Изменение политической и социальной обстановки в мире после Второй мировой войны, условий воспроизводства, связанные с сокращением сфер влияния капиталистических стран, обострением социальной напряженности оказали глубокое воздействие на их экономическую политику и стратегию. Встали задачи стабилизации экономической и политической обстановки внутри западных стран и укрепления их позиций в мире. Эти задачи могли решаться при усилении роли государства, мобилизации с его помощью общенациональных ресурсов.
Успехи Советского Союза в индустриализации страны, политика США в преодолении «великой депрессии», опыт послевоенного восстановления и реконструкции хозяйств подтвердили преимущества активной роли государства. Идеи смешанной экономики объединили взгляды различных политических и социальных групп, что способствовало их утверждению. В смешанной экономике цены и объем предложения товаров и услуг устанавливаются преимущественно рынком, но государство как совокупный предприниматель и перераспределитель доходов осуществляет регулирование воспроизводственных процессов с целью решения задач, которые рынок не выполнил бы или выполнял недостаточно быстро.
Вторая половина 20-го века отмечена формированием в Западной Европе хозяйственного регионального комплекса, где создается единая экономическая система и механизм политического регулирования хозяйственных процессов. Западная Европа показала тенденцию как к устойчивости, так и к углублению и расширению.
Причины возникновения ЕЭС:
1) Экономическая. Создание ЕЭС было обусловлено тем, что именно в Западной Европе появляется противоречие между интернациональным характером производства и узкими национальными границами рынка.
2) Вплоть до 90-х годов западноевропейская интеграция отталкивается вперед противостоянием двух социальных экономических систем.
3) Важная причина состоит и в стремлении европейских стран преодолеть отрицательный опыт двух мировых войн. Исключить возможность их появления на континенте. У истоков ЕЭС стояло (1952 г.)европейское объединение угля и стали (ЕОУС), т.е. отраслевой интеграционной группы: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Но реальное развитие интеграции начинается с 1957-го г., когда эти же страны подписали договоры ЕЭС и Евроатом.
В функционировании внешнеэкономических связей и осуществлении внешнеэкономической политики прослеживается ряд этапов. Первый этап характеризовался фиксированными валютными курсами, сильным валютным и таможенным контролем и преобладанием механизма двухсторонних платежей между странами. Одной из задач внешнеэкономической политики было обеспечение определенного равновесия внешнеэкономических операций, выправление торгового и платежного балансов страны. В этих условиях механизм мирового рынка функционировал без серьезных сбоев.
Постепенно государства свои усилия стали направлять на расширение свободы действий национального капитала на международных рынках, на поощрение внешнеэкономической активности. Инициатором курса на либерализацию внешнеэкономических отношений выступали США, так как он отвечал интересам крупнейших американских корпораций.
В 50— 60-е годы система внешнеэкономических отношений имела три основных компонента:
валютную систему, основанную на долларе и фиксированных валютных курсах;
торговую систему с акцентом на тарифы;
сеть соглашений о помощи.
В валютной сфере созданная Бреттон-Вудская система была направлена на предотвращение резких колебаний валютных курсов, проведение девальваций. Для нее была характерна лидирующая роль США, закрепивших за долларом центральную роль в валютной системе.
Аспект либерализации проявлялся в разных направлениях. Это внедрение эффективной системы многосторонних обменов и платежей с полным обменом валют, введенным в конце 50-х годов, сокращение количественных ограничений на импорт продукции обрабатывающей промышленности, понижение тарифов на обработанную продукцию. В тот период была установлена система правил и процедур, которая через международные механизмы воздействовала на международные отношения и на национальные экономические политики. При этом, несмотря на общий прогресс, значительные секторы внешней торговли оставались за рамками процесса либерализации (услуги, сельское хозяйство, текстиль), шел процесс обособления отдельных групп стран, связанный с образованием экономических блоков.
Отраслевая структура ВВП западных стран, %
Отрасли
1960
1970
1975
1985
1989
1993
Сельское хозяйство
6.3
3.9
4.1
3.2
2.4
2.0
Промышленность
36.4
31.6
29.9
29.9
27.1
31.0
Обрабатывающая
промышленность
31.0
27.7
25.4
24.2
22.7
22.0
Строительство
5.6
6.2
6.5
6.5
6.2
—
Услуги
51.6
58.3
59.5
60.4
64.2
67.0
Следующий этап относится к 70
—
80-м годам, когда западные страны пережили глубокие циклические и структурные кризисы, резкий взлет инфляции. Не отказываясь от курса на либерализацию внешнеэкономических отношений, они автономно вводили системы скрытых средств защиты внутреннего рынка от отрицательных последствий стихийных процессов в мирохозяйственной сфере. Таможенные пошлины, количественные торговые ограничения дополнились многочисленными барьерами в виде технических,
экологических и других норм и стандартов, предписаний, навязываемых контрагенту «добровольных» ограничений экспорта. Данные меры охватывали 17% импорта из других западных стран, 20% — из развивающихся и 30,4% — из восточно-европейских стран.
