Основные налоги, уплачиваемые субъектами предпринимательства

Контрольная работа
на тему:
«Основные налоги,уплачиваемые субъектами предпринимательства»
 
 

Введение
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. «В налогах воплощено экономически выраженное существованиегосударства», − справедливо подчеркивал К. Маркс. Развитие иизменение форм государственного устройства всегда сопровождаютсяпреобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги– основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.
Налоги стали известныдавным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано ссамыми первыми общественными потребностями.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупныхэтапа.
На начальном этапе развития общества (от древнего мира до начала среднихвеков) государство не имело финансового аппарата, способного определить,сколько и каких налогов необходимо собрать. Определялась лишь общая суммасредств, которую желательно было получить; процесс сбора налогов возлагался нагород или общину.
На втором этапе (XVI – начало XIX вв.) государство организует сетьгосударственных учреждений, в том числе финансовых, и берет на себя частьфункций по пополнению казны: устанавливает квоту обложения, наблюдает запроцессом сбора налогов, ограничивает этот процесс более или менее широкимирамками.
И, наконец, третий, современный, этап – государство берет в свои ру_и всефункции установления и взимания налогов, ибо на сегодняшний день сложиласьширокая практика применения государством правил налогообложения. Региональные иместные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или инуюстепень самостоятельности.
Важное местоотводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государствовоздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любоегосударство широко использует налоговую политику в качестве определенногорегулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговаясистема, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно – правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощиналогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков,включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льготинвесторам.
В условияхперехода от административно – директивных методов управления к экономическимрезко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики,поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства путемпредоставления им налоговых льгот. Государство, проводящее в жизнь грамотнуюналоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства иосуществлять ликвидацию убыточных предприятий.
Посредствомналогов государство воздействует на определенные общественные процессы,выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.Налоги и налоговая система-это не только источники бюджетных поступлений, но иважнейшие структурные элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что безформирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскуюдеятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможныполноценные преобразования экономики России.

