/>Содержание
Введение
1. Что Соловьев понимает под «действительностью безусловногоначала»?
2. Каково главное условиепостижения безусловного начала?
3. Какую роль играют ощущения иразум в познании действительности?
4. Почему автор считает, что мир «не есть произвольное представление»?
5. Что является основой нашихпредставлений?
6. Что такое «атомы» и почему их нельзя сводить кбесконечно малым частицам вещества?
7. Какое условие необходимо для «взаимодействия основных существ» и из чего оно вытекает?
Заключение
Список литературы
/>Введение
Философия Соловьева по своему характеруявляется антропоцентрической. Человек — вершина творения. Возрождение мирасовершено Богом совместно с человеком, который также выразил божественную идеюгуманности. Такой идеально совершенный человек является высшим проявлениемСофии, божественной Мудрости. Но совершенный человек явился во Христе. ПоэтомуБогочеловек Иисус Христос является единением Логоса и Софии. «Если вбожественном существе — в Христе первое или производящее единство естьсобственно Божество — Бог как действующая сила или Логос и если, таким образом,в этом первом единстве мы имеем Христа как собственное божественное Существо,то второе, произведенное единство, которому мы дали мистическое имя Софии, естьначало человечества, есть идеальный или нормальный человек. И Христос в этомединстве, причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражениюСвященного Писания, второй Адам». Учение о богочеловечестве как источникевозрождения мира использовано Соловьевым для истолкования истории человечестваи проблем социальной жизни. Действительно, Богочеловек есть индивидуум иодновременно (универсальное) существо, обнимающее «одухотворенное черезНего человечество» и являющееся по отношению ко всему в мире единством,благом, истиной и красотой. Даже в дочеловеческий период (эволюция природы) всев мире стремилось к единству, которое является непременным условием абсолютногосовершенства. Таким образом, мир в своем развитии проходит через два этапа.Первый этап (до человека) можно назвать эволюцией природы, а второй(человеческая деятельность) — историей. Конечным результатом развития мираявляется утверждение царства Бога, которое «есть то же, чтодействительность безусловного нравственного порядка или, что то же, всеобщеевоскресение и восстановление всех». Теория Соловьева представляет собоюодну из попыток идеально-реалистической религиозной философии создать цельноемировоззрение, состоящее из синтеза науки, философии и религии. Обнаруживаяочевидные противоречия между данными естествознания и религиозными концепциямимира, большинство людей даже не пытаются преодолеть эти разногласия, ипредпочитает не ограничивать свою духовную природу. Одни становятся совершеннобезразличными к религии и уходят в естественнонаучные исследования, упуская извиду высший аспект жизни. Другие же настолько проникаются религиозностью, чтостановятся безразличными к положительному научному знанию. Такие философскиесистемы, как философия Соловьева, имеют большое достоинство. Если даже этитеории и не дают окончательного разрешения тайн вселенной, то они, по крайнеймере, ясно и просто показывают, что человеческий разум обладает методом исредствами для плодотворной разработки вопроса сочетания учений относительновысших и низших аспектов мира в одно единое целое.
Эволюция природы создает условия дляразвития высшего аспекта мира. Этот аспект проявляется в истории человечества внравственном поведении человечества и стремлении к усовершенствованиюобщественной жизни. Соловьев уделял большое внимание вопросам этики иобщественной философии в духе христианского мировоззрения.
Соловьев считал этику автономнойнаукой, независимой от «положительной религии», гносеологии,метафизики, а также от того или иного решения проблемы свободной воли. «Создаваянравственную философию, — говорит Соловьев, — разум только (развивает) на почвеопыта изначала присущую ему идею добра (или, что то же, первоначальный фактнравственного сознания) и постольку не выходит из пределов внутренней своейобласти».
Цель данной работы – изучить и раскрытьосновные моменты «Чтения о богочеловечестве» В.С. Соловьева.
/>1. Что Соловьев понимает под «действительностьюбезусловного начала»?
