Содержание
1. Основныеположения гуманистической психологии
2. Концепцияневроза в гуманистическом направлении
3. Экзистенциально-гуманистическаяпсихотерапия
Заключение
Списокиспользованной литературы
1.Основные положения гуманистической психологии
Гуманистическая психология, которуючасто называют «третьей силой в психологии» (после психоанализа ибихевиоризма), сформировалась как самостоятельное направление в 50-х годах XX столетия. Гуманистическая психология основывается нафилософии европейского экзистенциализмаи феноменологическомподходе. Экзистенциализм привнес в гуманистическую психологиюинтерес к проявлениям человеческого бытия и становлению человека, феноменология- описательный подход к человеку, без предварительных теоретических построении,интерес к субъективной (личной) реальности, к субъективномуопыту, опыту непосредственного переживания («здесь и теперь») как основномуфеномену в изучении и понимании человека. Здесь можно также найти и некотороевлияние восточной философии, которая стремится к соединению души и тела вединое человеческое духовное начало.
Гуманистическая психология во многомразвивалась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Один из виднейшихпредставителей этого подхода Р. Мей писал, что «понимание человекакак пучка инстинктов или собрания рефлекторных схем приводит к потеречеловеческой сущности». Низведение человеческой мотивации к уровню первичных, идаже животных, инстинктов, недостаточное внимание к сознательной сфере ипреувеличение значимости бессознательных процессов, игнорирование особенностейфункционирования здоровой личности, рассмотрение тревоги только как негативногофеномена — именно эти психоаналитические воззрения вызывали критикупредставителей гуманистической психологии. Бихевиоризм, с их точки зрения,дегуманизировал человека, акцентируя внимание только на внешнем поведении илишая его глубины и духовного, внутреннего, смысла, превращая тем самымличность в машину, робот или лабораторную крысу. Гуманистическая психологияпровозгласила свой подход к проблеме человека. Она рассматривает личность какуникальную, целостную систему, попять которую посредством анализа отдельных проявленийи составляющих просто невозможно. Именно целостный подход к человеку стал однимиз фундаментальных положений гуманистической психологии. Основными мотивами,движущими силами и детерминантами личностного развития являются специфическичеловеческие свойства — стремление к развитию и осуществлению своихпотенциальных возможностей, стремление к самореализации, самовыражению,самоактуализации, к осуществлению определенных жизненных целей, раскрытиюсмысла собственного существования.
Гуманистическая психология неразделяет психоаналитических взглядов на тревогу как негативный фактор, наустранение которого направлено человеческое поведение. Тревога можетсуществовать и как конструктивная форма, способствующая личностномуизменению и развитию. Для здоровой личности движущей силой по ведения и егоцелью является самоактуализация, считающаяся «гуманоидной потребностью»,биологически присущей человеку как виду. Основные принципыгуманистической психологии формулируются следующим образом: признаниецелостного характера природы человека, роли сознательного опыта, свободы воли,спонтанностии творческих возможностей человека, способности к росту.
Ключевыми понятиями в гуманистическойпсихологии являются: самоактуализация, опыт, организм и конгруэнтность.Рассмотрим поподробнее каждый из них в отдельности.
Самоактуализация — процесс, сущность которого состоит в наиболее полномразвитии, раскрытии и реализации способностей и возможностей человека,актуализации его личностного потенциала. Самоактуализация помогает человекустать тем, кем он может стать на самом деле, и, следовательно, жить осмысленно,полно и совершенно. Потребность в самоактуализации выступает высшейчеловеческой потребностью, главным мотивационным фактором. Однако эта потребность проявляется и определяет поведениечеловека лишь в том случае, если удовлетворены другие, нижележащие,потребности.
Один из основателей гуманистическойпсихологии А. Маслоу разработал иерархическую модель потребностей:
1-й уровень — физиологические потребности(потребности в пище, сне, сексе и др.);
2-й уровень — потребность в безопасности(потребности в обеспеченности, стабильности, порядке, защищенности,отсутствии страха и тревоги);
3-й уровень — потребность в любви и принадлежности (потребность в любви и чувстве общности, принадлежности к определенной общности, семья, дружба);
4-йуровень — потребностьв самоуважении (потребность в самоуважении и признании другими людьми);
5-йуровень — потребность в самоактуализации (потребность в развитии и реализации собственныхспособностей, возможностей и личностного потенциала, личностногосовершенствования).
