Основные направления внешней политики Китая с соседними странами

–PAGE_BREAK–После разработки законопроекта об укреплении безопасности Тайваня правительство КНР предоставило правительству США строгий и справедливый протест. Дальнозоркие деятели американского сената и палаты представителей также сделали резкие замечания по данному законопроекту. Правительство США четко заявило о своем возражении относительно обсуждения и принятия в конгрессе законопроекта об укреплении безопасности Тайваня.
Осуществление полного воссоединения Китая является общим желанием китайского народа, в том числе и Тайваня. Правительство и народ КНР не согласятся не с какими попытками или действиями нарушающими дело объединения Китая, в Китае считают, что они неосуществимы.
“Правительство и народ Китая полны решимости и уверенности, и в силе достичь скорейшего решения тайваньского вопроса во имя осуществления полного объединения Родины”.
1 февраля 2000г. посол КНР в США Ли Чжаосин на встрече с группой членов палаты представителей конгресса и руководителями крупных предприятий США заявил, что китайское правительство выражает крайнее возмущение и решительный протест в связи с тем, что палата представителей конгресса США приняла законопроект об укреплении безопасности Тайваня, не учитывая общие интересы американо-китайских отношений и нормы международных отношений.
Упрямо держась за менталитет холодной войны, отметил посол Китая, отдельные политики США всеми силами пытаются провести через Конгресс законопроект об укреплении безопасности Тайваня в попытках создания правовой основы для наращивания американо-тайваньских военных связей, увеличения поставок на Тайвань передового оружия и вовлечения в конце концов его в систему противоракетной обороны.
Ли Чжаосин назвал принятие палатой представителей США вышеуказанного законопроекта очень опасным политическим актом, не отвечающим желанию американского народа и интересам США. Сущность этого документа заключается в том, что он, следуя закону США об отношениях с Тайванем, отвергает три китайско-американских совместных коммюнике в целях дальнейшего вмешательства во внутренние дела Китая, создания “двух Китаев”, “одного Китая, одного Тайваня”, блокирования усилий Китая для осуществления мирного объединения с Тайванем. Если этот законопроект станет законодательным актом, подчеркнул Ли Чжаосин, то он непременно подорвет процесс развития отношений между обоими берегами тайваньского пролива, нанесет вред миру и стабильности в азиатско-тихоокеанском регионе и принесет серьезные разрушительные последствия для китайско-американских отношений.
Тайваньская проблема, сказа дальше посол Китая, является самым важным вопросом в китайско-американских отношениях, так как она касается кровных интересов всего китайского народа, суверенитета и территориальной целостности Китая.
Китайское правительство призывает американскую администрацию предпринять практические действия для того, чтобы отклонить этот законопроект, призывает всех американских конгрессменов и американцев поддерживающих китайско-американские отношения и уделяющих большое внимание развитию этих отношений, решительно отвергнуть этот законопроект ради долгосрочных интересов этих двух стран. Во время встречи конгрессмены и представители деловых кругов США заявили, что они не одобряют законопроект об укреплении безопасности Тайваня и считают, что этот документ подрывает крайне важные для КНР и США двусторонние отношения.
2 февраля 2002г. заместитель министра иностранных дел Китая Ян Цзечи встретился в Пекине с послом США в Китае Джозефом Преохерой. Китайский дипломат сделал американскому правительству серьезное представление в связи с принятием в палате представителей конгресса США законопроекта об укреплении безопасности Тайваня.
Ян Цзечи отметил, что несмотря на многократные серьезные представления китайской стороны, палата представителей США приняла законопроект об укреплении безопасности Тайваня в попытках создать “правовую основу” для расширения военных связей и контактов между США и Тайванем, поставки на Тайвань передового американского оружия и военной техники. Вышеуказанное действие палаты представителей США полностью идет в разрез с обязательствами, взятыми американской стороной, в трех китайско-американских коммюнике, и является серьезным вмешательством на суверенитет Китая, грубым вмешательствам в его внутренние дела. Правительство и народ Китая, выражают крайне возмущение и резкий протест в связи с этим.
