ВВЕДЕНИЕ
Россия-один из важнейших внешнеторговых партнеровЭстонии: и по экспорту, и по импорту товаров она занимает второе место послеФинляндии. Именно там-основной рынок сбыта для многих эстонских производителей,именно Россия дает основной доход от транзита. Но, к сожалению, таможенноезаконодательство России-головная боль для большинства наших коммерсантов.
Целью данной работы было рассмотрение основных правовыхнорм, регулирующих ввоз товаров на территорию России. Безусловно, в рамкахкурсовой работы невозможно подробно разобрать все аспекты, связанные стаможенным регулированием, и поэтому основное внимание было сосредоточено навопросах, имеющих непосредственный интерес для предпринимателя.
В виду того, что в политических кругах России ведутся серьезныеразговоры об экономических санкциях против Эстонии, важное место уделено темпунктам законодательства, которые представляют реальную угрозу в случаеужесточения российской внешней политики.
1. РОЛЬ РОССИИ В ЭСТОНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ
Не смотря на то, что распад СССРпривел к разрыву многих хозяйственных связей, Россия представляет значительныйинтерес для эстонских экспортеров: российский рынок один из самых крупных вЕвропе, а соотношение цен и качества наших товаров позволяет им успешно конкурироватьс китайскими и турецкими. Да и наметившаяся в последний год стабилизация рублястала заметным стимулом торговли.
Надо отметить, что за последние пятьлет структура экспорта в Россию резко изменилась: если в 1991 году ведущиепозиции занимали продукты питания и одежда (по 25%), то в 1994 году напродовольствие приходилось уже 42.1% (качество его довольно высоко, а ценазаметно ниже, чем у российских производителей), а на одежду-лишь 4.6% /1, с.5/.Это, по всей вероятности, связано как с сокращением производства в легкойпромышленности из-за перебоев с сырьем, так и возросшей конкуренцией со сторонызарубежных фирм. В 2 раза уменьшилась доля химических и пластмассовых товаров.Экспорт автомобилей, составлявший в 1991 году всего 0.6%, в 1992 вырос до 21.1%,в 1993-27.4%, а в 1994 сократился до 20.4%, что обусловлено повышением ввозныхпошлин и насыщением внутреннего рынка России /1, с.6/.
После повышения с 1 июля 1994 г. пошлин на импортпродовольствия произошел некоторый спад ввоза продуктов, но затем объемэкспорта снова начал медленно расти. С удовольствием покупают наши продукты наУрале и в Тюмени, где цены в 2-3 раза выше эстонских. Большой популярностьюпользуются кондитерские изделия, молочные продукты, колбасы, консервы /2, с.3/.
Эстонская мебель, вполне соответствующая европейскимстандартам, раза в полтора дешевле зарубежных аналогов.
И перечень товаров, имеющих все шансы занять достойноеместо на российском рынке, можно продолжить. Но помимо соображенийэкономической целесообразности важное значение имеют также политические иправовые факторы. А они, к сожалению, не вполне благоприятствуют расширениюторговли.
2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕЩЕНИЯ ВВОЗА
2.1. Причины ограничений.Подобно большинству стран Восточной Европы, Россия установила довольно жесткиеограничения на ввоз товаров из-за рубежа. Основными причинами этого, на мойвзгляд, стали:
* слабая конкурентоспособность многих российскихпредприятий, вызванная господствовавшей в течении многих лет ориентацией надешевое сырье и энергоресурсы,
* страх перед безработицей, которую может повлечьбанкротство крупных заводов, не способных выжить в условиях внешнейконкуренции,
* необходимость противовеса субсидированию экспорта,которое осуществляют многие государства как Европы, так и Азии,
* очень сильное влияние лоббирующих группировок(особенно АПК и ВПК),
* а также стремление к достижению определенныхэкономико-политических целей государства.
Как известно из истории, почти все европейские страныпрошли в свое время стадию протекционизма, а затем, преодолев ее, перешли к относительнолиберальной внешней торговле и экономической интеграции. Сейчас бывшиесоцстраны (в том числе и Россия) идут по пути, который западные государствапрошли 50 лет назад. Но, к сожалению, учитывая экономические условия иполитическую ситуацию, этот этап приходится признать неизбежным.
