ИКС строят свою деятельность с учетом географических,природно-климатических, экономических, социальных, культурных и другихособенностей территории, на которой функционирует служба, ориентируясь напотребности ее потенциальных и реальных клиентов [5, с.12].1.2 Основные методы работыИКС
Деятельностьсельскохозяйственных информационно-консультационных служб направлена, преждевсего, на развитие людских ресурсов и передачу достижений НТПтоваропроизводителям. Одна из важнейших функций ИКС — научить сельскихтоваропроизводителей формировать свое мнение относительно возникающих илисуществующих проблем и принимать оптимальные решения по их преодолению.
Для успешной реализации своих функций работники ИКС должны хорошовладеть методами работы службы. Обладая знаниями об использовании в своейдеятельности методов, работник информационно-консультационной службы сможетвыбирать те из них, которые будут наиболее приемлемы с точки зрения решениястоящих перед товаропроизводителями задач и условий, в которых они работают.Методы работы ИКС подразделяются на массовые, групповые и индивидуальные.
Методы работы ИКС используются в сочетании и взаимодополняют другдруга. При этом каждый из методов имеет специфику и цели.

1.2.1 Понятие исущность массовых методов в работе ИКС
Основу метода составляет использование средств массовой информации (ТВ,радио), Интернет, аудио- и видеотехники, средств наглядной агитации,использование ПК и др.
Конкретные формыработы:
–     передачаинформационных сообщение через СМИ, Интернет;
–     изготовлениеи распространение аудио-, видео- и печатной продукции;
–     изготовлениеи распространение средств наглядной агитации и организация выставок.
Цели использования массовых методов:
1)        Распространениеинформации об ИКС и предоставляемых ею услугах, с целью привлечения новыхклиентов и поддержки связи с имеющимися клиентами, увеличение влияния службы насвоих реальных и потенциальных клиентов;
2)        Распространениетехнических инноваций и повышение интереса товаропроизводителей к ним;
3)        Обменопытом между товаропроизводителями;
4)         Повторениеинформации, заинтересовавшей товаропроизводителей или являющейся интересной, помнению сотрудников ИКС или СМИ;
5)        Оказаниеконсультаций по вопросам, интересующим широкий круг клиентов ИКС, дополнение коказанным раннее консультациям или выпуск «наживки» с целью увеличения интересак поставленной проблеме;
6)        Другое.[5, c.27]
При работе сосредствами массовой информации, как инструментами реализации массовых методовИКС, следует иметь в виду их избирательное воздействие на товаропроизводителей.
«Избирательностьзапоминания» отдельного человека заключается в том, что никто не запоминаетвсего того, что он когда-либо прочитал, услышал в передачах по радио или увиделпо телевизору. Люди стараются не запоминать то, что расходится с их мнением.Обычно запоминаются те детали, которые прежде всего побуждают к обсуждению ихсо своими соседями, коллегами и т.п. Поэтому сообщения СМИ должны бытьлаконичными, носить разъяснительный характер (лишняя информация в СМИ скорозабывается), написаны понятным языком, повторяющимися, чтобы их можно былопонять и запомнить, иметь четко запоминающуюся структуру и быть согласованнымис другими сообщениями ИКС. Важно, чтобы товаропроизводители находили всообщениях, передаваемых с помощью СМИ, подтверждение рекомендациям работниковИКС. Эффективными массовыми методами для запоминания информации могут бытьинтервью с товаропроизводителями, обмен опытом работы и т.п [8, с.45].
Многочисленныеисследования в области ИКС показывают, что для сельских товаропроизводителеймассовые методы играют значительную роль с точки зрения созданияосведомленности и принятия окончательного решения об использовании инноваций.Чаще всего именно через СМИ товаропроизводители получают первую информацию обинновациях. Приприменении массовых методов, характер коммуникаций — безличностный имногоканальный.
Привлекательные сторонымассового метода:
·    относительновысокая скорость передачи информации массовому потребителю;
·    низкаястоимость информации в расчете на одного потребителя;
·    охватширокого круга пользователей;
·    возможенповтор информации;
·    высокаястепень доступности информации;
·    способствуетформированию имиджа службы;
·    даетвозможность предотвращения и своевременной диагностики проблемтоваропроизводителей.
