Финансы – эк.денежные отношения по формированию, распределению, использованию фондовденежных средств гос-ва, его терр. подразделений, муниципальных образований, атакже предприятий, организаций, учреждений, необходимые для обеспечениярасширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществлениякоторых происходит распределение и перераспределение общественного продукта иконтроль за удовлетворением потребностей общества.
Финансоваядеятельность – деятельность, направленная на аккумуляцию, распределение ииспользование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,необходимых гос-ву и МО для социально-экономического развития в какой-либопериод времени.
Финансовая система– объективно обусловленное внутреннее строение финансов, выражающееся всовокупности входящих в них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое изкоторых представляет специфическую группу финансовых отношений.
Министерство финансовРоссийской Федерации (Минфин России) является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой,страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга,аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности,производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценныхкамней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров итранспортных средств, инвестирования средств для финансирования накопительнойчасти трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр и пари,производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансовогообеспечения государственной службы, противодействия легализации доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Финансовое право— это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения,которые возникают в процессе образования (формирования), распределения ииспользования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовыхресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых дляреализации их задач.
Принципы:
приоритетность публичных интересов в правовом регулировании ФО
социальная направленность финансово-правового регулирования
федерализм
единство финансовой политики и ден системы
равноправие С РФ в области ФД
финансовая самостоятельность ОМСУ
распределение функций в области ФД на основе разделения властей
гласность ФД гос-ва и ОМСУ
участие граждан РФ в ФД гос-ва и ОМСУ
плановость
законность
Финансово-правовыеакты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридическиепоследствия решения государственных органов и органов местного самоуправленияпо вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Ониустанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы или служатоснованием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Финансово-плановыеакты — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государстваи органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания вобласти финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации,распределению и использованию финансовых ресурсов.
Финансово-правоваянорма – установленная государством и обеспеченная мерами государственного принуждениястрого определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях,возникающих в процессе планового образования, распределения и использованиягосударственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которые закрепляютюридические права и обязанности участников.
Финансовоеправоотношение – урегулированное нормами финансового права общественноеотношение, участники которого выступают как носители юридических прав иобязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию,распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальныйобразований.
Санкцияфинансово-правовой нормы – последствия нарушения финансово-правовой нормы,определяющие виды и меры финансово-правовой ответственности за нарушение нормфинансового права.
Финансовый контроль– многозвенная система контроля за законностью и целесообразностью действий приобразовании, распределении и использовании денежных государственных имуниципальных фондов в целях эффективного социально-экономического развитиястраны в целом и ее регионов.
Финансовая дисциплина– четкое соблюдение установленных правовыми нормами предписаний и порядкаобразования, распределения и использования государственных и муниципальныхденежных фондов.
Финансово-правоваяответственность – долг, обязанность субъекта правоотношений соблюдать иисполнять требования норм финансового права, действовать в соответствии с ними,а в случае их нарушения — обязанность правонарушителя восстановить,компенсировать в установленных законом пределах нарушенный правопорядок,претерпеть меры государственно-правового принуждения, выражающиеся вограничениях имущественного характера.
Счетная палатаРоссийской Федерации является постоянно действующим органомгосударственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и подотчетным ему.
Задачами Счетной палатыявляются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнениемдоходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
определение эффективности и целесообразности расходовгосударственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектовфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а такженормативных правовых актов федеральных органов государственной власти,предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов;
анализ выявленных отклонений от установленных показателейфедерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовкапредложений, направленных на их устранение, а также на совершенствованиебюджетного процесса в целом;
контроль за законностью и своевременностью движения средствфедерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральномбанке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитныхучреждениях Российской Федерации;
регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думеинформации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимыхконтрольных мероприятий.
Федеральное казначейство(Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти(федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполненияфедерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетнойсистемы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведениемопераций со средствами федерального бюджета главными распорядителями,распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральная служба пофинансовому мониторингу является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов,полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующимдеятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Федеральная службафинансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетнойсфере, а также функции органа валютного контроля.