2.2.Количественные ограничения ввоза. Согласно Таможенному кодексу РФ, ввоз вРоссию и вывоз из нее отдельных товаров могут быть запрещены исходя изсоображений государственной безопасности, защиты общественного порядка,нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных ирастений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического иархеологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты правасобственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров иисходя из других интересов РФ на основании российского законодательства имеждународных договоров РФ /3, с.17/. Как мы видим, подчеркнутые словадопускают весьма широкое толкование закона и дают сравнительно легкуювозможность введения эмбарго, скажем, на эстонские товары (для этого достаточнопрезидентского указа).
Ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров могутустанавливаться исходя из соображений экономической политики, выполнениямеждународных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ,защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры надискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц (ну ислово-то нашли) акции иностранных государств и по другим достаточно важнымоснованиям в соответствии с актами законодательства РФ и международнымидоговорами РФ /3, с.17/.
А тут уже возможно все что угодно. И каждомупредпринимателю, начинающему дела с Россией, надо помнить, насколько силенпротекционистский (пусть в данный момент и не вполне реализованный) потенциалроссийского законодательства: гром для коммерсанта (особенно после высылкиРожка) может грянуть в любой момент.
3. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.
3.1. Общие принципы обложения импорта.Наиболее важную роль в ограничении импорта играют таможенные пошлины, причемдля разных государств пошлины различны: для стран СНГ действует режим свободнойторговли, для государств, имеющих с Россией режим наибольшегоблагоприятствования-стандартный размер пошлин, для развивающихся стран,пользующихся режимом временной преференции, стандартные ставки снижены в 2раза, а для остальных государств (в том числе и для Эстонии) стандартные ставкиобложения умножаются на 2 /4, с.41-42/.
Сами пошлины довольно велики. Так, для Эстонии онисоставляют:
¨ На молоко, масло и мясо (самые популярные в Россииэстонские продукты)-30%;
¨ На колбасы (качество которых давно по достоинствуоценили россияне)-40%;
¨ На картофель (а он в Таллинне, самом дорогомэстонском городе, стоит чуть-чуть дороже, чем в Ульяновске-самом дешевом городеРоссии)-50%;
¨ На спирт (едва ли не основная статья экспорта вдовоенной Эстонии)-200 %;
¨ На пластмассовые изделия (а продукция “Нормы” всвое время ценилась далеко за пределами республики)-50%;
¨ На одежду (качество ее тоже общепризнано)-30-60%;
¨ На автомобили (которые у нас раза в два дешевле,чем у соседей)-80-92% /8, с.246-284/.
По способу начисления пошлины делятся на 3 группы:
* Специфические, устанавливаемые на каждую единицуоблагаемого товара (так, при ввозе в Россию черной икры надо заплатить по 100экю за килограмм).
* Адвалорные, представляющие собой определенныйпроцент от таможенной стоимости товаров (при продаже в Россию танков пошлинасоставит 100% от их стоимости).
* Комбинированные пошлины, сочетающие оба подхода/4, с.168/.
Для достижения некоторых специфических целей государствамогут применяться следующие виды пошлин:
¨ Сезонные, применяемые для оперативногорегулирования ввоза-вывоза товаров и устанавливаемые не более чем на 6 месяцевв год /5, с.168/. Так, для обеспечения насыщенности потребительского рынкаимпорт овощей и фруктов в зимнее время целесообразно регулировать менее жестко,чем летом.
¨ Особые пошлины, которые направлены на борьбу сдемпингом, а также на ограничение ввоза товаров, наносящих или угрожающихнанести вред отечественному производителю подобных товаров. Причем опасностьможет представлять как сам товар, так и объем поставки или ее условия. И еслиборьба с демпингом является в международной практике совершенно нормальнымявлением, то все остальное является чистой воды протекционизмом, от которого вконечном итоге пострадает сама Россия. Особые пошлины применяются и какответная мера на ущемление интересов Российской Федерации со стороны другихгосударств /5, с.168/. И к сожалению, в последнее время идут очень серьезныеразговоры о применении таких пошлин на эстонские товары.
¨ К компенсационным пошлинам прибегают в случае,если при производстве ввозимого товара использовались субсидии или если ввозданных товаров угрожает организации или расширению производства данного товарав России /5, с.168-169/. Как мы видим, этот пункт состоит из двух очень разныхсмысловых положений: если первое из них является логичным и обоснованным, товторое дает такой простор для произвола таможенных чиновников, что можно толькоудивляться, как крупные торговые партнеры России это терпят.