Согласно этой концепции, продвижениек высшей цели — самоактуализации, психологическому росту — неосуществимо, покаиндивид не удовлетворит нижележащие потребности, не избавится от ихдоминирования, которое может быть обусловлено ранней фрустрацией той или инойпотребности и фиксацией человека на определенном, соответствующем этойнеудовлетворенной потребности уровне функционирования. Маслоу такжеподчеркивал, что потребность в безопасности способна оказывать достаточносущественное негативное влияние на самоактуализацию. Самоактуализация,психологический рост связаны с освоением нового, с расширением сферфункционирования человека, с риском, возможностью ошибок и негативными их последствиями.Все это может увеличить тревогу и страх, что ведет к усилению потребности вбезопасности и возврату к старым, безопасным стереотипам.
К. Роджерс такжерассматривал в качестве главного мотивационного фактора стремление ксамоактуализации, которую он понимал как процесс реализации человеком своегопотенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Полное раскрытиеличности, «полноефункционирование» (и психическое здоровье), с точки зрения Роджерса,характеризуется следующим: открытостью по отношению к опыту, стремлением в любойотдельный момент жить полной жизнью, способностью прислушиваться в большейстепени к собственным интуиции и потребностям, чем к рассудку и мнениюокружающих, чувством свободы, высоким уровнем творчества. Жизненный опытчеловека рассматривается им с точки зрения того, в какоймере он способствует самоактуализации. Если этот опыт помогает актуализации, m человек оценивает его какположительный, если нет — токак негативный, которого следует избегать. Роджерс особо подчеркивалзначение субъективного опыта (личной» мира переживаний человека) и полагал, чтодругого человека можнопонять, только непосредственно обращая и, к его субъективному опыту.
Опыт понимаетсякак мир личных переживаний человека, как совокупность внутреннего и внешнегоопыта, как то, чточеловек переживает и «проживает». Опыт — это совокупность переживаний(феноменальное поле), он включает все, что потенциально доступно сознанию ипроисходит в организме и с организмом в любой данный момент. Сознаниерассматривается как символизации некоторого опыта переживаний. Феноменальное ночи содержит и сознательные(символизированные) переживания, ибессознательные (несимволизированные). Опыт прошлого также имеет значение,однако актуальное ведение обусловлено именно актуальным восприятие»интерпретацией событий (актуальным опытом).
Организм — сосредоточениевсего опыта переживаний (локус всего опыта переживаний). Это понятие включаетвесь социальный опыт человека. В организме находит выражение целостность человека.Я-концепция — более или менее осознанная устойчивая система представленийиндивида о самом себе, включающая физические, эмоциональные, когнитивные,социальные и поведенческие характеристики, являющаяся дифференцированной частью феноменального поля, Я-концепция — это самовосприятие, концепция человека о том, что он собой представляет, онавключает те характеристики, которые человек воспринимает как действительнуючасть самого себя. Наряду с Я-реальным, Я-концепция содержит также иЯ-идеальное (представления о том, каким человек хотел бы стать). Необходимоеусловие для самоактуализации — наличие адекватной Я-концепции, полного ицелостного представления человека о самом себе, включающей самые разнообразныесобственные проявления, качества и стремления. Только такое полное знание осамом себе может стать основой для процесса самоактуализации.