Тайваньская проблема, сказал китайский дипломат, является самым важным и деликатным центральным вопросом, который касается суверенитета и территориальной целостности Китая и прямо задевают национальные чувства всего китайского народа. В коммюнике об установлении дипломатических отношений между США и КНР американская сторона заявила, что она признает правительство КНР единственно законным правительством Китая, в мире существует только один Китай, Тайвань является только частью Китая.
Китайская сторона, подчеркнул Ян Цзечи, требует от американского правительства со всей серьезностью подходить к позиции и требованию китайского правительства, полностью осознать вредность этого законопроекта и немедленно предпринять действия для отклонения этого законопроекта согласно заверениям данным американской стороной в трех китайско-американских совместных коммюнике, а также заверениям данным правительством США и лично президентом Б.Клинтоном.
4 февраля 2000г. На состоявшемся собрании, посвященном традиционному китайскому празднику Весны, премьер Госсовета Чжу Жунцзи отметил, что после возвращения Сянгана и Аомэня под юрисдикцию Китая на передний план выдвигается священная задача всех народов Китая – как можно раньше решить тайваньскую проблему и осуществить полное единство страны.
Мы, сказал далее глава правительства Китая, будем по-прежнему придерживаться основного курса “мирное объединение, одно государство и два строя” и инициатива Председателя КНР Цзян Цзэминя из восьми пунктов по тайваньской проблеме, как следует ставить работу по развитию отношений между обоими берегами Тайваньского пролива и содействию мирного объединения Родины.
Чжу Жунузи добавил, что Китай будет оставаться приверженным курсу “одно государство, два строя” и поддерживать как прежде работу представительств, социально административных районов Сянган и Аомэнь, строящуюся на правовой основе в целях сохранения долгосрочного процветания и стабильности на этих двух территориях.
В 2000г. на Саммите тысячелетия ООН и неформальном саммите АТЭС состоялись встречи Цзян Цзэминя и Била Клинтона.
19 сентября 2000г. благодаря усилиям двух сторон – Китая и США, конгресс США принял проект о предоставлении Китаю нормального торгового статуса, таким образом, осуществлены нормальные китайско-американские торговые отношения. Это значит, что США в будущем аннулируют проводимые уже 20 лет методы ежегодного рассмотрения о предоставлении наибольших льгот в отношении Китая, ликвидируют преграды, долгое время сдерживающие развитие китайско-американских торговых отношений, что имеет важное значение в продвижении продолжительного, здорового и стабильного развития китайско-американского торгово-экономического сотрудничества и отношений между двумя странами относительно содержащегося в проекте положения, предоставляющего собой вмешательство во внутренние дела Китая и наносящего вред интересам Китая, то китайская сторона открыто заявила о своем решительном протесте.
15 декабря того же года Конгресс США принял “Закон о комплексном ассигновании” и распорядился выделить 28 миллионов долларов на возмещение ущерба, нанесенного в результате бомбардировки США посольства Китая в Союзной Республике Югославия.
12 марта 2001г. новый президент США Джордж Буш, принимая в Вашингтоне нового посла Китая Ян Цзечи, подчеркнул, что новое правительство США и лично он сам уделяют большое внимание китайско0американским отношениям и хотят приложить усилия в дальнейшем стимулировании отношений двух стран.
После того, как правительство США приступило к своим обязанностям, высшие руководители Китая и США постоянно поддерживают связь, обе страны сохраняют позитивную позицию в отношении развития двухсторонних отношений, дальнейшего продвижения обмена и сотрудничества во всех областях. С 18 по 24 марта 2001 года заместитель премьера Цянь Цичэнь побывал с недельным официальным визитом в США. Это был первый визит китайского руководителя в США после вступления Буша на пост президента. Во время визита Цянь Цичэнь отдельно встретился с президентом Бушем, вице-президентом Чейни, госсекретарем Пауэллом, министром обороны Рамсфемдом и помощником президента по национальной безопасности Райс, с которыми обменялся мнениями относительно китайско-американских отношений и по некоторым важным международным региональным проблемами.