3.2. Определение таможенной стоимости.Как было сказано выше, при определении размера пошлин очень большое значениеимеет таможенная стоимость товара (ТС), так как адвалорные пошлины являютсянаиболее распространенными. ТС декларируется таможенному органу РФ приперемещении товара через границу.
Не трудно догадаться, какие необъятные возможностиоткрываются здесь для ловкого предпринимателя. Однако, государство тоже нелыком шито, и коммерсанту, оценившего на таможне новый “Мерседес” в 100долларов, никто на слово не поверит: ТС должна быть основана на достоверной,количественно измеряемой и документально подтвержденной информации. Если утаможни возникнут сомнения, она может потребовать дополнительные документы.Расходы, связанные с уточнением заявленной таможенной стоимости, несетдекларант /5, с.169/.
Существует несколько методов определения ТС, и если болеепростой из них не даст результата, то последовательно переходят к более и болеесложным.
1. Метод по цене сделки с ввозимыми товарамиучитывает в качестве таможенной стоимости уплаченную либо подлежащую уплатесумму за ввозимый товар (включая накладные и транспортные расходы) на моментпересечения таможенной границы РФ. Этот метод не может быть применен, если:
¨ Существуют ограничения в отношении прав покупателяна ввозимый товар
¨ Цена сделки зависит от соблюдения условий, влияниекоторых не может быть учтено и проконтролировано
¨ Данные, используемые декларантом, документально неподтверждены либо не являются достоверными
¨ Участники сделки взаимозависимы, если декларант несможет доказать, что взаимозависимость не повлияла на цену сделки /5, с.169/.
Если по вышеуказанным причинам это, наиболее простой,метод не может быть применен, для определения ТС прибегают к
2. Методу по ценесделки с идентичными товарами-т.е. товарами, имеющими те же физическиехарактеристики, качество, репутацию на рынке, страну происхождения,производителя, что и оцениваемые товары. Идентичные товары должны быть ввезеныв страну одновременно с оцениваемыми или не раньше чем за 90 дней до них. Еслиидентичные товары были ввезены в ином количестве или на иных коммерческихусловиях, то производится корректировка цены с учетом этой разницы, причем этакорректировка должна производиться на основании достоверных и документальноподтвержденных сведений. Если при применении данного метода выявляются болееодной цены сделки с идентичными товарами, то для определения таможеннойстоимости ввозимых товаров применяется самая низкая из них.
Если же никаких сделок с идентичными товарами выявить неудастся, то используется
3. Метод по ценесделки с однородными товарами, т.е. товарами, которые хотя и не являютсяодинаковыми с оцениваемыми во всех отношениях, но имеют сходные характеристикии состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, чтои оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определенииоднородности товаров учитываются следующие их признаки: качество, наличиетоварного знака, репутация на рынке, страна происхождения производитель /5,с.170-171/.
Если и этод вариант не даст эффекта, применяется
4. Метод на основевычитания стоимости. При этом методе в качестве основы для определениятаможенной стоимости товара применяется цена единицы, по которой оцениваемые,идентичные или однородные товары продаются наибольшей партией на территорииРоссии не позднее 90 дней с даты вывоза оцениваемых товаров участнику сделки,не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Из цены единицы товаравычитаются:
¨ комиссионные вознаграждения, обычные надбавки наприбыль и общие расходы в связи с продажей в России ввозимых товаров того жекласса и вида
¨ суммы ввозных пошлин, налогов и иных платежей,подлежащих уплате в России в связи с ввозом или продажей товаров
¨ обычные расходы, понесенные в России, натранспортировку, страхование, погрузку-разгрузку.
Если ввезенные товары подверглись в России переработке,то добавленная стоимость также подлежит вычету /5, с.171/.
Если же и такой метод не даст результата, используют
5. Метод на основесложения стоимости. ТС товара в этом случае получается путем сложения:
¨ стоимости материалов и издержек, понесенныхизготовителем в связи с производством
¨ общих затрат, характерных для продажи в Россию изстраны вывоза товаров того же вида (транспортировка, погрузка-разгрузка,страхование до места пересечения границы и др.)