Соловьев говорит о том, что «чтодействительность безусловного начала, как существующего в себе самом независимоот нас, — действительность Бога (как и вообще независимая действительностькакого бы то ни было другого существа, кроме нас самих) не может быть выведенаиз чистого разума, не может быть доказана чисто логически. Необходимостьбезусловного начала для высших интересов человека, его необходимость для воли инравственной деятельности, для разума и истинного знания, для чувства итворчества, — эта необходимость делает только в высочайшей степени вероятнымдействительное существование божественного начала; полная же и безусловнаяуверенность в нем может быть дана только верою: и это относится, как былозамечено, не к существованию только безусловного начала, но и к существованиюкакого бы то ни было предмета и всего внешнего мира вообще. Ибо так как мыможем знать об этом мире только по собственным своим ощущениям, по тому, чтонами испытывается, так что все содержание нашего опыта и нашего знания сутьнаши собственные состояния и ничего более, то всякое утверждение внешнегобытия, соответствующего этим состояниям, является с логической точки зрениялишь более или менее вероятным заключением; и если, тем не менее, мы безусловнои непосредственно убеждены в существовании внешних существ (других людей,животных и т. д.), то это убеждение не имеет логического характера (так как неможет быть логически доказано) и есть, следовательно, не что иное, как вера.Хотя закон причинности и наводит нас на признание внешнего бытия как причинынаших ощущений и представлений, но так как самый этот закон причинности естьформа нашего же разума, то применение этого закона ко внешней реальности можетиметь лишь условное значение и, следовательно, не может дать безусловногонепоколебимого убеждения в существовании внешней действительности: вседоказательства этого существования, сводимые к закону причинности, являются,таким образом, лишь как соображения вероятности, а не как свидетельствадостоверности, — таким свидетельством остается одна вера»./>2. Каково главное условиепостижения безусловного начала?
Если человек начинает и как конечноеприродное существо должен исходить от смешения безусловного начала со скудныминемощными стихиями мира, то для того, чтоб он понял и осуществил этобезусловное начало в его собственной действительности, необходимо прежде, чтобыон отделил и противопоставил его этим немощным скудным стихиям мира: для того,чтобы понять, что есть безусловное начало, нужно прежде отвергнуть и волей, имыслью то, что оно не есть. Это безусловное отвержение всяких конечныхограниченных признаков есть уже отрицательное определение самого безусловногоначала: для сознания, которое еще не обладает самим этим началом, такоеотрицательное определение есть необходимо первый шаг к его положительномупознанию. Для современного сознания, перенесшего центр тяжести с безусловногоначала в условную природу, необходимо пройти через полное нерешительноеотвержение этой природы, чтобы опять быть способным к восприятию сверхприроднойбезусловной действительности.
«Если божественное начало должнобыть для нас все, то, что не есть оно, должно быть признано нами за ничто. Но,разумеется, — и тут, если, как сказано Христом, „мы теряем душу свою длятого, чтоб снова получить ее“, то точно так же мы теряем мир для того,чтоб снова получить его, потому что, как мы увидим, если вне божественногоначала, в отчуждении от него рассматриваемый сам в себе, природный мир естьзло, обман и страдание, то в положительном отношении к этому безусловномуначалу, или рассматриваемый из него, он становится необходимым орудием илиматерией для полного осуществления, для окончательной реализации самогобожественного начала»./>3. Какую роль играют ощущения иразум в познании действительности?
Что вне нас и независимо от насчто-нибудь существует — этого знать мы не можем, потому что все, что мы знаем(реально), то есть все, что мы испытываем, существует в нас, а не вне нас (какнаши ощущения и наши мысли); то же, что не в нас, а в себе самом, то тем самымнаходится за пределами нашего опыта и, следовательно, нашего действительногознания и может, таким образом, утверждаться лишь перехватывающим за пределыэтой нашей действительности актом духа, который и называется верой. Мы знаем,что 2 + 2 = 4, что огонь жжет — это суть факты нашего сознания; носуществование чего-нибудь за пределами нашего сознания (существование,например, субстанциального огня, то есть существа или существ, производящих нанас действие огня) очевидно, не может быть дано в этом самом сознании, не можетбыть его фактом или состоянием (это было бы прямое противоречие), и,следовательно, оно может утверждаться только актом веры, «обличающей вещиневидимые».
