Основные принципы энергосберегающей политики государства (в Федеральном законе "Об энергосбережении" и энергетической стратегии России до 2020 года)

/>Федеральное агентство по образованию и науке РФ
Уральская ГосударственнаяАрхитектурно-Художественная Академия
Институт Урбанистики
Прикладная информатика в архитектуре
Кафедра энергосбережения УГТУ УПИ
Реферат по дисциплине
«Информационные технологии системыуправления в ресурсосбережении»
На тему
Основные принципы энергосберегающейполитики государства (в Федеральном законе «Об энергосбережении» иЭнергетической стратегии России до 2020 года)
Екатеринбург 2009г.

Оглавление
Введение
1. Основные принципы государственнойэнергетической политики согласно Федеральному закону «Об энергосбережении»
2. Энергетическая стратегия России напериод до 2020 года
2.1 Задачи и приоритетыэнергетической стратегии
2.2 Энергетическая безопасность
2.3 Энергетическая эффективность
2.4 Бюджетная эффективность энергетики
2.5 Экологическая безопасностьэнергетики
3. Основные сходства и различияпринципов энергетической политики России и США
Заключение
Библиографический список
Приложение 1
Введение
Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики страны инаселения всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятаяобществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическаяполитика.
Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всехотраслей национального хозяйства, консолидацию субъектов Российской Федерации,во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателейстраны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-техническийи кадровый потенциал энергетического сектора экономики являются национальнымдостоянием России. Эффективное его использование создает необходимыепредпосылки для вывода экономики страны на путь устойчивого развития,обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения.
В данной работе дается обзор основных принциповэнергосберегающей политики России на основе Федерального закона «Обэнергосбережении» и Энергетической стратегии России на период до 2020года. Также приводится сравнение этих принципов с принципами энергетическойполитики США.

/>/>/>1. Основные принципы государственнойэнергетической политики согласно Федеральному закону «Об энергосбережении»
Россия располагает значительными запасами энергетическихресурсов и мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базойразвития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Рольстраны на мировых энергетических рынках во многом определяет ее геополитическоевлияние.
Основные принципы энергосберегающей политики России изложеныв Федеральном законе об энергосбережении и Энергетической стратегии России до2020 года.
Рассмотрим Федеральный закон об энергосбережении. Он былпринят Государственной Думой 13 марта 1996 года. В настоящее время действуетредакция закона от 30.12.2008 N 313-ФЗ.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающиев процессе деятельности в области энергосбережения, в целях созданияэкономических и организационных условий для эффективного использованияэнергетических ресурсов.
Объектом государственного регулирования в областиэнергосбережения являются отношения, возникающие в процессе деятельности,направленной на:
/>· эффективноеиспользование энергетических ресурсов при их добыче, производстве, переработке,транспортировке, хранении и потреблении;
/>· осуществлениегосударственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
/>· развитие добычи ипроизводства альтернативных видов топлива, способных заменить энергетическиересурсы более дорогих и дефицитных видов;
/>· создание ииспользование энергоэффективных технологий, топливо-, энергопотребляющего идиагностического оборудования, конструкционных и изоляционных материалов,прибора для учета расхода энергетических ресурсов и для контроля за ихиспользованием, систем автоматизированного управления энергопотреблением;
· обеспечениеточности, достоверности и единства измерения в части учета отпускаемых ипотребляемых энергетических ресурсов.
В статье 4 даны основные принципы, на которых основывается />энергосберегающая политика государства:/>
· приоритетэффективного использования энергетических ресурсов;
/>· осуществлениегосударственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов;
/>· обязательностьучета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетическихресурсов, а также учета физическими лицами получаемых ими энергетическихресурсов;
/>· включение вгосударственные стандарты на оборудование, материалы и конструкции,транспортные средства показателей их энергоэффективности;
/>/>· сочетаниеинтересов потребителей, поставщиков и производителей энергетических ресурсов;
/>· заинтересованностьюридических лиц — производителей и поставщиков энергетических ресурсов вэффективном использовании энергетических ресурсов.
Таким образом, в федеральном законе «Обэнергосбережении» даются общие сведения о нормативном регулированииэнергосбережения в Российской Федерации, делается упор на эффективностииспользования энергетических ресурсов, государственном надзоре за их добычей,переработкой и потреблением, а также на внедрении энергоэффективных технологий.

/>/>/>2. Энергетическая стратегия России напериод до 2020 года/>2.1. Задачи и приоритеты энергетической стратегии
Следующий документ, определяющий энергосберегающую политикугосударства — Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Стратегияявляется документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направлениядолгосрочной энергетической политики государства в рассматриваемом периодевремени с учетом складывающихся внутренней и внешней ситуаций в энергетическомсекторе и его роли в обеспечении единства экономического пространстваРоссийской Федерации, глобализации энергетических рынков, тенденцийполитического, макроэкономического и научно-технологического развития страны.
Главной задачей Энергетической стратегии России являетсяопределение путей достижения качественно нового состояния ТЭК, ростаконкурентоспособности его продукции и услуг на мировом рынке на основеиспользования потенциала и установления приоритетов развития комплекса,формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учетомпрогнозируемых результатов ее реализации.
Приоритетами Энергетической стратегии являются:
· полное и надежноеобеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным, и вместес тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущениеразвития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;
· снижение удельныхзатрат на производство и использование энергоресурсов за счет рационализации ихпотребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращенияпотерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;
· повышениефинансовой устойчивости и эффективности использования потенциалаэнергетического сектора для обеспечения социально-экономического развитиястраны;
· минимизациятехногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе примененияэкономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедренияновых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребленияпродукции.
