Основные принципы и формы реализации социальной политики, ее влияние на экономику государства

РЕФЕРАТ
 
Объемработы ___ с., в том числе 1 табл., 1 рис., 13 наим. лит., 2 формулы.
Ключевыеслова: социальная политика, общественное благосостояние, уровень жизни,социальная защищенность, социальные нужды.
Вкурсовой работе исследуется понятие, структура,принципы и пути совершенствования социальной политики государства.
Раскрытароль, положительное и отрицательное влияние социальной политики нанациональную экономику страны.
Былопроведено исследование понятия социальной политики, определены основные еепоказатели, функции, принципы и изучена структура, выявлены факторы, влияющиена нее в Республике Беларусь, а также проведён их анализ.

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ, ФУНКЦИИ
2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИСОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯСОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
 
Социальнаяполитика является одной из наиболее важных составляющих деятельности общества инаходится в сфере его насущных интересов. Проблемы, связанные с повышениемуровня и совершенствованием качества жизни, обеспечением и поддержаниемэкономической стабильности, реализацией принципов социальной справедливости,являются первоочередными для современной национальной экономики.Совершенствование в этом направлении системы социально-экономических отношений,повышение качества человеческого потенциала открывает новые перспективы дляэкономического развития и является важнейшим фактором экономического роста.
Вместе стем улучшение социального обеспечения, совершенствование системыздравоохранения и образования, уменьшение социального неравенства требуютстабильных темпов экономического роста, повышения эффективности экономики какматериально-финансовой основы преобразований в социальной сфере.
Поэтомуактуальной представляется цель данной курсовой работы – анализ особенностей,основных принципов и форм реализации социальной политики государства (напримере Республики Беларусь), а также выявление направлений и методов ее совершенствования.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
— определить сущность понятия социальной политики страны;
— рассмотреть принципы, формы и механизмы ее реализации;
— проанализировать особенности развития и совершенствования социальной политики вРеспублике Беларусь.
Авторработы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно иобъективно отражает состояние исследуемого вопроса, а все использованные вработе цитаты сопровождаются ссылками на литературные источники.
1 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ
 
Социальнаяполитика — это система мер, направленных на достижение социальных целей ирезультатов, связанных с повышением общественного благосостояния, улучшениемкачества жизни населения и обеспечением социально-политической стабильности,социального партнерства в обществе.
Объектомсоциальной политики могут быть как отдельные граждане, так и их группы,объединенные конкретными связями и отношениями.
Субъектысоциальной политики — те, кто активно взаимодействует в социальной сфере,определяет цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальнойполитики и осуществляют действия по ее реализации. К ним относятсягосударственные ведомства и учреждения, органы местного самоуправления,различные негосударственные объединения, коммерческие структуры,профессиональные работники, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданскойинициативы [1, c. 325].
В любомобществе большинство людей способны самостоятельно обеспечить себе приемлемыеусловия для жизни. Цель социальной политики в этом случае состоит в созданииблагоприятной обстановки для их трудовой и предпринимательской деятельности.Отсюда вытекает важнейшая функция социальной политики — стимулирующая, котораязаключается в содействии процессу формирования рациональной структуры доходов исовершенствованию отношений занятости. Это предполагает стимулирование всехвидов экономической деятельности в рамках правового поля, формирование высокоймотивации работников к высокоэффективному труду, учет доли каждого работающегов созданном продукте.
Однакосуществуют и социально уязвимые слои населения. К ним относятся граждане, всилу объективных причин не имеющие возможности удовлетворять свои потребностипутем приложения собственных усилий. Социальная политика в этом случае должнаобеспечить помощь и поддержку таким категориям лиц. Это достигается на основереализации стабилизирующей функции социальной политики, предполагающейперераспределение доходов, развитие системы социальной защиты и социальныхгарантий как для населения в целом, так и каждой из его социальных групп. Упорпри этом делается на выплату пенсий и пособий нетрудоспособным,малообеспеченным, безработным, на обеспечение определенного уровня образованияи медицинского обслуживания для всех слоев населения.
Взаимодействиеуказанных функций предполагает необходимость постоянного поддержания ихбаланса. Ослабление стимулирующей функции ведет к снижению ресурсногообеспечения социальной политики, уменьшению возможностей для финансированиясоциальных программ. Нарушение стабилизирующей функции обусловливаетнеоправданное нарастание социальных дифференциации и напряженности в обществе.
Социальнаяполитика осуществляется на разных уровнях:
— микроуровень—социальная политика фирмы (корпорации) в отношении ее работников;
— макроуровень—региональная и государственная социальная политика в отношении регионов;
— интеруровень—межгосударственная социальная политика, связанная с решением глобальныхэкономических проблем, ликвидацией бедности и отсталости некоторых стран.
С точкизрения субъектов социальной политики выделяют государственный, региональный имуниципальный ее уровни.
Государственнаясоциальная политика характеризуется едиными законодательнымпространством, социальной инфраструктурой, единым кадровым и информационнымобеспечением для всего населения. На этом уровне определяются цели, задачи,приоритеты социального развития и способы их достижения по отношению ко всемуобществу: утверждаются нормативно-правовые акты, регулирующие общие принципысоциальной политики в стране, устанавливаются минимальные социальные гарантии вобласти оплаты труда, пенсионного обеспечения, стипендий, медицинскогообслуживания, образования и культуры, разрабатываются целевые социальныепрограммы.
Региональнаясоциальная политика учитывает особенности этнического, культурногои исторического характера региона потребности его жителей. На этом уровне здесьразрабатываются и реализуются региональные законы, различные социальныепрограммы. Вместе с тем данный уровень социальной политики не всегда можетучитывать запросы и нужды отдельных людей, для этого нужны специальные меры итехнологии, которые присущи муниципальнойсоциальной политике.Деятельность ее субъектов направлена на решение конкретных проблем населения.Именно на данном уровне легче оценить реальные потребности и возможностичеловека, проверить степень эффективности оказываемых социальных услуг.Муниципальный уровень реализации социальной политики находится ближе кпотребителю, а, следовательно, более экономичен, хотя его субъекты редкоучаствуют в разработке региональных и общегосударственных социальных программ.