Соловьев считает, что если взятькакой-либо предмет, то «мы видим, осязаем этот предмет, — все это тольконаши ощущения, только наши состояния, имеющие место в нас самих. Если бы у насне было этих определенных внешних чувств, то этот вещественный предмет, этотстол, не мог бы существовать таким, каким он существует, ибо все его основныекачества прямо зависят от наших чувств. Совершенно очевидно, в самом деле, чтоесли бы не было чувства зрения, то не было бы и цвета, потому что цвет естьтолько зрительное ощущение; если бы не было чувства осязания, если бы не былоосязающих существ, то не было бы и того, что мы называем твердостью, так какэто явление твердости есть только осязательное ощущение. Таким образом, этотвнешний предмет, в том виде, в каком он реально представляется, то есть именнокак чувственный вещественный предмет, не есть какая-нибудь самостоятельная,независимая от нас и от наших чувств действительность, а есть только соединениенаших чувственных состояний, наших ощущений.
Обыкновенно думают, что если б исчезлииз мира все чувствующие существа, мир все-таки остался бы тем, чем он есть, совсем разнообразием своих форм, со всеми красками и звуками. Но это очевиднаяошибка: что значит звук без слуха? свет и цвета без зрения?
Становясь даже на точку зрениягосподствующего естественнонаучного мировоззрения, мы должны признать, что еслибы не было чувствующих существ, то мир радикально бы изменил свой характер»./>4. Почему автор считает, что мир «неесть произвольное представление»?
Взаимосвязь первой материи с абсолютнымв своем положительном аспекте достигает мир бытия, или действительность, мирмногочисленных определенных существ, наделенных материальным и идеальным. Содной стороны, каждое существо есть сила, то есть самостоятельный центрдеятельности, а с другой — носитель идеи какой-либо особенной стороныбожественного всеединства. Таким образом, существо приобретает индивидуальныйхарактер, а его деятельность преследует разумную цель.
Человек являет собой пример такогосущества. Человеческой личности принадлежит «отрицательная безусловность».«Она не хочет и не может удовлетвориться никаким условным ограниченнымсодержанием». Она убеждена, что «может достигнуть и положительной безусловности»,а также «полноты бытия». Однако сам человек не может обрестиабсолютную полноту бытия, которая дается только посредством полноговзаимопроникновения всех живых существ, объединенных любовью друг к другу иБогу. Идея абсолютной полноты бытия как конечной цели содержится в сознаниилюбого существа. Однако абсолютная полнота бытия не может быть достигнутамеханически, ибо ее достижение есть акт свободный. Этот акт зиждется на чувствелюбви к Богу и всем существам. В стремлении к достижению этой цели многообразиемира постепенно становится единым целым, то есть абсолютным. Таким образом, миресть абсолютное (становящееся), в то время как Бог есть абсолютное сущее.
Существа этого мира только в том случаемогут подняться до Бога, если они проникаются чувством совершенной любви, т. е.отрекаются от своего самоутверждения. Это самоотречение не приводит к потереиндивидуальности. Наоборот, оно обнаруживает истинное (я) и совершенную жизнь вБоге. Существо, избирающее другой путь, а именно путь ненависти к Богу исоперничества с ним, вступает в область сатанинского бытия. Знакомая намобласть земной жизни составляет среднее между этими двумя полюсами. Онанаполнена существами, которые не борются против высшей цели их существования — разделения божественного совершенства. Эти существа пытаются разделитьбожественное совершенство без чувства совершенной любви к Богу, не подчиняясвою волю божественному провидению. Как бы то ни было, они руководствуютсяволей своего я и своим эгоизмом. Отвергая добровольную покорность Богу, человекстановится рабом природы, которая также подвержена глубоким изменениям.Существа, сохраняющие свою эгоистическую исключительность, становятсянепроницаемыми по отношению друг к другу. Их жизнь строится на грубых принципахматериального мира, допускающих внешние отношения и исключающих внутреннееединство. Такая разобщенность существ неизбежно приводит их к гибели.Взаимоотношения людей складываются на основе борьбы за существование, котораяпорождает страдания. В такой жизни невозможно найти полноту бытия, а поэтомуона никогда не дает удовлетворения.
/>5. Что является основой нашихпредставлений?