Слабые сторонымассового метода:
·    впроцессе формирования информационного сообщения сотрудники ИКС имеют толькообщее представление о получателе информации, поэтому сообщение будет отвечать«средним параметрам» по основным характеристикам (глубина изложенияспециального материала, применения терминологии и пр.), что может снизить егоценность для части пользователей;
·    возможностьсогласования с потребителем содержания передаваемой информации ограничена;
·    степеньрешения проблем отдельных товаропроизводителей ограничена;
·    существуетвозможность игнорирования сообщения со стороны части получателей информации;
·    слабаяобратная связь;
·    уточнениепередаваемой информации возможно в большинстве случаев только после того, какинформация передана, и требует дополнительного времени на получение ответа;
·    избирательноевоздействие на товаропроизводителей.[5, с.28]
Для того чтобыиспользуемые массовые методы вызывали интерес у товаропроизводителей,сотрудники ИКС, готовя то или иное сообщение, должны ставить перед собойследующие задачи:
·         точноформулировать, какую цель преследует данная информация, и какие интересные длятоваропроизводителей проблемы поднимаются в ней;
·         накаких людей направлена данная информация, каков уровень их образования, какиепроблемы их интересуют, и что они знают об этих проблемах.

Глава 2.Социально-экономическое положение Республики Бурятия
В течение 2004 г. преобладали позитивные тенденции в развитии экономикиБурятии, в частности следует отметить рост производства промышленной продукциии продукции сельского хозяйства, грузооборота транспорта, объема услуг связи,оборота розничной торговли, реальных располагаемых денежных доходов населения.
Промышленностью республики произведено продукции (работ, услуг) вдействующих ценах на сумму 27856,4 млн. рублей; индекс физического объемапромышленного производства составил 104,1 процента.
Увеличение выпуска промышленной продукции, в основном, было обусловленонаращиванием объемов продукции в топливной промышленности, машиностроении иметаллообработке, промышленности строительных материалов полиграфическойпромышленности. Однако снизили объемы производства за истекший периодпредприятия электроэнергетики, черной металлургии, лесной идеревообрабатывающей, легкой, пищевой, мукомольно-крупяной и комбикормовойпромышленности.
В 2004 г. подоговорам строительного подряда выполнено работ (с учетом деятельности малогобизнеса и неформальной экономики) на сумму 3727,5 млн. рублей, что на 20,1процента ниже уровня 2003 г… На территории республики введено в эксплуатацию2168 квартир общей полезной площадью 19036 тыс. кв. метров, что на 3,6 процентавыше уровня 2003 г… Доля жилья, построенного населением, составила в общемобъеме введенного жилья 69 процентов.
Объем продукциисельского хозяйства всех сельхозпроизводителей в 2004 г. в действующих ценах,по предварительному расчету, составил 7907,4 млн. рублей. Индекс производствапродукции сельского хозяйства к предыдущему году в сопоставимой оценке – 104,9процента. Сельскохозяйственными предприятиями произведено 15 процентов всегообъема продукции сельского хозяйства, хозяйствами населения – 82, крестьянскими(фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями – 3 процента.
На потребительскомрынке Бурятии наблюдался устойчивый ежемесячный рост физического объемарозничной торговли (по сравнению с соответствующими месяцами 2003 г.), вомногом обусловленный увеличением реальных денежных доходов населения. В целомза 2004 г. оборот розничной торговли превысил показатель аналогичного периода2003 г. (в сопоставимых ценах) на 9 процентов.
Доляпродовольственных товаров в структуре оборота розничной торговли в 2004г.составила 50,2 процента (в 2003 г. –51,9%). Торгующими организациями обеспечено81,8 процента общего оборота розничной торговли. Оборот торгующих организацийувеличился на 12,4 процента по сравнению с 2003 г., а объем продажи товаровфизическими лицами сократился на 4,2 процента.
Содержание реальныхрасполагаемых денежных доходов по сравнению с 2003г. составило 103,3 процента.Увеличение номинальных и реальных доходов сопровождалось дальнейшим ростомдифференциации населения по уровню денежных доходов. Доходы наиболееобеспеченного населения в 13,7 раза превышали доходы наименее обеспеченнойгруппы населения. При этом на долю 10 процентов наиболее обеспеченногонаселения приходилось около 29 процентов общего объема денежных доходов, а надолю 10 процентов наименее обеспеченного населения — 2,1 процента.
По предварительнымданным, уровень бедности в республике Бурятия за 9 месяцев 2004 г. повысился посравнению с соответствующим периодом прошлого года на 1,7 процентных пункта и,по оценке, составил 40,7 процента.