¨ прибыли, обычно получаемой экспортером врезультате поставки в Россию таких товаров.
6. Резервный метод.В случаях, если таможенная стоимость товара не может быть определенадекларантом в результате последовательного применения пяти вышеназванныхметодов либо если таможня аргументированно считает, что эти методы определенияТС не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяетсяс учетом мировой практики. В качестве основы для определения таможеннойстоимости товара по резервному методу нельзя использовать:
¨ цену товара на внутреннем рынке России
¨ цену товара, поставляемого из страны его вывоза втретьи страны
¨ цену на внутреннем рынке России на товарыроссийского происхождения
¨ произвольно установленную или достоверно неподтвержденную цену товара /5, с.171-172/.
Так регламентирует установление ТС закон о таможенномтарифе РФ. И к сожалению, закон этот оставляет много нерешенных вопросов:слишком уж много в нем разных “обычно”, “характерно”, “как правило”, что даеточень широкие возможности толкования. Для эстонских предпринимателей этоособенно неблагоприятно еще и потому, что применение такого закона требуетнаработки большого числа прецедентов, а Эстония имеет слишком малый вес вроссийской внешней торговле, чтобы у российских таможенников сформировался хотьсколько-нибудь значительный опыт ведения дел именно с ней (а спецификастраны-один из важнейших критериев примененния закона). А раз такого опыта нет,можно предположить, что в подавляющем большинстве случаев интерпритациямногочисленных расплывчатых формулировок будет не в пользу Эстонии, котораявоспринимается российским общественным мнением как очень недружественноегосударство. Что же касается последнего, резервного метода, то вряд ли дажеавторы закона четко сознавали, что он из себя представляет.
3.3. Странапроисхождения товара. Согласно российскому законодательству, величинатаможенных пошлин очень сильно колеблется в зависимости от того, какая странаявляется поставщиком товара. При этом пошлина зависит не от того, откуда былнепосредственно ввезен данный товар, а только от страны-изготовителя, т.е.страны, где товар был полностью произведен или подвергнут достаточнойпереработке /5, с.172/.
И чтобы, например, Эстония не наладила беспошлинныепоставки через Украину, при прохождении таможенных процедур требуетсяпредъявить сертификат о происхождении товара. Он необходим, если впредставленных таможне документах сведения о происхождении товаров отсутствуютлибо у таможенного органа есть основания полагать, что декларируютсянедостоверные сведения о происхождении товаров. А если товар происходит изстраны, которой Россия предоставляет преференции по таможенному тарифу, либо,наоборот, производителем является государство, ввоз товаров из которогорегулируется квотами либо иными мерами, представление сертификата обязательно влюбом случае /5, с.174/.
Сертификат должен содержать письменное заявлениеотправителя о том, что товар удовлетворяет соответствующему критериюпроисхождения и письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза,выдавшего сертификат, о том, что представленные в сертификате сведениясоответствуют действительности /5, с.174/.
К сожалению, в законе ни слова не сказано о том, какиедокументы требуются для получения сертификата и какова вообще эта процедура.По-видимому, подразумевается, что все это регулируется национальнымзаконодательством страны-экспортера.
В случае непредоставления надлежащим образом оформленногосертификата товары облагаются по максимальным ставкам таможенного тарифа. Еслиже есть достаточные основания полагать, что товар происходит из страны, товарыкоторой не подлежат ввозу в соответствии с международными соглашениями илизаконодательством РФ, таможенный орган может не пропустить этот товар черезграницу /5, с.175/.
Как мы видим, таможенные условия в России довольносуровы, и для Эстонии они еще более жесткие, чем для большинства стран мира:274 государства либо имеют с Росиией режим наибольшего благоприятствования,либо пользуются схемой тарифной префернции. Отчасти в этом виноватанациональная политика Эстонии, отчасти-националистические настроения внутрисамой России, но факт остается фактом: закон таков, каков он есть, ипредпринимателю остается только искать в нем лазейки. И один из наиболееперспективных для Эстонии вариантов-транзит.
Учитывая, что операции по обеспечению сохранноститоваров, по подготовке их к продаже и транспортировке, простые сборочныеоперации, смешивание компонентов без придания полученной продукциихарактеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих, не считаютсядостаточной переработкой /5, с.173/, можно только посетовать на то, что нашикоммерсанты не используют в полной мере эту возможность.