Термин конгруэнтность(неконгруэнтность) также определяет возможности самореализации. Во-первых, это соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом переживаний. Если в Я-концепции представленыпереживания, достаточно точно отражающие «переживания организма» (организм вданном случае понимается как сосредоточение всего опыта переживаний), если человек допускает в сознание различные видысвоего опыта, если осознает себя тем, кто он естьв опыте, если он «открыт опыту», то его образ Я будем адекватным и целостным, поведение — конструктивным, а сам человек являетсязрелым, адаптированным и способным к «полному функционированию».Неконгруэнтность между Я-концепцией и организмом, несоответствие илипротиворечие между опытом и представлением о себе вызываетощущение угрозы и тревогу, вследствие чего опыт искажается по механизмамзащиты, что, в свою очередь, приводит к ограничениювозможностей человека. В этом смысле понятие«открытость опыту» противоположно понятию «защита». Во-вторых,термин «конгруэнтность» относится к соответствиюмежду субъективной реальностью человека и внешней реальностью. И наконец,в-третьих, конгруэнтность или неконгруэнтность — это степень соответствия междуЯ-реальным и Я-идеальным. Определенное расхождение между реальным и идеальнымобразами Я играет позитивную роль, так как создаетперспективу развития человеческой личности и самосовершенствования.Однако чрезмерное увеличение дистанции представляет для Я угрозу, приводит квыраженному чувству неудовлетворенности инеуверенности, к обострению защитных реакций и плохой адаптации.
2.Концепция невроза в гуманистическом направлении
Главной человеческойпотребностью в рамках гуманистического подхода является потребность всамоактуализации. Невроз при этом рассматривается как результат невозможностисамоактуализации, как результат отчуждения человека от самого себя и от мира.Маслоу пишет по этому поводу: «Патология есть человеческое уничижение, потеряили недостижение актуализации человеческих способностей и возможностей. Идеалполногоздоровья — это человек сознательный, осознающий реальность вкаждый момент, человек живой, немедленный и спонтанный». В своей концепцииМаслоу выделял два вида мотивации:
ü дефицитарную мотивацию (дефицитарныемотивы)
ü мотивацию роста (мотивы роста).
Цель первой — удовлетворение дефицитарных состояний (голода, опасности). Мотивы роста имеютотдаленные цели, связанные со стремлением к самоактуализации. Эти потребностиМаслоу обозначил как метапотребности.Метамотивация невозможна до тех пор, пока человек не удовлетворитдефицитарные потребности. Депривация метапотребностей, с точки зрения Маслоу,может вызвать психические заболевания.
Роджерс также видит вблокировании потребности самоактуализации источник возможных нарушений.Мотивация самоактуализации реализуема в случае, если человек имеет адекватный ицелостныйобраз Я, формирующийся и постоянно развивающийся на основеосознания всего опыта собственных переживаний. Другими словами, условиемформирования адекватной Я-концепции является открытость опыту. Однако частособственные переживания человека, его опыт могут в большей или меньшейстепени расходиться с представлением о Себе. Расхождение, несоответствие между Я-концепциейи переживанием представляет угрозу для его Я-концепции. Эмоциональная реакцияна ситуацию, воспринимаемая как угроза, — тревога. В качестве противодействияэтому рассогласованию и вызванной им тревоги человекиспользует защиту. Роджерс, в частности, указывал два основных защитныхмеханизма:
v искажение восприятия
v отрицание.
Искажение восприятия — вид защиты,представляющий собой процесс трансформации угрожающих переживанийв такую форму, которая соответствует Я-концепции или согласуется с ней.
Отрицание есть процесс полногоисключения из сознания угрожающих переживаний инеприятных аспектов действительности. Когда переживания целиком не согласуютсяс образом Я, тогда уровень внутреннего дискомфорта и тревоги слишком высок,чтобы человек мог с ним справиться. В таком случае развиваются либоповышенная психологическая уязвимость, либо различные психические расстройства,в частности, невротические нарушения. В этой связи возникаетвопрос: почему у одних людей Я-конценция достаточно адекватна и человекспособен переработать новый опыт и интерпретировать его, а у других этотопыт представляет угрозу для Я? Как уже указывалось, Я-концепция формируется впроцессе воспитания и социализации и во многом с точки зрения Роджерса,определяется потребностью в положительном принятии (внимании). Впроцессе воспитания и социализации родители и окружающие могутдемонстрироватьребенку условное и безусловное принятие. Если они своимповедением дают ребенку почувствовать, что они его принимают и любят независимоот того, как он себя сейчас ведет («Я тебя люблю, но твое поведениесейчас мне не нравится», — безусловное принятие),то ребенок будет уверен в любви и принятии и в дальнейшем окажется менее уязвимым в отношениинесогласующегося с Я опыта. Если же родители ставят любовь и принятие взависимость от конкретного поведения («Я тебя не люблю, потому что ты плохосебя ведешь», что означает: «Я буду любить тебя только в том случае,если ты будешь хорошо себя вести», — условное принятие), торебенок не уверен в своей ценности и значимости для родителей. Онищет всебе, в своем поведении нечто лишающее его родительской любви ипринятия. Проявления, не получающие одобрения и вызывающие негативныепереживания, могут исключаться из Я-концепции, что препятствует ее развитию.Человек избегает ситуаций, потенциально чреватых неодобрением и негативнойоценкой. Он начинает руководствоваться в своем поведении и жизни чужимиоценками и ценностями, чужими потребностями и все дальше уходит от самого себя.В итоге личность не получает полного развития. Таким образом, отсутствиебезусловного принятия формирует искаженую Я-концепцию, несоответствующую тому, что есть в опыте человека. Неустойчивый и неадекватныйобраз Я делает человека психологически уязвимым в отношении чрезвычайно широкогоспектра собственных проявлений, которые также не осознаются (искажаются илиотрицаются), что усугубляет неадекватность Я-концепции исоздает почву для роста внутреннего дискомфорта и тревоги, способных статьпричиной манифестации невротических расстройств.
