Основные понятия экономической теории

«Основныепонятия экономической теории»
 

1. Предмет экономическойтеории. Структура и функции ЭТ. Экономические законы, их классификация
 
ПредметомЭТ является системапроизводственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов,их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека – и какпроизводителя, и как потребителя. Стало быть, предметом ЭТ являются эк-скиеотношения м/у людьми.
ЭТвыполняет ряд функций, которые характеризуют ее общественное назначениеи роль. Выделяют следующие функции ЭТ:
1.Познавательная. Она вытекает из основной задачи эк-ской науки – познания сущности эк-скихявлений, объективных законов эк-ского развития.
2.Методологическая. Дж. Кейнс считал, что ЭТ не есть набор уже готовых рекомендаций,применяемых непосредственно в хоз. практике. Она является скорее методом,интеллектуальным инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею,приходить к правильным заключениям. ЭТ выступает в качестве теоретическогофундамента комплекса эк-ских наук – отраслевых (экономика промышленности,транспорта, строительства и т. д.) и функциональных (финансы и кредит, б/у,аудит, денежное обращение и др.).
3.Практическая. Еесодержанием является обеспечение эк-ской политики. Результаты развития ЭТнепосредственно используются на практике. ЭТ не является точной наукой, но онаможет использовать статистические методы анализа для исследования многихконкретных проблем.
4.Прогностическая. заключается в разработке научных прогнозов и перспектив эк-скогоразвития.
Экономика – сложная многоуровневая система.Поэтому ЭТ изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов намикро- и макроуровне, которые тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Микроэкономика– раздел ЭТ, связанный с д-стьюотдельных эк-ских субъектов – домашних хозяйств и фирм, а также конкретныхрынков и отраслей. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются эк-скиерешения на этом уровне.
Макроэкономика– раздел ЭТ,изучающий эк-ские явления и процессы на уровне национального хозяйства в целом.Здесь рассматриваются общие эк-ские показатели и категории – валовойнациональный доход (ВНД) и валовой внутренний продукт (ВВП), национальныйдоход, производительность труда в стране, инфляция, безработица, распределениедоходов в обществе и пр., т. е. всегда делается акцент на общий уровень.
Всякийзакон есть отражение в нашей голове существенной причинно-следственной связимежду явлениями, а в данном случае между экономическими.
Эк-скиезаконы можно классифицировать. Это законы, действующие во всех способах производства (законэкономии времени, закон возрастания потребности). Наконец, законы, присущие темспособам производства, для которых характерен рынок (закон стоимости, спроса ипредложения, количества денег в обращении). В то же время в эк-ской науке частоиспользуются такие понятия, как «принципы», «модели». Эти понятия связаны спонятием «закон». Говоря о принципах эк-ского поведения людей, мы большеобращаем внимание на субъективную сторону их поступков, но которые объективнообусловлены существующим уровнем производительных сил, экономическимиотношениями. Так, принцип коммерческой тайны объективно вытекает из самойприроды рыночных отношений, конкуренции м/у товаропроизводителями.

2. Трудовая теориястоимости. Товар и его свойства. Двойственный характер труда, воплощенного втоваре. Величина стоимости товара. Закон стоимости и его функции
 