Но перспективы транзита опять-таки становятсянеопределенными из-за неустойчивой политической ситуации: ходят упорные слухи отом, что канцелярия президента РФ готовит указ, запрещающий транзит российскихгрузов через Эстонию по политическим мотивам. И хотя официально никто этуинформацию не подтвердил, но, как гласит один из законов Мерфи, еслинеприятность может произойти, она обязательно происходит.
3.4. Тарифныельготы. Наиболее перспективной для наших предпринимателей льготой являетсявозврат уплаченной пошлины на товары, ввозимые в качестве вклада в уставныефонды иностранных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями /5,с.177/. Поскольку взнос в уставной капитал можно сделать чем угодно, а самиосновные средства потом можно продать, почему бы не воспльзоваться этим дляввоза, скажем, автомобилей?
Товары, перемещаемые в режиме транзита, гуманитарнаяпомощь, товары, ввозимые физическими лицами и не предназначенные дляпроизводственной и коммерческой деятельности, также освобождаются от пошлины/5, с.176/.
Как видно из всего вышеизложенного, таможенноезаконодательство, являясь одним из важных средств российской экономическойполитики, ставит внешнюю торговлю России в серьезную зависимость отполитических условий. Это неизбежно порождает неопределенность вовнешнеэкономических отношениях и создает значительные трудности длямеждународного предпринимательства.
4. ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Экспорт товаров-процедура комплексная и многоступенчатая.И для того, чтобы при прохождении таможни не возникли серьезные проблемы,следует придерживаться определенной последовательности действий.
Первой из них является подготовка документов организации:свидетельства о регистрации, устава, справки о банковских счетах. Затемпроизводится подготовка документов на груз. В их число входят договор поставки,счет-фактура, справка о безопасности груза, ветеринарная справка илифитосправка (для товаров соответственно животного и растительногопроисхождения), в некоторых случаях-лицензия или разрешение министерства,паспорт сделки, который оформляется в банке. Необходимо также определить кодтовара по ТН ВЭД.
Важной процедурой является сбор информации о транспортномсредстве: номер автомобиля и прицепа, номер вагона и контейнера, проверкацелостности замков и пломб, внешний осмотр транспортного средства и т.д.
Собранные документы используются при заполнениитаможенной декларации и определении таможенной стоимости товара.
На основании выявленной данных, указанных в декларации,производится оплата таможенных пошлин и сборов.
Затем документы предъявляются таможне и в случае, если поним есть замечания, необходимо устранить выявленные недостатки. Если у таможнипретензий нет, то происходит согласование места и времени досмотра груза.
После проверки соответствия груза и транспортногосредства документации производится устранение претензий таможни, а затем грузопломбируется. Когда эти формальности улажены, экспортер должен обеспечитьоформление транспортных документов. Если груз идет транзитом через несколькостран, то число копий должно быть больше числа пересекаемых границ. Послепрохождения таможенного досмотра в документах делается соответствующая отметка.
После окончательной проверки документов они выдаютсяпредставителю транспортной фирмы (водителю, капитану).
Затем экспортер, согласно международным правилам Incoterms, должен известить получателя одате отправки груза и переслать ему документы на груз. Получив от получателяподтверждение о получении документов, он передает своему банку информацию о движениигруза (если формой рассчетов является инкассо или аккредитив).
После получения от импортера информации о прибытии грузаи прохождении таможни экспортер проверяет в своем банке информацию о движенииденег, а в случае, если по прибытии груза было обнаружено отклонение отсчета-фактуры по качеству и количеству, выясняет причины отклонений и принимаетрешение о списании убытков /6, с.327-329/.
5. ПОДДЕРЖКА ЭКСПОРТА СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
Для того, чтобы смягчить влияние таможенных барьеров ипомочь предприятиям выйти на внешний рынок, в Эстонии осуществляется программаоказания государственной помощи экспорту. Основными приоритетами программыявляются:
* способствование повышению степениобработкипродукции на территории Эстонии и применению отечественного сырья
* расширение структуры производства и географииэкспорта с оказанием помощи экспорту новых изделий и увеличению их выпуска /7,с.955-956/.