Основныеналоги, уплачиваемые субъектами предпринимательства
Налогипредставляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и местнымиорганами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие вбюджеты различных уровней. Существование налогов экономически оправданопостольку, поскольку оправдано существование государства. Налоги – этоэкономическая база содержания государственного аппарата, армии,непроизводственной сферы.
Налоги сегодняявляются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов.Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечениясредствами тех лиц, предприятий, программ, секторов и сфер экономики, которыеиспытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее изсобственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставитсвоей основной задачей сосредоточение в руках государства денежных средств,необходимых для решения проблемы социального, экономического,научно-технического развития страны, региона или отрасли.
Совокупностьвзимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуетналоговую систему. Это понятие охватывает также и свод законов, регулирующихпорядок и правила налогообложения. А также структуру и функции государственныхналоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующихзаконодательных актах государства (например, Закон Российской Федерации «Обосновах налоговой системы в РФ»), которые устанавливают конкретные методыпостроения и взимания налогов, то есть определяют элементы налогов. Налоговаясистема включает также органы сбора налогов и надзора за их внесением в лиценалоговой инспекции и налоговой полиции.
В элементыналоговой системы входят:
Субъектналогообложения – юридической или физическое лицо, являющееся плательщикомналога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени и надругих лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога.
Носительналога – лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объектналогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), ценатовара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. Объектналогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, то естьдоходом, из которого выплачивается налог.
Налоговаяставка – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество). Различаютпредельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода исреднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставкарастет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговаяставка, устанавливаемая в процентах к доходу, называется налоговой квотой.
Налоговаяльгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Налоговые системы в разных странах отличаютсяпо видам налогов, уровню налоговых ставок и по многим другим параметрам.Налоговая система России сформирована в ее основных чертах осенью 1991 года дляобеспечения деятельности государства в критических условиях. По своей структуреи принципам построения российская налоговая система, сложившаяся к середине 90-хгодов, в основном соответствует общераспространенным в мировой практикеналоговым системам, однако она недостаточно эффективна и нуждается вреформировании. Для этой цели служит Налоговый кодекс, в котором должны бытьчетко закреплены контуры российской налоговой системы, соответствующейэкономике рыночного типа.
Налоговая системаРоссийской Федерации включает 4 группы налогов:
1. Общегосударственныеналоги и сборы, определяемые законодательством РФ;
2.Республиканские налоги и сборы республик в составе РФ,национально-государственных и административных образований, устанавливаемыезаконами этих республик и решениями государственных органов этих образований;
3. Местныеналоги и сборы, устанавливаемые местными органами государственной власти всоответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ;
4. Общеобязательные республиканские налоги и сборыреспублик в составе РФ и общеобязательные местные налоги и сборы.
Состав налогов и сборов может меняться по решениюсоответствующих органов.
К общегосударственным налогам, взимаемым на всей территорииРФ по единым ставкам, относятся:
1. Налогна добавленную стоимость
1. НДС – ставка налога 20%; попродовольственным товарам – 10%; получатель налога – федеральный – 75%, местный– 25%; объект налогообложения – обороты по реализации на территории РФ товаров,выполненных работ и услуг, импортируемые товары. Сроки уплаты налога:квартальный – до 20 числа месяца следующего за отчетным кварталом. Составлениерасчетов по НДС производится отдельно за каждый отчетный период – месяц иликвартал.
2. Акцизы
3. Подоходныйналог с банков
4.Подоходный налог со страховой деятельности
Фондсоциального страхования – ставка 5,4%; получатель налога федеральный; объектналогообложения – начисленная оплата труда по всем основаниям; уплачивается вдень получения заработной платы.
5. Налог сбиржевой деятельности
6. Налогна операции с ценными бумагами
7.Таможенная пошлина
8.Подоходный налог (или налог на прибыль) предприятий
Налог на прибыль – ставка 30% и 36%; объектналогообложения – валовая прибыль; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-тидневныйсрок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-тидневныйсрок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
9. Подоходныйналог с физических лиц
Подоходный налог с физических лиц по сумме поступленийв бюджет занимает 3 место после налога на прибыль предприятий и налога надобавленную стоимость и является основным налогом с населения. Главнымдокументом, регулирующим взимание подоходного налога, является Закон РоссийскойФедерации от 7 декабря 1991 года номер 1998–1 «О подоходном налоге с физическихлиц» (с последующими изменениями и дополнениями). Методические разъяснения нормЗакона содержатся в Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 29 июня1995 года номер 35 «По применению Закон а Российской Федерации «О подоходномналоге с физических лиц».
10. Налогии платежи за использование природных ресурсов
11. Налогина транспортные средства
Транспортныйналог – ставка 1%; получатель налога местный бюджет; объект налогообложения –начисленная оплата труда; уплачивается в срок получения заработной платы.
12. Налогс имущества, переходящего в порядке наследования и дарения и др
Плательщикиналога – физические лица, которые принимают имущество, переходящее в ихсобственность в порядке наследования или дарения. Это граждане РФ, иностранныеграждане и лица без гражданства, которые становятся собственниками имущества,переходящего к ним на территории РФ на основании свидетельства о праве нанаследство или договора дарения, нотариально удостоверенных. Объектыналогообложения представляют конкретно перечисленные в законе виды имущества.Их перечень после принятия Закона был расширен. Итак, к объектамналогообложения отнесены: жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики всадоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера,яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства,ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камнейи дом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительныхи дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся на вкладах в учрежденияхбанков и других кредитных организациях, средства на именных приватизационныхсчетах физических лиц, имущественные и земельные доли (паи), валютные ценностии ценные бумаги в их стоимостном выражении. Закон различает налогообложениеимущества, переходящего по наследству, и имущества, переходящего в порядкедарения. Обязанность уплаты налога с наследуемого имущества установлена припревышении им стоимости 850-кратного установленного законом размера минимальноймесячной оплаты труда, а имущества, переходящего в порядке дарения, – 80-кратнойминимальной месячной оплаты труда. С превышающей части стоимости налог ивзимается.