По окончании визита в США зампремьера Цянь Цичэнь выступил с речью, в которой сказал, что обе стороны – Китай и США считают, что визит увенчался позитивными и конструктивными результатами, что на пользу углублению взаимопонимания двух сторон и продвижению диалога и сотрудничества. Он сказал: “После прихода нового правительства США к власти Председатель Цзян Цзэминь и председатель Буш обменялись письмами и пришли к важным общим взглядам относительно развития китайско-американских отношений.” Цянь Цичень отметил далее: “Китай и США – крупные державы, между ними есть много общего и ничего удивительного нет в том, что в некоторых вопросах у нас есть разногласия. Главное, чтобы обе стороны смотрели дальше и на основе взаимного уважения углубляли понимание и, несмотря на существенные разногласия, находили общее, расширяли общие взгляды и стимулировали сотрудничество”. Президент Буш, вице-президент Чейни, госсекретарь Пауэлл и другие руководители США отметили, что Китай – великая страна, что правительство США уделяет повышенное внимание отношениям с Китаем и прилагает все усилия к стимулированию американо-китайских отношений: развитие обеих стран оказывает на весь мир сильное влияние, поэтому эти отношения являются конструктивными. Развитие китайско-американских не только отвечает интересам народов обеих стран, но и имеет важное значение для Азиатско-Тихоокеанского региона и даже для мира и стабильности во всем мире, обе стороны – Китай и США должны рассматривать и решать отношения между двумя сторонами с точки зрения перспективы.
Цянь Цичэнь сказал: “Всем известно, что тайваньский вопрос является в китайско-американских отношениях самым важным и самым чувствительным центральным вопросом. Я хочу напомнить американской стороне, что лишь при правильном решении тайванского вопроса китайско-американские отношения могут развиваться стабильно. Американская сторона должна соблюдать три совместных коммюнике, подписанных Китаем и США, особенно коммюнике от 17 августа, и осмотрительно отнестись к вопросу о продаже Тайваню оружия, чтобы не нанести серьезный ущерб китайско-американским отношениям”. Американская сторона заявила, что правительство Буша будет и дальше проводить политику одного Китая, которую на протяжении многих лет проводили все правительства США, будет и дальше соблюдать три совместных американо-китайских коммюнике.
Цянь Цичэнь сказал далее, что во время визита обе стороны выразили свое удовлетворение по поводу развития китайско-американских отношений в последние годы, эффективного диалога и сотрудничества Китая и США в вопросе определении финансового кризиса в Азии и считают, что это не только пошло на пользу народам обеих стран и способствовало стабильному развитию двусторонних отношений, но и сыграло важную позитивную роль в сохранении и стимулировании экономической стабильности и процветании в Азиатско-Тихоокеанском регионе и даже во всем мире. Обе стороны обменялись мнениями по вопросу о вступлении Китая в ВТО. Президент Буш сказал, что США поддерживают скорейшее вступление Китая в ВТО.
Цянь Цичэнь сказал, что во время визита обе стороны обменялись мнениями относительно международной обстановке и по некоторым важным международным и региональным вопросам. Обе стороны считают, что со вступлением в XXI в. еще более увеличилась ответственность Китая и США за развитие мира во всем мире. Обе стороны выразили желание усилить диалог и сотрудничество в вопросах сохранения мира и стабильности в регионах, предупреждения распространения оружия, а также в вопросах защиты окружающей среды, борьбы с наркотиками и пересечения международной преступности. Вместе с этим китайская сторона искренне выражает серьезную озабоченность по поводу развития США государственной ракетной оборонительной системы.
В 2001г. США опубликовали доклад о правах человека, в котором осуждали Китай и немало других стран, упомянув более 100 развивающихся стран. Однако в докладе ни словом не упоминается серьезный вопрос о правах человека внутри самих США. Это – типичное осуществление в вопросе о правах человека “политики двойного стандарта”.
