Содержание :
1. Введение и некоторые теоретические основы
2. Краткий экскурс в историю
3. Факторы влияющие на коньюктуру рынка.
4.Основные объекты коньюктурных исследований
5. Заключение
Введение и некоторые теоретические основы.
Одно из определений слова “конъюнктура”- это связь различных,
сложившаяся на данный промежуток времени обстоятельств,явлений и
условий,создающих определённую ситуацию в какой-либо сфере общественной
жизни.Впервые понятие коньюктуры было использовано в Германии в 17
в.экономистом А.Вагнером .Наиболее важными факторами, влияющими на
коньюктуру,он назвал изменения в технологии производства, изменения
количества урожая в сельском хозяйстве, изменения в экономической политике
и социальной структуре общества. Основоположником коньюктурных исследований
стал У.Митчелл.Основной его идеей стало статистическое изучение системы
экономических показателей,обьясняющих действие различных факторов и
экономическое моделирование процессов изменяющих коньюктуру.Если говорить о
экономической коньюнктуре, то она определяется отношением факторов и
условий и выражаемая соотношением спроса, предложения и динамики
цен.Факторами отражающими коньюктуру можно назвать, например, производство
товаров и товарные запасы.Однако главной в механизме формирования рыночной
коньюктуры является цена, потому, что она обеспечивает взаимодействие всех
остальных факторов и поддерживает динамику.Определение понятиям спрос и
предложение можно дать и относительно цены.Спрос это количество данного
товара, которое может быть приобретенным по определённой цене.Цена это один
из основных факторов, влияющих на спрос и предложения, а следовательно и на
коньюктуру рынка. Коньюктура хозяйства, как объект исследования,
представляет собой конкретное соотношение процесса общественного
воспроизводства в определённое время, в различных рамках.,например
отраслевых. Экономическая коньюктура, складывающаяся под воздействием
коньюктурообразующих факторов является составной частью экономической
науки.
Краткий экскурс в историю.
Коньюктурные исследованя-один из методов оперативного изучения
рынка, который обеспечивает отрасли и предприятия информацией о состоянии
рынка на данный момент,выявляет причины изменения спроса и предложения, а
также ожидающиеся направления развития рынка в ближайшие месяцы.
Как мы уже говорили ранее основу коньюктурных исследований
составила концепция У.Митчела о системе статистического изучения
экономических показателей.Эта модель включала следующие блоки :
– Барометр доходов (учетные процентные ставки, индексы цен, курсы акций);
– Барометр производства (уровень занятости, поступление заказов, поставки сырья, объем производства);
– Барометр сбыта (оптовый и рознечный товарооборот );
– Барометр кредита (денежное обращение).
По данным данной модели исследовались рынки различных товаров,
ценных бумаг,валют и.т.д..
Совместно с исследованиями рыночной коньюктуры формировалась
различные теории ( распределения, сбыта ),которые впоследствии создали
теорию маркетинга. Начиная с 50 годовисследования коньюктуры рынка в
западных странах переориентируются на обслуживание стратегического
планитования развития крупных корпораций.В наше время эти исследованя
сформировали отдельное научное направление – ,, исследование рынка,, ( Market research).
Факторы влияющие на коньюктуру рынка.
Изучение коньюктуры товарных рынков включает в себя обработку,
анализ и систематизацию количественных показателей и качественной
информации, характеризующей развитие рынка в данный период времени.Выбор
системы показателей определяется целями конкретного исследования,например
анализ развития рынка, анализ ситуации на рынке за определённый период
времени, изменение технико-экономических характеристик производства.
Все коньюктурообразующие факторы, стимулирующие развитие рынка или
сдерживающие его, класифицируются на :
– постоянные
– временные;
– циклические;
– нециклические.
К постоянно действующим факторам относится государственное
регулирование экономики, научно-технический процесс,инфляция,сезонность в
производстве и потреблении товаров.
Факторы воздействующие на коньюктуру переодически называются
временными.Это например,стихийные бедствия,сициальные конфликты,
черезвычайная обстановка.
В развитии рынков может появляться определенная повторяемость,
цикличность, вызванная сезонным изменением спроса и предложения, жизненными
циклами товаров ( выведение товаров на рынок, рост, зрелость, упадок ),
сдвиги в воспроизводственной структуре, колебаниями инвестиционной
активности, сменой экономической политики.
Факторы нециклического характера определяют специфику производства и
реализацию конкретных товаров.Воздействие различных факторов на процесс
производства и обращения любого товара позволяет выявить связи между
происходящими событиями и вызвавшими их причинами. Именно воздействие
различных факторов на процесс производства и обращения товара отражается в
движении коньюктуры рынков.
Основные объекты коньюктурных исследований.
Задача коньюктурных исследований состоит в определении степени
воздействия отдельных факторов на формирование коньюктуры в определённый
момент времени.Решить такую задачу возможно, если вести исследование
коньюктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства.Для
того, что бы представлять ситуацию происходящую на рынке, недостаточно
знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других
показателей.Исследование рыночной коньюктуры требует знаний закономерностей
развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе.
Выделяются три уровня исследования коньюктуры :
– Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или
хозяйства отдельной страны, группы стран,складывающихся под воздействием
коньюктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический
потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые,
финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал;
институциональная структура хозяйства.Включает фирменную структуру,
масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организасионные
формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков
и ее структура, характеристики реализуемых товаров,факторы влияющие на
формирование региональных рынков, уровень экономического развития,
распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением,
соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.;
соотношение спроса и предложения с учётом степени использования
материаолных,финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые
условия реализации товаров.