Главным средством решения поставленной задачи являетсяформирование цивилизованного энергетического рынка и недискриминационныхэкономических взаимоотношений его субъектов между собой и с государством. Приэтом государство, ограничивая свои функции как хозяйствующего субъекта,усиливает свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регуляторарыночных взаимоотношений.
Основными факторами, сдерживающими развитие комплекса,являются:
· высокая степеньизноса основных фондов (более 50%). Ввод в действие новых производственныхмощностей во всех отраслях ТЭК сократился за девяностые годы от 2-х до 6-тираз. Наблюдается высокая аварийность оборудования, обусловленная низкойпроизводственной дисциплиной персонала, недостатками управления, а такжестарением основных фондов. В связи с этим возрастает возможность возникновенияаварийных ситуаций в энергетическом секторе;
· сохраняющийся вотраслях комплекса (кроме нефтяной) дефицит инвестиционных ресурсов и ихнерациональное использование. При высоком инвестиционном потенциале отраслейТЭК, приток в них внешних инвестиций составляет менее 13% от общего объемафинансирования капитальных вложений. При этом 95% указанных инвестицийприходится на нефтяную отрасль. В газовой промышленности и в электроэнергетикене создано условий для необходимого инвестиционного задела, в результате чегоэти отрасли могут стать тормозом начавшегося экономического роста;
· деформациясоотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствиюконкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмернойориентацией на газ и снижением доли угля. Политика поддержания относительнонизких цен на газ и электроэнергию в перспективе может иметь следствиемнарастание дефицита соответствующих энергоресурсов в результате отсутствияэкономических предпосылок для инвестирования в их производство и опережающегороста спроса;
· отставаниепроизводственного потенциала ТЭК от мирового научно-технического уровня. Долядобычи нефти за счет современных методов воздействия на пласт и доля продукциинефтепереработки, получаемой по процессам, повышающим качество продукции,низка. Энергетическое оборудование, используемое в газовой иэлектроэнергетической отраслях, неэкономично. В стране практически отсутствуютпрогрессивные парогазовые установки, установки по очистке отходящих газов,крайне мало используются возобновляемые источники энергии, оборудованиеугольной промышленности устарело и технически отстало, недостаточноиспользуется потенциал атомной энергетики;
· отставаниеразвития и объективный рост затрат на освоение перспективной сырьевой базыдобычи углеводородов, и особенно газовой промышленности;
· отсутствиерыночной инфраструктуры и цивилизованного, конкурентного энергетического рынка.Не обеспечивается необходимая прозрачность хозяйственной деятельности субъектовестественных монополий, что негативно сказывается на качестве государственногорегулирования их деятельности и на развитии конкуренции;
· сохраняющаясявысокая нагрузка на окружающую среду от топливно-энергетической деятельности.Несмотря на произошедшее за последнее десятилетие снижение добычи ипроизводства топливно-энергетических ресурсов, отрицательное влияние ТЭК наокружающую среду остается высоким;
· высокаязависимость нефтегазового сектора и, как следствие, доходов государства, отсостояния и конъюнктуры мирового энергетического рынка. Наблюдается тенденция кдальнейшему повышению доли нефти и газа в структуре российского экспорта,вместе с тем, недостаточно используется потенциал экспорта другихэнергоресурсов, в частности электроэнергии. Это свидетельствует опродолжающемся сужении экспортной специализации страны и отражает в достаточнойстепени отсталую структуру всей экономики России;
· отсутствиеразвитого и стабильного законодательства, учитывающего в полной мере спецификуфункционирования предприятий ТЭК.
Основными факторами, которые будут определять развитие ТЭК впервой четверти XXI века, являются:
· динамика спросана топливно-энергетические ресурсы и углеводородное сырье внутри страны,обусловленная темпами роста национальной экономики и ее удельнойэнергоемкостью, а также ценами на энергоносители;
· масштабыреализации ресурсе- и энергосберегающих технологий, как в энергетическомсекторе, так и в других секторах экономики;
· состояние мировойэкономической и энергетической конъюнктуры, степень интеграции в международноеэнергетическое пространство;
· устойчивоеразвитие минерально-сырьевой базы;
· формированиеблагоприятного инвестиционного климата, с учетом совершенствования налогового,ценового и таможенного регулирования;
· созданиеэкономических стимулов для гармонизации отношений энергетики и природы;
· масштабыиспользования научно-технических достижений в ТЭК и подготовка перехода кэнергетике будущего.
Поставленная задача достижения качественно нового состоянияТЭК диктует жесткие требования к нацеленности и точности осуществляемых мергосударственного регулирования, взаимной ответственности всех участниковпроцесса.
Таким образом можно определить приоритеты и основные принципыгосударственной энергетической политики. Проведение долгосрочной государственной энергетическойполитики для защиты прав и законных интересов граждан и экономических агентов,обеспечения обороны и безопасности государства, эффективного управлениягосударственной собственностью, достижения качественно нового состоянияэнергетического сектора основано на следующих принципах:
· последовательностьдействий государства по реализации важнейших стратегических ориентиров развитияэнергетики;
· заинтересованностьв создании сильных, устойчиво развивающихся и готовых к конструктивному диалогус государством энергетических компаний;
· обоснованность ипредсказуемость государственных регулирующих воздействий, стимулирующих частнуюпредпринимательскую инициативу в реализации целей государственной политики, втом числе в инвестиционной сфере.
Стратегическими ориентирами долгосрочной государственнойэнергетической политики являются энергетическая безопасность (национальнаябезопасность в области энергетики), энергетическая эффективность, бюджетнаяэффективность и экологическая безопасность энергетики. Достижение указанныхориентиров, повышение управляемости процесса развития энергетики требуютформирования и осуществления основных составляющих государственнойэнергетической политики -взаимосвязанных, но обладающих каждая своейнаправленностью, ответственностью, принципами и механизмами реализации,индикаторами результативности. К числу таких составляющих относятся, преждевсего, недропользование и управление государственным фондом недр, развитиевнутренних топливно-энергетических рынков, формирование рациональноготопливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическиеполитики, социальная, научно-техническая и инновационная политики вэнергетическом секторе.