В феврале 2001г. пресс-канцелярия Госсовета Китая опубликовала статью “Протокол о правах человека в США в 2000 году”. Второй год подряд Китай публикует протокол о правах человека в США, нацеленный на ежегодный доклад США о праве на гражданство.
В статье указывается, что доклад США о правах человека возводит напраслину посредством извращения и фабрикации фактов, разнузданно обвиняет более 190 стран и районов мира, включая и Китай, в вопросе о правах человека и не замечает серьезного вопроса с правами человека у себя в стране. “Это лишь обнажает перед всем миром настоящее лицо мнимого “защитника прав человека” и настоящего гегемониста”.
На примере предвыборной компании и других конкретных фактов в США статья критикует разгул насилия, несправедливость законодательства, дифференциация богатых и бедных, опасения тружеников по поводу экономических и социальных прав, застаревший вопрос расовой дискриминации, а также крайнюю воинственность правительства и грубое попрание человеческих прав в других странах.
1.3  Современное состояние и перспективы развития американо-китайских отношений Председатель КНР Цзян Цзэминь 21 марта 2001г. в резиденции Китайского высшего руководства Чжунаньхай встретился с редактором распорядителем американской газеты “Вашингтон пост” Стивом Коллом, сопровождавшими его двумя редакторами газеты и ответил на их вопросы.
На вопрос американских журналистов: “Вы считаете США партнером или конкурентом?” – Цзян Цзэминь отметил, что Китай – крупнейшая в мире развивающаяся страна, а США – крупнейшая в мире развитая страна. Обе страны являются постоянными членами совета безопасности ООН. Хотя между двумя странами существуют некоторые разногласия, но у них существуют и общие интересы по важным вопросам, связанным с миром и развитием во всем мире. На фоне ускорения процесса экономической глобализации возникновение конкуренции между различными странами в областях экономики, науки и техники, торговли, интеллектуальных ресурсов и др. является одной из особенностей мирового развития. Вполне нормально существование такой конкуренции и между Китаем и США.
Одновременно КНР и США сотрудничают во многих областях. Причем перспективы такого сотрудничества, по мнению Цзян Цзэминя, широкие. Развитие отношений сотрудничества между двумя странами отвечает конкретным интересам народов двух стран и имеет важное значение для содействия миру и развитию во всем мире.
Китайско-американские отношения хотя и прошли путь не ровный, однако вместе они развиваются по нарастающей. Расширяются сотрудничества и обмены между двумя странами в торгово-экономической и других областях. Сотрудничество двух стран в ликвидации последствий азиатского финансового кризиса, сохранения мира и стабильности на Корейском полуострове и других важных делах было плодотворным.
Председатель КНР выразил уверенность в том, что на основе соблюдения трех китайско-американских коммюнике и основных норм международных отношений, а также надлежащего разрешения проблем, существующих между двумя странами, китайско-американские отношения получат новое развитие в новом столетии.
Отвечая на вопрос о том, что может предпринять президент Дж. Буш для содействия в “максимальной степени” развитию китайско-американских отношений, Цзян Цзэминь отметил, что наличие между Китаем и США разногласий по ряду вопросов является нормальным, поскольку страны идут по разному общественно-политическому пути.
Коснувшись тайваньской проблемы, Цзян Цзэминь возложил на США главную вину за невозможность до сих пор решить тайваньскую проблему. США признают принцип одного Китая и дают обещания китайскому правительству и народу, с одной стороны, с другой, продают огромное количество современного оружия Тайваню. Это на самом деле способствует раскольнической деятельности сил, претендующих на независимость Тайваня.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Цзян Цзэминь выразил надежду на соблюдение США трех китайско-американских коммюнике, сделанных ими обещаний и должное решение тайваньской проблемы, исходя из стратегических целей долгосрочного развития.