Одной изважнейших характеристик эффективности социальной политики является величинадоходов населения, поэтому представляется необходимым рассмотреть это явлениеболее подробно. Произведенный в экономике совокупный доход обществараспределяется в соответствии с вкладом в его выработку всех факторовпроизводства: труда, земли, капитала и предпринимательской способности. Такоераспределение называется первичным (функциональным). Результатом его выступаютфакторные, или первичные, доходы, основными формами которых являются:заработная плата, предпринимательская прибыль, процент и рента. Их размерызависят от конкурентных условий.
Предельнаяпроизводительность не является единственным критерием распределения вэкономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые не владеют ниодним из факторов производства, в силу чего не могут получать факторных доходов(в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Их доходы (социальныетрансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий, стипендий, разнообразныхвыплат) не обусловлены участием в общественном производстве и являютсярезультатом перераспределения, или вторичного (персонального) распределенияфункциональных доходов. Размеры вторичных доходов существенным образом зависятот проводимой государством социальной политики.
Источникамидоходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия втеневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др.Отсюда вытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно большефакторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак,доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемыедомохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральныедоходы — это все поступления продуктов земледелия, скотоводства, услуг и другойпродукции в натуральной форме.
Денежныедоходы населения — это сумма денежных средств, получаемых домохозяйствамиза определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения благ иуслуг в целях личного потребления. В целом денежная форма доходовраспространена больше, чем натуральная, однако у малообеспеченных слоевнаселения доля натуральных доходов выше, чем у богатых.
Для оценкиуровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого и реальногодоходов.
Номинальныйдоход — это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложенияи уровня цен.
Располагаемыйдоход — это номинальный доход за вычетом налогов и других обязательныхплатежей, т.е. средства, непосредственно используемые населением на потреблениеи сбережения.
Реальныйдоход — это количество товаров и услуг, которые можно приобрести насумму располагаемого дохода. Величина реального дохода зависит от егономинального уровня, налогов на доходы и цен на потребительские товары.Реальные доходы населения определяются только в динамике за конкретный периодвремени с использованием индекса потребительских цен, который рассчитывается закаждый месяц и за год в целом:
РД = (НД — НП)*1/I (1)
где РД—реальные доходы, р.; НД— номинальные доходы, р.; НП— налоги иобязательные платежи, р.; I — индекс потребительских цен.
Иногдареальные доходы населения определяют через показатель покупательной способностиденег, характеризующий изменение объема товаров или услуг, которые можноприобрести на одну и ту же сумму в разные периоды времени. Исчисление реальныхдоходов по такой методике предполагает, что качество товаров и соотношение ценвнутри той или иной их группы не изменяется, отсутствует дефицит товаров игосударственное регулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательнаяспособность денежной единицы определяется физическим объемом товаров, которыеможно купить на сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточноточно характеризует изменения реальных денежных доходов населения заисследуемый период.
Взависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются наполучаемые: 1) до участия в трудовой деятельности (до лостижениятрудоспособного возраста); 2) от участия в трудовой, предпринимательской,общественной деятельности; 3) временно неработающими (безработными, беженцами ит.д.); 4) после завершения трудовой деятельности (пенсионерами) [4, c. 255].
Сюридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными) и незаконными(нелегальными). Ко вторым относятся доходы от незарегистрированной вустановленном порядке деятельности; укрываемые от налогообложения или имеющиекриминальное происхождение и т.п.
В странах сразвитой рыночной экономикой источником информации о доходах населения являютсявыборочные обследования домохозяйств; данные деклараций физических лиц о ихдоходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплаты труда и расходов наконечное потребление домохозяйств в Системе Национальных счетов (СНС). ВРеспублике Беларусь изучается доходы с опорой на Баланс денежных доходов ирасходов населения и выборочные обследования около 6 тыс. домохозяйств.
Процессреформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебанияреальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. онинеуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62 % от показателей1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем началсяих рост. Эта тенденция особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Ростреального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов ростазаработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловилиповышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансудоходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.
Денежныедоходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для всех странмира. Данное явление известно как закон Парето, согласно которому, междууровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость: 80 %созданного ВВП присваивается 20 % населения, а оставшиеся 20 % распределяютсямежду 80 % населения, причем соотношение 80/20 достаточно устойчиво инаблюдается во всех странах, независимо от политических и экономических реалий.
Как былосказано выше, на величину доходов оказывает влияние множество разнообразныхфакторов, зачастую имеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди нихвыделяют социально-политические, определяющие силу действия инаправленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающиезависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости и интеллектуальныхспособностей; профессиональные, исследующие уровень образования,квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующие размеры доходов взависимости от места человека в обществе и должностной иерархии; социально-экономические,к которым, в частности, относят род и вид деятельности, варианты занятости,вид производства, форму собственности на средства производства, условия труда.
В странах,на чьих территориях имеют место различные климатические условия, существенноезначение приобретают географическиефакторы, поскольку стоимостьжизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется в зависимости отрегиона, и соответственно предполагает различные уровни доходов.
ДляБеларуси можно выделить и экологическийфактор, связанный с последствиямиаварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительных средств существования дляжителей пострадавших районов.
Говоря одифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, какврожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительнойстепени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокойпроизводительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые изних обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать«интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет иработоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов всвоей деятельности.
Известно,что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однакопоследняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенстводоходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшегообразования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства вполучении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечениеобстоятельств.
Амплитуданеравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределениядоходов между домохозяйствами. Для этого применяют прием ранжирования: семьираспределяют в порядке возрастания доходов, а затем делят на группы. При этомразличают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пятьподгрупп, каждая из которых включает 20 % всех семей. Первая квинтильная группа— составляет 20 % семей с наименьшим, а пятая — 20 % с небольшим уровнем доходов;б) децильные группы, которые формируются аналогичным образом и делятдомохозяйства на 10 одинаковых подгрупп (по 10 %).
Степеньсоциального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
Коэффициентдифференциации доходов, или коэффициент фондов, (Кд)— это соотношение между средними доходами 10 % наиболее богатого населения (d10) и 10 % наименее обеспеченного (d1):
/> (2)
Чем вышекоэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степеньдифференциации населения.
ВРеспублике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как встранах—соседях — России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9;7,9 и 7,8.
Различаюттакже децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяютсяотношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25 % самого богатогонаселения к максимальным доходам 10, 20, и 25 % самого бедного.
Болеенаглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами(семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имениамериканского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладываюткумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по осиординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей,приходящей на наименее обеспеченную часть семей (см. рис. 1).