Отдельныеэлементы данной теории содержатся в трудах таких выдающихся экономистов, как У.Петти, А. Смит и Д. Рикардо. Однако наиболее последовательно и цельно даннаятеория разработана К. Марксом, который считал, что распределение доходов вкапиталистическом обществе носит антагонистический характер. Национальный доход(создаваемый полностью трудящимися) состоит из двух частей: заработной платынаемных рабочих и прибавочной стоимости, присваиваемой эксплуататорскимиклассами. Развитие капитализма сопровождается повышением доли буржуазии иснижением соответственно доли трудящихся при прочих равных условиях. Доходыкапиталистов и крупных земельных собственников представляют собой частьприбавочной стоимости, созданной наемными рабочими. Следовательно, болеебыстрое повышение этих доходов по отношению к заработной плате означает ростэксплуатации и усиление антагонизма между трудом и капиталом.
Теорияфакторов производства. Основы ее заложены французским экономистом Ж.Б. Сэем, и к настоящемувремени в разных трактовках, вариантах и модификациях она являетсяпреобладающей в индустриальных странах. Согласно этой теории, стоимостьпредставляет собой слагаемое различных доходов. Каждый фактор производства, участвуяв создании товара, приносит своему владельцу ту или иную часть стоимости,эквивалентную затратам этого фактора. Социологическая теория распределения. Еесоздателем является современный французский экономист Ж. Маршаль. Эта теория неотвергает в принципе теорию факторов производства, но критикует еепоследователей за невнимание к внеэкономическим, социальным факторам, влияющимна характер распределения (например, соотношение классовых сил в борьбе зараспределение национального дохода, реальная социально-экономическая структурасовременного капиталистического общества и т.п.).
Товар– это продукт труда,созданный для обмена путем купли-продажи. Представители классической школыутверждали, что товар обладает двумя свойствами:
1) потребительной стоимостью;
2) стоимостью.
Потребительнойстоимостью, как нам уже известно, обладал и продукт труда в натуральномхозяйстве. По утверждению классиков, товары обмениваются на рынке,следовательно, что-то делает возможным обмен различных по качествутоваров. Этим общим знаменателем, который объединяет многообразный мир товаров,является труд, необходимый обществу, т. е. стоимость. Согласно учениюклассической школы, стоимость, т. е. воплощенный в товаре труд, имеется еще дообмена. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меноваястоимость. Это те пропорции, в которых один товар обменивается на другой.Наличие у товара двух свойств – потребительной стоимости и стоимости – классикиобъясняли двойственным характером труда, воплощенного в товаре. С однойстороны, это конкретный труд, т. е. конкретный вид деятельности,создающий потребительную стоимость (полезность вещи): труд гончара, повара,ткача, слесаря и т. д. Конкретный труд различается по целям, характерупроизводственных операций, результатам. С другой стороны, это абстрактный труд,т. е. труд вообще, как затраты энергии в физиологическом смысле слова.Абстрактный труд создает стоимость товара. Стоимость товара измеряется общественнонеобходимым рабочим временем, т. е. временем, затраченным на производствоподавляющей части товара, созданного в обществе, при среднем уровнепроизводительности труда, интенсивности, оснащенности рабочего места,квалификации работника. В сельском хозяйстве же – это затраты времени наобработку худших по плодородию и местоположению участках, при условии, что тампроизводится подавляющая часть продукции. Такие условия назывались общественнонормальными (типичными) условиями производства.
3. Субъективнаяполитэкономия и теория предельной полезности (ценности). Основные принципыпредельной полезности (законы Госсена)
Испытываяпотребности в тех или иных благах, потребители вынуждены постоянно определятьполезность этих благ, т.к. в условиях их ограниченности приходится делатьвыбор. Для этого потребители постоянно сравнивают полезность тех благ, которыеим необходимы и доступны.
Полезностьюназывается тоудовлетворение, которое благо приносит потребителю. Определяя для себя степеньполезности того или иного блага, потребитель оценивает размер той пользы,которую принесет ему потребление блага. Для этого каждый потребитель как бывыстраивает для себя шкалу, по которой он оценивает размер пользы для себя отразличных благ. Оценка полезности зависит от субъективных и объективныхобстоятельств. На уровне индивидуума она часто весьма субъективна. Во-первых,оценка полезности одного и того же блага для разных индивидуумов можетотличаться, как, например, в случае с охотничьим ружьем и спиннингом.Во-вторых, даже у одного индивидуума оценка полезности одного и того же благазависит от обстоятельств его потребления. Так, если очень хочется пить, тостакан воды имеет больше полезности, чем в обычном случае, а если сегодня утромне хочется есть обычную порцию каши, то ее полезность для индивидуума будетснижена.
Науровне группы, коллектива, страны субъективизм в оценке полезности благ меньше,преобладает усредненная и поэтому более объективная оценка. Это позволилонемецкому ученому Герману Госсену (1810-1858) сформулировать законы, касающиесяоценки полезности.
По мереувеличения потребления блага его полезность уменьшается. Например, в случаесильной жажды индивидуума он наиболее высоко оценивает полезность первогостакана воды, его оценка полезности второго стакана меньше, третьего – ещеменьше, а четвертый стакан воды имеет для него очень низкую полезность. Первыйзакон Госсена, более известный как закон убывающей предельной полезности, гласит,что каждая последующая (предельная) порция блага вес менее полезна с точкизрения индивидуума, а в результате и совокупная полезность всего блага для негоснижается. Таким образом, если блага много, то оно ценится очень дешево, аименно по полезности последней (предельной) доступной потребителю порции этогоблага. Отталкиваясь от своего первого закона, Госсен сформулировал свой второйзакон, известный также как тонка равновесия потребителя, суть которогосостоит в том, что «общее количество потребляемых благ устанавливается таким,при котором равны предельные полезности каждого блага». Иначе говоря, потребляяодновременно много благ, каждый индивидуум покупает для себя такой набор их, вкотором предельные полезности каждого блага равны, или приносят ему одинаковоеудовлетворение.
Сущностьзакона убывающей предельной полезности состоит в том, что,начиная с определенного момента, предельная полезность снижается по мереувеличения массы потребляемого товара.
4.Эволюционная теория денег К.Маркса. Деньги – результат развития формыстоимости. Деньги как система отношений. Функции денег. Закон денежногообращения
 