В. Франкл, основатель«третьего венского направления психотерапии» (после Фрейда и Адлера), считает, что каждое время имеет свой невроз и должно иметь своюпсихотерапию. Современный невротический пациент страдаетне от подавления сексуального влечения и не от чувствасобственной неполноценности, а от экзистенциальной фрустрации, котораявозникает в результате переживания человеком чувства бессмысленностисобственного существования. Одну из своих книг Франкл так и назвал — «Страданиев жизни, лишенной смысла». Согласно Франклу, воля к смыслу является основнойчеловеческой потребностью, а невозможность удовлетворения этой потребностиведет к «ноогенному» (духовному) неврозу.
Таким образом,гуманистический или «опытный» подход считает психические нарушения, вчастности, невротические расстройства, результатом невозможностисамоактуализации, отчуждения человека от самого себя и от мира, невозможностираскрыть смысл собственного существования.
3.Экзистенциально-гуманистическая психотерапия
Гуманистическое направление впсихотерапии включает в себя разнообразные подходы, школы и методы, которые всамом общем виде объединяет идея личностной интеграции, личностного роста,восстановления целостности человеческой личности. Этого можно достичь путемпереживания, осознания, принятия и интеграции опыта, уже существующего иполученного в ходе психотерапевтического процесса. Но представления о том,каким должен быть этот путь, за счет чего пациент в ходе психотерапии можетполучить новый, уникальный опыт, способствующий личностной интеграции, упредставителей данного направления различаются. Обычно в «опытном» направлениивыделяют три основных подхода:
— Философскийподход
— Соматическийподход
— Духовный подход
Философскийподход. Еготеоретической основой являются экзистенциальные взгляды и гуманистическаяпсихология. Главная цель психотерапии — помочь человеку в становлении самогосебя как самоактуализирующейся личности, помощь в поисках путейсамоактуализации, в раскрытии смысла собственной жизни, в достижении аутентичногосуществования. Это может быть достигнуто посредством развития в процессепсихотерапии адекватного образа Я, адекватного самопонимания и новых ценностей.Личностная интеграция, рост аутентичности и спонтанности, принятие и осознаниесебя вовсем своем многообразии, уменьшение расхождения между Я-концепциейи опытом рассматриваются как самые значимые факторыпсихотерапевтического процесса.
Наиболее полно этотподход выражен в разработанной Роджерсом клиент-центрированной психотерапии,получившей широкое распространение и оказавшей значительное влияние на развитиегрупповых методов. Для Роджерса задачи психотерапии заключаются в созданииусловий, способствующих новому опыту (переживаниям), на основании которогопациент изменяет свою самооценку в положительном, внутренне приемлемомнаправлении. Происходит сближение реального и идеального «образов Я»,приобретаются новые формы поведения, основанные на собственной системеценностей, а не на оценке другими. Психотерапевт последовательно реализует входе работы с пациентом три основные переменные психотерапевтического процесса.
Первая — эмпатия — этоспособность психотерапевта встать на место пациента, почувствовать еговнутренний мир, понимая его высказывания так, как он сам это понимает.