/>
Рисунок 1 –Кривая Лоренца
Если быдоходы у всех людей были одинаковы, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов,15 % населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямойабсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° и превратиласьв прямую.
Чем большекривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем неравномернеераспределяются доходы в обществе. Так, штрихпунктирная кривая характеризуетбольшую неравномерность распределения дохода, чем сплошная криваяраспределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ и кривойЛоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентом Джини, которыйназван по имени итальянского экономиста и статистика К. Джини. Если коэффициентравен 0, кривая Лоренца совпадает с прямой ОЕ и доходы в обществе распределяюсяабсолютно равномерно. При значении коэффициента 1 кривая Лоренца будетпредставлена катетами треугольника ОАЕ, что свидетельствует об абсолютномнеравенстве в распределении доходов. Практически коэффициент Джини никогда недостигает ни нуля, ни единицы, однако считается, что его значение, большее 0,4(40), отражает высокую степень расслоения общества [4, c. 327].
Всовременном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается вНорвегии, где 10 % самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, акоэффициент Джини составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, вкоторой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8,коэффициент Джини — 0,607. Для Республики Беларусь данные показатели составляютсоответственно 6,9 и 0,304.
С проблемойнеравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласноконцепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденногоотсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образажизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но иограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствиемвысокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественномуобразованию и здравоохранению.
Бедностьпредставляет собой глобальную проблему. Это многоаспектноесоциально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления,нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабымивозможностями эффективной реализации трудового потенциала.
Бедностьможет иметь различные формы. В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютнуюи относительнуюбедность. Критерием первой служит минимальный наборжизненных средств, в соответствии с которым к бедным относят тех, ктоиспытывает недостаток элементарных средств к существованию. При определенииотносительной бедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальнымипотребностями, а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающимв той или иной стране.
Объективнаябедность — состояние, оцененное по принятым в данной странекритериям дохода и степени доступности материальных и духовных благ или наосновании рекомендаций экспертов. Уровень и масштабы субъективнойбедностиопределяются на основе самооценки: человек является бедным, если считает себятаковым.
Основныминструментом определения численности бедных в стране является черта, илиграница бедности— минимально допустимый критический уровень жизни,который правительства стран должны гарантировать своим гражданам. Границабедности позволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показательзависит не только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и отэкономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровняжизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране,не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: вразвитых государствах она выше, чем в развивающихся.
В Беларусив качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума, которыйнаряду с минимальным потребительским бюджетом используется также дляколичественной оценки бедности.
Прожиточныйминимум— это минимальный наборматериальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельностичеловека и сохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический)уровень потребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров иуслуг в каждой товарной группе.
Бюджетпрожиточного минимума— стоимостная величинапрожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается всреднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам. Минимальныйпотребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение наборапотребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических исоциально-культурных потребностей человека. Он рассчитывается для конкретныхпотребительских единиц, в качестве которых приняты различныесоциально-демографические группы населения. Минимальным потребительскимбюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевой минимальныйпотребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоих взрослых идвоих детей.
Основойнатурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов являетсясистема потребительских корзин. Потребительская корзина— это научнообоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретныефункциональные потребности человека в определенные отрезки времени исходя изконкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включены блага иуслуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые длянормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджетпересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, ноне реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнегомесяца каждого квартала.
Дифференциациянаселения на основании бюджета прожиточного минимума и минимальногопотребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнемматериальной обеспеченности:
— бедныесемьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему илиравен;
— малообеспеченные семьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, номеньше минимального потребительского бюджета;
— обеспеченные семьи, душевой доход которых находится в интервале междуминимальным и рациональным потребительскими бюджетами;
— богатыесемьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.
Крайнимпроявлением бедности является нищета. Семьи (индивида, домохозяйства)признаются нищими, если их продовольственное потребление не обеспечивает 80 %минимального пищевого рациона, определенного Всемирной организациейздравоохранения, или затраты на питание превышают 80 % их совокупных доходов.
Дляпредотвращения такой ситуации социальная политика любой страны должнабазироваться на ряде принципов — основных исходных положений, на которыхстроится деятельность государства в социальной области. Важнейшим из которыхявляется принцип социальной справедливости.
Дифференциациянаселения по заслугам, является важнейшим условием прогрессивного формированияобщества, стимулом для развития личности, ее потребностей и приоритетов. Онаобусловливает повышение экономической эффективности, что, однако, уменьшаетшансы тех, кто по независящим от них причинам не может осуществлять активнуюдеятельность. Кроме того, крайняя степень дифференциации и неравенства можетпривести к деградации производительных сил, нестабильности и социальнымконфликтам. Данный принцип социальной политики, таким образом, содержит обатипа справедливости и означает, с одной стороны, степень обоснованногоравенства, а с другой — сохраняющееся неравенство. По этой причине государствопри проведении социальной политики должно стремиться обеспечить всем гражданамравенство стартовых условий существования и удовлетворения важнейших духовныхпотребностей. Вместе с тем наиболее активные, способные и работоспособные членыобщества должны иметь возможность получать за свой труд больший объем благ иуслуг.
Принцип индивидуальнойсоциальной ответственности означает, что каждый дееспособный член обществаобязан прилагать максимум усилий для того, чтобы самостоятельно обеспечитьудовлетворение своих потребностей. Государство должно оказывать помощь своимгражданам только в крайнем случае, если они не в состоянии обеспечить себясами.
Соблюдениепринципа солидарности предполагает, что общество должно решать возникающиепроблемы как единая система, внутри которой через механизм налогов итрансфертов осуществляется перераспределение финансовых ресурсов от болеесильных и обеспеченных к тем, кто в силу объективных обстоятельств не имеетвозможности за счет трудовой деятельности извлекать доходы, достаточные дляобеспечения основных потребностей.
Реализацияпринципа социальной компенсации обеспечивает правовую и социальную защищенностьграждан, которая выражается в получении ими льгот и социального обслуживания.
Соблюдениепринципа социальных гарантий предполагает предоставление гражданамгарантированного минимума социальных услуг (обучение, воспитание, духовное ифизическое развитие), потребление которых обеспечивает подготовку личности ксамостоятельной жизни.
Осуществлениесоциальной политики основано на реализации принципа всеобщности, предполагающего,что социальными мероприятиями должны быть охвачены все члены общества, с учетомдифференцированного к ним подхода.