Главным инструментом их осуществления будет комплекс мерэкономического регулирования: ценового (тарифного), налогового, таможенного,антимонопольного. Создание непротиворечивой и гибкой системы экономическогорегулирования относится к числу важнейших задач и предпосылок экономическойэффективности энергетической политики.
При проведении энергетической политики государство в полноймере также будет использовать свои права собственника недр и активов в ТЭК. Дляповышения эффективности этого процесса предусматривается реструктуризация иакционирование государственной собственности в данной сфере со средоточением еёпреимущественно в системообразующих секторах ТЭК (транспортная инфраструктура)и объектах повышенной опасности (атомная, гидроэнергетика и др.) сприватизацией других активов, прежде всего, не находящихся под действеннымкорпоративным контролем государства.
Основой реализации энергетической политики государства будетпостоянно развивающаяся нормативно-правовая база. Её совершенствование пойдётпо пути урегулирования законами прямого действия разных сторон деятельностиэнергетического сектора, дальнейшего формирования законодательства, обеспечивающегостабильность, полноту и непротиворечивость нормативно-правового поля этойважнейшей сферы жизнедеятельности общества.
В результате реализации Энергетической стратегии как одногоиз этапов долгосрочной государственной энергетической политики в Россиисложатся эффективно развивающиеся топливно-энергетический комплекс иконкурентный энергетический рынок, удовлетворяющие потребности растущейэкономики в энергоресурсах и интегрирующиеся в мировые энергетические рынки. /> 2.2 Энергетическая безопасность
Энергетическая безопасность является важнейшей составляющейнациональной безопасности России. Обеспечение национальной безопасности -однаиз основных задач энергетической политики.
Энергетическая безопасность — это состояние защищенностистраны, ее граждан, общества, государства, обслуживающей их экономики, от угрознадежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются как внешними(геополитическими, макроэкономическими, конъюнктурными) факторами, так исобственно состоянием и функционированием энергетического сектора страны.
Отмечавшиеся выше факторы, сдерживающие развитие ТЭК,являются одновременно источником угроз энергетической безопасности России (и еерегионов).
Анализ свидетельствует, что эти угрозы носят уже вполнереальный характер. Диспропорции в топливо- и энергообеспечении отдельныхрегионов России становятся “хронической болезнью” (неудовлетворительноесостояние коммунальной энергетики, сбои в теплоснабжении и др.), что реально угрожаетэнергетической безопасности регионов. Проблема усугубляется неравномерностьюразмещения запасов первичных энергоресурсов, производства нефтепродуктов иэлектроэнергии по регионам страны, недостаточностью электрических связейВостока, Сибири и Европейской части страны.
Целью политики энергетической безопасности являетсяпоследовательное достижение качественно нового уровня ее главных характеристик:
· способности ТЭКнадежно обеспечивать экономически обоснованный внутренний и внешний спросэнергоносителями соответствующего качества и приемлемой стоимости;
· способностипотребительского сектора экономики эффективно использовать энергоресурсы,предотвращая тем самым нерациональные затраты общества на своеэнергообеспечение и дефицитность топливно-энергетического баланса;
· устойчивостиэнергетического сектора к внешним и внутренним экономическим, техногенным иприродным угрозам, а также его способности минимизировать ущерб, вызванныйпроявлением различных дестабилизирующих факторов.
Важнейшими принципами обеспечения энергетической безопасностиявляются:
· гарантированностьи надежность энергообеспечения экономики и населения страны в полном объеме вобычных условиях и в минимально необходимом объеме при угрозе или возникновениичрезвычайных ситуаций различного характера;
· восполняемостьисчерпаемого ресурса (темпы потребления исчерпаемых ресурсов топлива должнысогласовываться с темпами освоения замещающих их источников энергии);
· диверсификацияиспользуемых видов топлива и энергии (экономика не должна чрезмерно зависеть откакого-либо одного энергоносителя);
· учет требованийэкологической безопасности (развитие энергетики должно быть сбалансировано свозрастающими требованиями охраны окружающей среды);
· предотвращениеэнергорасточительства (взаимосвязь с политикой энергетической эффективности);
· созданиеэкономических условий (прежде всего за счет налоговых и таможенных мер),обеспечивающих равновыгодность поставок энергоресурсов на внутренний и внешниерынки и рационализацию структуры экспорта;
· максимальновозможное использование во всех технологических процессах и проектахконкурентоспособного отечественного оборудования.
Для обеспечения энергетической безопасности необходиморешение двух первоочередных проблем.
Во-первых, необходимо осуществить модернизацию во многомустаревшей морально и изношенной физически технологической базы ТЭК иобеспечить воспроизводство его вырабатываемой ресурсной базы — обычно в новыхрегионах и худших природно-геологических условиях. Предусматривается, что втекущем десятилетии ввиду ограниченности инвестиций (кроме нефтяной отрасли)технологическая модернизация будет происходить в первую очередь на существующихпроизводственных мощностях (с учетом продления сроков их службы), а вдальнейшем — путём их коренной реконструкции и создания новых мощностей сиспользованием лучших отечественных и соответствующих нашим условиям зарубежныхтехнологий.
Во-вторых, потребуется изменение структуры потребления иразмещения производства топливно-энергетических ресурсов. Предусмотреноувеличение потребления атомной и гидроэнергии, угля и возобновляемыхисточников, а также рассредоточение добычи углеводородов из Западной Сибири подругим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север иПрикаспийский регион).