Федеральная налоговаяслужба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства оналогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностьювнесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, запроизводством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной итабачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределахкомпетенции налоговых органов.
Федеральная службастрахового надзора является федеральным органом исполнительной власти,осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности(страхового дела).
Аудиторскаядеятельность, аудит — предпринимательская деятельность по независимойпроверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетностиорганизаций и индивидуальных предпринимателей (далее — аудируемые лица).
Целью аудита являетсявыражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетностиаудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учетазаконодательству Российской Федерации. Для целей настоящего Федерального законапод достоверностью понимается степень точности данных финансовой(бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности наосновании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственнойдеятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и приниматьбазирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Бюджет
1) в материальномаспекте — централизованный в масштабах определенного государственного илимуниципального образования денежный фонд, который находится в распоряжениисоответствующих органов государственной власти или местного самоуправления
2) как экономическаякатегория — совокупность экономических (денежных) отношений, которыевозникают в связи с образованием, распределением и использованиемцентрализованных денежных фондов, предназначенных для осуществления общихгосударственных и муниципальных задач и выполнения функций соответствующихорганов власти и самоуправления.
3) в юридическомаспекте — это основной финансовый план образования, распределения ииспользования централизованного денежного фонда государства или муниципальногообразования, утверждаемый соответствующим представительным органомгосударственной власти или местного самоуправления.
4) БК РФ — формаобразования и расходования денежных средств, предназначенных для финансовогообеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетное право —это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих бюджетное устройство в РФ,структуру и порядок распределения доходов и расходов бюджетной системы,компетенцию государства и муниципальных образований в области бюджета, а такжебюджетный процесс.
Бюджетныеправоотношения – урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения,возникающие в связи с формированием, распределением и использованием средствгосударственных и местных бюджетов.
Бюджетное устройство – основанные на правовых нормахпринципы построения бюджетной системы, ее структура и организациявзаимодействия входящих в нее бюджетов по линии их доходов и расходов.
Бюджетная система — основанная на экономических отношениях и государственном устройствеРоссийской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федеральногобюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов.
1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственныхвнебюджетных фондов;
3) местные бюджеты, в том числе:
а) бюджеты муниципальныхрайонов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальныхобразований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
б) бюджеты городских исельских поселений.
Принципы:
единства бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РоссийскойФедерации;
самостоятельности бюджетов;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальныхобразований;
полноты отражения доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов;
сбалансированности бюджета;
результативности и эффективности использованиябюджетных средств;
общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
прозрачности (открытости);
достоверности бюджета;
адресности и целевого характера бюджетных средств;
подведомственности расходов бюджетов;
единства кассы.
Бюджетнаяклассификация — группировка доходов, расходов и источников финансированиядефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая длясоставления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности,обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации.
Доходы бюджета –поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихсяисточниками финансирования дефицита бюджета.
Расходы бюджета –выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихсяисточниками финансирования дефицита бюджета.
Межбюджетные трансферты– средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы РФ другому бюджетубюджетной системы РФ.
Бюджетный кредит– денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системыРФ, юридическому лицу (за исключением учреждений), иностранному государству,иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.
Бюджетная компетенция– это принадлежащие РФ, С РФ, МО в области бюджета полномочия в лицесоответствующих ОГВ и ОМСУ по формированию и реализации собственного бюджета ирегулированию бюджетных отношений на своей территории в определенныхзаконодательством пределах.
Бюджетный процесс — регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органовгосударственной власти, органов местного самоуправления и иных участниковбюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов,утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлениюбюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждениюбюджетной отчетности.
Принципы:
реальность
сбалансированность
гласность
среднесрочность планирования при ежегодности бюджетных корректировок
последовательность
специализация бюджетных показателей
прогнозирования
Стадии:
1. Составление проекта бюджета
2. Рассмотрение и утверждение бюджета
3. Исполнение бюджета
4. Контроль за исполнением бюджета
Бюджетный контроль– урегулированная нормами бюджетного права система ревизионно-правовых мер,направленных на проверку законности и целесообразности осуществления в РФбюджетной деятельности.