Принципысоциальной политики могут реализоваться на практике только при наличии ресурсногообеспечения. Эту проблему можно рассматривать с двух сторон: во-первых, должныбыть созданы условия для развития общественного производства, в процессекоторого создаются ресурсы, обеспечивающие осуществление социальной политики.Вместе с тем, ресурсная база зависит от уровня развития производительных сил и,в первую очередь, его главной производительной силы — человека. Следовательно,во-вторых, необходимо проводить комплекс мер, обеспечивающих развитиеработников через систему образования, здравоохранения, повышение квалификациипри обеспечении социальной стабильности общества [1, c. 254].
Выделяютдва основных типа социальной политики — бисмарковский (по имени ееродоначальника Бисмарка) и бевериджский.
Первый вбольшей степени реализует распределительный тип социальной справедливости, таккак в нем делается упор на жесткую связь социальных выплат с длительностью ирезультативностью профессиональной деятельности. Работники в течение трудовойжизни уплачивают страховые взносы, размер которых определяется при заключенииколлективных договоров нанимателей и наемных работников. Страховые фондыуправляются на паритетных началах и не субсидируются из бюджета.Малообеспеченные семьи получают помощь по муниципальной линии.
Бевериджскийтип социальной политики основан на принципе национальной солидарности.Он предполагает, что любой человек, независимо от степени его участия вобщественном производстве, имеет право на минимальную защиту от социальныхрисков (болезнь, старость, травма и т.п.), а средства социальной защитыформируются в значительной степени из государственного бюджета. В странах, выбравшихтакой тип социальной политики, отсутствует резкая дифференциация населения поуровню жизни. Здесь реализован уравнительный принцип социальной справедливостиили обоснованное равенство. Следует отметить, что в современных условияхпроисходит сближение двух типов социальной политики в направлении развитияосновополагающих характеристик социального государства.
Такимобразом, социальная политика — это система мер, направленных на достижениесоциальных целей и результатов, связанных с повышением общественногоблагосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечениемсоциально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.Основными функциями социальной политики являются стимулирующая, стабилизирующаяи др. Социальная политика любого государства должна руководствоватьсяследующими принципами: принципом индивидуальной социальной ответственности, солидарности,социальной компенсации, социальных гарантий, ресурсного обеспечения.2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 
Социальнаяполитика, проводимая различными странами, многообразна. В ее рамках можновыделить ряд основных направлений: политика доходов населения; политика в сферетруда и трудовых отношений; социальная поддержка и защита нетрудоспособных ималообеспеченных семей и граждан; развитие отраслей социальной сферы и ихинфраструктуры, социальная защита отдельных групп населения; экологическая,демографическая и миграционная политика. К ним относят также социальноестрахование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы;социальные меры на рынке труда; жилищную политику. Все вышеперечисленныенаправления связаны между собой, что вызывает необходимость проведениясбалансированной социальной политики [10, c. 263].
Социальноестрахование – наиболее важная часть политики государства в социальной сфере. Впроцессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин,например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаютсяисточника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует двевозможности. Первая — выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однакоединовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время.Следовательно, предпочтительнее второй путь – социальное страхование.
Необходимоправильно понимать смысл, значение социального страхования — как основногомеханизма социальной защиты работников в условиях рыночной экономики. Именно наэтой основе социальное страхование может стать реальной базой достижениясоциальной стабильности и согласия. Все это свидетельствует о необходимостивосстановления страхового характера данного вида социальной защиты. Взависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватныхисточников финансирования можно выделить 3 модели организации социальногострахования:
1. В первоймодели страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий ивыплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, отслужебного положения. Недостаток денежных средств покрывается учредителями.Подобная система способна обеспечить лишь невысокие уровни защиты и можетсуществовать только в условиях бездефицитного государственного бюджета.Рыночным условиям хозяйствования, как правило, свойственен дефицитгосударственного бюджета, а значит, велика вероятность того, что государство несможет выполнить своих обязательств.
2.Отличительная черта второй модели — страхуемые и страхователи делают взносы,однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того илииного страхового события, т.е. социального риска. Страхование фактическиосуществляется в пользу третьих лиц, и накопление финансовых средств никак несвязано с ростом обязательств.
3. Третьямодель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленныхсредств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователямиобязательствам. Выплаты не могут превышать установленного соотношения междувыдаваемыми пособиями и поступлениями. Эта модель социального страхованияобычно предусматривает способы покрытия дефицита средств путем образованиязапасных фондов, перестрахования рисков и т.д. Такая форма организациисоциального страхования достаточно гибка: не возникает технических трудностей,как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, привыходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых [4, c. 365].
Системасоциального страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оноимеет законодательную основу. Во-вторых, оно обязательно для лиц, работающих вусловиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольнойоснове). В-третьих, система социального страхования предусматривает участиегосударства в финансировании соответствующих выплат. Делятся это либо в формеснижения выплачиваемых самими работниками сумм, либо за счет повышенияпредлагаемых государством пособий. В-четвертых, система социального страхованияориентируется на помощь, прежде всего слабым в экономическом отношении членамобщества.
Практикаопределила несколько форм социального страхования. Во многих цивилизованныхстранах применяются следующие: страхование от несчастного случая, болезни, всвязи с родами и уходом за ребенком, по инвалидности, в случае потери работы,пенсионное страхование.
Важнейшимнаправлением политики пенсионного страхования является осуществление концепции“динамической пенсии”: приведение пенсий в соответствии с уровнем заработнойплаты работающего населения. Тем самым удастся воспрепятствовать обесценению(вследствие инфляции) средств, которые были накоплены работником, путемрегулярных отчислений.
Вобязанности государства входит обеспечение функционально-способной системыинститутов страхования на случай болезни. Например, обеспечение в случаезаболевания почти для 90% граждан ФРГ гарантируется путем установленной закономсистемы страхования на случай болезни. Около 10% граждан застрахованы частнымобразом. Заболевший во время болезни дохода не теряет. Работодателей законобязывает продолжать выплату заработной платы в течение шести последующихнедель.
Возможныенесчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываютсясистемой страхования от несчастных случаев. Здесь речь идет о различного родапереплетениях, распределении и правах застрахованных. Большие затраты нафинансирование последствий несчастных случаев на производстве являются важнойпричиной интенсификации государственной политики защиты работников. Необходимо,чтобы финансирование осуществлялось на 100% за счет взносов предприятий илиработодателей, т.к. в соответствии с принципом причинности вопрос о начислениииздержек (затрат), связанных с последствиями несчастных случаев, будет отнесенк предприятиям.