1 апреля 2001г. произошло столкновение самолетов США и КНР. американский военный самолет-разведчик ЕР-3 морской авиации действовал в воздушном пространстве над юго-восточными морскими акваториями о. Хайнань. С целью наблюдения и слежки за ним вылетели два военных самолета китайской стороны. Американский самолет неожиданно развернулся в сторону самолетов китайской стороны и носом и левым крылом задел один из китайских самолетов. В результате он рухнул, пилот китайской стороны Ван Вэй пропал. После происшествия американский самолет без разрешения китайской стороны вошел в воздушное пространство Китая и приземлился на Линшуйском аэродроме о. Хайнань.
Неопровержимые факты показывают, что в этом инциденте самолет США представлял не простой летательный аппарат, а военный разведывательный самолет, оснащенный новейшей компьютерной разведывательной техникой. В воздушном пространстве над экономической зоной, принадлежащей Китаю, он совершал не обычный полет, а военную разведку, направленную против Китая. Занимаясь такой военной деятельностью в мирное время, американская сторона попрала основные принципы международного права относительно взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности между государствами. Это создало напряженную атмосферу в регионе.
В том же 2001г. в самолете “Боинг” Председателя КНР Цзян Цзэминя были обнаружены подслушивающие устройства. Встреча Цзян Цзэминя в Шанхае на заседании стран АТЭС с Бушем прошла холодно.
Как отмечает газета “Жэньминь Жибао” от 04.05.2002г. заместитель председателя КНР Ху Цзиньтао на приеме, устроенном Национальным комитетом американо-китайских отношений, выступил перед американскими деятелями в Вашингтоне.
В своей речи он подчеркнул: “В этом году отмечается 30 лет с момента визита президента Ричарда Никсона в Китай и принятия китайско-американского Шанхайского коммюнике. С тех пор отношения между КНР и США прошли хотя и не гладкий путь, но все-таки в поступательном направлении, достигнуты исторические успехи в широких областях межгосударственных отношений. 30 лет назад народы двух стран мало контактировались друг с другом, а сегодня свыше 60 тысяч китайцев обучаются в США, более 5000 американских студентов – в КНР. Людские обмены с каждым днем увеличиваются. Лишь в 2001 году около миллиона американских туристов посетили Китай. 30 лет назад объем торговли двух стран был ничтожным, а сегодня КНР стала четвертым по товарообороту партнером США, а Соединенные Штаты – вторым торговым партнером и первым непосредственным инвестором в экономике Китая. В прошлом году объем китайско-американской торговли превысил 80 млрд. долларов. Американские предприниматели направили в КНР огромные средства, которые в общей сложности достигали 35 млрд. долларов”.
Ху Цзиньтао подчеркнул, что сотрудничество идет на пользу обеим странам, а конфронтация приносит лишь урон. Стабильные, здоровые и постоянно развивающиеся китайско-американские отношения отвечают коренным интересам как двух народов, так и народов всего мира, отвечают прогрессу человечества.
Осенью 2002г. на заседании Совета Безопасности ООН Китай поддержал позицию России и Франции в отношении Ирака, не совпадавшую с позицией США.
Той же осенью Председателем КНР стал Ху Цзиньтао. Одним и первых его решений было создание “специальной группы”, которая по его замыслам поможет ему разобраться в запутанных китайско-американских отношениях. По его указанию этой группе поручено выработать долгосрочную стратегию в отношении Конгресса США, американских средств массовой информации и американской общественности.
8 сентября 2003г. государственный секретарь США Колин Пауэлл, касаясь отношений с Китаем отметил, что китайско-американские отношения на момент прихода к власти нынешней администрации находились не в лучшем виде. “Вы помните, что в апреле 2001 года произошел инцидент, когда мы потеряли свой самолет в результате столкновения с китайским самолетом, и он вынужден был приземлиться на острове, – сказал госсекретарь США. – Налицо был кризис. Нам удалось разрешить этот кризис в течении двух недель, и с тех пор наши отношения развивались по восходящей линии. Сейчас можно сказать, что отношения США и Китаем лучше, чем когда-либо со времени первого визита Президента Никсона.