Подлиннонаучное объяснение природы денег дал К. Маркс: деньги – это товарособого рода, выделившийся из мира остальных товаров для выполнения функциивсеобщего эквивалента при обмене. Когда деньги выступают посредником в товарномобмене, товарный обмен превращается в товарное обращение. Эволюция денег – этосвоеобразные стадии их развития, где можно выделить следующие эпохи:
1.Эпоха товарных денег.Это были ракушки и меха, масло и соль, рабы и т.д.;
2.Эпоха идеальных денег– связана с использованием в обращении монет из серебра и золота;
3. Эпохабумажных денег. Первыебумажные деньги появились в Китае в XII в., в XVII в. – в Америке, в XVIII в. –во Франции, Англии и России;
4. Эпохасовременных денег. Ссередины 30-х гг. XX в. начала функционировать система обращения кредитных ибумажных де нег, при которой золото было вытеснено из обращения. Появились новыеденьги, которые часто называют кредитными деньгами.
Деньгиявляются главным атрибутом финансовой системы государства, показателемсостояния экономики. Как экономическая категория деньги представляютсобой средство выражения стоимости товара, его всеобщий эквивалент. Всовременной экономике деньги являются неизменным условием обращения практическивсех видов товаров. Благодаря деньгам удается иметь единый измерительстоимости, необходимый при товарообороте. Деньги отражают глубинное состояниеэкономики и являются результатом экономических и неэкономических отношений.Поэтому деньги выступают мощным стимулом развития экономики в целом, ееотдельных отраслей, конкретных субъектов хозяйственной деятельности.
Сущностьденег как универсального товара проявляется через их функции, ккоторым относятся:
1) средство определения меры стоимости;
2) средство обмена;
3) средство платежа;
4) средство накопления;
5) мировые деньги.
Всистеме рыночного хозяйства деньги образуют «кровеносную» систему, обслуживаявсе связи воспроизводства. Эффективное функционирование рыночной экономикивозможно лишь в условиях, когда сумма цен обращающихся товаров (услуг)соответствует количеству денежной массы в обороте. Закон количества денег вобращении может быть выражен формулой К. Маркса и уравнением Фишера. Формула К.Маркса:
/>
где М – объем денежной массы; ∑– сумма цен товаров; К – сумма цен товаров, проданных в кредит; В – суммавзаимопогашающихся платежей; П – платежи, по которым наступил срок оплаты; О –количество оборотов денежной единицы.
5. Классическаяколичественная теория денег. Формула И.Фишера. Понятие ликвидности. Денежныеагрегаты. Уравнение кембриджской школы
Присистеме металлического денежного обращения выделяют два вида денежныхсистем: биметаллизм; монометаллизм.
Биметаллизм– роль всеобщегоэквивалента закреплена за двумя металлами: золотом и серебром.Предусматривается неограниченное обращение и свободная чеканка, установлениедвух цен на один товар. Эта система существовала в XVI–XVIII вв., а в ряде странЗападной Европы действовала и в XIX в. Система не обеспечивала устойчивостиденежного обращения.
Монометаллизм– роль всеобщегоэквивалента закреплена одним металлом. Серебряный монометаллизм существовал вРоссии (1843–1852 гг.), Индии (1852–1893 гг.), Китае (до 1935 г.). Золотоеобращение в России введено с 1897 г.
Различаюттри разновидности (стандарта) золотого монометаллизма: золотомонетный;золотослитковый; золотодевизный.
Золотомонетныйстандартхарактеризовался свободной чеканке монет, беспрепятственным обменом банкнот назолото, незапрещенным движением золота между странами. Этот стандарт требовалналичия золотых запасов в эмиссионных центрах. Первая мировая война привела котмене золотомонетного стандарта в большинстве стран.
Золотослитковыйстандарт, прикотором банкноты обменивались на золотые слитки, был введен после Первоймировой войны в Великобритании и во Франции.
Ликвидность – способностьбыстрого перевода актива в наличные деньги без потерь его стоимости. Деньгиявляются наиболее ликвидными активами.
В рамкахколичественной теории денег спрос на деньги определяется в соответствии суравнением И. Фишера:
MV =PQ,
откуда:
М = РQ/V
где М – объем денежной массы; V– количество оборотов денежной единицы; Р – уровень цен; Q – объемВНП.
Модификацияколичественной теории денег была предложена представителями Кембриджской школы.Кембриджское уравнение имеет следующий вид:
М = k ×P × Y, тогда Md = M/P = k × Y,
где Y – размер реального дохода.Коэффициент k представляет собой ту часть денежных средств, которая дляудобства держится в виде наличных денег.
Какизбыток, так и недостаток денежной массы в экономической системе приводит котрицательным последствиям в ее функционировании.
Сущностьденег как универсального товара проявляется через их функции, к которымотносятся:
6) средство определения меры стоимости;
7) средство обмена;
8) средство платежа;
9) средство накопления.
Кейнсианскийподход к спросу на деньги. В теории денег М. Кейнса главная роль отводится ставке процента. Онисходил из того, что деньги – один из видов богатства в структуре портфеляактивов экономических агентов. Теория спроса на деньги Кейнса получила названиетеории предпочтения ликвидности, поскольку, согласно данной теории,часть портфеля активов, которую экономические субъекты желают иметь в видеденег, зависит от их оценки свойства ликвидности. Кейнс в отличие отпредставителей классической школы, которые главное внимание уделяли транзакционномуспросу на деньги, рассматривал и другие мотивы.
Согласнокейнсианской теории предпочтения ликвидности, существуют три главныхпобудительных мотива хранения экономическими агентами части их богатства(портфеля активов) в форме денег.
Денежнаямасса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платежныхсредств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагаютгосударство, физические и юридические лица.
Вструктуре денежной массы выделяют денежные агрегаты – Мо, Ml, М2, МЗ, М4,группирующие различные платежные и расчетные средства по степени их ликвидности,причем каждый последующий агрегат включает в себя предыдущий:
• агрегат Мовключает наличные деньги в обращении: металлические монеты и бумажные деньги;
• агрегат Mlсостоит из агрегата Мо и средств на счетах банков, которые могут использоватьсядля платежей в безналичной форме, трансформироваться в наличные деньги;
• агрегат М2 (этоденьги в более широком смысле слова) содержит агрегат Ml, а также деньги насрочных и сберегательных счетах коммерческих банков;
• агрегат МЗвключает агрегат М2, сберегательные вклады в
специализированных кредитных учреждениях, а также ценные бумаги, обращающиесяна денежном рынке;
• агрегат М4 равенагрегату МЗ плюс другие ликвидные активы, такие как банковские акцепты,коммерческие бумаги и др.
ВРоссийской Федерации для расчета совокупной денежной массы применяются агрегатыМо, Ml, M2, МЗ. При этом они имеют особое национальное определение.
6. Издержки и доходфирмы. Классификация издержек: постоянные, переменные, общие, средние,предельные, безвозвратные. Издержки фирмы в краткосрочном и долгосрочномпериодах
Постоянныезатраты в коротком периоде не зависят от объема производства. Они существуют ипри нулевом его объеме. Примерами таких затрат являются некоторые виды налогов,амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, оплата трудауправленческого персонала и т.д.
Переменныезатраты изменяются пропорционально объем) производственной деятельности, т.е.его увеличение приводит к рост) совокупных затрат. Последние характеризуютсялинейной зависимостью от объема производства, переменные затраты на единиц}продукции – относительно постоянная величина в коротком периоде. К переменнымзатратам относят материальные затраты, заработную плату основныхпроизводственных рабочих. Предполагается что эти затраты изменяютсяпропорционально объему производственной деятельности в пределах определенногообъема производства.
Делениезатрат на постоянные и переменные используете: при проведении анализабезубыточности и связанных с ним показателей, при оптимизации структурывыпускаемой продукции, маржинальном методе планирования финансовых показателей,в системе бюджетирования.
Взависимости от методов отнесения на себестоимость продукции затраты подразделяютсяна прямые и косвенные.
Подпрямыми понимаются затраты, связанные с производством отдельных видовпродукции, которые могут быть прямо и непосредственно включены в ихсебестоимость. Например, затраты на сыры основные материалы, покупныеполуфабрикаты и комплектующие изделия, основная заработная платапроизводственных рабочих и т.п. К косвенным относятся затраты, связанные сосуществление общего производственного процесса на предприятии, с производство:нескольких видов продукции.
Поотношению к отчетному периоду все затраты делятся на затраты текущего(отчетного) периода, прошлых и будущих отчетных периодов. Такие затратывключаются в себестоимость продукции в сметно-нормализованном порядке.
Затратыпризнаются в том периоде, когда были израсходованы ресурсы того или иного видаи эта стоимость была оценена с достаточной степенью надежности. Измерениестоимости израсходованных ресурсов признается достаточно надежным, если фактиспользования ресурсов и их оценка подтверждены документально.
По ролив процессе производства затраты делятся на производственные и внепроизводственные(коммерческие). Такое деление позволяет определить затраты на производство исбыт продукции, а также их соотношение.
Предельныеиздержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще однойдополнительной единицы продукции.
Дляпредприятия важны не только общие расходы, но и средние издержки – этоиздержки в расчете на единицу выпускаемой продукции. Именно средниеиздержки используются для сравнения с ценой, которая всегда указывается наединицу продукции. Также различают средние постоянные издержки –постоянные издержки, приходящиеся на единицу выпускаемой продукции, и средниепеременные издержки – переменные издержки в расчете на единицу продукции.
Так какпостоянные издержки не меняются, то при увеличении объема выпуска продукциисредние постоянные издержки снижаются, т. е. сумма постоянных издержекраспределяется на большее количество продукции, и величина их стремится к нулю.Кривые средних издержек и средних переменных издержек сначала падают, достигаютминимума, а затем начинают расти согласно закону убывающей отдачи.
Расходына совершение рыночных сделок называются транзакционными издержками. Этоиздержки на сбор и обработку информации о состоянии рынка, на поиск покупателя(продавца) и ведение с ним переговоров и заключение контракта, а также наконтроль над его соблюдением.
7. Теории прибыли.Экономическая (чистая) и бухгалтерская прибыль
 