Социальнаязащита работников, как важнейшее направление социальной политики государства,крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие,единственным (или основным) доходом которых является заработная плата, а этоозначает, что они экономически уязвимы и им не на что опереться, кромегосударственной власти. Кроме того, в любом государстве имеется значительноеколичество нетрудоспособных лиц и лиц с пониженной трудоспособностью, требующихособого внимания государства. Ко всему этому можно добавить, что политикагосударства в области социальной защиты занятых базируется на неравенствесторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению сработодателем стороной, поскольку не обладает собственностью на средствапроизводства и вынужден продавать свою рабочую силу. Действия государства вэтой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случаенанесения ущерба здоровью последних или в иных случаях. Для этого государстворазрабатывает определенные правовые нормы, обеспечивающие создание системыдоговоров, которые заключают между собой работники и предприниматели.Государство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальныхвзаимоотношениях между работниками и работодателями речь должна идти не простоо купле — продаже товаров, а о социальном статусе личности.
Международнаяпрактика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципамсоциальной защиты работников следует отнести:
— социальная ответственность общества и государства за бережное отношение кличности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободувыбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемыхусловий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности,что соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека, социальныхпактов и других документов ООН, МОТ и других признанных международных норм;
— социальная справедливость в области трудовых отношений — равные права наусловия и охрану труда, сохранения здоровья, работоспособности итрудоспособности граждан, высокий уровень компенсации утраты трудоспособности,обеспечение медицинского, социальной и профессиональной реабилитации;
— всеобщийи обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональныхрисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально- экономического развития общества;
— минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступностьи открытость соответствующей информации;
— государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременнойсамостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программзащиты;
— заинтересованность всех основных субъектов защиты (государство,предприниматели, товарищества социального страхования и широкий кругпрофессиональных организаций трудящихся) в формировании и совершенствовании техили иных систем и форм защиты;
— солидарность всех субъектов социальной защиты на основе “социальных договоров”,касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизациисоциальных и профессиональных рисков;
-экономическуюи социальную свободу работников в области труда — выбор профессии с приемлемымиуровнями социальных и профессиональных рисков, возможность полученияпрофессионального образования, места работы, свободы ассоциаций;
— личную ответственностьработников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности,правильный выбор профессии, места работы;
— многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты — отгосударственных гарантий для всех трудящихся до узконаправленных мер дляотдельных их категорий и профессиональных групп;
-многосубъектностьсоциальной защиты — субъектами социальной защиты должны выступать: государство(в лице ведомств и министерств), работодатели, товарищества по страхованию,региональные органы управления;
— многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты — предметомвнимания должны стать условия и оплата труда работников, профессиональнаяподготовка, медицинское обслуживание, компенсация утраты работоспособности иреабилитационные услуги [4, c. 334].
Социальнаяполитика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно.Регулирующие вмешательство осуществляется в основном в тех случаях, когдастепень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его впротивостоянии с работодателем относительно слабы. Это главным образом касаетсятех видов трудовых процессов, которые требуют неквалифицированного труда. Вотношении таких категорий населения фиксируется минимальный уровень заработнойплаты, ниже которого выплачивать ее, не разрешается. С помощью законовгосударство определяет также ритм оплаты труда (допустим, каждые 14 дней илиежемесячно).
В некоторыхслучаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровняпоследней и сохранение его в течение определенного отрезка времени. Возможнотакже использование ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные мерыприменяются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в областиплатежного баланса.
Основныенаправления социальной политики на рынке труда связаны прежде всего свозможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Кроме того,воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм,касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование можетосуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда(например, с помощью сокращения пенсионного возраста). Кроме того, государствоможет влиять на рынок труда, информируя о его состоянии заинтересованныеорганы. Весьма серьезное воздействие на этот рынок оно оказывает и тем, чтоберет на себя организацию и финансирование системы переобучения работников всвязи со структурными сдвигами в экономике.
Инструментарийсоциальной политики в области рынка труда включает в себя наряду спроизведением компенсационных выплат при безработице и в период поиска работыпредоставление консультаций по профориентации, трудоустройству ипрофессиональному обучению, облегчающих вступление в трудовую жизнь или сменупрофессии. Финансовые средства из фонда страхования по безработице должныиспользоваться эффективно, например, в целях финансирования мероприятий попрофессиональному обучению, реабилитации, облегчающей возвращение к трудовойдеятельности, а также в качестве вспомогательных средств для создания иизменения структуры рабочих мест.
Наряду сэтим целью современной политики обеспечения занятости является также решениепроблем особых групп работающего населения (пожилых людей, инвалидов, женщин,молодежи, иностранцев).
Демографическаяполитика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иныхсоциальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения,призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности иструктуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости,брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения. Вшироком смысле демографическую политику иногда отождествляют с политикой вобласти народонаселения, а в узком, более принятом, рассматривают как одну изее составляющих. Она тесно связана с социальной и экономической политикой, нотем не менее имеет свои особенности. В качестве объекта такой политики могутвыступать страны, отдельные их районы, а также отдельные группы населения.
Направлениясоциальной политики страны в демографической сфере основываются на комплексеразличных мер: экономических, административно-правовых, воспитательных ипропагандистских. К числу экономических мер, направленных на стимулированиерождаемости, относятся оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождениидетей, пособия на детей в зависимости от их количества, возраста и составасемьи — по прогрессивной шкале, различные ссуды, кредиты, налоговые и жилищныельготы и т. д.; на снижение рождаемости направлены меры, создающие преимуществадля малодетных семей. Административно-правовые меры включают законодательныеакты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортами применению контрацептивов, имущественное положение матери и детей в случаераспада семьи, режим труда работающих женщин и др. Воспитательные ипропагандистские меры направлены на формирование общественного мнения, норм истандартов демографического поведения, определение отношения к религиозным идругим традициям и обычаям воспроизводства населения и политике планированиясемьи (внутрисемейное регулирование деторождения), к половому воспитанию иобразованию молодежи и др.
Кактуальным направлениям социальной политики в современных западных странахотносится также политика обеспечения необходимых жилищных условий. Легко ибыстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочейсилы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особуюзначимость, ибо повышает эффективность производства.