Важнейшим условием обеспечения энергетической безопасности исбалансированного развития ТЭК станет единство целей и методов государственнойэнергетической политики на федеральном и региональном уровнях. В соответствии сзаконодательством предусматривается следующее разграничение порядка управленияэнергетикой в центре и на местах.
Федеральные государственные органы разрабатываютнормативно-правовую базу, в том числе законодательную основу функционированияТЭК и взаимоотношений в обществе в сфере топлива и энергии, в директивномпорядке осуществляют координацию и контроль за деятельностью федеральныхэнергетических систем и атомной энергетики; управляют стратегическими запасамиэнергетических ресурсов; устанавливают технические регламенты, стандарты и нормативыбезопасности и эффективности работы энергетических объектов и установок,организацию государственного надзора за их соблюдением; ведут лицензированиеместорождений полезных ископаемых и деятельности субъектов ТЭК; регулируютдеятельность естественных монополий на основе законодательной и нормативнойбазы, а также путем владения акциями компаний и акционерных обществ.
К совместному ведению федеральных органов и субъектовФедерации относится определение условий лицензирования месторождений полезныхископаемых, контроль за соблюдением выданных лицензий, организация топливо- иэнергоснабжения потребителей в условиях чрезвычайных обстоятельств.
В исключительном ведении субъектов Российской Федерациинаходятся:
· регулирование врамках федерального законодательства функционирования объектов, не входящих всостав федеральных энергетических систем;
· выдача разрешенийна строительство новых и расширение действующих топливно-энергетическихобъектов и отвод земель для них;
· принятиедополнительных требований к экологической безопасности и энергоэффективностиобъектов, расположенных на подведомственной территории с учетом экономическойцелесообразности.
Для своевременной и адекватной реакции государства навозникающие угрозы энергетической безопасности, анализа состояния безопасностирегионов России, на этапе реализации Энергетической стратегии предусматриваютсяразработка и реализация системы оперативных и долгосрочных мер попредупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз, использование критериев(индикаторов) такой безопасности, создание системы ее мониторинга и механизмов,позволяющих стабилизировать ситуацию. /> 2.3 Энергетическая эффективность
На современном этапе экономика России характеризуется высокойэнергоемкостью, в 2-3 раза превышающей удельную энергоемкость экономик развитыхстран. Причинами такого положения, кроме более суровых климатических условий итерриториального фактора, является сформировавшаяся в течение длительного периодавремени структура промышленного производства и нарастающая технологическаяотсталость энергоемких отраслей промышленности и ЖКХ, а также недооценкастоимости энергоресурсов, прежде всего, газа, не стимулирующаяэнергосбережения.
Степень повышения энергетической эффективности предопределитдолгосрочные перспективы развития не только энергетического сектора, но иэкономики Российской Федерации в целом. Ориентация экономики на инерционныйэнергоемкий рост угрожает не только консервацией технологической отсталости ипотерей конкурентоспособности национальной экономики, но и опережающим ростомвнутреннего спроса на энергоресурсы, в результате которого даже при достижениимаксимальных технически реализуемых показателей роста их производства спрос наних сможет быть обеспечен предложением путем расширения импорта или (и)ограничения экспорта.
Поэтому целью политики государства в данной сфере являетсяжесткое и безусловное достижение намеченных стратегических ориентиров ростаэнергоэффективности — с использованием широкого спектра регулирующих истимулирующих потребителей энергоресурсов воздействий, обеспечивающих:
· структурнуюперестройку российской экономики в пользу малоэнергоемких обрабатывающихотраслей, индустрии знаний и сферы услуг, осуществляемую целенаправленнойпромышленной политикой;
· реализациюпотенциала технологического энергосбережения.
Для интенсификации энергосбережения необходимы:
· обоснованноеповышение внутренних цен энергоносителей с экономически оправданными,приемлемыми для потребителей темпами;
· постепеннаяликвидация перекрестного субсидирования в тарифообразовании, прежде всего вэлектроэнергетике;
· продолжениереформирования ЖКХ.
Вместе с тем, эффективное ценовое регулирование служитабсолютно необходимым, но не достаточным условием интенсификацииэнергосбережения. Необходимо осуществление целостной системы правовых,административных и экономических мер, стимулирующих эффективное использованиеэнергии. В рамках этой системы предусматриваются:
· изменение, всоответствии с Законом “О техническом регулировании” существующих норм, правили регламентов, определяющих расходование топлива и энергии, в направленииужесточения требований к энергосбережению; совершенствование правил учета иконтроля энергопотребления, а также установление стандартов энергопотребления ипредельных энергопотерь и обязательная сертификация энергопотребляющих приборови оборудования массового применения на их соответствие нормативам расходаэнергии;
· проведениерегулярного энергетического аудита предприятий (обязательного для предприятийбюджетной сферы);
· созданиедополнительных хозяйственных стимулов энергосбережения, превращающих его вэффективную сферу бизнеса;
· широкаяпопуляризация государством эффективного использования энергии среди населения,массовое обучение персонала; доступные базы данных, содержащие информацию обэнергосберегающих мероприятиях, технологиях и оборудовании,нормативно-технической документации; конференции и семинары по обмену опытом,пропаганда энергосбережения в средствах массовой информации и т.д.
Задача состоит в том, чтобы за счет целенаправленнойгосударственной политики создать устойчивую и эффективную системузаинтересованности потребителей энергоресурсов в инвестировании вэнергосбережение, обеспечив более привлекательные условия для вложения капиталав эту сферу деятельности, снизив возможные финансово-экономические риски.