Дело не только в том, что после терактов 11 сентября мы пересмотрели свои приоритеты. Дело не только в том, что мы активно выступали за прием Китая во всемирную торговую организацию. Дело не только в том, что у кормила правления в Китае встало новое поколение руководителей. И дело, безусловно, не в том, что мы позабыли о наших разногласиях с Китаем по вопросу о соблюдении прав человека или деятельности в области распространения оружия массового поражения, или нежелании руководства Китая дополнить экономическую реформу реформой политической. Мы принимаем во внимание эти разногласия.
Мы считаем, что мы должны вместе принять ответственность за наше общее будущее. Мы не рассматриваем это будущее, руководствуясь принципом “все или ничего”. В нашей национальной стратегии безопасности об этом говорится прямо: “Мы приветствуем создание сильного, мирного и процветающего Китая”. Мы стремимся к конструктивным отношениям с Китаем. Более того, мы приветствуем глобальную роль Китая в той мере, в какой Китай возьмет на себя и ответственность, равную его роли”.
В декабре 2003г. премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао находился с визитом в США, где встретился с вице-президентом США Ричардом Чейни и временным спикером Сената Тедом Стевенсом.
Вэнь Цзябао сказал Р. Чейни, что китайско-американские отношения являются самыми важными двусторонними отношениями в мире. В новой обстановке сферы двустороннего сотрудничества не сократились, а наоборот, расширились. Основа двусторонних отношений не ослабевает, а усиливается. У двусторонних связей появился важный шанс для развития. Тайваньский вопрос является самой значимой и щекотливой проблемой в китайско-американских отношениях, затрагивает как суверенитет и территориальную целостность Китая, так и стабильность и развитие взаимных отношений. Он выразил надежду что США будут придерживаться политики одного Китая, соблюдать принципы трех совместных коммюнике и выступать против “независимости Тайваня”.
Р. Чейни в ответ заявил, что его страна придает большое значение развитию отношений с КНР. Обе страны имеют много общих интересов в международных делах. Указав на важность укрепления взаимных контактов, налаживания откровенного диалога устранение недоразумений и прочность нынешних китайско-американских торгово-экономических связей, Р. Чейни отметил, что двум государствам также требуются хорошие политические отношения.
В ходе встречи с временным спикером Сената США Тедом Стевенсом Вэнь Цзябао выразил признательность друзьям в Сенате США за то, что они в течении многих лет следят за китайско-американскими отношениями и их поддерживают, прилагают неустанные усилия по содействию контактам и сотрудничеству между двумя государствами. Он выразил надежду, что законодательные органы двух стран развернут активные связи, укрепят взаимопонимание и будут содействовать сотрудничеству между собой.
Т. Стевенс отметил, что нынешний визит премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао в США имеет большое значение для будущего развития двусторонних отношений. В настоящее время роль Китая становится все более важной. Китайская и американская стороны должны в дальнейшем укрепить сотрудничество для совместного разрешения вопросов, которые стоят перед двумя сторонами.
Развитие китайско-американских отношений на протяжении почти 50-ти лет наталкивает на следующие мысли: Во-первых, перелом в отношениях объясняется в основном политической независимостью Китая, его бурным экономическим развитием, повышением статуса на международной арене и укреплением стратегической роли в отношениях между странами. Во-вторых, мышление времени “холодной войны” когда идеология определяла размежевание политических сил ведет лишь к противоречию и даже конфликту. Между обеими странами имеются общие интересы. Двустороннее сотрудничество и совместное развитие не только создают блага для народов Китая и США, но и благоприятствуют стабильности, миру и расцвету в АТР и на планете. В-третьих, от урегулирования тайваньского вопроса в соответствии с тремя коммюнике непосредственно зависят стабильность, улучшение и развитие китайско-американских отношений в новом столетии. В-четвертых, необходимо устранять разногласия в духе взаимного уважения, равного согласования и стремления к общему, несмотря на существующие различия.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ КИТАЯ С СОСЕДНИМИ СТРАНАМИ
2.1 Нормализация отношений с Индией Отношения с Индией были осложнены из-за нерешенности пограничного вопроса между Китаем и Индией.