В традиционномварианте это направление социальной политики проводится путем выделения избюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть иальтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельноежилищное строительство. При этом используются различные возможности. Например,территориальные органы власти сами создают относительно дешевые комплексы жильяи сдают их в наем семьям с низкими доходами. Еще один путь социальной поддержкив этой области предполагает использование жилья, построенного частнымистроительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому,что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляетих льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. Врамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья,устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. Вотдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частнойсобственности землю и использовать ее для государственного жилищногостроительства.
Такимобразом, социальная политика государства состоит из множества направлений: политикадоходов населения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальнаяподдержка и защита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан;развитие отраслей социальной сферы и их инфраструктуры, социальная защитаотдельных групп населения; экологическая, демографическая и миграционнаяполитика. К ним относят также социальное страхование; социальную защитуработников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынкетруда; жилищную политику. Все направления социальной политики взаимосвязаны,поэтому необходимо проводить сбалансированную социальную политику.3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛАРУСИ
 
ПереходРеспублики Беларусь к социально-ориентированной модели рыночной экономикисопровождался значительным спадом производства и потребления. Институциональнаязатратность перехода проявилась, прежде всего, в социальной сфере: уровеньжизни населения и его социальная защищенность резко снизились. При разработкеэкономической стратегии реформирования в 90-е годы социальная политика неназывалась среди основных целей реформ. Состояние и динамика социальной сферыотносились к числу ограничений, фактически учитывался лишь один аспект — возможность острых социальных кризисов. Роль социальной сферы была осознанапосле финансового кризиса 1998 г. Беларусь избежала социальных потрясений благодаряэволюционному подходу к экономическим реформам. Однако результатом явилосьсокращение сбережений и, которые в 2001 году составили 48% от 1990 года, чтостало сдерживающим фактором экономического роста [6, c. 257].
Управлятьпроцессом развития институциональной структуры социальной сферы можно либочерез копирование формальной структуры успешной экономики (импорт институтов)либо через построение собственной структуры институтов, ориентируясь на контурысуществующей неформальной структуры. В первом случае спрос на институты незакрепляется. Так попытка ввести институт социального страхования в Беларуси в90-е годы натолкнулась на ограничения экономического характера. Если принятьточку зрения многих западных специалистов, что источником институциональныхизменений служат меняющиеся относительные цены или предпочтения, то можносделать вывод об отсутствии таких сигналов. Доходы большей части населенияотвечали только минимальному уровню выживания. Функция сбереженияотсутствовала.
К концудевяностых годов прошлого века возникла институциональная ловушка. Устойчивыеожидания населения в отношении институциональных гарантий и защищенностистолкнулись с неспособностью государства выполнить свои обязательства.Институты, функционировавшие достаточно эффективно в рамках плановой экономики,превратились в систему неэффективных норм. В 2000 г. в Республике Беларусь35,7% семей обладали доходом ниже прожиточного минимума на одного члена семьи.Наряду с унаследованными социальными институтами потребовалось введение новых(пособия для безработных, новых «бедных»). Это привело к росту социальной долиВВП. В 1999 г. валовые расходы на социальные программы и субсидии с учетомперекрестного субсидирования превысили треть ВВП республики что потребоваловысоких налогов и социальных выплат и стало сдерживающим факторомэкономического роста.
Поэтомуспрос на новые социальные институты появился прежде всего у главногоэкономического субъекта – государства. На недостаточную развитость институтовособенно негосударственных было обращено внимание участников республиканскогосовещания по вопросам развития социальной сферы в 2003 году. Государствовыступает главным игроком на рынке институтов социальной сферы — инициируя какотмену старых институтов, так и введения новых — платного образования,пенсионного страхования, пособий по безработице и др. Ограничениями длявведения новых институтов являются невысокие доходы значительной частинаселения и неконкурентоспособность на рынке труда. Государство, доминируя нарынке, определяет уровень оплаты труда — фонд личного потребления. Одновременноза ним сохраняется функция централизованного распределения фондов потребления,унаследованных от старой хозяйственной системы. Не выполнение социальныхобязательств государства привело к снижению реальных доходов населения. Приэтом отказ от ранее существовавших форм распределения не компенсировалсясоответствующим ростом заработной платы.
Кореннаяперестройка институтов общественного потребления происходит с учетом финансовыхинтересов главного нанимателя -государства. Социальная сфера находиться сегодняпод влиянием снижения роли институтов общественного сектора экономики ввоспроизводстве человеческого капитала и развитием рыночных институтовсоциальной сферы. Однако проблема не только и не столько в отказе государстваот своих обязательств, сколько в том, что предлагается взамен.
На первомэтапе преобразований социальные реформы были направлены на минимизациюсоциальных последствий экономического кризиса. Это привело к росту социальнойдоли в ВВП. По оценкам экономистов, социальная составляющая ВВП достигла кначалу 2000 году 40%. Следствием чего явились высокие налоги и выплаты всоциальные фонды. Была осознана необходимость в развитии негосударственныхсоциальных институтов. Однако унаследованные от плановой экономики традициипатернализма, с одной стороны, и низкий уровень жизни населения, с другой,оказались препятствием для введения рыночных норм в социальную сферу. Назревшиерешения в сфере социальной политики принимаются со значительной временнойзадержкой.
Первойпопыткой внести определенность в ранее выданные обязательства государства идекларируемые нормы и одновременно сохранить минимальный уровеньгосударственного социального обеспечения были государственные минимальныесоциальные стандарты (ГМСС). Закон о ГМСС был принят в 1999 г. Но только в 2003г. были разработаны и утверждены постановлением Совета Министров меры повнедрению в республике 44 государственных социальных стандартов. Цельстандартов – удовлетворить важнейшие потребности человека в материальных благахи услугах и таким образом соблюсти конституционные гарантии. Большинство норм инормативов, которые входят в систему стандартов, являются обязательствамигосударства перед различными группами населения и должны обеспечиваться за счетего финансовых ресурсов. Это дало возможность сохранить равные минимальныегарантии социальной защищенности для населения. В перспективе государственноесоциальное обеспечение должно сохраниться на уровне минимального стандарта,ориентированного на малообеспеченную часть населения.
Активноереформирование социальной политики началось после 2000 г., когда сталоочевидным, что затратная патерналистская модель социальной политики не отвечаетпотребностям страны. Республика Беларусь стоит перед дилеммой: направитьресурсы на цели экономического роста или социальное обеспечение.