Еще одним инструментом государственной политики станетподдержка специализированного бизнеса в области энергосбережения, пока слаборазвитого в России, что позволит сформировать экономических агентов(энергосберегающие компании), предлагающих и реализующих оптимальные научные,проектно-технологические, производственные решения, направленные на снижениеэнергоемкости. Поддержка энергосберегающего бизнеса предполагает переход отпрямой финансовой помощи со стороны государства к формированию системыреализации эффективных бизнес-проектов в соответствующей сфере, страхованиякоммерческих и некоммерческих рисков.
Дополнительным инструментом стимулирования энергосбережениямогут стать механизмы, предусмотренные Киотским протоколом (в случае егоратификации), включая проекты совместного осуществления и торговлю квотами навыбросы парниковых газов.
Мероприятия по энергосбережению и эффективному использованиюэнергии должны стать обязательной частью региональных и муниципальных программсоциально-экономического развития региона или муниципального образования, в томчисле региональных энергетических программ. /> 
2.4 Бюджетная эффективность энергетики
Энергетический сектор связан сложными и разнообразнымивзаимоотношениями с государственным бюджетом, являясь и основным источникомформирования его доходной части, и получателем государственных средств,оказывая влияние на формирование и исполнение бюджетов всех уровней.Обеспечение цивилизованности и эффективности указанных взаимоотношений являетсяважнейшей государственной задачей и основной целью политики бюджетнойэффективности энергетики.
Основные принципы этой политики:
· устойчиваяперспектива — заблаговременное и обоснованное (учитывающее не только фискальныецели, но и предусматриваемые Стратегией ориентиры развития энергетики)определение государством необходимых прогнозных объемов прямых поступлений в бюджетот предприятий энергетического сектора;
· комплекснаяоценка бюджетной эффективности — учет текущих и перспективных бюджетныхэффектов от изменения структуры и стоимости госсобственности, сокращениябудущих расходов, эффектов в смежных отраслях и т.д.;
· сбалансированностьполитики бюджетной эффективности — соответствие роста капитализацииэнергетического сектора и объема обеспечиваемых им бюджетных поступлений;
· последовательностьи целенаправленность в использовании государственных средств, а такжеинвестиций, осуществляемых под контролем государства — управление бюджетнойэффективностью с применением современных процедур отбора, постановки исопровождения совместных бизнес-проектов.
Государственная инвестиционная политика в ТЭК, основанная напринципах бюджетной эффективности, предусматривает решение двух задач:наращивание объема инвестиций и изменение их структуры. К мерам государственнойподдержки инвестиций в ТЭК будут относиться:
· улучшениепредпринимательского климата, создание ясных, прозрачных и стабильных правилэкономической деятельности компаний, в первую очередь на основе предсказуемогои сбалансированного режима налогообложения и нормативно-правовой базы,защищающей и гарантирующей соблюдение прав инвесторов;
· совершенствованиеамортизационной политики;
· совершенствованиегосударственного ценового (тарифного) регулирования в сфере естественныхмонополий;
· долгосрочныеэкономические гарантии инвесторам в сферах, где применяется тарифноерегулирование;
· содействиеснижению предпринимательских и некоммерческих рисков инвестирования, поддержкупрограмм комплексного страхования;
· совершенствованиенормативно-правовой базы в сфере участия инвесторов (в том числе иностранных) всоздании объектов добычи, производства и транспортировкитопливно-энергетических ресурсов (в том числе обоснованное использование СРП иконцессионных соглашений для реализации уникальных и дорогостоящих проектов);
· совершенствованиелицензионной политики, устранение необоснованных административных барьеров;
· развитиелизинговых отношений.
Характер государственной поддержки будет различаться взависимости от отраслевой специфики, однако приоритетным инструментом в этомотношении будет экономическая мотивация частных инвестиций. Прямая поддержка ввиде финансирования из бюджетов всех уровней будет ограничена проектами,имеющими стратегическое значение или высокую социальную значимость, и будетосуществляться посредством программно-целевых механизмов.
Несмотря на ограничения прямого бюджетного финансирования,государственная поддержка инвестиций в ТЭК отнюдь не предусматривает отказа отинвестиций, осуществляемых под контролем государства. В частности,инвестиционные программы развития государственной атомной энергетики, единойнациональной электрической сети (осуществляемые федеральной сетевой компанией),системы магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов,комплексного освоения месторождений в новых регионах и портовой инфраструктурыбудут рассматриваться и утверждаться Правительством Российской Федерации илиуполномоченными им федеральными органами исполнительной власти ифинансироваться за счет собственных средств организаций и привлеченных средствинвесторов при обеспечении регулируемыми ценами (тарифами) на услугисоответствующих организаций экономически обоснованной доходностиинвестированного капитала, — при выполнении принципов политики бюджетнойэффективности энергетики.
Государственная инвестиционная политика предусматриваетподдержку субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов, связанных спроизводством и транспортировкой энергетических ресурсов, в большей степенималых и средних объектов, создание специальных экономических условий,обуславливающих рост производства и занятости на территориях соответствующихрегионов, стимулирование перспективной ориентации региональной экономическойполитики, честной налоговой конкуренции.
Важным направлением государственной промышленной политикиявляется развитие производства в России современного энергетического, угольногои нефтегазового оборудования и технологий, основных материалов для ТЭК.
В соответствии с принципами политики бюджетной эффективности,формы и методы государственной поддержки отечественного машиностроения для ТЭКполучат дальнейшее развитие и приобретут качественно новый характер.Продолжится поддержка перспективных инвестиционных проектов, в первую очередь,за счет субсидирования из федерального бюджета процентных ставок по кредитам,привлекаемым для осуществления проектов, а также путем предоставления гарантийот коммерческих и некоммерческих рисков. Важным резервом повышенияинвестиционной привлекательности машиностроительных компаний станет ихинтеграция и укрупнение.