В условияхрыночной экономики значение прибыли огромно. Прибыль – это реализованный чистыйдоход, созданный прибавочным трудом работников, а именно разницу между выручкойи полной себестоимостью продукции, работ, услуг. Прибыль как важнейшаякатегория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых,прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результатедеятельности предприятия. Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией.В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разныхуровней.
Получениеприбыли является главной целью предпринимательской деятельности. По своейэкономической природе прибыль представляет собой часть стоимости (цены)прибавочного продукта, созданного для общества трудом работников материальногопроизводства.
Прибыльот реализации – это разница между выручкой от реализации продукции и полнойсебестоимостью реализованной продукции:
ПР= РП–С,
где РП – реализованная продукция,руб.; С – себестоимость, руб.
Валовая(балансовая) прибыль – это превышение балансового дохода над балансовымрасходом до уплаты налогов. В нее входит прибыль от реализации, прибыль отвнереализационных операций и прибыль от реализации основного капитала.
Прибыль(убытки) от внереализационных операций включает в себя: прибыль подсобных иобслуживающих производств; прибыль от долевого участия в совместныхпредприятиях; прибыль от сдачи имущества в аренду; прибыль от дивидендов; убыткиот прочих хозяйственных операций (например, поступление безнадежных долгов,пени, штрафов, неустойки, уплаченные или полученные в связи с нарушениемхозяйственных договоров).
Чистая,или распределяемая {остаточная), прибыль – это прибыль, остающаяся враспоряжении предприятия и его акционеров.
Всоответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерскойотчетности в РФ «бухгалтерская прибыль (убыток) представляет собой конечныйфинансовый результат (прибыль или убыток), выявленный за отчетный период наоснове бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценкистатей бухгалтерского баланса». Основными показателями прибыли (убытков)являются:
– валовая прибыль,определяемая как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ,услуг (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостьюпроданных товаров, продукции, работ, услуг;
– прибыль (убыток)от продаж, определяемая как разница между валовой прибылью и управленческимирасходами и расходами на продажу;
– прибыль (убыток)до налогообложения, определяемая как сумма прибыли (убытков) от продаж иоперационных и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму операционных ивнереализационных расходов;
– чистая прибыль (убыток)отчетного периода, определяемая как разница между прибылью (убытком) доналогообложения и налоговыми и другими обязательными платежами из прибыли.
8. Понятие совершеннойконкуренции, ее характерные черты. Определение цены и объема производства в условияхчистой конкуренции
Совершеннаяконкуренция – тип рыночной структуры, при которой существует очень большоеколичество фирм, изготавливающих однородную, или стандартизированную,продукцию, причем каждая фирма в отдельности не может влиять на цену выпускаемойпродукции, равно как и ее потребитель (покупатель).
Валовойдоход – доход, получаемый фирмой, равный цене товара, умноженной на количествопроданных единиц товара.
Предельныйдоход – это увеличение валового дохода в результате увеличения выпускапродукции на одну единицу. Отличительными особенностями рынка совершеннойконкуренции являются:
1.Количество фирм на рынке, лишенных возможности влиять на совокупный объемпредложения, очень большое.
2.Тип продукта – стандартизированный, т.е. однородный.
3.Контроль над ценами отсутствует.
4.Фирмы действуют независимо друг от друга.
5.Отсутствуют препятствия для вхождения в отрасль.
6.Отсутствует неценовая конкуренция. Примером отрасли может быть сельскоехозяйство.
Совершеннаяконкуренция скорее идеальная, чем реальная модель. Вместе с тем существуютрынки, более приближенные кэтой модели, чем к другим. Примером этойформы конкуренции может быть рынок сельскохозяйственных товаров в странах, гдев сельском хозяйстве преобладают семейные фермы. Поэтому рынок совершеннойконкуренции и его закономерности имеют не только теоретическое, но и некотороепрактическое значение.
Рынок совершеннойконкуренции характеризуется незначительной долей фирмы в общем объеме товаров иуслуг на рынке. Предложение каждой фирмы столь мало, что она не может влиять нацену. Цену диктует рынок. Фирма совершенной конкуренции – «прайс-тейкер», т.е.ценополучатель. Она сталкивается со спросом, совершенно эластичным по цене.Крайне малый рост цены уничтожает спрос, крайне малое понижение ее ведет кнеограниченному росту спроса.
Совершеннаяконкуренция – цена, «назначенная» рынком, каждая последующая единица товарапродается по одной и той же цене. Следовательно, предельный доход будет равенцене товара:
Валовойдоход прямо пропорционален выпуску продукции. В краткосрочномпериоде фирма достигает максимизации прибыли. Определяя ее, используем дваспособа. Первый – сопоставление валового дохода и валовых издержек а), второй –сопоставление предельного дохода) и предельных издержек.
 