Основныминаправлениями реформирования и совершенствования социальной политики стали:поиск путей ограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды иужесточение финансовой дисциплины использования средств; активное привлечениесредств нанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платныхуслуг для населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортномобслуживании [6, c. 263].
Такимобразом, происходит перераспределение социальных расходов между основнымиэкономическими субъектами. На сокращение расходов государства были направленыизменения в трудовом законодательстве. В 2007 году при незначительном ростедлительности минимального отпуска оплата дополнительных отпусков перенесена наплечи нанимателей. В этом же году принят законопроект о ликвидации льгот. ВБеларуси существовало более 200 видов льгот, правом их получения пользовалисьболее 30 категорий граждан, 25% льгот получали наиболее обеспеченные граждане.В декабре прошлого года, несмотря на негативное общественное восприятиезаконопроекта, он вступил в силу. Опросы, проведенные до его введения, показалиустойчивую отрицательную динамику отношения к закону (если в сентябре 65,4 %участников опроса считали, что экономить нужно не на льготах, то в декабре — 74,2 % придерживались этого мнения). Сегодня 75,9 % опрошенных не одобряютотмену льгот для большинства категорий населения. Однако в открытых социальныхпротестах приняло участие незначительное число граждан.
Разрабатываетсязаконопроект об обязательном государственном страховании работников, занятых вособых условиях труда. Его целью является выведение профессиональных пенсий изобщей пенсионной системы с тем, чтобы расходы на их выплату финансировались издополнительных отчислений нанимателей таких работников. Это позволит освободитьпенсионную систему от несвойственных ей функций: страхования производственныхрисков и сосредоточить усилия на обеспечении нетрудоспособных. Важность этого законопроектавызвана тем, что 27,4% работников выходят на пенсию досрочно. Хотя в 1997 годуправительство Беларуси приняло Концепцию реформирования системы пенсионногообеспечения, и она предполагала введение трех видов пенсий: социальной,трудовой (страховой) и дополнительной негосударственной пенсии (страхованиягражданами своего дополнительного обеспечения).
Однакореформа была только продекларирована. Дополнительным пенсионным страхованиемсегодня занимаются лишь отдельные страховые компании в рамках страхованияжизни. Не планируется и предусматривавшееся ранее повышение пенсионноговозраста. Проблемами действующей пенсионной системы остаются: сложноефинансовое положение ФСЗН, низкий уровень пенсий, уравнительные тенденции. Таку лиц с низким доходом коэффициент замещения заработка в пенсии составляет60-80%, а у лиц с высокими заработками 15-20%. Это снижает мотивацию кзарабатыванию более высоких пенсий.
Рост затратнаселения, вложений граждан в воспроизводство человеческого капитала находитпроявление в неуклонном росте платных услуг. Наибольшими темпами они растут вобразовании, здравоохранении и санаторно-курортном обслуживании. В нашей странев 2003/04 учебном году впервые число студентов, обучающихся за собственныйсчет, превысило число обучающихся за бюджетные средства. Эта тенденциясохраняется при абсолютном сокращении (с 2004/05 учебного года) бюджетных мест.В общей структуре услуг услуги сферы образования составляют 7,9 %. Медицинаостается и сегодня государственной, бесплатной и вертикально интегрированной.На нее затрачивается 4-4,2 % ВВП. Сфера платных услуг в здравоохраненииразвивается медленно. В общей структуре услуг медицинские услуги занимали в2007 году 2,5 %, санаторно-оздоровительные — 3,3 %. Институт медицинскогострахования не развивается в силу недостатка средств у населения.Свидетельством нехватки средств у государства является принятое в мае этогогода постановление Совета министров, разрешающее гражданам самостоятельнозакупать расходные материалы для сложных операций. И хотя страховая платнаямедицина могла бы эффективно дополнить общедоступные медицинские услуги,переход к ней не планируется в ближайшее время.
Заработнаяплата в условиях экономической трансформации перестала выполнятьвоспроизводственную, стимулирующую и регулирующую функции, стала играть рольсоциального вспомоществования и значительно оторвалась от сферы непосредственнотрудовых отношений. В контексте же социальной политики заработная плата должнастимулировать опору на собственные силы и способствовать сокращению бедности.Ни одну из этих функций она в республике полностью не выполняет.
Таблица 1показывает снижение доли заработной платы и трансфертов в денежных доходахнаселения и незначительность доходов от собственности, что иллюстрируетзамороженный процесс приватизации собственности в республике. Минимальнаязаработная плата не выполняет роли социальных гарантий. К 2001 году соотношениеМЗП и средней заработной платы по сравнению с 2001 годом, уменьшилось с 2,6% до6%. Одновременно отношение минимальной заработной платы к минимальномупотребительскому бюджету снизилось почти в 10 раз (с 56% в 1990 году до 8,9 % в2002 году). Таким образом, важной социальной проблемой стала бедность.
 
Таблица 1 –Структура денежных доходов
населенияРБ (в процентах к итогу)
/>

Программойсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 — 2010 годыпланируется снижение доли населения с доходом ниже БПМ до 10%. Еще однойпроблемой являются различия в уровне оплаты между производственной сферой инепроизводственной, отраслями, регионами. Социальная политика в республикенаправлена на снижение дифференциации в оплате. Так если в 2001 годукоэффициент межотраслевой дифференциации составил — 5,1, то к 2008 году онсократился в 1,9 раза и стал равен — 3,5. Приняты решения, направленные наповышение заработной платы отраслей бюджетной сферы. Установлена ставка первогоразряда для оплаты работников организаций, финансируемых из бюджета. Введеныкорректирующие коэффициенты, позволяющие обеспечить приоритетный ростзаработной платы низкооплачиваемых категорий работников. Таким образом, всоциальной политике сохраняется тенденция на уравнительность, что характеризуетее инерционность.
К концу2010 года предусмотрено сократить долю населения, располагающего доходами нижебюджета прожиточного минимума, в два раза. Уровень малообеспеченности населенияснизился с 11,1 процента в 2006 году до 7,7 процента в 2007 году. Важноотметить, что такое снижение произошло во всех регионах страны, а не только вкрупных городах. Оно происходило при относительно низком уровне дифференциациидоходов граждан: в 2007 году соотношение денежных доходов высшей и нижнейквинтильных групп домашних хозяйств составило 6 раз.