Исходя из основных принципов национальной промышленнойполитики, будет активно поддерживаться кооперация с ведущими зарубежнымикомпаниями как в части организации совместных производств на территории Россиив различных формах, так и в части развития производств на основе передовыхзарубежных технологий.
Повышение конкурентоспособности продукции предприятийтопливно-энергетического машиностроения приведет к росту спроса на ихпродукцию, росту доходов, формированию источников для активизации инновационнойдеятельности и модернизации производства — и, в конечном счете, к существенномубюджетному эффекту.
Продолжится государственная поддержка деятельности ТЭК путемсубсидирования создания сезонных запасов топлива и ремонта энергооборудования,компенсации разницы в тарифах для промышленных потребителей в отдельныхрегионах, финансирования завершения работ по ликвидации особо убыточных шахт иразрезов, субсидирования процентных ставок по привлекаемым кредитаморганизациями угольной промышленности и финансирования отдельных мероприятийфедеральных целевых программ. /> 2.5 Экологическая безопасность энергетики
Функционирование и развитие энергетики наталкивается на целыйряд экологических проблем, угрожающих стать в последующие годы все болееострыми, поскольку ТЭК является одним из основных источников загрязненияокружающей природной среды.
Одной из крупнейших экологических проблем в ТЭК, особенноострой для традиционных нефтедобывающих регионов, является загрязнениеприродной среды нефтью и нефтепродуктами. Темпы утилизации отходов остаютсянизкими, прогнозы крупномасштабного использования отходов не реализуются.
Серьезной проблемой является концентрация негативноговоздействия деятельности предприятий ТЭК в энергодобывающих иэнергопроизводящих регионах. К этому следует добавить недостаточный уровень экологичноститехнологических процессов, высокий моральный и физический износ основногооборудования, недостаточную развитость природоохранной структуры (системпредотвращения и снижения негативных воздействий на природную среду).
Осуществление программы освоения новых месторождений северныхи восточных территорий (Тимано-Печорский регион, п-ов Ямал, Восточная Сибирь,Дальний Восток) требует решения проблемы сохранения чрезвычайно уязвимыхэкосистем этих удаленных регионов с суровыми природно-климатическими условиями.
Одной из важнейших проблем является обеспечение экологическойбезопасности при реализации крупномасштабных проектов освоения нефтегазовыхместорождений шельфа арктических морей и острова Сахалин, морских месторожденийКаспийского и Балтийского морей. Эти проекты реализуются в районах, богатыхбиоресурсами, в том числе ценными видами рыб и другими объектами водногопромысла.
Целью политики в области экологии является последовательноеограничение нагрузки ТЭК на окружающую среду, приближение к соответствующимевропейским экологическим нормам.
В качестве механизмов указанной политики предусматриваются:
· экономическоестимулирование использования высокоэкологичных производств, экологически чистыхмалоотходных и безотходных технологий производства и потребления энергоресурсовза счет установления жестких экологических требований к деятельностипредприятий и продукции ТЭК, создания системы компенсационных выплатгосударству за их нарушение (принцип организации системы таких компенсацийбудет закреплен законодательно и носить характер экономических платежей, в томчисле в страховые фонды превентивных мероприятий), рационализации размеровплатежей за пользование природными ресурсами, введения и правовой регламентациипринципов экологического страхования;
· ужесточениеконтроля за соблюдением экологических требований при реализации инвестиционныхпроектов, совершенствование системы государственной экологической экспертизы.
Для реализации политики экологической безопасности энергетикипотребуется решение следующих основных задач:
· созданиеэкологически чистых энерго- и ресурсосберегающих малоотходных и безотходныхтехнологий, обеспечивающих рациональное производство и использованиетопливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов (сбросов) загрязняющихвеществ в окружающую среду, а также парниковых газов, сокращение образованияотходов производства и других агентов вредного воздействия;
· последовательноепроведение специальных природоохранных мероприятий, строительство иреконструкция природоохранных объектов, в том числе по улавливанию иобезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод;увеличение темпов рекультивации земель, загрязненных и нарушенных в процессестроительства и эксплуатации энергетических объектов, использование отходовпроизводства в качестве вторичного сырья;
· экономическоестимулирование рационального использования попутного нефтяного газа,прекращения практики сжигания его в факелах (в первую очередь за счет созданияэкономически выгодных условий для переработки и использования такого газа);
· развитиеэкологически чистых технологий сжигания угля как условие реализации прогнозовроста его потребления электростанциями и другими промышленными объектами;
· улучшениекачества угольного топлива (в т.ч. развитие обогащения, переработки,брикетирования и др.); увеличение объемов использования шахтного метана;
· увеличениепроизводства высококачественных моторных топлив с улучшенными экологическимихарактеристиками, соответствующих европейским нормам, с соответствующимсовершенствованием нормативной базы качества нефтепродуктов и уровней выбросазагрязняющих веществ;
· разработкапрограммы минимизации экологического ущерба от деятельности ГЭС;
· организация работпо сертификации природоохранных технологий и технических средств;
· организацияобучения и подготовка специалистов в области природоохранной деятельности.
Решение указанных задач потребует создания гармонизированнойзаконодательной и нормативно-правовой базы, стимулирующей инвестиции ирегламентирующей обеспечение экологической безопасности и охрану окружающейсреды, отвечающей современным экологическим требованиям и уровнюнаучно-технических достижений, а также формирования единой информационнойсистемы экологического мониторинга.
Энергетическая стратегия исходит из необходимости выполненияРоссией ее международных обязательств в области экологии.
В результате реализации мер, предусмотренных Энергетическойстратегией, будут обеспечены рост эффективности использования потенциалаэнергетического сектора для социально-экономического развития страны;стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики инаселения в топливно-энергетических ресурсах; достижение качественно новогосостояния ТЭК и повышение конкурентоспособности его продукции и услуг намировом рынке.