Распорядительбюджетных средств – орган государственной власти, орган управлениягосударственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, органместной администрации, бюджетное учреждение, имеющее право распределятьбюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственнымираспорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Получатель бюджетныхсредств — орган государственной власти, орган управления государственнымвнебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местнойадминистрации, находящееся в ведении распорядителя бюджетных средств бюджетноеучреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательствза счет средств соответствующего бюджета.
Бюджетные(внутрибюджетные) фонды – централизованные денежные фонды, образуемыеежегодно в рамках государственного и местного бюджетов, средства которогоиспользуются строго целевым назначением.
Внебюджетные фонды– обособленные по целевому использованию финансовые ресурсы государства и муниципальныхобразований, используемые для решения их задач и функций.
Финансы предприятий– система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании,распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи сосуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности.
Финансоваядеятельность предприятий – выполнение ими в соответствии с предоставленнымиполномочиями функций по образованию, распределению и использованию денежныхфондов в связи с осуществлением своих производственных и социальных задач.
Налог –обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.
Налоговое право –совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения поустановлению и взиманию налогов с организаций и физических лиц, зачисляемых вбюджетную систему и в предусмотренных случаях – внебюджетные государственныецелевые фонды.
Налоговоеправоотношение – урегулированные нормами налогового права общественныефинансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие ивзимания налогов с физических лиц и организаций.
Система налогов и сборов
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на прибыль организаций;
6) налог на добычу полезных ископаемых;
7) водный налог;
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов;
9) государственная пошлина.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц.
Элементы налогообложения:
налогоплательщики;
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Государственный(муниципальный) кредит – урегулированные правовыми нормами отношения поаккумуляции государством и муниципальными образованиями свободных денежныхсредств юридических и физических лиц и иных субъектов на принципахдобровольности, срочности, возмездности и возвратности в целях покрытиябюджетного дефицита и регулирования денежного обращения.
Государственный(муниципальный) долг – общая сумма задолженности государства(муниципального образования) по непогашенным долговым обязательствам иневыплаченным по ним процентам.
Страхование — отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц,Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежныхфондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховыхвзносов), а также за счет иных средств страховщиков.
Страховаядеятельность – сфера деятельности страховщиков по страхованию,перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховыхактуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.
Кредитная история — информация, состав которой определен законом и которая характеризуетисполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита)и хранится в бюро кредитных историй.
Банковский кредит– предоставление банками (кредитными организациями) денежных средств заемщикамна определенный срок на условиях платности, возвратности, срочности и, какправило, материальной обеспеченности.
Государственныедоходы – часть национального дохода страны, обращаемая в процессе егораспределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений всобственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы,необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономическойполитики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также функционированиягосударственных органов.
Системагосударственных доходов – совокупность различных денежных поступлений,направляемых в собственность и распоряжение государства, основанная на единыхправовых принципах ее формирования и функционирования и имеющая свою объективнообусловленную структуру.
Источники доходов.
1. По социально-экономическому признаку:
от государственного и муниципальногохозяйства;
от совместных и иностранных предприятий;
от личных доходов граждан.
2. По территориальному уровню.
3. По юридической форме: налоговые и неналоговые.
4. По методам аккумуляции: обязательные и добровольные.
5. По отношениям собственности: собственные и заемные.
6. По порядку образования и использования: централизованные идецентрализованные.
Государственныерасходы – составная часть финансовой деятельности государства поиспользованию находящихся в его собственности и распоряжении денежных средств.
Система расходов.
1. По формам собственности: гос. и муниц.
2. По источникам финансирования: централизованные идецентрализованные.
3. По характеру участия в общественном производстве: текущиерасходы, капитальные вложения, создание резервов.
4. По функциональному признаку.
Финансированиерасходов – урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск)государственных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратнойоснове, для деятельности и развития предприятий, организаций и учрежденийсоответственно их задачам и функциям.