Во внешнеэкономических отношениях на протяжении 80-х годов отчетливо проявлялись две тенденции — дерегулирование и pocm протекционизма. При этом дерегулирование особенно активно проявилось в валютной и кредитной сферах, а рост барьеров отчетливо давал о себе знать в торговой сфере. В результате во внешнеэкономической политике возросла двойственность. Кроме того, торговая политика этих стран в возрастающей степени стала расходиться с их экономической политикой в целом.
Одно из центральных мест в экономической политике развитых стран стали занимать валютные отношения, которые оказывают все большее воздействие на ход воспроизводственных процессов через каналы платежных балансов, международное движение капиталов. Валютный курс во многом определяет сформирование цен и соотношение уровней международной конкурентоспособности товаров.
Резкие колебания валютных курсов вызывали увеличение рисков валютных потерь, влекли за собой обострение соперничества. Опасность возникновения «валютной войны» повысила заинтересованность западных стран к согласованию своих валютных политик. Поворотным моментом в этом направлении считается сентябрь 1985 г., когда было достигнуто Соглашение Плазы (по названию нью-йоркской гостиницы, в которой проходило совещание министров финансов и управляющих центральными банками пяти ведущих западных стран).
Относительные изменения номинальных валютных курсов,
1960-1998 годы
Валютные курсы
Месячные колебания, %
1960 — 1971
1972 — 1980
1980 — 1990
1991 — 1998
Немецкая марка-доллар
0,8
3,43
11,4
10,3
Йена-доллар
0,80
3,06
140,1
10,9
Немецкая марка — Йена
1,08
3,21
7,3
10,4
Во второй половине 90-х годов возобновилась тенденция к снижению торговых барьеров. Этот процесс был распространен не только на промышленные товары, но и на сельскохозяйственную продукцию и интеллектуальную собственность. Средний тариф на промышленные изделия снизился в конце 90-х годов до 3,9%.
В ходе процессов интернационализации производства и капитала, глобализации мирохозяйственных связей в последней четверти XX в. наблюдается поступательное развитие международного производства. К началу XXI в. международное производство становится важной отличительной чертой современного мирового хозяйства.
Международное производство представляет собой организуемый из единого центра кооперационный производственный процесс, осуществляющийся в ряде стран и регионов, охватывающий десятки и сотни тысяч работников. Результатом этого процесса становится международный продукт с высокой степенью стандартизации, унификации, качества и конкурентоспособности.
Вторая половина истекшего столетия характеризовалась все большим вплетением в процесс хозяйственного развития внешнеэкономической сферы.
В центре экономической политики оказывались направления по усилению тех звеньев, которые могли определять зависимость от них других стран.
Немаловажное место во внешнеэкономической стратегии 90-х годов ведущих западных стран занимало геостратегическое направление последовательного разрушения «больших пространств» Евразии. Они активно поддерживали демонтаж государственных образований, в частности, в Восточной и Южной Европе. Разрушение Советского Союза, социалистической Югославии привело к политической и экономической дезинтеграции этих районов, создало благоприятные условия для транснациональной деятельности, для включения новосозданных государств в «международное сообщество».
В 1993 г. была выдвинута «стратегия расширения мирового сообщества рыночных демократий». Политика «экспорта демократии» осуществляется выборочно в соответствии с геополитическими интересами ведущих западных стран. В качестве инструментов воздействия используются экономическая помощь, допуск товаров на западные рынки, поддержка определенных политических структур и хозяйственных объединений, военное давление вплоть до использования вооруженной силы.
Крах колониальной системы и завершение становления молодых независимых государств привели к расширению спектра задач экономической политики западных стран в отношении мировой периферии. Главная цель внешнеэкономической стратегии в отношении освободившихся стран состояла в том, чтобы сохранить эти страны в системе хозяйственных связей капитализма. Попутно решалась задача поддержания экономической жизнеспособности этих стран, так как они являлись важными источниками сырья и рынками сбыта.
Литература:
Булатов А.С. мировая экономика. Учебник для ВУЗов. – Экономистъ, 2008.
Глобализация мировой экономики и интересы России/отв. ред. Осьмова М.И. – Изд-во МГУ, 2002 г.
Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник для ВУЗов. – Юнити-Дана, 2007.
Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колесова – М., 2000.
Сильвестров С. Мировое хозяйство: новые тенденции развития (Материалы к лекциям и семинарам)// Российский экономический журнал – 2000 — №8.