Несомненными плюсами Энергетической стратегии являются еедетальная проработанность, рассмотрение нескольких альтернатив развитиятопливно-энергетического комплекса России, этапов реализации энергосберегающейполитики на всех уровнях власти.

/>/>/>3. Основные сходства и различияпринципов энергетической политики России и США
Основной закон США в области энергосбережения — «Обэнергетике», принят в 2005 году./>/>
Энергетическая политика, проводимая сменявшими друг друга администрациями США, восновном сохраняла три направления: поддержание в стране необходимого дляобеспечения национальной безопасности уровня добычи, контроль надместорождениями нефти и газа за пределами США в странах, являющихся источникамиимпорта углеводородов, и создание в стране стратегических резервов на случайчрезвычайных ситуаций. С проблемой обеспечения страны запасами энергетическогосырья тесно связаны вопросы энергосбережения и энергоэффективности, в первуюочередь, путем создания экономических стимулов для развития энергосберегающихтехнологий. Энергетическая политика США имеет три измерения: первое из них — экономическое, второе связано с энергетической безопасностью и третье,появившееся относительно недавно, но быстро набравшее вес, связано с защитойокружающей среды. Во многом цели энергетической политики, связанные сэкономикой и безопасностью, совпадают. Так, интересам Соединенных Штатовотвечает развитие и эксплуатация различных энергетических ресурсов по всемумиру, что способствует их диверсификации, как по видам энергоресурсов, так и порегионам. Благодаря этому укрепляется безопасность Соединенных Штатов, предотвращаетсяизлишняя зависимость от одной из стран либо от одного из видов топлива. В то жевремя, продвигаются и экономические интересы страны, благодаря созданию новыхвозможностей для экспорта товаров, услуг и капитала. Эти два направленияэнергетической политики также весьма гармоничны, когда дело касаетсяамериканского экспорта, но могут конфликтовать по вопросам энергетическогоимпорта. Экономическим интересам США отвечает поддержание относительнооткрытого доступа к импорту энергоресурсов, но вопросы энергетическойбезопасности не столь просты. Считается, что энергетический импорт можетпредставлять собой угрозу национальной безопасности, если: во-первых, ондостигает уровня, который делает Соединенные Штаты уязвимыми по отношению кпрерыванию поставок или, во-вторых, импорт поступает из государств, которыеактивно или потенциально угрожают американским экономическим интересам зарубежом. В целом, во всех случаях конфликта между экономическими интересами иинтересами, связанными с энергетической безопасностью, приоритет все жеотдается последним, рассматриваемым в качестве важного элемента национальнойбезопасности. Третье, экологическое, измерение энергетической политикипредставляет собой серьезный вызов для производителей энергоресурсов, т.к.природоохранное законодательство приводит к дополнительным издержкам припроизводстве, транспортировке, потреблении и торговле энергоресурсами. Вместе стем, с экологическим измерением связываются и потенциальные возможности для ТЭКСША: появление новых технологий и новых секторов услуг.
/>Дляизучения сложившейся в ТЭК США достаточно тревожной обстановки и выработкирекомендаций по ее преодолению в начале 2001 года под руководствомвице-президента США Д.Чейни была создана специальная группа, в которую вошлируководители 9-ти федеральных агентств: Министерства энергетики, Министерствафинансов, Министерства торговли, Государственного департамента, Министерстватранспорта, Министерства сельского хозяйства, Министерства внутренних дел, атакже Агентства по охране окружающей среды и Агентства по управлению вчрезвычайных ситуациях. Итогом их работы стала 163-страничная программа,рассчитанная на 20 лет, получившая название «Новая ЭнергетическаяПолитика» (НЭП).
/>В этойпрограмме разработчики выделяют приоритетных 3 основных задачи (которые ониназывают «вызовами»), от решения которых зависит решениеэнергетических проблем США.
Вызов 1: использовать энергию более разумно
Новые технологии позволяют жить и работать с меньшими затратами, меньшимнапряжением и с меньшей нагрузкой на природу. Хотя новые техническиевозможности не могут одни решить энергетические проблемы, они могут и будутиграть важнейшую роль в энергетическом будущем США.
Вызов 2: отремонтировать и расширить инфраструктуру
Надо отремонтировать и модернизировать сеть электрогенераторов, сетиэлектропередач, трубопроводов нефти и газа. Ни одного значительногонефтеперерабатывающего завода не было построено за время жизни целогопоколения. Для обеспечения потребностей необходимо построить 38 000 мильгазопроводов плюс 255 000 миль распределительных линий. Устаревшиеэлектрические сети не позволяют передавать электроэнергию на большие расстояния,чтобы противодействовать перерывам в энергоснабжении, как происходит вКалифорнии.
Вызов 3: увеличение энергопотребления при сохранении природы
Даже при усилении энергосбережения Америке потребуется больше энергии.
Есть надежда на использование возобновляемых источников энергии иальтернативных видов топлива. Но этот потенциал сейчас мал и ощутимым будеттолько в отдаленном будущем. В настоящее время следует полагаться наапробированные источники энергии. За 20 лет необходимо увеличить потреблениенефти в США на 33%, природного газа на 50%, а электроэнергии на 45%. Если жепроизводительность энергетического комплекса будет расти теми же темпами как в90-е годы, разрыв между потребностями экономики и располагаемымиэнергетическими мощностями будет «провальным». В настоящее время мыдобываем на 39% нефти меньше, чем в 70-е годы, и более зависим от зарубежныхпоставщиков.
Через 20 лет Америка будет ввозить 2/3 от потребляемого объема нефти.