К республиканским налогам и налогам, национально-государственными административно-территориальных образований относятся:
1. Налогна имущество предприятий
Суммаплатежей по налогу равными долями зачисляется в бюджет субъекта РФ и в местныйбюджет по месту нахождения плательщика налога;
2. Леснойдоход
Всоответствии с Федеральным законом от 31.03.95 №39-ФЗ с 01.04.95 отмененыотчисления (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
3. Плата за воду, забираемую промышленными предприятиями изводохозяйственных систем и др.
К местнымналогам и сборам относятся:
1. Налогна имущество физических лиц
Налог на имущество – ставка 2%; получательналога местный бюджет; объект налогообложения – основные средства,нематериальные активы, запасы и затраты; сроки уплаты налога: квартальный – в 5-тидневныйсрок со дня предоставления квартальной бухгалтерской отчетности; годовой – в 10-тидневныйсрок со дня предоставления годовой бухгалтерской отчетности.
Среднегодовая стоимость имущества предприятияза отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путемделения на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца,а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальныхкварталов отчетного периода.
Согласно инструкции Госналогслужбы от 08.06.95 №33«О порядке начисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий»предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2%.Размеры ставок налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости отвидов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными органамисубъектов Российской Федерации.
2.Земельный налог
Земельныйналог – уплачивается до 15 сентября и 15 ноября равными долями по установленнойставке; объект налогообложения – площадь земельного участка; получатель налога– местный бюджет.
3. Сбор заправо торговли
Устанавливаетсярайонными, городскими (без районного деления), районными (в городе),поселковыми, сельскими представительными органами власти: местными Советаминародных депутатов. Уплачивается путем приобретения разового талона иливременного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;
4. Налогна рекламу
Налог нарекламу – ставка налога 5%; получатель налога местный бюджет; объектналогообложения – стоимость работ и услуг по изготовлению и распространениюрекламы (без НДС); сроки уплаты налога – при сдаче бухгалтерской отчетности.
5. Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техникии персональных компьютеров
Налог уплачивают юридические и физические лица,перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10 процентов суммысделки;
6.Лицензионный сбор за право торговли спиртными напитками
Сбор вносятюридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению, вразмере: с юридических лиц – 50 установленных законом размеров минимальноймесячной оплаты труда в год, физических лиц – 25 установленных законом размеровминимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временныхторговых точек, обслуживающих вечера, балы, гулянья и другие мероприятия, – половиныустановленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый деньторговли.
7.Лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей
Сбор вносятих устроители в размере, не превышающем 10 процентов стоимости заявленных каукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;
8. Сбор со сделок, произведенных на товарных биржах и припродаже и покупке валюты (по ставке до 0.1% от суммы сделки)
Сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1процента суммы сделки.
Законы, приводящие к изменению налоговых платежей, обратнойсилы не имеют. Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несетналогоплательщик.
Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам.Они классифицируются:
– похарактеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
– поуровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
– посубъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
– пообъектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль,налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
– поцелевому назначению налога (общие, специальные).Прежде всего,проанализируем разделение налогов на прямые и косвенные.
Прямые налогивзимаются непосредственно по ставке или в фиксированной сумме с дохода илиимущества налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода.К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибылькорпораций, имущественные налоги, налоги с наследств и дарений, земельныйналог, налоги, регулирующие процессы природопользования, и ряд других.
Косвенныеналоги взимаются иным, менее «заметным» образом, посредством введениягосударственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем ипоступающих в государственный бюджет. К косвенным налогам относятся акцизныеналоги, таможенные пошлины (налоги на экспорт и импорт), налоги на продажу,налог с оборота, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги именуют ещебезусловными в связи с тем, что они не связаны непосредственно с доходомналогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатовдеятельности, получения прибыли.
Прямые налогираспространяются на стадии производства и реализации продукции, косвенные – вбольшей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому еслипрямые налоги – это налоги на доходы, то косвенные можно в определенном смыслесчитать налогами на расходы, подчеркивая тем самым, что они в большей мереотносятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.
Налоги могутвзиматься следующими способами:
1) кадастровый (от словакадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группыпо определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится вспециальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставканалога. Так ой метод характерен тем, что величина налога не зависит отдоходности объекта.
Примеромтакого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Онвзимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основедекларации:
Декларация –документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него.Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производитсяпосле получения дохода лицом, получающим доход.
Примеромможет служить налог на прибыль.
3) уисточника:
Этот налог вноситсялицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получениядохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Практическаячасть
 