При формировании этой программы принципиально было решеноотказаться от непосредственного субсидирования проризводства (это дорого инеэффективно). Вместо этого государство может оплатить до 50% расходовпотенциального экспортера на участие в международных выставках, распространениеза рубежом информации и рекламы, изготовление брошюр и видеозаписей,привлечение консультантов для выявления экспортного потенциала фирмы,комплектование должности работника, ведающего вопросами экспорта, напатентование изделия, регистрацию торгового знака, на испытание изделия иобучение работников, непосредственно связанных с экспортной деятельностью /5,с.957/.
Одним из важнейших положений программы является то, чтопредприятия не должны быть зависимы от государственной помощи: основную частьработы все-таки осуществляет потенциальный экспортер /5, с.956/.
6. ПЕРСПЕКТИВЫ
Говоря о перспективах эстонско-российской внешнейторговли, необходимо отдельно рассматривать кратко- и долгосрочный периоды.
К сожалению, в ближайшее время, по крайней мере, допрезидентских выборов в России, ситуация неизбежно будет только ухудшаться.Ельцин, желая предстать перед избирателями патриотом, попытается весьмаэкстравагантным способом (учитывая, что торговлю с Россией в основном ведутрусские предприниматели) продемонстрировать свою заботу о соотечественниках,живущих в Прибалтике. Да и эстонские политики в данный момент не готовы кразумным компромиссам: ситуация с Православной церковью, очень жесткие законы огражданстве и языке, территориальные претензии отнюдь не свидетельствуют остремлении к нормализации отношений. После июньских выборов, в зависимости отих исхода, возможны как некоторая разрядка напряженности, так и полнаяэкономическая блокада Эстонии. А если учесть, что экспорт в Россию занимает вторговом балансе республики второе место, нетрудно предсказать последствия дляэкономики вцелом.
Что же касается серьезных позитивных сдвигов вдвусторонних отношениях, то они когда-нибудь неизбежно наступят. Но это-вопросуже нескольких лет: возможно, года черезчетыре, после новых выборов в Думу и парламентских выборов в Эстонии.
Впрочем, поручиться за такой прогноз я не берусь: неисключено, что к тому времени в России не будет ни Думы, ни свободногопредпринимательства. Или наоборот: демократическая и процветающая Россия небудет нуждаться ни в каких таможенных барьерах.
Твердо сказать можно только одно: предпринимательствукапиталу чужд любой национализм. И чтобы ни делали политики, торговля пусть струдом, но будет развиваться, пока странам есть, что предложить друг другу. Икак бы ни были сильны интересы отдельных групп, стоящих за усиление таможенныхбарьеров, будущее-за общеевропейской интеграцией: и Россия, и Эстония являютсячленами Совета Европы, решается вопрос о присоединении к другим европейскиморганизациям. А “философия” европейской интеграции теснейшим образом связана сосвободой торговли. Чем глубже будут идти демократические процессы в России, темболее либеральным будет становиться ее таможенное законодательство. Другогопути нет.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Россия как торговый партнер Эстонии (по материаламБанка Эстонии) //”Купеческая гавань”, 19.05.95
2. И. Тетерин. Как торговать с Россией//”Эстония”,31.03.93
3. Таможенный кодекс РФ//Россия. Таможенныйсправочник. Спб: 1994
4. Таможенный справочник` 94. Приложение. Спб: 1994
5. Закон РФ о таможенном тарифе// Россия. Таможенныйсправочник. Спб: 1994
6. Алгоритм осуществления таможенных процедур//Россия. Таможенный справочник. Спб: 1994
7. Порядок оказания государственной помощи экспорту//Правовые акты Эстонии, 1994, №44-45
8. Ставки ввозных таможенных пошлин//Таможня’94, М.:1994
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1
1. Роль России в эстонскойвнешней торговле 1
2. Ограничения и запрещенияввоза 1
2.1. Причины ограничений 2
2.2. Количественныеограничения ввоза 2
3.Таможенныепошлины 2
3.1. Общие принципыобложения импорта 2
3.2. Определениетаможенной стоимости 3
3.3. Странапроисхождения товара 5
3.4. Тарифные льготы 6
4. Таможенные процедуры 7
5. Поддержка экспорта состороны государства 8
6. Перспективы 8
Использованнаялитература 10
07.09.1996 г. МаркМаслов