Одним изключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития являетсярасширение занятости. Эта одна из первостепенных задач государственнойсоциально-экономической политики Беларуси. Уровень безработицы в Беларусиявляется одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в областизанятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числеродителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервыенаходятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишениясвободы и др. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, какбронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществлениепрограмм профессионального обучения.
В Беларусина протяжении почти десяти лет наблюдается тенденция снижения женской имолодежной безработицы.
Государственнаясоциальная поддержка населения является важнейшей составляющей социальноэкономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуетсяпринцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера,закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий, прозрачный,дебюрократизированный механизм предоставления государственной адресной социальнойпомощи тем, кто в ней действительно нуждается.
Одним изприоритетных элементов социальной поддержки государства является пенсионноеобеспечение. С учетом демографической структуры населения, обусловленной егостарением, получателями пенсий являются 26 процентов населения. Расходы навыплату пенсий составляют 11 процентов ВВП страны. С начала 2008 года ростразмера пенсий составил более 6 процентов. За период с 2003 по 2008 год доляпенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9процентов до 6 процентов от общей численности пенсионеров.
Дляобеспечения дополнительной защиты права граждан на пенсионные выплаты Беларусьактивно развивает соответствующую международную договорную базу: специальныесоглашения о гарантиях пенсионного обеспечения при переселении граждан Беларусидействуют практически со всеми соседними странами и государствами СНГ.
В рамкахдеятельности по социальной поддержке одиноких пожилых людей и инвалидов важноеместо занимает развитие сети стационарных учреждений социального обслуживания.В Беларуси действуют 70 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, в томчисле 9 домов для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, атакже Республиканский интернат ветеранов Второй мировой войны и труда, вкоторых проживает более 16 тысяч человек.
Образованиеи грамотность – важнейшая основа прогрессивного социально-экономическогоразвития Республики Беларусь. В Беларуси ежегодные расходы на нужды образованиясоставляют 6 процентов от уровня ВВП и превышают аналогичные показатели рядавысокоразвитых стран. В Беларуси гарантировано бесплатное среднее образование,сохранено бесплатное высшее образование, которое доступно любому человеку наконкурсной основе. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенстваобразовательных возможностей городской и сельской молодежи.
Такимобразом, активное реформирование социальной политики Республики Беларусьначалось после 2000 г., когда стало очевидным, что затратная патерналистскаямодель социальной политики не отвечает потребностям страны. Основныминаправлениями реформирования и совершенствования социальной политики насовременном этапе стали: поиск путей ограничения расходов государственногобюджета на социальные нужды и ужесточение финансовой дисциплины использованиясредств; активное привлечение средств нанимателей к социальной защите истрахованию; расширение круга платных услуг для населения в здравоохранении,образовании, санаторно-курортном обслуживании, обеспечение дополнительнойзащиты граждан в пенсионной сфере, расширение занятости, обеспечение социальнойбезопасности наиболее незащищенных слоев населения (детей, инвалидов) и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Наосновании проведенной работы можно сделать следующие выводы.
1)Социальная политика представляет собой систему мер, направленных на достижениесоциальных целей и результатов, связанных с повышением общественногоблагосостояния, улучшением качества жизни населения и обеспечениемсоциально-политической стабильности, социального партнерства в обществе.Основными функциями социальной политики являются стимулирующая, стабилизирующаяи др. Социальная политика любого государства должна руководствоватьсяследующими принципами: принципом индивидуальной социальной ответственности,солидарности, социальной компенсации, социальных гарантий, ресурсногообеспечения.
2) Социальнаяполитика государства состоит из множества направлений: политика доходовнаселения; политика в сфере труда и трудовых отношений; социальная поддержка изащита нетрудоспособных и малообеспеченных семей и граждан; развитие отраслейсоциальной сферы и их инфраструктуры, социальная защита отдельных группнаселения; экологическая, демографическая и миграционная политика. К нимотносят также социальное страхование; социальную защиту работников, политику вобласти заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.Все направления социальной политики взаимосвязаны, поэтому необходимо проводитьсбалансированную социальную политику.
3) Активноереформирование социальной политики Республики Беларусь началось после 2000 г.,когда стало очевидным, что затратная патерналистская модель социальной политикине отвечает потребностям страны. Основными направлениями реформирования исовершенствования социальной политики на современном этапе стали: поиск путейограничения расходов государственного бюджета на социальные нужды и ужесточениефинансовой дисциплины использования средств; активное привлечение средствнанимателей к социальной защите и страхованию; расширение круга платных услугдля населения в здравоохранении, образовании, санаторно-курортном обслуживании,обеспечение дополнительной защиты граждан в пенсионной сфере, расширениезанятости, обеспечение социальной безопасности наиболее незащищенных слоевнаселения (детей, инвалидов) и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
1.    Агапова, Т.А. Макроэкономика для преподавателей: Учеб.-метод.пособие. — М.: Дело и сервис, 2003. – 560 с.
2.    Агапова, Т.А. Макроэкономика. — Москва: Дело и сервис, 2004. — 447с.
3.    Базылев, Н.И. Макроэкономика: учебное пособие для экономическихспециальностей. — Москва: Инфра-М, 2004. – 188с.
4.    Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Минск: БГЭУ,2007. – 415 с.
5.    Войтов, А.Г. Экономика: Учеб. фундам. теории экономики: Общ. курс.- М.: Дашков и К, 2004. – 598 с.
6.    Ивашковский, С.Н. Макроэкономика. — Москва: Дело, 2002. – 473 с.
7.    Иохин, В.Я. Экономическая теория: Учебник: Для вузов поспециальности «Финансы и кредит». — М.: Юристъ, 2004. — 861 с.
8.    Кажуро, Н.Я. Макроэкономическая нестабильность: экономическиециклы, инфляция, безработица. — Минск: ФУАинформ, 2004. — 207 с.
9.    Кравцова, Г.И. Деньги, кредит, банки: учебник для высших учебныхзаведений. – Минск, 2003. — 576 с.
10.  Курс экономической теории. Общие основы экономической теории,микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учеб. пособ. / Под. ред.д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М., 2001.
11.  Макконнелл, К.Р. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.:Пер. с англ. Т.2 / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. — М.: Туран, 1996. — 400 с.
12.     Мэнкью, Н.Г. Принципы экономикс: Пер. с англ. — СПб. и др.: Питер:Питер принт, 2003. — 623 с.
13.     Самуэльсон, П., Нордхаус, У.Экономика.15-е изд. М., 1997. – 595 с.