22. Современныйэтап развития предпринимательства начался:
А) с 1945 г.;
B) c 1998 г.;
C) с 1991 г.;
D) с 2000 г.
 
Ответ: С.
1991 г.– период перестройки советской экономики. Хотя частная собственность и частноепредпринимательство были официально признаны на союзном уровне только впринятом 4 апреля 1991 г. Законе СССР «Об общих началахпредпринимательства граждан в СССР», самые первые шаги перестройки, на делеспособствовавшие созданию некоторых предпосылок для полуофициальнойчастнопредпринимательской деятельности, относятся к периоду конца 1988–1989 г.Широкое и активное развитие с частнопредпринимательских экономических структурначалось лишь в 1990 г. До официального санкционирования частнопредпринимательскойдеятельности в 1990–1991 гг. всплеск ее в официальной экономике был связантакже с развитием совместного предпринимательства, внешнеэкономическойдеятельностью советских предприятий, а также с развитием крестьянских(фермерских) хозяйств. В 1991 г., после официальной реабилитации частнойсобственности и частнопредпринимательской деятельности на республиканском исоюзном уровнях развитие предпринимательских структур, прежде всегоинфраструктуры бизнеса, стало характеризоваться достаточно высокими темпами.Так, в мае 1991 г. в стране насчитывалось уже 170 бирж. Спредпринимательским сектором советской экономики так или иначе было связанопримерно 50 млн. человек, что составляло более 1/3 всех занятых в народномхозяйстве. Также, постановление Совета Министерств РСФСР «О мерах по поддержкеи развитию малых предприятий в РСФСР» (июль 1991 г.) определялоорганизационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливалоналоговые льготы для них, уравнивало в правах малые предприятия разных формсобственности.

Заключение
Налогиявляются необходимым звеном экономических отношений в обществе с моментавозникновения государства. Существование любого современного государстванеразрывно связано с налогами. Каждый человек в какой-то мере ощущает это насебе. Бенджамин Франклин писал, что «платить налоги и умереть должен каждый».Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платитьзаконно установленные налоги и сборы».
Налоговый механизмиспользуется для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса.
Применение налоговявляется одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности иорганизационно – правовой формы предприятия.
Посредствомналогов государство воздействует на определенные общественные процессы,выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права.
Налоговый механизм любого государства состоит изсовокупности организационных принципов. Для обеспечения стабильного развитиявсякая страна должна учитывать и строго соблюдать все базовые принципыналогообложения. На них должна основываться налоговая политика страны,налоговые законы не должны приниматься и проводиться в нарушение этихпринципов, суды должны разрешать налоговые споры в духе этих налоговыхпринципов, даже если они и не выражены прямо в форме конкретной нормы законаили иного правового документа (если налоговые правила допускают неоднозначныетолкование или намеренно оставляют вопрос на усмотрение исполнительной власти).
Налоги играютважнейшую роль среди государственных доходов, так как они составляют более 80%доходной части федерального бюджета.
Изъятиегосударством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта ввиде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляютосновные участники производства валового внутреннего продукта:
работники,своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенныйдоход;
хозяйствующиесубъекты, владельцы капитала.
За счетналоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые вего бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается,таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с однойстороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственныхфинансов.

Списоклитературы
 
1. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 308.
2. Налогии налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. – М.: ИНФРА – М, 2001.
3. Налогии налогообложение: Учеб. пособие / Перов А.В., Толкушин А.В. – М.:Юрайт-Издат, 2004.
4. Налогии налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А.В. Брызгалина. – М.:«Аналитика – Пресс», 1997.
5. Мамрукова О.И. Налогии налогообложение. Курс лекций: Учеб. Пособие. Издание 3-е, доп. и испр. – М.:Омега – Л, 2003. – 296 с.
6. Финансы,деньги, кредит: Учебник / Под ред. О.В. Соколовой. – М.: Юристъ, 2000. –784 с.
7. «Налоговыйкодекс РФ» – М.: Омега – Л. 2004. – 492 с.