Ключевым во внешней политике Китая становилось то, что он стремился решить трудные вопросы мирным путем переговоров.
Проходившие с 1981 по 1987гг. регулярные встречи официальных делегаций Китая и Индии для обсуждения территориально-пограничной проблемы привели обе стороны к заключению, что усилиями одних лишь экспертов решить проблему невозможно, что она должна рассматриваться с более высоких позиций всего комплекса отношений между двумя великими азиатскими державами, а для этого необходим диалог на политическом уровне, и, чем выше – тем больше шансов добиться успеха.
Для разрешения пограничного вопроса требовалась политическая воля руководства обеих сторон.
Крупнейшим событием китайско-индийских отношений явился визит индийского премьер-министра Раджива Ганди этого визита продолжалась целый год, предпринимались усилия совершить “прорыв” в главной, пограничной проблеме. Однако сделать этого не удалось ни до, ни после визита.
По-мнению китайской стороны, визит Раджива Ганди имел огромное значение. Впервые после 34-летнего перерыва состоялся официальный визит премьер-министра Индии в Китай, был нанесен удар по “параллельной политике” Индии в отношении Китая (т.е. мерой нормализации отношений становилось разрешение пограничного вопроса); был “проложен путь” к всестороннему восстановлению и развитию двусторонних отношений.
В совместном информационном коммюнике от 23 декабря 1988г. Китай и Индия заявили, что руководители государств согласились путем мирных и дружественных консультаций разрешить пограничный вопрос. Одновременно с поиском обоюдоприемлимых способов разрешения пограничной проблемы активно развивать отношения в других областях, активно создавать атмосферу и условия, которые способствовали бы правильному и справедливому разрешению пограничного спора. Для того, чтобы принять некоторые конкретные меры, стороны создали совместную рабочую груму по пограничному вопросу (СРГ), а также совместную рабочую группу по торгово-экономическим и научно-техническим вопросам. Обе стороны подтвердили свою заинтересованность в сохранении мира и стабильности на границе. По мнению китайской стороны “оба государства достигли единого принципиального мнения относительно способа разрешения пограничного вопроса”.
Для обеих сторон также было важным решение о возобновлении взаимных визитов на высшем государственном уровне, что должно было способствовать откровенному диалогу между странами.
По неполной статистике со второй половины 1989г. до конца 1990г. состоялись более 10 взаимных визитов на высшем политическом уровне (выше заместителя министра), включая заместителя премьер-министра КНР У Сюэцяня в октябре 1989г. и министра иностранных дел Цянь Цичэня в марте 1990г. В Индию. Индия заявила, что события на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989г. являются внутренним делом Китая. Таким образом, отношение Индии к событиям на площади Тяньаньмэнь дало мощный импульс для развития китайско-индийских отношений и поиска путей разрешения пограничного спора.
Первое заседание СРГ состоялось в Пекине с 30 июня по 4 июля 1989г. Главная задача совместной группы (СРГ) была определена как поиски путей урегулирования погранично-территориальной проблемы, снижение уровня военного присутствия вдоль границы и создание обстановки мира и спокойствия в пограничных районах, что должно помочь решению пограничной проблемы в целом.
В ходе встречи было достигнуто соглашение, что военные эксперты выработают меры для обеспечения “мира и стабильности” вдоль линии фактического контроля.
Для улучшения ситуации на границе в начале 1990г. Китаем и Индией было осуществлено значительное взаимное сокращение войск по обе стороны границы, в особенности на восточном ее участке. Индия сократила свое присутствие с 18 до 9 дивизий (каждая индийская дивизия насчитывает 12 тыс. солдат, китайская – около 9 тыс.). Численность китайских войск была увеличена примерно до уровня индийской стороны.
В конце августа – начале сентября 1990г. в Дели проходило вторе заседание СРГ. Было достигнуто соглашение о создании механизма по обеспечению регулярных встреч между представителями вооруженных сил двух стран с целью исключить возможность различных военных инцидентов на китайско-индийской границе.