Источники финансирования:
1) гос. и муниц. бюджеты
2) внебюджетные фонды
3) отрасли экономики, предприятия
Два основных правовых режима финансирования:
1. Финансирование государственных или муниципальных коммерческихорганизаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственноговедения.
2. Финансирование государственных и муниципальных учреждений,состоящих на бюджете, и относящихся к некоммерческим организациям, действующимна праве оперативного управления.
Кассовые операции– совокупность материально-технических процедур по приему, хранению и выдаченаличных денег (валюты).
Денежная система– форма организации денежного обращения, т.е. непрерывного процесса движенияденег в качестве средства обращения и платежа в государстве, сложившаясяисторически и закрепленная законодательно.
Основные элементы:
1. Официальная денежная единица.
2. Порядок эмиссии наличных денег.
3. Организация и регулирование денежного обращения.
Безналичные расчеты– расчеты между субъектами без использования наличных денег (денежных купюр),посредством перечисления денежных средств со счетов в банковских (иныхкредитных) организациях в целях зачетов взаимных требований.
Форма безналичныхрасчетов – предусмотренные правовыми нормами или банковской практикойспособы перевода денежных средств через кредитные организации.
Расчеты платежными поручениями
Банк обязуется по поручениюплательщика за счет средств, находящихся на его счете, перевести определеннуюденежную сумму на счет указанного плательщиком лица в этом или ином банке в срок, предусмотренныйзаконом или устанавливаемый в соответствии с ним, если более короткий срок не предусмотрен договоромбанковского счета либо не определяется применяемыми вбанковской практике обычаями делового оборота
Расчеты по инкассо
Банк-эмитент обязуется по поручениюклиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежаи (или) акцепта платежа Порядок осуществления расчетов по инкассо регулируется законом, установленными в соответствии с ним банковскимиправилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота
Расчеты по аккредитиву
Банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием (банк-эмитент), обязуется произвести платежи получателюсредств или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель либо дать полномочие другому банку(исполняющему банку) произвести платежи получателю средств илиоплатить, акцептовать или учесть переводной вексель
Расчеты чеками
Чек — ценная бумага, содержащаяничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указаннойв нем суммы чекодержателю. Порядок и условия использования чеков в платежном обороте регулируютсяГК РФ, а в части, им не урегулированной,- другими законами и устанавливаемыми в соответствии с ними банковскимиправилами
Валюта РоссийскойФедерации:
а) денежные знаки в виде банкнот имонеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средстваналичного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либоизъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и вбанковских вкладах;
Иностраннаявалюта:
а) денежные знаки в виде банкнот,казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законнымсредством наличного платежа на территории соответствующего иностранногогосударства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые изобращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
б) средства на банковских счетах и вбанковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международныхденежных или расчетных единицах;
Валютныеценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги;
Внешние ценные бумаги — ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствиис настоящим Федеральным законом к внутренним ценным бумагам.
Валютноерегулирование – деятельность государства по регламентированию порядкасовершения валютных операций и международных расчетов.
Валютный контроль –контроль Правительства, органов (ЦБ РФ, ФСФБН) и агентов (банки,профессиональные участники рынка ценных бумаг, налоговые и таможенные органы)валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлениивалютных операций.
Органы и агенты валютного контроля имеют право:
1) проводить проверки соблюдения валютного;
2) проводить проверки полноты и достоверностиучета и отчетности;
3) запрашивать и получать документы иинформацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием иведением счетов.
Органы валютного контроля и их должностные лица в пределах своейкомпетенции имеют право:
1) выдавать предписания об устранениивыявленных нарушений актов валютного законодательства;
2) применять установленные законодательствомРоссийской Федерации меры ответственности.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютногоконтроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать отрезидентов и нерезидентов документы (копии документов).
Агенты валютного контроля и их должностные лицаобязаны:
1) осуществлять контроль за соблюдениемрезидентами и нерезидентами актов валютного законодательства;
2) представлять органам валютного контроляинформацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке,установленном актами валютного законодательства.
Органы и агенты валютного контроля и ихдолжностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую имизвестной при осуществлении их полномочий.