9. Несовершеннаяконкуренция и ее виды. Характерные черты чистой монополии. Определение цены иобъема производства в условиях чистой монополии
 
Несовершенноконкурентный рынок имеет место тогда, когда покупатели или продавцы могутвоздействовать на рыночную цену, а, следовательно, и на объем спрашиваемой илипредлагаемой продукции. Это рождает монопольную власть, т.е. ситуацию, когдапродавец имеет возможность повышать цену на вою продукцию, ограничивая объемвыпуска.
Чистаямонополия – одна из структур несовершенной конкуренции. Чистая монополия –такая же идеальная модель, как и совершенная конкуренция, но исследованиезакономерностей ее функционирования дает возможность лучше понять механизмповедения на рынке реальных монополистических структур – монополистической иолигополистической моделей. Характерные черты чистой монополии: единственныйпродавец конкретного товара или услуги на рынке; одна фирма на рынке;уникальный, не имеющий заменителя тип продукта; значительный контроль надценами; вступление в отрасль блокировано; неценовая конкуренция – реклама, «паблик-рилейшнз».
Примеротрасли – местные коммунальные предприятия. Для максимизации дохода и прибылимонополия, в отличие от фирмы конкурентного рынка, манипулирует не толькообъемом, но и ценой. Монополия – ценоискатель, т.е. это фирма ирайс-мейкер(price-maker) в отличие от фирмы-ценополучателем (price-taker).
Можносформулировать следующее правило: Если кривая спроса на продукцию фирмы ирыночная кривая спроса совпадают, то первая кривая – убывающая. Чем нижецена, тем больший объем будет продан. Рост цены возможен только при уменьшенииобъема продаж.
Монополизацияэкономики негативно влияет на функционирование рыночного механизма. Монополиядеформирует наиболее важную – регулирующую функцию рынка, нарушает оптимальныйхарактер распределения ресурсов в обществе. Навязывая цену, которая превышаетальтернативные издержки, монополист побуждает потребителей уменьшать покупки,искать другие варианты, менее выгодные для него.
Монополистическаяконкуренция – рыночная структура, в которой большое число фирм производятдифференцированную, т.е. не имеющую близких заменителей, продукцию.
Отличительнымипризнаками монополистической конкуренции являются: большое количество фирм нарынке; дифференцированный тип продукта; контроль над ценами – в узких рамках;сравнительно открытые для новых производителей отрасли; неценовая конкуренцияделает упор на рекламу, торговые марки и торговые знаки; доступ к рыночнойинформации имеет некоторые ограничения.
Примеротрасли – розничная торговля, производство одежды и обуви.
Олигополия– это рыночная структура, при которой несколько крупных фирм контролируютпроизводство и сбыт основной массы продукции. Отличительные черты олигополии:На олигополистическом рынке доминируют несколько фирм; Тип продукта –дифференцированный и стандартизированный; Контроль над ценой ограничен взаимнойзависимостью; Значителен при тайном сговоре; Наличие существенных препятствийдля вступления в отрасль; Типична неценовая конкуренция – улучшение качества,реклама, паблик-рилейшнз; Доступ к рыночной информации существенно ограничен.Пример отрасли – металлургия, автомобилестроение, производство бытовыхэлектроприборов.
Олигополистическаяконкуренция совмещает два начала: координацию и конкуренцию.Необходимость координации обусловлена значительными потерями в случаеконкуренции между несколькими крупными фирмами. Конкурентная средаобеспечивается объективными и субъективными факторами, препятствующими тайномусговору.
Важнойособенностью этого рынка является олигополистическая взаимозависимость. Этоновый феномен рынка, присущий только олигополистической модели. Поэтомупреимущество имеет неценовая конкуренция: улучшение качества продукции,послепродажный сервис, связи с общественностью (паблик рилейшнз).
Чтокасается ценовой конкуренции, то здесь политика олигополии очень осторожна ивызвана возможной реакцией на изменение цен других участников рынка. Общийспрос определяется всеми участниками рынка, а не одной из фирмолигополистического рынка. Для покупателей спрос будет неэластичным, если вследза ценовым лидером повысят цены все фирмы. Но если другие фирмы не поддержатповышение цены, спрос будет высокоэластичным.
 
10. Особенностипредложения на рынке ресурсов. Кривая предложения труда. Рынок труда. Конкурентноеравновесие. Определение заработной платы и производительность труда
Товар «труд»является своеобразным товаром. К основным его особенностям следуетотнести:
1)собственником товара «труд» является сам работник. Способность к трудупродается на определенное время. При продаже обычного товара продавецутрачивает право собственности на него, оно передается покупателю навсегда;
2) труд –это живой, одушевленный товар;
3) при купле-продаже рабочей силы отношения работника и предпринимателятолько начинаются и непрерывно продолжаются вплоть до увольнения работника. Прикупле-продаже обычного товара продавец и покупатель расстаются, как правило,друг с другом сразу после
продажи или покупки товара;
4) товар «труд» нельзя положить на склад на хранение;
5) товар «труд» оплачивается после того, как используется в течениеопределенного периода времени, т. е. работник как бы кредитует покупателя;
6) товар«труд» не уничтожается при использовании, а, как правило, развивается иулучшается.
Реальнаязаработная плата –это то количество товаров и услуг, которое можно купить на номинальнуюзаработную плату, т. е. выраженною в деньгах. Повышение ставки заработной платывлияет на предложение труда отдельного человека двояким образом:
• во-первых, принизкой заработной плате действует эффект замещения отдыха трудом. Чемвыше реальная заработная плата, тем больше времени человек захочет уделитьработе. Кривая предложения труда на этом участке направлена вверх;
• во-вторых, приотносительно высокой заработной плате действует эффект дохода. Человекстремится больше отдыхать, сокращая время, отведенное работе (отдых является «нормальнымтоваром», и спрос на него с увеличением дохода увеличивается). Предложениетруда падает.
Такимобразом, кривая предложения труда отдельного человека имеет изгибающуюся форму.Ее еще иногда называют обратной кривой предложения рабочей силы. Мывидим, что при низкой заработной плате функция возрастает – здесь преобладаетэффект замещения отдыха трудом. Несмотря на то, что кривая предложения трудаотдельного человека имеет изгибающуюся форму, в целом же кривая рыночногопредложения труда возрастает: чем больше работников может принять та илииная отрасль, тем выше должен быть предлагаемый ею уровень заработной платы.
Криваяпредложения труда в долгосрочном периоде будет более эластичной по заработнойплате, чем в краткосрочном периоде, так как за некоторое время работники могутсменить специальность, окончить соответствующие курсы и т. д.
Производительностьтруда есть плодотворность, продуктивность производственной деятельности людей,т. е. способность конкретного труда создавать в единицу рабочего времениопределенное количество продукции. С ростом производительности труда выработкапродукции в единицу времени растет, а рабочее время, затрачиваемое на единицупродукции, уменьшается.
11. Рынки капиталов.Капитал и процентный доход. Ссудный процент, спрос на заемные средства и ихпредложение. Воздействие ставки ссудного процента на инвестиционные решения.Дисконтирование и инвестиционные решения
 