Третье заседание СРГ проходило в мае 1991г. в Пекине. На переговоры серьёзное влияние оказала сложная внутриполитическая обстановка в Индии.
Ни одна из стран не ожидала каких-либо серьёзных решений.
Важнейшим событием в китайско-индийских отношениях явился первый после 31 года перерыва визит главы правительства КНР Ли Пэна в Индию (11-16 декабря 1991г.). В совместном коммюнике стороны вновь подтвердили намерение посредством дружественных консультаций поскорее достигнуть взаимоприемлемого способа разрешения пограничного вопроса. Это означало, что стороны опять не используют ни принцип “взаимопонимания и взаимных уступок”, ни принцип “взаимных интересов”.
Предметом серьёзного обсуждения была ситуация в Кашмире и Тибете позиция Индии состояла в том, что она не заинтересована а «интернационализации» проблемы Кашмира, а также против участия в ее урегулировании различных посредников. КНР выразила аналогичную позицию по Тибету. Индия вновь подтвердила, что Тибет является автономной частью КНР, а Ли Пэн высказался за решение Кашмирского вопроса на двусторонней основе между Дели и Исламабадом и обещал довести до сведения пакистанских представителей озабоченность Индии в связи с поддержкой Пакистаном Кашмирских мусульманских сепаратистов.
С 20 по 22 февраля 1992г. в Дели состоялся 4-ый раунд китайско-индийских переговоров по пограничной проблеме.
В эти дни тибетцы устроили демонстрацию протеста, но были разогнаны и арестованы индийской полицией. Индийское правительство вновь подтвердило принадлежности Тибета Китаю. По мнению представителя МИД Индии, руководствуясь таким настроением, переговоры имели «глубокое значение и существенные результаты». Стороны договорились о встречах пограничного военного персонала каждый год в июне и октябре на западном и восточном секторах.
В случае необходимости стороны могли производить встречи в любое время в установленных местах. Стороны договаривались заблаговременно уведомлять друг друга о проведении военных маневров в пограничных районах, с этой целью устанавливалась прямая телефонная связь между силами пограничных войск.
Важным событием в китайско-индийских отношениях явился визит в Китай президента Индии Р. Венкатарамана с 18 мая по 23 мая 1992г.
В конце июля 1992г. состоялся первый в истории китайско-индийских отношений официальный визит министра обороны Индии Шараф Павара в Пекин. Основной целью поездки явился поиск путей снижения напряженности на китайско-индийской границе и укрепление мер доверия в военной области. Результатом этого официального визита стало возобновление приграничной торговли между Тибетом, КНР и северным штатом Индии Утлар Прадеш в районе Гунджи. Во время визита Ш. Павар встретился с государственным советником Китая министром национальной обороны Цин Цзивэем. Министры обменялись взглядами по широкому кругу международных и региональных вопросов и обсудили возможность возросших дружественных контактов между армиями двух стран. В беседе с индийским гостем Ли Пэн отметил, что решение пограничной проблемы связано с определенными трудностями, и это понятно, поскольку территориальный спор между Китаем и Индией имеет давнюю историю.
Однако, коль скоро Китай и Индия едины в стремлении урегулировать эту проблему, ее можно будет разрешить на равноправной основе, путем дружественных консультаций, и КНР будет неизменно стремиться к этому.
В конце октября – начале декабря 1992г. состоялся 5-й раунд переговоров. Стороны договорились подписать Соглашение об уменьшении численности войск вблизи границы, а также решили удалить от нее ряд находящихся «слишком близко» друг от друга пограничных постов. Было достигнуто согласие открыть больше пунктов для приграничной торговли между двумя странами и принять другие меры, чтобы способствовать ослаблению напряженности вдоль линии границы. Участки границы, где предполагалось открыть дополнительные “торговые ворота”, должны быть определены в ходе дальнейших китайско-индийских консультаций.
    продолжение
–PAGE_BREAK–