Основные принципы диалектики

ВведениеТермин диалектика от греч. искусство веcти беседу, спор имеет различные смысловые оттенки.Впервые его применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное надостижение истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривалдиалектику как процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общиепонятия, роды .Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли, увиделстолкновение и объединение противоположностей в самой действительности, вистории, в культуре.
В марксистской философии традиции диалектикаопределялась как учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом черезборьбу противоположных начал. В современных вариантах диалектики практическиотсутствует понимания ее как о развитии. Доминирует представление о диалектикекак форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь,сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагаютразличные принципы взаимоотношений противоположностей от возможного ихгармонического синтеза до трагически непримиримого,
вечного противостояния.Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку насоединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают напотребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лицадиалектической коллизии человека.Принципы диалектикиПринцип этосложная, концетрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основнуюнапраленность исследования, его дух . К таким принципам обычно относят принципразвития, принцип всеобщей связи, принцип тождества единства
диалектики, логики и теории познания,принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единстваисторического и логического.Принцип развития является прямым следствием признания движения основным свойством атрибутом материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в многочисленныхвидах движения его ведущую форму развитие. Движение может быть круговым обратимым , регрессивным и прогрессивным необратимые формы движения .Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, онопредполагает необратимость невозможность полного возврата к исходной точке ,преемственность связь нового и старого , направленность, цикличность.Принцип всеобщей связи неотделим отпринципа развития, как бы раскрывает условие реализации первого принципа.Возникновение, изменение, развитие невозможно в изолированном состоянии, онопредполагает связь внутреннего и внешнего. Наконец, само развертываниепротиворечия как основное содержание принципа развития есть особая форма связипротивоположностей.Принцип тождества единства диалектики, логики итеории познания выражает
единствозаконов развития, тотальность процесса развития, захватывающего природу, ичеловеческое мышление, и общество. Этот принцип приводил в некоторое смущениемарксистских диалектиков. В гегелевской диалектике этот принцип воплотился какпринцип тождества мышления и бытия со всей возможной последовательностью. Вматериалистической диалектике возникли трудности с его применением. Его другаяформулировка единство диалектики объективной, диалектики природы и диалектикисубъективной,
диалектики мышления. В такой формулировке различие разных формдиалектики признается, но не раскрывается. Когда же появляются названия трехразличных теоретических дисциплин диалектики, логики и теории познания, тостановится очевидным и принципиальным существование развития в различныхформах. Один из предлагаемых ответов заключается в следующем диалектикаизучает проявление развития в природе, это диалектика объективного логикаизучает особенности развития в человеческом мышлении теория познания
пытаетсясвязать диалектику объективную и субъективную с помощью принципа отражения.Принцип восхождения от абстрактного к конкретному аккумулируют в себе познавательную возможность законови категорий диалектики, он организует процесс познания. Абстрактное и конкретное имеют несколько значений. Чаще всего в повседневности абстрактное понимают каксиноним понятийности, в отличие от чувственности, образности, которая,соответственно, и есть конкретное. Кроме того, абстрактное это отвлечение отряда несущественных свойств и выделение основных. В этом смысле познание всегдаабстрактно, поскольку оно обобщает, отвлекается от индивидуального, оперируяпонятиями. Конкретное, соотносимое так понимаемым абстрактным, есть самаобъективная действительность, где существенное и несущественное не разделены.Абстрактное и конкретное как этапы познавательного процесса имеют другой
смысл.Конкретное – это отражение объективнойдействительности в системе понятий, это теоретическое воспроизведение единствапроявлений, свойств, связей предмета. Абстрактное это вырванное изобщей связи, общей логики развития предмета, воспроизведение какой-то одной егосторон и противопоставляющее одну сторону другим. Высшая форма конкретного научная теория, типичное проявление абстрактного житейские суждения.Познание происходит как движение от конкретного в действительности иконкретному в познании.
Принцип единства логического и исторического помогает понять, как конкретное в действительноститрансформируется в конкретное в познании. Логическое это теоретическое воспроизведение закономерностей реальногоразвития. Историческое процесс развертывания действительности вовремени во всем многообразии ееконкретных форм. Помимо тривиального смысла этого принципа нет прямогосовпадения предмета и его реальной истории теория это история, очищенная отслучайностей, в нем заключены идеи, связанные с пониманием возможности познанияпрошлого,
характером предвосхищения будущих событий, способом существованияобщего логического в нашей жизни.Научный анализ избирает путь, противоположный объективному развитию предмета развитая форма исследуемого объекта позволяет судить об истоках возникновенияэтого объекта, анатомия человека ключ к анатомии обезьяны . Развитая, классическая форма объекта это достижение полной выявленности егоструктуры, доступности, прозрачности его внутренних связей. Предмет как бысам показывает себя, открывает нам то общее, логическое , что являетсязаконом его развития. Для своих прошлых состояний высшая стадия предметастановится своеобразной целью . Для исследователя предмет как своеобразнаяосуществленность возможностей, заложенных в нем, как достижение цели становится инструментом изучения стадий его развития, поиском момента еговозникновения. Логическое помогает нам опознать прошлое, в результате чегологика развития предмета и его реальная история совпадают. Этот принципнеотделим от принципа тождества бытия и мышления в его гегелевскойинтерпретации
общее логическое начинает жить своей самостоятельной жизньюв ткани истории, на определенной стадии оно начинает рефлектировать над собой ивозвращается к своим истокам с помощью рефлектирующего мышления. И хотя вматериалистической диалектике этот принцип лишь указывает пути человеческомупознанию истории, исследователи, пытаясь воспроизвести этот принцип во всемобъеме своих смысловых оттенков, пришли к идее объективного существованиялогического как идеального в истории
Э. В. Ильенков . Другой нетривиальныйвывод из принципа единства логического и исторического обращенностьдиалектики в прошлое, но не в будущее. Сова Минервы вылетает в полночь -человек не может уловить пути, направления трансформаций предмета в будущем,поскольку закономерности, логика его еще не сформировалась, она еще тонет в бесчисленныхвнешних связях-возможностях. Судить можно только о прошлом, когда мы уже имеемпутеводительную нить в виде результата процесса, достигшего своего предельногосмыслового развития.
Попытка предвидения будущего на основе наших знаний еще неразвившегося предмета, еще не устоявшейся целостности неизбежно ведет кпроизволу мышления. Такой вывод никак не согласовался с пафосом обращенностиматериалистической диалектики в будущее. Система Гегеля неотделима от егометода, идеалистическая система притягивала диалектику к себе, не давала ейвозможности жить жизнью материального мира.Заключение Диалектическое мышление как реальныйпознавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мерадиалектичности человеческого мышления определяется уровнем развитияобщественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентациичеловека в мире и преобразования его в интересах людей.Московский государственный социальный университетАкадемия социологии и управленияФакультет социального туризма Контрольная работаПо курсу философии на тему
Основные принципы диалектики Выдана Королевой А. С. 1 курс, 1 группа Проверена Французова Н. П.