Капитал– экономический ресурс, определяемый как сумма материальных денежных иинтеллектуальных средств, используемых для предпринимательской деятельности.Основной капитал (основные фонды) является главной составной частью капиталафирм в большинстве отраслей, прежде всего в реальном секторе.
Оборотныйкапитал, или оборотные средства, промышленного предприятия включают в себяоборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды – часть производственныхфондов, которая целиком потребляется в каждом производственном цикле иполностью переносит свою стоимость на вновь созданный продукт. К оборотнымфондам относятся: предметы труда, находящиеся в производственных запасах;предметы труда, вступившие в производство; расходы будущих лет на освоениеновой продукции и совершенствование технологий; малоценные ибыстроизнашивающиеся предметы, стоимость которых не превышает 10 тыс. руб., внезависимости от срока службы или срок службы которых менее года независимо отстоимости.
Фондыобращения представляют собой средства предприятий, функционирующие в сфереобращения и включающие в себя стоимость готовой продукции, предназначенной креализации, и денежные средства в кассе, на расчетных счетах в банках и врасчетах.
Оборотныесредства всегда находятся в движении. Они совершают кругооборот, в процессекоторого проходят три стадии, меняя свою форму.
Настадии I оборотные средства (денежный капитал) из денежной формы переходят втоварную. При этом приобретаются предметы труда и рабочая сила, т.е. создаютсяпроизводственные запасы. На стадии II производственные запасы при участииорудий труда и рабочей силы превращаются в незавершенное производство и по мерезавершения производственного процесса в готовую продукцию. Эта стадия являетсяпроцессом производственного потребления производственных запасов. На стадии IIIпромышленное предприятие реализует готовую продукцию, и средства, высвобождаясьиз товарной, вновь принимает денежную форму.
Кругооборотсчитается завершенным, когда денежные средства за реализованную продукцию поступятна расчетный счет предприятия и обеспечат прибавочную стоимость.
Стоимостьодной денежной единицы, выплачиваемой в будущем, называется дисконтированной(или современной) стоимостью. При принятии решений по инвестициям используетсякритерий чистой дисконтированной стоимости, представляющий собой разницу междуожидаемыми доходами от инвестиций и самими инвестициями.
Ссудныйпроцент – это цена, уплачиваемая за использование денег.
Поэкономическому определению капитал разделяется на два вида – реальный, т.е. вматериальной и интеллектуальной форме, и финансовый, т.е. в форме денег иценных бумаг. Все чаще выделяют и третий вид -человеческий капитал,образующийся в результате инвестиций в образование и здоровье трудовыхресурсов.
Реальныйкапитал (реальные активы, нефинансовые активы) делится на основной и оборотныйкапитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одногогода. В России основной капитал называют основными фондами.
Креальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотныесредства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасыготовой продукции и товары для перепродажи. Это экономическое определениеоборотного капитала.
Финансовыйкапитал, состоит из денег и ценных бумаг. Он порожден нуждами экономическогокругооборота. Финансовый капитал приносит доход в форме прибыли (от акций) ипроцента. Финансовый капитал, предоставляемый в ссуду, называют ссудным.
Инвестиции– это вложения, как в финансовый, так и в реальный капитал. Это определениеможно назвать бухгалтерским, так как оно охватывает вложения во все видыактивов. Согласно экономическому определению это только вложения в реальныйкапитал. Инвестиции в реальный капитал ведут к воспроизводству и обновлениюосновного капитала и материальных оборотных средств.
 
12. Основныемакроэкономические показатели рыночного хозяйства: ВНП, ВВП и др. Расчет ВНП подоходам и расходам. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен:потребительских и цен производителя; индекс Паше
 
Основусистемы национальных счетов составляет счет ВВП или ВНП.
Принятыйв качестве основного показатель (ВВП или ВНП) рассчитывается двояким образом. Содной стороны, он определяется как сумма расходов конечных пользователей напокупку товаров и услуг, с другой – как сумма доходов субъектов хозяйственнойдеятельности, созданных в процессе производства. В сводной таблице СНС первыйподход характеризует счет производства, второй – счет распределения. Объемрасходов, произведенных в данном году = Денежный доход, полученный отпроизводства продукции данного года.
Прирасчете ВНП по расходам суммируются следующие основные виды расходов:
– личныепотребительские расходы, включающие денежные средства населения, направляемыена покупку товаров текущею потребления, товары длительного пользования, а такжена оплату услуг;
– валовые частныевнутренние инвестиции, состоящие их покупок предпринимателями машин иоборудования, всех затрат на строительство и изменений запасов оборотныхфондов;
– государственныезакупки товаров и услуг, включающие рас ходы федеральных и местных органоввласти на приобретение конечной продукции и покупку всех производственныхресурсов.
– единственнымвидом бюджетных расходов государства, не входящим в этот элемент совокупныхрасходов, являются трансфертные платежи, которые не отражают увеличениятекущего производства, а являются формой перераспределения государственныхрасходов;
– чистый экспорт,представляющий разницу между величиной затрат иностранцев на покупку товаровданной страны и объемом расходов страны на покупку иностранных товаров.
Всепоказатели в системе национальных счетов исчисляются в текущих рыночных ценах.Поэтому на основе показателей ВНП или ВВП оценивается номинальная величинасуммарного объема годового производства. Номинальный ВНП (ВВП) изменяетсякаждый год по двум причинам. Первая состоит в том, что изменяется физическийобъем выпуска благ. Вторая причина – изменение рыночных цен. Для учета влияниядинамики рыночных цен на величину номинальных показателей необходимо датьколичественную оценку их изменения. Показатель, характеризующий темп ростарыночных цен текущего года по сравнению с базисным, называется уровнем(индексом) цен или дефлятором ВНП (ВВП). Первый термин используется в томслучае, когда речь идет об уровне инфляции за период от момента, на которыйберутся базовые цены, до текущего года, или о макроэкономических функциональныхзависимостях. Термины «дефлятор ВНП» и «дефлятор ВВП» используются, когда речьидет о пересчете номинальных величин в реальные. Тем самым подчеркивается, чтопроцесс пересчета позволяет элиминировать влияние инфляции.     
Рассчитанноена базе национальных счетов номинальное значение ВНП и ВВП служит основой дляопределения всех других показателей общественного продукта, а также дляпоказателей, характеризующие распределение национального дохода. К числупоследних относятся личный доход и располагаемый доход.
Личныйдоход (ЛД) представляет собой полученный доход в отличие от НД, которыйявляется заработанным доходом. Располагаемый доход (РД) характеризует ту частьличного дохода, которую население может тратить по своему усмотрению.
Величинадохода, оцениваемая в деньгах, представляет номинальный доход. Реальный доход –это сумма товаров и услуг, которые можно приобрести на денежные доходы.
Наиболеечасто используемым показателем уровня цен является индекс потребительских цен –это отношение цены потребительской корзины в /-м году к ее цене в базисномгоду. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не всеконечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемуюпотребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством. Сюдавходят основные продовольственные товары, набор основных непродовольственныхтоваров (одежда, обувь, бытовые товары) и основных услуг (медицинские,транспортные услуги, связь, отдых, культура, личная гигиена).
Индексоптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.
Индекс,рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимногозамещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражаетсяпроисходящее при этом снижение уровня благосостояния.