Вторая — безусловное положительноеотношение к пациенту, или безусловное положительное принятие, — предполагаетотношение к пациенту как к личности, обладающей безусловной ценностью,независимо от того, какое поведение он демонстрирует, как оно может бытьоценено, какими качествами он обладает, болен он или здоров.
Третья — собственная конгруэнтность, илиаутентичность, психотерапевта- означает истинность поведения психотерапевта, соответствие тому, какой онесть на самом деле.
Все три параметра,вошедшие в литературу под названием «триада Роджерса», непосредственно вытекаютиз взглядов на проблему личности и возникновение расстройств. Это, по сутидела, «методические приемы», способствующие изучению пациента и достижениюнеобходимых изменений. Сложившиеся таким образом отношения с психотерапевтомпациент воспринимает как безопасные, ощущение угрозы при этом редуцируется,постепенно исчезает защита, вследствие чего пациент начинает открыто говорить освоих чувствах и переживаниях. Искаженный ранее по механизму зашиты опыт теперьвоспринимается более точно, пациентстановится более «открытым опыту», который ассимилируетсяи интегрируется в «Я», аэто способствует увеличению конгруэнтности между опытом и «Я-концепцией». У пациента возрастает позитивноеотношение к себе и другим, он становится болеезрелым, ответственным и психологически приспособленным.В результате этих изменений восстанавливается и приобретаетвозможность дальнейшего развития способностьк самоактуализации, личность начинаетприближаться к своему «полному функционированию».
В психотерапевтической теориии практике в рамках философского подхода наиболее известныклиент-центрированная психотерапия Роджерса, логотерапия Франкла,дазайн-анализБинсвагера, разговорная психотерапия А.М. Тауша, а также психотерапевтическиетехнологии Р. Мэя.
Соматическийподход. При этом подходеновый опыт,способствующий личностной интеграции, пациент приобретаетза счет общения с самим собой, с различнымиаспектами своей личностии своего актуальною состояния. Используютсякак вербальные, так и невербальные методы, применение которыхспособствует интеграции «Я» благодаря концентрации внимания иосознаванияразличных аспектов (частей) собственной личности, собственныхэмоций,субъективных телесных стимулов и сенсорных ответов. Делаетсяакцент и на двигательныхметодиках, способствующих высвобождению подавленныхчувств и их дальнейшему осознанию и принятию.Примером этого подхода является к гештальт-терапия Перлса.
Духовныйподход. При таком подходе новый опытспособствующийличностной интеграции, пациент приобретаетблагодаря приобщению к высшему началу. В центре внимания находится утверждение«Я» как трансцендентального или трансперсонального омыта, расширение опытачеловека до космического уровня, что по мнению представителей данного подхода,ведет к объединению человека со Вселенной(Космосом). Достигается это с помощью медитации (например, трансцендентальноймедитации) или духовного синтеза, который может осуществляться различнымиприемами самоидисциплины, тренировки воли и практики деидентификации.
Таким образом, опытный подходобъединяет представления о целях психотерапии как личностной интеграции,восстановления целостности человеческой личности, что может быть достигнуто засчет переживания, осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходе психотерапевтическогопроцесса. Пациент может получить новый, уникальный опыт, способствующийличностной интеграции, различными путями: этому опыту могут способствоватьдругие люди (психотерапевт, группа), непосредственное обращение к ее закрытымаспектам собственного «Я» (в частности,телесного) и соединение с высшим началом.
Заключение
Таким образом, гуманистическоенаправление рассматривает личность человека как уникальную целостную систему,стремящуюся к самоактуализации и постоянному личностному росту. Гуманистическийподход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальномуважении к его уникальности и автономии. Основная цель психотерапии в контекстегуманистического направления — личностная интеграция и восстановлениецелостности человеческой личности, которая может быть достигнута за счетпереживания осознания, принятия и интеграции нового опыта, полученного в ходепсихотерапевтического процесса.
Список использованнойлитературы
1. Братченко С.Л.«Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки ДжеймсаБюджентала».
2. Настольная книга практическогопсихолога / Сост. С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. – Спб.: Сова, 2008 г.