Чтобы обеспечить рост потребностей через 20 лет Америка должна построить от1300 до 1900 электрических станций. Большинство из них будет работать на газе. Существующиеи новые технологии позволяют нам развивать атомные электрические станции.Сейчас АЭС производят 20% электроэнергии в стране. АЭС не выбрасывают ватмосферу газы, вызывающие парниковый эффект.
Компоненты национальной энергетической политики Америки:
· модернизацияэнергосбережения
· модернизацияэнергетической инфраструктуры
· увеличение поставокэнергии
· ускорениеисполнения мер по защите природы
· усилениеэнергетической безопасности.
(1) В90-е годы выпуск продукции увеличился на 41% а потребление электроэнергииувеличилось только на 11%
(2)Законодательные барьеры, отсрочки в выдаче лицензий и экономическаянеопределенность ограничивают инвестиции в оборудование, делая энергетическийрынок США подверженным «пробкам» при передаче электроэнергии,всплескам цен и перерывам в электроснабжении.
Большинство передающих сетей в США, подстанций, и трансформаторов былопостроено тогда, когда энергосистемы регулировались (государством) иобеспечивали энергоснабжение в своем четко определенном регионе.
(3)Одним из аспектов нынешнего кризиса является не только усиливающаясязависимость от зарубежной нефти, но и узость энергетических возможностей. Например,около 90% всех новых электрических станций будут работать на газе. А ведь естьдругие виды топлива в США. Угля хватит на 250 лет. Но станций на угле строитсявесьма мало. Новые технологии позволяют повысить кпд и снизить выбросы окисловсеры и азота с угольных электростанций. АЭС дают 40% электроэнергии в 10 штатахСША и 20% в целом по стране. АЭС выводятся из эксплуатации по причине старения,а новые не строятся. Новые технологии позволяют добывать больше нефти с того же«куста» и меньше воздействовать на природу. Однако законодательнаяструктура не учитывает эти изменения и ограничивает увеличение экологическиэффективного энергетического производства.
(4)Необходимо обеспечить выделение 2 миллиардов долларов в течение 10 лет наразработку «чистых» технологий сжигания угля и новые кредиты дляразработок технологий сжигания биомассы совместно с углем (перечисляются мерыпо стимулированию развития других перечисленных выше направлений энергетики иальтернативных видов энергии, ред.). С 1970 г. выбросы в атмосферу основныхзагрязнителей уменьшились на 31%. Автомобили выбрасывают на 85 % угарного газаменьше, чем 30 лет назад. Выбросы свинца уменьшены на 90%. Свинца в атмосфересейчас на 98% меньше, чем 30 лет назад. Америка больше производит, но меньшепачкает.
Главной причиной продолжающегося загрязнения природы является отсутствиепонятной долговременной национальной энергетической политики. Близорукаяполитика блокировала создание новых электростанций, не оставив нам выбора,кроме как полагаться на старые энергоблоки. А увеличение производстваэлектроэнергии на дизель-генераторах для обеспечения потребителей усилилозагрязнение окружающей среды.
(5)Национальная энергетическая политика предназначена для уменьшения зависимостиАмерики от ценовой неустойчивости и нестабильности поставок.
НЭП США: базовые принципы
Принцип первый — политикапредставляет собой долгосрочную многостороннюю стратегию; энергетический кризисформировался в течение ряда лет, поэтому на его разрешение также потребуютсягоды. Принцип второй — политика будет продвигать новые, экологически приемлемыетехнологии в целях увеличения производства энергоресурсов и стимулированияболее чистого и эффективного их использования. Принцип третий — политиканаправлена на улучшение стандартов жизненного уровня американского народа,причем для достижения этой цели потребуется интеграция энергетической,природоохранной и экономической политики страны.
Направления энергетической политики, провозглашенныеправительством США во многом схожи с принципами российской энергетическойполитики, закрепленными в законах об энергосбережении и энергетическойстратегии. В обоих случаях делается главными акцентами являются национальнаябезопасность в области энергетики, повышение энергетической эффективности,технологическая модернизация данной отрасли, а также большой упор в принципахобеих стран делается на экологические аспекты, сохранение окружающей среды,борьбу с негативными последствиями добычи и переработки энергоресурсов.
Основное отличие в энергетических стратегиях России и СШАлежит в экономической составляющей. Огромную долю в российской экономикезанимает продажа и экспорт энергоресурсов. США же, напротив, активно поставляютбольшую часть ресурсов из других стран, сохраняя свои ресурсы и переводя их навысокотехнологичное производство.
/>/>Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации мер,предусмотренных Федеральным законом «Об Энергосбережении» и Энергетическойстратегией, будут обеспечены рост эффективности использования потенциалаэнергетического сектора для социально-экономического развития страны;стабильное и эффективное удовлетворение потребностей развивающейся экономики инаселения в топливно-энергетических ресурсах; достижение качественно новогосостояния ТЭК и повышение конкурентоспособности его продукции и услуг намировом рынке.
В России для реального осуществления энергосберегающихпрограмм необходимо, чтобы энергетики, занятые производством энергии,потребители и администрация городов провели серьезный анализ и определилиусловия мотивации, при которых заниматься энергосбережением стало бы выгодновсем, которые необходимо закрепить законодательно на федеральном уровне,предварительно детально разработав каждое положение с учетом законотворческогоопыта стран, в которых данные законы работают четко.

/>Библиографическийсписок
1.  Федеральный закон от 03.04.1996 N28-ФЗ (ред. от 05.04.2003) «Об энергосбережении» (принят ГД ФС РФ13.03.1996)
2.  Энергетическаястратегия России на период до 2020 года // Российсская газета. 30.09.2003.
3.  Бернер М.С. Анализ зарубежныхзаконодательных актов в области энергосбережения // Энергосбережение №8/2007
4.  Миронов Н. НЭП США: предпосылки ивозможные последствия // Нефтегазовая вертикаль.