– Отраслевой ( показывает положение в отрасли национальнлго или мирового хозяйства )
– Отдельного товара ( показывает положение отдельного товара в масштабе мирового, национального или регионального рынка )
Одним из главных понятий исследования коньюктуры является изучение
изменений в динамике и соотношении цен.Необходимо установить пречины ,
вызвавшие сдвиг в уровне или структуре цены.Так же необходим анализ
изменений технологии производства, условий потребления товаров, учет
изменений в оптовой и розничной торговле.Исследования этих изменений
помогают лучше понять направления движения цен.На цены и издержки
производства товаров воздействует ряд различных факторов. Оценка этого
воздействия, т.е.учет происходящих изменений в уровне цен, производится
путём анализа соответствующих показателей, определяющих динамику и уровень
цен различных товаров.После того как получено представление о направлении
развития экономики в целом, следует переходить к исследованию развития тех
отраслей экономики, которые являются главными потребителями на данном
рынке.В результате исследований изменений в объёме и структуре потребления
составляется оценка развития производства товара, коньюктура рынка которого
изучается.Анализ развития потребления и производства позволяет сделать
вывод об изменении в соотношении между спросом и предложением, определить
возможную емкость рынка и будующий уровень цен.
Методы исследования коньюктуры любого товарного рынка, хозяйства или
отрасли разрабатываются на основе показателей, которые могут помочь в
определении направления развития производства, торговли и финансов в
будущем. При этих исследованиях проводится оценка соотношения предложения и
спроса за необходимый отрезок времени, изучение колебаний цен, продажи
товаров и услуг, товарных запасов, оценка устойчивости развития рынка.
При изучении коньюктуры рынков необходимо рассмстривать показатели,
которые могут дать количественную оценку различным изменениям, которые
происходят в экономике исследуемой отрасли. Количественно состояник
коньюктуры может быть оценено с помощью следующих групп показателей :
– Измеряется объём и динамика производства в целом, размер
иквестиций, уровень занятости, размеры заработной платы, данные о
заказах.Это так называемые показатели сферы производства.
– Платёжеспособный спрос, размеры реализации товаров в кредит,
данные о розничной и оптовой торговле –Перечисленное относится к
показателям внутрирегиональной торговли.
– Обьёмы, динамика, географическое распределение межрегиональных
связей, объёмы импорта и экспорта, объемы грузоперевозок Данная группа
показателей относится к группе межрегиональных и внешнеэкономических
связей.
– Кредитно-денежное обращение.К этой группе оценки относятся курсы
акций и других ценных бумаг, процентные ставки, размеры банковских
депозитов, валютные курсы.
Основной характеристикой коньюктуры рынка является степень
сбалансированности спроса и предложения.Она проявляется в поведении цен,
скорости оборачиваемости товаров.Эта оценка позволяет определять тип
коньюктуры,Типы коньюктуры различают на благоприятный или неблагоприятный.
При благоприятной коньюктуре достигается сбалансированность спроса и
предложения,цены удерживаются на стабильном уровне.
При неблагоприятной коньюктуре спрос отстает от предложения, что
приводит к росту товарных запасов,замедлению оборачиваемости товатов,
наблюдаются затрудненис в сюыте товаров.
Успех коньюктурных исследований зависит от скорости получения
объективной и полной информации о причинах, характере и размере колебаний
соответствия спроса и предложения на различных рынках.Главные требования к
информации – оперативность и представительность.Информация состоит из трёх
этапов :
– Определение круга показателей;
– разработка схемы передачи информации во времени и пространстве;
– Объём и форма представления информации.
При изучении коньюктуры рынка ведутся систематические наблюдения за
всеми экономическими показателями, изменение которых показывает сдвиги в
соотношении спроса и предложения, а также позволяет анализировать причины
этих изменений.После переработки информации составляется аналитический
документ,который называется коньюктурный обзор.
Заключение.
Итак, что же такое коньюктура рынка и для чего она нужна ?
Коньюктура это совокупность определённых признаков,сочетание различных
обстоятельств, которые характеризуют состояние экономики в определённый
период. Коньюктура хозяйства, является составной частью экономической
науки. Поскольку основными характерными признаками коньюктуры являются
изменчивость, неравномерность, противоречивость, поэтому чтобы принять
правильное , экономическое решение необходимо обладать информацией о
ситуации на рынке, а значит проводить его изучение.Процес изучения
включает в себя такие аспекты, как исследование процесов производства и
реализации продукции, деятельность ведущих промышленных и торговых фирм,
финансирование и кредитование, ценообразование, перспективы развития
производства и потребления.
Результаты коньюктурных исследований могут быть использованы для
различных целей , таких как составление экономических и технических
прогнозов, определение перспективы направления научных исследований,
составления бизнес- планов.
В настоящее время появляются большие возможности быстрого и
качественного исследования коньюктуры.Для качественного анализа, прогноза
необходимо условие быстрого получения, обмена и обработки информации. В
настоящее время благодаря новым информационным системам и компьютерным
технологиям становится возможным более точное и быстрое получение всей
необходимой информации для исследования коньюктуры, что повышает качество
прогнозов и принятия экономически эфективных решений.
Список используемой литературы :
1. Р.И.Хасбулатов МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ /М:Новости – 1991/
2. К.Р.Макконнелл, С.Л.Брю ЭКОНОМИКС /М:Республика – 1992/
3.Ф.М.Левшин.,В.В.Пономарёв КОНЬЮКТУРА МИРОВЫХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ М.Инфра –
1985/