По мнению Соловьева, если существованиевнешней действительности утверждается верою, то содержание этойдействительности (essentia) дается опытом: что есть действительность — мыверим, а что такое она есть — это мы испытываем и знаем. Если бы мы не верили всуществование внешней действительности, то все, что мы испытываем и знаем,имело бы лишь субъективное значение, представляло бы лишь данные нашейвнутренней психической жизни. Если бы мы не верили в независимое существованиесолнца, то весь опытный материал, заключающийся в представлении солнца (аименно: ощущение света и тепла, образ солнечного диска, периодические егоявления и т. д.), все это было бы для нас состояниями нашего субъективногосознания, психически обусловленными, — все это было бы постоянной и правильнойгаллюцинацией, частью непрерывного сновидения. Все, что мы из опыта знаем осолнце как испытываемое нами, ручалось бы лишь за нашу действительность, аникак не за действительность солнца. Но раз мы верим в эту последнюю, раз мыуверены в объективном существе солнца, то все опытные данные о солнце являютсякак действие на нас этого объективного существа и таким образом получаютобъективную действительность. Мы имеем одни и те же опытные данные о внешнеммире, верим ли мы в его действительность или нет, только в последнем случае этиданные не имеют никакого объективного значения; как одни и те же банковыебилеты представляют или простую бумагу, или действительное богатство, смотря потому, обладают ли они кредитом или нет.
Данные опыта при вере в существованиевнешних предметов, им соответствующих, являются как сведения о действительносуществующем и как такие составляют основание объективного знания. Для полнотыже этого знания необходимо, чтобы эти отдельные сведения о существующем былисвязаны между собою, чтобы опыт был организован в цельную систему, что идостигается рациональным мышлением, дающим эмпирическому материалу научнуюформу.
Если то, что мы видим, есть только нашепредставление, то из этого не следует, чтобы это представление не имелонезависимых от нас причин, которых мы не видим. Обязательный же характер этогопредставления делает допущение этих причин необходимым. Таким образом, в основезависимых явлений предполагается самостоятельная сущность или существеннаяпричина, которая и дает им некоторую относительную реальность. Но так какотносительная реальность этих предметов и явлений, множественных иразнообразных, предполагает взаимоотношение или взаимодействие многих причин,то и производящая их сущность должна представлять некоторую множественность,так как в противном случае она не могла бы заключать достаточного основания,или причины, данных явлений./>6. Что такое «атомы» ипочему их нельзя сводить к бесконечно малым частицам вещества?
Общая основа представляется необходимокак совокупность множества элементарных сущностей или причин, вечных инеизменных, составляющих последние основания всякой реальности, из которыхвсякие предметы, всякие явления, всякое реальное бытие слагается и на которыеэто реальное бытие может разлагаться. Сами же эти элементы, будучи вечными инеизменными, неразложимы и неделимы. Эти основные сущности и называютсяатомами, то есть неделимыми.
Итак, в действительности существуютсамостоятельно только неделимые элементарные сущности, которые своимиразличными соединениями и своим многообразным взаимодействием составляют то,что мы называем реальным миром. Этот реальный мир действительно реален только всвоих элементарных основаниях, или причинах, — в атомах, в конкретном же своемвиде он есть только явление, только обусловленное многообразнымивзаимодействиями представление, только видимость.
Соловьев развил динамическую теориюатома. Под непроницаемой материей он понимал проявление взаимодействия силотталкивания и притяжения. Эти существующие в себе силы Соловьев считалпроявлениями (монад).
«Твердость и протяженность,образующие вещество, существуют, как мы видим, лишь во (взаимном действии)атомов, сами же атомы, согласно этому, должны быть определены как реальные (причины)такого действия; но реальная причина действия есть то, что мы называем (силою)».«Не сила есть принадлежность (accidens) вещества, как это долженпредполагать механический материализм, а, напротив, вещество есть лишьрезультат сил, или, говоря точнее, общий предел их взаимодействия». Атомы «сутьневещественные динамические единицы, в себе существующие и из себя действующие (живыесилы) или (монады)».