13. Макроэкономическоеравновесие. Модель совокупного спроса и предложения (AD-AS)
 
Взаимодействиемежду совокупным спросом и совокупным предложением определяется на основемодели AD–AS. Она является исходной базовой моделью для анализамакроэкономического равновесия. Пересечение кривых совокупного спроса исовокупного предложения определяют равновесный уровень цен и равновесныйреальный объем национального производства. Рассмотрим случай, когда эти кривыепересекаются на промежуточном участке кривой совокупного предложения.Равновесный уровень цен равен Ро, а равновесный реальный объемпроизводства – Уо.
Есликривая совокупного спроса пересекает кривую совокупного предложения нагоризонтальном участке кривой AS, то уровень цен здесь не играет никакой роли вустановлении рыночного равновесия. Если бы в стране было произведено количествопродукции Yf, ее нельзя было бы продать, так как экономика находитсяв состоянии кризиса, и потребители не могли бы скупить на рынке весьнациональный продукт, следовательно, возникнут товарные запасы и производителисократят количество предлагаемых товаров и услуг до величины Уо.
Подвлиянием различных факторов могут происходить сдвиги кривой совокупного спроса.Сдвиг кривой совокупного спроса происходит на кейнсианском участке кривойсовокупного предложения. На этом участке экономика характеризуется высокимуровнем безработицы и наличием неиспользуемых производственных мощностей. Приувеличении совокупного спроса с AD до AD1 реальный объемпроизводства увеличится с Уо до Уг. Занятость тожеувеличится, а уровень цен останется постоянным.
Сдвигкривой совокупного спроса происходит на промежуточном участке кривой совокупногопредложения – этом случае увеличение реального объема производствасопровождается ростом цен. Повышение цен, связанное с увеличением совокупногоспроса, называется инфляцией спроса.
Теориямикроэкономики различает два основных подхода (механизма) к анализуустановления равновесной цены: равновесие по Л. Вальрасу и равновесие по А.Маршаллу. Главным в подходе Вальраса является разрыв в объеме спроса ипредложения в результате отклонения фактической цены (Р{) или (Р2)от равновесной (Р*). В зависимости от этого усилится либо конкуренцияпокупателей, либо конкуренция продавцов, что уравнивает фактическую цену сравновесной. В модели Вальраса инструментом сбалансирования являются цены.Допустим, действительная цена товара превысила равновесную. В этом случае объемспроса равен величине Q, а объем предложения – Q1. Налицо превышениепредложения над спросом, т. е. избыток товара. Недостаточный спрос вызоветпадение цены, которая снизится до равновесной величины (Р*). Если же, напротив,цена (Р2) ниже равновесной, то спрос превышает предложение. Налицосостояние дефицита. Поэтому цены будут стремиться расти до равновесногосостояния (Р*).
14.Фискальная политика: содержание, цели и инструменты. Сущность налогов, ихфункции. Основы теории налогообложения. Классификация налогов
Налоги – это обязательныеплатежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.
Роль налогов выражается вих функциях. Различают следующие функции налогов: фискальная;регулирующая; перераспределительная А. Смит сформулировал основополагающие принципыналогообложения, которые могут использоваться в любой экономической системе: подданныегосударства должны участвовать в содержании правительства соответственнополучаемому ими доходу; сумма налога, которую обязан уплатить отдельный субъектналога, должна быть точно определена; каждый налог должен взиматься в то времяи тем способом, как это удобно плательщику; каждый налог должен быть задуман иразработан таким образом, чтобы заработная плата чиновников не поглотила значительнуюдолю тех средств, которые поступают от данного налога.
Налоги классифицируютсяпо нескольким признакам: По способу платежа различают прямые и косвенныеналоги. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные(целевые). В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступаютналоговые средства, различают федеральные налоги, региональные налоги иместные налоги.
Фискальная политика – это политика государственныхрасходов и налогов, т. е. система регулирования, связанная с правительственнымирасходами и налогами. Правительственные расходы и налоги являются инструментамифискальной политики. К правительственным расходам, мы знаем, относитсястроительство за счет бюджета дорог, Школ, медицинских учреждений, закупкисельскохозяйственной продукции, боевой техники, внешнеторговые закупки,содержание социальной сферы, науки, поддержка искусства и т. д. С налогами мыуже познакомились выше.
Основными рычагами фискальнойполитики государства являются изменения:  залоговых ставок; базы налогообложения;видов налогов; их количества; размеров государственных расходов или ихнаправлений.
В экономической теориипредставители кейнсианской школы и сторонники теории «экономики предложения»по-разному рассматривают методы проведения фискальной политики государства.
Кейнсианцы ориентируются на созданиеэффективного совокупного спроса как стимула экономического развития страны.Основным фактором роста совокупного спроса и, соответственно, роста реальногообъема производства они считают сокращение налогов, что в краткосрочном периодеприводит к сокращению поступлений в бюджет. Следствием этого являетсяобразование или увеличение бюджетного дефицита. Согласно кейнсианской теориисуществуют два направления фискальной политики, являющиесятрадиционными.
Первое направление – дискреционная политика, котораяпроводится по усмотрению правительства и на основе принимаемых им решений. Этосознательное регулирование государством уровня налогов и государственныхрасходов с целью воздействия на реальный объем ВВП, занятость и инфляцию.Государственные расходы оказывают на совокупный спрос влияние, подобноеинвестициям, и так же, как инвестиции, обладают мультипликационным эффектом. Мультипликаторгосударственных расходов показывает, как изменяется объем ВВП в результатеизменения государственных расходов.
Налоговыймультипликатор –коэффициент, показывающий, во сколько раз изменяется ВВП под влиянием измененияналогов.
Вторым направлением фискальной политики является политикавстроенных стабилизаторов, т. е. тех механизмов, которые работают в режимесаморегулирования. Сюда относятся прогрессивная система налогообложения;система государственных трансфертов. По мере роста объема ВВП наблюдаетсяпропорциональный прирост налоговых поступлений, что снижает покупательную способностьнаселения и экономический рост сдерживается. В случае падения национальногопроизводства налоговые поступления уменьшаются. Это увеличивает покупательнуюспособность населения, совокупный спрос увеличивается, и спад экономикисдерживается. Трансфертные же платежи во время экономического подъемасокращаются, а в период спада возрастают. Встроенные стабилизаторы толькоуменьшают колебания цикла, но не могут их полностью устранить. Эта проблемарешается уже с помощью дискреционной политики.
В отличие от кейнсианцев,сторонники теории «экономики предложения» считают, что уменьшениеналоговых ставок приводит к увеличению совокупного предложения. Уменьшениеналогов способствует росту доходов населения и доходов предпринимателей, а,значит, расширению производства, что, в конечном счете, приводит к увеличениюпоступлений в бюджет. Эта зависимость получила название «эффект Лаффера».Кривая Лаффера показывает зависимость между динамикой налоговых ставок идоходами бюджета государства. При увеличении ставки налога до определенныхпределов (50%) доход государства увеличивается, а затем начинает уменьшаться(снижается деловая активность, часть предпринимателей уходит в «теневуюэкономику»). При 100%-ном налогообложении доход государства равен нулю. Причемпри налогах, например, в 20% и 80% доходы в бюджет одинаковы. Конечно же, вкраткосрочном периоде снижение налогов обязательно приведет к уменьшениюналоговых поступлений в бюджет, но в долгосрочном периоде налоговые поступленияв бюджет увеличиваются в результате экономического роста, т. е. методыпроведения фискальной политики, предлагаемые сторонниками теории «экономикипредложения», рассчитаны на долговременный эффект.
15.Кредитно-денежная политика: цели и инструменты. Политика дешевых и дорогихденег в модели «АD-AS». Проблемы осуществления стабилизационной политики
 