Среднемесячнаяноминальная начисленная заработная плата возросла за одиннадцать месяцев на23,4 процента, реальная заработная плата – на 6,2 процента. При этомдифференциация заработной платы по отраслям экономики в основном не изменилась.В ноябре2004 г. самый высокий размер начисленной заработной платы отмечался уработников финансов, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения,превысив среднереспубликанский показатель в 1,9 раз. Низкая величина оплатытруда сохранилась в сельском хозяйстве и была ниже среднереспубликанскогоуровня на 74 процента.
Проблема погашенияпросроченной задолженности по заработной плате остается достаточно напряженной.На 1 января 2005 г. общий объем просроченной задолженности по кругу наблюдаемыхотраслей составил 118,6 млн. рублей, что на 31,2 процента меньше, чем посостоянию на 1 декабря 2004 г.
В января-декабре 2004г. положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток)организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых ибюджетных организаций) в действующих ценах составил 552,6 млн. рублей (210предприятий получили прибыль в размере 1524,2 млн. рублей, 181 предприятийимели убытки на сумму 971,6 млн. рублей).
Численностьэкономически активного населения (по итогам обследований населения по проблемамзанятости) в декабре 2004г. составила, по оценке, около 459,6 тыс. человек, или47,2 процента от общей численности населения республики. В экономике республикизанято 392 тыс. человек, или 85,3 процента экономически активного населения. Неимели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологиейМеждународной Организации Труда они классифицируются как безработные) около67,6 тыс. человек (14,7%).
В органахгосударственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных посостоянию на конец декабря т.г. 11,8 тыс. человек.
Демографическаяситуация по-прежнему неблагополучная. По состоянию на 1 декабря 2004 годачисленность жителей республики сократилась на 4,8 тыс. человек, в том числеиз-за естественной убыли населения – 1,5 тыс. человек, миграционного оттока –на 3,3 тыс. человек.
Таблица 1
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
(по полному кругупредприятий и организаций) 2004 г. 2004г. в % к 2003 г. Декабрь 2004 г. Декабрь 2004 г. в % к
Справочно
2003 г. в % к 2002 г Декабрю 2003 г. Ноябрю 2004 г. 1 2 3 4 5 6 7 Объем промышленной продукции 278556,4 104,1 2766,6 106,3 110,2 112,1 Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда 3727,5 79,9 417,8 76,3 153,9 106,8
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс кв.м.1) 190,6 103,6 75,8 125,3 В 4,0 р. 99,5 Продукция сельского хозяйства 7907,4 104,9 X X X 97,3
Коммерческий грузооборот транспорта общего пользования 2), млн. тонно-километров 33121,7 109,7 2902,1 107,7 106,6 108,9 Объем услуг связи 1356,1 143,5 162,1 164,0 127,7 122,2 Оборот розничной торговли 27314,0 109,0 2584,1 103,9 114,0 112,7 Оборот общественного питания 1064,7 110,9 100,9 100,2 109,9 105,7 Оборот оптовой торговли 16880,9 101,8 1865,0 107,2 112,7 100,6 Объем платных услуг населению 6062,1 104,6 584,1 99,9 114,1 101,4 Индекс потребительских цен, %
114,7 4) 116,0 99,2 114,7 99,2 114,1 Численность официально зарегистрированных безработных на конец месяца, тыс. человек 11,8 120,4 2,2 121,9 73,4 118,0 Реальные денежные доходы населения X 102,3 X 110,0 140,4 106,9 Реальные располагаемые денежные доходы населения X 103,3 X 112,9 137,2 104,5
Денежные доходы
(в среднем на душу населения в месяц) руб. 4591,9 119,1 6370,7 126,4 139,2 127,3
Начисленная средняя заработная плата одного работника 3)
Номинальная
реальная
6034,5
X
123,4
106,2
6445
X
114,3
97,8
106,3
105,2
126,1
110,5
1)По учтенному кругупредприятий, организаций и населения
2)С учетом оценкидеятельности предпринимателей, занимающихся коммерческими грузовыми перевозкамии малых автотранспортных предприятий
3) В гр.1 приведеныданные за январь-ноябрь 2004 г., гр.2 –январь-ноябрь 2004 г. в % кянварю-ноябрю 2003 г., гр.3 ноябрь 2004г., гр.4 ноябрь 2004г. в % к ноябрю 2003г., гр.5-ноябрь 2004г. в % к октябрю 2004 г., январь-ноябрь 2003 г. в % кянварю-ноябрю 2002г.
4) Конец периода кдекабрю предыдущего года