«Вульгарный материализм разумеетпод атомами бесконечно малые частицы вещества; но это есть, очевидно, грубаяошибка. Под веществом мы разумеем нечто протяженное, твердое или солидное, тоесть непроницаемое, одним словом, нечто телесное, но — как мы видели — всетелесное сводится к нашим ощущениям и есть только наше представление.Протяженность есть соединение зрительных и мускульных ощущений, твердость естьосязательное ощущение; следовательно, вещество, как нечто протяженное итвердое, непроницаемое, есть только представление, а потому и атомы, какэлементарные сущности, как основания реальности, то есть как то, что не естьпредставление, не могут быть частицами вещества. Когда я трогаю какой-нибудьвещественный предмет, то его твердость или непроницаемость есть только моеощущение, и комбинация этих ощущений, образующих целый Предмет, есть моепредставление, это есть во мне. Но то, что производит это во мне, то есть то, вследствиечего я получаю это ощущение непроницаемости, то, с чем я сталкиваюсь, — очевидно есть не во мне, независимо от меня, есть самостоятельная причина моихощущении»./>7. Какое условие необходимо для «взаимодействияосновных существ» и из чего оно вытекает?
«Взаимодействие предполагает нетолько способность действовать, но и способность воспринимать действия других.Каждая сила действует на другую и вместе с тем воспринимает действие этойдругой или этих других. Для того, чтоб действовать вне себя на других, силадолжна стремиться от себя, стремиться наружу. Для того, чтоб восприниматьдействие другой силы, данная сила должна, так сказать, давать ей место,притягивать ее или ставить перед собою. Таким образом, каждая основная силанеобходимо выражается в стремлении и в представлении».
В стремлении она получаетдействительность для других, или действует на других, в представлении же другиеимеют для нее действительность, она воспринимает действие других.
Итак, основы реальности сутьстремящиеся и представляющие, или воспринимающие, силы.
Соловьев считал, что «воспринимаядействие другой силы, давая ей место, первая сила ограничивается этою другою,различается от нее и вместе с тем обращается, так сказать, на себя, углубляетсяв свою собственную действительность, получает определение для себя. Так, напр.,когда мы трогаем или ударяем какой-нибудь вещественный предмет, во-первых, мыощущаем этот предмет, это другое, эту внешнюю силу: она получает действительностьдля нас; но, во-вторых, в этом же самом ощущении мы ощущаем и самих себя, таккак это есть наше ощущение, мы, так сказать, этим ощущением свидетельствуемсвою собственную действительность как ощущающего, становимся чем-нибудь длясебя. Мы имеем, таким образом, силы, которые, во-первых, действуют вне себя,имеют действительность для другого, которые, во-вторых, получают действие этогодругого или для которых это другое имеет действительность или представляетсяим, и которые, наконец, имеют действительность для себя — то, что мы называемсознанием в широком смысле этого слова. Такие силы суть более чем силы — этосущества».
«Для взаимодействия основныхсуществ необходимо, чтобы каждое из них имело свое особенное качество,вследствие которого оно есть нечто иное, чем все другие, вследствие которогооно становится предметом стремления и действия всех других и, в свою очередь,может воздействовать на них определенным образом.
Существа не только воздействуют друг надруга, но воздействуют так, а не иначе, воздействуют определенным образом.
Если все внешние качественные различия,известные нам, принадлежат к миру явлений, если они условны, непостоянны ипреходящи, то качественное различие самих основных существ, вечных инеизменных, должно быть также вечным и неизменным, то есть безусловным».
/>Заключение
Подводя итог всему сказанному можноотметить, что «каждая человеческая личность имеет в себе нечто совершенноособенное, совершенно неопределимое внешним образом, не поддающееся никакойформуле и несмотря на это налагающее определенный индивидуальный отпечаток навсе действия и на все восприятия этой личности. Эта особенность есть не тольконечто неопределимое, но вместе с тем нечто неизменное: она совершенно независит от внешнего направления воли и действия этого лица, она останетсянеизменной во всех обстоятельствах и во всех условиях, в которые может бытьпоставлена эта личность. Во всех этих обстоятельствах и условиях личностьпроявит эту неопределимую и неуловимую особенность, этот свой индивидуальныйхарактер, наложит свой отпечаток на всякое свое действие и на всякое своевосприятие».
Таким образом, этот внутреннийиндивидуальный характер личности является чем-то безусловным, и он-тосоставляет собственную сущность, особое личное содержание или особенную личнуюидею данного существа, которою определяется существенное значение его во всем,роль, которую он играет и вечно будет играть во всемирной драме.
/>Список литературы
Соловьев В.С. Сочинения: В 2-хт. – М.: Мысль, 1985.