Целькредитно-денежной политики – организация стабильности денежного обращенияобеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства,характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции.
Всовременной рыночной экономике используются следующие инструменты регулированияденежной массы в обращении:
1. Операции на открытом рынке. Путемпокупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг центральныйбанк может осуществлять либо вливание денег в кредитную систему государства,либо их изъятие. Операции на открытом рынке проводятся центральным банкомобычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитныхучреждений.
2.Изменение учетной ставки или ставки рефинансирования,или дисконтная политика. Ставка рефинансирования – это процент,под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам,выступая как кредитор в последней инстанции. Учетная ставка – процент,по которому центральный банк учитывает векселя коммерческих банков.
3.Изменение обязательного уровня резервов. В случае если центральный банк дает прямое указание наизменение обязательной доли резервов, тогда их увеличение будет приводить ксокращению денежного предложения (через действие банковского мультипликатора),а сокращение – к увеличению.
Кромеэтих традиционных направлений денежно-кредитной политики центральный банк такжеуправляет наличной денежной массой (регулирует обращение наличныхденег, эмиссию, организацию их обращения и изъятия из обращения). Помимо этогоцентральный банк осуществляет валютное регулирование. Под нимпонимается управление валютными потоками и внешними платежами, а такжеформирование валютного курса национальной валюты. Эффективной системой валютногорегулирования является валютная интервенция.
Политикадешевых и дорогих денег. Денежно-кредитная политика оказывает самое непосредственноевлияние на такие важные макроэкономические показатели, как ВВП, занятость,уровень цен. Рассмотрим механизм этого воздействия.
Предположим,что состояние национальной экономики характеризуется спадом производства иростом безработицы. Центральный банк для стимулирования роста производстваначинает проводить политику по увеличению денежного предложения посредством проведениямер, способствующих повышению избыточных резервов коммерческих банков.
Дляреализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер.Во-первых, он начинает покупать государственные ценные бумаги на открытомрынке, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков. Во-вторых, онснижает норму обязательных резервов, что способствует автоматическому переводунеобходимых резервов в избыточные и увеличению размера денежногомультипликатора. В-третьих, он снижает учетную ставку для того, чтобыстимулировать коммерческие банки к увеличению своих резервов посредствомзаимствования средств у Центрального банка.
Проведениетакого комплекса мер называется политикой дешевых денег. Ее целью являетсястимулировать рост производства и занятости посредством расширения предложенияденег и удешевления кредита (удешевления денег, направляемых на инвестиции).При этом последовательность взаимосвязей такова: увеличение предложения денегпри том же спросе снижает норму процента, который удешевляет кредит, а болеедешевый кредит повышает инвестиционный спрос в экономике, что способствуетросту инвестиций и расширению производства и занятости.
Теперьпредположим, что ситуация в экономике характеризуется наличием излишнихрасходов и наличием высокой инфляции. Центральный банк для стабилизацииэкономики начинает проводить политику по снижению общих расходов и ограничениюили сокращению предложения денег посредством комплекса мер, способствующихпонижению резервов коммерческих банков.
Дляреализации такой политики Центральный банк осуществляет комплекс следующих мер.Во-первых, он начинает продавать государственные ценные бумаги на открытомрынке, что приводит к уменьшению резервов коммерческих банков. Во-вторых, онувеличивает норму обязательных резервов, что автоматически освобождаеткоммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежногомультипликатора. В-третьих, он поднимает учетную ставку, что снижаетзаинтересованность коммерческих банков увеличивать свои резервы посредствомзаимствования средств у Центрального банка.
Проведениетакого комплекса мер называется политикой дорогих денег. Ее целью являютсяпонижение общих расходов и сдерживание инфляции посредством ограниченияпредложения денег и удорожания кредита (удорожания денег).
М.Фридман рассматривал спрос на деньги отдельного лица, который ограничен суммойимеющегося у него «портфеля ресурсов» – денег и других активов.